Итак, Самаряне уверовали и были уже крещены, а Духа Святого не получили до тех пор, пока Апостолы Петр и Иоанн не возложили на них руки. Что крещение – одно таинство, а возложение рук, или Миропомазание – другое, это хорошо понимал даже Симон волхв, который, после того как уверовал и крестился ( Деян. 8:13 ), «увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» ( Деян. 8:18–19 ). Ученики Иоанна Крестителя были крещены во имя Господа Иисуса, но в Крещении еще не получили Святого Духа; лишь «когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый» ( Деян. 19:6 ). Если бы в Крещении подавались верующему постоянные, всегда пребывающие в нем, дары Святого Духа, то не нужно было бы опять низводить их на крещающихся чрез возложение на них рук. Ясно, что крещение – одно таинство, а возложение рук – совсем другое, но столько же необходимое, как и первое; – что как для духовного возрождения человека и прощения его грехов нужно святое Крещение, так для получения дара Святого Духа нужно особое таинство – возложение рук, или Миропомазание. 2) Сектант (духоборы и молокане): Не нужно ни возложения рук ни Миропомазания: кто имеет веру в Бога, тот имеет и Св. Духа, о чем свидетельствуют его добрые дела. Корнилий, напр., получил Св. Духа раньше крещения: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» ( Деян. 10:44–48 ). Объяснение православного: Вера и добрые дела сами собою не вселяют еще в нас благодать Святого Духа; вера и добрые дела дают нам только право на получение дара Святого Духа, дают нам, как говорит св. Апостол, только «доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим. 5:1–2 ); благодать же Святого Духа подается нам в св. таинствах Церкви. Самаряне, сказано, когда «поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то и крестились и мужчины и женщины» ( Деян. 8:12 ); однако, как уже сказано, получили Духа Святого только после того, как св. Апостолы возложили на них руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божьего и не почитает за святыню Кровь завета, которой освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой». Страшно впасть в руки Бога живого!» ( Евр. 10: 28–31 ). Лекция девятнадцатая. Таинство Крещения Кому мы можем говорить о таинствах, а кому нет? Что такое таинство? Зачем нужно материальное посредство в таинствах? Количество таинств. Крещение – ключевые тексты Нового Завета. Виды Крещения. Установление Таинства Крещения. Крещение спасает человека. Крещение соединяет со смертью Христа. Покаяние обязательно должно предшествовать Крещению. Крещение необходимо даже тем, кто получил дары Святого Духа. Крещение является обрезанием. Крещение неповторимо. О вторичном Крещении. При Крещении необходимо погружение в воду. Крещение должно быть связано с исповеданием Святого Духа. Условия Крещения. Последование Таинства Крещения. Кому мы можем говорить о таинствах, а кому нет? Зачастую наша миссия построена по ложному принципу: начинают рассказывать о таинствах тем людям, которые непонятно в кого веруют. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф. 7, 6 ). Если человек не имеет веру в Триединого Бога, если он безбожник, мусульманин, такому человеку о таинствах говорить нельзя (кроме Таинства Крещения). Мы можем это сделать только в том случае, если мусульманин, например, уже что-то слышал о Евхаристии. Тогда мы должны объяснить ему суть Таинства, ведь есть мнение, что христиане пьют кровь младенцев и т.п. Вообще, тем людям, которые не верят в Триединого Бога и Боговоплощение, рассказывать о Таинствах нельзя. Кому нельзя рассказывать о таинствах? Иудеям. Мусульманам. Атеистам. Свидетелям Иеговы. Кому можно рассказывать о таинствах? Верующим в Триединого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Понятие о таинстве крещения и его необходимости для всех людей . Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Таинство крещения необходимо каждому человеку для его духовного возрождения и спасения. В Церкви Христовой это таинство совершается не только над взрослыми, но и над младенцами, так как младенцы тоже заражены первородным грехом и потому также нуждаются в очищении от него и возрождении. Сам Господь Спаситель в беседе с Никодимом сказал: Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Если кто не родится от воды и Духа (то есть не возродится через таинство крещения), не может войти в царствие Божие. Божественное установление таинства крещения . Начало крещения было положено Иоанном Крестителем: Иоанн крести крещением покаяния, людем глаголя, да во грядущего по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть во Христа ( Деян.19:4 ). Иисуса 109 . Но крещение Иоанново не было таинством, оно имело лишь прообразовательное значение и было приготовительным обрядом к крещению христианскому. Крещение Иоанна Предтечи существенно отличалось от крещения, установленного Иисусом Христом, во-первых, тем, что оно было крещением в грядущего Мессию; во-вторых, тем, что крещение Иоанново было только крещением покаянием и не возраждало благодатью Святого Духа. Что касается христианского таинства крещения, то оно установлено Самим Господом Иисусом Христом. Своим примером Спаситель освятил крещение, приняв его от Иоанна; потом, после Своего воскресения, посылая апостолов на проповедь по всей вселенной, Он торжественно заповедал им: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Человеку надлежит с помощью Святого Духа уврачевать повреждение своей природы и соделаться жилищем Богу. Все великие дары Божии – оправдание, освящение, со-воскресение – даются нам в Таинстве Крещения не как окончательная, актуализированная и пребывающая данность, а как задание, как потенция, как возможность. Христианин не выходит из купели бессмертный, бесстрастный, не способный болеть, изменяться; но к его естеству прививается благодать Божия, помогающая ему устроить свою жизнь, и внешнюю, и внутреннюю, так, чтобы вся она проникалась освятительной силой Церкви, – то есть выстроить всю жизнь по началам Евангелия. Разумеется, очень важны здесь свободное произволение человека, его нравственные и духовные усилия. Но этого недостаточно: своими собственными силами люди не могут в полной мере исполнить евангельские заповеди, для этого нужен особый дар Святого Духа; и этот дар подаётся именно в Таинстве Миропомазания. С православной точки зрения Крещение и Миропомазание – две стороны одного целого. В Крещении мы возрождаемся к вечной жизни, делаемся к ней способны, – в Миропомазании получаем дары Святого Духа для прохождения этой жизни. Напомним еще раз слова Господа: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 7). Рождение от воды – это Крещение, рождение от Духа – Миропомазание. С самого начала бытия Церкви возрождение человека к новой жизни совершалось двойственным актом: сначала он принимал крещение от воды, а затем получал дар Духа Святого через возложение рук апостольских. Вот свидетельства Священного Писания. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили на них руки, и они приняли Духа Святого (Деян. 8, 14-17). Еще: в Эфес прибыл Апостол Павел, и найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Духа Святого, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Христос, рожденный в среде богоизбранного народа, должен был исполнить весь закон, то есть реализовать в Себе весь Закон: «Ибо конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). Не имея на Себе ни одного греха, Господь берет на Себя все грехи мира, тем самым делая Крещение началом Своего искупительного крестного пути. Христос принял крещение не в знак покаяния в Своих грехах, но Он уподобился грешникам и совершил то, что мы должны совершить, исполнил то, что мы должны исполнить. Его жизнь после крещения, исполненная страданий и безграничного терпения, также является для нас примером. Что таинство Крещения значит для нас, дорогие братья и сестры? В Крещении человек умирает для греховной жизни и воскресает в новую, духовную жизнь, о чем говорится в апостольском послании к Римлянам: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни…» (Рим. 6:3-10). Вода – один из древнейших религиозных символов. В Писании вода символизирует собою жизнь (Ис. 35:6-7), благодать Божию (Ин. 4:10-14), нравственную чистоту человека (Ис. 1:16). У древних евреев были в обычае частые омовения, поэтому крещение Иоанново внешне похоже было по форме на эти ритуальные омовения, но по смыслу это было подготовительной встречей со Христом: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1:3). Заповедь Христа о крещении включает в себя основные элементы чинопоследования таинства: предварительное научение (оглашение), без которого вера не будет сознательной, троекратное погружение в воду с крещальной формулой: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь». Затем следует помазание миром, после которого совершается троекратное обхождение вокруг купели с пением. Чин крещения завершается чтением Апостола и Евангелия, символическим пострижением волос и воцерковлением. В эпоху Константина Великого было принято крестить по преимуществу взрослых людей, поскольку придавалось большое значение сознательному принятию таинства. Эти два главных таинствакрещение и евхаристия, символизируют собою купель и чашу, как вхождение в Церковь Божию и принятие Св.Даров на Евхаристии. Когда воин Лонгин пробил бок Господа копием своим, то истекла кровь и вода. Именно они и символизируют эти два наиболее значимых таинства.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/17/bu...

И когда выходил Иисус из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. Реальность божественной жизни, непроницаемой и неизреченной, сокрытой от всякого человека, в эту минуту раскрывается перед Ним. «И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк.1, 4-11)». Всякое образованное ухо, а иудеи того времени были достаточно образованы в Св. Писании, понимало смысл этих слов, составленных из цитат ветхозаветных пророков: «Ты Христос, Мессия, Спаситель, но не тот Спаситель, который возьмет в руки меч, а тот, который пострадает за людей». Событие Крещения Господня явилось откровением Полноты Божества – всех Лиц Святой Троицы: Отца, гласом с небес засвидетельствовавшего о Сыне, Сына принявшего крещение, и Духа Святого, сошедшего на Сына в виде голубя. Поэтому Крещение Господне – это еще и событие Богоявления. Приняв крещение ради грехов человеческих, Христос положил начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. «Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царстве Небесное», — говорит Господь в Евангелии. Православное Таинство Святого Крещения – это не дань традиции и не символический обряд омовения водой. Это Крещение водой и Духом, в котором мы рождаемся для жизни с Богом, в котором Дух Святой как в горниле переплавляет душу, истребляет грехи и делает ее чище и блистательнее всякого золота. Условия, при которых может совершаться Крещение – покаяние и вера. К Крещению можно приступить, лишь отказавшись от своих грехов и осудив их. Но если нет веры, нет покаяния, «если… душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после крещения сходна с жизнью до крещения, то… для таковых вода останется водою», — наставлял готовящихся к Крещению святой Григорий Нисский в IV веке. Об этом всегда предупреждали святые Отцы Церкви. Чтобы выйти из Таинства Крещения новым человеком, нужно стремиться быть новым и, насколько хватает сил, уничтожать в себе остатки прежних греховных навыков.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-pr...

То, как Евангелие описывает явление Духа Святого, тоже имеет свои параллели в Ветхом Завете. В самом начале Библии говорится о творении мира: Дух Божий носился над бездной, буквально же в оригинальном еврейском тексте – «парил, реял», так же, как парит в небесах птица. И вот теперь Дух Святой в образе горлицы сходит на Спасителя. И еще голубь напоминает о потопе: выпущенный Ноем из ковчега голубь вернулся, неся в клюве зеленную оливковую веточку. Так Ной понял, что Бог не гневается – вода схлынула и где-то уже произрастает зелень. Воссоздание творения и примирение человека – все, о чем в прообразах говорил Ветхий Завет исполняет Иисус Христос устанавливая Новый Завет Бога и человека. Река Иордан по Российским меркам совсем невелика: и мелка, и не широка, но именно здесь, в Вифаре, где один берег принадлежит теперь Израилю, а другой – Иордании, произошло великое событие – Крещение Господа, после которого началась Его проповедь и которым положено начало Таинства Крещения – нашего рождения для Вечной жизни. И так же, как когда-то Господь сошел в Иордан и «тем освятил вод естество», так и ныне, совершая Таинство Крещения либо же чин освящения воды, Церковь молит, чтобы Сам Господь «наитием Святого Духа» освятил воду. И так же, как когда-то Господь взял в Иорданских водах на Себя грехи всего мира, так и сейчас мы принимаем Крещение во оставление грехов. И так же, как Крещение стало началом пути Господа Иисуса Христа к смерти и Воскресению, так и мы все в смерть Его крестились, чтобы стать наследниками Его Воскресения. «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6.4-5). И так же, как Крещение стало Богоявлением – откровением о Троичном Боге, так и мы принимаем Крещение по Господню повелению во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. [ < < назад вперед > > ] [ предисловие к оглавлению оставить отзыв ]

http://zavet.ru/b/braverman/euangelium/0...

Господь повелел крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Слово «во имя» имеет здесь глубочайший смысл, содержа общее указание на невидимое действие крещения. Оно означает именно, что мы через крещение вступаем в теснейшее общение с Триединым Богом. Подтвердим это примерами из Священного Писания. В послании к галатам апостол говорит о христианах: «все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Значит все, крестившиеся во Христа, получают право именоваться сынами Божиими. Сам Бог становится их Отцом, и они вступают в блаженное общение с Ним. Это так и должно быть, ибо они крестятся во имя Отца. Далее крещение совершается также во имя Сына. В каком теснейшем союзе христиане находятся и должны находиться с Иисусом Христом, своею Главою, на это указал Сам Господь, уподобив Себя лозе, а всех последователей Своих ветвям. Как ветви получают жизненные соки от лозы и сохраняют свою жизнь только в том случае, если не отделяются от лозы, так и христиане получают силу к духовной жизни только от Христа, как свидетельствует об этом апостол в словах: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Отсюда становится ясно, в сколь тесное общение с Сыном Божиим вступаем все мы через крещение. Наконец, крещение совершается во имя Святого Духа, чем указывается также, что крещаемый вступает в теснейшее общение со Святым Духом. На это общение указывает апостол Павел в следующих словах своего апостольского благожелания к коринфянам: «благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами». С минуты своего крещения каждый вступает именно в общение со Святым Духом и становится храмом Его. Таким образом, через крещение каждый вступает в теснейшее общение с Триединым Богом, становится сыном Божиим и наследником вечной жизни. Что может быть блаженнее этого состояния! Крещение вводит нас в Царство Небесное и делает гражданами этого царствия. Но мы частнее рассмотрим здесь, какие особенные блага даруются нам Богом в таинстве крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Святитель далее замечает: " Это крещение Святым Духом стало возможным лишь после того, как они показали чудное расположение души своей, приняли начало учения и уверовали, что в крещении несомненно подается прощение грехов, то и сошел на них Дух " . Принятие водного крещения евнухом Эфиопской царицы Убежденность пятидесятников в том, что Дух Святой может крестить верующего непосредственно после совершения водного крещения, без участия предстоятеля Церкви, нигде не подтверждается Священным Писанием. Мы видим, что сошествие Святого Духа на евнуха Эфиопской царицы никак не сопровождалось теми внешними признаками, по которым пятидесятники обычно узнают о крещении Духом Святым. Написано, что после совершения водного крещения Дух Святой сошел на евнуха (Деян. 8, 39). О глоссолалии ничего не упоминается. Недоумение относительно того, что на евнуха все же сошел Святой Дух, легко разрешается тем, что, согласно учению Православной Церкви, в таинстве Крещения подается благодать Святого Духа, отпускающая первородный и личные грехи. Учение пятидесятников о сошествии Святого Духа после водного крещения Дух Святой может крестить верующего в любое время, в частности и после водного крещения, учат пятидесятники, ссылаясь на крещение самарян (Деян. 8, 14 - 17) и учеников Иоанна Крестителя (Деян. 19, 4 - 6), причем при крещении Духом Святым не обязательно возложение рук епископа. Между тем ученики Иоанна получили Духа Святого только после того, как крестились в воде во имя Иисуса Христа, затем Павел возложил на них руки, и " нисшел на них Дух Святой " (Деян. 19, 6). То же и при крещении самарян. " Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он еще не сходил ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого " (Деян. 8, 14 - 17). Сектантам нечего возразить на вопрос: если бы Духа Святого можно было получить без епископского руковозложения, зачем же тогда Апостолы предприняли столь неблизкое путешествие? Самаряне приняли водное крещение от Филиппа (Деян. 8, 12), который, будучи диаконом, не мог совершить это Таинство, которое и исполнили пришедшие из Иерусалима епископы (Деян. 8, 15). Далее при описании принятия Святого Духа самарянами нигде не упоминается о глоссолалии. Дара языков самаряне не обрели, поэтому остается загадкой упорство пятидесятников, стремящихся утвердить свое учение именно на этом эпизоде из Священного Писания.

http://zavet.ru/b/orlov/nptd/03.htm

Апостол Петр, обращаясь к народу в день Пятидесятницы, говорит: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2, 38 ). Здесь святой Петр говорит о первоначальных действиях Святого Духа, указывает на два акта возрождения человеческой личности: оставление грехов (Крещение) и дар Святого Духа (Миропомазание). Святой апостол Павел в послании к Евреям учение о Крещении и возложении рук (Миропомазании) относит к начаткам учения Христова: «Оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном... Ибо невозможно однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого... опять обновлять покаянием» ( Евр. 6, 1 – 6 ). Здесь Апостол Крещение и возложение рук (Миропомазание) относит к первоначальным священнодействиям, совершаемым над христианами, но в то же время он различает их. Следствием «Крещение он поставляет просвя-щение, а следствием возложения рук – вкушение дара небесного, причастие Святого Духа. И Крещение и возложение рук, по Апостолу, суть два различных действа, и в обоих он признает таинственную благодатную силу» 244 . Не уподобляются ли нынешние пятидесятники во младенческом своем неведении новообращенным первохристианам тем, что провозглашают на весь мир о крещении Духом Святым, которое будто бы по подобию первоапостольских времен совершается на их молитвенных собраниях? В Апостольской Церкви Миропомазание осуществлялось посредством руковозложения, которое могли совершать только епископы. Это подтверждает Слово Божие: самаряне «поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то и крестились и мужчины, и женщины» ( Деян. 8, 12 ). Но диакон Филипп не мог сообщить им Духа Святого через руковозложение – Миропомазание, для этого из Иерусалима прибывают епископы Петр и Иоанн: «пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого, ибо Он еще не сходил на них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8, 15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010