В такой помощи нуждаются и крещаемые. И как тогда Святой Дух сошел на Апостолов в виде огня и излил на них Свои дары, так и сейчас, когда священник помазывает крещаемого Святым Миром, на него изливаются свыше дары Святого Духа, что видно из слов, которые должен говорить священник при совершении этого Таинства: «Печать Дара Духа Святого. Аминь». Он как бы так говорит: «Через помазание этим Святым миром ты запечатлен и утвержден в дарах Святого Духа, которые ты получаешь для утверждения (ες βεβαωσιν) твоей христианской веры». Это согласно и со словами Апостола: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). Это помазание миром, или, лучше сказать, это действие помазания, совершалось во времена апостолов через возложение рук, по словам Писания: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян. 8:17 ). Впоследствии оно стало совершаться через помазание миром, как мы знаем от священного Дионисия Ареопагита , ученика блаженного Павла 70 . Вопрос 105. Что требуется для этого Таинства? Ответ. Во-первых, требуется, чтобы это миро было освящено верховным епископом. Во-вторых, чтобы оно имело надлежащую материю, то есть: елей, бальзам и другие масти. В-третьих, требуется, чтобы непосредственно после Крещения священник помазал определенные члены крещаемого, произнося эти слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». От этого Таинства происходят следующие плоды. Во-первых, как через Крещение мы возрождаемся, так через помазание святым миром мы делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: «Он спас нас чрез омовение возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит. 3:5–6 ). Во-вторых, силой Святого Духа мы становимся настолько твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда нашей душе. Это Таинство не может быть повторено снова, кроме как над теми, кто, отрекшись от имени Христа, вернется [к исповеданию истинной веры].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Объяснение. Здесь повествуется о крещении Самарян диаконом Филиппом: Деян.6:5 , который, однако, не сообщил им Святого Духа, что довершили апостолы Пётр и Иоанн: ст.14–17. В этой же главе, ст.38–39, рассказывается о крещении Филиппом ефиоплянина, последовавшего за благовестием о Христе (ст.35). Филипп и ефиоплянин (оба) сошли в воду, отсюда прямое доказательство необходимости водного крещения и сообщения Святого Духа не чрез возложение рук, а чрез миропомазание: 2Кор.1:21–22 . 1Ин.2:20:27 . «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». Объяснение. Из этих слов можно заключить, что первоначальные случаи возложения рук: Деян.8:17 , заменены миропомазанием, см. «помазание»: 2Кор.1:21–22 ; так как указанные случаи были совершены ещё самими апостолами, то потому и сопровождались они необыкновенными дарами ведения религиозных истин. Отсюда естественный вывод, что первые христиане были не так доступны для лжеучителей, как современные, и особенно как люди последнего времени: 2Тим.4:3 . 2Кор.1:21 . «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог». Объяснение. Кто не узнает в этом действии таинства миропомазания, чрез которое человек утверждается в союзе со Христом: 1Кор.12:13 , (этот союз получает начало в крещении) и знаменуется «печатью дара Духа Святого»? – Деян.2:38 . О даре языков Деян.2:4 . «И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Объяснение. Дар знания разных языков был дан для того, чтобы проповедь их была понятна всем народам, бывшим тогда в Иерусалиме: ст.9; так как Христос был чаянием языков: Быт.49:10 , и ведение Бога должно было покрыть всю землю, как воды наполняют море: Ис.11:9 , то этим событием апостольского времени нельзя оправдывать самопроизвольные и к тому же бессвязные и неистовые выкрикивания бессмысленных звуков и слов на еретических собраниях людей, имеющих одно наречие: 1Кор.14:19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вон в кн. Деяний рассказано, что самаряне, „мужчины и женщины“, были крещены диаконом Филиппом, но Духа в крещении они не получили: „ибо Он не сходил ещё ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса“ ( Деян.8:14–16 ст.). Видим отсюда, что одного крещения недостаточно для полного облагодатствования христиан. Нужно ещё правильное апостольское руковозложение. Об этом про тех же самарян сказано в книге Деяний: „тогда Пётр и Иоанн возложили руки на них, и они приняли Духа Святого“ ( Деян.8:17 ст.). – Итак, скажи нам, Пётр, как же ты получил Духа Святого при крещении? – А так, как написано про евнуха: „когда они вышли из воды, Дух Святый сошёл на евнуха, а Филиппа восхитил ангел Господень“ ( Деян.8:39 ). Вот и я получил Духа Святого невидимо... – Из книги Деяний напротив мы усматриваем, что Дух Божий осязательно сошёл на евнуха. Значит, это схождение было заметное, почему о нём и записано в Деяниях (Сн. Деян.8:16,17 ст.). Ты же, Пётр, чем заверишь нас, что действительно ты получил Духа Божия?.. Пётр ответил. – Моё чувство заверяет меня, что я принял Духа Святого. Я возразил. – Чувства часто прельщают нас и обманывают. Другое дело, если бы ты получил чрезвычайные дары, о которых говорит ев. Марк ( Мк.16:17,18 ст.). Но ничего чудесного обнаружить ты не можешь. Значит, докажи и нам, что ты получил Духа Святого правильным путём... – Тот, кто крестил меня, низвёл на голову мою и Духа Божия. Я сказал. – Из слова Божия видим, что не всякий креститель имеет силу низводить на людей Духа Божия. Вот самарян крестил диакон Филипп, а Духа Святого им не дал. Нужно было для того прийти апостолам. К тебе же кто приходил? – Этого я не скажу вам, – ответил Пётр. Я заявил. – И не говори, не нужно. Но докажи нам, что креститель твой был правильный преемник апостола? Пётр грустно сказал: – Того я не знаю. Верую, что Бог таинственно ниспослал мне Духа Своего... Я ещё напомнил Петру, что по крещении Дух Божий невидимо сходит лишь через руки апостольских преемников. А если Дух Святой сошёл на евнуха Сам Собой, без всякого стороннего посредства, так это было чудо.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такое же свидетельство о совершении апостолами таинства низведения на крестившихся Духа Святого дается в следующем, рассказе книги Деяний апостольских. Ап. Павел во время путешествия своего по странам малоазийским прииде во Ефесе, где встретил учеников Иоанна Предтечи, которые крестились только его крещением, т. е. приготовительным, и рече к ним: аще убо Дух Свят прияли есте веровавше? Они же реша к нему: но ниже аще Дух Святый есть, слышахом. Рече же к ним: во что убо крестистеся? Они же рекоша: во Иоанново крещение. Рече же Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя; да во Грядущего по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса. Слышавше же крестишася во имя Господа Иисуса и возложшу Павлу на ня руце, прииде Дух Святый на ня: глаголаху же языки и пророчествоваху ( Деян. 19, 1–6 ). Ясно здесь различается от крещения другое таинство, которое низводить на крещающихся Духа Святого, проявлявшегося тогда и в чрезвычайных дарованиях. Подобное же указание на это таинство находится в словах ап. Петра к народу в – день Пятидесятницы: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа, во оставление грехов, и приимете дар Святого Духа ( Деян. 2, 38 ). От крещения во оставление грехов апостол отличает следующее за ним принятие дара Святого Духа и оба эти таинственные действия представляются им существенно необходимыми в деле спасения. Ап. Павел в послании к евреям, убеждая уверовавших во Христа иудеев к преуспеянию в вере, пишет: оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству, и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволить. Ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему ( Евр. 6, 1–6 ). Здесь апостол крещение и возложение рук относит к первоначальным священнодействиям, совершавшимся над христианами; но в тоже время он различает эти два действия по их следствиям: следствием крещения он поставляет просвещение, а следствием возложения рук – вкушение от дара небесного, причастие Св. Духа. Значит, крещение и возложение рук, по апостолу, суть два различные действия и в обоих этих действиях апостол признает таинственную благодатную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и Евнух, и крестил его ( Деян. 8:36–38 ). Ясно, что Филипп отличал веру от водного крещения и не считал одной веры, без водного крещения, достаточной для спасения. То же самое видно из повествований о совершении крещения и над многими другими лицами: Корнилием, Лидией, темничным стражем в Филиппах, да и самим апостолом Павлом. Согласно с этим, по требованию Православной Церкви, раньше крещения, крещаемый произносит исповедание веры. Возражения молокан против учения православной церкви о таинстве миропомазания совершенно голословны. «Таинственно очищая верующих от грехов – учил сам Уклеин, – Божественное учение невидимо преподает ему и духовное помазание». Но такое понимание явно противоречит Св. Писанию, которым, будто бы, руководствуются молокане в своих верованиях, и которое учит о миропомазании, как о самостоятельном таинстве. По учению Св. Писания, в этом таинстве, которое первоначально было совершаемо через возложение апостольских рук, верующему преподаются особые дары Духа Святого, потребные для его укрепления и возрастания в духовной жизни. ( Деян. 8:15–17; 2:38; 19:1–6 ; Ин. 7:37–39 ; 1Ин. 2:20–27 ; 2Кор. 1:21–22 ). Молокане упрекают Православную Церковь в том, что таинство миропомазания в ней ныне совершается не через возложение рук, а через помазание миром. Но упрек этот несправедлив. Нет сомнения, что нынешний способ совершения этого таинства, также ведет свое начало от Апостолов. Так, ап. Иоанн пишет: «вы имеете помазание от Святого» ( 1Ин. 2:20 ). Пусть речь идет здесь о внутреннем действии таинства, т. е., допустим, что слово «помазание» ап. Иоанн Богослов употребил в переносном смысле; но, по общему закону развития всех языков и наречий, переносный смысл слова получают лишь долгое время после того, как они были употребляемы в собственном смысле. Ап Павел так же говорит: «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

3) Уверовавшие в Бога, отвергшие греховную жизнь для вступления в общение с Богом, вступают в это общение посредством начального христианского Таинствасвятого Крещения: Крещение есть рождение в Божественную жизнь. Невозможно вступить в естественное существование, не родившись по закону естества, невозможно вступить в общение с Богом, в чем заключается истинная наша жизнь или наше спасение, не вступив в христианство посредством святого Крещения. Таково Божественное установление. Крещением вступаем в «пакибытие» ( Мф. 19, 28 ), то есть в то святое бытие, которое даровано было Адаму при его сотворении, потеряно им при его падении, возвращено нам Господом нашим Иисусом Христом. «Если кто не родится свыше,» – сказал Господь, – «не может увидеть Царствия Божия... Если кто не родится от воды и Духа, не может войти во Царствие Божие» ( Ин. 3, 3, 5 ). Рождаясь по плоти, мы составляем потомство нашего праотца по плоти, Адама, доставляющего нам бытие вместе с вечной смертью; посредством святого Крещения мы переходим в духовное потомство Богочеловека, Который, по свидетельству пророка, есть «Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис. 9, 6 ), Который, рождая нас духовно, уничтожает в нас начало смерти, насажденное рождением по плоти, и дарует нам вечную жизнь, спасение, блаженство в Боге. Святой Иоанн Богослов возвещает об уверовавших в Бога и возрожденных святым Крещением: «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин. 1, 12–13 ). Святое Крещение, сделав нас чадами Божиими, восстанавливает нашу свободу, данную нам при сотворении, утраченную нами при падении, восстанавливает силу воли, предоставляет нашей власти или пребывать чадами Божиими, или отвергнуть усыновление. Так, в раю предоставлено было самовластию праотцев или пребывать вечно в блаженстве, или потерять его. «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному,» то есть с особенной тщательностью наблюдать за собой, «чтобы не отпасть» ( Евр. 2, 1 ). Святое Крещение запечатлевается другим непосредственно последующим за ним Таинством, святым Миропомазанием. Справедливо это Таинство названо печатью, так как святое Крещение со справедливостью может быть названо условием, заветом между Богом и человеком. Печать, которой запечатлевается это условие, – святое Миропомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Протестанты утверждают, что Крещение само по себе не дает возрождения, но только покаяние и вера. Апостол Петр сказал обращенным им иудеям: «Покайтесь и да крестится каждый из Вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). Из этих слов Апостола следует, что сначала человек должен уверовать в Христа, покаяться, а получить прощение грехов и вместе с этим дар Святаго Духа он может только омывшись в святых водах Крещения. Иначе Крещение вообще не было бы нужно, иначе не крестился бы и апостол Павел, который Самим Господом был научен вере Христовой; однако апостол Анания сказал ему: «крестись и омой грехи твои» ( Деян.22:16 ) – стало быть, даже апостол Павел получил прощение грехов лишь тогда, когда принял святое Крещение. В книге Деяний описан случай, когда люди получили Духа Святаго до Крещения – это был Корнилий и весь дом его. Но то было исключение, необходимое для того, чтобы убедить апостола Петра не пренебрегать язычниками, приводить и их ко Христу ( Деян.10 ). Протестанты, приводя слова Христа ( Ин.3:5 ) о том, что тот, кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие, утверждают, что «вода живая», «вода жизни» – это слово Божие. Следовательно, они признают только «духовное» крещение, подразумевая под водой слово Божие, учение. Но Христос, говоря: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», ясно указывает на воду как на материальное вещество, т.е. употребляет это слово не в переносном, а в прямом смысле. Из Священного Писания известно, что Господь всегда разъяснял главные моменты учения прямо; если же и говорил иносказательно, притчами («Имеющий уши слышать, да слышит»), то потом обязательно истолковывал эти притчи ученикам особо, чтобы не было сомнений и недоумений. Так и в беседе с Никодимом, если бы Христос подразумевал под водой слово Божие, Он сказал бы об этом прямо, но Он сказал: «от воды и Духа»; стало быть, вода – одно, а получение Святаго Духа – другое. Подтвержение этому находим и в Деяниях апостолов. «Тогда Петр сказал: «кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» ( Деян.10:46–48 ). Отсюда видно, что вода и дар Святого Духа – понятия совершенно разные. Еще нагляднее говорится о крещении евнуха апостолом Филиппом: «евнух сказал: вот вода: что препятствует мне креститься?.. Когда они вышли из воды. Дух Святой сошел на евнуха» ( Деян.8:36–39 ). Что получается, если понимать под водой слово Божие? «Когда они вышли из воды...», т. е. когда оставили слово Божие... Дух Святой сошел на евнуха! Явная нелепость.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Но таинства, как мы видели уже в прошлом уроке, суть Богом установленные действия, через которые верующим подается благодать Божия. Значит, и о крещении прежде всего нужно сказать, что оно установлено Богом. Здесь мы приведем слова, которыми Господь Иисус Христос торжественно установил крещение. Слова эти содержатся в главе 28, стихах 18–20 Евангелия Матфея и читаются так: «и приблизившись, Иисус сказал им: дана мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». В начале Господь говорит здесь о Себе, что Ему дана всякая власть на небе и на земле, и что, следовательно, Он есть Господь всего. Эта власть дана Иисусу Христу Богом Отцом. Как Бог Отец сотворил все, что есть на небе и на земле, видимое и невидимое, престолы и господства через Сына, так и Сына Он поставил Владыкою над всеми началами, властями, силами и всем именуемым не только в веке сем, но и в грядущем. Он все покорил под ноги Его и поставил Его главою Церкви. Таким образом, прежде чем установить крещение, Иисус Христос указал на свою Божественную славу и могущество. Словами же «се, Я с вами во все дни до скончания века» Он указал на другое Божественное свойство Свое, по которому Он находится всюду и во все дни. Так Спаситель Свое повеление о крещении начинает и оканчивает указанием на Свои Божественные свойства. Значит, верно то, что крещение есть установление Божественное. В истине этой мы убеждаемся еще и тем, что Сам Иисус Христос примером Своим освятил крещение, приняв его от Иоанна. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», – такими словами Господь установил собственно таинство крещения. Но каждое таинство должно иметь известные видимые действия. В таинстве крещения таким действием служит троекратное погружение тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа. Правда, в приведенном изречении Господь не указывает определенно на это видимое действие, но это потому, что апостолы уже знали о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Миропомазание, хотя преподается оно благодаря Богочеловеческому подвигу Единого Человеколюбца – Господа Иисуса Христа, есть по преимуществу таинство Святого Духа. Вообще говоря, святое таинство Крещения и святое таинство Миропомазания суть двуединое таинство. Вочлененный Святым Крещением в Богочеловека Христа, в Его Тело – в Церковь , христианин в святом таинстве Миропомазания приемлет «печать дара Духа Святаго», то есть Божественное освящение, и помазание, и укрепление благодатью Святого Духа. Ибо в Святом Крещении, по словам богомудрого Кавасилы, «христианин получает свое новое бытие и вообще существование по Христу (τò εναι κα ολον υποστναι)», а в Святом Миропомазании ему даруются все усваивающие Христу, благодатные силы, и дары, и энергии Святого Духа для новой жизни во Христе, для жизни богочеловеческой. В Святом Миропомазании человеческая личность помазуется Духом Святым по образу и подобию Божественного Помазанника – Богочеловека Христа. В этом святом таинстве продолжается Святая Пятидесятница, которая в Церкви Христовой никогда не прекращается. Миропомазание – это святое таинство, в котором через помазание святым миром определенных частей тела во имя Святого Духа крещеному сообщаются особые дары Святого Духа, укрепляющие его, просвещающие и совершенствующие в духовной жизни. Эти дары Святого Духа наполняют всю душу, просвещая ее и делая способной правильно понимать главные истины веры и жить в них. Об этом святой апостол Иоанн говорит христианам: Вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины ( 1Ин.2:20–21 ). В святом таинстве Миропомазания христианин исполняется силою Святого Духа и запечатлевается в новой, духовной, жизни. Поэтому апостол Павел и говорит: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21–22 ). Поэтому мы – запечатлены... Святым Духом ( Еф.1:13 ). На это указывают слова, произносимые при совершении таинства Миропомазания: «Печать дара Духа Святаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В день Пятидесятницы именно из огненных языков Святого Духа родилась Церковь , Тело Христово. И каждый сакраментальный акт совершается действием Святого Духа, который из крещеного делает члена Христова, а из вина и хлеба творит Тело и Кровь Христову. Молитва о ниспослании Святого Духа во время освящения святого мира, обращенная к Отцу, так же как и слова, произносимые во время крещения, которые сообщают воде значение крови, показывают исключительную важность эпиклезы. В конце действия освящающей эпиклезы, предваряющей наитие Духа, является облик Тела Христова, и на третьем этапе именно действие Святого Духа удостоверяет “свершившееся” и являет славу. Наконец, пророчество Иоиля, цитированное апостолом Петром в день Пятидесятницы, показывает, как Святой Дух на протяжении истории совершает освящение плоти и одухотворение ее, чтобы сделать из нее славное Тело Царствия, Агнца нового Иерусалима. “Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя... Дух истины... наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам” ( Ин.13:16, 13:13–15 ). Эти слова показывают Христа великим Предтечей 529 Святого Духа, который завершает дело Христа. “Будущее возвестит вам”: Его масштабы превосходят историю и ведут к другому веку. Слова “да приидет Царствие Твое” ( Лк.13:2 ) имеют и другое чтение: “да приидет Дух Твой”, – и отцы Церкви называют Святой Дух Царством Божиим и воскресением. “Маракаса «ранних христиан уже было эпиклезой пришествия, начинающимся пришествием. “Огонь пришел Я низвести на землю” ( Лк.13:49 ). По словам святого Симеона, этот очистительный “пожирающий” огонь истории обозначает действие Святого Духа 530 . Согласно преподобному Серафиму Саровскому 531 , Он действует также в душе каждого крещеного и вводит туда Царствие Божие. Эта новая жизнь, которая течет внутри нас, исходит от “Жизни Подателя”. Она таинственно соединяется с нами и делается нашей всецело, подобно тому, как Христос соединяет в Своей ипостаси нашу природу и делает ее Своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010