Над людьми в первый раз совершено было это таинство не только торжественным, но и необычайным способом. В день Пятидесятницы – на пятидесятый день по Воскресении Господа Иисуса Христа – внезапно послышался шум с неба и наполнил весь дом, где находились святые апостолы. Явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из апостолов. Тогда все они исполнились Духа Святого и начали говорить на других языках, как Дух давал им проповедовать ( Деян.1:1–4 ). Этот дар особенно нужен был апостолам, так как они должны были идти с проповедью о Христе не только к евреям, а по всему миру – к язычникам, говорившим на разных языках. И все мы знаем, какие великие сообщены были апостолам дары Святого Духа, возрастившие и укрепившие их в жизни духовной. Получив особенную благодать Святого Духа, апостолы стали сообщать ту же благодать и другим верующим, принявшим крещение. Например, Петр и Иоанн – самарянам, после того как крестил их апостол Филипп, бывший тогда в сане диаконском; апостол Павел крестил в Ефесе 12 человек, крещенных Иоанном Крестителем, и потом сообщил им благодать Святого Духа через руковозложение. Со времен апостольских таинство миропомазания непрерывно существовало в Церкви Христовой. О нем упоминают многие древние святые отцы и писатели церковные II и III веков. Феофил Антиохийский : «Мы потому называемся христианами, что помазуемся божественным помазанием» 249 . Тертуллиан : «Выходя из купели, мы помазуемся, и это помазание производит в нас духовные действия» 250 . Святитель Киприан Карфагенский : «Что сделано было ветром и Иоанном над самарянами, то ныне совершается нами» 251 . Первоначально это таинство совершали сами апостолы, потом епископы, а наконец стали совершать и священники. Первоначально апостолы совершали таинство миропомазания через возложение рук на крещенных, но этот способ сообщения благодати Святого Духа мог быть удобен для апостолов только тогда, когда число верующих было еще не особенно велико: на каждого крещенного апостол мог возложить руки.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

В таинстве миропомазания существенно излияние Духа Святого, помазание же вторично и как посредствующее действие тождественно возложению рук. То и другое, различаясь по форме, совпадает по содержанию и приносит общий плод. Сектант : В таинстве этом нет нужды: ведь крещеные уже приняли Святого Духа в самом крещении. Ибо Господь сказал: рожденное от Духа есть дух ( Ин.3:6 ). Также и апостол Павел говорит, что крещеные уже святы, ибо они омылись... освятились... оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор.6:11 ). Священник : По-прежнему дивлюсь тому, как ты и тебе подобные идете на все, лишь бы отстоять свое заблуждение наперекор истине. Ибо в прошлый раз ты говорил, что крещение не таинство, а символическое действие, которое всего-навсего «изображает» очищение грехов, а теперь соглашаешься с Писанием, что в крещении подается дар Духа Святого к очищению и освящению. Но тебе должно быть известно, что дары Святого Духа различны ( Рим.12:6 ; 1Кор.12:4–6 ). А посему узнай, что если в таинстве крещения подается дар к очищению прародительского и иных грехов, то в таинстве миропомазания дар хранения себя в чистоте, полученной в крещении. Сверх сего, принимая миропомазание, мы сподобляемся дара ведения, который есть один из семи даров Святого Духа (см.: Ис.11:2 ), о чем прямо говорит Писание: вы имеете помазание от Святаго и знаете всё ( 1Ин.2:20 ) и: помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (ср.: 1Ин.2:27 ). Отсюда следует, что помазание святым миром имеет величайшую важность для нашего спасения. Этим запечатлением подается Дух Святой, Который был обещан нам и Который есть залог наследия ( Еф.1:14 ), а через него и дар ведения, в силу которого мы знаем всё ( 1Ин.2:20, 27 ). Итак, таинство миропомазания учит нас всему, что необходимо для спасения, а именно: – веровать непоколебимо в Господа Иисуса Христа и в Его Евангелие;

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

(В Писаниях) мы находим, что апостолы получили крещение до страданий Христовых, крещение Иоанново. И Спаситель до страданий Своих не дает им другого крещения, чтобы не упразднить проповеди Иоанновой и не дать иудеям повода к нападкам, что Он ввел свое особое крещение из гордости перед Иоанном Крестителем, но позволяет ученикам иметь залог воды, сохраняя для них (на будущее время) благодать Духа. Поэтому, как не имеющим еще Духа, говорит по воскресении: « примите Духа Святого », и прибавляет: «идите во Иерусалим и ждите там, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым ». Не водой опять, потому что они уже получили (крещение водой), но Духом Святым; не прибавляет воду к воде, но восполняет неполноту тем, чего не имели. « Вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым »; вместо того, чтобы сказать: «через десять дней». Какая нужда в такой отсрочке? Зачем отсрочка? Десять дней полагаются между обещанием и исполнением: это — для испытания веры апостолов. Когда благодать бездействовала и никто не являлся, вера их подвергалась испытанию, сохранят ли они доверие к Обещавшему. Обещал и сказал (Господь): « через несколько дней ». Не определил точно (числа) дней, но просто — « через несколько дней ». Не все предоставляет нам знать Спаситель, но указывает держаться меры божественного определения. Что слышишь, поучайся; чего не разумеешь, не допытывайся. « Вы будете крещены Духом Святым ». Когда Дух Святый сошел на апостолов в день Пятидесятницы, то наполнил весь дом, где они сидели, чтобы они были крещены Духом Святым, как в воде. А с невидимым соединяет видимое явление, т. е. разделение языков. Таким образом, они были крещены Духом Святым. И что креститься Духом Святым было то же самое, что принять Духа Святого, подтверждает другое повествование. Когда Петр был укоряем учениками: «зачем ты пошел к эллинам и огласил их и дал им крещение и таинства?», он отвечал: «Я был в городе Иоппии, и некто Корнилий сотник прислал за мной, и я, придя, проповедовал учение; но в то самое время, когда я говорил, сошел на них Дух Святый, как на нас вначале».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Крещение Господне. Эль Греко. 1596– 1600гг. О сошествии Святого Духа на Иисуса упоминается в Евангелии от Иоанна, в котором рассказ о крещении отсутствует. Здесь приводятся слова Иоанна Крестителя об Иисусе: я видел Духа, сходящего с неба, как. голубя, и пребывающего на Нем. Креститель подчеркивает: я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым ( Ин. 1:32–33 ). Дважды употребленный глагол «пребывать» указывает на то, что с момента крещения Святой Дух остается при Иисусе, постоянно пребывает с Ним. Голубь как символ мира и кротости, но одновременно и символ спасения ( Быт. 8:8–12 ), стал тем образом, в котором Святой Дух был явлен людям. Его сошествие на Иисуса в момент, когда звучал голос Отца, свидетельствующий о Сыне, стало видимым подтверждением единства трех Божественных Лиц, о Которых говорится в конце Евангелия от Матфея ( Мф. 28:19 ). История крещения Иисуса от Иоанна получила свое продолжение в церковной традиции. Прежде всего это выразилось в празднике Богоявления, который, как мы уже говорили, поначалу включал в себя воспоминание рождения Иисуса от Девы и крещения от Иоанна, но уже в IV веке выделился в самостоятельное празднование Крещения Господня. Крещение Господне. Икона. XII в. Богослужебные тексты этого праздника содержат осмысление самого события крещения, роли Иоанна Крестителя, сошествия Святого Духа на Иисуса и других аспектов крещальной истории. Многочисленные ссылки на эту историю содержатся также в чинопоследовании (тексте) таинства Крещения, совершаемого над всяким, кто желает вступить в Церковь . Крещение Иисуса в Иордане нашло свое отражение также в иконографической традиции. На древних иконах, мозаиках и фресках Иисус, сошедший в воды Иордана, представлен полностью обнаженным. Это имеет глубокий богословский смысл, связывая Иисуса с первыми людьми – Адамом и Евой, которые до грехопадения были оба наги... и не стыдились ( Быт. 2:25 ). Ощущение наготы как позора стало первым открытием Адама после того, как он вкусил от древа познания добра и зла ( Быт. 3:10 ). С этого времени нагота становится символом незащищенности человека от диавола, символом его позора, ставшего следствием греховной жизни. Иисус через крещение восстанавливает человека в его первозданном достоинстве; нагота Иисуса символизирует изначальную чистоту человеческого тела, не оскверненного грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

XXXII. О таинстве Миропомазания В Таинстве миропомазания христианину преподаётся благодать Святого Духа, необходимая для укрепления и возрастания его в жизни духовной. На первых порах это таинство совершалось апостолами чрез возложение рук. Так, например, когда самаряне приняли Слово Божие, проповеданное диаконом Филиппом, и крестились от него, тогда апостолы, узнав об этом, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них (самарянах), чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил ещё ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого ( Деян.8:14–17:19:1–7 ). Но уже при апостолах это таинство совершалось чрез помазание, как это можно видеть из следующих слов Священного Писания: вы имеете помазание от Духа Святого и знаете всё... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как само сие помазание учит вас всему и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:20:27 ). Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21–22 ; Еф.1:13:4:30 ; Откр.7:2–3 ). Следовательно, ещё во времена апостолов миропомазание составляло таинство особое от крещения. Совершалось это таинство и чрез руковозложение и через помазание. Право совершать это таинство принадлежало только апостолам и, стало быть, их преемникам. Основания из Слова Божия для совершения Таинства миропомазания таковы: На всех верующих христиан, непосредственно после крещения их, апостолы низводили дары Духа Святого посредством возложения рук: Деян.8:14:2:38 . Сообщать эти дары не могли низшие члены священнической иерархии: например, когда диакон Филипп крестил самарян, то для низведения на них даров Духа Святого из Иерусалима посланы были Пётр и Иоанн: Деян.8:5:12 . Когда число верующих христиан стало более умножаться, то апостолы не могли сообщать даров Духа Святого через рукоположение лично, и потому ввели помазание миром: 2Кор.1:21–22 ; 1Ин.2:20–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Многие из пассажиров обратили внимание на наш разговор. Из них двое, в длинных сюртуках, средних лет подошли к нашим лавкам и слушали; изредка поглядывал в нашу сторону и господин в очках и с книгою в руках. Но гром поезда препятствовал более отдаленным слышать отчетливо весь разговор наш, что и побудило любопытных подойти ближе к нам. Таким образом, мало-помалу образовался опять тесный кружок. – Кого же вы приняли в лице митрополита Амвросия? – повторил я свой вопрос. – Он принят в сущем сане, т. е., как был он митрополит, так им же и остался и по миропомазании, – ответил старообрядец. – По вашему мудрованию, вы через свое помазание все же хотели что-нибудь дать ему, и непременно то, чего он не имел, – иначе зачем бы ваше и помазание? В миропомазании, как святом таинстве, заключается ни более ни менее, как только то, что через него подается. – Совершенно верно, – согласился старообрядец. – Ну вот теперь и сообразите, в чем дело-то: в миропомазании и Духа Святого восприятие бывает 34 . Стало быть, в митрополите Амвросии, по вашему же мудрованию, присутствия благодати Святого Духа не признавалось. Без сея тайны, как выше указывали мы, никто же совершен христианин может быти 35 , даже не приобретает себе право именоваться христианином. 36 Таковым, по вашему же сознанию, безблагодатным, несовершенным христианином вы и приняли Амвросия. Каждый, принявший крещение, но не миропомазанный, чужд всех этих даров Духа Святого. По вашему чиноприему митрополит Амвросий оказывается только крещенным, как крещены были самаряне, принявшие крещение от апостола Филиппа. Сами же вы приводили из Слова Божия, что апостолы Петр и Иоанн придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого. Зачем же бы иначе ваше помазание митрополита Амвросия, если бы вы признавали в нем благодать Святого Духа? Вы помазали его, и, стало быть, признали его только крещенным и кроме сего никаких даров Святого Духа не имеющим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Охотно допускаем, что для Толстого, как человека неверующего, в таинстве крещения совершенно непонятны ни слова произносимых молитв, ни совершаемые действия. Неблагоразумно он поступает только в том отношении, что берется судить о том, чего он сам, по его собственному сознанию, не понимает, и отвергает это непонимаемое им только потому, что оно непонятно для него. Иное значение имеет таинство крещения для христианина, верующего в Бога и признающего для себя обязательным как учение, так и пример Господа нашего Иисуса Христа. Для христианина крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Христианин знает, что это таинство установлено не людьми, даже не Церковью , а самим Иисусом Христом, что без него нельзя спастись и нельзя войти в царствие Божие, как ясно учил об этом сам Спаситель. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Марк 16, 16 ). «Идите, научите все народы, честя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2, 38 ). Желающие могут находить наставление о таинстве крещения и в следующих местах новозаветных писаний: ; Мф. 3, 11 ; Марк. 1, 8 ; Лук. 3, 17 ; Ин. 1, 26 ; 1Петр. 3, 21 ; Ефес. 4, 5 ; Рим. 6, 3. 4; 1 Кор. 12, 13; Галат. 3. 27 ; Колос. 2, 12 . – Наконец, христианину известно, что Сам Иисус Христос Своим примером освятил крещение, приняв крещение от Иоанна. Для того, чтобы отвергнуть значение таинства крещения или исказить сопровождающие его действия церкви, нужно отвергнуть все то, что сказано об этом таинстве в книгах Св. Писания нового завета; а это может сделать только учитель, подобный Толстому. Значение таинства покаяния Толстой полагает лишь в том, чтобы «пойти в церковь и сказать священнику свои грехи, предполагая, что это сообщение своих грехов чужому человеку совершенно очищает от грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Новозаветное Крещение . Собственно же Таинство Крещения было установлено Христом перед Его Вознесением, когда Он сказал ученикам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28; 19, 20 ). Вообще, все существующие в Церкви Таинства установлены непосредственно Христом, но в Евангелии Он ясно говорит только о трех важнейших: Крещении, Причащении и Покаянии. Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше ( Ин. 3; 5–7 ). Историческое развитие чинопоследования Таинства Способ крещения в древней Церкви описан в Учении двенадцати апостолов (Дидахе) (I – начало II в.): «Крестите в живой (то есть проточной) воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, то возлей на голову трижды». Крещению в апостольские времена предшествовало научение основам Православной веры и покаяние крещаемого в своих грехах. Тогда еще не существовало определенного последования совершения Таинства. Из Нового Завета известно несколько случаев Крещения разных лиц апостолами, причем в первых двух нижеприведенных случаях по прямому указанию Христа. Это Крещение апостолом Филиппом евнуха царицы Кандакии в реке (См.: Деян. 8; 38 ). А также Крещение апостолом Петром сотника Корнилия со всей его семьей (См.: Деян. 10; 47, 48 ) и Крещение, совершенное апостолом Павлом над темничным стражем, который обратился, увидев чудесное освобождение пленников от уз (См.: Деян. 16; 33 ). В последних двух случаях апостолы крестили целые семейства, в которых были и дети. Характер Крещения в апостольские времена был исключительный и не мог оставаться таким и дальше, ввиду того, что христианство стало активно распространяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Как может быть непосвященным тот, о котором сказано: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» ( Апок. 2,17 ). Напоминанием об этом новом имени, которое может быть сказано только на Евхаристическом собрании, заканчивает Ипполит Римский свое изложение чина вступления в Церковь 54 . «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон: и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое... Побеждающему дам сесть со Мною на престоле моем, как и Я победил и сел со Отцема Моим на престоле его» Апок. 3,12,21 ). Новое имя есть имя Церкви и имя члена Церкви. 28 В доникейский период крещение водою и Духом составляло единое целое. Разделение этого единого таинства на крещение и миропомазание произошло в никейскуюа эпоху. (См. Gregory Dix, “TheTheology of Confirmation in relation to Baptism» ”, Westminster, 1946). Следует отметить, что и в настоящее время в православной церкви таинства крещения и миропомазания литургически составляют единое целое, в котором трудно определить, где кончается крещение и где начинается миропомазание. Положение католического Богословия относительно конфирмации гораздо труднее православного, так как в католической церкви крещение и миропомазание (конфирмация) не только догматически, но и литургически представляют из себя два разных таинства. См. превосходную статью P. Th. Camelot, «Sur la théologie de la Confirmation» в Revue des Sciences philosophiques et théologiques, t. XXXVIII (1954) p. 637–657. Настаивая на первоначальном единстве крещения и миропомазания, он считает, что «la séparation des deux sacrements n " а pas été un accident, ni une «désintégration», mais la mise en lumière des valeurs propres de chacun» (р. 657). 29 См. S. Boulgakoff, «L " Orthodoxie», Paris, 1932, р. 156. Любопытно отметить, что в современной католической литературе мы находим попытки представить таинство конфирмации, как «sacrement de 1 " Action Catholique».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Если нет верующих, живущих церковно, крёстных родителей, то не должны отказывать в таинстве крещения. Восприемничество должно быть не формальным, а реальным. Крёстные родители должны вместе с родителями участвовать в духовном воспитании новопросвещенного члена Церкви. Для чего во время вечерней службы совершают помазание маслом? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря С самых древних библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» ( Пс. 51:10 ). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем, голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист: «и Ной узнал, что вода сошла с земли» ( Быт. 8:11 ). Это было знаком примирения с Богом. Освященным елеем в Ветхом Завете помазывались священники, цари и пророки. Через это подавались им дары Святого Духа. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» ( 1Цар. 16:1 ). Искупительная жертва Господа нашего Иисуса Христа устранила завесу, отделявшую верующих от Святого святых, куда мог только раз в год входить первосвященник. Врата в Царствие Небесное отверзлись всем уверовавшим во Спасителя. Св. апостол, обращаясь ко всем ученикам Христовым, говорит: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ). Поэтому в Новозаветной Церкви помазание совершается над всеми христианами. Они получают печать дара Святого Духа в таинстве миропомазания. В таинстве святого елея (соборования) через семикратное помазание врачуется душа и тело. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14 ). Кроме этого многообразную благодать Святого Духа православные христиане принимают во время полиелейной праздничной утрени после чтения Святого Евангелия, когда священник или епископ изображает на челе освященным елеем крестное знамение. Как относится Православная Церковь к Евангелию от Фомы?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010