Литература: Леонид (Кавелин) , иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. Калуга, 1876, стр. 106, 107. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1401. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 1. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 243. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви, М. 1901, стр. 599. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 144, 289, 1036. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 1. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православных исповеданий Российской империи. Изд. 2. СПб., 1879, т. 1, стр. 31, 212315. Сказание о чудотворной иконе Божией матери Грузинской, СПб., 1886, стр. 65. Известия по Казанской епархии. 1888, 13, стр. 325; 18, стр. 596–597. Известия по Казанской епархии. 1899. 15, С, 702, 703, 705, 710. Известия по Казанской епархии. 1902. 6, стр. 264–266. Известия по Казанской епархии. 1907, 42, стр. 1312. Православный собеседник. Казань. 1900, апрель, стр. 473. Православный собеседник. Казань. 1901, январь, стр. 1719. Православный собеседник. Казань. 1907, сентябрь, стр. 419, 420, 433; ноябрь, стр. 698. Православный собеседник. Казань. 1915, июль-август, стр. 397. Православный собеседник. Казань. 1858, август, стр. 565–566. Православный собеседник. Казань. 1859, май, стр. 8688. Самарские епархиальные ведомости. 1878, 22, стр. 454. Симбирские епархиальные ведомости. 1898, 17, стр. 6. Симбирские епархиальные ведомости. 1901, стр. 131. Русская старина. СПб., 1887, июль, стр. 2. Русская старина. СПб., 1907, т. 130, стр. 90. Русский архив. М. 1899. Кн. 2, 6.–С. 360. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского . СПб., 1900–1911, т. 7, стр. 707. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 1138. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 20, стр. 580. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 144. Н. Д[урново] Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 40, 49. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917// Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 8, ч. 1, стр. 63; ч. 2, стр. 213–214. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сыновья протоиерея Павла Дернова родились в городе Елабуге. Борис Дернов появился на свет 17 мая 1897 года. Окончил 6 классов Елабужского реального училища. После окончания дополнительного класса поступил в Петербургский институт путей сообщения. Григорий Дернов родился 23 января 1899 году. Он также окончил Елабужское реальное училище, дополнительный класс и поступил в Петроградский технологический институт. Семен Дернов родился 1 февраля 1901 года и успел получить образование только в Елабужском реальном училище. В 1918 году с захватом Елабуги карательным отрядом Е. Колчина в городе начался террор. После ярких проповедей, прочтения в храме послания Патриарха Тихона и обличения осквернителей храма протоиерей Павел Дернов был представлен карателями как главный организатор восстания в Елабуге. В его доме 12 февраля 1918 года (по старому стилю) начался обыск. Отец Павел был арестован. Пьяные солдаты увели его на лед реки Тоймы и расстреляли в ночь с 13 на 14 февраля. На следующее утро, 14 февраля (27 февраля по новому стилю), когда весть о смерти протоиерея Павла Дернова еще не дошла до его семьи, трое его сыновей отправились на поиски отца и были арестованы солдатами. Очевидцы свидетельствовали, что по дороге к месту казни они во всеуслышание исповедовали православную веру. Братья Дерновы были выведены под городскую дамбу и там расстреляны из ружей с разрывными пулями, причем каратели беспорядочно стреляли в молодых людей и затем добивали их штыками.   Константин Александрович Верецкий родился 3 июня (21 мая по старому стилю) 1874 года в селе Петровском Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье священника. В 1892 году окончил курс в Екатеринославской духовной семинарии, и с 1898 по 1911 годы преподавал Закон Божий в различных учебных заведениях Новомосковского и Павлоградского уездов Екатеринославской губернии. В ноябре 1911 года рукоположен во иерея и определен к Свято-Троицкой церкви села Ейское укрепление. В 1913 году переведен третьим священником во Всехсвятскую церковь г. Ростова-на-Дону. Пастырь был любим народом, к нему приходили за утешением и за помощью, и он никому не отказывал.

http://patriarchia.ru/db/text/5285556.ht...

4 июня в здании митрополичьего корпуса прошло торжественное освящение памятной доски сщмч. Петру Скипетрову. Освящение совершил еп. Назарий, который выступил с приветственным словом о значении этого события. Проповедь после чина освящения произнес протоиерей Владимир Сорокин. Затем был отслужен молебен. В церемонии принимал участие хор духовенства Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата. Историческая справка Священномученик протоиерей Петр Скипетров - первый священномученик нашего города Петр Иванович Скипетров родился в городе Вязники Владимирской губ. 4 июля 1863 года в семье священника. После успешного окончания Шуйского Духовного училища и Владимирской Духовной семинарии, Петр Скипетров приехал в столицу и поступил в СПб ДА, которую окончил в 1890 году. Сначала он был определен на вакансию иподиакона в Исаакиевский кафедральный собор при Высокопреосвященнейшим Исидоре, митрополите Новгородском, Санкт-Петербургском и Финляндском. Тогда же он женился на дочери иподиакона Антонине Заозерской. Венчались они на Выборгской стороне, в церкви Святого Георгия. В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14 сентября 1892 года о. Петр был рукоположен в сан иерея к церкви Божией Матери «Утоли моя печали» приюта принца П.Г.Ольденбургского, находившейся на 12 роте Измайловского полка. В этом же году он успешно закончил СПБ ДА со степенью кандидата богословия. С 30 июня 1898 года и до самой своей мученической кончины о. Петр служил при церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» с грошиками, которая находится на Шлиссельбургском пр. Церковь была построена на месте Стеклянного завода, где по преданию совершилось чудесное обновления иконы образа Божией Матери. С февраля 1912 года батюшка стал ее настоятелем. 19 января 1918 года к 15 часам отец Петр был вызван по служебным делам к митрополиту Петроградскому Вениамину. В это время в Лавре хозяйничали красноармейцы во главе с комиссаром Иловайским, который по распоряжению комиссара призрения Коллонтай, требовал митрополита Вениамина освободить помещения митрополичьих покоев, а наместнику монастыря - сдать все лаврское имущество. Духовный собор Лавры и ее наместник, сщмч. Прокопий были объявлены арестованными, и к ним приставлен караул. Богомольцы, узнав об этом, ударили в набат, забили тревогу и встали на защиту своей православной святыни. Именно в это время со стороны Духовной Академии к Лавре направлялся о. Петр. Его встретил сын Николай - воспитанник Духовной семинарии и предупредил отца о том, что происходит в обители, но отец Петр, несмотря на опасность, пошел вперед. Войдя в коридор центрального входа митрополичьего корпуса, о. Петр увидел красноармейцев, угрожавших женщинам-богомолкам оружием. Пастырь обратился к ним с просьбой не совершать насилия над верующими людьми и через несколько секунд раздался выстрел. Как подкошенный, отец Петр опустился на пол коридора. Пролилась кровь мученика.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/04/sv...

Главнейшие этапы жизни блаженно почившего архиепископа Феофана были таковы. Родился он (в миру Василий Димитриевич Быстров) 31 декабря 1873 года в семье сельского священника в селе Подмошье Санкт-Петербургской губернии. В 1892 году, по окончании курса учения в Санкт-Петербургской духовной семинарии, поступил первым по экзаменационному списку в Санкт-Петербургскую духовную академию. В академии переходя с курса на курс также первым студентом, в 1896 году окончил академическое образование первым магистрантом и был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата. В 1897 году назначен исправляющим должность доцента академии по кафедре библейской истории. В 1898 году пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана Сигрианского, исповедника, празднуемого Святой Церковью 12 марта, и рукоположен во иеродиакона и вскоре — в иеромонаха. В 1901 году возведен в сан архимандрита и определен исправляющим должность инспектора академии. В 1905 году удостоен степени магистра богословия за сочинение под заглавием «Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное имя Яхве». В том же году возведен в ранг экстраординарного профессора и утвержден в должности инспектора. 1 февраля 1909 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, а в воскресенье 22 февраля того же 1909 года, в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, состоялась его торжественная хиротония сонмом из тринадцати архиереев с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) во главе, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, в сан епископа Ямбургского, четвертого викария Санкт-Петербургской епархии. 19 ноября 1910 года назначен епископом Таврическим и Симферопольским. В 1912 году переведен на епископскую кафедру в Астрахань. В 1913 году назначен епископом Полтавским и Переяславским и возведен в сан архиепископа. В 1917 году участвовал во Всероссийском Церковном соборе в Москве. В 1920 году в составе Высшего церковного управления эвакуировался сначала в Константинополь, а затем в Королевство СХС (Королевство сербов, хорватов и словенцев, позже — Югославия. — Прим. ред.), где состоял членом Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.

http://pravoslavie.ru/6070.html

Ученый и талантливый духовный писатель, епископ Иоанн был очень любим Московским митрополитом Филаретом и им самим за ученость был прозван «Филаретик». Преосвященный вел аскетический образ жизни, был строг к себе и другим. В епархиальных делах епископ Иоанн не отличался практичностью. Но он недолго и пробыл епископом (немногим более четырех лет). Однажды утром нашли его мертвым на полу посреди спальни; одна нога была босая, а другая – в туфле, как будто перед неожиданной кончиной он побежал звать кого-либо на помощь, но упал бездыханный. Труды: Опыт курса церковного законоведения (два выпуска). Догмат о Пресвятой Троице. – СПб., 1897, а также: Православный собеседник. – Казань, 1911, апрель. – С. 142. Беседа в день явления Смоленской Божией Матери – Одигитрии//Русский паломник. – 1893, 31. – С. 489. О свободе совести//Православный собеседник. – Казань, 1905, январь. – С. 84. К вопросу о церковном суде//Православный собеседник. – Казань, 1896, январь. – С. 388. Беседы, поучения и речи. – Смоленск, 1871; 2-е изд. – 1876. См. также: Известия по Казанской епархии. – 1876, 12. – С. 384. О монашестве епископов//Православный собеседник. – Казань, 1907, октябрь. – С. 64. Общество и духовенство//Православный собеседник. – Казань, 1859. – Т. 1. О преподавании богословия в наших университетах. Слово об освобождении крестьян. Слово по случаю дворянских выборов в Петербурге, и др. Ряд статей по церковному законоведению. Литература: Романский Н. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский: его жизнь и проповеднические труды. – М., 1877. См. также: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1863–1894; 1887. – 2–9. Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898, вып. 1. – С. 16. Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. – Казань, 1895. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса. 1913. – Т. 1. – С. 121, 178–179, 189, 191.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Целый год (с 18 октября 1890 г. по 21 октября 1891 г.) провел Николай Никанорович в Воронежской духовной семинарии в качестве преподавателя Священного Писания . На него обратил внимание «по внешности крайне сухой и страшно формальный» правящий Воронежский епископ Анастасий (Добрадин, †1913), посещавший его занятия в семинарии, и летом 1891 г. порекомендовал молодого ученого ректору Санкт-Петербургской духовной академии епископу Выборгскому Антонию (Вадковскому) , будущему выдающемуся митрополиту Санкт- Петербургскому. В результате осенью того же года Николай Никанорович был приглашен на кафедру Священного Писания Нового Завета в СПбДА, на которой трудился сначала в должности доцента, далее с 1894 по 1898 г. – экстраординарного профессора, а затем – в качестве ординарного профессора вплоть до 1919 г., когда ему пришлось перейти в Петроградский богословский институт в связи с закрытием академии. Момент занятия им кафедры Нового Завета в СПбДА в 1891 г. также не лишен драматизма: в качестве претендента на эту кафедру влиятельный профессор Василий Васильевич Болотов рекомендовал Александра Петровича Рождественского (1854–1930), который и был избран большинством голосов Ученого совета (9 против 4). Но на том же заседании ректор, епископ Антоний (Вадковский) , предложил кандидатуру Н. Н. Глубоковского , и через 10 дней митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский , 1799–1892) утвердил это своей резолюцией. Профессор В. В. Болотов высказывал в отношении Η. Н. Глубоковского некоторые опасения, считая его более историком, нежели экзегетом Священного Писания , слишком порывистым человеком, который «не вслушивается в тон факта», понимает его «в другом регистре и другом цвете», втолковывает в тексты «свою мысль», слышит «призвуки» и «тонкие намеки», которых в них нет 11 . И даже если правы некоторые современные исследователи в том, что непростое «вхождение в академическую корпорацию надолго осложнило положение Глубоковского в академии, внесло дополнительное напряжение и окраску в научную деятельность (в частности, в столкновения с А. П. Рождественским, занявшим вскоре кафедру Свящ. Писания Ветхого Завета)», то уж никак нельзя согласиться с тем, что он стал для академии «инородным телом и развивался, самоутверждаясь и встречая сопротивление чужой для него среды» 12 . Опасения В. В. Болотова не подтвердились: в дальнейшей деятельности Николай Никанорович проявил себя прежде всего как блестящий, непревзойденный экзегет, прекрасно вписавшийся в научную среду Санкт-Петербургской духовной академии, которая в конце ХИХ-начале XX в. славилась именно библейско-экзегетическими исследованиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Литература: Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 481. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Пг., 1916. – С. 470. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича . – СПб., 1913. Благовещенский А. История Казанской духовной семинарии. – Казань, 1871. – С. 37. Опатович С., священник. История Санкт-Петербургской епархии//Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. – СПб., 1869–1885, т. 6. – С. 92–94. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 127–133. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1406, 1410, 1411, 1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 82. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 235, 242. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 265, 289, 294, 381, 4 44, 605. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 82. Щегольков H. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранны е Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 99. Труды Киевской духовной академии. – 1874, март. – С. 4. Известия по Казанской епархии. – 1885, 18. – С. 599–600. – 1907, 8. – С. 242. Симбирские епархиальные ведомости. – 1898, 12. – С. 90. Исторический вестник. – 1885, февраль. – С. 467. – 1888, август. – С. 414, 415. Православный собеседник. – Казань, 1858, август. – С. 583. – 1859 июнь – с. 203–210. – 1866, июль. – С. 247. – 1867, январь. – С. 60, 64. – 1874 июнь – с. 91–95 – 1901, январь. – С. 24–25.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

СПРАВКА: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Владимирской епархии: священника Константина (Твердислова; 1881 — 1 октября 1937), протоиерея Александра (Крылова; 1892 — 8 января 1938); от Вологодской епархии: протодиакона Иоанна Преображенского (1880 — 11 июня 1938); от Московской епархии: протоиерея Сергия (Успенского; 1878 — 19 декабря 1937), священника Владимира (Покровского; 1871 — 26 февраля 1938), протоиерея Петра (Успенского; 1863 — 23 января 1930), протоиерея Иоанна (Лебедева; 1869 — 9 сентября 1937), протоиерея Николая (Соколова; 1877 — 31 октября 1937), протоирея Петра (Никотина; 1889 — 21 октября 1937), диакона Григория (Самарина; 1893 — 12 июля 1940), Виктора (Фролова; 1913 — 21 октября 1937), Иоанна (Рыбина; 1898 — 21 октября 1937), Елизаветы (Курановой; 1877 — 21 октября 1937), Николая (Кузьмина; 1899 — 21 октября 1937), Елизаветы (Крымовой; 1877 — 31 октября 1937), Димитрия Вдовина (1883 -23 июня 1942); от Петербургской епархии: священника Иоанна Петтайя (1894 — 29 января 1919); от Нижегородской епархии: инокини Марфы (Тестовой; 1883 — 26 апреля 1941); от Тобольской епархии: Феодора (Иванова; 1895 — 11 сентября 1937). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. ЖУРНАЛ 68 В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, председателя Отдела внешних церковных связей, об избрании и интронизации нового Предстоятеля Православной Церкви в Америке.

http://mospat.ru/archive/86344-zhurnaly-...

Устав изложен здесь в виде вопросов и ответов. Издание интересно лишь потому, что к нему приложены послания Сорского, которые до сих пор не были напечатаны. 11) Тоже. Москва, 1869 г., с приложением изображения, причем на венце сделана надпись: «Преподобный Нил Сорский чудотворец», а на свитке в руке: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни, чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури». 12) Тоже. Издание 2. Кириллов, 1902 г. Все вышеуказанные издания сделаны не научно. Конец первой половины и особенно вторая половина прошлого века обогащаются литературой, касающейся характеристики монастырей, их представителей и общественно-религиозных вопросов 16 столетия. Какой бы факт или какого бы деятеля в области этих интересов ни брали исследователи, они необходимо уделяют хотя несколько слов и Нилу, давая о нем сведения общего характера, а иногда посвящая целые статьи и даже исследования. Таким образом, создалась довольно обширная литература, к просмотру которой и обращаемся. Прежде всего следует указать на библиографический труд Мезьер. «Русская словесность с 11 по 19 столетия. Библиографический Указатель. ч.1, 1899». Для уяснения тех религиозных течений Востока, которые могли иметь влияние на Нила, должны назвать работы: Ф.Успенский. «Очерки по истории Византийской образованности. С.-Петербург, 1892 г.» Радченко. «Религиозное и литературное движение в Болгарии. Киев, 1898 г.». Сырку. «К истории исправления книг в Болгарии в 14 в. С.-ПБ, 1890–1899 г., т.1, в.1-й: «Время и жизнь патриарха Евфимия Терповского». В двух последних авторы упоминают о Ниле, связывая его с Григорием Синаитом . Краткие сведения общего характера находим в следующих сочинениях: Софийский Временник, ч.2. Москва, 1821 г., стр.237. – В выноске к статье: «О сужении еретиков Новгородских» читаем, что в Воскресенской рукописи приписаны среди других духовных лиц: «старцы Пасея и Нил». Барсуков, Н., «Источники русской агиографии. С.-ПБ., 1882», – краткая библиографическая заметка. Строев, «Хронологический указатель материалов отечественной истории, литературы и правоведения. С.-ПБ., 1834», – несколько строк, в которых он отмечает, что Нилом написаны Устав, три послания и указывает дату его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

1886 год – год замечателен для прихожан Марковской церкви, так как в сем году исправлена ветхая деревянная церковь во имя святого Иоанна Многострадального. Исправление церкви было благополучно (исправлено) окончено к 12 октября сего года. Недостающие средства были восполнены пожертвованиями: 1) От Александра Ивановича и Ивана Александровича Вахромеевых – Ярославских купцов пожертвовано железного материала на 300 рублей; 2) От Карла Францевича Блесс выдано 100 рублей на внешнее украшение церкви; 3) От фабричных людей разного звания – 60 рублей; 4) От Генеральши Любви Николаевой Леоньтьевой – 50 рублей; 5) От Ивана Алексеевича Рулева (300 рублей) и многих других. Всего пожертвовано от благотворителей на возобновление церкви 1050 рублей. 1887 год – настоящий год замечательного особенно ничего не принято для церкви, кроме улучшенного кладбища при церкви Св. Иоанна Многострадального: с западной стороны устроена деревянная ограда с одними входными дверями, а с южной стороны прибавлено кладбища на 10 сажень. 1888 год – в сем году по теплой церкви во имя св. Иоанна Многострадального были писаны живописные изображения, которые 28 дня Августа при многочисленном стечении народа были освящены. Год 1888 памятен 2-я наводнениями. 1889 год – в каменной церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая возобновлена уборка и исправлены живописные изображения. Все работы в церквях в 1888-89 годах проводились на средства кронштадского купца Ивана Петровича Рудакова. Церковь также была освящена. 1890-1891 года – года не принесли ничего особенного. 1892 год – страшная болезнь холера унесла много жизней. 1893 год – холера отступает. 1894 год – замечательный тем, что было изобилие в урожае и хлебе. 1895 год – тяжелый для земледельцев. 1897 год – приход остался без священника. 1898-1907 – благополучные года. 1908-1910 – записей нет. 1911 – с сентября месяца закрыта фабрика Блесс. 1913-1914 – церковь значительно обеднела. 1915-1924 – записи не проводились. 1922 – благоустройство церкви: организован церковный совет, увеличилось число богомольцев, в зимнем (деревянном) храме поставлена была железная печь.

http://sobory.ru/article/?object=44912

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010