30 августа 1725 года, в день перенесения Мощей Святого Благоверного Александра Невского, Императрица Екатерина I возложила на себя знаки ордена. В дальнейшем 30 августа, как день перенесения Мощей Святого Князя, становится орденским днем. При учреждении ордена Статут его не был утвержден. Только 5 апреля 1797 года Император Павел I утвердил «Установление для Российских орденов», в котором впервые было дано официальное описание знаков ордена Святого Благоверного Александра Невского. – Лента красная, носимая чрез левое плечо. Крест золотой с красной с обеих сторон финифтью, имеющий между четырьмя концами своими четырех, золотых же, двуглавых орлов под Императорскою короною, с распущенными крыльями, коими они на поверхности лицевой стороны креста и соединяются между собою, имея в когтях перуны и лавровые венки; в середине креста, на облачном финифтяном поле, изображение на коне Святого Александра Невского в боевом облачении синего цвета с красным плащом на белом коне. Конь может быть обращен и вправо, и влево. Обычно на этом изображении присутствует рука, благословляющая всадника. На другой стороне латинский его вензель SA под Княжескою короною. – Звезда серебряная, в средине которой в таковом же поле вензелевое имя Святого Александра Невского под Княжескою короною. В окружности на красном поле изображен золотыми буквами орденский девиз: «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО». В Установлении от 5 апреля 1797 года отмечается, что «Класс Ордена Российского, именуемый Святого Александра Невского, следуя в общем порядке за орденом Святого Апостола Андрея Первозванного и орденом Святой Екатерины, должен почитаться для особ мужского пола вторым». Орденской церковью был определен Свято-Троицкий собор Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге. Орден имел одну степень, или класс. Однако кавалер ордена мог быть награжден фактически до четырех раз: первый раз — орден за гражданские заслугу, то есть без мечей; второй раз — «мечи к имеющему ордену Святого Александра Невского» за военные заслуги; третий раз — «бриллиантовые знаки к имеющемуся ордену Святого Александра Невского» и четвертый раз – «бриллиантовые мечи к имеющимся уже бриллиантовым знакам ордена Святого Александра Невского». Всего с 1797-го по 1917 год бриллиантовыми знаками ордена Святого Александра Невского награждено 1275 человек, из них 24 человека с мечами, причем пять человек были награждены дважды.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

Евгений Бажанов,еп. 1832–1834 Никанор Клементьевский 1834–1840до 1835 года епископ Антоний Зубко 1840–1848до 1841 года епископ Михаил Голубович 1848–1868до 1853 года епископ Александр Добрынин 1868–1877до 1877 года епископ Епископы Минские и Туровские: (с 1878 года) Евгений Шерешило, еп. 1877–1880 Варлаам Чернявский 1880–1889 Симеон Линьков 1889 Могилевская Учреждена в 1633 году. Кафедра в Могилеве. Епископы Мстиславские, Оршанские и Могилевские: Иосиф Бобрикович-Анехожский 1632–1635 Сильверст Коссов 1635–1647 Игнатий Оксинович-Старушич 1650 Иосиф Конотович-Горбатский 1650–1653 Мефодий Филимонович 1661–1669 Иосиф Нелюбович-Тукальский 1661–1664 Фодосий Василевич 1672 –1678 Серапион Польховский 1697–1704 Сильверст Святополк, князь Четвертинский 1704–1728 Арсений Берло 1728–1733 Иосиф Волчанский 1734–1742 Иероним Волчанский 1744–1754 Могилевские, Мстиславские и Оршанские: Георгий Конисский 1755–1795 с 1783 года архиепископ Могилевские и Полоцкие: Афанасий Вольховский 1795–1797 Белорусские и Могилевские: Иларион Кондратковский 1797 Архиепископы и епископы Могилевские и Витебские (с 1803 года): Анастасий Братановский 1797–1805 с 1801 года архиепископ Варлаам Шишацкий 1805–1813 с 1808 года архиепископ Даниил Наток-Михайловский 1813–1821 с 1816 года архиепископ Иоасаф Сретенский, архиеп. 1821–1827 Павел Морев-Павлов, еп. 1827–1831 Могилевские и Мстиславские (с 1883 года): Гавриил Городков 1833–1837 с 1833 года архиепископ Смарагд Крыжановский, архиеп. 1837–1840 Исидор Никольский 1840–1844 с 1841 года архиепископ Анатолий Мартыновский 1844–1860 с 1853 года архиепископ Евсевий Орлинский , архиеп. 1860–1882 Виталий Гречулевич , еп. 1882–1885 Сергий Спасский , еп. 1885 Павел Вильчанский, еп. 1892 Ириной Орда, еп. 1892–1893 Евгений Шерешило, еп. 1893 Нижегородская Учреждена в 1672 году. Кафедра в Нижнем-Новгороде. Митрополиты Нижегородские и Алатырские: Филарет 1672–1686 Павел 1686–1696 Трифилий Инихов 1697–1699 Исайя 1699–1708 Сильвестр Холмский (Волынский) 1708–1719 Епископы Нижегородские и Алатырские:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со стороны фасада одна из этих келий обрамлена колоннами и украшена карнизом, вполне соответствующими по архитектуре храму св. Владимира на вратах, относящемуся, как известно, к началу основания монастыря. Следовательно, к тому начальному времени относятся и эти две келии, а равно и третья, занимаемая привратником. Непосредственно примыкающее к сему здание о 4-х окнах, ясно отличное от храмовой постройки, очевидно более позднего происхождения. Это, вероятно, те три келии, которые по описи 1739 года назначены на случай приезда архиерея. В этих кельях теперь помещается монастырская школа с приютом для беднейших учеников 167 . Это предположение подтверждается и планом 1797 года, на котором примыкающая к этому зданию новейшая постройка (1821 года) не обозначена. Таким образом, в главном жилом здании Кизического монастыря совмещается постройки трех веков: конца XVII столетия, начала XVIII и XIX – го. Что же касается до особого одноэтажного здания, идущего по стене, то это, вероятно, остаток от прежних настоятельских и братских келий, к которым должно быть и примыкала церковь Св. Первомученика Стефана, значащаяся по описи 1763 года на оградной стене на углу. Эти здания означаются и на плане 1797 года. По описи 1763 года все храмы значатся покрытыми тесом; тем более, несомненно, что тесом, а не железом, были покрыты и все вышеуказанные здания. Значительное освещение на это дело могло бы пролить подробное донесение о древних зданиях, представленное в консисторию в ноябре 1827 года, но к сожалению дело не сохранилось в архиве Консистории. Особенно трудно восстановить расположение древних зданий: поварни, хлебной, конюшни, амбаров и т.п. Может быть, большая часть этих зданий помещалась за бывшею часовнею (Успенской церковью), в противоположном углу от братских келий, ибо там означаются здания по плану 1797 года. Из дел 1783 года видно, что братские келии устроялись, между прочим, в 1771 году канцеляристом Петром Васильевым на суммы Новокрещенной конторы, которые потом долго взыскивались с монастыря. В 1784 году употреблено было 53 рубля на поправку настоятельских келий. В 1800 году сломано было одно ветхое здание и устроились вместо ветхих новые келии деревянные на каменном фундаменте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В записках он выставляет это как подвиг, совершённый несмотря будто бы на противодействия со стороны членов Св. Синода. К Регламенту он присоединил Инструкцию Обер-Прокурору, также будто бы вопреки желанию Синода. Выходит, как будто Синод не хотел пускать в свет ни Регламента, ни Инструкции Обер-Прокурору, между тем как Регламент печатался несколько раз, и последнее издание было меньше чем за год перед тем, – в 1802 году; а Инструкция напечатана была особым изданием в 90-х годах. В тех же записках он говорит, что придумал напечатать Регламент гражданскими буквами, дабы народ читал его и знал точные пределы власти духовенства и что от многих светских людей он получил благодарность за это издание. Но это не было новостью, так как не очень давно перед тем, именно в 1779 г., Регламент напечатан был по распоряжению Синода на русском языке. Обозревая Синодальное хозяйство, новый Обер-Прокурор обратил внимание на произвольное распоряжение некоторыми суммами. Такой представилась ему, прежде всего, добавочная сумма, ассигнованная в 1797 г. на прибавку в консисториях 2-го и 3-го классов канцелярских служителей по усмотрению Св. Синода. Сумма эта расходовалась довольно произвольно. Часть её обращена была на усиление канцелярий присутствовавших в Синоде архиереев и кроме того из этой же суммы по докладам митр. Амвросия, впрочем с Высочайшего разрешения, выдаваемы были денежные награды Синодальным Обер-Секретарям: в 1797 г. Савицкому три тысячи р., в 1801 г. в Июне Пукалову две тысячи р. и в Октябре того же года обоим названным Обер-Секретарям по тысяче рублей. При вступлении Яковлева в должность суммы этой оказалось в остатке от прежних лет 2.909 р. Яковлев выпросил у Государя через Новосильцева этот остаток в своё распоряжение и на счёт его возобновил синодальную церковь , поставил в присутственной зале портрет Императора и произвёл разные внутренние исправления в Синодальном здании. Вслед затем он представил два других доклада Государю, из коих одним просил отдать на будущее время в его полное распоряжение все могущие скопляться остатки экономической суммы по Синоду, «чтобы они не могли впредь через происки и протекции развлекаемы быть в частные руки»; другим представлял о возврате в казну всех ежегодных остатков от суммы 1.400.000, положенной по штату 1797 года на содержание и поправку архиерейских домов, на содержание монастырей, духовных семинарий, на пенсионы духовным лицам и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Сколько положено быть в оных монашествующих Могилёвском Могилёво-братский училищный Богоявленский Сколько должно быть монашествующих, ещё не положено, а показываются одни наличные Полоцкий Богоявленский Витебский Троицкий Оршанский Богоявленский Буйницкий Духовский Мстиславский Духовский Невельский Преображенский Охорский Преображенский Шкловский Воскресенский Чонский Старообрядческий Успенский Девичьи Оршанский Кутеинский Успенский Борколабовский Вознесенский Мазаловский Преображенский Минской Губернии Слуцкий Троицкий Во всех сих монастырях положено по одному Строителю и по 6 монашествующих Грозовский Николаевский Старческий Петропавловский Мороцкий Успенский Грозовский Иоанно-Богословский Дятловицкий Преображенский Дисенский Воскресенский Друйский Благовещенский Литовско-Виленской Губернии Сурдецкий Святодухов Во всех сих монастырях положено по одному Строителю и по 6 монашествующих Кронский Троицкий Виленский Успенский Литовско-Гродненской Губернии Брестовский Симеоновский 1 Строитель и 6 монашествующих Белостоцкой области Заблудовский Успенский Во всех сих монастырях положено по одному Строителю и по 6 монашествующих Дрогичинский Троицкий Бельский Николаевский Подольской Бершадский Преображенский Во всех сих монастырях положено по одному Строителю и по 6 монашествующих Головчинский Преображенский Грановский Преображенский Сатановский Троицкий Коржовецкий Рождество-Богородичный Волынской-Житомирской Загаецкий Иоанна Милостивого Числа, сколько быть монашествующих, не означено Девичий Ясногородский XVIII. Xomя в штатах 1764 года положено было только для двух первых классов монастырей производить настоятелей в Архимандриты, а в третьем классе быть Игуменам: однако же, после в разные времена определяемы были настоятелями Архимандриты и в третьеклассные монастыри; а при издании новых Духовных штатов 1797 года, Декабря 18, Высочайше позволено было «по Губернским и другим знатнейшим городам, где имеются монастыри третьего класса, Синоду по усмотрению его для благолепия церковного служения вместо Игуменов посвящать Архимандритов с тем только, чтобы оные на положенных по штатам Игуменских окладах оставались. Вследствие того, по представлению Епархиальных Архиереев, Святейшим Синодом с 1798 года до ныне учреждены Архимандрии во многих третьеклассных монастырях, с положением, однако же, тем Архимандритам носить простые камилотовые мантии без скрижалей. А в каких именно и на каком основании учреждены таковые Архимандрии после состояния штатов 1764 и 1797 годов, тому представляется при сем ведомость по степеням Епархий: Ведомость, в каких третьеклассных Монастырях после состояния Духовных штатов, первых 1764 года, и новых 1797 года, и по каким обстоятельствам учреждены Архимандрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

239 . Однако прочие льготы и облегчения для сельского духовенства были сохранены и установлены новые. Увеличены земельные участки сельским приходам, на 112% увеличено жалованье от казны приходским священникам, были приняты меры к призрению и обеспечению вдов и сирот священников. В 1797 г. все духовное сословие было освобождено от сборов на содержание полиции. Царские милости распространились и на епархиальное духовенство. Расходы казны на содержание епархии возросли с 463 тыс. до 982 тыс. руб. В 1797 г. были удвоены размеры земельных участков архиерейских домов, а также дополнительно выделены мельницы, рыбные ловли и пр. угодья. В 1800 г. Павел I ввел награждение гражданскими орденами духовных лиц за особые заслуги. Первым был награжден митрополит Московский Платон (Левшин) . Рассказывают, что он умолял Павла не удостаивать его этой чести и дать возможность «умереть архиеерем, а не кавалером», но в конечном счете, чтобы «не прогневить» монарха, принял эту награду. Но будучи неуравновешенного и вспыльчивого нрава, Павел часто подвергал и высоких духовных особ опале. Так, среди них пострадал выдающийся церковный деятель митрополит Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров) только за то, что к нему благоволила Екатерина II. Павел оставил за ним только Новгородскую кафедру, с которой он в 1799 г. вынужден был уйти «на покой». В коронационном манифесте 5 апреля 1797 г. Павел I объявил себя главой Русской Православной Церкви 240 . Это потом было закреплено в «Своде законов Российской империи» (1832 г.). Его статья 42-я (Т. I, ч. 1-я) гласила: «Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов и блюститель правоверия и всякого в Церкви святого благочестия». При Павле I провозглашена веротерпимость к «раскольникам». Разрешена свободная деятельность старообрядческой церкви. Старообрядцам возвратили отобранные у них книги. Но предусматривались наказания для уклонявшихся в раскол. Проявлялась терпимость к униатам Белоруссии и Правобережной Украины: Киевская, Минская, Житомирская и Брацлавская епархии были предупреждены о том, что нельзя силой обращать униатов в православную веру. Священников, нарушивших этот запрет, лишали приходов. В 1798 г. был учрежден Департамент римско-католического исповедания. В ведении его находились как католики, так и униаты, за которыми признавалась свобода вероисповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ноябре 1794 г.: «Прежде я вас письмами задирал: ибо, несколько рулем общих дел правя, имел что писать. Но ныне все вращается без меня: другие на себя обращают очи и перо. Слава Богу, что от таких беспокойств свободился, коими может быть беспокоил бы и других. Теперь сижу в Вифании, да и место... Но мира каверзы и сюда досягают. Я думал было за прежние труды и заслуги получить, ежели не награду, то хотя похвалу, хотя уже щадение. Но видно, что мало добра сделал я, a самолюбием сам себя обманывал. He могу сказать, чтоб от людей и то заслужил. Но Бог праведно мои грехи наказывает: перед Его суд входят грехи и юности, и неведения, и тайные. Прошу помолиться, чтоб Милосердый явил мне милость и в жизни, паче же в кончине, через Христа Своего. Я на твою любовь полагаюсь: ибо для чего мне того от вас не ожидать, когда не чувствую себя в чем либо перед вами погрешившим. Вы сие письмо, можете подумать, что писано от великого уныния? Никак! Я гораздо спокойнее, нежели мои обстоятельства требовали: и сие не от Мене: Божий дар» 613 . 22 июля 1796 г·; «Прошу меня успокоить; как не смущаться? Как бодрость духа удержать, особливо воображая прежнее свое положение?» 614 . 23 июля 1797 г.: «Скорблю, что тебя постигли неприятно- —336— сти от людей неблагодарных и нечестивых. Но это обыкновенная наша участь и нечего ждать от развращенного мира. Много такого и даже более тяжкого претерпел и я и впредь не предвижу, чтоб улучшило нашу участь; a тем менее могу помочь тебе» 615 . В конце 1797 года и начале 1798 года Платону пришлось испытать тяжесть Петербургского отрицания начал его жизненного идеала так, как никогда прежде. В конце 1796 года на престол вступил ученик Платона Павел, пятнадцать лет ведший с ним милостивую переписку, в которой сам себя называл «верным другом Платона», Сначала все преполагали, что при новом императоре Платон будет пользоваться особым влиянием. У Платона заискивают и ищут внимания и благосклонности. Но новый император в ноябре 1797 года совершает необычайный в истории церкви акт: вводит для награждения архиереев ордена, высшим из них – орденом Андрея Первозванного награждает Платона и требует его в Петербург, имея в виду самолично возложить на него орден.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Конец святителствования митрополита Амвросия ознаменован законодательным актом, закреплявшим высокое иерархическое положение наместников Лавры. Вот этот акт. «Всепресвтлейшему Державнейшему Великому Государю Императору и Самодержцу Всероссийскому всеподданнейший доклад Синода. По штату на духовные места, в 1764-м году изданному, положены в Лаврах и первоклассных Монастырях наместники из иеромонахов, но в первых с жалованьем против архимандритов 2-го класса. В 1797-м году именным высочайшим указом, данным Синоду, между прочим поведено: «учредить в Вифании второклассный Монастырь и считаться в соединении с Сергиевою Лаврою и до оной надлежащим, а потому и наместники той Лавры да будут навсегда архимандритами Монастыря Вифании. Хотя же и в прочих двух Лаврах, Киево-Печерской и Александро-Невской, наместники производятся в архимандриты в штатные Монастыри с оставлением и в звании наместников, но дабы сии наместники, по уважению к Лаврам, имели звание архимандрита и без определения иногда в штатные Монастыри, то Синод полагает мнение по представлениям оному производить и их в архимандриты с степенью второ-классных Монастырей, оставляя на жалованье и прочих доходах, наместнику положенных, с присвоением им, в рассуждении распоряжения собственностью своего, того же права, какое имеют на сие монастырские власти. Что же касается до наместника Сергиевой Лавры, то оному оставаться на основании выше-прописанного 1797-го года указа. Но как Синод к такому новому положению сам собою приступить не может, то, всеподданнейше представляя Вашему Величеству, испрашивает на оное высочайшего Вашего Величества указа. Вашего Императорского Величества всеподданнейшие: Амвросий, митрополит Новгородский, Серафим, архиепископ Тверской, духовник Павел Криницкий, обер-священник Иоанн Державин. Обер-секретарь Гаврила Сурихин. На подлинном подписано собственною Его Императорского Величества рукою тако: «Быть по сему. Александр». С.-Петербург, 23-го декабря 1816-го года» 3902 . В строениях Лавры при митрополите Амвросие были произведены небольшие дополнительные или ремонтные работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Создалась тяжелая ситуация: колокольня необходима, а государевы деньги в размере 7 тысяч истрачены. Тогда главный строитель колокольни и корпусов – эконом архиерейского дома игумен Абалакского монастыря Маргарит – едет по епархии с «шнуровой книгой» для пожертвований. В эту поездку были собраны значительные денежные средства, на которые в 1797 году и была выстроена нынешняя пятиярусная колокольня. В высоту она имеет 35 сажен (около 75 метров). Таких высоких колоколен немного и во всей России. До снятия колоколов во время советской власти колокольня на двух ярусах имела 15 колоколов. Самый большой из них – тысячепудовый. Вылит «в 1738 году на Тагильском заводе, старанием Митрополита Антония (Стаховского) и иждивением, как показывает надпись на нем, дворянина Акинфа Никитича Демидова». Сегодня Соборная колокольня является замечательным украшением архитектурного ансамбля Тобольского кремля. С 2004 года идет реставрация, которая полностью должна завершиться в 2011 году. Для колокольни был изготовлен большой колокол весом 25 тонн. Колокол был торжественно освящен и водружен на колокольню 29 октября 2007 года, в день обретения мощей святителя Иоанна Тобольского и всея Сибири Чудотворца. Храм во имя преподобного Сергия Радонежского Одновременно с началом реставрации в 2004 году было принято решение о восстановлении западных ворот, называвшихся ранее «Святыми», и надвратной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского. Этот храм соединил Соборную колокольню и ризницу, замкнув в круг весь ансамбль Тобольского кремля. Строительно-реставрационные работы пока еще не завершены. Храм готовится к росписи. Соборная колокольня, расположена к югу от ризницы, является памятником архитектуры классицизма. Высота кремлёвской доминанты - 75 метров. Она была построена в 1794-1797 годах взамен стоявшей на Софийском дворе вблизи её западной ограды старой шатровой звонницы, разобранной в середине XVIII века. Проект колокольни был составлен губернским архитектором А. Гучевым в 1785 году, но строительство удалось развернуть лишь с 1791 года. 10 июля 1792 года возведённая на 11 сажень, она неожиданно развалилась. После этой катастрофы проект был откорректирован геодезистом Ф. Уткиным, который работал ранее вместе с А. Гучевым. Работы по строительству колокольни велись под присмотром Ф. Уткина, которому помогали штатные служители Софийского двора П. Савин и К. Калмыков. По новому проекту фундамент под колокольню был заложен в 1794 году несколько подальше от обрыва. Строительство колокольни успешно завершилось 14 октября 1797 года.

http://sobory.ru/article/?object=17154

3) С северной и южной стороны монастыря устроены для штатных служителей две слободки. Одна из них построена в 1797 году, и Платон населил ее ремесленниками и написал для них инструкцию, приказав иметь ее в каждой избе, Все подобные распоряжения Платона показывают, с какою внимательностью он следил за всем, по видимому, маловажным, и как старался упрочить свои полезные учреждения. VI. Владения монастырские Император Павел в указе об устроении в Вифании монастыря повелел: „ко вновь устроенному монастырю назначить потребное число десятин сенокосной и лесной земли по способности и близости из дач казеннаго ведомства”. В силу сего в 1797 году Государь утвердил следующую роспись землям, выбранным для монастыря самим Платоном: 1) Московской губернии, Дмитровской округи, находящейся по близости монастыря Вифании, прилежащей к селению, называемому Троицкая слобода, земли, назначаемой под усадьбу для штатных служителей: 80 десятин 154 саж. 2) Лесу, называемого Усовскою Новочисткою: 31 десятина 1978 сажен. 3) Лесу, называемого Исаковскою рощею: 320 десятин 1340 саж. 4) Во Владимирской губернии, Переславль-Залесской округи, лесу, называемого Кокуевские десятины, Воскресенского прихода экономических крестьян: 100 десятин 564 сажен. Всего 533 десятины 236 сажен. Кроме сего „вместо рыбных ловель каждому монастырю жалуемых”, Государь повелел отдать во владение монастыря Переславской округи, при деревне Хохряках, Малиновский луг, да еще мукомольную мельницу о трех поставах на реке Молокше. Но так как сии местности принадлежали Махрищскому монастырю, приписанному к Лавре, то Митрополит Платон, желая вспомоществовать и Махрищскому монастырю зависимому от Лавры, предписал „не отбирать для Вифании сих угодьев, а оставить их за Махрою с тем, чтобы Махра платила ежегодно оброчные деньги в Вифанский монастырь”. Во владении Вифанского монастыря находится мельница, устроенная на Ершовском пруде. Она построена еще в 1797 году и тогда же отдана в аренду с платою монастырю по 70 рублей в год и с условием – безденежно молоть в год по пятидесяти четвертей ржи для Лавры. Приложения

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010