яз.). 40 Консисторский Архив. Письмо, митрополита Иерофея к епископу Житомирскому от 8 ноября 1797 г. за 2877. 50 В 1844 году к Киевской губернии и епархии причислен был от Волынской – город Бердичев, куда переведены из Махновки уездные присутственные места, а в числе их и духовное правление со штатом собора. Киевские Епархиальные Ведомости, 1861 г. 1, стр. 14. «Пределы Киевской епархии». П. Л. 52 Консисторское Архивное Дело 1797 г., 2-й. Подольские Епархиальные Ведомости 1873, 12, «Избрание духовенством в Брацлавской епархии десятоначальников или благочинных», стр. 403–404. 57 Мы не касаемся совсем деятельности митрополита Иерофея по отношению к той значительной части Киевской епархии, которая до 1 сентября 1797 года была расположена на левом берегу Днепра. Объяснением сего служит то, что все «дела», относящиеся к этой деятельности, взяты были в Переяславскую консисторию (Указ. кн. 1797 г. 174, § 4). Нам кажется, что для оценки деятельности митрополита Иерофея отсутствие этих дел не может быть большим ущербом, так как вполне естественно предположить, что его внимание было обращено преимущественно на новоприсоединенные области. 58 Консисторское Архивное Дело 1796 г., 92, и 1796, 4. Остальные церкви Богуславской и Белоцерковской округ поручены были Корсунскому духовному правлению и Богуславскому благочинному (Стефану Левандовскому), хотя о районе их ведения не сохранилось никаких сведений. 60 Консисторское Архивное Дело 1796 г., 66, рапорт митрополита Иерофея за 80. Из рапорта узнаем, что в Богуславской округе было 154 церкви, – в Белоцерковской 147 и Рожевской – 86 церквей. 62 «Хронологический указатель указов и правительственных распоряжений по губерниям Западной России, Белоруссии и Малороссии», изд. Рубинштейна 672 (Полный свод законов, 17526), стр. 181. 67 Ibid. письмо губернатора за 846. К сожалению, мы не нашли упоминаемой им в письме карты ни в духовной консистории, ни в канцелярии Киевского генерал-губернатора. 69 Только один преосвященный Варлаам, епископ Житомирский, немедленно и в высшей степени сочувственно отозвался на предварительные мероприятия митрополита Иерофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Светиков Афанасий Иван. Поступил в семинарию 1778 г. 1784 г. из грамматики – свищ, в с. Светиково, Суз. окр. (Арх. Суз. кон. 1784 г. 107). Светиков Ефим Ив. Поступил в семинарию 1782 г. 1788 г. обучался в риторике. 1789 г. из философии – свящ, в с. Светиково, Сузд. окр. (Арх. Суз. кон. 1789 г., Светяковский Иван 1764 г. обучался в школе аналогии. В ведомости за этот год отмечен: «плох, но малолетен». Вскоре вышел из семинарии. Святухин Григорий Григ. Поступил в семинарию 1766 г. 1772 г. из пиитики – копиистом Суздальской духовной консистории (Арх. Суз. кон. 1772 г., Селецкий Иван. В 1788 г. обучался в школе информатории. Селецкий Михаил. 1787 г. -как ученик богословии был информатором Суздальской духовной семинарии. См. выше, стр. 92. Селецкий Фёдор Мих. Поступил в семинарию 1768 г. 1779 г. – свящ, в с. Сельцо, Суз. окр. (Арх. Суз. кон. 1779 г., 310). Семеновский Василий. 1788 г. обучался в информатор. 1799 г. утверждено место пономаря в с. Семёновском (Арх. Суз. кон. 1790 г., 375), 1792 г. из аналогии исключён за малоуспешность (Там же, 1792 г., 118). Семеновский Дмитрий, 1785 г. из риторики отправлен в С.-Петербург для приготовления в народные учителя Владимирского наместничества (Арх. Суз. кон. 1785 г., 58). 1788 г. учитель народного училища в г. Суздале (Труды Влад. Учен. Арх. Ком, стр. 151). Семеновский Иван. В 1788 г. обучался в школе поэзии. 1792 г. из риторики–свящ. с. Ельтесунова (?) (Арх. Влад. кон. 1792 г., 70). Семеновский Иван Петр. Поступил в семинарию 1763 г. 1771 г. исключён из семинарии за воровство. (См. выше, стр. 126–28:132–134). Семенов Леонтий. Поступил в семинарию 1770 г. 1770 г–дьячком к церкви Николая Чудотворца, что на Пенье, Лухов. у. (Арх. Суз. кон. 1776 г., 73). Семьинский Гавриил Яков. Учитель Суздальской дух. семинарии. См. выше, стр. 85–66. Семьинский Фёдор Алексеевич меньший. 1788 г. обучался в школе инфимы. 1797 г. – свяш. в с. Семьинское, Юр. окр. (Семинарския Ведомости за 1797 г ). Семьинский Фёдор Алексеевич старший. 1788 г. обучался в инфиме. 1797 г. из богословии определён учителем Вязниковского духовного училища (Семинарския Ведомости за 1797 г.). 1802 – в светское ведомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более чем вдвое увеличено ассигнование на содержание Консистории. На 1 / 3 увеличено жалованье монашествующим, вдвое увеличено жалованье иподиаконам и певчим и более чем вдвое сторожам. Увеличены штаты Лавр и Монастырей в личном их составе. Для Александро-Невского Монастыря, «учреждаемого Лаврой», объявлен особо новый штат, сходный со штатом Троице-Сергиевой Лавры, с тем отличием, что, в Александро-Невской Лавре не полагалось должности казначея, но была должность благочинного, не положенная в других Лаврах. По этому штату в новой Лавре полагались: наместник, благочинный, эконом, духовннк, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных, 4 звонаря, 6 сторожей. Наместник к 100 рублям прежнего жалованья получал прибавку в 200, благочинный к 60-и – 240, эконом к 60-и–90, иеромонахам оставлен прежний оклад в 24 рубля, сторожам увеличить вдвое – до 24-х рублей 3877 . По высочайше утвержденному 21-го января 1797-го года «штатному положению», в двух Лаврах-Киево-Печерской и Александро-Невской – «полагаемо было в числе положенных в них иеромонахов и иеродиаконов в каждой по 10-и соборных, с прибавкою к получаемому иеромонашескому или иеродиаконскому 24-х – рублевому окладу по 126-и рублей». Это положение закреплено было высочайше конфирмованною 18-го декабря 1797-го года росписью, с добавлением к двум Лаврам Московского Донского Монастыря 3878 . В высочайшем, указе 18-го декабря 1797-го года было сказано, что определять на места соборных следует «по дозволению Синода из монашествующих, учение свое в Семинариях и Академиях с успехом и пользою окончивших, которыми Синоду предписать точную их должность, имея за правило, чтобы они упражнялись в переводах, сочинениях, в проповеди слова Божия, в преподавании наук по Академиям или Семинариям; сверх того, чтобы в том месте, где состоять соборными, отправляли собором своим службу Божию в назначенные им дни, как-то – в первейшие Господские праздники, тако ж во дни рождения, тезоименитства и коронования государского, да и вообще чтобы они не в праздности обращалися, но прямо на пользу церковную и государственную служили, отличаясь добрым поведением, а тем и могли бы достигать помещения на степени архиерейские».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Поэтому обер-прокурор св. Синода был уже при Екатерине не «оком государя», имеющим обязанности наблюдать, чтобы решения св. Синода не клонились ко вреду гражданского общества, а выразителем желаний и требований императрицы, направителем течения дел в св. Синоде согласно с ее видами, полновластным хозяином в св. Синоде, имеющим своей обязанностью держать св. Синод в послушании и безусловной покорности воле государыни. Смерть императрицы Екатерины застала высшую иерархию в следующем составе: митрополитом Московским был Платон, митрополитом Новгородским и Петербургским – Гавриил, архиепископом Казанским Амвросий Подобедов , Псковским – Иннокентий Нечаев. Все эти лица вам уже известны: все они великороссы, все вышли из Московской академии, все отличались образованностью, сочувствовали и содействовали правительству Екатерины в его стремлении распространять образование среди духовенства и пользовались за это вниманием и расположением Екатерины. Как же относился к этим иерархам Павел? Митрополит Новгородский, Гавриил, в первый год царствования Павла пользовался его расположением и доверием. Он первый из духовных лиц получил орден св. Андрея Первозванного, а 2 мая 1797 года и «алмазные знаки сего ордена». 17 июля того же года ему дана была следующая высочайшая грамота: «вследствие статьи от Нас изданного статута Российского ордена, Всемилостивейше жалуем вам командорство, состоящее в С.-Петербургской губернии, в Лужском уезде из селений: Долговки, Полковой, Чаловой и т. д. (всех 13 селений) и села Городца, присвоенное кавалеру Российского ордена св. Апостола Андрея под 1, позволяя вам пользоваться оным, на основании помянутого статута и указа Нашего от 30 апреля сего 1797 года». В 1797 же году ему пожалован был орден св. Александра Невского 131 . Митрополит Гавриил, по сказанию его жизнеписателя, пользовался особенным расположением и доверием императора. 21 августа 1797 года Павел писал Гавриилу: «Преосвященный митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил! Получив прилагаемое при сем в оригинале прошение (об увольнении от управления епархией) епископа Могилевского и Полоцкого Афанасия, я соглашаюсь на увольнение от управления епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

Кроме перечисленных нами мелких произведений по русской церковной истории, преосв. Макарию бесспорно принадлежит еще одно небольшое церковно-историческое исследование, которое было напечатано им в своем академическом журнале. Разумеем «Обозрение священных древностей, находящихся в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре» 678 . Здесь говорилось: 1) о мощах угодников Божиих и других священных останках, 2) о крестах, 3) евангелиях, 4) иконах и 5) колоколах. Считаем необходимым заметить здесь, что преосв. Макарий занимался одно время и составлением истории Александро-Невской лавры. В его бумагах мы нашли два плана для этой истории. Первый план был такой: А (1710–1725: 1) основание лавры: место, время, средства для строения и содержания; 2) внутреннее устройство: а) устав б) чиноначалие лавры в) место в составе иерархии и число братии, 3) перенесение мощей св. благоверного князя Александра Невского; 4) значение лавры для народа: а) многие богомольцы посещают ее и сам Петр Великий, б) типография в) место погребения даже для царских особ. Б) 1725–1775 г.: 1) внешнее строение и устройство: а) медленность и неудачи б) кто заведовал строениями 2) внутреннее устройство: а) измена в настоятелях, б) число братий, 1) рака св. Александра Невского от императрицы Елисаветы, другие священные дары и вообще святыни лавры; 4) значение Лавры для народа: а) погреб, б) типогр. в) училище на счет Лавры. В) 1775–1797 г. 1) сооружения при Гаврииле: а) собор б) его освящение в) перенесение мощей г) подарки Екатерины II 2) внутреннее устройство и 3) значение а) прежнее б) семинария в самой лавре Г. 1797–1850 г., где также намечались три пункта: внешнее устройство, внутреннее устройство и значение лавры. В самом начале этого плана рукою преосв. Макария было замечено: «нет, см. другой, лучший план в конце листа». Этот лучший план был следующий: 1) период первый (1710–1739 г.): Александро-невский монастырь занимает первое место в ряду монастырей, хотя под властью Архимандритов 2) период второй (1739–1797 г.): занимает второе место, но уже под властью архиереев 3) период третий (1797–1850 г.): занимает третье место, но называется лаврою и состоит под властью митрополитов. В первый период положено основание всего, что ныне есть в монастыре; во второй – все это устроилось и устроялось; в третий – только поддерживается и усовершается... ΝΒ. Когда киновия?» Делал-ли что либо преосв. Макарий по осуществлению своих планов истории Александро-Невской Лавры, неизвестно. По крайней мере, мы не встречали ни печатных, ни рукописных статей преосв. Макария по истории Александро-Невской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Пермской Верхотурский Николаевский В 1798 году учреждена Архимандрия на основании указа 1797 года Пензенской Пензенский Спасо-Преображенский В 1798 году, до Апреля 27, был заштатным, а потом по Именному Высочайшему Указу, состоявшемуся на докладе Святейшего Синода включён в число третьеклассных, с переведением в него штата из состоявшего Новгородской Губернии в Кирилловском уезде третьеклассного Ферапонтова Монастыря, с обращением сего последнего в приходскую церковь . В том же 1798 году на основании указа 1797 года в сем Пензенском Спасо-Преображенском монастыре учреждена и Архимандрия Саранский Петропавловский В 1798 году учреждена Архимандрия на основании указа 1797 года Оренбургской Уфимский Успенский Богородицкий В 1799 году, по докладу Святейшего Синода, между прочим, в 11-м пункте изображено: «как до издания в 1764 году на духовные места штатов существовал в городе Уфе означенный монастырь, обращённый тогда в приходскую церковь ; то возобновив оный, быть ему в 3 классе на штатном положении, учредив в нём на основании Именного 1797 года, Декабря 18, Высочайшего указа и Архимандрию». Примечание: Полный именной список штатных и заштатных монастырей, по всем Российской Церкви Епархиям находящихся, предложен будет при третьей части сей Истории. 1  См. Известия Византийских Историков, объясняющие Российскую Историю древних времён и переселения народов, собранную Иваном Штриттером, часть III, стр. 6 и след., издание 1774 года в СПб. 4  Обычай Князьям постригаться, заимствованный, конечно, от Греческих Государей, начался в России ещё с XI века, и кажется, первый тому пример показала супруга Великого Князя Яpocлaba I Индегерда, а в крещении Ирина, которая по кончине его удалилась в Новгород к внуку своему, Новгородскому Князю Ростиславу Владимировичу, и постриглась под именем Анны, а по кончине положена и доныне открыто почивает в Новгородском Софийском соборе. После неё упоминается в 1086 году Анна Всеволодовна, дочь Всеволода Ярославича, Великого Князя, в монашестве Евпраксия. А из Князей, постригшихся о первом в летописях упоминается Игорь в 1146 году. Потом уже многие Князья и, как замечает Татищев, едва не все до XVII века постригались перед кончиной. Много бывало также и насильственных пострижений Князьям и Княгиням.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

2) Из Екатеринославской губернии 404, а именно по уездам – а) Екатеринопольскому 102; b) Чигиринскому – 97, с) Уманскому – 111 и d) Черкасскому – 91 церкви. 3) Из Волынской губернии – Радомысльскому уезду – 66 церквей. Итого – 845 церквей. (Роспись эта составлена на основании следующих дел консисторского архива 1797 года: 7, 107 и 110). 76 Принимал деятельное участие в деле воссоединения униатов. Рункевич. «История Минской архиепископии», стр. 183. 78 Во время митрополита Самуила Киевский уезд не был так обширен и не представлял тех «нестроений», которые существовали при митрополите Иерофее. 82 Соответственно указу Святейшего Синода от 7 мая 1797 года. Указ. кн. 1797 г. 89, § 7: «благочинных определить в округе от 15-ти до 10-ти церквей». 83 Консисторское Архивное Дело 1798 г. 39. Приказ митрополита Иерофея на имя Киевской дикастерии от 26 февраля 1798 г. Мы имеем несомненные данные для утверждения, что в уездах, причисленных к Киевской епархии от Волынской и Брацлавской губерний, – вышеупомянутый указ Святейшего Синода об избрании благочинных к каждым 10–15 церквам не имел до сих пор применения. Так, что касается Радомысльского уезда, отошедшего из Волынской губернии, – то мы имеем следующее письмо преосвященного Варлаама, епископа Житомирского, к митрополиту Иерофею от 28 октября 1797 года за 2588. «При поступлении в епархию Вашего Высокопреосвященства Радомысльского повета церквей, долг имею изъясниться, что я почитаю нужным в сведению Вашего Высокопреосвященства, а при том и к моему некоему извинению, буде в чем неисправным покажуся... По получении первого писания о будущей перемене, нарочно я удержался от важнейших распоряжений. А потому 3) не учреждал к каждым пятнадцати церквам благочинных»... В Брацлавской епархии начатые было (в Липовецком, Махновецком, Пятигорском и Сквирском уездах) выборы благочинных были приостановлены, как скоро стало известно, что уезды эти отходят к Киевской епархии. Подольские Епархиальные Ведомости 1873 г. 12: «избрание духовенством в Брацлавской епархии десятоначальнпков, или благочинных» П.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 ноября Скончалась императрица Екатерина II. 1797 Без даты В летописи Саровского монастыря датировано 1797 годом «Описание дороги к отцу Серафиму»: «От селе идти от кирпишных сараев 3 дороги. Две оставить по третьей взять вправо вкруче не доходя валу к Мефодию вправо идти за вал мимо избы в ворота пройти сею дорогою прямо держатца в лево повернуть вправо оставлять чрез вершину проходя сие недалече направо к Дорофею с полверсты пройдя и струб вправе лес лежит на кельи потом наверх недалече прямо ити две малые дороги. Надобно загнуть ити вправо сквозь дерево по малой дорожке потом вершина приидити и дрова рубленыя повороти влево Серафима от него одна дорога» (С. 36). Как видим, келья отца Серафима была недалеко от пустыньки отца Мефодия (будущего схимонаха Марка). В 1797 году рукоположен во священники диакон Алексий (Гнеушев), Бортсурманский (1762–1848), о котором преподобный Серафим говорил: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он, как звезда, горит на христианском горизонте». Прославленный в 2000 году святой праведный Алексий родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии (современная Нижегородская область) в семье священника. В 1784 году по окончании Нижегородской духовной семинарии рукоположен во диакона к Успенской церкви в с. Бортсурманы, в 1797 году – во священника той же церкви. В его жизнеописании сказано, что однажды ночью его позвали к умирающему в соседнюю деревню, отец Алексий рассердился, выгнал посланного и лег спать. Но через некоторое время, мучимый совестью, решил поехать. Войдя в дом, священник увидел, что крестьянин уже умер, рядом с почившим стоял ангел со Святой чашей в руках. Это видение так поразило отца Алексия, что он упал на колени и всю ночь молился, домой он вернулся другим человеком. Каждый день он совершал литургию, насколько было возможно, исполнял монашеское келейное правило и устав. Правило было такое: полуночное – полунощница. 12 избранных псалмов, житие святого и поучение из Пролога; утреннее – молитвы утренние, часы, акафист прп. Сергию, или вмц. Варваре, или свт. Митрофану; полуденное – 4 кафизмы; вечернее – канон Спасителю с акафистом, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущим: отец Алексий ежедневно совершал 1500 поклонов с Иисусовой молитвой. Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал приходивших к нему людей, тайно помогал неимущим и попавшим в беду.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Налево по выходе из Платоновой церкви, или на юг от нее, стоят Платоновы же архиерейские покои, в которых остается целою его домовая оригинальной формы церковь (значительно, впрочем, переделанная возобновителем покоев наместником Антонием, который, вовсе не принадлежав к числу почитателей древности и редкости, и совсем было ее уничтожил и потом восстановил только уже по приказанию императора Александра Николаевича) и в которых сохраняется некоторое количество принадлежавших ему раритетных и нераритетных вещей (что касается до самого устройства покоев, то до сих пор остается целым в одной комнате их зеркальный потолок из небольших квадратных зеркал, вставленных в деревянную решетку, или деревянный переплет) 367 . Перед покоями стоит небольшая пирамида, окруженная решеткой. Она поставлена митрополитом Платоном в увековечение памяти о посещении монастыря императором Павлом в 1797 году. На ней надпись: «1797 года апреля 24. Почто, Вифания, сей год и день прославляеши? – Яко державный Великий Государь Император Павел I и с Государынею Императрицею и со всею Августейшею фамилиею благоволили посетити мя и вкусити зде трапезу. Почто ты, пустыня, тако ликоствуеши? – Яко тогожде года, мая 1 дня, он Великий Государь во второкласный монастырь преобрази мя и еще при мне устроил быти училищу просвещения». Находящаяся впереди покоев большая двухэтажная церковь построена в 1866 году (в ней пять престолов: внизу середний – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, боковые – во имя Платона, и Романа, и архангела Михаила; вверху главный – в честь Сошествия Святаго Духа и придельный – во имя Николая Чудотворца). В воротах монастырских, под колокольней, изображены были Платоном евангельские события, имевшие место в Палестинской Вифании, и начертано было четверостишие: «В Buфahiю Xpicmoc пришел И водворился тут: О еслиб Он и здесь покой нашел! Не тщетны б были кошт и трудъ». Вифанская духовная семинария, находящаяся по сю сторону монастыря, с приезда к нему, на правой стороне от дороги, учреждена вследствие указа императора Павла Петровича, данного одновременно с тем, как монастырь возведен был во второй класс, то есть 1 мая 1797 года. Быв начата строением в том же 1797 году, она была торжественно открыта 6 августа 1800 года. Платоновский семинарский корпус, имеющий форму буквы покоя, то есть начальной буквы имени митрополита, с четырьмя башнями на двух углах и на двух концах, стоящий на берегу пруда, находится внутри нынешнего семинарского двора 368 . А большой корпус, выходящий на дорогу, построен в продолжение 1826–1830 годов и увеличен боковым пристроем в 1884 году. Гефсиманский скит с пустыней Параклита

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Александр-Невская лавра (1797–1913 годы) Глава первая. Новый период в жизни Александро-Невской обители Переименование Александро-Невского Монастыря Лаврой. Характер нового периода жизни обители. Царствования Императоров Павла I-ro, Александра Благословенного. Николая I-ro, Александра II-ro, Александра III-ro и Николая II-ro. Высочайший указ 18-го декабря 1797-го года и его значение для Церкви и Лавры. Соборные иеромонахи. Последние годы митрополита Гавриила. Наместники – архимандриты Иосиф (Чапужников) и Антоний (Знаменский) Высочайшим указом Святейшему Синоду Императора Павла I-ro, данным 18-го декабря 1797-го года, повелено Александро-Невский Монастырь «переименовать Лаврой со штатом наравне с Киево-Печерской и Троицкою Сергиевскою» 3871 . Александро-Невская обитель по заслугам получала высокую честь. Ее жизнь до сего времени была полна внутренним, и внешним созиданием. Вместе с устроением собственной жизни обитель совершала устроительную работу для церковной жизни новосозданной столицы и всего тяготевшего к ней обширного района. В Александро-Невской обители – до учреждения Святейшего Синода – были сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами. Александро-Невские иеромонахи ежегодно в летние месяцы отправлялись, по 10-и, 20-и, 30-и и более, для совершения Богослужения на кораблях, в новосозданном гением Великого Царя-Преобразователя Российском флоте, в госпиталях, в церквах возникавших в Западной Европе заграничных наших миссий. Александро-Невский Монастырь выростил у себя духовную школу, возведенную теперь на степень Академии. Обитель не мало поработала на пользу духовного просвещения своею проповедью и в особенности при посредстве печати, снабдив все церкви огромного района изданными в Александро-Невской Типографии книгами начального наставления о вере и добродетели. Наконец, из небольшой деревянной церкви и тесных мазанок Монастырь вырос в целую обширную систему величественных и монументальных сооружений. Все главнейшие стороны деятельности Александро-Невской обители, получив самостоятельную организацию, выросли, окрепли и, по естественному порядку жизни, обособились. Церковно-административная деятельность отошла к Консистории. Школьное обучение сложилось в самостоятельную цепь духовно-учебных заведений. Церковно-назидательное издательство перешло в руки высших органов церковного управления и духовной науки. Образовались самостоятельные установления флотского и заграничного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010