В 1777 году Преосвященный Антоний, Епископ Астраханский, учредил Семинарию в Астрахани, на содержание коей тогда же положено жалованья по 2.000 рублей; а в 1797 году – по 3.000 рублей. В 1778 году Преосвященный Амвросий, Епископ Севский, учредил Семинарию в Севске. В 1779 году положено на оную суммы по 2.000 руб., а в 1797 году – по 3.500 руб.; и оная переименована Орловской. В 1779 году Преосвященный Евгений, Архиепископ Славенский, учредил Семинарию Екатеринославскую в Полтаве; и тогда же по Именному Указу положено на содержание оной ежегодно по 2.000 руб., а в 1797 году – по 3.500 руб. и переведена оная в Новомиргород, а в 1804 году – в Екатеринославль. В том же 1779 году Преосвященный Михаил, Епископ Иркутский, учредил Семинарию в Иркутске и построил для оной каменный двухэтажный корпус. В том же 1779 году положено на содержание оной жалованья по 2.000 рублей; и в 1797 году – по 3.000 рублей. В том же 1779 году Преосвященный Феодосий, Епископ Тамбовский, учредил Семинарию в Тамбове, и тогда же положено на оную жалованья по 2.000 рублей, а в 1797 году – по 3.500 руб. К ней принадлежали училища: Луховское, Галичское и Макарьевское. В том же 1779 году Преосвященный Иоанникий, Епископ Олонецкий, учредил Семинарию Олонецкую в Александро-Свирском монастыре; и тогда же положено на содержание оной жалованья по 2.000 рублей. Семинария сия, по перенесению кафедры Викариев Новгородских в Хутынь монастырь, упразднилась. В 1784 году, Августа 27, Именным Высочайшим Указом велено во всех Семинариях обучать непременно и преимущественно Греческому языку, а Святейшему Синоду на убылые места, от избрания его зависящие, представлять успевших в сем языке преимущественно же пред прочими. В 1785, Мая 15, Именным Указом велено присвоить в Семинариях метод обучения народных училищ, и для того классические оных книги по Епархиям разосланы для преподавания в Семинарских классах. А дабы ввести сей метод, то способнейших учеников из Семинарий велено посылать в народные училища, где бы они, присмотревшись к образу учения, могли и в Семинариях таким порядком обучать.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

И когда, после этого, соседние с Минской епархией преосвященные отказались выслать из своих епархий в Минскую монахов, св. синод решил (29 апреля 1810 года) обратить представленные преосвященным Иовом четыре монастыря – Грозовский Николаевский, Дисненский, Еврейский и Кронский – в приходские церкви 2802 . Сокращение числа монастырей уменьшило в некоторой степени крайнюю нужду в монашествующих в Минской епархии, но не увеличило почти их состава в уцелевших монастырях. На «недостаток» монашествующих 2803 , и даже «крайний недостаток» 2804 их преосвященный Иов продолжает жаловаться во всё время своего пребывания на Минской кафедре. Но, конечно, этот недостаток уже не был столь поразителен, как в первые годы. В 1811 году можно встретить монастыри, имеющие более или менее достаточное число монахов, как Пинский с 13 монахами, или Виленский с 9-ю 2805 . По ведомости этого года в десяти монастырях Минской епархии числилось 46 монахов, кроме 6 бывших при архиерейском доме и 8 в «заграничныхъ» монастырях 2806 . Из всех монастырей Минской епархии первоначально только два были в штате: Минский Петропавловский мужской – первоклассный иСлуцкий Ильинский женский – второклассный 2807 . В 1797 году признан штатным, второго класса, Виленский Святодухов монастырь 2808 . Все прочие монастыри Минской епархии, как и всех епархий возвращенного от Польши края, пока не имели ни штатов, ни определённых «степеней в сравнении с другими» 2809 . За то от них не были и отняты в казну их земли и угодья 2810 . По штатам 1764 годав первоклассных и второклассных монастырях настоятелями были положены архимандриты, в третьеклассных – игумены 2811 . Оставшиеся за штатом монастыри имели настоятелями и игуменов, и простых иеромонахов; последние, впрочем, не носили титула настоятеля и назывались начальниками или строителями. Император Павел Петрович, указом 18 декабря 1797 года, разрешил учреждать архимандриии в третьеклассных монастырях 2812 . В Минской епархии, по представлению преосвященного Иова, были учреждены архимандрии в 1798 году в заштатных монастырях в Бресте и Грозове 2813 . Архимандриты заштатных и третьеклассных монастырей отличались от других архимандритов тем, что носили мантии без «скрижалей» 2814 . Получаемые от казны штатными монастырями суммы высочайшим указом 18 декабря 1797 года были значительно увеличены. Монастырям первого класса определено было по 1.753 рублей 2815 , второго по 1,095 рублей 2816 . Женским второклассным монастырям определено было по 850 рублей 2817 . Заштатные внеклассные монастыри жалованья не получали, но им высочайшим указом 18 декабря 1797 года определена была ежегодная выдача пособия от казны в 300 рублей на монастырь 2818 . Кроме получаемого от казны содержания, монастыри имели так называемый кружечный доход и пользовались различными земельными угодьями. Высочайший указ 18 декабря 1797 года определил норму этих угодий для всех монастырей в 30 десятин земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Глава VIII. Положение монастырей в первой четверти XIX века (1797–1825) Содержание. Улучшение в материальном обеспечении монастырей: наделение их земельными участками и добавочным жалованьем. Возвышение некоторых монастырей на степень архимандрий и игументств. Учреждение общежития в Толшевском и Донецком монастырях. Недостатки в монастырской жизни, зависевшие от тесной связи монастырей с миром. Недостаток хозяйственности. Нестроения, зависевшие от совмещения настоятелями должностей по епархиальному управлению. Ревизия 1819 года. Инструкция казначеям. Заключение. С воцарением Императора Павла замечается поворот в отношении правительства к монастырям. 18 Декабря 1797 года состоялось распоряжение правительства об ассигновании архиерейским домам и монастырям добавочных окладов. Бедные монастыри постановлено было наделить земельными участками в размере 30 десятин на монастырь. Вместе с тем монастырям пожалованы были небольшие угодья, в виде мельниц и рыбных ловель. Одновременно с этим обнаруживается забота Св. Синода об упорядочении и возвышении монашества и монастырей. 24 марта 1799 года последовал указ Св. Синода, коим – для лучшего устроения монашеской жизни – во 1-х, во всех епархиях постановлено было учредить должность благочинных монастырей, и во 2-х, в каждой епархии постановлено было избрать по одному монастырю для введения в нем общежительного строя, с тем, чтобы этот монастырь служил показателем той нормы монастырской жизни, которая желательна для всех монастырей. Эти общие распоряжения должны были улучшить и материальное положение монастырей, и поднять в них дисциплинарный строй. В жизни придонского монашества замечается заметное улучшение, их материального быта. Монастыри приобрели себе угодья и земли: Алексеевский Акатов – близ деревни Парусной по р. Тамлыку из поляны, называемой Скупуха, в количестве 22 десятин (до 1798 г. монастырю принадлежало 8 десятин); близ р. Дона монастырю было пожаловано озеро Кужное – «для пропитания больных» (ранее там же ему принадлежало озеро Калач). Ему же дана мельница при с. Нижнем Студенце, Задонского уезда, о двух поставах и одной толчее. К прежнему денежному жалованью в 1311 р. 90 к. и 88 р. 58 к. на монастырских служителей, в 1797 г. 18 декабря прибавлено 1030 р. ассигн. Кроме того, по указам 1793 (40 р.) и 1797 г. (60 р.), отпускалось 100 р. на содержание монастырской больницы 568 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Смиренный Пахомий, митрополит Воронежский и Елецкий. Троицкого Ипатского монастыря архимандрит Гавриил. Донского монастыря архимандрит Иерофей. Адмирал граф Апраксин. Канцлер граф Головкин. Князь Яков Долгорукий. Граф Андрей Матвеев. Пётр Толстой. Барон Пётр Шафиров. Собственною Его Царского Величества рукою подписано: ПЕТР . Да в епархиях архиереи и прочие духовные чины подписали тако: Смиренный Игнатий, митрополит Сарский и Подонский. Смиренный Георгий, епископ Ростовский. Смиренный Варлаам, епископ Суздальский и Юрьевский. Смиренный Иоанникий, митрополит Коломенский. Смиренный Павел, епископ Вологодский. Смиренный Кирилл Шумлянский, епископ Переяславский. Недостойный архиепископ Черниговский и Новгородка Северского Антоний. Смиренный Тихон, митрополит Казанский. Смиренный Алексей, епископ Вятский. Смиренный Иоаким, недостойный епископ Астраханский. Смиренный Варнава, епископ Холмогорский. Смиренный Боголеп, епископ Устюжский. Геннадий, архимандрит Чудовский. Сергий, архимандрит Новоспасский. Серапион, архимандрит Андроньевский. Леонид, архимандрит Петровский. Лаврентий, архимандрит Донский. Иакинф, архимандрит Богоявленский. Серапион, архимандрит Знаменский. Феофилакт, архимандрит Спасский. Макарий, игумен Воздвиженский. Селивестр, игумен Новинского монастыря. Макарий, игумен Даниловский. Свято-Троицкого Сергиева монастыря архимандрит Тихон. Владимирского Рожественского монастыря архимандрит Гедеон. Лев, архимандрит Горицкого монастыря. Из Ростова Богоявленского Авраамиева монастыря архимандрит Адриан. Из Ярославля Спасского монастыря архимандрит Киприан. Лужецкого монастыря архимандрит Сергий. Монастыря Саввы Сторожевского архимандрит Селивестр. Воскресенского монастыря архимандрит Антоний. Из Боровска Пафнутьева монастыря архимандрит Арсений. Иосифова монастыря Волоцкого архимандрит Герман. Из Суздаля Спаса Евфимиева монастыря архимандрит Кириак 63 . Спасова монастыря с Рязани архимандрит Мисаил. Волоколамского Возмицкого монастыря архимандрит Иоасаф. Данилова монастыря, что в Переславле-Залесском, архимандрит Варлаам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

180 «Приказ, отданный 7 августа 1798 года Киевским митрополитом Иерофеем Малицким» (§ 12) Киевские Епархиальные Ведомости, 1892, 9, стр. 252–253. 184 Подробнее: Маркевич «Выборное начало в духовенстве в древнерусской, преимущественно юго-западной церкви до реформы Петра I (Труды Киевской духовной Академии, 1871 г., 8–9), Флеров «О православных церковных братствах, противоборствовавших унии в юго-западной России в XVI, XVII и XVIII столетиях», Скабалланович «Западно-европейские гильдии и западно-русские братства» (Христианское Чтение 1871 г. ч. II, стр. 271–327); Папков «Древне-русский приход»; С.М. Соловьев – «Братчины» (Русская Беседа 1858 г., кн. IV, стр. 108); проф. С.Т. Голубев «История Киевской духовной Академии», т. I, стр. 79–92; Крыжановский «Очерки быта южно-русского сельского духовенства в XVIII в. Сочинения, т. 1-й, стр. 393… 185 В наше время, например, раздаются в периодической печати голоса в пользу более широкого развития церковно-приходских попечительств, являющихся слабым остатком некогда активного участия мирян в делах церкви. 194 Приказ митрополита Иерофея от 13 марта 1797 года. Консисторское Архивное Дело 1797 года, 109. 195 Указ. кн. 1797 г., 89. Этот указ был издан в дополнение вышеприведенного указа Петербургской Синодальной Конторы, который, в свою очередь, (как мы сказали) был следствием именного Высочайшего, данного Святейшему Синоду 19 февраля. Может быть, вследствие того, что в указе Святейшего Синода от 7 мая были вновь перепечатаны почти целиком два предыдущие, и произошло то, что проф. П. Знаменский (стр. 79–77), а за ним и его однофамилец Ив. Знаменский (стр. 108–109), не упоминая совсем об указе Синодальной Конторы, – Высочайший именной указ считают изданным в мае месяце. 198 Консисторское Архивное Дело 1797 года: 51 и 73. Вот эти образцы: 1) «В (такое-то) духовное правление. (От такого-то – писать имя и прозвание). Прошение. При (такой-то церкви) имеется праздное (священническое, диаконское, дьячковское или пономарское) место, на которое я поступить желаю, того ради покорно прошу о посвящении меня на то место (писать во что именно) представить от оного духовного правления епархиальному Преосвященному Архиерею (такому-то), а о состоянии моем прилагаю при сем данное мне тоя церкви от прихожан одобрение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Налево по выходе из Платоновой церкви, или на юг от нее, стоят Платоновы же архиерейские покои, в которых остается целою его домовая оригинальной формы церковь (значительно, впрочем, переделанная возобновителем покоев наместником Антонием, который, вовсе не принадлежав к числу почитателей древности и редкости, и совсем было ее уничтожил и потом восстановил только уже по приказанию императора Александра Николаевича) и в которых сохраняется некоторое количество принадлежавших ему раритетных и нераритетных вещей (что касается до самого устройства покоев, то до сих пор остается целым в одной комнате их зеркальный потолок из небольших квадратных зеркал, вставленных в деревянную решетку, или деревянный Перед покоями стоит небольшая пирамида, окруженная решеткой. Она поставлена митрополитом Платоном в увековечение памяти о посещении монастыря императором Павлом в 1797 году. На ней надпись: «1797 года апреля 24. Почто, Вифания, сей год и день прославляеши? – Яко державный Великий Государь Император Павел I и с Государынею Императрицею и со всею Августейшею фамилиею благоволили посетити мя и вкусити зде трапезу. Почто ты, пустыня, тако ликоствуеши? – Яко тогожде года, мая 1 дня, он Великий Государь во второкласный монастырь преобрази мя и еще при мне устроил быти училищу просвещения». Находящаяся впереди покоев большая двухэтажная церковь построена в 1866 году (в ней пять престолов: внизу середний – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, боковые – во имя Платона, и Романа, и архангела Михаила; вверху главный – в честь Сошествия Святаго Духа и придельный – во имя Николая Чудотворца). В воротах монастырских, под колокольней, изображены были Платоном евангельские события, имевшие место в Палестинской Вифании, и начертано было четверостишие: «Въ Buфahiю Xpicmocъ пришелъ И водворился тутъ: О еслибъ Он и здесь покой нашелъ! Не тщетны бъ были коштъ и трудъ». Вифанская духовная семинария, находящаяся по сю сторону монастыря, с приезда к нему, на правой стороне от дороги, учреждена вследствие указа императора Павла Петровича, данного одновременно с тем, как монастырь возведен был во второй класс, то есть 1 мая 1797 года. Быв начата строением в том же 1797 году, она была торжественно открыта 6 августа 1800 года. Платоновский семинарский корпус, имеющий форму буквы покоя, то есть начальной буквы имени митрополита, с четырьмя башнями на двух углах и на двух концах, стоящий на берегу пруда, находится внутри нынешнего семинарского А большой корпус, выходящий на дорогу, построен в продолжение 1826–1830 годов и увеличен боковым пристроем в 1884 году. Гефсиманский скит с пустыней Параклита

http://sedmitza.ru/lib/text/438600/

И действительно, по милости Божией, Обитель стала постепенно получать средства к существованию. В 1797 году, внимание Императора Павла Петровича к православным обителям, по указу от 18 Декабря, Оптина, в числе прочих заштатных монастырей, получила в милостивое подаяние на вечные времена по 300 рублей в год (прекращено в 1868 году). Вскоре строитель Авраамий у Митрополита Платона просил разрешения «дозволить поручику Ф. И. Рахманинову на свой кошт вновь вырезать иконостас, вызолотить и написать св. образа иконным греческим писанием». Владыка дал резолюцию: «Бог благословит! се видите, что иные вас оскорбляют, а других Бог возбуждает к вашему утешению». 18 Декабря 1797 г., в силу Высочайшего указа, Оптина Пустынь получила право на рыбную ловлю при Митинском заводе и в собственность водяную мельницу на реке Сосенке о двух поставах. Это пособие прибавило новый источник дохода к скудным средствам пустыни. Вникнув в положение хозяйства Пустыни и прав ее, о. Авраамий обратил серьезное внимание на положение дела о мельнице на р. Другусне. Дело же это было в следующем положении. Решение Палаты, благоприятное Пустыни, было объявлено тяжущимся; из них Строитель Иер. Антоний изъявил 2 Сентября 1797 г. удовольствие, а от Козельского общества купцом Иваном Кузьминым 13 Сентября подписано неудовольствие, почему дело внесено было на апелляцию Правит. Сената в 6 Д-т, из которого, по разногласию, поступило в общее временных Д-тов собрание. Между тем, на основании Высочайшего указа 30 Августа 1797 года, сделана Сенатом в Сентябре того же года публикация, чтобы просители по делам, с давнего времени оставленным без хождения, отозвались в Сенат в течении годового срока краткими просьбами: желают ли продолжать свой иск. А кто в сказанный срок не отзовется, те дела без решения отдавать в архив. По этой публикации Строитель Авраамий подал 13 Сентября 1798 г. отзыв в Сенат, чтобы решение Палаты оставить в своей силе, a условие, совершенное Строителем Иосифом с гражданами города Козельска, уничтожить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Днепропетровская Основана 09.09.1775 Образована из областей, присоединенных от Турции. Архиепископия в 1775–1823 гг. (с 1823 г. обычно замещалась епископами). Местопребывание: до 1797 г. – в Полтаве (в 1791 г. назначено местопребывание в Самарском (ок. Екатеринослава) Пустынно-Николаевском монастыре), 21.12.1797 – 1803 г. – в Новомиргороде, с 1803 г. – в Екатеринославе (с 1926 г. – Днепропетровск). Именовалась: Славянская и Херсонская; с 28.11.1786 – Екатеринославская и Херсонеса Таврического (Высочайший указ от 09.09.1786 гласил: «...Славянского и Херсонского архиепископа переименовать в Екатеринославского. Херсонского и Таврического и подчинить ему все находящиеся там церкви...» [Родионов M., прот. Ук. соч., с. 45]); с 21.12.1797 – Новороссийская и Днепропетровская (в 1797–1803 гг. Екатеринослав носил наименование Новороссийска); с 04.12.1803 – Екатеринославская, Херсонская и Таврическая; с 09.05.1837 – Екатеринославская и Таганрогская; с 01.04.1911 – Екатеринославская и Мариупольская (в связи с учреждением Таганрогского викариатства); с 1926 г. – Днепропетровская. далее – Днепропетровская и Запорожская; с 14(27)07.1992 – Днепропетровская и Криворожская; с 14(27)07.1996 – Днепропетровская и Павлоградская. Викарные кафедры: Таганрогская, Луганская. 01.10.1775 05.05.1779 06.08.1779 28.11.1786 Никифор граф Феотоки Грек 28.11.1786 13.10.1792 13.03.1793 10.05.1793 10.05.1793 29.09.1799 01.10.1799 18.08.1805 18.08.1805 20.10.1811 07.02.1812 28.03.1823 19.05.1823 16.10.1827 28.11.1827 20.04.1828 22.05.1828 09.05.1837 Гавриил II Гозавов 22.05.1837 16.04.1838 23.04.1838 19.08.1853 19.08.1855 14.11.1864 13.12.1864 21.08..1868 Платон II Троепольский 21.08.1868 23.06.1871 Алексий Новоселов 23.06.1871 05.02.1885 16.02.1885 05.12.1891 14.12.1891 30.11.1892 05.12.1892 12.06.1896 Владимир Шимкович 12.06.1896 04.10.1911 Симеон Покровский 04.10.1911 10.1922 12.1924 Иоанникий Соколовский 09(22)12.1925 12.1925 12.1925(01.1926) 05.1927 22.04(05.05)1928 22.04(05.05)1928 05. 1934 09.1934

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

отцов и учителей церкви, прекрасные издания библии и лучшие толкования на св. писание и др. Ему последовали другие внимательные к ходу образования казанские архиепископы: Вениамин Григорович отказал казанской семинарии всю свою библиотеку, оставшуюся от пожертвований в библиотеку киевской академии; Амвросий Подобедов сам жертвовал книги в здешнюю библиотеку и для покупки книг предписал отделять сверх штатной суммы значительное количество из неокладной. К 1797 г., по его распоряжению, семинарская библиотека была приведена в порядок, и находившиеся в ней неподвижные и неизменные книги внесены были в данную из консистории, нарочито для книжной записи, шнуровую, пронумерованную и скрепленную книгу. По свидетельству этой книги, библиотека ко времени преобразования семинарии в академию в 1797-м году, заключала в себе до 1370 названий, из которых многие были в нескольких томах и некоторые в нескольких экземплярах. К 1797 г., по каталогу, состояло на лицо: книг богословских на латинском, греческом, немецком и французском языках в лист 134, в четверть 107, в осьмуху – 93. на русском языке в лист 49, четвертных 25, осьмушных 62; книг философских на русском 108, на разных языках – в лист 10, четвертных 22, осьмушных 44; риторико-пиитических на разных языках 77, на русском 85; историко-географических и математических на разных языках 127, и на русском – 192; грамматических и филологических на разных языках 63, и на русском 20; книг разного содержания на русском 67, на разных языках 75-ть. Из богословских книг на латинском языке замечательны: в лист – библия полиглота в 6-ти томах изд. в 1657 году, библия греко-латино-немецкая в 2 томах (1596 г.), все почти творения св. отцов и учителей церкви в прекрасных изданиях. Между ними по древности замечательны: творения Климента римского (1569 г.), Амвросия (1516 г.), Иоанна Дамаскина (1548 г.). Из книг, напечатанных в 15 столетии, когда изобретено самое книгопечатание, мы не нашли ни одной. Вообще большая часть книг относится к 17 и 18 столетиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Boze Dobry! Królu królow, widziaes ndz nasz i widzisz teraz szczsliwo, prze bobrego Monarch nam udzielon; Pawe nam darujcy iest udziaem zrzód litosci Twoich, nad nami, spraw to dobrotliwie, aby mody nasze, które za nim posyami, do Ciebie, wysuchan byli, aby Dobroci w naydusze lata szczsliwie panowa, Bogosaw Boe w naypoznieyszych Jego Potomkach, aby w szczsliwym panowaniu w nayodlegleysze wieki lud szczsliwo znaydowa, a Tron Jch aby wieki wiekow wzmacniay. 250 Что также делали, в видах безопасности, и те, которые имели копии с этой речи. Не потому ли до нашего времени и не сохранилось многих экземпляров речи? 255 Консисторское Архивное Дело 1797 года, 35 (9-й л.). Ср. Рункевич. «История Минской архиепископии», стр. 374. 256 Высочайший рескрипт, данный на имя этого губернатора от 13 мая 1797 года. Консисторское Архивное Дело 1797 г., 101. «Ни из одного документа, – пишет новейший историк Минской архиепископии, – нам не пришлось видеть, чтобы государь во время своего проезда чрез Минскую губернию сам непосредственно разговаривал с народом. Но зато несомненно, что государь был окружен в дороге целою сетью поляков, присутствовавших в виде распорядителей в каждом месте остановки царского поезда. Нет ничего невероятного, что все эти лица прожужжали государю уши о “притеснениях”, о “насилиях над совестью”, о “разврате”, производимом вызванными священниками и т.д.». Рункевич. «История Минской архиепископии», стр. 381. 259 Подробнее: Киевская Старина, 1892 г. XXXVIII т. стр. 357–388. «Помещики и духовенство в Юго-Западном крае в конце прошлого столетия», Храневич, Волынские Епархиальные Ведомости 1871 г., стр. 166. «Из истории воссоединения» св. Варваринского. 260 Консисторский Архив 1796 г., 21, 1797 г. 9; 2799 г., 20 и другие, а также Киевские Епархиальные Ведомости, 1892 г. 13, стр. 360. 263 Загоняли владельцы на работу по воскресным и праздничным дням и православных христиан, на просьбы же последних отпустить их в церковь для принятия Св. Таин отвечали обычно с кощунственным смехом: «что-ж делать, когда и нам теперь работать надобно». Консисторское Архивное Дело 1798 г. 51.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010