В 1849 г. архиеп. Херсонский и Таврический свт. Иннокентий (Борисов) благословил совершать 22 авг. ежегодный крестный ход из О. М. м. к центру города со служением торжественного молебна в память об основании Одессы. Для укрепления благосостояния мон-ря архиеп. Иннокентий разрешил сестрам выпекать просфоры сначала для близлежащих церквей, а затем и для всех храмов города. С 1864 г. при Михаило-Архангельском храме, являвшемся одновременно и монастырским, и приходским, действовало «Общество вспомоществования бедным Архангело-Михайловского прихода при женской обители в г. Одессе», помогавшее нуждавшимся не только деньгами, но и раздачей белого и ржаного хлеба, угля, пособия «на пасхальные разговены». Об-во имело детские столовые с 3-разовым питанием. В 1871 г. настоятельница (1867-1884) игум. Сусанна († 1888) обратилась к архиеп. Херсонскому и Одесскому Димитрию (Муретову) с просьбой об отделении от мон-ря «сиротского заведения» с приютом. В 1871 г. приют был преобразован в епархиальное жен. уч-ще, однако О. М. м. продолжал финансировать его деятельность (к нач. XX в. обитель ежегодно выплачивала уч-щу 4 тыс. р.). Из числа бывш. воспитанниц «сировоспитательного заведения» в 1-й учебный год по экзамену в уч-ще зачислено 85 учениц. При игум. Сусанне в О. М. м. была достроена и 6 авг. 1882 г. освящена колокольня, расширен Михаило-Архангельский собор. К кон. XIX в. в нем имелись приделы прор. Илии, вмч. Димитрия Солунского и Феодоровской иконы Божией Матери. При настоятельнице (1895-1909) игум. Архелае был построен 2-этажный певч. корпус с 14 кельями (1895), 2-этажная гостиница (1897), большой флигель с подвалом и верандой, названный игуменским корпусом (1901), в 1904 г. перестроена колокольня. К нач. XX в. в обители были ризничная, золотошвейная, белошвейная, чеканная, иконописная мастерские, сестры изготавливали тончайшие кружева. В монастырской больнице, отдельный корпус которой построен в 1913 г., одесситам оказывалась врачебная помощь. Хозяйство обители, имевшее более 100 га загородной земли, состояло из садов, виноградников, огородов, рыбных промыслов, пахотной и сенокосной земли, скотного и птичьего дворов.

http://pravenc.ru/text/2578189.html

В 1947 г. над собором вновь были воздвигнуты кресты. В 1-й пол. 50-х гг. XX в. был осуществлен капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная сумма (500 тыс. р.). В 50-х гг. XX в. из закрытого минского храма вмц. Екатерины в Свято-Духовский собор была перенесена Минская икона Божией Матери . В 1953 г. с сев. стороны собора был устроен придел во имя вмц. Варвары, в к-ром поместили ковчег с частицей мощей этой святой. В 1968 г. в юж. части собора был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. У сев. стены храма установлена рака с мощами св. Софии, кнг. Слуцкой, а в крипте собора освящен придел во имя равноапостольных Мефодия и Кирилла. Капитальные ремонты проводились в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в., когда настоятелем собора был прот. Михаил Булгаков († 1995), и в 1996 и 2000 гг., при настоятеле прот. Геннадии Дзичковском. Во время последнего ремонта произведена реконструкция Варваринского придела, алтарь которого перенесен на новое место, а также был обновлен иконостас. К нач. 2017 г. бывш. монастырский Свято-Духовский храм является кафедральным собором г. Минска, а монастырский корпус - соборным домом, где проходят церковные мероприятия. Арх.: РГИА в СПб. Ф. 797. Оп. 72. 74 [Сведения о мон-рях, общинах и пустынях Минской епархии за 1901 г.]. Ист.: Путешествие стольника П. А. Толстого/Предисл.: Д. А. Толстой//РА. 1888. 2. С. 161-204; То же. М., 1992. Лит.: Николай (Трусковский), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864; Александр (Добрынин), еп. Речь при открытии правосл. мон-ря в г. Минске//Минские ЕВ. 1870. Ч. неофиц. 1. С. 1-7; Игнатьев Р. Археологическое обозрение церквей г. Минска: Свято-Духов 1-кл. муж. мон-рь//Там же. 1877. 22. С. 457-461; 24. С. 517-524; 1878. 3. С. 62-66; Николай, иером. Заметка на ст. «Археологическое обозрение церквей г. Минска: Свято-Духов первоклассный мужской мон-рь»//Там же. 1877. 24. С. 524-527; он же. Ист.-стат. описание минского Свято-Духова муж. однокл. мон-ря//Там же. 1879.

http://pravenc.ru/text/2563290.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРФЕЛЬД Храм Христа Спасителя в Спасовом ските Святогорского Успенского мон-ря у ст. Борки. 1889–1894 гг. Фотография. Нач. XX в. Храм Христа Спасителя в Спасовом ските Святогорского Успенского мон-ря у ст. Борки. 1889–1894 гг. Фотография. Нач. XX в. Роберт Робертович (Роберт Фердинанд Эдуард) (20 окт. 1852, Кронштадт - 1921, Петроград), архитектор, педагог. Род. в нем. семье флотского лекаря Роберта Рейнгольда Марфельда и Эмилии Иоганны (урожд. Ленце), крещен в евангелическо-лютеран. ц. св. Елизаветы. После обучения в Кронштадтской гимназии поступил на юридический фак-т С.-Петербургского ун-та (1871-1873), затем учился в политехникуме в Карлсруэ, по его окончании поступил в Строительную академию в Вене, а в 1880 г.- в Академию художеств в С.-Петербурге, работая в это время в чертежной мастерской Охтинского порохового завода. В 1881 г. было удовлетворено ходатайство М. о досрочном завершении полного курса обучения, к-рый он окончил с большой серебряной медалью и званием классного художника 3-й степени. К этому году относится, вероятно, 1-й сохранившийся проект М.- мемориальной часовни. Выполненная в виде перекрытого полукуполом квадратного объема, к которому ведет высокая, в 2 марша, лестница, часовня не имеет выраженных стилистических заимствований и отличается монументальностью и лаконичностью архитектуры, необычной для своего времени. 13 апр. 1882 г. М. получил звание классного художника 2-й степени за проект театра на 2 тыс. чел.; в нояб. 1883 г.- звание классного художника 1-й степени за чертежи железных стропил. Служебную деятельность М. начал в качестве техника по чертежной части в Технико-строительном комитете Мин-ва внутренних дел, где с 1884 г. работал помощником архит. А. И. Томишко на постройке тюрьмы одиночного заключения («Кресты»). Профессор в Высшем художественном уч-ще при Академии художеств (с 1894) и в Ин-те гражданских инженеров (1900-е гг.); академик архитектуры (1887, проект пассажирского здания станции железной дороги), член С.-Петербургского об-ва архитекторов (с 1889). М. занимал ряд ответственных офиц. должностей: сотрудник, затем архитектор Техническо-строительного комитета Мин-ва внутренних дел (1894-1910, с 1901 - член комитета); архитектор АН (с 1885), Охтинского порохового завода (с 1 сент. 1888), отд-ния департамента Мин-ва народного просвещения для заведования промышленными училищами (март 1898 - не ранее 1903). М.- специалист по строительной экономике и законодательству, написал ряд трудов по этой теме.

http://pravenc.ru/text/2562516.html

В 1871 г., после согласования решения о перемещении ДС в город, был куплен целый квартал в сев. части Торговой стороны. Проект 3-этажного семинарского здания в 1873 г. был утвержден имп. Александром II, в 1878 г. он был «пересоставлен» епархиальным архит. А. И. Борщовым и одобрен Строительным отд-нием Новгородского губ. правления (см.: Секретарь Л. А. Дома, люди, события: Новгород, XVIII - нач. XX в. Вел. Новг., 1999. С. 292. Ил. 100, с ошибочным указанием, что проект предназначался к воплощению «в Антониеве монастыре»). В связи со сменой политики ревизовавший ДС в 1882 г. член Учебного комитета И. К. Зинченко предрек «разные неудобства» в случае размещения ДС в городе, переменил свое мнение и митр. Исидор, заявивший, что «оставление Новгородской Семинарии на прежнем ее месте он признает более удобным и соответствующим цели». Новгородский епархиальный архит. М. Ламакин 2 года составлял чертежи переделок и расширения существующих зданий. Его смета на 100 тыс. р. превысила стоимость строительства нового здания по проекту 1873 г., после чего обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев поручил работы архитектору Хозяйственного управления при Синоде Д. В. Люшину. Постройки 40-х гг. XVIII в. пришлось разобрать. При закладке 17 июля 1888 г. нового корпуса по проекту Люшина молебен совершил еп. Старорусский сщмч. Владимир (Богоявленский ; впосл. митрополит). Он же совершил и освящение нового здания 11 окт. 1890 г., а 29-31 окт. того же года в актовом зале нового здания ДС возглавил торжества, посвященные ее 150-летию. В ректорство (1890-1892) архим. Тихона (Никанорова ; в 1884-1890 инспектор ДС; впосл. архиепископ) 21 янв. 1891 г. должности ректора ДС и настоятеля Антониева мон-ря вновь были объединены в одном лице. Семинарским храмом в Антониевом мон-ре служил трапезный храм Сретения Господня. В 1900 г. он пострадал от пожара, в 1901 г. был капитально отремонтирован, а в 1902-1904 гг. к нему пристроен сев. придел во имя свт. Тихона Задонского. В кон. XIX - нач. XX в. ДС возглавляли историк искусства архим.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

214 Не могу умолчать о большой незадаче для вашей alma mater: она имела у себя двух питомцев: о. протопресвитера И.Л. Янышева и Впр. Водынского Антония, которые, несомненно, могли найти во внутренней своей природе положительную основу для преобразования гомилетики в науку. 215 За принятием Кирилловской библиотеки был командирован в Кириллов Чельцов (П 1859 г. 11 июл. и 18 сент.). А в приобретении Новг. Софийской библиотеки должен помянуть как инициатора ректора Макария Булгакова (см. доклад его в П 1853 г. 21 янв.). Дальнейшее см. годичн. отчет за 1878г. с. 14 (окончивший В. Соловьев сделал инвентарное описание 430 рукоп.). Ж 1879г. с. 109 сл.; ср. отч. за 1879 с. ?: (10 студ. вчерне описали 1160 рук.); 189?/?г. с. 171–176; 1897/?г. с. 169 слл.; 1900г. c. 93 сл. 153; отч. за 1902 c. 40 и Ж 1902/3г. с. 252 сл. (Св. Синод ассигновал 10 тыс. р.; 248 (Митрополит Антоний от себя тысячу р.), 172 сл.; 1905/6г. с. 208. Доселе издано 3 выпуска. 217 См. напр., Ж 1887г. с. 233; 1885/6г. с. 344, 304; 1887/8г. с. 313 и мн. других, дающих совершенно новое. 218 Ж 1876/7г. с. 236, 240, 242, 243, 244, 245; 1877/8г. с. 282, 299, 307, 313; 1878/9г. с. 202, 211, 214, 215, 221; 1879/80 c. 218, 219; 1880/1г. 246, 248, 249, 250; 1881/2г. с. 180, 183, 190, 197, 204; 1882/3г. с. 38, 250, 251, 254, 256, 259; 1883/4г. с.102, 106, 108, 110; 1884/5г. с. 126 с.т. 218, 219, 223, 224, 228; 1885/6 с. 68, 140, 330, 332, 334, 336, 338, 339; 1886/7г. с. 59, 188, 191, 212 сл. 214, 218, 223; 1887/8г. с. 64, 12,. 232, 281, 282, 289, 290, 314, 315, 318; 1888/9г. с. 59, 182, 189, 209, 246, 264; 1889/90г. с. 108, 209, 211, 228–253; 1890/1г. с. 192, 238; 1891/2г. с. 97, 191, 192, 194, 223 225; 1892/3г. с. 161, 245, 250, 253, 277; 189?/?г. с. 160, 162, 167, 19,. 191, 212. 1895/6г. с. 19, 79, 214, 320, 346, 447, 449, 452, 455, 458, 461, 470, 472, 478, 525, 527.; 1896/7г. С. 122, 171, сл. 201, 208, 246, 273, 275, 288, 311, 332, 336, 338, 346; 1897/8г. с. 193, 194, 196, 205, 206, сл. 212, 214; 1898/9г. с. 216, 217, 245, 262; 1899/900г. c. 82, 103 слл. 177 сл. 336, 342, 350, 352, 354, 356, 382: 1900/1г. с.89, 262, 288, 296, 306 сл. 307, 308, 354, сл. 355, 359; 1901/2г. с. 262, 389, сл. 391, 393, 394, 399, 403–404, 415; 1902/3г. с. 300, 303, 341, 349, 351, 356, 357; 1903/4г. с. 182, 184, 195, 213, 216, 218, 228; 1904/5г. с. 328, 329, 332, 368; 190? с. 291, 328.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Первый набор Бет-Джальской учительской семинарии насчитывал всего 5 девочек, но уже в 1895 г. в семинарию приняли 31 ученицу. Учебный план был схож с учебным планом Назаретской семинарии, и только ремеслу (в данном случае домашнему рукоделию) уделялось значительно больше внимания. Курс обучения составлял 8 лет (4 двухгодичных курса), языком преподавания был арабский. Бюджет семинарии на 1892 г. составлял 16 850 фр. (напомним, что бюджет Назаретской семинарии в год открытия составлял 13 355 фр.). Двадцать лет спустя, в 1912 г., бюджет Бет-Джальской семинарии возрос до 74,5 тыс. фр. (ок. 27 600 руб.), в том числе заведующая получала теперь 5 тыс. фр., учительница в среднем – 2 тыс. фр. в год. Ежегодно в семинарию принимали 30–40 учениц, хотя число выпускниц, кончавших курс и назначавшихся затем на работу в русские школы Сирии и Палестины, было меньше, чем число выпускников Назаретской мужской семинарии. В 1891 г. патриархом Иерусалимским был избран владыка Герасим, занимавший до этого антиохийский престол, активно настроенный против русского влияния. Это снизило темпы развития школьной сети ИППО. Тем не менее к середине 90-х гг. было открыто 9 новых школ: в Саджаре (она закрылась в 1884 г.), Беерве, Бине, Эль-Букеа (по-другому – Пекиин), в Кане Галилейской, Маалюле, Туране, Шаабе и Хайфе. Все эти населенные пункты находятся в Галилее, так что Общество было вынуждено разделить свои 19 школ на два учебных округа: Иудейский и Галилейский. Инспектором всех русских школ в Палестине (а затем и в Сирии, с того времени, как в 1895 г. школьная деятельность ИППО распространилась на Антиохийский Патриархат) был назначен Александр Иванович Якубович, преподаватель Назаретской учительской семинарии. В 1904 г. его сменил Павел Иванович Ряжский, впоследствии управляющий всеми русскими учреждениями в Сирии и Палестине. Если в 1888–1889 отчетном году на финансирование школ тратилось Обществом 26 тыс. руб., то к середине 90-х годов эта сумма возросла до 35 тыс. руб. 1134 С 1895 г. школьная инициатива Общества распространилась на Сирию и Ливан, в пределы Антиохийского Патриархата. В Галилее с того времени было открыто только 5 школ: в Иоффии (Яффа) в 1896 г., в Абеллине (1897), Басе (другое написание Бецет, 1898), Хайфе (1898) и Абу-Сенане (1901). В Иудее после вступления на престол патриарха Дамиана было открыто еще две школы: в Иерусалиме (1898) и Вифлееме (1900). По данным 1909 г., статистика выглядела следующим образом: в 25 учебных заведениях Палестины обучалось 1576 человек (в школах Иудеи – 610, в школах Галилеи – 966), а в целом в 102 школах Сирии, Ливана и Палестины обучалось 11 550 человек (6190 девочек и 5360 мальчиков). 1135

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Востока, в 1882 г. издал апостольское послание «Singulare praesidium», к-рым поручил иезуитам реформировать василианские мон-ри (эта реформа впосл. получила название «Добромильской», по василианскому мон-рю в Добромиле). Новые послушники-новиции василианского ордена должны проходить обучение только в Добромильском новициате, куда разрешалось принимать и римо-католиков, пожелавших перейти на вост. обряд и стать членами василианского ордена. Папским указом В. изымались из-под юрисдикции униатского митрополита и епископов и подчинялись папе Римскому. Реформа вызвала волну протестов среди униатского духовенства и самих В.: 6 мон-рей ордена отправили папе петицию с выражением протеста. К проблемам религ. порядка прибавлялось и традиц. для Галиции противостояние на национальной почве, поскольку реформу осуществляли иезуиты польск. происхождения, вызывавшие неприязнь у униатов-украинцев. В Галиции сложилась столь острая ситуация, что митр. Иосиф Сембратович в 1882 г. вынужден был отречься от кафедры и уйти на покой. В результате реформы (1882-1905) лат. влияние в ордене возросло, что проявилось в привнесении в практику ордена мн. новых лат. культов и праздников - Сердца Иисусова, Сердца Марии и пр. Помимо Добромильского были реформированы и др. василианские мон-ри Галиции: Лавровский (1884), Львовский (1886), Кристинопольский (1888), позднее обители в Жолкве, Дрогобыче и Бучаче. К 1901 г. число В. заметно увеличилось (67 иеромонахов, 70 монахов и 40 монахов, продолжающих свое обучение и подготовку к хиротонии в сан пресвитера). В. открыли типографию в Жолкве, стали издавать ежемесячный ж. «Miciohap» (тираж 50 тыс. экз.) и «Календар мiciohapa», публиковать книги и брошюры, пропагандировавшие униатство. В 1896 г. Папским престолом была утверждена новая конституция василианского ордена. Несмотря на усиление позиций ордена, он так и не смог преодолеть настороженного к себе отношения со стороны белого духовенства и мирян униатской Церкви, к-рые продолжали (и не без оснований) видеть в В.

http://pravenc.ru/text/150475.html

В 1899 г. Севильское архиеп-ство стало издавать ежедневную газ. «El correo de Andalucía» (Андалусский курьер), под церковным контролем находилась выпускавшаяся в Бильбао с 1901 г. консервативно-монархическая «La Gaceta del Norte» (Северная газета). Относительная нормализация государственно-церковных отношений позволила католической Церкви включиться в политическую жизнь И. и привлечь к сотрудничеству с либерально-консервативной монархией Альфонсо XII либеральных католиков и карлистов. В 1881 г. с разрешения Папского престола и при поддержке испан. епископата в рамках карлистского движения А. Пидалем-и-Моном был основан Католический союз (Unión Católica), вошедший в 1884 г. в состав либерально-консервативной партии. Примирению враждующих католических течений способствовала энциклика папы Римского Льва XIII «Cum multa» от 8 дек. 1882 г., в которой испан. католики призывались к внутреннему единству. Часть «непримиримых» карлистов, провозглашавших необходимость борьбы с либерализмом, организовала в 1888 г. Католическую национальную партию (Partido Católico Nacional), или Партию интегристов (см. в ст. Интегризм ), во главе с издателем газ. «El Siglo Futuro» Р. Носедалем. В 1889 г. Мадридский еп. Сириако Мария Санча-и-Эрвас основал Национальный католич. конгресс - объединение духовенства и мирян, активно участвовавшее в политической жизни И. В 1894 г. в Таррагоне была создана постоянная хунта католич. конгрессов. Большое влияние приобрели орг-ции Ассоциации католиков, впосл. составивших основу испан. Католического действия . Они стремились повысить уровень религиозности рабочей и крестьянской среды. К 1895 г. насчитывалось 169 рабочих католич. кружков с 36 тыс. участников. Согласно конституции, после скоропостижной смерти Альфонсо XII (25 нояб. 1885) его супруга кор. Мария Кристина Австрийская, ввиду ее беременности, становилась регентшей до рождения наследника престола. 25 нояб. 1885 г. между Кановасом дель Кастильо и Сагастой-и-Эсколаром был заключен т. н. пакт Пардо, по к-рому консервативная и либеральная партии соглашались поддерживать монархию и обеспечивать мирный переход власти от одной партии к другой. Рождение в 1886 г. наследника престола (впосл. кор. Альфонсо XIII (1886-1902)) способствовало сохранению политической стабильности. В период регентства были приняты нек-рые либеральные меры: предоставлена свобода объединений и союзов (1887), введен суд присяжных, установлено всеобщее избирательное право для мужчин старше 25 лет (1890).

http://pravenc.ru/text/674995.html

по всей епархии прошли миссионерские беседы с сектантами, к-рые проводили приглашенные миссионеры из др. регионов. В 1888 г. появилась должность епархиального противосектантского миссионера. Были учреждены должности окружных миссионеров для противодействия распространению сект: в Оренбургском (1891), Челябинском (1891) и Уральском (1894) округах. В 1915 г. епархиальный миссионер докладывал о почти 9 тыс. представителей различных сект в епархии, фактически их число было намного больше. Секты мистического толка (хлысты, монтане, мормоны, скакуны, квасники, постники и т. д.) были сосредоточены в основном в Тургайской обл. и в Орском и Оренбургском уездах. Хлыстовство часто встречалось в казачьих станицах вдоль рек Урал и Сакмара. Рационалистическое сектантство (баптизм, адвентизм и молоканство) было распространено среди переселенцев из зап. губерний России в Кустанайском и Актюбинском уездах Тургайской обл., в Оренбургском и Орском уездах. С открытием переселенческих приходов деятельность сектантов стала ослабевать. В 1915 г. при оренбургской пастырско-миссионерской школе начали работу воскресные миссионерские курсы для ревнителей из мирян. В 1900-х гг. в епархии увеличивалось число мон-рей, причем, как и в др. российских регионах, наблюдался рост преимущественно жен. монашества. В нач. ХХ в. близ ст. Юргамыш Сибирской железной дороги возникла Серафимовская община, приписная к челябинскому Одигитриевскому жен. мон-рю. Пять общин были преобразованы в мон-ри: Покровская в Орске (1898), Свято-Николаевская в Илецкой Защите (1900) и Покровская близ г. Верхнеуральска (1901), Покровская (Разгуляевская) в Оренбургском у. (1904), Иверская в Кустанае Тургайской обл. (1908). Мон-ри оказывали многообразную духовную и социальную помощь населению. Больницы для бедных действовали в челябинском Одигитриевском жен. мон-ре, оренбургском Успенском жен. мон-ре. Приют для призрения бедных содержал верхнеуральский Покровский жен. мон-рь. При троицком Казанско-Богородицком жен. мон-ре располагался дом милосердия для призрения вдов и калек.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Храм во имя арх. Михаила. Картина неизвестного художника. 1912 г. Храм во имя арх. Михаила. Картина неизвестного художника. 1912 г. Обитель приобрела близ ст-цы Гиагинской Майкопского отдела Кубанской обл. участок земли Метоха Колхида с усадьбой и постройками (1543 дес. 1550 кв. саж.), на к-ром была устроена монастырская экономия с ц. во имя вмч. Пантелеимона. 30 марта 1907 г. на экономию было совершено разбойное нападение, преступники (крестьяне Г. Литвиненко, А. Шевляков, С. Овчаров и др.) переданы военно-окружному суду и приговорены к смертной казни, к-рая после ходатайств родственников осужденных заменена на каторжные работы (Там же. Ф. 454. Оп. 1. Д. 3676. Л. 20-20 об., 68-69 об.). В 1914 г. с земель экономии было снято 8 тыс. пудов пшеницы, 1 тыс. пудов ржи, 100 пудов кукурузы, 200 пудов овса, 2 тыс. пудов ячменя. Часть урожая отправлялась в мон-рь, другая продавалась, и деньги тратились на нужды братии. На скотном дворе экономии содержалось 122 быка, 50 коров, 48 телят, 109 лошадей, 17 жеребят, 150 овец, 100 ягнят, 36 верблюдов, ок. 200 свиней. На территории монастырской экономии с 1896 г. работал сыроваренный завод, приносивший пустыни 5-6 тыс. р. в год. На хуторе Фарсовом (Фарсовском) были устроены сад, монастырский двор, где братия содержала скот, пчельники, выращивала виноград. Посетивший З. п. с ревизией прот. Д. Успенский писал, что «продукция сада и виноградника расходуется исключительно на монастырь. В 1901 г., например, из своего сбора винограда изготовлено вино лучше, чем «Прасковейское». Площадь виноградника ежегодно увеличивается новыми насаждениями лучших сортов» (ГА Ставропольского края. Ф. 153. Оп. 61. Д. 1689). В верховьях р. Фарс, в 2 прудах, разводили рыбу. В 1888 г. отставной сотник П. И. Семенихин передал З. п. 100 дес. 600 саж. земли при ст-це Грушевской Ставропольской губ. Обитель имела подворья, с 1881 г. в Майкопе (с домом, усадьбой в 606 саж. земли, надворными постройками, а впосл. храмом), в 1896-1901 гг.- в Екатеринодаре (ныне Краснодар) (с каменным 2-этажным домом).

http://pravenc.ru/text/182521.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010