В отношении к расколу со стороны Петра I была двойственность: к одним из раскольников Пётр относился не только снисходительно, но даже дружелюбно и покровительственно, как например, к поморцам и некоторым Стародубским раскольниках, а к другим строго. Эта двойственность объясняется неодинаковой точкой зрения Петра I на раскол. Нужно различать две точки зрения на раскольников, которых держался Пётр Великий, устанавливая свои отношения к расколу, – отношения иные, в сравнении с прежним временем. В силу веротерпимости, смотря на раскольников с церковной точка зрения, Пётр I предоставлял им свободу в удержании всех мнений и разностей, отличавших их от православных. Но смотря на раскольников с гражданской точки зрения, т. е. как на подданных, обязанных во всём повиноваться государю, законам и указам, Пётр требовал от раскольников безусловного подчинения во всём, что относится к воле государя и пользе государства. Для объяснения видимой непоследовательности и двойственности в отношении Петра к расколу, исследователи различают две точки зрения русского правительства на раскол в первый 53-летний период его существования. До Петра Великого на раскол смотрели с церковной точки зрения, состоявшей в том, что, стесняя и преследуя раскол, гражданская власть действовала не столько в своих интересах, которых раскол ещё не касался, сколько в интересах церкви, защищая целость её учения и обрядов, её права и власть; задача правительства тогда состояла в возвращении раскольников к единению с церковью: благо и спокойствие церкви было тогда главной заботой правительства. В действиях Петра усматривается иная точка зрения на раскол. Благо и польза государства были главной заботой Петра. С точки зрения государственной пользы смотрел Пётр и на церковь , и на раскол. Для Петра важнее всего нужно было знать и видеть, насколько раскольники могли быть полезными гражданами и насколько вредными по своим стремлениям и действиям. По взгляду Петра, о церковно-религиозной стороне дела раскольников должна была заботиться церковная власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Учение о последовании учению И. Христа Блюдите себе, да не погубите, яже деласте добрая, но да мзду совершенну восприимете; всяк преступаяй, и не пребываяй во учении Христове, Бога не имать, пребываяйже во учении Христове, сей и Отца и Сына имать; аще кто приходит к вам и сего учения не приносит, не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите. 1:8–10. Из третьего послания Учение о удалении от зла Возлюбленные! не уподобляйся злому, но благому; благотворяй от Бога есть, а злотворяй не виде Бога. 1:10. Из Послания к Римляном Св. Апостола Павла Угроза делающим злое Скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое, Иудея же прежде и Еллина: слава же и честь и мир всякому делающем благое, Иудееви же прежде и Еллину: несть бо на лица зрения у Бога; елицы бо без закона согрешиша, без закона и погибнут, и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут; не слышателие бо закона, но творцы закона (сии) оправдятся. 2:9–13. Упреки учителям закона Се ты Иудей именуешися, и почиваеши на законе, и хвалишися о Боге, и разумеши волю, и разсуждаеши лучшая, научаем от закона: уповая же себе вожда быти слепым, света сущим во тьме, наказателя безумным, учителя младенцем, имуща образ разума и истины в законе; научая убо инаго, себе ли не учити? проповедуй не красти, крадеши; глаголяй не прелюбы творити, прелюбы твориши; гнушаяся идол, святая крадеши; иже в законе хвалитися, преступлением закона Бога безчествуеши; имя бо Божие вами хулится во языцех, якоже есть писано. Обрезание бо пользуешь, аще закон твориши; аще же закона преступник еси, обрезание твое, необрезание бысть; не бо, иже яве Иудей есть, ни еже яве во плоти обрезание: но иже в тайне Иудей, и обрезание сердца духом, а не писанием, ему же похвала не от человек, но от Бога. 2:27–29. Учение об оправдании От дел закона не оправдится всяка плоть пред Ним; законом бо познание греха; ныне же кроме закона, Правда Божия явися, свидетельствуема от закона и пророк, правда же Божия верою Иисус Хрисотовою во всех и на всех верующих; несть бо разнствия, вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне, благодатию Его, еже о Христе Иисусе, Его же предположи Бог очищение в крови Его, в явление правды своея; мыслим убо верою оправдатися человеку, без дел закона. 3:20–27.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

Это важное заключение, тесно связанное с тем, к чему мы уже пришли в обсуждении функции приема «от множественного к единственному» у Марка. Этот прием позволяет читателям смотреть на события изнутри круга учеников, иногда – даже точнее: из «внутреннего круга» Петра, Иакова и Иоанна. Если считать, что это точка зрения Петра, ее можно назвать точкой зрения «мы» – Петра (в отличие от индивидуальной точки зрения «я» – Петра), подчеркивая, что это точка зрения Петра как члена группы. Это хорошо согласуется с тем фактом, что, называя Петра по имени, Марк неизменно связывает его с другими и что индивидуальные свойства его личности всегда проявляются в контексте группы. Марк выделяет его среди других учеников, но в то же время идентифицирует с ними. Петр берет на себя инициативу, предводительствует другими учениками, говорит, когда они молчат, даже декларирует большую верность Иисусу, чем остальные, – но никогда не общается с Иисусом индивидуально, вне группы учеников. В этом смысле действия Петра-личности композиционно функционируют, так сказать, как средство дальнейшей фокализации – продолжая то, что начато приемом «от множественного к единственному». Прием «от множественного к единственному» позволяет читателю или слушателю взглянуть на происходящее с точки зрения группы учеников, большой или малой. Читатели или слушатели как будто бы путешествуют вместе с Иисусом и его учениками, вместе с ними приходят в какое-то место и там, глазами учеников, наблюдают за тем, что делает Иисус. Когда Петр начинает действовать индивидуально, читатели или слушатели принимают его точку зрения. Теперь они смотрят на происходящее не просто с точки зрения учеников, но с точки зрения одного ученика, в этот момент отделенного от остальных. Глазами Петра они смотрят не только на Иисуса, но и на других учеников. Это особенно заметно в 8:27–33 и 14:27–31 (два случая в этом Евангелии, когда Иисус обращается лично к Петру), в 9:5–6 (где объясняется внутренняя мотивация Петра) и, разумеется, в истории об отречениях Петра – единственном эпизоде, где читатели или слушатели вместе с Петром физически отделяются от остальных учеников (14:54, 66–72).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Поставление жертвы всесожжения перед скинией предызображало преданность воле Божией и готовность Христа Спасителя пострадать за род человеческий ( Евр. 10:11 ; ср.: Пс. 39:7 ). Возложение рук на главу жертвы прообразовало то, что Искупитель возьмет на Себя грехи человечества. Заклание жертвенного животного, окропление его кровью и сожжение его прообразовало Крестную смерть Христа Спасителя за грехи мира. Принесение при жертве хлебной первых плодов преобразовательно указывало на Первенца из умерших (см.: 1Кор. 15:20 ; Откр. 1:5 ), возлияние елея – на радость искупленных (см.: Пс. 44:8 ; Ис. 61:3 ; Евр. 1:9 ), присовокупление к жертве ладана – приятное благоухание Христово Богу (см.: 2Кор. 2:15 ; Еф. 5:2 ). Жертва мирная своим характером и наименованием прообразовывала грядущее примирение человечества с Богом через Иисуса Христа (см.: Рим. 5:1 ). Представление при жертве за грех тельца без порока ( Лев. 4:3 ) прообразовывало Христа – непорочного и чистого Агнца ( 1Пет. 1:19 ), заколение перед Господом, прободение ребра, сожжение вне стана (см.: Лев. 4:12, 21 ) – страдания Христовы вне стана ветхозаветной церкви – Иерусалима (см.: Евр. 13:13 ). Возможность замены жертвы повинности серебряными сиклями, по сиклю священному, в жертву повинности ( Лев. 5:15 ), даваемыми священникам храма Иерусалимского, обычно рассматривалась как прообраз тридцати сребреников, заплаченных ими же за Христа, ставшего жертвой за повинности всего человечества. Его же Воскресение на третий день было прообразовано тем, что остатки этой жертвы сжигались именно на третий день после принесения (см.: Лев. 7:17 ). Законы о священстве (Лев. 8:1 – 10:20) Этот раздел повествует о посвящении Аарона и его сыновей (см.: Лев. 8:1 – 36 ), о первых жертвах, принесенных Аароном (см.: Лев. 9:1 – 24 ), и о суде над его сыновьями (см.: Лев. 10:1 – 20 ). Ветхозаветное священство имело три степени: 1)  степень левитская; 2)  степень священническая; 3)  степень первосвященническая. Помазание миром и особую одежду имели только последние две степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Святитель Николай, говоря о первом периоде, приводит слова преподобного Иоанна Кассиана: «Чем руководствовались люди до заповедей Божиих? На основе чего они создавали свои законы, не имея Закона? На основе чего Авель мог быть праведным? Как он мог знать, что нужно принести жертву Богу от первородных стада своего (Быт. 4, 4)? Как Ной отличал чистых животных от нечистых? Откуда Сим и Иафет знали, что стыдно открывать наготу отца своего? Откуда Авраам знал, что должен давать Мелхиседеку десятину от всего? Кто ему подсказал отказаться от добычи после победы над язычниками? Кто научил его быть гостеприимным? Что научило Иова смирению, терпению, целомудрию и человеколюбию? Как вышло так, что ни один из праведников того времени не нарушил Закон? » Святитель дает такой ответ на эти вопросы преподобного Кассиана: «Совесть — вот ответ на все эти вопросы. Закон Бога отпечатался в душах людей до писаного закона. Не нужен был внешний закон тем, которые носили закон в себе» . В подтверждение своих рассуждений святитель приводит слова апостола Павла: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» (Рим. 2. 14-15). Таким образом, хранителем закона до закона была совесть. Размышляя о различных религиях, святитель Николай Сербский говорит, что человек, как образ Божий, и после пришествия в мир Сына Божия имеет возможность познать волю Божию через совесть . Более того, в своих творениях сербский святой говорит об универсальности нравственного закона Божия. «Существует только один закон – нравственный, – отмечает святитель в «Номологии». – То, что люди называют естественными, или физическими, законами, в сущности, не законы, но лишь символы нравственного закона» . Даже у животных можно увидеть действие этого закона, когда они жертвуют собой вопреки инстинктам. «Дикие звери часто возвышаются над инстинктом самосохранения и демонстрируют порой удивительные примеры самопожертвования. Так, лев не поедает один свою добычу, но делится с львицей и детенышами своими; голодный орел относит в когтях пищу своим орлятам. И к тому же и тот и другой подвергаются опасности, когда защищают свое потомство от нападения врагов. Подобные поступки животных нельзя подвести под закон самосохранения. Это инстинктивная, или полусознательная, или даже сознательная жертва ради других. Это отказ от части своего блага и своей жизни ради других» , – говорит сербский святой. Но если животные способны к проявлениям самопожертвования и любви, то тем более человек, как образ Божий, должен возвышаться над своими животными инстинктами в пользу Господня закона.

http://bogoslov.ru/article/4866176

С проповедью в пользу евтихианства выступил некий пресвитер, Аттик. Узнав об этом, св. Лев написал к Анатолию письмо (CLI от 1 сент. 457 г.) с просьбою: если Аттик окажется с сердцем, содержащим еретический яд, то или исправить его или изгнать из церкви с надлежащей строгостью. В октябре (11 числа) этого же года св. Лев опять написал св. Анатолию (Ер. CLV), прося его пребывать в святой бодрости, пока десница Господня творит силу ( Пс.17:16 ). При этом св. Лев выражал, что ему «чрезвычайно не нравится» (illud sane plurimum mihi displicere significo) то, что в Константинополе некоторые клирики сочувствуют развращению противников веры. Таковых должно наставлять и поощрять к вере с надлежащей строгостью. Для церкви лучше лишиться некоторых святых членов, чем подпасть под вечное наказание. Св. Лев обращается с просьбами не только к самому Анатолию, но и к императору. Он просит его лишать еретиков не только степеней клира, но даже прогонять из города (Ер. CLVI, 6). Но св. Анатолий по каким-то причинам медлил исполнением желания св. Льва. Св. Лев обратился к нему с вторичною просьбою отлучить от общения этого человека, зараженного язвой (евтихианства). Если он пожелает остаться в общении с православием, то пусть он отречется от евтихианского учения с того самого места, с которого он проповедовал против православия Св. Лев убеждает также прекратить общение с Аттиком даже Константинопольский клир (Ер. CLXI от 21 марта 458). Между тем св. Анатолий известил св. Льва, что Аттик, отвергнул свои заблуждения и представил православное исповедание веры. Это исповедание было приложено к письму св. Анатолия (не дошло до нас). Св. Лев отнесся очень недоверчиво к обращению Аттика к православию и к его исповеданию. Ему казалось это исповедание недостаточным, так как тут говорилось только о том, что «ему ненавистен Евтихий», и ничего относительно того, что он осуждает его заблуждение Св. Лев требовал, чтобы Аттик подписал вероисповедание Халкидонского собора и эту подпись прочитал пред всем народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Особенно занимали св. Льва ереси, сильно волновавшие тогда церковь . На Востоке были во всей силе несторианские споры, на Западе – пелагианские. Можно думать, что еще до II Вселенского собора (вероятно около 430–431 г.) св. Лев побудил Иоанна Кассиана писать в защиту православного учения против Нестория. Об этом говорит сам Кассиан в посвящении св. Льву своего труда: De incaranatione Christi contra Nestorium в следующих словах: «это твое дело, твое поручение, плод твоей скромности» (Migne, LV, 115). То обстоятельство, что св. Лев не сам выступил с опровержением ереси, а поручил это Кассиану, объясняется тем, что Кассиан, как ученик Златоуста, знавший хорошо положение дел на Востоке и пользовавшийся здесь известностью ученого и благочестивого человека, был бы более полезен, чем сам св. Лев. 4 При Сиксте (432–440) св. Лев пользовался не меньшим влиянием и значением, чем при его предшественнике. 5 Св. Лев продолжал неутомимо бороться с господствовавшими тогда ересями, что видно из следущего факта, рассказанного Проспером в его «хронике». В это время (439 г.), говорит Проспер, пытался прийти в общение с церковью Юлиан Екланский, тщеславнейший приверженец пелагианской ереси, которого мучило нетерпеливое желание получить утерянное некогда епископство. С этою целью он, показывая вид, что исправился, употреблял многие средства к обману. Но Сикст папа, убежденный диаконом Львом, деятельно предупреждал эти козни и не дал возможности осуществиться гибельным попыткам. Он таким образом заставил ликовать всех христиан по поводу отлучения обманчивого зверя (fallacis bestiae), как будто только тогда апостольский меч отсек эту надменнейшую ересь (Migne, LI, pars secunda 598). То всеобщее уважение, каким пользовался св. Лев при Сиксте всего яснее показывает поручение данное ему императором Валентинианом III примирить между собою полководцев Аэция и Альбина. Вражда Аэция и Альбина, готовая перейти в междоусобную войну, при тогдашнем положении Западной Римской империи, угрожаемой отовсюду со стороны варваров, могла иметь очень опасные последствия. С этим важным поручением св. Лев должен был отправиться «в далекое путешествие» – в Галлию, где в это время находились Аэций и Альбин. Св. Лев вполне оправдал возложенное на него поручение. «Это было его последним делом в сане диакона». Во время путешествия св. Льва в Галлию умер папа Сикст III. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Начало иконоборчества при Льве Исавре (717-741 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Лев был родом исавриец. По семье собственно сириец-семит (συρογενης). Родина его — Германикия (Мараш) на границе Киликии и Сирии. По должности он был «восточным главнокомандующим,» т.е. военным губернатором двух провинций Фригии. Он вырос и привык там к понятиям иконоборческим, общепринятым, как среди возникшего в Армении павликианства, так и y наполнявших Фригию монтанистов и новатиан. Лев узурпаторски отнял власть y слабого Феодосия III и сразу оправдал себя спасением Константинополя от грозной осады арабов. Спасительное для империи дело Льва Исавра было выдающимся историческим подвигом. Византия находилась в положении аналогичном последующему грозному моменту перед 1453 г. Если бы Лев не победил сарацин, то уже с 717 г. Константинополь был бы под арабской мусульманской властью, на 700 лет раньше власти турок. С Запада славяне теснили греков. Болгары были уже в Эносе, a арабы обложили Константинополь кругом. Таким образом Византийская империя свелась к одной столице. Лев одолел арабов. После года осады (с августа 717 по август 718 г.) арабы отступили, потеряв до 150 тысяч, и только с жалкими пятью судами вернулись в Сирию. Однако вскоре оправились и опять отобрали y греков Армению, Каппадокию и Вифинию. Но Лев окончательно разбил их во Фригии под Акроиносом. Это произошло уже в 740 г. Эта победа была не случайной. Ее добился Лев путем полной реорганизации старой армии, соединенной с экономическими реформами. Военные нужды побудили Льва быть и религиозным реформатором. В этом аналогия с реформами Петра Великого. Лев поднял дисциплину в армии. Он издал Кодекс законов (так называемый Эклога, Εκλογη) и специальный «Земледельческий закон — Νομος Γεωργικος.» Последний — в защиту свободы земледельцев против кабалы. Вопреки 78-му правилу Трулльского собора Лев издал либеральный закон ο смешанных браках, лишь бы обе стороны были христианами.

http://sedmitza.ru/lib/text/435374/

5) назначение ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ ( Лев. 5:14Лев. 6:7 ; Лев. 7:1–10 ) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба ( Лев. 5:16 ; Лев. 6:5 ). Обряд приношения Ж. повинности почти ничем не отличался от обряда Ж. за грех ( Лев. 7:7 ), только кровь Ж. наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны; 6) ср. также ⇒ Обет ⇒ Корван ⇒ Жертва курения, курение ⇒ Жертва возлияния . III. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ Один раз в год, в ⇒ день очищения , полагалось приносить наиболее торжественную Ж. за Аарона и его дом (т.е. за священников), за народ и скинию, а позднее за храм ( Лев. 16 ): 1) прежде чем Аарон мог принести Ж. за грехи народа, ему (как позднее и всякому первосвященнику) надо было получить очищение от своих собств. грехов. Для этого он закалывал тельца у жертвенника всесожжения, входил в святилище с чашей, наполненной кровью, и кадильницей и возлагал благовонное курение на огонь «пред лицем Господним». Дым и запах благовония символизировали возносившиеся к Богу молитвы о прощении грехов первосвященника. Кровью Аарон кропил ⇒ крышку ковчега завета . Этим он свидетельствовал перед Господом (см. Исх. 25:22 ; Числ. 7:89 ), что жизнь замещающего его жертв. животного была отдана, т.е. вина за грехи первосвященника оплачена; 2) для последующей жертвы за очищение народа требовались два козла ( Лев. 16:5.15.20–28 ). Одного из них приносили в жертву за грехи всего народа. Его кровь священник вносил в Святое Святых и окроплял ею крышку ковчега завета, чтобы вновь засвидетельствать пред Богом смерть замещающего народ жертв. животного. Затем Аарон, как представитель всего народа, возлагал руки на голову живого козла и исповедовал над ним все беззакония и грехи израильтян. Козла, несущего на себе грехи народа, отводили в пустыню и там отпускали в знак того, что Господь простил грехи и устранил их из места Своего присутствия (⇒ Азазель );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Великий святитель и пастырь Божией Церкви - Лев, Папа Римский, родом был из Этрурии, Италия; имя его отца - Роман Квинтиан. С юных лет святой Лев был обучен всякой премудрости, познакомился с внешней философией и был наставлен в добродетелях христианских. Возлюбив духовное житие более мирского, он всецело посвятил себя Богу. В 430 году Лев становится диаконом и ближайшем помощником папы Целестина I, a затем избирается архидиаконом при папе Сиксте III За свое высокое целомудрие и чистоту он, по смерти Сикста, единогласно был избран Первосвятителем Римской церкви. Как добрый пастырь, святой Лев усердно пас словесных овец Христовых, полагая за них свою душу. В то время лютый мучитель Аттила, предводитель гуннов завоевав много стран, пришел и в Италию, намереваясь и ее опустошить огнем и мечом. Римские войска не смогли оказать захватчикам достойного сопротивления, а император Валентиниан III бежал из Равенны в Рим. Видя, что никто не может сопротивляться грозному завоевателю, Папа Лев обратился с прилежной молитвой к Богу и, наложив на себя пост, призывая на помощь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, со слезами умолял Господа, чтобы Он защитил Своих рабов от свирепого врага. Почерпнувши в молитве мужество и твердость, святой Лев решил отправиться к мучителю, чтобы утишить его гнев и прекратить его ярость, готовый в случае необходимости даже положить душу за овец своих. По преданию, святитель Лев приветствовал вождя варваров словами: " Приветствую тебя, бич Божий " . Мудрой боговдохновенной беседой святитель сумел вразумить Аттилу, превратив его из лютого волка в кроткую овцу; грозный и неукротимый воитель смиренно и мягко внимал увещеваниям угодника Божия, удивляясь его архиерейскому величию и ужасаясь пред святостию честного лица его. Исполнив все по желанию святого Льва, грозный Аттила отошел от пределов Италии в свои земли. Рим был спасен. Воеводы Аттилы немало удивлялись, как Лев мог так скоро и так необычно сделать Аттилу из столь лютого князя столь кротким; они спрашивали Аттилу:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/111/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010