Лев пас его, приводил и отводил его в монастырь и из монастыря. Однажды, когда утомленный зноем лев заснул, мимо проезжали сарацины-купцы, увели осла и скрылись. Проснувшись, лев, рыча от горя, стал искать осла, но, конечно, безуспешно. Слуга преподобного, увидев льва, возвращавшегося в одиночестве, сказал преподобному, что лев растерзал осла. Старец в наказание заставил животное доставлять воду на всю братию, и лев смиренно повиновался. Однажды, когда он, навьюченный водой, возвращался в монастырь, то увидел тех самых купцов-сарацин и с ними привязанного к верблюдам украденного осла. Сарацины, заметив льва, в ужасе разбежались, а лев с ослом невредимыми возвратились в обитель. Преподобный, увидев странное зрелище, тихо улыбнулся и сказал одному из своих учеников: “За что мы напрасно наказывали льва? Отпусти его, пусть идет, куда хочет.” Лев ушел в знакомые ему дебри, но раз в неделю обязательно приходил к старцу, чтобы поласкаться к нему. Но как всему на свете бывает конец, так наступила кончина и для преподобного, и он умер. Когда лев в это время пришел в монастырь, то стал искать своего благодетеля и, не найдя его, громко начал рычать. Чтобы утешить зверя, братия привели его к могиле преподобного, и он на ней, жалобно прорычав, кончил свою жизнь. Так, заключает сказание, Бог прославляет Его славящих и по образу, и по подобию Его живущих. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 523). 859. Лев, повинуясь слову старца, вышел из пещеры См. также: Зверь . Некий старец был отшельником на Иордане. В знойное время вошел он в одну из пещер, а в ней оказался лев, и начал лев скрежетать зубами и рычать. И говорит ему старец: “Что оскорбляешься? Места достаточно и мне, и тебе. Если же не хочешь, встань и выйди.” Лев, не стерпя, вышел. (Древний патерик. 1874. С. 412. 16). 860. Язычники, приносившие жертву идолам, услыхав слова аввы Коприя, уверовали в Спасителя См. также: Слово праведника . “Однажды, – повествует авва Коприй, – когда я проходил через одно капище, несколько язычников приносили жертву своим идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

В-третьих, наконец, предписания, касающиеся единства избранного Самим Богом колена для посредничества в этом отношении между Богом и Его людьми: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых» ( Исх.28:1, 29:44 ; Лев.17:6 ; Втор.18 ). А в связи с этими последними требованиями закона стоят запрещения иных, неизбранных Богом, мест служения Ему и иных, не избранных Им, посредников этого служения ( Втор.12:2–4 ; Исх.22:18 ; Лев. 20:6, 27 ). Принципом всецелой и совершенной любви к Богу объединяются все частные и разнообразные требования закона касательно культа и вообще – благоугождения Богу: касательно трех ежегодных великих праздников ( Исх.23:14, 17 ) и праздника очищения в особенности ( Лев.16 ), субботы, субботнего и юбилейного годов ( Исх.23:10–13, 31:12–18 ) с указанием образа их совершения и провождения ( Лев.23 ), – касательно разного рода приношений Господу и жертв с указанием способа их приношения и родов приносимых в жертву животных ( Лев.1–8, 22:18–33 ; Числ.28, 29 ) и под. А из принципа любви к ближнему – равной и подобной любви каждого к самому себе – развивается та сложная система предписаний закона, которая обнимает собой жизнь родителей и детей, старших и младших, господ и слуг или рабов, отдельного члена каждого семейства и целых семейств и родов, не исключаются из этой братской любви даже и инокровные члены этого народа 43 . Ненарушимость закона ограждается с внутренней, моральной стороны святостью Законодателя: «святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» ( Лев.19:2 ); а с внешней стороны – карой Его правосудия, причем всякое оскорбление величества небесного Царя наказуется смертью : «кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой. И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество. Пришлец ли, туземец ли станет хулить имя (Господне), предан будет смерти» ( Лев.24:15–16 ) Постоянным напоминанием всех требований закона служит лежащая одесную ковчега завета «книга закона» ( Втор.31:26 ) и чтение ее пред всем народом в определенные времена ( Втор.31:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 25 1–9. Субботний и 10–55. юбилейный годы. Лев.25:1 .  И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: Лев.25:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; Лев.25:3 .  шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, Лев.25:4 .  а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; Круг древнееврейских праздников (см. Лев.23 ), в которые израильтянин посвящал себя на служение Иегове, завершается двумя замечательными учреждениями, представляющими дальнейшее развитие идеи субботы: институтом субботнего и юбилейного года, когда служил Богу не только человек, но и сама земля, дарованная Иеговою во временное пользование и на условиях завета евреям. Первою, и самою характерною чертою субботнего года, называемого субботою Иеговы ( Лев.25:2, 4 ), был покой земли, т. е. земля не возделывалась, не засевалась ( Лев.25:4 ), виноградные и др. фруктовые деревья не обрезывались ( Лев.25:5 , ср. Исх 23.11 ); из этого само собою следовало прекращение всех, связанных с земледелием (но не других) работ в год субботний. Таким образом, как у людей рабочею единицею времени является день, так в отношении к земле – год; и как у людей после 6 рабочих дней наступал 7-й день покоя и служения Иегове – суббота, так и земля после 6 лет севооборота и доставления плодов частным собственникам, делалась собственностью только Иеговы, праздновала тот священный покой, в который она была поставлена им при творении. Лев.25:5 .  что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; Лев.25:6 .  и будет это в продолжение субботы земли всем вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; Лев.25:7 .  и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Первое жертвоприношение Аарона с чудесным нисшествием с неба огня, и первое благословление первосвященником народа Лев.9:1 .  В восьмой день призвал Моисей Аарона и сынов его и старейшин Израилевых Лев.9:2 .  и сказал Аарону: возьми себе из волов тельца в жертву за грех и овна во всесожжение, обоих без порока, и представь пред лице Господне; После 7 дней освящения скинии и посвящения ветхозаветных священнослужителей, в 8-й день нисана 2-го года ( Исх 40.17 : скиния была поставлена в 1-й день 1-го месяца, нисана, 2-го года по выходе из Египта), скиния должна была быть показана, как место благодатного присутствия и действия Иеговы, а священнослужители должны были впервые выступить в служении посредников между народом и Богом. По-прежнему (ср. Лев.8.2 ) созываются представители народа и по-прежнему же (ср. Лев.8.17–18 ) за первосвященника повелевается принести 2 жертвы: за грех – тельца и во всесожжение – овна. Лев.9:3 .  и сынам Израилевым скажи: возьмите козла в жертву за грех, [и овна,] и тельца, и агнца, однолетних, без порока, во всесожжение, Лев.9:4 .  и вола и овна в жертву мирную, чтобы совершить жертвоприношение пред лицем Господним, и приношение хлебное, смешанное с елеем, ибо сегодня Господь явится вам. За народ приносятся: а) в жертву за грех – козел, приносившийся за грех собственно отдельного князя народа ( Лев.4.22 ), – здесь действуют представители народа – старейшины как бы от себя: б) в жертву всесожжения – тельца и барана; в) в жертву мирную – по-видимому, принесенную совместно от народа и священства, – вола и барана. Величайшая важность настоящего жертвоприношения: благодатное явление славы Господней ( Лев.9:4, 6, 23, 24 ), в виде светоносного облака. Лев.9:5 .  И принесли то, что приказал Моисей, пред скинию собрания, и пришло все общество и стало пред лицем Господним. Лев.9:6 .  И сказал Моисей: вот что повелел Господь сделать, и явится вам слава Господня. Лев.9:7 .  И сказал Моисей Аарону: приступи к жертвеннику и соверши жертву твою о грехе и всесожжение твое, и очисти себя и народ, и сделай приношение от народа, и очисти их, как повелел Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нужно отметить, что удаление Фотия вторичное не имело никакой связи с константинопольско-римскими отношениями, не сказалось на этих отношениях. После удаления патриарха Фотия Лев VI возвел на патриаршество своего младшего брата Стефана, которому в тот момент не исполнилось еще и шестнадцати лет. Это показывает истинное соотношение двух властей в Константинополе. Конечно, Стефан был лично очень благочестивым человеком, он с раннего детства был предназначен своим отцом Василием I к духовной карьере, соответственно воспитывался, Церковь в последствии причислила этого патриарха, который умер совсем молодым, не дожив и до тридцати лет, к лику святых. Однако, в церковной политике этот юный патриарх, конечно, мог быть только послушным исполнителем воли своего старшего брата-императора. И фактически все церковные дела Лев VI взял в свои руки. Как ученик патриарха Фотия, к которому он проявил такую большую неблагодарность, Лев VI был человеком прекрасно образованным, можно сказать, энциклопедически образованным. Он был хорошим писателем и выступал даже как оратор. Лев VI много занимался и богословием. Сохранились в наших богослужебных книгах песнопения, составленные этим императором. Его имя надписывается как Лев Деспот. Например, утренняя стихира Октоиха. В дни церковных праздников Лев VI часто проповедовал. Он проявлял себя, впрочем, и в области светской литературы и поэзии. За свою разнообразную писательскую и законодательную деятельность еще при жизни Лев VI получил прозвание Мудрого (Софос), или Любомудрого (Философос). Впоследствии его имя обросло всякими легендами, его начали изображать как великого предсказателя будущего, но это уже относится к области сказочной. Лев V. после Юстиниана I — самый активный законодатель, причем его законы, так же как и законы, изданные при его отце, никоим образом не обходят церковных вопросов. Таковы в частности, Новеллы, новые законы императора Льва. Общее число Новелл 113, из них по меньшей мере 17 относятся к церковное жизни. Новеллы чисто церковного содержания составлены на имя патриарха Стефана, то есть брата императора. Они имеют многообразное содержание, я не буду перечислять всего, скажу, что в некоторых случаях Лев смягчает законодательство Юстиниана. Если Юстиниан запретил принимать епископский сан лицам, хотя и вдовым, но имеющим детей, поскольку считал заботу о детях несовместимой с епископским званием, то Лев VI дозволил вдовцам, имеющим детей, принимать сан епископа. В других случаях Лев в своих законах проявляет большую строгость. Например, по этим законам, если раб, без ведома господина, принимает монашество или священный сан, вплоть до сана епископа включительно, он подлежит лишению сана, должен быть возвращен господину.

http://sedmitza.ru/lib/text/434202/

21. Беззаконным яко беззаконен, не сый беззаконник Богу, но законник Христу, да приобрящу беззаконные. «Для чуждых закона (был я) как чуждый закона». Беззаконными или чуждыми закона называет Павел язычников, которые не признавали закона Моисеева; потому были без закона, или чужды закона, содержимого Иудеями, С такими Павел обращался, как чуждый закона. Он не чуждался язычников, как чуждались их Иудеи, именно потому, что они не следовали закону Моисееву ( Гал.2:11 и след.). Проповедуя язычникам Евангелие, Он не требовал от них исполнения обрядового закона Иудев, но применялся к их понятиям и обычаям, какбы сам был из язычников, сколько мог это делать, не нарушая закона Христова. «Не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу». Это присовокупил Апостол, показывая, что, при обращении с язычниками, он не соблюдал обрядового закона Моисеева и их не обязывал к соблюдению сего закона, но что он в тоже время подчинялся высшему закону Божию, преподанному чрез Иисуса Христа, и, оказывая возможное снисхождение к язычникам, в тоже время заботился о том, чтобы не нарушать закона Христова, закона Духа жизни ( Рим.8:2 ). «Чтобы приобресть чуждых закона». И это делал я, говорит Павел, для того, чтобы не знавших закона Моисеева покорить закону Христову, привлечь их ко спасению чрез веру в Иисуса Христа. 22. Бых немощным яко немощен, да немощныя приобрящу: всем бых вся, да всяко некия спасу. «Для немощных был я как немощный, чтобы приобресть немощных. «Немощными называет Павел тех, которые имеют погрешительную или сомневающуюся совесть, которые, например, что нибудь позволительное или непротивное закону почитают непозволительным или противузаконным. (О таких немощных пишет Павел в послании к Римлянам, в главе 14). Для них, говорит Он, быль я как немощный: применялся к их немощам, не позволял себе того, что могло соблазнить их по их немощи, сколько это возможно было без нарушения закона Христова. Делал это я для того, чтобы мало по малу утвердить их в здравом разумении истины и освободить от немощи погрешительных мнений и предубеждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Лев.27:27 .  Если же скот нечистый, то должно выкупить по оценке твоей и приложить к тому пятую часть; если не выкупят, то должно продать по оценке твоей. Посвящать Иегове от усердия можно было только то, что уже само по себе, без посвящения, по закону, не принадлежало Ему. Поэтому нельзя было посвящать Иегове первенцев, принадлежавших Иегове по закону, – Исх.13:2, 22:30 . Лев.27:28 .  Только все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности, – человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, – не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня; Лев.27:29 .  все заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти. Не допускает никакого выкупа «все заклятое, cherem (слав. «обет»), что под заклятием отдает человек Иегове из своей собственности, человека ли, скотину ли, поле ли…» Заклятое – херем, во-первых, есть «qodesch qodaschim lajhovah, « великая святыня Господня» и, как такое, никоим образом, не может быть предметом владения или пользования человека ( Лев.27:28 ); во-вторых, заклятое – человек или скотина – не может остаться в живых, а должно быть предано смерти ( Лев.27:29 ). Чтобы обречение на смерть человека имело моральное основание и религиозное освящение, оно у народа Божия могло простираться на лица и народы, враждующие против Царства Божия (ср. Чис 21.2 ; Втор 12.16 ; Нав.6:17, 7.12 ; 1Цар 15.18–19 ; 3Цар 20.42 ). Лев.27:30 .  И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; Лев.27:31 .  если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. Лев.27:32 .  И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; Лев.27:33 .  не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено. Десятина не была заклятием; вместе с первородным и начатками плодов десятина была обязательным теократическим приношением святилищу: «что проходит под жезлом – десятое» ( Лев.27:32 ), – бытовая черта.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Христиане суть тем Христиане, что во временном ищут вечное, в видимом — невидимое, в человеческом — Божие. Паломники вечности, они через временное шествуют вечным, через человеческое — богочеловечным. Они непрестанно ищут божественное золото в земном болоте. И находят. Для них вещи прозрачны: через видимое они видят невидимое, через временное — вечное. Во всем видимом они ищут и находят эту невидимую суть, это невидимое ядро, что таинственным нервом связывает видимое с Невидимым. В самом деле, наше призвание — идти через видимое к невидимому, искать в видимом невидимое, через видимое смотреть на невидимое, в видимом жить невидимым, ибо невидимое вечно, а видимое временно и преходяще. По слову апостола Христова, «не смотряющим нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна» (2Кор. 4:18).    Для нас, христиан, христоосвещенных и христопросвещенных, все в этом мире имеет смысл и ценность постольку, поскольку является средством и путем к достижению вечного, так как мы обращаемся к тому, что невидимо, мы видим невидимое. Всю свою жизнь во времени мы регламентируем только вечным, человеческое — богочеловеческим. Если в границах времени присутствует вечное, мы питаемся им, если нам его недостает, мы обретаем его по ту сторону времени, в царстве бесконечного и невидимого. Мы все видим с точки зрения вечности, то есть с точки зрения Христовой, ибо Он — вечный Бог и Господь в границах человеческого тела.    Действительно, христиане, простые или ученые, смотрят на это мир и оценивают его и все, что в нем, с точки зрения вечности. Ибо Господь Христос — Вечный, и его точка зрения и видение этого мира — это точка зрения и видение Вечного. Всякий христианин в самой вере своей имеет Христову философию жизни и мира и на все создания, все существа, все события в мире смотрит с Христовой точки зрения, а это значит, с точки зрения вечности и богочеловечности. Поэтому только в богочеловеческой вере и в богочеловеческой философии людям действительно дана возможность и сила реально взглянуть на мир с точки зрения Бога, с точки зрения вечности. В остальных философиях такой взгляд будет или абстракцией, или гипотезой, или неосуществимым желанием, но никогда очевидной и неопровержимой действительностью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3459...

В таком смысле понимается «закон дел» и «дела закона» у всех почти протестантских экзегетов, в большинстве случаев, удачно противополагающих своё понимание пониманию их только в обрядовом значении, хоть иногда и заходящих туда, откуда уже вовсе трудно выбраться от упрёка в аномизме, откуда трудно найти помещение для требуемой Ап. Павлом же доброй деятельности, для «закона веры=закона Христова», для «дел=дел веры» (не «дел закона») 53 . Разумея верно по букве под «законом дел» весь закон и под «делами закона» всякие и все дела этого закона, они не объясняют существа этого «закона» и этих «дел закона», так настойчиво и решительно, без всяких ограничении и сожаления, отвергаемых Павлом, не указывают того характеристического признака этого «закона» и «дел закона», который составляет печать отвержения их, который вносит приписываемую им Апостолом смертоносность в жизнь человека, – не определяют, в каком же отношении стоит это энергическое отвержение «закона и дел его» с не менее энергически-решительным признанием Павлом «закона Христова=закона веры и дел его», с его категорическим утверждением, что этим отвержением «закона и его дел» закон не только не отвергается, а ещё утверждается ( Рим.3:31 )? Протестантские экзегеты, – в лице не доходящих до последних крайностей, до отвержения значения для спасения всякой доброй деятельности, – решая, стало быть, верно по букве, что «закон дел» равен закону вообще, во всей его целости, а не обрядовому только, гражданскому, нравственному и пр., не Моисееву одному и пр., не объясняют, какое же отличие его от «закона веры», что (какое содержание) составляет непримиримую с христианством черту того первого закона, что делает его больше уже непригодным и что, напротив, делает новый закон, «закон веры и свободы», не только не противоречащим христианству, но и так тесно-органически связанным с ним, что нелепо даже только предположить, чтобы верою поощрялось беззаконие ( Рим.5–7 гл.), чтобы «закон веры и свободы», «закон благодати и истины», «закон Христов» мог не только не включать в себя указаний на безнравственность и противо-христианственность блуда, кражи, убийства, злословия и т. п., а и прямо допускать их? чтобы он мог новорождённых чад веры не вести к совершенству, не указывать им лучших и совершеннейших путей и средств новой жизни, не делать их совершеннейшими и любезнейшими Богу? и т. д.? Не дорешая всего этого, они всё-таки все видят и знают, что как у Апостолов обрезания, так и у Ап. Павла беззаконие не поощряется и всё злое и тёмное считается болезненным и ненормальным, а всё доброе святое желанным и здравым.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

Близости к альдинскому изданию, заметной в Екклесиасте, здесь не видно, хотя и встречаются чтения славянские, имеющие себе параллель лишь в комплютенском и альдинском изданиях ( ; Исх. 1 :, 16; 26:13) и неоскобляемые ( Быт. 8:10,21; 12 : 32:9; 50:5,26; Исх. 3:4 ; Чис. 34:8 ). Славянское чтение соответствует лишь альдинскому и не оскоблено в Быт. 37:1 ; Исх. 4:7; 24:5 ; Лев. И:32. В славянском есть чтения, соответствующие лишь некоторым греческим рукописям и не имеющие соответствий в ватиканском, александрийском, textus receptus и др. ( Быт. 12:18,19; 24:39,51 ; Быт. 39:21; 43:21; 45:17 ; Исх. 2:22; 6:7,13 ; Исх. 19:21; 20:21 ; Исх. 22:26; 25:24 ; Исх. 29:5; 32:31; 33:5,15 ; Лев. 11:47; 25:50 ; Лев. 26:18; 27:21 ; Втор. 6:22; 20:4 ; Втор. 32:52 ). В книге Исход есть соответствия списку 83 и альдинскому изданию ( Исх. 4:7,30; 6:13 ; Исх. 8:16; 9:28,35 ; Исх. 23:23; 30:15 ; Исх. 35:13 ; Лев. 6:15 ; Втор. 26:19 ). В книгах Бытия ( Быт. 1:14 ) и Левит ( Лев. 2:7,10; 5:12; 25:38 ) есть близость к 75 (оксфордскому) кодексу ( Чис. 11:35; 22:23; 23:11; 28:7 ; Втор. 22:24; 26:19 ). Не нашли мы соответствующих славянскому переводу чтений в еврейском, греческом и латинском текстах в следующих местах: Быт. 8:17; 11:29 ; Быт. 12:4,8; 17:17 ; Быт. 19:27; 24:18 ; Быт. 25:30; 28:11 ; Быт. 35:8.14; 41:42 ; Быт. 42:6,7,9,30; 49:26 ; Исх. 2:25; 8:29 ; Исх. 20:9; 21:12 ; Исх. 22,29; 34:28 ; Лев. 5:5; 15,20 ; Лев. 19:6; 25:11; 26:1 ; Втор. 28:37,42; 21:19 . Название Содом и Гоморр ( Быт. 13:10; 19 [, 1.24]) вместо Содома и Гоморра. Заинтересовались мы катеной Феотоки 2 и искали соответствия ее чтений славянскому переводу. Но в большинстве они встречаются, где чтения Феотоки соответствуют святоотеческим чтениям бл. Феодорита, свт. Иоанна Златоуста и др. ( Быт. 9:5; 30 :И; 31:13; Исх. 5:21; 33:14 (оскоблены); Втор. 6, 3 ) или греческим спискам ( Быт. 40:4 ; Лев. 2:7; 24:8; 27:21 ; Чис. 4:13 ). Эвфемизмы в славянском переводе заметили мы против греческого текста в следующих местах: κοιμθη – бысть [и др. формы этого глагола] ( Быт. 26:10; 34:2; 30:15–16; 3 συγγενμεθα – будем (19:5); греч. κοιμηθη – слав. будет ( Лев. 15:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010