Сегодня мы совершаем празднование Архистратигу Божию Михаилу и всем ангельским воинствам . Мы знаем, что те ангелы, которые остались верны Богу и не последовали за Денницей в его гордостном падении, – эти ангелы светлы и святы. Они верные служители Триипостасного Божества, точно и усердно исполняющие Его волю. Им опытно неведомы грех и страсть, болезнь и смерть. Они поистине блаженны. Но, как говорит апостол Павел, «не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» (Евр 2:16). Не с ангельской природой соединяется Бог, но с человеческим естеством. Желая исправить грех, совершенный прародителями, желая исцелить поврежденную этим грехом человеческую природу, Сын Божий становится Сыном Девы, принимая от Нее плоть и кровь, делается подобным нам во всем, кроме греха. И вот – Бог оказывается среди людского страдания и боли. И мы знаем, что Богочеловек не пребывал в некоем отрешенном олимпийском спокойствии. Нет, всем своим любящим сердцем Он откликался на просьбы тех, кто приходил к Нему со своими скорбями. Откликался – но неизменно ставил веру в качестве единственного условия для чудесной помощи страждущим. Веронезе Паоло. " Исцеление кровоточивой " И сегодня мы становимся свидетелями двух чудес: исцеления кровоточивой женщины и воскрешения двенадцатилетней девочки. О кровоточивой сказано, что она всё свое имущество истратила на врачей, но ничего не достигла, а лишь пришла в еще худшее состояние (Мк 5:26). Думается, не в осуждение медицинской науки говорят об этом евангелисты, но желая засвидетельствовать: бывают в жизни человека моменты, когда все земные средства исчерпаны и осталась надежда лишь на Бога. Что же касается девочки, то ее отец, начальник синагоги Иаир, отправился к Иисусу просить помощи, когда дочь была при смерти, – но тут же узнаёт, что та умерла. Понятно, что и здесь медицина бессильна. В. Д. Поленов, " Воскрешение дочери Иаира " Совершая исцеление и воскрешение, Христос помогает Иаиру и женщине победить страх. Кровоточивая боялась прикоснуться к нему, зная о своей (с точки зрения ЗаконаЛев 15:19–33) нечистоте . Но Христос не упрекает ее в том, что она все-таки прикоснулась к краю Его одежды, – нет, Он ободряет ее и хвалит ее веру. Иаир – в страхе перед свершившейся смертью, перед силой, которой неспособен противостоять человек. Но Христос говорит: «Не бойся, только веруй, и спасена будет!», входит в дом, берет ее за руку – а ведь по Закону (Чис 19:11) прикоснувшийся к покойнику нечист семь дней! – и воскрешает, побеждая тем самым и смерть, и страх.

http://pravmir.ru/ne-bojsya-tolko-veruj/

Это могло бы случаться постоянно вокруг нас: я не говорю о телесном воскрешении, но говорю о воскрешении душ человеческих. Но мы так часто стоим между чудом и человеком, и говорим: Стоит ли обратиться к Богу – что Он может сделать?.. Митрополит Антоний Сурожский Несколько лет тому назад, когда я говорил о возможности определенному человеку ожить, стать новым, творческим, мне было отвечено: Никакая сила из него человека не сделает!.. И тогда я обратился к говорящему и спросил: А скажи, неужели ничего Господь в твоей жизни не совершил? Неужели Он тебя не изменил до самых глубин, когда ты к Нему обратился?. И когда этот человек мне ответил: Да, с тех пор, как я стал православным, все стало ново, – я сказал: И ты после этого смеешь говорить, что Господь бессилен другого восставить?.. Вдумаемся в эти случаи – и в евангельский рассказ, и в тот случай, который я вам поведал, – вдумаемся, потому что вокруг нас бесчисленное множество людей, которым нужно ожить душой, нужно обновиться, стать новыми людьми – но мы их ко Христу не приводим: мы не говорим им, что все возможно, мы не зажигаем в них такую надежду, такую веру, такое вдохновение, которые могут сжечь все, так, чтобы осталось только пламенение и свет. Вдумаемся в это, и когда встретим человека, который нам кажется мертвым, – приведем его к Тому, Который есть и Жизнь, и полнота жизни, и Любовь. Аминь. 20 ноября 1983 г. Источник: Электронная библиотека «Митрополит Антоний Сурожский» Читайте также: Не бойся, только веруй! Священник Феодор Людоговский Совершая исцеление и воскрешение, Христос помогает Иаиру и женщине победить страх. Кровоточивая боялась прикоснуться к нему, зная о своей (с точки зрения ЗаконаЛев 15:19–33) нечистоте. Иаир – в страхе перед свершившейся смертью, перед силой, которой неспособен противостоять человек. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира Архиепископ Аверкий (Таушев) Одна женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет и уже потерявшая надежду когда-либо вылечиться, протеснилась сзади к Иисусу и незаметно прикоснулась к Его одежде. По закону Моисея, женщины, страдающие подобной болезнью, считаются нечистыми и потому должны оставаться дома. Они не смеют ни к кому прикасаться …

http://pravmir.ru/zachem-ty-prishel/

Сортировать по Исключить новости Евангелие Кто — избранные? Кончается сегодняшнее евангельское чтение очень страшными словами: Много призванных, а мало избранных... Благодарю Тя, Господи Боже мой… Есть такой анекдот. Человек подъезжает на машине к супермаркету – припарковаться, естественно, негде. Он начинает молиться: «Господи, сделай так, чтобы нашлось место, куда мне встать. Обещаю, что будут поститься, ходить на службу, подавать милостыню…» Внутренний чиновник Неспособность удивляться чуду, нежелание видеть человека, связанность пунктами и параграфами — удел не одного лишь несчастного начальника синагоги. Во многих из нас сидит внутренний чиновник, который исправно напоминает своему хозяину и окружающим о разного рода запретах, ограничениях и предписаниях. Седьмой день Христос так часто совершает чудо седьмой день, как бы подчеркивая, что в седьмой день должна вернуться жизнь, должна вернуться цельность, должна вернуться сила всем, кто ее утратил, всем, в ком она начинала погасать. Помни о смерти Память же о смерти есть одновременно и память о вечной жизни, и память о Боге – и память о ближнем. Кто знает, может быть, о ком-то из нас Господь уже изрек свой суд, и чей-нибудь уж близок. час. Кто ближний мой? Мы ждем душевного участия от священника, порой надеемся на помощи от Церкви как от организации. Но бывает так, что священник не может или не хочет услышать нашу боль. В ближайшем к нашему дому приходе заявляют, что не занимаются благотворительностью и кормить бомжей не намерены («здесь же батюшки обедают!»). Не бойся, только веруй! Совершая исцеление и воскрешение, Христос помогает Иаиру и женщине победить страх. Кровоточивая боялась прикоснуться к нему, зная о своей (с точки зрения ЗаконаЛев 15:19–33) нечистоте. Иаир – в страхе перед свершившейся смертью, перед силой, которой неспособен противостоять человек. «Зачем Ты пришел?» Покажись нам, что человек до конца стал зол, потемнел беспросветно, умер душой, что нам никакими силами его не вернуть к жизни, и уже подобно людям, которые окружали одр умершей девочки двенадцати лет, мы говорим Господу: Ты ничего не можешь сделать – зачем Ты пришел?

http://pravmir.ru/tag/evangelie/page/31/

Сортировать по Исключить новости Поиск по сайту Сортировать по Исключить новости Применить Сбросить 2 октября, 2013 О месте ребёнка в храме Что вы чувствуете, когда видите чужого ребёнка в храме: раздражение, беспокойство, интерес, радость? И как вам кажется, грешно ли сойти со своего «намоленного» места, чтобы пропустить маму с младенцем поближе к алтарю, чтобы поднять соску или ещё какой предмет, выпавший из рук незадачливой мамаши? 26 июня, 2007 Будьте теплом и светом для окружающих Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что человеку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь чем можно; так поступая, входя в других, живя с ними, можно совсем отречься от своего я, совсем про него забыть. 12 февраля, 2013 «За» улыбку Христа Вы серьезно считаете, что Иисус за время своего детства никогда не играл, не бегал, не смеялся? Да, несомненно, Он был не просто Человеком, но, по церковному учению, Его Божественная Сущность нисколько не мешала проявлениям человеческого естества, потому что они сочетаются в Христе – неслитно и нераздельно. 27 апреля, 2013 Протопресвитер Александр Шмеман: В отсвете Лазаревой субботы и Вербного воскресенья (+Аудио) Как случилось, что тот, кого Бог создал для жизни, кого почтил образом Своей неизреченной славы и красоты, подчинился смерти? И вот его, друга Божия, берут и прячут под камень, ибо он уже смердит, и уже боятся его живые, хотя знают, что всем им без исключения предстоит этот спуск в царство распада и тьмы. 9 апреля, 2019 Мариино стояние Помощь Божия — это не то, что Бог за нас будет делать, как утверждает народная молва. Бог помогает тем, кто сам делает 23 октября, 2019 21 ноября, 2010 Не бойся, только веруй! Совершая исцеление и воскрешение, Христос помогает Иаиру и женщине победить страх. Кровоточивая боялась прикоснуться к нему, зная о своей (с точки зрения ЗаконаЛев 15:19–33) нечистоте. Иаир – в страхе перед свершившейся смертью, перед силой, которой неспособен противостоять человек. 13 октября, 2011 Митрополит Лонгин: Я надеюсь, что новые архиереи будут ощущать поддержку своей паствы

http://pravmir.ru/search/свято-тихоновск...

Сортировать по Исключить новости Поиск по сайту Сортировать по Исключить новости Применить Сбросить 2 декабря, 2010 Святая великомученица Екатерина — невеста Христа Гордая александрийская девица последовательно отшивает ухажеров, то недостаточно образованных, то невзрачных, то характером не вышедших (о, как знаком нашему времени этот тип разборчивых столичных красоток!). Мать ее, тайная христианка, рассказывает дочери, что есть такой Жених, знакомит ее со священником. 21 ноября, 2010 Не бойся, только веруй! Совершая исцеление и воскрешение, Христос помогает Иаиру и женщине победить страх. Кровоточивая боялась прикоснуться к нему, зная о своей (с точки зрения ЗаконаЛев 15:19–33) нечистоте. Иаир – в страхе перед свершившейся смертью, перед силой, которой неспособен противостоять человек. 6 апреля, 2012 Пиар и верные Мы, было дело, слишком увлеклись пиаром. Очень хотелось, чтобы Церковь выглядела сильной, влиятельной, благополучной. Очень при этом не хотелось говорить о внутренних проблемах (хотя всем очевидно, что они есть). 13 октября, 2011 Митрополит Лонгин: Я надеюсь, что новые архиереи будут ощущать поддержку своей паствы Я очень надеюсь, что изменения будут замечены всеми верующими людьми. Ведь не секрет, что человек, приходя в Церковь, иногда встречает там не то, что хотел бы встретить, и не находит того, что должен был бы там находить. 25 июля, 2012 Святые Метеоры (ФОТО) Святые Метеоры – это монашеская страна в горах, расположенных примерно в 20 километрах к северу от города Трикала. Шесть действующих православных монастырей расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. 20 октября, 2018 29 марта, 2016 12 августа, 2011 Отец Илий: о мире, вере и суете Зачем человеку нужна вера в Бога? С одной стороны, простой вроде бы вопрос. И в то же время очень сложный. Истоки веры, в первую очередь, в страхе и протесте. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/search/великая ...

Лев 16 содержит подробное описание грандиозной очистительной церемонии для святилища и общины в «День очищения» (см. Йом Киппур ) и образует кульминацию не только по отношению к собранию процедур в Лев 11-15 для избавления от того или иного вида нечистоты, но и для всей системы приношений, рассмотренных в Лев 1-16. Значимость Лев 16 обусловлена также тем фактом, что в этой очистительной церемонии сочетаются 2 различных ритуала: обряд очищения храма с помощью крови жертвенного животного и обряд элиминации грехов общины и ее членов через их возложение на козла отпущения с его последующим изгнанием в пустыню. Др. пример обряда элиминации, сохранившегося в офиц. культе, это «обряд с двумя птицами» в Лев 14. 2-8; 48-53. План, структура и краткое содержание Лев 17-27 Вслед за А. Клостерманом ( Klostermann. 1877) законодательный свод Лев 17-26 принято называть «Кодексом святости» (Н) из-за частого повторения призыва подражать святости Бога: Лев 19. 2: «Будьте святы, ибо свят Я, Господь Бог ваш»; см. также Лев 20. 7, 26 и т. д. Хотя этот корпус текстов продолжает и дополняет культовую тематику 1-й части, т. е. Лев 1-16, он ее существенно расширяет в «этикоправовом» направлении. Очевидно также, что Н сильно отличается от Лев 1-16 по языку и стилю. Все говорит о том, что это произведение др. автора - не того (или тех), кто был причастен к созданию Лев 1-16. Если первая часть Л. к. (Лев 1-16) была сосредоточена на храме и его служителях, то божественные речи из Лев 17-27 обращены ко всей общине и касаются широкого круга вопросов. Фактически это законодательный свод наподобие книги договора Исх 21-23 или девтерономического кодекса Втор 12-26. Как и в законодательных сводах Исх 20. 24-26 и Втор 12, Лев 17-26 открывается законом о совершении приношений на легитимном алтаре. Лев 18 и Лев 20 относятся к преступлениям в сексуальной сфере. Они обрамляют Лев 19 - смешанное собрание гражданских и культовых законов, многие из к-рых имеют параллель в Исх 21-23, а также во Втор 12-26; Лев 21-22 содержит предписания, относящиеся к святости священников и к святости приношений, совершаемых израильтянами. Главы 23-25 составляют новый подраздел разд. Лев 17-27, основная тема которого - соблюдение священных периодов времени в течение года (субботы и праздники - Лев 23; 24. 1-9) и в течение каждого семилетия (субботние года и юбилей в Лев 25). В «юридическом» рассказе 24. 10-23 речь идет о святости Божественного имени.

http://pravenc.ru/text/2463319.html

Содержание Вопрос 1. Для чего повелел Бог приносить жертвы? Вопрос 2. Что значит сказанное: душа яже аще забудет забвением, и согрешит не хотящи от святынь Господних (Лев. 5:15 )? Вопрос 3. Для чего постановил Бог жертву жреческую предавать всесожжению (Лев. 6:23 )? Вопрос 4. Для чего и жертвы греха ради приносили на месте всесожжений (Лев. 7:2 )? Вопрос 5. Что значит сказанное: «всяк прикасаяйся мяс ея освятится» (Лев. 6:27 )? Вопрос 6. Для чего не повелевает Бог вкушать жертв после третьего дня, преступившего же закон сей подвергает взысканию и о жертве той говорит, что не вменяется она в жертву (Лев. 7:18 )? Вопрос 7. Почему прикоснувшемуся к изливающему семя, или к прокаженному, или к мертвому телу, или к чему-либо из называющегося нечистым запрещает Бог вкушать жертвенных мяс (Лев. 7:21 )? Вопрос 8. Для чего Моисей кровью и елеем помазал жрецу правое ухо, правую руку и также правую ногу (Лев. 8:23—24 )? Вопрос 9. Как разуметь должно «огнь чуждь» (Лев. 10:1 )? Вопрос 10. Для чего жрецам запрещает закон вкушать вино (Лев. 10:9 )? Вопрос 11. Что означает «раздвояющее копыто и отрыгающее жвание» (Лев. 11:3 )? Вопрос 12. Почему если что нечистое попадет в сосуд глиняный, повелевает закон разбивать его, а если в сосуд медный или в деревянный, или во вретище, или в ризу, — измывать водою (Лев. 11:32—33 )? Вопрос 13. Почему мертвое тело, если упадет на семя, не смоченное водою, не сквернит оного, а если на смоченное водою, делает его нечистым (Лев. 11:37, 38 )? Вопрос 14. Почему в законе сказано, что родившая мужеский пол бывает нечистою сорок дней, а родившая женский пол — дважды сорок (Лев. 12:1—5 )? Вопрос 15. Что значит закон о проказе (Лев. 13 , Лев. 14 )? Вопрос 16. Почему того, кто весь стал прокаженным, именует чистым (Лев. 13:13 )? Вопрос 17. Для чего повелевает, чтобы прокаженного глава была не покровена и ризы раздраны (Лев. 13:45 )? Вопрос 18. Как должно понимать появление проказы на одеждах (Лев. 13:47 )? Вопрос 19. Что означают два птичища, приносимые за очищаемого от проказы (Лев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2887...

Просматривая дальнейшие законы Моисея относительно жертвоприношений, мы находим, по-видимому, несколько иное постановление относительно места их совершения. Так, изрекая закон о жертве всесожжения, Господь повелевает, что жертвенное животное должно быть приводимо к дверям скинии собрания ( Лев.1:3 ); это постановление, повторяемое несколько раз, является для евреев постановлением «постоянным в роды их» ( Исх.29:42 ); нарушитель этого закона подлежал истреблению из народа своего ( Лев.17:9 ). Жертва мирная также должна была быть приносима у дверей скинии собрания ( Лев.3:1–2 , Лев.3:8 , Лев.3:13 ; Лев.17:5 ). Жертвенное животное при жертве о грехе также должно было быть приводимо к дверям скинии собрания и там закалаемо ( Лев.4:4–5 , Лев.4:14–15 , Лев.4:24 , Лев.4:29 ). Также, при жертвоприношениях, сопровождающих такие случаи, как очищение прокаженного ( Лев.4:11 , Лев.14:23 ), окончание обета назорейства ( Чис.6:10 , Чис.6:13 ), наконец, в жертве в день очищения всего народа Израильского ( Лев.16:7 ), – во всех таких случаях жертвенные животные должны были быть закалаемы у входа скинии собрания. Таким образом, мы видим, что в этих вышеприведенных постановлениях о жертвоприношениях местом совершения их называется жертвенник, находящейся у входа скинии собрания. Некоторые исследователи и толкователи свящ. текста, каковы: блаж. Августин и, но выражению Гуммельауера, «многие другие» 4 , Корнели 5 , из русских М. С. Пальмов 6 находят выражение этого постановления о скинии свидения, как месте еврейского богослужения, в законе Лев.17:3–7 : Лев.17:3 – человек человек от сынов израилевых, или от пришелец, иже прилежат в вас, иже аще заколет тельца, или овцу, или козу в полце, и иже аще заколет вне полка; Лев.17:4 – и пред двери скинии свидения не принесет, якоже сотворити е во всесожжение, или спасение Господу приятно, в воню благовония; и иже аще заколет вне и пред двери скинии свидения не принесет его, яко принести дар Господу пред скинии Господню: и вменится человеку тому кровь; кровь пролиял, да потребится душа она от людей своих; Лев.17:5 – яко да принесут сынове израилевы жертвы своя, елики аще сии заколют на поле , и да принесут яко Господу к дверем скинии свидения к жерцу, и пожрут я в жертву спасения Господу; Лев.17:6 – И да возлиет жрец кровь на олтарь окрест пред Господем у дверей скинии свидения, и да вознесет тук в воню благовония Господу. Лев.17:7 – И да не пожрут ктому жертв своих суетным, имже сами блудодействуют в след их; законное вечное будет вам в роды ваша». Под жертвенными животными, упоминаемыми в данном законе, вышеназванные исследователи понимают животных, заколаемых специально для жертвоприношения, и заключаюсь, далее, что здесь содержится запрещение совершать жертвоприношение где-либо в другом месте, кроме жертвенника у входа скинии собрания. Но, при более внимательном исследовании текста этого закона и отношения его к другим еврейским законам, можно прийти к иным выводам.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

протоиерей Ростислав Снигирёв 7. Экзегетический разбор важнейших мест книги Левит Законы о жертвах (Лев. 1:1 – 7:38) Находящиеся в этом разделе повеления о жертвоприношениях четко делятся на два раздела: предписания для народа (см.: Лев. 1:1 – 6:7 ) и предписания для священства (см.: Лев. 6:8 – 7:38 ). К первым относятся жертва всесожжения (см.: Лев. 1:1 – 17 ), хлебные приношения (см.: Лев. 2:1–16 ), жертва за грех (см.: Лев. 4:1 – 5:13 ), жертва повинности (см.: Лев. 5:14 – 6:7 ). Ко второму разделу относятся повторение предписаний о жертве всесожжения (см.: Лев. 6:8 – 13 ), хлебном приношении вообще (см.: Лев. 6:14 – 18 ) и за священников (см.: Лев. 6:19 – 23 ), о жертве за грех (см.: Лев. 6:24 – 30 ), о жертве повинности, о мирной жертве (см.: Лев. 7:11 – 36 ). Завершается раздел словами об установлении этих жертв Моисеем по повелению Божию (см.: Лев. 7:37 – 38 ). Согласно этим установлениям, местом для принесения всех жертв была скиния, где животное, заколаемое с северной стороны жертвенника, потом возносилось на него для сожжения (см.: Лев. 1:3 ). В жертву могли быть принесены пять видов чистых и непорочных животных: из крупного скота – тельцы, из мелкого – овцы и козы, из птиц – горлицы и голуби. Для некоторых жертв избирались животные исключительно мужского пола (см.: Лев. 1:3, 10; 4:3, 14, 23; 5:15,16,18; 6:6 ), для других – женского (см.: Лев. 4:28, 32; 5:6 ), для третьих – мужского и женского пола безразлично (см.: Лев. 3:1, 6 ), при этом требовалось, чтобы животное было без физических недостатков. Кровавые жертвы обыкновенно соединялись с хлебными приношениями, елеем и ладаном (см.: Лев. 2 ), причем на жертвенник мог возлагаться только пресный хлеб. Кроме того, жертвы осолялись (см.: Лев. 2:13 ) и соединялись с возлиянием вина (см.: Чис. 15:5 ). Обряды, с которыми совершались жертвоприношения, представляются в следующем виде. Приносящий жертву возлагал руки на голову жертвенного животного, представленного перед скинией, после заклания кровью животного кропился жертвенник всесожжения. При жертве всесожжения на жертвеннике сжигалось все мясо животного, а при прочих жертвах только тучные части и почки. При некоторых жертвах кровь животного вносилась в святилище, причем мясо животного сжигалось вне стана. В обычных случаях оно поступало в пользу священников, а в жертве мирной часть мяса поступала в пользу приносившего жертву, который устраивал из него жертвенный пир.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Лев.26:35 .  во все дни запустения [своего] будет она покоиться, сколько ни покоилась в субботы ваши, когда вы жили на ней. Лев.26:36 .  Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует, Лев.26:37 .  и споткнутся друг на друга, как от меча, между тем как никто не преследует, и не будет у вас силы противостоять врагам вашим; Лев.26:38 .  и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших; Лев.26:39 .  а оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших и за беззакония отцов своих исчахнут; 1) Болезни и поражения от врагов ( Лев.26:16–17 ). Schachepheth – «чахлость», чахотка (LXX: ψρα, слав.: « краста»; с арабск.: может быть, истощение от голода). Oaddachath – " горячка», лихорадочный жар (LXX: κτερα, Vulg.: ardor; сирск.: scabies; слав.: « желтяница»). 2) Для смирения упорства, гордости и надежды народа на богатство послано ему будет бесплодие почвы ( Лев.26:18–20 ): небо будет как железо (по скудости дождей), земля – как медь (по бесплодию), Лев.26:19 (ср. Втор 28.23 , где сравнение – в обратном виде). Это грозное слово на Израиль со всею точностью сбылось на Палестине, некогда кипевшей молоком и медом, а ныне загустелой. 3) Обилие хищных зверей и безлюдье страны ( Лев.26:22 , ср. Иез 5.17 ) – наказание, в точности сбывшееся сперва на царстве Израильском ( 4Цар 17.25 ). 4) Гибель от неприятельского меча, который будет вместе мстителем за нарушение Израилем завета ( Лев.26:25 ) от язвы (ib.), наконец, от голода: 10 хозяек будут готовить хлеб для 10 семейств в одной печи (ст. Лев.26.26 ), «по недостаточности необходимого» (блаж. Феодорит, вопр. 36), при чем голод будет все усиливаться в виду ничтожных, выдаваемых на вес, порций хлеба. 5) Лев.26:27–33 : конечное бедствие Израиля – голод, доводивший до людоедства родителей в отношении к собственным детям ( Лев.26:29 , – так и было при осаде Самарии, 4Цар 6.28 , и Иерусалима, Иер 19.9 ; Плач 2.20 , особенно при разрушении его Титом, Иосиф Флавий, Иуд.Война 5:1, 4–5); разорение предметов культа – ложного (ст. 30, «высоты», bamoth; обелиски, chammanin, посвященные богу солнца, у финик, бааль-хамман, ср. Ис 17.8 ; 2Пар 34.4 , идолы, ср. 4Цар 23.10–16 ), а затем и истинного ( Лев.26:31 в противоположность Лев.26:11 ); наконец крайнее запустение, удивительное для самих врагов страны Израиля ( Лев.26:32 ) и рассеяние его между народами ( Лев.26:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010