В незапамятные советские времена всех нас призывали «обгонять время» – то есть перевыполнять план. В новые времена бег наперегонки со временем – это карьера, успех. Запомнилась мне песенка начинающей (теперь уж, кажется, закончившей) эстрадной звездочки: «Надо все успеть, иначе слава развернется и уйдет к другой…». Да и без особых притязаний на карьеру и славу – все мы спешим, всем надо успеть сделать… то, что успеть сделать надо. У всех масса дел, проблем, а «в сутках всего 24 часа» – фраза стала расхожей. Постоянная спешка, замотанность, загруженность – характеристики современного человека. Люди перестают читать, потому что им некогда. Они перестают, по выражению Сократа, думать о себе – они все время вынуждены думать о своем, о своих долгах, проблемах, трудностях. Человек, по сути, теряет себя, он становится функцией, придатком к своим нескончаемым обязанностям и необходимостям. Но вот человек входит в храм… и оказывается в мире, где никто никуда не спешит. Нечего скрывать, это трудно! – особенно когда нас прижимают обстоятельства. Сама мучилась: мне же надо в больницу к маме бежать, а до того еще в аптеку, зачем она такая длинная, эта служба на Благовещение… Но – еще раз: Церковь поймет и простит, если ты уйдешь из храма ради помощи ближнему, но торопиться и сокращать свою службу в угоду «реальной жизни» она не станет. Потому что одно из назначений Церкви – это освящение времени. Есть годичный круг богослужений, есть суточный круг. Есть часовые службы, те самые часы – к сожалению, мы читаем их сейчас не по часам, но все же они дисциплинируют нас, напоминая нам о святости времени. И каждый церковный праздник напоминает нам о событии, которое произошло – не абы когда, а именно тогда, когда должно было произойти, когда пришло его время. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного…» (Гал. 4: 4). Время даруется нам для того, чтобы мы стали другими, чтобы мы открыли дверь стучащему в нее Христу Церковная жизнь, по мере нашего в нее вхождения, заставляет нас, наконец, задуматься о себе и о том, для чего нам дано время. Не для того, чтобы опередить других и сделать карьеру. Не для того, чтобы все успеть. Все, что мы успели – даже доброе, хорошее! – в любую минуту может рухнуть. Время даруется нам для того, чтобы мы стали другими, чтобы мы открыли дверь стучащему в нее Христу. Остальное приложится! Точнее скажем: приложится то, на что есть Божия воля. А на что нет, то нам и не нужно.

http://pravoslavie.ru/153801.html

Во-вторых, здесь можно усматривать указание на вечность. В эту тайну наш разум сейчас еще проникнуть не может. Сейчас есть время. Все существует во времени. Собственно, время – это форма существования всего материального. Было, есть, будет – этому подвержено всё. «Мы летим» ( Пс. 89:10 ) во времени. Суточный круг, годичный круг – все указывает на время. И вот – вечность. Время не будет формой вечнобытия. Это будет вневременное бытие, не будет самого времени как такового. Какое-то понятие об этом дает теория относительности Эйнштейна, когда говорит о прекращении хода времени при движении со скоростью света. Потому там и не будет солнца и луны (22,5), ибо не будет кругов времени. А впрочем, всё это великая тайна, непостижимая разумом! Откр.10:7 Но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам. Это вторая часть клятвы. Почему времени уже не будет? Потому что совершится тайна Божия . Это о домостроительстве спасения, о тайнах Божиих от века утаенных, но открытых пророкам и апостолам. Дух Святой, «глаголавший пророки», благовествовал рабам Своим пророкам . Весть о завершении тайны домостроительства спасения называется благовестием по причине покоя и блаженства, которые имеют наследовать праведные. Для нечестивых труба седьмого гласа, ангел возвестят конец лета благоприятного и начало суда и вечных мук. Для них это будет страшная весть! Откр.10:8 И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. Иоанн слышит здесь голос, который он уже ранее слышал. Это был голос некоторой высшей ангельской силы с неба. Он повелевает Иоанну подойти к ангелу, стоящему на море и на земле, и взять у него раскрытую книжку, то есть принять разумение содержания книжки и всего явленного ему в этом видении. 10 .9–10 И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Для желающих более четко уяснить себе место канонов Божией Матери в структуре православного общественного богослужения и домашнего правила, а также узнать историю Богородичника как богослужебной книги, в конце настоящего издания помещены соответствующие статьи диакона Михаила Желтова и А. А. Лукашевича и А. А. Турилова. В заключение мы выражаем надежду, что настоящее издание послужит не только ознакомлению с сокровищами православной гимнографии, но и станет настольной книгой ежедневной молитвы для всех его читателей, служащей их духовному возрастанию в русле церковной традиции. Всем притекающим к живоносным родникам древних молитвословии мы желаем скорой и благодатной помощи Той, к Которой они обращены. Пресвятая Богородице, не остави нас, грешных! Пресвятая Богородице, спаси нас!   КАНОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЕЖЕДНЕВНОМ МОЛИТВЕННОМ ПРАВИЛЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА Диакон Михаил Желтов Каноны Божией Матери Вседневная молитва – это неотъемлемая часть духовной жизни всякого христианина. Уже в самое раннее время в Церкви был установлен круг суточных служб, регулярное совершение которых, с одной стороны, очевидно выражает, что верующие всегда ходят пред Богом 2 и помнят о Нем, с другой – является для всех неиссякаемым источником благодатной помощи. В византийской традиции, которой следует Православная Церковь и которая сложилась уже многие века назад, к суточным службам относятся два больших последования – вечерня и утреня, и семь малых – четыре дневных часа (1-й, 3-й, 6-й и 9-й), к которым примыкают изобразительны, и две ночные службы (повечерие и полунощница). Вечерня и утреня, сравнительно с другими суточными службами, имеют значительно более ярко выраженный общинный характер. Вместе с Божественной литургией вечерня и утреня образуют обычный круг вседневных богослужений в храме; прочие суточные службы могут присоединяться к вечерне, утрене и литургии, а могут быть прочитаны и дома. Чтение дома дневных часов (днем), а также повечерия (перед сном) и полунощницы (по востании от сна) было обычной практикой в Византии и на Руси. В наши дни такая практика встречается редко – в повседневной жизни благочестивых христиан место повечерия и полунощницы заняли молитвенные правила на сон грядущим и утреннее. Однако по своему происхождению эти правила являются ни чем иным, как сокращенными повечерием и полунощницей с дополнительными молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но этой же идеей наполнено, оживлено и самое течение времени. Достаточно вспомнить ежедневный суточный круг молитвословий, где положены молитвы Христу, Богородице, ангелу хранителю, святым, молитвы за живых и умерших; седмичный круг со специальным посвящением дней 30 и годовой богослужебный цикл с праздниками Господними, Богородичными, в честь Предтечи Иоанна, святых и днями особого поминовения усопших. Так Церковью изначала освящались все сферы бытия человека, все было направлено к тому, чтобы верующий осознал свою жизнь частицей общей жизни Христовой во всех, все располагало его мысль к рассуждению о Церкви. И русские люди не остались глухи к голосу Священного Писания, храмовой архитектуры и богослужения. Они его услышали, восприняли и отозвались на него. Русская Церковь была не только прилежной ученицей, в безмолвии и сосредоточенности самой жизнью постигавшей истину Церкви, питавшейся ею. Она стала и выразительницей своего богословского опыта, который приобрела, затворившись в клеть своего сердца. Многовековое богословское молчание русской Церкви – кажущееся. У нас не было научного богословия, философии о Церкви, но наши предки говорили о ней на другом языке, не менее глубоком и веском, чем словесное богословие, – на языке икон и храмов 31 . Иконы и храмы – живые свидетели того, что неугасимый огонь церковного любомудрия согревал и освещал русскую душу на протяжении многих веков. Они говорят не только о наличии богословских запросов и исканий, но и о том, что создателям русских храмов, творцам неповторимых русских икон в простоте и чистоте их сердец были доступны подлинно апостольские глубины постижения Церкви. Открытое недавно их богословие в образах не ниже, а выше западноевропейского; оно вызывает восхищение всего сегодняшнего культурного мира 32 . Архитектура и иконография, по которым при отсутствии специальных тематических исследований о Церкви и малочисленности литературных памятников вообще можно косвенно проследить историю развития учения о Церкви в Древней Руси, – это разные области творчества, но существуют они не изолированно друг от друга, а тесно связаны и оказывают взаимное влияние. В основании их внутренней сплетенности и общности лежит единство идеалов и психологии, выразителем которых был человек Древней Руси. В стиле архитектуры и иконографии Древней Руси можно выделить несколько наиболее оригинальных по внутренним и внешним признакам направлений, хронологически между собой не совпадающих и составляющих основу для периодизации древнерусского церковного искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Тексты седмичного круга содержатся в книге Октоих. Практически все они являются гимнографическими, то есть, взяты не из Священного Писания, а составлены церковными песнотворцами (3, с. 46). Годовой круг богослужения, как и седмичный, не имеет своих служб, его тексты тоже вставляются в определенные места суточных служб. Годовой круг можно разделить на две крупные части: Месяцеслов и Триодь. Месяцеслов – это система неподвижных праздников (закрепленных за каждым числом месяца). Например, Благовещение всегда празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю). Сюда же входят периоды предпраздненств (несколько дней до праздника), попраздненств (несколько дней после праздника) и постов. Начало месяцеслова – это начало церковного года, 1 сентября по старому стилю. Первый большой праздник церковного года – Рождество Пресвятой Богородицы, последний – Ее Успение. Конечно, это не случайно, ведь в течение жизни Матери Божией произошли все важнейшие для нашего спасения события: Бог родился во плоти, искупил человечество Своей Крестной смертью, основал на земле Свою Церковь , апостолы возвестили Евангелие всему цивилизованному миру. Центром Месяцеслова является праздник Рождества Христова. Тексты молитвословий неподвижных праздников находятся в Минее месячной, разделенной, по числу месяцев, на 12 книг (3, с. 47). Триодь представляет собой систему подвижных праздников, связанных с Пасхой. Каждый день этого цикла не связан с определенной календарной датой, но зато ежегодно празднуется в один и тот же день седмицы и находится в неизменном положении относительно дня Пасхи. Например, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает в воскресенье, за неделю до Пасхи, а Вознесение празднуется в 40й день после Пасхи и всегда попадает на четверг. Тексты этого периода находятся в двух книгах – Триоди Постной и Триоди Цветной. В первой содержатся песнопения периода подготовки к Пасхе (Великий пост и три приготовительные седмицы перед ним, начиная с недели мытаря и фарисея), а во второй – времени от Пасхи до недели всех святых (следующего воскресенья после Троицы).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

8. Собираясь уезжать, необходимо уведомить об этом настоятельницу и получить благословение на отъезд. Находясь в монастыре, необходимо сделать так, чтобы ваше пребывание не нарушило того строя, уклада жизни, который сложился в монастыре. Для этого важно постараться выполнять нижеследующие правила : 1. Без благословения, самовольно паломник не имеет права начинать никакое, даже самое благое дело, на территории монастыря. 2. Во внутренний двор монастыря, а тем более в сестринский корпус без благословения настоятельницы входить нельзя. 3. Хочется надеяться, что паломник, желающий получить духовную пользу от этой поездки, будет соблюдать благочиние, и его поведение будет соответствовать цели его приезда (громкие разговоры и смех, пользование декоративной косметикой, сквернословие, курение, пьянство и др. на территории монастыря недопустимы ). 4. Паломники должны соблюдать тишину в храме: отключать сотовые телефоны, не подпевать хору, не празднословить. 5. Для паломников, приезжающих с детьми, важно следить за их поведением и не допускать нарушения ими уклада монастырской жизни. 6. Питаются паломники из монастырской кухни и приготовление пищи самостоятельно в гостиничном доме запрещено. 7. После крестного хода на повечерии в чине прощения участвуют только насельницы и трудницы монастыря. Если среди паломников есть те сестры, которые ищут монастырской жизни , они могут сказать об этом настоятельнице и с ее благословения срок их пребывания может быть увеличен. Распорядок дня в обители [ править править код ] Посмотреть на сайте монастыря Расписание богослужений [ править править код ] В монастыре Литургия совершается по Воскресеньям, в дни Престольных праздников: Введения во храм Пресвятой Богородицы ( 4 декабря) и Святых праведных Богоотцов Иоакима и Анны (22 сентября). Исповедь и чтение последования ко Причастию: 8.00 Часы: 8.40, будние дни : 7.40 Божественной Литургия в воскресный день: 9.00 в будние дни : 8.00 Вечерня в 18.00 Всенощное бдение в 18.00 (суб.) Ежедневно сестрами совершается полный круг суточного богослужения: полунощница, утреня, часы, изобразительны, вечерня, повечерие. Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_жен...

   Сам Октоих в своем главном песенном содержании принадлежит преп. Иоанну Дамаскину.    Третья из настольных книг клироса — Минея (“мин” по греч. — месяц), именно Месячная Минея за текущий месяц (или сокращенная — Минея Праздничная). В ней содержатся песнопения, относящиеся к каждому дню календарного года, т.е. к вспоминаемому в данный день евангельскому или церковному событию или к памяти святых дня.    В дни Великого Поста Октоих уступает место Триоди Постной (Триодь значит “трипеснец”, соответственно некоторым в ней песнопениям под этим названием). В дни от Пасхи до воскресения после дня Святой Троицы включительно Октоих заменяется Триодью Цветной.    Отсюда получаются три богослужебных круга: а) неподвижный, или суточный, черпаемый главным образом из Часослова; б) седмичный, — чтения и песнопения коего содержатся в Октоихе и в Триодях Постной или Цветной; в) годичный, пополняющий и разнообразящий собой суточно-седмичные богослужения: его материал находится в 12 томах Минеи.    Богослужения еще согласовываются с днем празднования Пасхи. Это широкие периодические круги в 28 и в 532 года, по которым устанавливается на каждый год день празднования Пасхи. Эта “пасхалия” согласовывает годичный круг с пасхальным и сроки весеннего передвижения богослужения, занимающего около 4-х месяцев в году.    На клиросе имеются также Апостол, Псалтирь и другие книги. Для частных служб есть Требник. В него входят чины таинств крещения, миропомазания, исповеди, елеосвящения, брака, погребения, освящения храма и разных богослужебных и других предметов и иные последования.    Сложный устав соединения трех кругов богослужения в одно целое, с учетом пасхалии, находится в особой книге, называемой Типиконом. Типикон, или иначе Церковный Устав (образец), гармонирует материал трех кругов соответственно важности событий данного дня или памяти Святого.    Первостепенная книга для богослужений это Евангелие. Ее нет на клиросе. Как особо священная книга она находится на престоле в алтаре. Для чтения ее снимает с престола сам священнослужитель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

— Богослужение на Святой Горе начинается в 3 часа ночи. Оно длится до 8 часов утра, потом трапеза. Затем небольшой отдых и труд, практически весь день. В 5 часов вечера — вечерня, трапеза, потом повечерие. А там уже смотришь на часы и понимаешь, что скоро надо вставать на службу… Это в обычный будничный день. В праздники богослужение увеличивается и усложняется. Поэтому и жить там непросто, и даже посещать Афон нелегко. Паломничество туда — это не отдых. Это настоящий труд, который непросто понести человеку, не привыкшему к такому распорядку.   — Что Вы рекомендуете обычно обязательно сделать на Афоне, какие места, какие святыни посетить тем паломникам, которые спрашивают Вашего совета? — Паломничество на Афон обычно недолгое: разрешение на посещение Афона (диамонитирион) дают на четыре дня. Можно бывает остаться и подольше, но не всем. Если поставить своей задачей бегать из монастыря в монастырь, суеты будет очень много, а пользы никакой. Поэтому я советую делать так: поклонившись основным святыням в Карее, в Иверском монастыре, просто побыть в какой-то обители. Я обычно делю время между русским и болгарским монастырями, где много близких мне людей. Хорошо бы провести в обители суточный богослужебный круг, то есть побыть на вечернем богослужении, на утрене, на Литургии. Думаю, это наиболее полезно, наиболее правильно. А если уж времени побольше, можно поездить или походить по другим местам, по силам, по желанию. Со мной были молодые братия, они говорят: «Владыка, а можно, мы будем ходить пешком?». Я говорю: «Конечно, можно, даже нужно». И они ходили пешком и получали от этого и духовную пользу, и колоссальное удовольствие. Ведь там еще просто очень красиво! Афон — это классическое Средиземноморье, это очень красивые леса, горы, море. Виды там совершенно потрясающие, не говоря уже о самих монастырях. — Чему может научить посещение Афона в духовном плане? — Вы знаете, это очень трудно сформулировать. Наверное, каждый выносит что-то свое, приобретает свой плод. Кому-то нужно просто получить некое удостоверение и укрепление в вере, в верности избранного пути. Самые разные чувства посещают разных людей. Впечатления очень глубокие, духовные, есть у каждого человека, но они у каждого свои. Поэтому я бы не стал так ставить вопрос: чему можно научиться на Афоне? Всему. И верности Богу прежде всего.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2948

В 1831 году состоялось величайшее в истории монастыря событие - в урочище Большие Дивы на меловом столбе была обретена чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Образ стал особо чтимой святыней Дивногорского монастыря, а местные жители называли эту икону - Исцелийская, потому что молящиеся перед образом Пресвятой Богородицы исцелялись от болезней. Завершая краткий обзор истории монастыря, отметим, что в 1903 году состоялось торжественное празднование 250-летия обители. К этому времени прошлым монастыря стали особенно интересоваться историки, краеведы, этнографы, археологи, географы. Путешественник Е. Марков, посетивший в это время монастырь, оставил интересные путевые заметки под названием «В краю белых гор». Интерес этот есть и в наши дни, возможно, что со временем, мы узнаем доселе неизвестное об истории монастыря. Жизнь обители была прервана революцией и гражданской войной. В 1924 году обитель была закрыта, на её месте возник Дом отдыха, а позже - санаторий. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались советские эвакуационные госпитали. В послевоенное время монастырские постройки снова использовали под санаторий. В 1997 году здания монастыря вновь переданы Русской Православной Церкви. 25 декабря того же года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в монастыре возобновилась монашеская жизнь. В настоящее время здесь находится мужской монастырь, воссоздаётся прежний исторический и духовный облик обители. Современное состояние [ править править код ] В 1997 году земля и здания монастыря были официально переданы Русской Православной Церкви. Вскоре начались богослужения, а затем - большие восстановительные работы, было обустроено хозяйство монастыря под руководством архимандрита Парфения (Шалатонова). В 2009-2015 гг. настоятелем обители был игумен Максим (Лапыгин), который собрал немногочисленную братию и установил суточный круг богослужения. В настоящее время настоятелем обители является иеромонах Алексий (Сукачев), который продолжает развивать и поддерживать добрые традиции и монашеские уставы. В настоящее время богослужения совершаются ежедневно, ведутся восстановительно-реставрационные работы, развивается подсобное хозяйство, а именно: скотоводство, птицеводство, сельское хозяйство (огород, виноградники), пасека, имеется мини-пекарня, просфорня. Для помощи паломникам работает паломническая служба . Храмы [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Дивногорский_У...

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность. 25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы. 24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П. Современное состояние [ править править код ] В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме. В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Сегодня монастырь насчитывает 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы». Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Высоцкий_мужск...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010