Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Встреча  Встреча   Вид из пещеры старца   С таким тяжелым впечатлением они пришли к Старцу… Далее папа-Харалампий так рассказывал:   «Я был так удручен тем, что увидел прежде, что даже не хотел входить внутрь. Тем не менее, как только я вошел во внутрь келии, я был потрясен: здесь все было совершенно иначе. Несмотря на то, что келья была маленькой и тесной, однако все было заботливо убрано, чисто и сложено…   Наконец, я мог немного передохнуть! Не прошло и немного времени, как отец Арсений узнал о моем приезде и принял меня с великой радостью. Я же был столь устал и голоден, что не мог долго говорить…   - Ты не кушал? – спросил он меня.   - Нет, я ничего не ел! - отвечаю. – Я сегодня не ем. Я десятый час уже в пути:  вышел утром, но потерял путь и до захода солнца ничего не кушал.   Впрочем, я обычно не ел ни в среду – ни в пятницу. А была среда. Старец приготовил что-то и мы поели. Во время встречи Старец спросил меня:   - Почему ты так задержался в миру?   - Сам не знаю, что я там делал… Пытался что-то делать, а в общем, выполнял свой долг в отношении семьи. Потом, через два года, я встретил старца Илию, который и спас меня. Он научил меня тому, как по четкам выполнять весь суточный круг богослужений. Вечерню, полунощницу и другие службы. Я так делал, где бы я ни был: или в доме, или на работе в поле. Илия был из России, русский беженец. Он был монахом в каком-то русском монастыре. Затем большевики монастырь разрушили, а монахов убили…   - Он имел умную молитву? – спросил Старец.   - Я не знаю, умная ли у него была молитва, но он творил ее устами и днем – и ночью. Молитва была всегда с ним. Более того, Илия мне рассказывал, что когда он был в монастыре в России, если кто-то был на пути к их монастырю, еще за два часа пути, Илия видел их и говорил игумену:   - Старче, идут к нам такие-то по такому-то делу…   - Откуда ты знаешь? – спрашивал игумен.   - Да вот, я как будто вижу их пред собой: идут два человека, один блондин, а второй – брюнет».

http://isihazm.ru/?id=1524

Литургическая традиция Студийского монастыря в IX столетии существенно отличалась от предшествующего богослужения в этом монастыре, которое определялось древним константинопольским уставом монахов-акимитов Основные параметры нового студийского богослужения ( лекционарная система, определявшая набор и порядок чтений на богослужении перикоп из Священного Писания Ветхого и Нового Завета, месяцеслов , определявший совершение памятей святых и воспоминание тех или иных событий, и евхологические тексты, в том числе и формуляры принадлежали к константинопольской литургической традиции, но суточный круг студийского богослужения имел характерные черты, существенно отличавшие его от суточного круга и монахов-акимитов, и от константинопольского богослужения кафедрального обряда. Так, в состав служб суточного круга входили изобразительные ( ta typika , служба палестинского происхождения, о чем свидетельствует совпадение основных элементов изобразительных с соответствующими элементами Литургии Апостола Иакова и Литургии Преждеосвященных Даров Апостола Иакова, которая представляла собой сокращение формуляра Литургии Апостола и повечерие (служба, совершаемая после вечерней трапезы в киновиальном монастыре; в палестинских келлиотских монастырях монахи совершали повечерие в своих и в палестинском келлиотском часослове IX века псалмы, входящие в состав киновиального повечерия, принадлежат к службе «в 1 час ночи», следовавшей за При этом все службы суточного круга совершались в Студийском монастыре совместно, что было обусловлено киновиальным устроением монашеской жизни, тогда как еще в XIII веке в палестинских келлиотских монастырях часы совершались совместно только во время Кроме изобразительных и повечерия к палестинской литургической традиции восходит структура и других служб суточного круга, имеющихся в Студийском часослове (утреня, часы, вечерня), которые имели иную структуру в константинопольском кафедральном богослужении и в богослужении акимитов. Таким образом, набор и структура служб суточного круга богослужения в студийской литургической традиции восходят к богослужению палестинских киновиальных монастырей.

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

Церковное богослужение формально подразделяется на суточное, седмичное (т.е. недельное) и годичное. Причем полный цикл каждого вида богослужения составляет т.н. круг. Это можно изобразить и в виде таблицы:   Суточный круг Неизменяемые суточные службы: вечерня, утреня, часы освящают отдельные части дня. Материал, в основном, библейский: псалмы, прокимны, каноны ИХ и БМ. Главная книга: " Часослов " (Савва Освящ.) " Псалтирь следованная " Седмичный круг Каждый день седмицы имеет свою литургическую тему, которая выражается в ряде песнопений, распределенных по 8-ми гласам. Материал гимнографический: Стихиры на " Господи воззвах " стихиры утрени, воскресные каноны и светильны. Главная книга: " Октоих " (Иоанн Дамаскин) Неподвижный круг Неподвижные праздники, посты и дни святых. Тропари, кондаки, службы святым. Главные книги: " Минеи " Подвижный круг Подвижные праздники и службы Великого Поста Службы Поста ( " Октоих " оставляется), Пасхи и послепасхальные. Главные книги: " Триодь " (Постная и Цветная) 18 нед.=10 нед. Поста + 8 нед. до 50-цы 17 седм=10 с.Поста + 7 седм   Разумеется, вы понимаете, что это подразделение совершенно формальное и в реальности не существует. В реальности каждый вид богослужения совершается не отдельно и независимо от другого, а совместно с другим, одновременно с ним. Т.е. материал седмичного и годичного кругов включается в структуру суточного круга. Ко всем службам суточного круга присоединяются службы седмичные и годичные. Следовательно, в основе всего богослужения лежит суточный круг а в его основе — Литургия.   вечернее утреннее дневное Полунощница Вечерня Утреня Повечерие Литургия   Центр же всего — Евхаристия. И этот центр неподвижен!   3. Освящение Времени Итак, все литургическое время вращается вокруг Евхаристии. Сама же Евхаристия изъята из времени и времени не принадлежит. Ибо она есть явление Христа, приходящего из-за времени. Это есть разрыв во времени. Это парадоксальное " повторение неповторимого " (Голгофской жертвы) каждый раз единственно и уникально.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

— Мы с Вами все время как бы пребываем в обычном приходском храме; но если мы захотим какое-то время пожить и помолиться в монастыре, наш суточный круг окажется иным, мы встретимся с полунощницей и повечерием. Что это за богослужения? — Повечерие в монастыре — это, по сути, общая молитва на сон грядущий: ее совершают после вечери, т.е. ужина, потому она и носит такое название. В конце повечерия священник просит прощения у паствы, и монашествующие просят друг у друга прощения за минувший день, после чего расходятся по кельям. А полунощница — это, напротив, общая утренняя молитва: она называется так потому, что издавна совершалась в монастырях до рассвета. Это краткое богослужение, большую часть которого занимает чтение 17-й кафизмы: длинного 118-го псалма, в котором человек просит Бога научить его судьбам правды Твоея (7) — жизни по заповедям, и молитв. Из приходской практики полунощница и повечерие практически исчезли: полунощница совершается лишь в Пасхальную ночь, она предваряет день Воскресения Христова, а повечерие, Великое или Малое — в дни Великого поста и иногда в предпразднство Рождества Христова. Следует, однако, подчеркнуть, что совершение полунощницы и повечерия в обычном приходском храме отнюдь не возбраняется, если у настоятеля и прихожан есть такое желание. — Само понятие «суточный круг» говорит о том, что все время нашей жизни должно быть освящено молитвой, не так ли? — Да, ведь в идеале мы призваны славить Бога постоянно, всей своей жизнью. И богослужения суточного круга помогают нам это понять. Девятый час, который читается перед вечерней, относится ко дню уходящему. А с вечерни, как мы уже сказали, в Церкви начинается следующий день. Это момент встречи, он говорит о непрерывности, нескончаемости славословия. — Но ведь это совсем непросто — освоить все богослужения суточного круга. В храме нам часто бывает что-то непонятно: когда-то читают слишком быстро, когда-то слов песнопений не разобрать. Что может нам помочь? — Часослов. Книга, содержащая все богослужения суточного круга. Когда-то он имелся в каждом православном доме, по нему детей учили церковнославянскому языку и одновременно знакомили с богослужением. А теперь Часослов почему-то уходит из нашего обихода. Меж тем, заранее прочитав те же часы дома по Часослову, вы лучше поймете их, увидите их красоту, их смысл и уже не будете скучать и томиться во время этой службы в храме.

http://pravmir.ru/i-byil-vecher-i-byilo-...

Беседовала Марина Бирюкова Суточный круг богослужения Церковное богослужение циклично, и литургисты говорят о трех кругах богослужения: суточном, седмичном и годовом. В настоящем очерке Алексея Сергеевича Кашкина , преподавателя СПДС, речь пойдет о суточном круге богослужения. Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки по церковному счислению начинаются с вечера, так что каждый вечер в богослужебном смысле относится уже к завтрашнему дню. Это счисление перешло в Христианскую Церковь из Ветхого Завета. Евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18.00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня. В своем современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к XI в. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. Каждая из указанных служб «привязана» к определенному времени суток, о чем подробнее будет сказано далее. Как видно, в этот перечень не включено самое главное богослужение Церкви – литургия, причем сделано это намеренно, так как, несмотря на почти ежедневное совершение литургии, есть серьезные основания против ее отнесения к суточному кругу богослужения. Во-первых, литургия никак не может считаться рядовым богослужением, но является таинством, более того, «таинством таинств». Во-вторых, Устав знает немало дней, когда литургия не совершается (среда и пятница сырной седмицы, понедельник, вторник и четверг 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы, понедельник и вторник 5-й седмицы, Великая Пятница). В то же время остальные службы, в частности, вечерня, утреня и часы, совершаются во все дни без исключения. В-третьих, Евхаристия в Уставе не связывается с определенным временем суток, литургия может совершаться в различное время. Чаще она совершается утром (хотя и здесь возможны вариации: в воскресные дни и в великие праздники она по Типикону должна начинаться «в начале 3-го часа» (≈ 9.00), в субботу – «в начале 4-го часа» (около 10.00), во все остальные дни седмицы – «в начале 5-го часа» (≈ 11.00)), но в некоторые дни церковного поста она полагается после вечерни, то есть во 2-й половине дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Мои коллеги уже писали, что в дни больших церковных праздников или же при невозможности пойти в храм службу можно вынужденно совершить и дома. Таким образом вы как бы присоединитесь к соборной молитве и вашего храма, и всех православных приходов, поскольку фактически будете совершать такое же богослужение. В этом есть несомненная духовная польза. Поклонами и Псалтырью Выше уже говорилось о методиках замены суточного круга. Раньше это делалось иноками в скитах и мирянами при отсутствии необходимых богослужебных книг. Но мы в своей приходской практике пробовали и соборную молитву совершать подобным образом. В любом случае, для келейной, семейной молитвы такие познания будут только на пользу. Итак, практика замены суточного круга богослужения Иисусовой молитвой с поклонами и без них имеет очень древние корни. Подвизавшиеся в отрыве от цивилизации иноки молились с помощью вервиц (древних четок). К слову, обычай этот сохранился и до наших дней – например, в афонских монастырях иногда отдельные части суточного круга монахи отмаливают с помощью Иисусовых молитв келейно или соборно. Правило молитвы по лестовке без поклонов: И с поклонами: Поклоны дают духу и телу особую бодрость Перед совершением данных молитв также необходимо «положить начал» и перед каждой частью службы и после нее также прочитать молитвы. Указания на то, как совершать подобную службу, есть в «Уставе о домашней молитве», распространенном в старообрядческой среде. Если же вы решите помолиться по Псалтыри, то указания следующие: Поклоны, как известно, дают духу и телу особую бодрость, и если попытаться совершить весь круг с помощью лестовки, на это у вас уйдет вечером около 2 часов, утром чуть более одного. Молитва по Псалтыри приближается по времени чтения к совершению службы мирским чином по книгам. Церковь без молитвы – не Церковь Статья не позволяет более подробно и детально рассмотреть все тонкости совершения домашнего богослужения и требует специальных книг. Благо, сегодня всю информацию можно найти в интернете или приобрести в печатном виде. В общих чертах я рассказал, как молиться суточным кругом и как можно заменять его не менее полезными для души Иисусовой молитвой и Псалтырью.

http://pravoslavie.ru/121457.html

Формирование и развитие к-польской литургической традиции было во многом сходно с развитием антиохийской и иерусалимской. Центром развития богослужения был храм Св. Софии, впервые освященный в 360 г.; городские аскетические общины (аскитирионы), связанные с храмом Св. Софии и др. храмами города, обеспечивали регулярное совершение служб суточного круга (утреня, 3, 6 и 9-й часы, вечерня, полунощница). Основу богослужения составляло респонсорное пение «длинных» стихов к-польской Псалтири с особыми припевами («ипакои»), однако использовались и сложные гимнографические сочинения, в т. ч. и древние кондаки , сопоставимые с сир. песнопениями типа madrasha и sogitha. Исполнение гимнографических сочинений к-польскими аскитирионами было основано на муз. системе, восходившей к античной культуре. Годовой круг богослужения регламентировался к-польским Лекционарием доиконоборческого периода (не сохр.), рождественско-триодная структура к-рого была сходна со структурой иерусалимского Лекционария. В к-польской литургической традиции сформировался свой набор евхологических текстов, отличный от иерусалимского. В его состав входили молитвы литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста , служб суточного круга и чинопоследований таинств (древнейший известный текст к-польского Евхология сохранился в южноитал. списке 2-й пол. VIII в.- см. ст. Барберини Евхологий ). Структуру служб суточного круга должен был определять несохранившийся к-польский Часослов, содержавший неизменяемые псалмы для каждой из служб и, вероятно, молитвословия. Одной из особенностей к-польского богослужения являлись процессии (литии) по городским улицам из кафедрального собора в различные храмы, а также на площади города, к-рые совершались в определенные дни богослужебного года и сопровождались пением гимнов, остановками на пути следования процессии и молитвами во время этих остановок (см. статьи Стациональное богослужение , Константинополь ). Регулярное совершение литий и др. особенности к-польского богослужения оказали влияние на архитектурные планы ранних к-польских церквей, к-рые отличало наличие большого числа дверей для обеспечения входа участников процессий в храм или же для выхода из него, а также атриумов, где участники собирались перед началом службы, и нартексов, где службы начинались и откуда совершался вход в храм или же исхождение на литию в город.

http://pravenc.ru/text/158428.html

Анны (1 Цар 2. 1-10), царя Давида, благодарившего об избавлении от врагов (2 Цар 22), еще одну Давида, «воспетую через Асафа» (1 Пар 16. 8-36), наконец, ангельский гимн «Слава в вышних Богу» (Лк 2. 14) (Гомилии на Песнь Песней 1. 1//Патристика: Новые переводы, статьи. Н. Новг., 2001. С. 50-51). От сочинений Оригена зависит толкование на Песнь Песней Филона Карпафийского (IV в.), содержащее перечень Б. п. (Enarratio in canticum canticorum//PG. 40. Col. 29). Др. их набор (две Моисея, Деворы, «песнь о винограднике», вавилонских отроков, Аввакума) приводится в комментариях свт. Амвросия Медиоланского (IV в.) к 12 псалмам и к Евангелию от Луки (PL. 14. Col. 922b - 923d). Использование Б. п. за богослужением в IV-V вв. В сочинениях христ. авторов IV-V вв. уже встречается множество указаний на исполнение Б. п.: за богослужением на праздник Пасхи; в составе служб суточного круга . Пасха Пение на Пасху песней Моисея из Исх и вавилонских отроков (из 3 гл. Дан [LXX]) упоминается свт. Афанасием Александрийским († 373) ( Athanas. Alex. Ep. 4. 1, 6. 11, 10. 3//PG. 26. Col. 1377, 1388, 1398; ср.: Cyr. Alex. Hom. paschales 18. 2, 21. 4//PG. 77. Col. 808 и 836). Эти же песни приводятся и в описании пасхальной службы в памятниках древнего иерусалимского богослужения . Среди пасхальных песнопений в одной копт. рукописи нач. IV в. (Lond. Brit. Lib. Orient. 7594) встречается «великая песнь Моисея» из кн. Второзаконие. Согласно ранним лат. Сакраментариям (напр., Геласианову 1-й ред.- ркп. Vat. Regin. lat. 316, ок. 700 г.), Б. п. исполнялись на пасхальном бдении вместе с соответствующими чтениями из ВЗ (4-е чтение- это Исх 15, 7-е - Ис 5, 9-е - Втор 32); эта практика была известна не только в рим., но и в др. зап. обрядах ( Schneider. S. 40-41). Суточный круг В кон. IV - нач. V в. Б. п.- неотъемлемая составляющая служб суточного круга, о чем косвенно свидетельствует Пелагий (1-я пол. V в.), для к-рого «славословие и песни» у ап. Павла в Кол 3. 16 - это именно Б. п.: «гимном [ап. Павел] называет песнь вавилонских отроков, а песнями - Моисея и других пророков» (Pelagius " Exposition.

http://pravenc.ru/text/149135.html

Тот, кто постоянно ходит в церковь , замечает, что богослужение состоит из ежедневно или еженедельно повторяющихся молитвословий и из молитвословий, повторяющихся через определенные промежутки времени или читаемых раз в год. Это обусловлено тем, что богослужение состоит из нескольких связанных между собой кругов: дневного, недельного, восьмигласного, годового подвижного и годового неподвижного. Суточный круг создает основную структуру богослужения и состоит из вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого, девятого часа и литургии. В приходских храмах все эти службы ежедневно не правятся. В древности существовали святые обители неусыпающих, где богослужения и молитвы совершались непрерывно. Уходили на отдых или на хозяйственные послушание одни монахи, – другие шли на молитву в храмы, – молитва о всем мире и спасении всех шла в монастыре непрестанно. Обычными службами современной церковной практики являются вечерня, утреня, первый, третий, шестой час, литургия. Они состоят из основных молитвословий и из молитв, песнопений и чтений дня в зависимости от его положения в недельном, восьмигласном и обоих годовых кругах. Годовой неподвижный круг включает в себя молитвословия, посвященные праздникам и святым, чествуемым в определенные дни года. Они написаны в книге, называемой Минеей. Молитвословия и службы подвижного круга связаны с праздниками, приходящимися в разные годы на разные числа. Они содержатся в книгах, называемых Постной и Цветной Триодями; в первой содержатся службы Великого поста и приготовительных к нему недель, во второй – службы от Пасхи до Троицы. Каждый день седмицы имеет свою молитвенную тему: воскресение – по-церковнославянски неделя – посвящено воскресению Христову; понедельник – бесплотным силам; вторник – Предтече и Крестителю Иоанну; среда и пятница – Кресту и Страданиям Христовым; четверг – апостолам и святителю Николаю; суббота – всем святым и молению за умерших. Чтобы не было однообразия недель, дневные службы – точнее, дневные песнопения – группируются по восемь, согласно восьми основным церковным напевам – гласам, образуя таким образом еще один круг молитвословий, содержащийся в книге Октоих, или «Осьмогласник».

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

Борьба за Никейский Символ Веры. «Ново-никейцы», Каппадокийцы. Фeoдocuй I-й (379-395 г.). Константинопольский Собор 381-го г. (II-oй Вселенский). Христологический вопрос. Начало христологических споров. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский. Учение Кирилла Александрийского. Соперничество Александрийского и Константинопольского епископов. Несторий, как Константинопольский архиепископ. Третий Вселенский Собор в Ефесе, в 431 г. «Соборик» (Conciliabulum) Иоанна Антиохийского. Распоряжения императора Феодосия. Продолжение соборных заседаний. Отказ Нестория от кафедры и последующая судьба его. Попытки императора Фeoдocuя II-ro примирить спорившие партии. Судьба Ефесского Собора. Антиохийская уния. Антиохийская уния. Судьба несторианства. Несториане. Происхождение монофизитства. Так называемый «разбойничий» Ефесский Собор 449 г. Халкидонский Собор 451 г. IV-ый Вселенский Собор. Значение Халкидонского Собора. История монофизитов после Халкидонского Собора. Учение монофизитов и деление их. Император Юстиниан I-й (527-565 г.). Пятый Вселенский Собор 553 г. в Константинополе. Монофелитский спор. VI-й Вселенский Собор 680-681 г. Иконоборческий спор. Вопрос об иконопочитании после VII-ro Вселенского Собора. Иконоборчество на Западе. Павликиане. Итоги. Общее развитие догматики на Востоке до Св. Иоанна Дамаскина (включительно). Глава V. Христианское Богослужение. Суточное, седмичное и недельное богослужение. Годичный круг праздников. Круг Рождественских праздников. Почитание мучеников, святых, Пресвятой Девы Марии и ангелов. Почитание реликвий. Путешествие по святым местам. Иконы. Церковное песнопение с IV-XI-ro веков. Западные песнописцы. Церковные Таинства. Евхаристическая литургия. Богослужебный устав. Места христианского богослужения. Христианское искусство. Глава VI. Нравственная жизнь. Состояние религиозно-нравственной жизни вообще с IV-ro по XI-ый в. Монашество. История монашества. Монашество на Западе. Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010