Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Октоих, Часослов, Триодь: что означают названия церковных книг? 4 мин., 13.06.2023 Содержание По каким книгам совершается богослужение в Православной Церкви? Чем Октоих отличается от Минеи, а Триодь Постная от Триоди Цветной? Разбираемся в слайдах журнала «Фома» . 01 А какие вообще книги используются на службах? Среди таких книг условно различают священно-богослужебные и церковно-богослужебные. К священно-богослужебным относятся части Библии — Евангелие, Апостол и Псалтирь, а к церковно-богослужебным — книги, составленные на основании Священного Писания и Священного Предания: служебник, Часослов, Октоих, Минея, Триодь Постная и Триодь Цветная, Ирмологий, Типикон и другие. В них содержатся молитвы, песнопения, описывается порядок проведения служб, даются богослужебные указания и т. д. 02 Но зачем нужно столько книг? Чтобы составить даже одну службу на любой день года, необходимо пользоваться несколькими книгами. Ведь в составе каждой службы так или иначе есть что-то меняющееся в зависимости от дня недели или праздников. Изложить полные службы так, чтобы они заключались в одной книге и относились к каждому году, довольно трудно, поэтому и существует столько книг, описывающих порядок служб, молитвословий и песнопений к разным церковным праздникам. 03 Что такое служебник? Книга, предназначенная для священника и диакона. Он может быть маленького формата, чтобы его было удобно положить в карман, и большого — такой служебник обычно кладется на аналой (высокий столик) слева у престола, перед которым стоит священник. Он включает в себя чинопоследования трех литургий — Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров, — а также последования вечерни и утрени . Служебник содержит молитвы и прошения, которые читаются исключительно священнослужителями, а также указания, что священник или диакон должен делать в определенные моменты службы. 04 Что такое Часослов? В Часослове, помимо прочего, находятся чинопоследования часов (отсюда и название) — богослужений, которые раньше прочитывались в определенное время суток. Основу часов составляют псалмы. Они также включают в себя песнопения текущего дня — тропари и кондаки — и особые молитвы. Помимо часов в Часослове содержатся неизменяемые последования вечерни, повечерия, утрени . Эти богослужения вместе с часами составляют суточный богослужебный круг, поскольку совершаются на протяжении суток. Если служебником пользуются только священнослужители, то Часослов — основная «рабочая» книга для чтецов и певчих.

http://foma.ru/oktoih-chasoslov-triod-ch...

Объяснения церковных и домашних молитв. Суточный круг Богослужений ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой. СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия. По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера — вечернею. Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день. Повечерие — служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна. Полунощница — служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах. Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день. Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день. На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

Подпишитесь на наш Телеграм Сегодня мы более подробно поговорим о вечерней молитве. С чем мы приходим к Богу вечером? Какие основные темы вечерней молитвы? Каковы особенности церковной и домашней молитвы вечером? Круги богослужения Церковь живет в своем особом молитвенном ритме, который сложился исторически. И все, кто приходит в Церковь, приобщаются к этому опыту, встраиваются в общую богослужебную жизнь. Естественно, что мы начинаем и оканчиваем свой день молитвой, стараемся выделить в течение дня определенное время для памяти о Боге. Так складывается суточный круг богослужения. По заповеди Божией ветхозаветная Церковь выделила субботу как день, особо посвященный Богу, напоминающий о Творении и свободе, к которой мы призваны. К субботе добавилось воскресение — как праздник победы Господа над смертью. Эти два дня составили основу недельного цикла. Наконец, в течение всего года выделялись и выделяются отдельные праздники, напоминающие о спасительных событиях истории. Если для Ветхого Завета это были праздники Пасхи (Освобождения из Египетского плена), Шавуот (дарования Закона) и Суккот (странствования по пустыне), то для Новозаветной Церкви основой годового круга стали Рождество Господа Иисуса Христа , Пасха , Троица (Пятидесятница) , а также другие праздники, связанные с жизнью Спасителя, Богородицы и святых. Как мы видим, богослужение устроено циклично, то есть кругами. Однако, по мысли Андрея Черняка , это не просто хождение по одному и тому же кругу. Здесь лучше подходит образ спирали. В христианстве есть принцип направленности, векторности. То, что совершает Бог, нециклично: Бог ведет человека от сотворения к обожению, к полноте бытия в Пресвятой Троице. Все, что совершает Бог в этом мире, это стрела от ничего к полноте. Суточный круг богослужения  День в церковной традиции начинается с вечера. Такой порядок восходит еще к ветхозаветным временам (Лев 23:32). В Книге Бытия в повествовании о днях творения используется формулировка «И был вечер, и было утро: день один (второй и т. д.)» (Книга Бытия, 1-я глава). В новозаветной Церкви отсчет суток с вечера имеет значения только для богослужения. С вечера начинается подготовка к главному богослужению Церкви — Литургии .

http://blog.predanie.ru/article/pogovori...

Фото Натальи Четвериковой. О БОГОСЛУЖЕНИЯХ, СОВЕРШАЕМЫХ В ХРАМЕ Общественные богослужения или, как говорят в народе, церковные службы — это главное, для чего предназначаются наши храмы. Ежедневно Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит в свою очередь из трех видов богослужений, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений: вечернее — из 9-го часа, вечерни и повечерия; утреннее — из полунощницы, утрени и 1-го часа; дневное — из 3-го часа, 6-го часа и Божественной литургии. Таким образом, весь суточный круг состоит из девяти служб. В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня. На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. Христиане возносят благодарение Господу за прожитый день. После вечерни по церковному Уставу положено служить повечерие. Это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущим, на которых вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти диавола. В полночь полагается совершать третью службу суточного круга — полунощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о Втором пришествии Спасителя и о Страшном суде. Перед восходом солнца служится утреня — одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Около семи часов утра совершают 1-й час. Так названа краткая служба, на которой Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы. 3-й час (девять часов утра) служится в воспоминание событий, происходивших в Сионской горнице, где на апостолов снизошел Дух Святый, и в претории Пилата, где Спасителю был вынесен смертный приговор.

http://pravoslavie.ru/put/shagi/perviesh...

День с Часословом Могу поспорить, что большинство из вас видело часовни и знает, как они выглядят. Кладбищенские, придорожные, монастырские. Эти небольшие храмики, в которых не служится литургия, нам известны. Название свое часовни получили от особого молитвенного чина – часов, охватывающих собою суточный круг. Так вот что любопытно: часовни мы видели, почему они так называются, знаем, а вот чтобы читались в часовнях эти самые часы, не видели. Не видели, потому что часы в часовнях не читаются. Мне неведомы причины этого недоразумения и его исторические корни. Но то, что это (нечтение часов в часовнях) не что иное, как болезненная странность без того больной жизни нашей, это мне ясно. Сами часы нами читаются: третий и шестой – перед литургией, девятый – перед вечерней, первый – после утрени. Читаются они без всякого внимания к времени суток, чтобы только «вычитать». Это, кстати, еще одна молитвенная хворь наша – «вычитать». Но стоит ощутить вкус чтения часов в положенное время. Ей Богу, стоит произвести такой эксперимент. Он покажет нам и то, насколько немолитвенно мы живем, и то, каков смысл существования часовен и Часослова. Итак, для проведения эксперимента нам нужны одни сутки свободного времени, умение читать по-церковнославянски, желание ощутить молитвенное движение суточного круга. Начинать придется около половины седьмого утра с чтения утрени. Она будет непродолжительна, состоя из шестопсалмия, песни Богородицы и великого славословия. При храмовом богослужении в утреню добавляются кафизмы, каноны, ектении, но мы сейчас не утреню полноценную служим, а вникаем в смысл суточного круга. Поэтому шестопсалмия, песни Богоматери и славословия довольно. Сразу после этого можно прочесть первый час. Все это займет не более получаса, и в семь вы уже свободны. До девяти. В девять часов нужно читать час третий. Зажигайте свечу, бейте в колокол три раза и читайте. Так поступать должен чтец в урочное время. Один богослужебный час читается не более 15 минут. Если сердце разогрелось – по окончании добавьте главу Евангелия, но помните: время чтения шестого часа наступит в полдень.

http://pravoslavie.ru/55518.html

Об особых посвящениях семи дней недели: когда и кому нужно молиться Архимандрит Назарий (Омельченко) Источник: Портал «Православная жизнь»      – Отче, просветите, пожалуйста, имеют ли дни недели особые посвящения? – Богослужебная жизнь Православной Церкви циклична. Существует три богослужебных круга: годовой, седмичный и суточный. Годовой содержит в себе подвижные и неподвижные праздники, повторяющиеся из года в год; седмичный состоит из дней недели, которые посвящены самым важным событиям земной жизни Спасителя и наиболее чтимым святым; суточный круг составляют девять богослужений. Они повторяются каждый день. Таким образом, каждый из семи дней недели в Православной Церкви имеет свое повящение. Некоторые из них, как то воскресение, среда и пятница, особо чтились еще во времена Древней Церкви, и их смысловая нагрузка не менялась на протяжении веков. Итак, понедельник посвящен Небесным Силам, вторник – Иоанну Предтече, среда – день предательства Иудой Спасителя, потому особо чтится Крест Христов, четверг посвящен святым апостолам и Святителю Николаю, пятница – день Крестной Жертвы Спасителя, в субботу особо почитаются все святые, первая среди которых Богородица, а также поминаются все усопшие. Воскресенье – малая Пасха – день Светлого Христова Воскресения, благодаря которому дарована вечная жизнь всему человечеству.      – Что значит: понедельник посвящен Ангелам? – В понедельник Церковь особо почитает святых Ангелов. Это почитание выражается в молитвенном призывании Небесных Сил бесплотных. За богослужением понедельника звучат молитвословия, в которых верующие просят помощи у своих Ангелов Хранителей, а также и у прочих Ангелов, чтобы они сопутствовали человеческой жизни и помогали спасти душу христианскую. В Православной Церкви есть учение, согласно которому у каждого христианина есть Ангел Хранитель, который дается человеку во время Таинства Крещения. Да и вся жизнь человеческая тесно связана с невидимым ангельским миром. Некоторые благочестивые христиане, усугубляя свой подвиг, берут в этот день на себя бремя поста. Такая же практика существует и в некоторых монастырях. Монахи подражают Ангелам, посвящая жизнь служению Богу и восхвалению Его Небесной Славы, потому и отмечают особо день почитания Небесных Сил бесплотных.

http://pravoslavie.ru/97284.html

Вплоть до революции в России повсеместно существовала традиция совершения богослужений «мирским чином». Миряне в отсутствие в храме священника или же дома, всей семьей совершали частично или полностью суточный круг церковной службы. Куда подевалась эта добрая традиция, как ее возродить и какую пользу она несет для всего организма Церкви, поговорим сегодня.    «Седмерицею днем хвалих Тя» Суточный круг православного богослужения делится на следующие части: В древности, например в Византии, все части церковной службы совершались отдельно одна от другой. С распространением христианства, особенно в крупных городах, богослужение укрупнялось и до нас дошло в привычном виде соборной молитвы вечером (когда начинается богослужебный круг) и утром. В прежние времена населенность территорий была менее плотной, а транспортное сообщение более трудным и длительным. Один священник мог окормлять обширные территории, его отъезд мог растягиваться на месяцы. Прихожане оставшегося без пастыря храма не имели права останавливать церковную молитву и продолжали совершение богослужений без священника. Естественно, Таинства становились для мирян недоступными, но клирос продолжал петь и читать, а священнические возгласы заменялись специальными, произносимыми так называемым «старшим» из мирян. Русь, принявшая веру из Византии, переняла и ее обычаи. Домашнее богослужение люди стремились приблизить к храмовому, поэтому утренними и вечерними молитвами дома были, как правило, части суточного круга, а в особых случаях служба совершалась целиком главой семейства и его домочадцами. Например, утром обычно молились, вычитывая полунощницу, вечером – павечерницу. Для этого могли использоваться лишь Часослов или Псалтырь с возследованием. Древние книги были универсальнее современных: в них делалось много вставок, необходимых для совершения богослужения самостоятельно. Достать полный сборник всех церковных книг не представлялось возможным и из-за дороговизны, и из-за маленьких тиражей. К красоте церковной службы в древности относились серьезно и основательно. На церковных книгах воспитывались целые поколения. Протяжные знаменные песнопения в один голос навсегда откладывались в сознании детей и формировали жизненный ритм неспешности и светлой мерности. Человек стремился, несмотря на насущные потребности, посвящать время молитве, услаждаться словом Божиим и совершенствоваться в нем.

http://pravoslavie.ru/121457.html

Пасха Христова и подвижный богослужебный круг      Воскресение Христово, Пасха, является главным церковным праздником, как поется в церковных песнопениях, «праздником праздников и торжеством из торжеств». Пасха всегда празднуется в воскресенье и поэтому приходится не на определенное число, а на разные даты. Русская Православная Церковь живет по особому, юлианскому календарю и по нему же вычисляет день празднования Пасхи. Мы отмечаем Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Наше вычисление Пасхи находится в полном соответствии с постановлениями I Вселенского Собора. От дня празднования Пасхи зависят все связанные с ней подвижные праздники: Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи) и Троица, или Пятидесятница (на пятидесятый день по Пасхе). Также от Пасхи зависит Великий пост, он готовит нас к дню Воскресения Христова и начинается за семь недель до Пасхи. Великий пост      Великопостное богослужение довольно сильно отличается от обычного, годового. Хотя совершается суточный круг служб, но богослужение отмечено особой строгостью и продолжительностью, на службе меньше поют, больше читают, священники облачены в черные строгие ризы. Во время служб часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Великим постом только по субботам и воскресеньям совершается полная литургия. В среду и пятницу совершается особая литургия, именуемая литургией Преждеосвященных Даров. Святые Дары на ней освящаются и заготавливаются на литургии в воскресенье. В первую неделю Великого поста, в первые четыре дня, в храмах читают по вечерам Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Также этот канон прочитывается полностью в четверг пятой недели Великого поста. Эта служба называется Марииным стоянием, потому что во время нее читают житие преподобной Марии Египетской и на великом каноне есть тропари, посвященные ей .

http://pravoslavie.ru/105155.html

Адам, где ты? Что вообще способно заинтересовать православную блогосферу? «Попы на мерседесах», «платочки-юбочки», «топлесс на фоне хоругви», перемещения архиереев? Два вида, всего два вида прелести способны из неофита сделать религиозного инвалида: чувственность и мнени 29 марта, 2010 Что вообще способно заинтересовать православную блогосферу? «Попы на мерседесах», «платочки-юбочки», «топлесс на фоне хоругви», перемещения архиереев? Два вида, всего два вида прелести способны из неофита сделать религиозного инвалида: чувственность и мнени Со времени Горбачева и Ельцина много воды утекло, выросли люди, для которых то время — далекая история. Но, что интересно, как тогда, так и сейчас жива традиция русских праздников, к которым просто необходимо что-нибудь приурочить. Живем от праздника до праздника, резко увеличиваем активность в преддверии очередного. Правда, мы изменили список памятных дат, включили в них церковные, и даже попытались понять, что и к чему. Однако все по той же традиции нам требуются ежегодные пояснения про праздник . То ли за год все забывается, то ли с утренним похмельем выходит постигнутое накануне, то ли за год население обновляется, появляются новые читатели, но из года в год повторяются заказы на статьи к Празднику. И, естественно, статьи пишутся, а через год пишутся заново, и в этом даже проглядывает некое движение… круговое? А что? Вполне даже хорошо, ведь богослужебная жизнь Церкви совершается по суточному, недельному и годовому кругам. И жизнь общества захватывается этим движением, правда пока не очень глубоко, только наиболее крупные выступы колеса — праздники, способны всколыхнуть окружение. А смысл какой в этом ежегодном описании праздников? Есть информационный повод, для профессионального журналиста грех его не использовать. И вот уже новое интервью или статья кочует с монитора на бумагу, с бумаги в умы читателей. Надолго ли задержится там? Это уже не проблема журналиста, это проблема миссионера. Праздник — хорошая форма миссионерской работы? Разумеется! И главная задача — втянуть человека в происходящее, дать ему поучаствовать лично, занять его делом, будь то хоть подготовка храма, хоть крестный ход или организация праздничного концерта. Насколько ежегодный круговорот статей способствует миссии? Если статья появилась вовремя, то она может способствовать появлению в храме новых захожан, успеем воспользоваться? Скорее всего нет… И колесо пойдет на следующий круг.

http://pravmir.ru/adam-gde-ty/

Афонский аскетизм как антропологический идеал и норма 11.07.2013 08:21:30 Александр Корольков Чтобы тема моего выступления была воспринята правильно, необходимо хотя бы эскизно, кратко пояснить, что в данном случае понимается как норма и идеал. Дело в том, что нормой в обыденном и научном языке часто считают нечто наиболее распространенное, среднестатистическое. Говорят: «Этот человек - как большинство, он - нормальный». Если ближе к нашему обсуждению, то можно слышать, например, что многие не очень соблюдают посты, в церковь приходят от случая к случаю - так живет большинство современных людей, это нормально для наших дней. Среднестатистическая интерпретация нормы характеризует нормативы, а не нормы. Норматив легко установить условно и по договоренности (установлены ведь нормативы различных пищевых добавок, или нормативы предельно допустимого загрязнения воды, воздуха в больших городах), но это не значит, что колбаса, которая соответствует нормативам, действительно нормальна. В свое время я написал несколько работ о проблеме нормы в медицине. И даже моя статья «Норма» вошла в многотомную Большую медицинскую энциклопедию, изданную в конце XX века в СССР. Писал и оправовых, языковых, этических нормах. Некоторый опыт для сопоставления трактовок норм в разных областях знания и культуры у меня есть. Могу констатировать без подробных обоснований, что наиболее адекватно норму можно характеризовать как оптимум функционирования и развития системы. Оптимум - не иллюзорный, а достижимый идеал. Это наиболее эффективное, гармоничное, целостное развитие. Миряне имеют такой идеал для своих стремлений, для своего духовного совершенствования - это аскетизм. Для Афона аскетизм - это норма жизни, для мирян - это идеал духовного бытия. Аскеза не может быть постигнута, а тем более воспринята чисто теоретически, через чтение толкований аскетизма. Только непосредственное погружение в монастырское бытие, в соборную молитву дает путь не к постижению, но к соприкосновению с аскезой. Пройти хотя бы один полный суточный круг монастырской жизни - это и есть то, что остается с нами после Афона на всю последующую жизнь.

http://radonezh.ru/analytics/afonsky-ask...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010