Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ принятое в литургике наименование временных циклов богослужений. В христ. Церкви существуют 4 Б. к.- суточный, седмичный и 2 годовых (подвижный и неподвижный). В суточный круг богослужения входят службы, к-рые должны совершаться ежедневно в определенное время (напр. вечерня , повечерие , полунощница , утреня , часы ). Христ. система молитв, приуроченных ко времени суток, восходит к I в.: апостолы ходили в иерусалимский храм к утреннему и вечернему жертвоприношениям (см. в ст. Ветхозаветное богослужение ), уединенно молились в определенные часы дня и ночи (Деян 3. 1; 5. 21; 10. 9); в «Дидахе» (посл. треть I в.?) к троекратной молитве в течение дня призываются все верующие. К III в. набор суточных служб был уже близок к совр. (см. Bradshaw P. F. Daily Prayer in the Early Church. L., 1981). В правосл. традиции основной книгой, где изложены последования служб суточного круга, является Часослов , состав к-рого в основном сформировался к IX в. В состав ежедневно совершаемых служб суточного круга в зависимости от наличия или отсутствия праздника включаются песнопения и чтения 3 др. Б. к.: седмичного и годовых подвижного и неподвижного. Седмичный круг богослужения - это цикл памятей, распределенных по дням недели. Началом и центром седмичного круга является воскресный день, посвященный Воскресению Христову. К проч. дням могут быть приурочены те или иные памяти святых или событий священной истории. В совр. правосл. богослужении на каждый день недели приходится по 2 литургические темы: в понедельник - покаянная и Небесных Сил, во вторник - покаянная и св. Иоанна Крестителя, в среду и пятницу - Креста Христова и Пресв. Богородицы, в четверг - св. апостолов и свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в субботу - всех святых и заупокойная. Формирование седмичного Б. к. восходит к ветхозаветному почитанию субботы . В христ. богослужении особое отношение к субботе сохранилось, но первенствующее место в седмичном круге закрепилось за Днем Господним - воскресеньем. Остальные памяти седмичного круга были закреплены за соответствующими днями постепенно. В разные исторические периоды и в рамках литургических традиций даже в одном обряде набор памятей для седмичных дней мог сильно различаться (напр., см. ранние рукописи визант. Октоиха ), совр. система окончательно сложилась к XI в.

http://pravenc.ru/text/149587.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Какие службы есть в Церкви и что они означают? 3 мин., 30.06.2019 Содержание Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день. 01 Что такое богослужебный круг? Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям. 02 Какие службы входят в суточный круг? В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке. 03 Вечерня Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом. 04 Утреня Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день. 05 Всенощное бдение Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

http://foma.ru/kakie-sluzhby-est-v-czerk...

Богослужебные круги и богослужебные книги В основе православного богослужебного круга лежит идея сочетания четырех литургических кругов, каждый из которых формировался на протяжении многих столетий: суточный, седмичный, годовой неподвижный и годовой подвижный. Эти круги регулируют литургическое время Православной Церкви подобно колесам в механических часах. Суточный круг включает в себя богослужения полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого и девятого часов, вечерни, повечерия и Божественной литургии. Главными богослужебными книгами для совершения этих чинопоследований являются Часослов и Служебник. В них содержится основной каркас каждой из служб, включающий в себя те молитвы и песнопения, которые остаются неизменяемыми в течение каждого дня на протяжении года. На этот каркас нанизываются тексты и песнопения из других книг, в зависимости от сочетания конкретного дня с другими богослужебными кругами. Для архиерейского богослужения используется книга под названием Чиновник, содержащая тексты литургий, чинопоследования хиротоний, освящения храма и других священнодействий, совершаемых архиереем. Седмичный круг богослужения регулируется книгой Октоих. В основе Октоиха лежит система, в соответствии с которой богослужение разделено на восемь гласов (система осмогласия). Каждый из гласов представляет собой собрание текстов, а также особый набор мелодических формул, при помощи которых эти тексты могут быть распеты. В течение одной недели звучит один глас, в течение следующей – другой и так далее. Через восемь недель осмогласный цикл повторяется. Неподвижный годовой круг, ориентированный на солнечный календарь, включает в себя праздники и памяти святых, приходящиеся в каждом году на один и тот же день. К числу великих праздников неподвижного годового круга относятся, в частности, Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Преображение, Рождество и Успение Пресвятой Богородицы. Дата празднования памяти большинства святых тоже имеет фиксированный характер. Богослужения неподвижного годового круга регулируются Минеей праздничной и Минеями служебными (12 томов, по числу месяцев).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные круги – определенные и утвержденные Церковью циклы богослужений и/или составляющих их молитвословий. Подразделяются на: Каждому кругу богослужения соответствуют свои богослужебные книги ; богослужения суточного круга содержатся в Часослове (также расширенный вариант – в Псалтири Следованной), седмичного – в Октоихе, годового – в Минеях для неподвижного круга и в Постной и Цветной Триодях для подвижного. Суточный круг Это – совокупность богослужений, совершаемых в течение суток. В церковной традиции началом суток считается вечер. Говоря об «утре» или «вечере», следует учитывать, что значения этих слов в греческом и затем церковнославянском языках (и, следовательно, в богослужебных текстах Православной Церкви) и в современном русском языке различаются. Например, слово «утреня» (греческое ρθρος) образовано от глагола ρθρζω. На славянский язык этот глагол переведен как «утреневать», но означает он, собственно, «вглядываться со всей силой». Имеется в виду время, когда солнце еще не начало всходить, стоят предрассветные сумерки, предметы едва видны. Поэтому по уставу «утро» — это четыре-пять часов утра (часы указаны в соответствии с нашим временем; в действительности на Афоне принято собственное византийское время, которое отличается от гражданского). Аналогично и уставной «вечер» — это время около четырех часов дня. В тех монастырях, где сохранился уставной порядок жизни, в частности — на Афоне, монахи встают часа в 4–5 ночи, собираются в храме и служат утреню. Ближе к обеденному времени — часам к 10 утра — должно состояться второе богослужение — литургия. И в 3–4 часа дня — третье собрание братии в храме, вечерня. В суточный круг входят следующие уставные богослужения (по порядку): Как видно, литургия не входит в суточный круг, но является особым богослужением – Таинством Евхаристии. Кроме того, в нашей приходской традиции из перечисленных служб опускаются, как правило, повечерие и полунощница. Седмичный круг Это богослужения, совершаемые в течение седмицы (недели). Седмичный круг начинается с воскресного дня, когда поются воскресные песнопения нового гласа, и заканчивается в субботу, когда совершается «отдание» гласа (то есть завершаются седмичные песнопения этого гласа). Каждый день седмицы имеет свою память:

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-krugi

О порядке церковных Богослужений Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой. СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ 1 . Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются св. православною Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия. По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в православной Церкви день начинается с вечера – вечернею. Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день. Повечерие – служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна. Полунощница – служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи» согласно притче о десяти девах. Утреня – служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службою мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день. Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день. На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. На шестом час е, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа. На девятом часе , соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа. Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство св. Причащения , установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

- В 12 часов ночи начнётся Божественная литургия Nadiia V.B. 31 декабря 2014, 12:20 Свято-Благовещенский монастырь в Бортничах под Киевом 31 декабря в 23:00 Всенощное бдение 1 января в 03:00 Божественная литургия http://nazaret.in.ua/ Ольга 31 декабря 2014, 12:15 В ночь с 31 декабря на 1 января в ряде храмов Нижегородской епархии будет совершена Божественная литургия. Начало богослужения 00:00. Со списком храмов, где состоится литургия, можно ознакомиться здесь: http://www.nne.ru/news.php?id=349481 Алексий. 31 декабря 2014, 11:09 Москва. Зачатьевский монастырь. Ночная Божественная Литургия в новогоднюю ночь. Затем будет ещё одна, но утром в 7 часов. о. Александр 31 декабря 2014, 10:35 Храм святой Троицы в Листах Ул Сретенка 27/29 Начало литургии в 00:00 Начало исповеди и чтения последования ко святому причащению В 23:00 Виктор Пономарь 31 декабря 2014, 09:27 Санкт-Петербург Храм Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных на пересечении ул.Долгоозерной и пр.Королева 31 дек. 22.00 - всенощное бдение 1 - божественная литургия Viktoriya Sycheva 31 декабря 2014, 08:53 Крым. Симферопольский район, с.Чистенькое. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Литургия начнётся в 23-45! Дмитрий 31 декабря 2014, 02:36 Москва, храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркино - 00-00 Часы. Божественная Литургия. Анна 31 декабря 2014, 02:16 Храм Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне 22-00 - Вечерня, Утреня, часы 00-00 - Божественная Литургия Фотиния 31 декабря 2014, 02:10 Донецк, Донецкая Народная Республика Спасо-Преображенский кафедральный собор, Адрес: Соборная пл. 1, Донецк, Телефон: 380 6233 77180 По благословлению митрополита Илариона, служба в новогоднюю ночь. Вера 31 декабря 2014, 01:00 В храме Спаса Нерукотворного в селе Трубетчино Добровского района Липецкой области будет проходить богослужение в ночь с 31-го на 1-е. Начало не уточняла. Валерий 31 декабря 2014, 00:58 Москва Храм Успения Богородицы в Архангельском-Тюрикове в 22.00 Суточный круг богослужения

http://pravoslavie.ru/76240.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОМИЛИАРИЙ [лат. Homiliarium или Homiliarius], лат. название патристического Лекционария , к-рому в визант. традиции соответствуют Торжественник и Толковое Евангелие. Г. содержит проповеди (гомилии) св. отцов, к-рые должны читаться на службах суточного круга (см. ст. Оффиций ). На Западе долгое время отдельной литургической книги с проповедями не существовало, поскольку чтение толкований происходило по принципу lectio continua (непрерывного чтения); для этих целей использовались оригиналы произведений св. отцов (ср., напр., литургические собрания проповедей блж. Августина: Vat. Palat. lat. 210, VI-VII вв.; 298, X в.). Постепенно с развитием богослужения стали появляться специальные выборки из святоотеческих творений, связанные с конкретными службами или праздниками. Особенно активно этот процесс шел в V-VI вв. в Юж. Галлии (Марсель, Арль и др. города, см.: Gennad. Massil. De script. eccl. 78; 100; Vita S. Hilarii Arelatensis. 11//PL. 50. Col. 1232A). Известно 2 больших собрания проповедей из Галлии. 1-е, надписанное именем Евсевия Эмесского (т. н. галликанский Евсевий), возникло в Провансе в V-VI вв. и включало 76 проповедей, составленных на основе творений Новациана, свт. Амвросия, блж. Августина, свт. Кесария, Фавста Регийского и Псевдо-Евсевия Александрийского. Однако литургическое использование этого сборника сомнительно. 2-е собрание надписано именем свт. Кесария Арелатского (его проповедей в составе собрания - 238) и, вероятно, было начато им самим. Уже 2-м прав. Вазионского II Собора (529), на к-ром председательствовал свт. Кесарий, в случае болезни священника предписывалось чтение Г. диаконом. Об обязательном чтении толкований Свящ. Писания (expositiones) говорится в Уставе прп. Венедикта, к-рый предписывает читать их на бдениях в тот период года, когда ночи длинные (Reg. Ben. 9. 8). Хотя круг авторов, проповеди к-рых дозволены к прочтению, определялся уже в «Декрете Геласия» (V в.), формирование патристического Лекционария на Западе завершилось только к VIII в. (напр., Ordo Romanus XIV (2-я пол. VII в.) предписывает чтения из творений блж. Иеронима, свт. Амвросия и др. отцов согласно чину (Ordo) ( Andrieu. Ordines. Vol. 3. P. 41)).

http://pravenc.ru/text/166111.html

Новый год встречают в храмах. Новая традиция в Москве рождается на наших глазах РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98839.html 26 декабря 2012 Юрий Михайлов Новый год встречают в храмах. Новая традиция в Москве рождается на наших глазах Как и в каких столичных храмах совершают службы в ночь на 1 января Источник:  http://www.krest-most.ru/?c=article&id=251 Крестовский мост Новогоднюю ночь можно встретить не только за праздничным столом, но и в церкви. По уставу обязательная ночная служба не предписана, но в некоторых храмах её предусмотрели специально, поскольку этого хотят сами верующие. Можно сказать, складывается новая традиция. Уже несколько лет так происходит в храме Святой Троицы в Хохлах, где ближе к полуночи начинается богослужение. – Новогодние молебны в православных храмах России стали традицией ещё в XIX веке, – говорит настоятель храма протоиерей Алексий Уминский. – Тогда было важно обратить народные святочные гулянья (порой бурные) в духовнорелигиозное русло, напомнить, что святки посвящены Богу, а не бездумному веселью. Нынешняя ночная служба на Новый год в принципе имеет ту же цель: придать светскому празднику истинный духовный смысл, встретить новый период нашей жизни со Святого Причастия и благодарственной молитвы Богу. Речь идёт не о создании какой-то новой службы, а о реакции на живую потребность верующих – правила не запрещают проводить литургию или молебен в полночь. В первые века христианства сложилась даже особая служба – полунощница, посвящённая грядущему пришествию Господа Иисуса Христа и Страшному суду. Тогда власти жестоко преследовали христиан, и собираться по ночам было менее опасно, чем днём. К тому же, как отмечали святые отцы, ночная тишина располагает к глубокой молитве и покаянным размышлениям о своих грехах. Эта служба, состоящая из псалмов, Символа Веры и тропарей, вошла в византийский суточный круг богослужения и до сих пор проводится в некоторых православных монастырях (например, на Афоне). Вот как описывал её в начале XV века греческий святитель Симеон Солунский: " В полночь, когда пробьют в доску, как бы изображая последнюю трубу Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти " .

http://religare.ru/2_98839_1_21.html

Поздравить старца пришли представители практически всех монастырей Афона и многочисленные паломники 22 октября. ПРАВМИР. Празднование 100-летнего юбилея игумена Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина) началось на Афоне. 22 октября схиархимандриту Иеремии исполнилось 100 лет со дня рождения. В настоящее время он является старейшим игуменом на Святой Горе. В этом году также исполняется ровно 40 лет, как он подвизается на Афоне. Поздравить старца пришли представители практически всех монастырей Афона и многочисленные паломники. Накануне в главном монастырском соборе было совершено всенощное бдение, на которое съехалось более 400 гостей со Святой Горы и из разных уголков России, Украины, Молдовы, Грузии. Праздничное богослужение возглавили специально прибывшие на торжества митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий), митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский) и епископ Муромский и Вязниковский Нил (Сычев), викарий Владимирской митрополии. «Несмотря на столь преклонный возраст и естественные для такого возраста недомогания, отец Иеремия и не думает о покое. 100-летний старец-игумен неопустительно посещает весь суточный круг богослужений, возглавляет заседания Собора Старцев монастыря, активно интересуется восстановительными работами в обители. Регулярно посещает сам или в сопровождении других старших братий восстанавливаемые объекты внутри монастыря, на скитах и келлиях. Кроме того, отец игумен лично осуществляет поездки за пределы Святой Горы для закупки продуктов питания для братии», – сообщает издание «Русский Афон». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил игумена Иеремию со 100-летием со дня рождения. «Господь судил Вам прожить долгую, насыщенную различными событиями жизнь, в которой Вам довелось испытать множество скорбей и лишений. Однако в самых тяжелых обстоятельствах Вы помнили слова Псалмопевца, призывающего: «Возверзи печаль твою на Господа и Той тя препитает» (Пс. 54:32). Ваше твердое упование на помощь и заступничество Бога Крепкого не было посрамлено», — отмечается в поздравлении Патриарха Кирилла.

http://pravmir.ru/stareyshemu-igumenu-af...

поиск:   разделы   рассылка Юрий Михайлов Новый год встречают в храмах. Новая традиция в Москве рождается на наших глазах Как и в каких столичных храмах совершают службы в ночь на 1 января Источник:  Крестовский мост Новогоднюю ночь можно встретить не только за праздничным столом, но и в церкви. По уставу обязательная ночная служба не предписана, но в некоторых храмах её предусмотрели специально, поскольку этого хотят сами верующие. Можно сказать, складывается новая традиция. Уже несколько лет так происходит в храме Святой Троицы в Хохлах, где ближе к полуночи начинается богослужение. – Новогодние молебны в православных храмах России стали традицией ещё в XIX веке, – говорит настоятель храма протоиерей Алексий Уминский. – Тогда было важно обратить народные святочные гулянья (порой бурные) в духовнорелигиозное русло, напомнить, что святки посвящены Богу, а не бездумному веселью. Нынешняя ночная служба на Новый год в принципе имеет ту же цель: придать светскому празднику истинный духовный смысл, встретить новый период нашей жизни со Святого Причастия и благодарственной молитвы Богу. Речь идёт не о создании какой-то новой службы, а о реакции на живую потребность верующих – правила не запрещают проводить литургию или молебен в полночь. В первые века христианства сложилась даже особая служба – полунощница, посвящённая грядущему пришествию Господа Иисуса Христа и Страшному суду. Тогда власти жестоко преследовали христиан, и собираться по ночам было менее опасно, чем днём. К тому же, как отмечали святые отцы, ночная тишина располагает к глубокой молитве и покаянным размышлениям о своих грехах. Эта служба, состоящая из псалмов, Символа Веры и тропарей, вошла в византийский суточный круг богослужения и до сих пор проводится в некоторых православных монастырях (например, на Афоне). Вот как описывал её в начале XV века греческий святитель Симеон Солунский: " В полночь, когда пробьют в доску, как бы изображая последнюю трубу Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти " . Монастырское расписание делило сон на две части: утром и вечером, как раз до того времени, когда большинство людей ложатся спать. В афонских монастырях богослужение продолжается всю ночь, на праздники оно длится по восемь-десять часов. Понятно, что приходские храмы имеют другой порядок, более удобный для мирян. Те службы, которые в Средние века полагалось совершать ночью, перенесли на вечер или раннее утро.

http://religare.ru/2_98839.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010