В издательстве Сретенского монастыря вышел второй том книги архиепископа Волоколамского Илариона «Православие» 1 декабря 2009 г. 13:03 Вышел в свет второй том масштабного труда архиепископа Волоколамского Илариона «Православие». Данная книга представляет собой подробное систематического изложение истории, основ канонического устройства, вероучения, нравственного и социального учения, богослужения и духовной жизни Православной Церкви. Основная идея книги владыки Илариона заключается в том, чтобы представить читателю православное христианство как цельную богословскую, литургическую и мировоззренческую систему. Издание охватывает широкий круг тем, относящихся к истории и современному бытию Православной Церкви. Оно содержит множество цитат из творений Святых Отцов, из литургических и исторических памятников, трудов современных богословов. «В то же время книга не претендует на то, чтобы исчерпать поднимаемые в ней темы: это не энциклопедия, не словарь и не справочное пособие. Это попытка осмысления Православия во всем его многообразии, в его историческом и современном бытии, — осмысления через призму собственного восприятия автора», — отмечается в предисловии к первому тому, который был издан в 2008 году. Недавно в Париже был представлен перевод этого труда на французский язык. Книга адресована читателю, который уже знаком с азами Православия и желает углубить и систематизировать свои знания. Первый том содержит рассказ об истории Церкви, ее каноническом устройстве, вероучении. Второй том полностью посвящен литургической жизни Православной Церкви во всем ее многообразии. Он открывается разделом, посвященным православному храму, — его архитектурным особенностям, богословскому значению, внутреннему убранству. В этом разделе говорится о различных предметах церковной утвари и о богослужебных облачениях духовенства. Здесь же речь идет о храмовой росписи, об иконе и ее богословском значении. В следующем, центральном разделе настоящего тома, речь идет об основных особенностях православного богослужения, о Божественной литургии и других богослужениях суточного круга, о седмичном круге богослужения, о формировании годичного круга церковных праздников и о богословском и духовном значении каждого из великих праздников. Отдельная глава посвящена таинствам и обрядам Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/27851.html

Возрождение Лавры Преподобного Сергия Пасха 1946 года. Воспоминания протодиакона Сергия Боскина Источник: Журнал " Покров "      Храм во Имя Живоначальной Троицы, поставленный преподобным Сергием на Маковце, был освящен в 1337 г. 583 года совершался суточный круг богослужения в Троицкой обители. И вот наступил 1920 год. Закрыли Лавру, замерли колокола, и на 26 лет богослужение умолкло. Оставленные в Лавре при охране музея 40 монахов просили для себя одну из церквей Лавры. Им предложили Пятницкие церкви; там они служили соборно, были у них и седмичные, хор из 15 монахов. Распорядком в службах, в зависимости от занятости при музее, ведал игумен отец Михей. По праздникам служил настоятель отец Евгений Воронцов, иногда служил с ним отец Павел Флоренский. Вскоре монахи были уволены, в мае 1928 г. Пятницкие церкви закрыли. Были сброшены с Лаврской колокольни колокола-великаны (4025, 1800, 1200 пудов). Наместник Лавры архимандрит Кронид, живший в Параклите, по закрытии пустыни в январе 1929 г. с беззаветно преданным ему келейником отцом Георгием поселились около Кукуевского кладбища. Отец Георгий был сухорукий, правая рука у него висела как плеть. В церкви Кукуевского кладбища отец Георгий, который был опытным певцом и хорошим тенором, стал псаломщиком. С 1935 г. отец Кронид стал быстро слепнуть. Убогих этих старцев взяли. Спустя месяц они оба скончались… Лавра до воины      Четыре года не дотянул до открытия Лавры скончавшийся от голода инок Сергий (Сережа-слепой). Этот умудренный Богом слепец был в Троицком соборе регентом левого хора, уставщиком, главным звонарем большого праздничного звона, когда звонило одновременно 12 звонарей. Из Лаврских монахов он был последним тружеником в оставшемся не закрытым Ильинском храме. Это было в октябре 1944 г., когда с иностранной экскурсией мне случайно удалось проникнуть в Успенский собор. Стоя на амвоне, я сказал чуть ли не вслух: «Господи, неужели не будет отсюда осенение архиерея?» Выйдя из собора, я остановился у Духовской церкви. Вокруг нее был снят слой земли, освобожден каменный резной цоколь, и над его реставрацией трудились четыре бородатых ярославских мастера. Смотрю, шествует митрополит Ленинградский Алексий, тогда Патриарший Местоблюститель, в сопровождении отца Николая Колчицкого и двух светских лиц. Мастера-ярославцы чуть не в один голос: «Пора, пора». После посещения музея митрополит и его спутники осмотрели Лаврские соборы.

http://pravoslavie.ru/92957.html

Комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству совершила инспекционную поездку по монастырям Петрозаводской епархии 3 июля 2016 г. 14:20 28-30 июня 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен  Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископ Троицкий Панкратий возглавил инспекционную поездку комиссии Синодального отдела по монастырям и монашеству по монастырям Петрозаводской и Карельской епархии . Члены комиссии Отдела посетили три монастыря и ознакомились с образовательным уровнем монашествующих, внутренней духовной жизнью и социальной деятельностью обителей епархии.  Началась поездка с посещения Сяндемского Успенского женского монастыря. У святых врат обители комиссию встречали настоятельница монастыря игумения Варвара (Иванова) с сестрами. Далее в Важеозерском Спасо-Преображенском мужском монастыре члены комиссии встретились с наместником обители архимандритом Иларионом (Кильгановым). В данном монастыре совершается полный суточный круг богослужений, каждый день служится Литургия. Монастырь постепенно восстанавливается после долгих лет запустения при советской власти. В настоящее время действуют три храма, хотя восстановительные работы в них продолжаются: предстоит еще написать иконостасы для летнего Преображенского и зимнего Всехсвятского храмов. «В каждом монастыре возрождается монашеская жизнь, — сказал епископ Панкратий. — Сейчас многие обители напоминают Валаам 25 лет назад, времени начала возрождения обители, когда все наши бытовые нестроения и неурядицы преизобильно покрывала благодать Божия. Меня как игумена Валаамского монастыря радует, что в каждой из этих святых обителей прослеживаются связи с островом Валаам, нашей " северной и честной Лаврой " , так как все они были основаны иноками Валаама. Мы помним, что на рубеже XV-XVI вв. Валаам именовался " честною и великою Лаврою " , являясь духовной колыбелью для многих монастырей России. Монахи приносили строгий иноческий устав, аскетизм, трудолюбие братии, их жертвенность, непрестанную молитву. И именно в таких поездках особенно чувствуешь важность существования таких духовых центров. Эти обители и пустыньки воздвигаются не на пустом месте, а идет именно историческое возрождение обителей, насчитывающих не одну сотню лет».

http://patriarchia.ru/db/text/4552582.ht...

Мы продолжаем беседовать с кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской духовной семинарии Алексеем Кашкиным о православном богослужении. Тема нашего сегодняшнего разговора — утреня, ее история, чинопоследование и духовный смысл. — Всему живому свойственно откликаться на восход солнца, и человек не исключение; но человек при этом разумен и духовен. Утреннее богослужение, наверное, издревле пришло в нашу церковную жизнь? — Да, переход от ночи ко дню освящался богослужением с ветхозаветных времен, а у христиан утреня появилась в первые века христианства. Конечно, изначально ее чин отличался от сегодняшнего: от того времени в нашем чинопоследовании остались только отдельные псалмы, например, псалом 62, воспетый Давидом в пустыне Иудейской: Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя . С древних времен лучшие духовные поэты, гимнописцы — например, Роман Сладкопевец — составляли песнопения для утрени. Сегодня утреню можно назвать основным богослужением суточного круга (напомним, что Божественная литургия не входит в суточный круг): она самая продолжительная, и именно на нее приходится максимальное количество праздничных песнопений. Студийский и Иерусалимский уставы закрепили утреню в современном виде, а с момента появления Иерусалимского устава Церковь в особенно торжественные дни — воскресные, великие праздники и дни памяти наиболее почитаемых святых — совершает ее в составе всенощного бдения, то есть вечером. — С какого момента всенощного бдения начинается утреня? — Возглас «Благословение Господне на вас» относится еще к вечерне. Начало утрени — ангельское славо­словие и за ним чтение шестопсалмия. Почему эти шесть псалмов — 3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й, 142-й — читаются именно в начале утрени? Первая часть всенощного бдения, вечерня — это символическое изображение ветхозаветной истории, а утреня символизирует Новый Завет, пришествие в мир Спасителя. Шестопсалмие — это переход к Новому Завету. Оно отражает несчастное, греховное состояние падшего человечества, узнавшего уже о рождении Богомладенца (вот почему шестопсалмие предваряется ангельским славословием Ему (Лк. 2, 14): Слава в вышних Богу, и на земле мир ), но не услышавшего еще евангельской вести во всей ее полноте. Шестопсалмие, как говорит Типикон,— это беседа души с Богом. Человек обозревает свою жизнь, просит Господа простить его грехи, избавить его от бедственного положения. Для человека очевидна связь между его бедами и его собственными грехами, и он, страдая, обращает к Богу свой молитвенный покаянный вопль. Шестопсалмие призвано вернуть нас с небес на землю: от радости празднику, которым проникнута вечерня, к реальной картине нашего недостоинства. К радости мы вернемся чуть позже — во время полиелея.

http://pravoslavie.ru/75574.html

Пн Духовна Екзархату Африки: 30 грудня 2022 р. 13:41 29 декабря 2021 года решением Священного Синода был образован Патриарший экзархат Африки . В декабре 2022 года в Москву на курсы подготовки будущих пастырей приехали пять священнослужителей из Нигерии, Камеруна, Малави, ЮАР. Они разные по возрасту, характеру, образованию, богослужебному опыту, и у каждого из них — свой путь к Православию. Всех пятерых африканцев объединяет живая вера в Бога, жажда знаний и горячее желание после рукоположения вернуться на родину священниками Русской Православной Церкви. Их не останавливает бедность, отсутствие храмов, богослужебной утвари и книг. Ведь со временем все устроится, тем более когда свое плечо им подставила православная Россия. Занятия будущих пастырей проходят на базе миссионерского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова при участии Патриаршего экзархата Африки, Синодального миссионерского отдела и Сретенской духовной академии . Статья опубликована в  «Журнале Московской Патриархии»  ( 1, 2023 , PDF-bepcuя ). Даниил Агбаза приехал из Нигерии. Он сын священника, перешедшего из католичества в Православие. Даниил успел закончить семинарию в Лагосе (бывшая столица страны), принадлежал к Александрийской Православной Церкви (АПЦ), служил в своей епархии чтецом, казначеем, секретарем епископа (митрополита Нигерийского Александра) и даже преподавал в семинарии литургическое богословие. До расставания с АПЦ он служил в кафедральном соборе Воскресения Христова Лагоса. В этом плане ему повезло, потому что службы там шли регулярно, в отличие от общины Иоакима Бакали из Малави (г. Чирадзулу), к которому священник АПЦ приезжал служить из Блантайра (в 25 км от Чирадзулу) два раза в год, ссылаясь на то, что для более частых визитов нет транспорта. Для 58-летнего Иоакима — бывшего протестантского пастыря, всю душу вложившего в созданную им общину, долго искавшего истинную веру и пять лет назад вместе с общиной принявшего Православие, — это было непонятно. Греки предложили компромиссный вариант — совершать суточный круг богослужений по Часослову мирянским чином в отсутствие священника и организовали для глав провинциальных малавийских общин специальные курсы катехизаторов. Иоаким со товарищами ждали, что затем их рукоположат в диаконы и священники, но этого не произошло. Новый епископ объявил, что рукоположений не будет, потому что у епархии, к сожалению, нет средств платить зарплату священникам (в Африке АПЦ материально поддерживает свое духовенство). Но это была не единственная грустная новость — вскоре закрыли и школу катехизаторов. На прощание всем подарили по церковному календарю с мирским чином богослужений, чтобы Иоаким мог хотя бы так проводить службу для своей паствы. Это все, что было у него до перехода в Русскую Православную Церковь. «Мои прихожане не причащались уже год, — грустно сообщает он. — У нас 160 человек в общине, 30 из них ждут, когда их крестят».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5990919...

Преодоление греха в самом себе... Рассказ с самого закрытого скита Валаамского монастыря. 07.07.2015 13:19:39 Кульков Сергей Андреевич Часть I На Валааме есть скит, куда не возят паломников и туристов. Его не скрывают, о нем всем рассказывают, его показывают… издалека. И просят не обижаться, поясняя: «На Предтеченский остров вход для мужчин только по благословению игумена монастыря. Женщины на остров не допускаются». И никто эти строгости не осуждает – понимая, что у монахов, при всей открытости современной жизни обители, должны оставаться потаенные места, где ведется строгая подвижническая жизнь. В Спасо-Преображенском Валаамском монастыре исторически сложилось так, что человек, ищущий спасения в отречении от мира, начинает свой путь на Центральной усадьбе, затем, если чувствует силы и духовную потребность, испрашивая благословения духовника и Игумена монастыря может перейти на скит. «Да, в старину на Валааме было отшельничество. Но это исключительный подвиг, у нас уже 150 лет как не практикуется… Пока насельники монастыря не достигают того уровня, чтобы принять такой образ жизни», – рассказывает игумен монастыря, епископ Троицкий Панкратий. Согласно монастырскому преданию, скитская жизнь на Предтече возникла еще в незапамятные времена: первоначальное название острова – Сирничан – переводится с карельского как «монашеский». Подвижники Предтеченского скита жили по очень суровому уставу, который запрещал любую скоромную пищу в течение всего года. Запрещалось праздное посещение острова остальной братией. Писатель Николай Лесков сказал о нем так: «Здесь вечный пост, молчание и молитва». Традиции старого Валаама пытаются сохранять в возрожденном скиту и поныне. Сейчас на возрожденном скиту подвизаются три человека. По договоренности с братией: минимум фотографий и суеты, и никаких имен. – Расскажите, пожалуйста, о суточном круге богослужений на скиту. – Ежедневно в пять часов вечера мы служим вечерню, два-три раза в неделю (в зависимости от праздников) собираемся на Божественную литургию, а все остальные молитвословия совершаем уже сами в келье по четкам. Помимо общего, у каждого из нас свой молитвенный круг. Кто-то любит больше ночью молиться, кто-то с утра, поэтому, чтобы не отяжелять человека, живущего в уединении, решили собираться только на две вышеуказанные службы.

http://radonezh.ru/analytics/preodolenie...

Роспись западной галереи Троицкого собора Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме. 15 сентября 1992 года Фото: Печенев Виктор Иванович/temples.ru В субботу 5-й седмицы Великого поста святая Церковь установила петь последование, представляющее собой одно из самых замечательных с поэтической и богословской точки зрения богослужений Православной Церкви. Центральную его часть составляет так называемый акафист Богородице (греч. κθιστος μνος – «неседальная песнь», так как исполнялась стоя), который по праву является общепризнанным литургико-поэтическим шедевром и бессмертным памятником христианской словесности. Без сомнения, это одно из наиболее совершенных произведений христианской культуры, построенное на сложном сочетании элементов античной греческой и ветхозаветной поэтики . Помимо акафиста в последование входит канон Богородице песнописца Иосифа четвертого гласа (начало: «Христову книгу одушевленную…»), который также являет собой образец высокой христианской литургической поэзии. Высокие достоинства акафиста предопределили его широкое употребление в православной христианской традиции, выходящее за рамки одной субботы в году. Ранее в греческих монастырях существовала традиция не постригать послушника в монахи прежде, нежели он выучит акафист наизусть В греческой богослужебной практике акафист является одним из любимейших литургических текстов. Прежде всего, он входит в суточный круг монашеского богослужения и читается на повечерии после Символа веры, о чем мы находим свидетельства уже у свт. Симеона Солунского (нач. XV в.). В наши дни эта традиция сохраняется в обителях Святой Горы Афон и других греческих монастырях. Помимо повечерия в монастырях акафист принято читать наизусть во время общих братских работ (панкиний), путешествий и т. д. . Ранее в греческих монастырях существовала традиция не постригать послушника в монахи прежде, нежели он выучит акафист наизусть. Ежедневное чтение акафиста в Греции весьма распространено и среди благочестивых мирян, поэтому немалая часть верующих знает его наизусть. Существует представление, что читающие ежедневно акафист находятся под особым покровительством Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/159562.html

Свято-Покровский женский монастырь (Хойники) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Покровский женский монастырь был учрежден в 1705 г. на месте основанной церкви князем М.М. Трубецким в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Главной святыней храма стал местночтимый список иконы Божией Матери «Благодатное Небо». Содержание История [ править править код ] Монастырь учрежден на месте, где в 1705 году князем Трубецким была заложена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Главной святыней прихода стал местночтимый список иконы Божией Матери " Благодатное небо " , который был подарен приходу в знак благодарности за сватовство к Хойникской княгине, дочери удельного князя Шуйского, которая была выдана в 1700 году замуж за князя Трубецкого. В середине XVIII века храм был занят поляками и переоборудован в римо-католический костёл. В начале 1922 года церковь была закрыта властями, а 1928 году - разрушена до основания. После Чернобыльской аварии в Хойниках началось возрождение церковной жизни. В 1988 году при содействии городских предприятий на месте разрушенной церкви под руководством священника Владимира Козака, за короткий промежуток времени был заново построен каменный храм прежнего посвящения, освященный в 1989 году. Были приглашены известные украинские художники, которые написали иконостас в древнерусском стиле, а также группа художников из Санкт-Петербургской духовной академии, которая работала над росписью внутреннего убранства храма. Основная святыня прежнего Хойникского храма - местночтимый список иконы Божией Матери " Благодатное небо " - была передана благочестивыми хойникскими жителями возрожденной церкви. В 1990 году при храме была образован женский монашеский скит. В начале 1995 года был устроен небольшой домовый храм во имя равноапостольного князя Владимира. Решением Синода Белорусской Православной Церкви от 1 октября 1999 года скит был преобразован в монастырь. В обители совершался суточный круг богослужений, открылись детская детская церковно-приходская воскресная школа и образовалось братство во имя святителя Феодосия. Монастырь служил духовным центром в Чернобыльской зоне, духовно окормляя жителей района, паломников и всех приходящих. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Стефановский женский монастырь (с. Степановка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Стефанивский женский монастырь - православный женский монастырь Горловской епархии Украинской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] В декабре 2006 года по благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, при Стефановском храме села Степановки Александровского района Донецкой области начала существовать монашеская община, которой были переданы здания бывшей больницы постройки XIX века. В одном из корпусов трудами сестёр была устроена домовая церковь в честь первомученика и архидиакона Стефана, а также жилые келии, трапезная и другие подсобные помещения. По ходатайству Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, епископа Горловского и Славянского, 18 апреля 2008 года решением Священного Синода УПЦ община получила статус монастыря. С 2012 года монастырь возглавляет иугмения Екатерина (Пуриши). В настоящее время в обители несут послушание 6 сестёр. Священники Стефановской церкви окормляют также жителей близлежащих сел. В монастыре ведется строительство верхнего храма в честь Смоленской иконы Божией Матери. 5 ноября 2009 года епископ Горловский и Славянский Митрофан совершил чин закладки первого камня новой монастырской церкви. В настоящее время возведено 11 метров стен строящегося храма. Выведены своды нижней церкви, которая будет освящена в честь святого первомученика архидиакона Стефана. Всего высота храма после завершения строительства составит 34 метра. Ежедневно в монастыре совершается монашеское правило, по субботним, воскресным и праздничным дням — полный суточный круг богослужений. При обители имеется приусадебное хозяйство. Насельницы монастыря продолжают осваивать богослужебный устав, занимаются чтением святоотеческой литературы, проводятся совместные чтения-беседы, а также проходят занятия по рукоделию и вышиванию. Описание [ править править код ] Храмы [ править править код ] Престольный праздник: память святого первомученика архидиакона Стефана (9 января, 15 августа, 28 сентября).

http://azbyka.ru/palomnik/Стефановский_ж...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОДОВОЙ ПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ в правосл. Церкви одна из составляющих круга праздников года церковного . Праздники и воспоминания Г. п. б. к. (в отличие от праздников и воспоминаний годового неподвижного богослужебного круга ) не приурочены к датам по солнечному календарю, а зависят от праздника Пасхи , не имеющего фиксированной даты по солнечному календарю (она рассчитывается по солнечно-лунному циклу пасхалии ). В разные годы правосл. Пасха может приходиться на дни с 22 марта по 25 апр. (ст. ст.). Пасхе предшествуют периоды приготовления и покаяния (т. е. подготовительный период к Великому посту и период Великого поста ) и воспоминания скорбных событий предания Христа на смерть и Его Распятия (период Страстной седмицы ) и последует радостный период Пятидесятницы , посвященный празднованию Воскресения Христова и событий, непосредственно с ним связанных,- Вознесения Господня и Сошествия Св. Духа на апостолов. Этот радостный период заканчивается воскресеньем после праздника Пятидесятницы, когда празднуется память Всех святых. Как и в седмичном и годовом неподвижном кругах, воспоминания дней Г. п. б. к. сосредоточены в гимнографических песнопениях и библейских и святоотеческих чтениях, составляющих изменяемые части служб суточного круга . Гимнографические последования Г. п. б. к. и ветхозаветные чтения этого периода содержатся в Триоди , традиционно разделяемой на Постную и Цветную. Постная Триодь охватывает период Великого поста и Страстной седмицы, до вечерни в день Великой субботы , Цветная Триодь - период Пятидесятницы, от Пасхи до Недели всех святых. Свое название Цветная Триодь получила от праздника Входа Господня в Иерусалим (Недели ваий, называемой также Цветной неделей - см., напр., в Постной Триоди:     - Л. 386 об.), т. к. в ранней традиции (в Русской Церкви сохранявшейся до сер. XVII в.) 2-я ч. Триоди начиналась не с последования Пасхи, а со службы Лазаревой субботы, тесно связанной с праздником Входа Господня в Иерусалим. Традиц. наименование Цветной Триоди в серб. церковном обиходе «Триод Лазаревац» также указывает на начало Лазаревой субботы. Цветная Триодь, когда она начинается с Пасхи, может называться «Пентикостарион» (Пятидесятница; в греч. Церквах принято именно это наименование, тогда как Постная Триодь называется просто Триодью).

http://pravenc.ru/text/165231.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010