14 См.: Mishkat ul-Masabih. Кн. 1. Гл. 3. (Цит. по: Цвемер С.М. Христос у см. также: Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. Путеводитель по Корану//Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001. С. 520. (Одним из существенных положений в христианском учении о первородном грехе является свидетельство Библии о власти над человеком со стороны лукавого вследствие непослушания прародителей Богу.) 22 См.: Сахих апь-Бухари. Достоверные предания. M., 2005. С. 22–24. По этому поводу имеется два варианта хадисов, которые демонстрируют попытки примирить противоречащие друг другу рассказы (см.: Бертон Д. Мусульманское предание: Введение в хадисоведение. М.-СПб., 2006. С. 63). 23 См.: Крымский А.Е. Указ. соч. С. 69. В отредактированной «Сире» об этом говорится косвенно: Ибн Хишам. Указ. соч. С. 95. 26 Больишков О.Г. Указ. соч. Т. 1. С. 111. Однако все препятствия в жизни основателя ислама обычно преодолевались вовремя ниспосланными «откровениями», так же было и в этом случае: см. хадис 1747 (Сахих аль-Бухари. С. 711–712). 27 По исламскому преданию, речь идет о так называемом «ночном переносе» (исра) Мухаммада из дома в Мекке в ветхозаветный Иерусалимский храм с последующим восхождением на небеса (мирадж). Основная проблема данного чуда, которое нашло свое отражение в Коране (К. 17, 1; ср.: 53, 1215) заключается в том, что сам ветхозаветный Иерусалимский храм к тому времени уже пять веков как не существовал, так как его в 70 г. н.э. разрушили войска римского военачальника Тита. По исламской традиции чудо датируют 621 г. 28 См.: Ибн Хишам. Указ. соч. С. 171. Надо полагать, что такова посмертная участь жен мусульман: в исламском рае им отводится роль гурий. 33 См.: Там же. Здесь следует указать на несомненно более позднюю вставку в 23-м аяте 4-й суры «Женщины», где как раз и говорится о недопустимости такого рода браков. «И запрещены вам ваши матери, и ваши дочери, и ваши сестры… и жены ваших сыновей, которые от ваших чресел… Поистине Аллах прощающ, милосерд!» (К. 4, 23). Слова, относящиеся к сыновьям, «которые от ваших чресел», есть плод позднейшего сочинительства самого Мухаммада или редакторов Корана, таким образом была сглажена скандальность этого поступка. На это указывает и время произнесения 4-й суры – апрель-май 625 – июнь 626 г. (см.: Коран. M., 1990/Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. С. 533. Прим. 1). Женитьба же на Зайнаб была в пятый год хиджры (627 г.) (см.: Большаков О.Г. Указ. соч. Т. 1. С. 130–131, 252), отсюда становится понятным возмущение мусульман, еще не знавших позднейшей редакторской правки в данном откровении Корана (К. 33, 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

На этот стих мусульманский комментатор Байдави (Baidahawi) отвечает так: “Это самые первые слова Иисуса, во избежание фантазий о его божественной природе, и обладанием права на поклонение ему всего человечества, из-за высказываний после его рождения” 120 . А.А. Абдул-Хагг отмечает о том, как сам Коран учит, что Аллах является Жизнедателем: “Нет, вы – только люди из тех, кого Он создал. Он прощает, кому пожелает, и наказывает, кого пожелает. Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что между ними, и к Нему – возвращение” (сура 5:21). Аллах есть щедрый и Он заботится о человечестве, то есть является Слугой: “Он — тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питье, и от нее деревья, где вы пасете. Он выращивает ею для вас посевы, маслины, пальмы, лозу и все плоды; поистине, в этом — знамение для людей размышляющих! И подчинил Он вам ночь и день, солнце и луну; и звезды подчинены Его повелением; поистине, в этом — знамение для людей разумных! И то, что рассеял Он для вас по земле разным цветом… Он подчинил море, чтобы вы питались из него свежим мясом и извлекали оттуда украшения, которые надеваете. Ты видишь корабли, рассекающие его, чтобы вы искали Его милость… И приметы, а по звезде они находят дорогу. Неужели тот, кто творит, таков же, как тот, кто не творит? Неужели вы не опомнитесь? Если вы подсчитаете милость Аллаха, то не сочтете ее. Поистине, Аллах прощает и милосерд!” (Сура 16:10-14,16-18). Аллах заботится и питает животных: “Сколько животных, которые не приносят себе пропитания, – Аллах питает их и вас. Он – слышащий, знающий!” (Сура 29:60). Таким образом, А.А. Абдул-Хагг говорит, ссылаясь на эти суры, что сам Аллах является лучшим из служителей всему творению, которое Он сам сотворил. Он – настоящий слуга. Также он приводит в пример другую суру, говоря об Иисусе Христе, как о послушном слуге и ставя в пример другую личность, сатану, который восстал против Бога. Доказывая на этих примерах божественную природу Иисуса. Приведем следующие суры: “Никогда не возгордился Мессия над тем, чтобы быть рабом Аллаху…” (Сура 4:170).

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

Яша наконец поднялся, вышел из храма и направился к берегу Суры. — Мне надо к ней, к ней, — говорил он. — Я видел ее в церкви, в церкви. Она приходила молиться. Она молилась за всех со мной вместе. Господь так велел ей. Его святая воля. Его воля… теперь к ней. Все пошли за Яшей. А он направился прямо к тому месту, где, уже давно остывал труп той старухи, голову которой блаженный посыпал мирскими грошами. Она, утомленная, пришла на реку напиться и тут же, на берегу Суры, умерла от холеры. — Помолитесь о спасении души, помолитесь, — сказал Яша и с этими словами упал перед трупом старушки на колени, лицом к церкви. Толпа последовала его примеру. — У нее душа была добрая, — продолжал Яша, — она никому зла не творила, не творила. А когда человек не творит зла, он воздает добро, добро он воздает людям. Она водицы много попила. Не пейте много. Все лишнее вредно. Богу противно. Жажду в душе оставляйте. Господь любит жажду. Молитесь Ему за нее. Все нам от Бога. С этими словами Яша ушел по тракту к городу Алатырь и скоро скрылся за горизонтом. С тех пор мы больше не видели блаженного. Слышали, что он живет в городе Алатыре у каких-то добрых людей. И каждое воскресенье ходит в село Промзино к обедне, а ведь до него километров тридцать. И все церковное бдение он стоит. Люди вообще не видели, чтобы он пил или ел. Приносили ему и подаяние, но он никогда не оставлял его себе, отдавал первому встречному. В то время в России не было человека, кто бы не знал блаженного Яшу из Алатыря. Однажды пронесся слух, что Яша куда-то исчез. Людская молва утверждала, что местная власть обыскала Яшину каморку. Ничего подозрительного не нашли, кроме пустых дощатых стен чулана, в котором он ночевал. Добрая память о человеке Божьем до сих пор живет в благодарном народе. Где Бог и любовь — там сила В захолустное село Ваганово со всей матушки-Руси съехались почитатели местного старца Тимофея Петровича Тимофеевского. Собрались они на 50-летие трудовой жизни простеца-диакона. «Господу было угодно, — писал перед этим отец диакон своим почитателям, — продлить мою жизнь до 50 лет со дня моего служения Церкви Божьей и работы в качестве народного учителя. Приглашаю вас прибыть в село Ваганово для совместной молитвы».

http://azbyka.ru/way/pravednye-i-greshny...

Держись среднего пути» (К.17:110). Обе суры – «Аль – Фатиха» и любая другая должны быть выучены наизусть и читаться по памяти. Если человек не в состоянии выучить всю первую суру Корана, то должен знать хотя бы какое – то количество ее аятов. Если аятов очень мало, к ним необходимо добавить любые аяты из Корана, которые он знает. Если же он не знает больше никаких аятов, то к аятам первой суры добавляется тасбихат (прославление Аллаха – Свят Аллах, хвала Аллаху... и т.д.) Если же человек совершенно ничего не может выучить, то допускается чтение сур по книге, или по любым писаным пособиям, или же заповедуется участие в общественной молитве. После чтения сур (кираат) молящийся должен совершить поясной поклон (руку») и произнести зикр (упоминание). Для этого необходимо из положения стоя наклониться так, чтобы пальцы рук касались колен, и произнести: «субханаллах» (пречист Аллах). Этот зикр произносится не менее трех раз. Или же можно произнести один раз: «субхана раббияль ‘азими ва бихамдих» (пречист мой Господь, Великий и Славный). Но лучшим считается произнесение обоих зикров. Зикр читается только тогда, когда поклон уже завершен и тело приняло неподвижное положение. Молитва равно считается недействительной, как в случае, если зикр был произнесен раньше или во время поклона (руку1), так и в случае, если поклон начнется до завершения зикра. После поясного поклона полагается положить два земных поклона (суджуд). «Так падайте же ниц перед Аллахом, который ниспослал Коран людям...» (К.53:62); «Рабы Милостивого это – те, которые проводят ночи в поклонении Аллаху, падая ниц и многократно поминая Аллаха в своих молитвах» (К.25:64). Существует указание Мухаммеда относительно правильности исполнения земного поклона. Дабы не уподобляться верблюду, который сперва встает на колени и после этого ложится на землю, Мухаммед предписывает сперва касаться земли ладонями и только после этого коленями. Положение, в котором находится человек лежа в земном поклоне, называется – саджда. При саджда молящийся с намерением покорности должен касаться земли лбом (при этом используется специальная плитка из прессованной глины – турбат), ладонями рук, коленями и кончиками больших пальцев ног. Также как и при поясном поклоне (руку’), после земного поклона в положении саджда произносится зикр. Либо не меньше трех раз читается: «субханаллах» (пречист Аллах), либо один раз читается:

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

—253— одно другое, а порой обнаруживают бессилие мысли найти выход из лабиринта антиномий. Не нужно спешить искать противоречий в Коране, не нужно спешить соглашать и примирять его суры между собой, нужно пытаться понять психологию создателя Корана, понять, почему из одних и тех же уст и по-видимому за одно и то же раздавались то благословения, то проклятия, понять, почему один и тот же голос призывал то к безпредельному прощению и милосердию, то к бесчеловечной мести. Без сомнения, это трудно, и потом в конце концов такое истолкование, личности и книги всегда окажется субъективным. Но всё-таки, кажется, это есть единственный путь для получения правдоподобных выводов. Наиболее ясным и бесспорным пунктом в Коране является учение о едином Боге. Есть единый Бог милосердый и милостивый. Во имя этого Бога даны все суры Корана (только 9-я сура не предваряется этим надписанием). Во имя Бога милосердого и милостивого – бисмилляги ррагмани ррагим. Рагмин значит милосердый ко всем без различия, рагим – милосердый к заслуживающим милосердия. „Бог, нет другого Бога кроме Его. За ним все лучшие имена“ (сура 20:7). Истинный Бог есть Аллах, боги ложные и даже понятие божества обозначается словом илях. „Я – Бог, нет другого бога кроме меня, говорится далее в той же суре (14). Так почитай меня и в воспоминание обо мне твори молитву“. „Не полагай на ряду с Богом других богов, ибо будешь низвержен в геенну, покрытый срамом и презрением. Изберёт ли вас Бог случайно в сыновья и возмёт ли девушек в ангелы? Вы произносите этим страшное слово“ (17, 41–42). Ему (Богу) принадлежит всякое существо на небе и на земле. Те, которые подле него, не пренебрегают поклоняться Ему и не пропускают этого. Они прославляют хвалы Его днём и ночью; они ничего не выдумают на Его счёт. Взяли ли они богами на земле, богов способных воскрешать мёртвых? Если бы был другой бог кроме Его на небе и на земле, то они уже погибли бы. Слава владыки трона выше, что Ему приписывают… Ангелы покланяются ли другим божествам кроме Бога“ (сура 21, 19–24)? Идея Бога, по мысли Магомета, неизбежно соединяется с идеей единства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В качестве махра может выступать любая собственность, имеющая цену (деньги, украшения, мебель, бытовая техника и т.д.) Ценность махра устанавливается в договорном порядке. По этому поводу существуют разные мнения. Часть мусульман считает, что махр должен быть небольшим (символичным). Кто – то даже находит хадисы, подтверждающие эту точку зрения. Например, на вопрос одной женщины, каким был махр Мухаммеда Айше, последняя ответила, что он был незначительным. Существуют и более достоверные хадисы. Так рассказывается со слов Сахля Бин Са " да, что какая – то женщина пришла к Мухаммеду, чтобы предложить себя ему в жены. Но тот, пристально посмотрев на нее, опустил голову и ничего не сказал. Тогда один из сахаб (сподвижников Мухаммеда), присутствовавший тут же встал и сказал, что она не подходит «пророку». Пусть же он отдаст ее ему в жены. Мухаммед спросил его, что у него есть для махра. Но у того не оказалось ничего, кроме своей одежды. Тогда Мухаммед послал его поискать хотя бы железное кольцо. Но когда тот ничего не нашел, Мухаммед спросил его, знает ли он что – нибудь напамять из Корана. Тот сказал, что знает то – то и то – то. После этого Мухаммед выдал эту женщину за него замуж за суры из Корана, которые тот человек знал наизусть (Аль Бухари). То есть в качестве махра вполне могут подойти суры, прочитанные на память. Некоторые (Ибрагим М. Кунна) считают, что отношение ислама к приданому должно быть таким: чем оно меньше, тем лучше 233 . Вообще тем, у кого не хватает средств для вступления в брак, Мухаммед советовал поститься и заниматься спортом: «Тем, которые не имеют возможности вступить в брак из – за недостатка денежных средств, необходимых для такого соединения, следует идти добрым путем: пусть соблюдают пост и занимаются спортом и умственным трудом... пока Аллах не обогатит их» (К.24:33). Почему – то Аллах не уточнил, какой вид спорта он имел в виду. Как бы там ни было, он серьезно озадачил мусульман, поскольку совместить с постом занятие спортом – задача не из легких. Однако существует один хадис, который, возможно, прольет свет на это недоумение. Передают, что Мухаммед назвал все спортивные состязания злом, кроме трех: 1. Обучение лошади 2. Стрельба из лука 3. Совокупление с женой (Аль – Хадис, том 1, р. 216).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ма-к умеет вытягивать из меня деньги; но что с ним поделаешь? С него все – как с гуся вода!» 30 марта 1901 г. «Приветствую тебя и всех сестер о Господе. Мир вам и милость от Господа Воскресшего. Со здравием и всяким преспеянием в вере и любви!.. Особый мой привет тебе, Таисия, избранница Царицы Небесной, многострадальная, многотрудная, неоцененная. Радоваться всем вам о Господе желаю, предочищенным постом и молитвою, покаянием и причащением Божественных Таин... Божиею милостию я здоров, тружусь и ежедневно работаю Господу Моему и людям». 1901. «Христос посреди нас и есть, и будет! Вот я добрался до Суры: были в отведенной монастырю казенной роще, за 16 верст от Суры. Место – чарующее своим местоположением и громадными корабельными лесами. Большая часть – гористая, покрытая лесами; на самой вершине горы вырублено несколько лесу и опорожнено место для постройки малой церкви, вроде скитской. Село Сурское видно с горы превосходно; и горизонт чрезвычайно обширный: взором можно окинуть пространство в 40 верст – такая высота! Пониже, в том же предгорье выстроен домик для сестер, только еще не готов, не доделан. Тут мы пили чай со всеми спутниками; тут я читал вслух всем Евангелие – притчу о брачном пире, о винограднике; и разъяснял читанное. Вышла проповедь (на горе), напоминающая Гору блаженств... Сестры Сурские все вам кланяются: построек возведено довольно; и еще строится корпус вновь. Есть у нас лесопильный и кирпичный завод, мукомольная машина; видел производство: все хорошо, все полезно». 10 июня 1901 г. «От души привет мой тебе. Сегодня, по причине зноя дневного, сижу дома и имею время написать тебе. Третьего дня был у Владыки Митрополита Антония, – дал ему прочитать письмо ярой толстовки, писанное ко мне ею ругательно. Он подивился бабьей дерзости, плечами пожав, сказал: «Бог с ними; пусть ругают нас, а мы будем держать себя с достоинством, с кротостью, приличной священному сану. У меня у самого есть подобные». Служа литургию, говорю слова поучительные без подготовления – благодать умудряет.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Все существа, бывшие в глубине вод, и все обитатели подземной бездны превращены в ничто. От трения, внутренность горы воспламенилась и из неё самой полились в океан золото, серебро и медь. Тем больше боги напрягали свои силы, чем гуще становились воды моря. Вот – они обратились в молоко и масло, вот, наконец, из них вышла, богиня Сри с чашей, наполненной амритой. С натиском устремились к ней со всех сторон утомленные боги, – при виде этого чуда. Но Сри подала сосуд только Сурам и прежде, чем Ассуры могли приблизиться к ней, каждый из богов уже вкусил от чаши. Только один из Ассуров, быстрый Рагу, вмешавшись в толпу богов, успел сделать глоток из чаши с небесным питьем. Но его заметили боги солнца и луны и указали врага богов. Вишну отсек ему голову. Темная голова Джандавра, большая, как вершина горы, осталась бессмертной, потому что вкусила амриты, и вознеслась к небу. С тех пор Рагу из мести преследует светлое солнце и луну, стараясь пожрать их 349 . А безжизненное туловище его, в которое еще не проникла амрита, пало на землю, потрясая леса и горы. Между тем, все низшие духи или боги – Ассуры – завязали бой с богами небес за право обладания амритой. Долго шла эта страшная война между Сурами и Ассурами, земля тряслась, гром оружия и крики сражающихся восходили к небесам. Но Суры, подкрепленные божественным питьем, окончательно и навсегда одолели Ассуров. Последние скрылись в океане. Одержав победу, Суры снова поставили на место гору Мандар, а воды также возвратились в свое прежнее вместилище, наполнив шумом небеса и твердь. «Так-то, прибавляет миф, в древние времена Дэвы колебали воды океана, чтобы найти амриту» 350 . Многое в этом мифическом рассказе представляет собой простое сочетание образов, вся цель которых в них самих. Но нельзя не видеть за этими сложными образами той же мысли, какая скрыта и в космогонических легендах, по которым жизнь мира есть раскрытие общей и неуловимой сущности природы. Вода бессмертия есть эссенция самой природы, – сущность бытия, скрытая в глубине вещей, так что ее можно добыть не иначе, как из соков жизни всех царств природы, из их простейших элементов.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010