Мухаммед – не первый полководец в истории, который одержал великую победу при численном меньшинстве. «Шестидневная война» израильтян в 1967 г. стала одной из самых быстрых и решительных побед в анналах современного военного искусства. Однако ни один мусульманин не стал бы считать её чудесным знамением божественного одобрения Израиля в его противостоянии с арабами. Рассечение груди Мухаммеда. Согласно исламской традиции считается, что при рождении Мухаммеда (или непосредственно перед его вознесением) Гавриил рассёк грудь Мухаммеда, вынул и очистил его сердце, затем наполнил его мудростью и вернул на место. Отчасти этот рассказ основан на стихах суры 94, гласящих: «Разве Мы не раскрыли тебе твою грудь? И не сняли с тебя твою ношу? [...] и к твоему Господу устремляйся!» (Коран, сура 94:1, 2, 8). Наиболее консервативные исламисты трактуют эти слова как фигуру речи, описывающую великое воодушевление, которое испытывал Мухаммед в свои молодые годы в Мекке. Выдающийся комментатор Корана Али говорит: «Грудь в символическом смысле – это вместилище знаний и высоких чувств любви и преданности» (Ali, The Meaning of the Glorious Qur’an, 2.1755). Пророчества в Коране . Мусульмане ссылаются на пророческие прорицания в Коране в качестве доказательства того, что Мухаммед мог творить чудеса. Но убедительных свидетельств у них нет. Чаще всего цитируются те суры, в которых Мухаммед обещает победу своим воинам. Какой же религиозный вождь не сможет сказать своим воинам: «С нами Бог; победа будет за нами. Вперёд же, в бой!»? Далее, памятуя о том, что Мухаммеда называют «пророком меча», и наибольшее число обращённых в веру появилось у него после того, как он отказался от мирных, но сравнительно малоуспешных средств её распространения, вряд ли можно счесть удивительным, если он всегда предсказывал победу. Учитывая рвение мусульманских воинов, которым за их старания был обещан рай (ср. Коран, суры 22:57–58/58–59; 3:151–152, 164–165/157–158, 170–171), не приходится удивляться, что они так часто побеждали. И наконец, нет ничего странного в таком количестве «покорённых», ввиду того, что Мухаммед предостерёг: «воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли» (Коран, сура 5:37/33).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Мухаммед признаёт тот факт, что о пророках, бывших прежде него, Бог свидетельствовал чудесами. Он упоминает божественное подтверждение пророческого призвания Моисея (ср. Коран, суры 7:103–105, 113–116/106–108, 116–119; 23:47/45). В Коране также говорится о проявлениях Божьей власти творить чудеса, данной другим пророкам (ср. Коран, суры 4:66–68/63–65; 6:84–86/84–86). Мухаммед признаёт и тот факт, что Иисус для подтверждения божественного происхождения Своей проповеди творил чудеса, такие как исцеление Им страждущих и воскрешение мёртвых (ср. Коран, сура 5:113). Но коль скоро Иисус мог вызывать чудесные, сверхъестественные явления в природе, удостоверяющие Его божественную миссию, а Мухаммед отказывался сделать то же самое, превосходство Мухаммеда, как пророка, над Иисусом сомнительно. Ответ Мухаммеда на все предложения сотворить чудо (ср. Коран, суры 6:8–9/8–9; 17:92–94/90–92) весьма показателен: «разве я только не человек – посланник?» (сура 17:95/93 «разве мало того, что я, хоть и человек, но всё-таки посланник Бога? " Нельзя и представить себе, чтобы Моисей, Илия или Иисус дали такой ответ. Мухаммед признавал, что Моисей в ответ на сомнения фараона творил чудеса (ср. Коран, сура 7:103–105, 115/106–108, 118. Прекрасно зная, что именно таким способом Бог обычно свидетельствует о Своих посланниках, Мухаммед всё-таки отказывается творить соответствующие чудеса. Мусульмане не дают удовлетворительного объяснения неспособности Мухаммеда творить чудеса. Самый известный их ответ сводится к тому, что «это один из установившихся путей промысла Божьего – дать Своему пророку власть творить такого рода чудеса, которые соответствуют духу времени, чтобы мир мог увидеть, что это выше человеческих возможностей, и что в этих чудесах проявляет себя сила Божия». Так, «во времена Моисея наивысшего расцвета достигло искусство волхвования. Поэтому Моисей получил власть творить такие чудеса, что волхвы были сражены наповал и при виде этих чудес признали превосходство и пророческое призвание Моисея». Сходным образом, «во времена Пророка ислама было сильно развито искусство красноречия. Поэтому Пророку ислама дана была власть сотворить такое чудо, как Коран с его красноречием, от которого стихают голоса величайших поэтов того времени» (Gudel, 38–39).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Мусульманские историки описали процесс составлений Корана. Согласно мусульманской традиции, архангел Гавриил в течение двадцати трех лет слово в слово диктовал; Мохаммаду различные фрагменты Корана (25:32; 17:106). После каждого такого случая пророк пересказывал слова откровения присутствующим (слово «Коран» означает «читать вслух»). Многие из правоверных запомнили эти части Корана, поскольку их не раз приводили в размышлениях и использовали в публичных богослужениях. Особенно это касается коротких мекканских сур. Предание утверждает, что писцы Мохаммада записывали откровения на «клочках бумаги, камнях, пальмовых листьях, лопатках, ребрах и обрывках кожи». В сражении при Йамаме (633г.) 66 примерно через год после смерти Мохаммада, погибли многие из тех, кто мог пересказывать Коран по памяти (хафизы). Некоторые из сотоварищей Мохаммада, главным образом по указанию Умара, который позже стал вторым калифом ислама, начали «собирать» Коран, опасаясь его забвения. Выполнение этой задачи было поручено Заиду ибн Табиту, одному из наиболее доверенных летописцев Мохаммада. Согласно свидетельству Заида, «весь Коран был записан еще при жизни пророка, но пока он не был ни собран воедино, ни приведен в порядок» 67 . Коран немного короче Нового Завета. Он разделен на 114 глав неравной длины, называемых сурами. Восемьдесят шесть глав были открыты Мохаммаду в Мекке и двадцать восемь – в Медине. Каждая глава разделена на стихи (айаты). Три самые короткие суры имеют по три стиха каждая (103,108 и 110), в то время как сура 2, самая длинная, разделена на 286 айатов. Каждая сура (за одним исключением) начинается с фразы «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!». Каждая сура имеет название, которое часто происходит от слова или фразы из этой главы (например, «Корова», «Йунус», «Смоковница», «Нахмурился»). Однако в большинстве случаев эти названия не определяют тему всей главы. Несколько необычная особенность Корана заключается в том, что в расположении сур отсутствует хронологический или логический порядок. Вообще-то суры расположены согласно их длине, за исключением первой, которая представляет собой короткую вводную молитву. В итоге суры оказались расположенными «в обратном хронологическом порядке, поскольку самая длинная – последняя – сура находится в начале, в то время как самая короткая и наиболее ранняя помещена последней. Большинство длинных сур включает в себя айаты, которые относятся к различным периодам пророческой миссии Мохаммада, затрудняя, таким образом, точную датировку сур или их частей. Известный мусульманский ученый Али Дашти утверждает, что, «к сожалению, Коран был плохо отредактирован и обладает очень сложной композицией» 68 . Однако большинство консервативных мусульман отстаивает именно такую систематизации Корана 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Различия между редакциями Ибн Масуда и Зейда более, чем значимы. Так, у Ибн Масуда отсутствует 1-я сура, а также 113 и 114-я, а количество разночтений только в суре «Корова» (2-я по Зейду, 1-я по Ибн Масуду, 3-я по Убайе) достигает 101. Об этом упоминается в трудах Ибн Аби Дауда, а также у ат-Табари и аз-Замахшари (помимо ат-Табари, Ибн Аби Дауда и ас-Суйути можно привести еще имена ад-Дани и Ибн Халавайха – тех, кто занимался собственно неканоническими разночтениями). Несмотря на все усилия официальных властей, предпринятые по уничтожению апокрифических редакций, они долго имели хождение. Так, известно, что еще в начале XI века встречались экземпляры Корана редакции Ибн Масуда и те, кто их почитал как истинный Коран. Некоторые древние рукописи Корана содержат неканонические разночтения, восходящие к этим апокрифам. Несмотря на усилия, предпринятые как официальными, так и неофициальными кругами по сохранению текста откровений Мухаммеда, во времена раннего ислама циркулировало множество историй о том, что некоторые откровения и даже целые суры были утеряны безвозвратно: были съедены мышами или сжеваны овцой и т. п. Ранние мусульманские историки и комментаторы, в частности Ибн Исхак и ат-Табари, приводят и более неожиданный рассказ о так называемых сатанинских аятах 53 суры. Они утверждают, что Мухаммед одно время решил пойти на компромисс с мекканцами и в одном из откровений (ставшем потом 53 сурой) объявил ал-Лат, ал-Уззу и Манат (арабских богинь) благородными предстательницами перед Аллахом. Это примирило с ним мекканцев. Затем Мухаммед раскаялся в своем компромиссе и объявил эту фразу наущением шайтана. Было принято считать, что во время ниспослания откровения, сатана искусно вставил между строк эти слова. Кроме указанных апокрифических версий, которые можно условно назвать «внутрисуннитскими», существовали апокрифические Кораны, возникшие в среде других течений ислама. Встречаются упоминания, что некоторые из ранних хариджитов отвергали подлинность 12-ой суры османовской редакции («Юсуф»).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Это вопрос, который уже давно беспокоит некоторых мусульман. Окончательный вариант корана (в древности в обращении находилось четыре различных варианта), принятый и почитаемый мусульманами как нетварная и вечная истина, вполне может содержать ряд неточностей. Недобросовестные писцы вставляли в суры свои добавления. Один из наиболее известных фальсификаторов корана, Абдаллах ибн Саад 39 , который позже стал адмиралом и командовал мусульманской экспедицией на Кипр в 649 году, а в молодости, возможно, чтобы оживить текст, вписывал свои собственные стихи в откровения надиктованные ему Мухаммедом. Тот даже не заметил изменений, но Абдаллах неразумно рассказал своим друзьям в Медине о своей выходке, наверно, полагая её отличной шуткой. Всё это пересказали разъярившемуся Мухаммеду, и пророк, не принадлежавший к тем, кто легко прощает проступки, особенно если его выставляли в смешном свете, попытался убить неразумного юнца. Однако перепуганный Абдаллах двигался быстрее работодателя и бежал в Мекку, где скрывался длительное время, пока его приемный брат Осман, зять Мухаммеда, не вымолил пощады. Большая часть корана в любом случае бессмысленна для западных людей. Некоторые стихи, возможно, красивые и вдохновляющие, при пении на арабском языке, не имеют смысла ни на каком другом. «Слова и форма влияют на восприятие гораздо сильнее, чем содержание», – объяснил Бернард Льюис в своей работе о литературе и истории арабов. Неясные суры корана, возможно и уместны среди откровений Нострадамуса или Книги Инь и Ян. Некоторые другие суры – это инструкции по приличию и этикету. Подобные вещи встречаются и в Библии , но являются только наставлениями по воспитанию, а не как проявление повышенного благочестия. Книга Левит, например, напоминает, что следует регулярно мыться, и вдохновила Джона Уэсли написать, что «чистота соседствует с благочестием», но что «опрятность одежды – это долг, а не грех.» Норман Дэвис в своей «Истории Европы» деликатно назвал коран «источником права, руководством по науке и философии, сборником мифов и историй, и учебником по этике.»

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В свитке же Ибн в начале стоит «Господин Судного Дня», затем идет «Корова», затем «Женщины» с отличающейся структурой (арабск.). В свитке моего отца сначала (идет) «Хвала», затем «Женщины», «Семейство Имрана», «Скот», «Преграды» и затем «Трапеза» с сильными отличиями (арабск.). Очевидно, имеются в виду отличия порядка сур и аятов в них от Усманова кодекса 462 . А вот как в традиции объясняется такой разнобой в структуре: «Структура, при которой четыре мединские суры располагаются в такой последовательности, что сначала идет «Корова», затем «Семейство Имрана», затем «Женщины» и наконец «Трапеза», – наилучшая. Такова структура в свитке Усмана. А что в свитке Абдаллы ибн уда сура «Женщины» располагалась перед «Семейством Имрана», то такой порядок не является тем, который обозначил Аллах, но относится он к его личному усердию и выбору. Так, у каждого свитка была своя структура. Структура же свитка Усмана – самая совершенная. А то, что при жизни посланника Аллаха не было свитка, то это для того, чтобы не было нужды вносить изменения (поскольку откровение все время обновлялось), потому, только когда откровение прекратилось с его смертью , свиток составили» 463 . Но как тогда такая вариативность структуры Корана могла иметь место, если в традиции мы имеем следующие свидетельства: «Говорили Макий и другие: структура аятов в сурах Корана – от Пророка» и «Джибрил говорил: поместите такой-то аят в такое-то место» 464 . И далее: «Такой порядок сур – от Аллаха, так они (написаны) в хранимой скрижали. В таком порядке они (суры) показывались ему Джибрилом каждый год, когда он собирал его для него из него (Корана). А в год его смерти он показал ему его (порядок сур и аятов) дважды» 465 . И еще: «Когда приходило к пророку откровение, он призывал кого-либо из тех, кто записывал, и говорил: поместите этот аят в эту суру, в которой говорится то-то и то-то» 466 . Итак, если сам Джибрил расставил все аяты и суры на их место в соответствии с их порядком в хранимой на небесах скрижали и сам Мухаммад указывал, какой аят поместить в какую суру, то откуда такой хаос в свитках сподвижников?! И почему Свиток Усмана стал считаться «наилучшим»?!

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Хотя некоторые специалисты относят разрешение сражаться ко второму году хиджры 634 , основываясь, очевидно, на свидетельстве, приводимом Ибн Касиром от Абу Бакра, в котором тот говорит, что первым аятом о сражении после хиджры были 22: 39–4і 635 . Однако у Ибн Хишама сказано, что сначала была присяга в альАкабе, затем ниспослание разрешения сражаться, затем повеление Мухаммада его сторонникам перебираться в Медину, и только после этого «посланник стал ожидать позволения от Аллаха эмигрировать из Мекки в Медину» 636 . Следующим этапом коранического откровения относительно джихада сражения стало уже повеление сражаться с теми, кто сражается против мусульман: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников (2: 190). Все муфассиры единодушны в том, что это первый аят, касающийся вопроса сражения, ниспосланный в Медине, т. е. следующий в порядке ниспослания после 22: 39–41. Согласно хадису от а ибн Анса, в соответствии с этим аятом (2:190) Мухаммад сражался с теми, кто сражался против него, и воздерживался от сражения с теми, кто воздерживался от сражения с ним, вплоть до того времени, пока не была ниспослана сура «Покаяние». Табари говорит о том, что это первый аят о сражении, ниспосланный в Медине, и что некоторые считают, что он относится к язычникам и был отменен тридцать шестым аятом суры «Покаяние». Другие считают, что повеление, содержащееся в этом аяте, касается всех неверных и не является отмененным. Позиция первых признается Табари правильной. Значения же слов «не преступайте» означает запрет убивать детей, женщин (как не способных сражаться) и людей Писания, которые платят джизью 637 . Последним этапом в развитии коранического законодательства о сражении стало ниспослание суры «Покаяние», в особенности двадцать девятого и пятого ее аятов. Обстоятельства ниспослания аята 29 этой суры в традиции однозначно относят ко времени похода на Табук 638 . Тогда же Мухаммад, как передает Байхаки от Муджахида, среди прочего сказал: «Сражайтесь с идолопоклонниками, пока они не примут ислам, и сражайтесь с людьми Писания, пока они не дадут джизью» 639 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

(Сура 18:110) «Зови на путь Господний мудростью и добрым наставленьем и с ними спор добрейшим образом веди». (Сура 16:125) «О пророк! Веди суровую борьбу ты с лицемерами и с теми, кто не верит, и против них непримиримым будь. И их жилищем Ад предстанет – приют зловещий для неверных». (Сура 66:9) «(Пророк) нахмурился и отвернулся оттого, что подошел к нему слепой (и речь прервал). Как знать тебе, быть может, душу он свою очистить хочет? И он воспримет увещания твои и пользу извлечет из них. Тому же, кто богат (и знатен), ты обращаешь все свое вниманье. Хотя твоей вины не будет, коль не очистится (его душа). А тем же, кто со тщанием к тебе приходит, испытывая (в сердце) страх, пренебрегаешь ты». (Сура 80:1–10) Коран – уникальная по своему характеру, стилю и форме Книга. Даже немусульманам стоит потратить время на ознакомление с ее особенностями, но гораздо важнее понять ее. Наиболее важные суры и стихи Корана Открывающая глава и другие важные суры Мусульмане верят, что некоторые суры Корана обладают особой святостью, и считают их чтение обязательным и достойным поощрения. Наиболее важная из них – Суратул-Фатиха – занимает особое место в Коране и находится во вступительной его части. Она состоит только из семи стихов, в отличие от других поздних сур – самых длинных в тексте Корана. Звучит она как молитва, обращенная к Аллаху: Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров; Всемилостив и Милосерден Он один, дня судного один Он Властелин. Лишь пред Тобой колени преклоняем и лишь к Тебе о помощи взываем: «Направь прямой стезею нас, чтоб Ты избрал для тех, кто милостью Твоею одарен, убереги нас от пути разгневавших Тебя и тех, которые в неверии блуждают». (Сура 1:1–7) Это один из немногих отрывков Корана, в которых Аллах не говорит непосредственно сам, а текст вложен в уста мусульман, поклоняющихся ему. Каждый раз, когда мусульмане начинают молиться дома или приходят для моления в мечеть, эта молитва Аллаху произносится ими на арабском языке. Она звучит на праздниках и при исполнении особых обрядов, а также во многих иных случаях.

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Последнее свидетельство сложно примирить с учением исламской догмы о том, что Коран ко времени смерти Мухаммада был полностью записан, поскольку если предположить, что Сабит еще при Абу Бакре (преемник Мухаммада в руководстве исламской общиной) собрал Коран, то зачем тогда Умару спрашивать кого-то о некоем аяте из Корана, когда ему для этого нужно было бы просто справиться по уже записанному тексту, а не полагаться на память того, кто, как оказалось, погиб к тому времени?! В традиции мы не находим ясного ответа на данный вопрос, а находим только реакцию на свидетельства о частичной потере оригинального Корана: «Аз-Заркани говорил в отношении слов Зайда «я не нашел двух заключительных аятов суры «Покаяние» ни у кого, кроме Абу Хузаймы», что Хузайма был единственным, кто записал эти суры, а не помнил наизусть. Записывание же не является условием достоверности, условием достоверности является рассказ людей, относительно которых есть уверенность, что они не сговорились говорить ложь, даже если ни один из них и не записал этот аят. Запись же этого аята Хузаймой явилась подтверждением и предосторожностью сверх того, что требовала достоверность». В подкрепление данного тезиса далее приводятся слова Абу Хатима, который в своем тафсире говорит о том, что Ибн аб читал оба эти аята 388 . Однако здесь мы имеем дело не с объяснением, а скорее с попыткой интерпретации слов Заида 389 , поскольку из слов Заида совершенно не ясно, имеется ли здесь в виду факт того, что Хузайма помнил наизусть эти аяты или же они были им письменно зафиксированы. Некоторые богословы, пытаясь объяснить эту проблему, отождествляют этот хадис с хадисами, имеющими у Бухари, номера 4988,4784,4049, в которых Сабит говорит следующее: «Я утратил один аят из суры «Партии», когда мы переписали свиток (Корана). Я же помнил, что посланник Аллаха читал его. Мы стали искать его, и мы нашли его у Абу Хузаймы Сабита аль-Ансари: «Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом» – и мы вписали его в суру в свиток» 390 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010