Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мокшанская семья. Фотография. Кон. XIX в. [Республика Мордовия - офиц. название с 1994], субъект РФ в составе Приволжского федерального округа. Территория - 26,1 тыс. кв. км. Столица - Саранск. Расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Суры. Граничит с Рязанской , Нижегородской , Ульяновской , Пензенской областями и с Чувашской Республикой . Население - 808,5 тыс. чел. (2017). Национальный состав (2010): русские - 53,2%, мордва - 39,9, татары - 5,2, представители др. национальностей (украинцы, белорусы, удмурты, чуваши, марийцы, азербайджанцы, армяне, евреи и др.) - 1,7%. М. включает городской окр. Саранск и 22 района. История Эрзянская свадьба. Фотография. Нач. XX в. Эрзянская свадьба. Фотография. Нач. XX в. Первые поселения на территории М. известны с мезолита (IX-VI тыс. до Р. Х.), они располагались на берегах рек и озер (стоянки у с. Заречного Краснослободского р-на и у с. Ст. Качеевка Теньгушевского р-на). Основными занятиями населения были охота, рыболовство, собирательство. В неолите (V - 1-я пол. III тыс. до Р. Х.) продолжалось развитие присваивающего хозяйства, основанного на охоте и рыболовстве, появились ткачество, гончарное производство, новые приемы в изготовлении каменных орудий. Территория М. входила в область расселения древних финно-угорских племен (культура ямочно-гребенчатой керамики и др.). Неолитические стоянки известны на реках Алатырь, Вад, Мокша. В энеолите (сер. III - нач. II тыс. до Р. Х.) междуречье Мокши и Суры занимали предположительно финно-угорские племена волосовской и имеркской культур. В это время появились медные изделия. В бронзовом веке (1-я четв. II тыс.- VIII-VII вв. до Р. Х.) произошел переход к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию). Получили распространение бронзовые орудия труда и оружие, колесный транспорт. Началось разложение первобытного общества, материнско-родовая организация сменялась отцовско-родовой. На территории М. появились пришлые скотоводческо-земледельческие племена абашевской, балановской, примокшанской и срубной культур, предположительно представлявшие индоиран. и протобалтскую ветви древних индоевропейцев. В результате их контактов с местными, в т. ч. финно-угорскими, племенами сложилась поздняковская культура.

http://pravenc.ru/text/2564160.html

Однако, наверное, самым ярким мессианским аятом является шестой аят суры «Ряды»: «Иисус, сын Марьям, сказал: «О, сыны Израиля! Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Торе до меня, и чтобы сообщить благую весть о Посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад» (61:6). Имя Ахмад («самый славный») хоть и происходит от того же корня, что и имя Мухаммад («Хвалимый»), однако же является совсем другим именем. Поэтому в традиции возник хадис, призванный сгладить данное несоответствие. Хадис этот, в частности, приводит Ибн Касир, комментируя 61:6. В этом хадисе Мухаммад говорит: «У меня много имен: я Мухаммад, и я Ахмад, я Махин («стирающий, удаляющий»), поскольку через меня Аллах уничтожит неверие, я Хашир («собирающий»), который соберет людей к своим стопам, и я Акиб («наказующий»)» 269 . Существует еще целый ряд аятов, утверждающих преемственность Мухаммада в отношении библейских пророков. К таковым относится, например, 16: 43: «Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания». Толкователи крайне немногословны в комментарии данного аята и сообщают только, что под «людьми, которые помнят» имеются в виду люди Писания, которые находят описания Мухаммада в Торе и Евангелии 270 . Интересно, что, предписывая искать запись о Мухаммаде в Торе и Евангелии, Коран отсылает современников Мухаммада не к самому тексту, а завещает спросить обладателей Писания. В частности, в 197-м аяте двадцать шестой суры упоминается, что ученые сынов Израиля знают его (Коран): «Разве для них не является знамением то, что ученые сынов Израиля знают его?». Комментарий Табари на этот аят таков: «Разве не был, о, Мухаммад, доказательством для тех, кто отворачивается от того, что даровано тебе от господа миров (имеется в виду Коран), тот факт, что истинность и правдивость этого известна ученым мужам из сынов Израиля? Здесь под учеными мужами сынов Израиля имеется в виду Абдалла ибн Салям и подобные ему, которые уверовали в посланника Аллаха во время его жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Приветствие (таслим) произносится на последнем ракате молитвы после произнесения свидетельства (ташаххуд). На этом молитва заканчивается. Таким образом, целостная конструкция мусульманского молитвенного правила выглядит следующим образом: после своего утверждения в намерении (нийат) чистосердечно помолиться, человек произносит «такбират аль – ихрам» (Аллаху акбар), потом чтение сур (кираат), поясной поклон (руку’), земной поклон (суджуд), во втором ракате после суджуда чтение ташаххуда (свидетельства) и в последнем ракате после ташаххуда произносится приветствие (таслим). Эта четкая градация в действиях называется «тартиб» (порядок) и должна быть строго соблюдена. После прочтения приветствий (таслим) «правоверному» рекомендуется заняться чтением желательных молитв, т.н. такибат. Существует несколько видов чинопоследований такибат. К числу наиболее рекомендованных вариантов относится тасбих (правило по четкам) Фатимы, дочери Мухаммеда. Оно состоит из: 34 раз «Аллаху акбар», 33 раз «Аль – хамду лиллях» (слава Аллаху) и 33 раз «Субханаллах» (пречист Аллах). Также, желательно после каждой молитвы читать аят аль – Курси (255 аят 2 суры Аль – Бакара (Корова)) Корана: Кириллическая транслитерация: Аллаху ля иляха илля хувалъ хаййуль кайум ля та’хузуху синатун ва ля наумун ляху ма фис самавати ва ма филъ ард манн заллязи йашфа’у ‘индаху илля биизнихи йа’ляму ма байна айдихим ва ма халъфахум ва ля йухитуна бишай – им мин ‘илмихи илля бима шаа васи’а курсийухус самавати валъарда ва ля йаудуху хифзухума ва хувалъ ‘алийулъ ‘азим. «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто заступится перед Ним, иначе как с его позволения? Он знает то, что есть [и было] и что [будет] после них, и они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Престол Его объемлет небеса и землю, Ему не в тягость их охрана, и Он – Всевышний, Великий!» Так же желательно после каждой молитвы читать три последние суры Корана (Аль – Ихляс (Искренность), Аль – Фаляк (Рассвет) и Ан – Нас (Люди)).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Они прекрасно знали этот вопрос, и тому, как они понимали его, можно доверять» 163 . «Отменяющие» и «отмененные» аяты в Коране Феномен «аннулирования определенного религиозного положения на основании более позднего священного текста» 164 получил в исламе название насх (с араб. «отмена», «упразднение»). Насх является одним из объектов критики в полемике с исламом. И потому стоит осветить точку зрения самих мусульман по указанной проблематике. По оценкам разных улемов, в Коране насчитывается от 5 до 500 отмененных аятов 165 . Так, например, если в 180 аяте 2 суры «Корова» говорится, что имущество мусульманина наследуют родители или близкие родственники, то в аятах 11–13 и 176 суры 4 «Женщины» предлагается долевое деление наследства между всеми членами семьи умершего. Неоднозначно говорит Коран о вине и азартных играх. В одном месте о них сказано, что «и в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы» (Коран 2:219). В двух других аятах они названы «скверными деяниями, внушаемыми шайтаном», которых должно сторониться (Коран 5:90–91). Впрочем, для мусульман в отмене заповедей и замене их на другие нет ничего удивительного и противоречивого. Главным аргументом улемов является то, что власть Аллаха безгранична и он в своих действиях не обязан считаться с мнением или желаниями людей. Вместе с тем Аллах справедлив и знает лучше, что и в какой момент человеку полезно, а что – нет. Иными словами, Аллах позволяет людям только то, что им полезно, и запрещает только то, что наносит им вред. Устами Мухаммада Аллах говорит в Коране: «Мы не отменяем и не предаем забвению ни один аят, не приведя лучше его или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах властен над всем сущим?» (Коран 2:106) «Когда Мы заменяем один аят другим – Аллах лучше знает то, что Он ниспосылает, – [неверные] говорят [Мухаммаду]: “Воистину, ты – выдумщик”. Да, большинство неверных не знает [истины]». (Коран 16:101) Разногласия среди улемов относительно отмененных и действующих аятов можно объяснить и различием их отношений к тем или иным ситуациям или явлениям. Форма и содержание Сунна (араб. sunnah – «обычай», «пример», «предание») – второй по важности после Корана источник исламского вероучения и правовых норм. В целом под сунной понимают совокупность сведений о поступках, изречениях, внешних и нравственных качествах Мухаммада. Пример жизни посланника Аллаха (букв. суннат расул Аллах, то есть пример посланника Аллаха) является образцом для подражания для каждого правоверного мусульманина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Для Мухаммада, до того момента не обладавшего поэтическим даром, сложение первых необычных фраз, настойчиво звучавших в голове, само по себе было потрясением, свидетельством влияния сверхъестественных сил. По словам самого Мухаммада, первые фразы Корана явились ему во сне, когда некто (отождествленный потом с Джабраилом) со свитком в руках велел: «Читай!» Мухаммад трижды отказывался, но, принуждаемый силой, наконец прочел написанное. «Когда я проснулся, то эти слова были словно записаны в моем сердце». В этом эпизоде нет ничего сверхъестественного: хорошо известно, что у людей, мозг которых неотступно занят какой-то проблемой, решение иногда приходит во сне, а композиторы и наяву нередко слышат новую музыку (С. В. Рахманинов, например, слышал новую музыку так отчетливо, будто ее кто-то проигрывал на рояле, и ему только оставалось ее записать и оркестровать). Видимо, и у Мухаммада текст проповедей рождался в звуковой форме и воспринимался как диктуемый. Все же следует учитывать и то, что часть текстов складывалась во время припадков, когда Мухаммад бледнел, трясся, обливался потом, на губах появлялась пена и руки судорожно выворачивались. Эти припадки в глазах окружающих были проявлениями особого состояния восприятия откровения. Считать, как полагал Аренс, что такие состояния вызывались возбуждающими травами, невозможно, так как они возникали непроизвольно и в неожиданных ситуациях. Мусульманские биографы Мухаммада и историки Корана расходились в том, какие разделы его самые ранние. Общепринято считать ими начало 96-й суры: «(1) Читай! Во имя господа твоего, который сотворил, (2) сотворил человека из сгустка. (3) Читай! Ведь господь твой щедрейший, (4) который научил каламом (5) научил человека тому, чего он не знал. (6) Но нет! Человек восстает, (7) оттого что видит себя разбогатевшим». Европейские исследователи, следуя за традицией, обычно также называют эту суру первой, хотя и оговаривают существование других мнений. Если принять на веру рассказ о начале Корана, прочитанном во сне, то нельзя не признать странным, что самые первые слова, сложившиеся ли в голове Мухаммада или, как считают верующие, данные в откровении, словно вырваны откуда-то: «Ведь господь твой щедрейший, который научил каламом…» Гораздо естественнее как начальные звучат слова 74-й суры: «(1) О закутанный [в плащ]! (2) Встань и увещевай! (3) И господа твоего возвеличивай! (4) И одежды свои очисть! (5) И скверны беги! (6) И не оказывай благодеяния ради многократного [воздаяния]! (7) И ради господа твоего терпи!».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Во многих сурах этого периода звучат призыв к благотворительности, помощи ближним, поношение жадных богачей, которые надеются, что богатство спасет их от наказания: «(1) Горе всякому хулителю, поносителю, (2) который собрал богатство и сосчитал его! (3) Полагает он, что богатство сделает его вечным. (4) Так нет же! Будет ввергнут он в сокрушилище. (5) Как постичь тебе, что такое сокрушилище? (6) Это – огонь Аллаха пламенеющий, (7) который вздымается над сердцами. (8) Он над ними сомкнут (9) на колоннах вытянутых» [Кор., пер., CIV]. Спастись от адского пламени могут только люди, уверовавшие в Аллаха и следующие за его посланником, – мусульмане (муслим – «отдавший себя»). Им обеспечено вечное блаженство. В этой проповеди несомненно влияние христианских идей о воздаянии за грехи и вознаграждении за благочестие. Возможно, что и на форму самих проповедей повлияли христианские образцы. Характерно, что Мухаммад еще не говорит о единственности своего бога и не выступает против многобожия и идолопоклонства. Видимо, поклонение этому «господу» еще не выделилось в его сознании из общего круга религиозных представлений курайшитов. Его бог был могущественным владыкой Кабы, известным всем и без того, и не требовалось никаких особых разъяснений. Коранические тексты этого периода не содержат никаких предписаний относительно обряда молитвы, числа молитв и т. д. Предписания такого рода исходили от самого Мухаммада. Не отказываясь от традиционной формы поклонения Кабе, Мухаммад ввел новую, незнакомую для арабов форму изъявления покорности Аллаху: цикл последовательных поз благоговения с произнесением соответствующих сакральных выражений («Хвала Аллаху», «Аллах велик» и т. д.), набор которых для того времени неизвестен, так как важнейшая часть установившейся позже молитвы – чтение «Открывающей» суры (Фатихи) – тогда отсутствовала. Цикл молитвенных поз, завершавшийся простиранием в земном поклоне, назывался рак " ат. Эта невиданная поза унижения возмущала мекканцев. Именно об этом поклоне, который не желают совершать гордецы, не покоряющиеся Аллаху, и говорится в конце процитированной нами 77-й суры. Утренняя и вечерняя молитвы состояли каждая из двух рак " атов.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Почему порядок сур в свитке лучшего знатока Корана был отвергнут халифами и на каком основании?! Вместе с тем, в самой исламской традиции нет единства относительно того, является ли порядок сур чем-то, что сподвижники получили от Мухаммада (арабск.), или же это то, что относится к их личному рассмотрению (арабск.). Так, например, Малик считал, что порядок сур относится исключительно к вопросу личного суждения и рассмотрения 467 . Что касается востоковедов, то в их среде в течение долгого времени господствовала мысль о том, что при помощи ясного понимания того, как протекала жизнь Мухаммада, Коран может быть реструктурирован таким образом, что он будет иметь смысл в плане его хронологии и связи разрозненных и противоречивых аятов между собой. Густав Вэйл в 1844 предпринял первую попытку расположить суры Корана в хронологическом порядке посредством установления связи между событиями жизни Мухаммада и текстом. Этот порядок был основан на анализе стилистики Корана и хронологического порядка сур, существующего в исламской традиции. Коррективы были сделаны Нольдеке в 1860 г. в его «Истории Корана». Однако и Нольдеке в своей хронологии сур и аятов остался в рамках, предложенных исламской традицией. Якоб Барт впервые высказал гипотезу о том, что коранический текст существенно пострадал от некачественной редакторской работы, и заявил о необходимости реструктурировать отдельные суры таким образом, чтобы они «имели смысл» 468 . Вот что Барт писал по поводу структуры отдельных сур Корана: «Иногда в отдельно взятом аяте имеются вставки, разрушающие его структурное единство. Иногда одна ита же идея повторяется последовательно дважды таким образом, что второе упоминание делается без учета первого... Одни и те же аяты повторяются в разных сурах, а порою и в одной и той же суре, так что иногда они никак не связаны между собой...» 469 . В начале XX века Альфонс Мингана высказал гипотезу о том, что Коран был собран в единый свод на несколько десятилетий позже, чем считалось ранее, а именно при пятом халифе династии Омеядов Абдаль Малике ибн Марване (65–86/685–705).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Надо заметить, что сами арабы весьма скептически были настроены к художественным качествам Корана. «Известный поэт Башшара ибн Бурд (убит в 783 г.), на многолюдном собрании в Басре, выслушав стихотворения современных ему поэтов, сказал о некоторых из них: «Эти стихи лучше любой суры Корана». А его младший современник поэт Абу ал-Атахия (750-825) не только не признавал несотворённости Корана, но считал, что некоторые из его собственных стихотворений по своим качествам намного выше коранических сур» Ар-Раванди (одно из самых проклятых имён в списке мусульманских еретиков) (ум.906) утверждал, что у проповедника Актама ибн ас-Сайфи можно найти куда более изящную прозу, чем в Коране. «Как можно доказывать истинность пророческой миссии Мухаммеда на основании его же собственного Корана?» – писал он, – «Если бы Евклид стал утверждать, что люди никогда не смогли бы создать ничего подобного его книге, неужели же на основании этого было бы доказано, что он пророк?». В это же время высокопоставленный чиновник Абу ал-Хусайн ибн Абу ал-Багл пишет книгу о имеющихся в Коране ошибках. Наконец тогда же известный поэт Абу ал-Ала Маарри позволяет себе сочинить рифмованную параллель к Корану, полностью в манере «святой книги», разделив её на суры и аяты . А вот мнение европейских переводчиков Корана: «Среди мест, рассчитанных на действие поэтической формой, много неудачного. Рюккерт много стихов оставил без перевода, так как даже при искусной передаче нельзя было бы их спасти от упрёка в эстетическом несовершенстве» . Другим доказательством богодухновенности Корана Мухаммед представлял то, что в нем нет противоречий. – «Разве они не размыслят о Коране? – говорит он, – Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий», (4; 84). Со стороны Мухаммеда было очень неосмотрительно делать такие заявления. Ведь сами исламские теологи насчитывают в своей священной книге 225 противоречий. Для того, чтобы оправдать их появление в Книге, которая, по их вере, существует вечно рядом с Аллахом, они вынуждены прибегать к крайне недостойным Бога объяснениям – что Аллах будто-бы думал одно, а потом передумал. Таким образом, сам Коран, согласно собственным критериям вовсе не является словом Бога. Но это, конечно, не интересует мусульман, придерживающихся своего безумного зловерия. Любопытно проанализировать их систему аргументации богодухновенности Корана (удивительным образом не основанную на самом тексте Корана) : «Коран – последняя священная книга, ниспосланная Аллахом, разница между ним и другими Священными писаниями состоит в следующем:

http://azbyka.ru/semya/brak-s-musulmanin...

Наиболее благоприятная ситуация для иудеев сложилась после прихода в 750 г. к власти в халифате Аббасидской династии и переноса столицы из Дамаска в Багдад. Только с этого времени появились достоверные сведения о жизни иудеев в Вавилонии. Благодаря возникновению огромной ислам. империи вавилонские евреи, оказавшиеся в ее центре, смогли претендовать на главенство над всеми евр. общинами Средиземноморья. Основными институтами И. р. в этот период были экзилархат и гаонические академии Суры и Пумбедиты, к-рые делили между собой светскую и религ. власть. Должность экзиларха была наследственной и передавалась из поколения в поколение в рамках одного семейства Давидидов (хотя формально кандидаты избирались общиной и утверждались мусульм. правителем). Преимущество экзилархов заключалось в том, что они постоянно находились при дворе аббасидских правителей и могли ходатайствовать за единоверцев. Кроме того, экзилархи собирали налоги. Гаоны выступали хранителями непрерывной традиции, идущей от Моисея. Они пользовались большим авторитетом в диаспоре. Общины, находившиеся в др. странах, присылали в академии ежегодные выплаты на поддержку ученых раввинов, а вместе с ними - вопросы, ответы на к-рые породили жанр респонсов (  ), формализованных ответов на галахические вопросы (возможно, образцом послужили фетвы, издаваемые исламскими духовными лидерами). Главы академий обычно выбирались из среды самих ученых на основе консенсуса. Но реально этот пост занимали члены лишь неск. семейств. На процесс выборов и на отношения гаонов с экзилархами большое влияние оказывали придворные банкиры. По этой причине в кон. X в. Натан Вавилонский говорил о 3-частной структуре власти в вавилонских общинах - экзиларх, гаоны и влиятельные семейства Нетира и Пинхас. Поскольку все решения принимались в Багдаде, академия Пумбедиты переехала в столицу в кон. IX в., а академия Суры - в нач. X в. (обе при этом сохр. свои названия). Судебная власть каждой академии распространялась на ряд округов (гаоны назначали в местные общины судей), которые обязаны были финансировать их деятельность.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Маил мусхаф Корана – Лондон Стиль письма помогает в датировке; Рудиментарный шрифт Она хранится в Лондоне, и потому я видел ее много раз, даже водил людей на экскурсии, посмотреть на нее. Она лежит за витриной, в прошлый раз я был там в июле 2017. Она была доступна к просмотру. Если присмотреться, она отличается от других, видите здесь другой шрифт. Рукопись называется маил, потому что написано наклонным шрифтом. На арабском слово маил означает «наклонный». Посмотрите – буквы наклонены влево. Кроме того, письмо намного менее стилизованное, чем куфическое, которое мы видели раньше. АФ – Верно. ДС – И потому можно сказать, что это более ранний, сырой текст, несовершенный текст, и хранится он в Британской Библиотеке. Выводы ученых Маил: в Британской библиотеке (Галерея Риблатт) Написан хиджазским шрифтом. Только до 43 суры. Содержит 53% Корана. Датирован: началом VIII в. (Алтикулач) или концом VIII в. (Доктор Мартин Лингс) Если изучить его подробнее мы увидим, что этот манускрипт, как и Самаркандский идет только до 43 суры. Он написан наклонным хиджазским письмом, и содержит 53% Корана. Дата его написание не много спорна. Тайар Алтикулач и Экмеледдин Ихсаноглу, которые работали над этим манускриптом пять лет между 2002 и 2007, датировали его началом VIII века. Однако, как они пришли к этому выводу, они не говорят. Доктор Мартин Лингс, который много лет присматривал за этой рукописью, ведь, он – куратор Британской Библиотеки, датирует рукопись концом VIII века, 790-ми годами. Он не согласен с Алтикулачем. Как видите, датировка этого текста спорна, и потому неплохо было бы датировать его точнее. Может у Вас получится датировать его точнее в своем исследовании для докторской диссертации? АФ – Над этим придется поработать. ДС – Дальше у нас рукопись Аль Хусейна, которая в Каире. Каирский мусхаф аль-Хусейна: начало-середина VIII века. Монументальный Кодекс; Шрифт помогает в датировке АФ – Ещё один монументальный тест. ДС – Да, очень большой. На левой картинке, где его рассматривают, видно насколько большие там буквы. И потому – здесь тоже разногласия относительно датировки. Тайар Алтикулач и Экмеледдин Ихсаноглу, турецкие исследователи, датируют его VIII веком, но Франсуа Дерош датирует его IX bekoм, а, возможно, и позже. Рукописи датировать сложно. Для этого нужен доступ к ним и лабораторной экспертизы. Тем не менее, Алтикулач приводит четкие доводы почему это не может быть мусхаф Усмана.

http://azbyka.ru/video/mnozhestvo-proble...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010