—253— одно другое, а порой обнаруживают бессилие мысли найти выход из лабиринта антиномий. Не нужно спешить искать противоречий в Коране, не нужно спешить соглашать и примирять его суры между собой, нужно пытаться понять психологию создателя Корана, понять, почему из одних и тех же уст и по-видимому за одно и то же раздавались то благословения, то проклятия, понять, почему один и тот же голос призывал то к безпредельному прощению и милосердию, то к бесчеловечной мести. Без сомнения, это трудно, и потом в конце концов такое истолкование, личности и книги всегда окажется субъективным. Но всё-таки, кажется, это есть единственный путь для получения правдоподобных выводов. Наиболее ясным и бесспорным пунктом в Коране является учение о едином Боге. Есть единый Бог милосердый и милостивый. Во имя этого Бога даны все суры Корана (только 9-я сура не предваряется этим надписанием). Во имя Бога милосердого и милостивого – бисмилляги ррагмани ррагим. Рагмин значит милосердый ко всем без различия, рагим – милосердый к заслуживающим милосердия. „Бог, нет другого Бога кроме Его. За ним все лучшие имена“ (сура 20:7). Истинный Бог есть Аллах, боги ложные и даже понятие божества обозначается словом илях. „Я – Бог, нет другого бога кроме меня, говорится далее в той же суре (14). Так почитай меня и в воспоминание обо мне твори молитву“. „Не полагай на ряду с Богом других богов, ибо будешь низвержен в геенну, покрытый срамом и презрением. Изберёт ли вас Бог случайно в сыновья и возмёт ли девушек в ангелы? Вы произносите этим страшное слово“ (17, 41–42). Ему (Богу) принадлежит всякое существо на небе и на земле. Те, которые подле него, не пренебрегают поклоняться Ему и не пропускают этого. Они прославляют хвалы Его днём и ночью; они ничего не выдумают на Его счёт. Взяли ли они богами на земле, богов способных воскрешать мёртвых? Если бы был другой бог кроме Его на небе и на земле, то они уже погибли бы. Слава владыки трона выше, что Ему приписывают… Ангелы покланяются ли другим божествам кроме Бога“ (сура 21, 19–24)? Идея Бога, по мысли Магомета, неизбежно соединяется с идеей единства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако внимательное изучение контекста показывает, что Иисус говорил как раз обратное. Иисус поставил в тупик Своих скептически настроенных иудейских оппонентов, указав им на дилемму, которая превращала все их прилежные расчёты относительно пришествия Мессии в пустую фикцию. Разве может Давид называть Мессию своим «Господом» (как в Пс. 109:1 ), если в Писании сказано также, что Мессия будет сыном Давидовым (как во 2Цар. 7:12 и далее)? Единственно возможный ответ состоит в том, что Мессия будет одновременно и человеком (сыном или потомком Давида), и Богом (Господом Давида). Иисус провозглашает Себя и Богом, и человеком. Для исламского мышления понимание того, как Иисус может совмещать в одном лице человеческую и божественную природу, не должно было бы составлять большей трудности, нежели понимание собственной концепции ислама о том, что человеческое существо совмещает в себе дух и плоть, сохраняющийся и преходящи# элементы человеческой личности (Коран, сура 89:27–30/27–30; ср. Коран, сура 3:182/185). Даже по собственным убеждениям мусульман, всё, чего бы Всемогущий Бог, Создатель и Управитель всего сущего, ни пожелал в Своей беспредельной мудрости, Он в силах осуществить, ибо «Он – властвующий» (Коран, сура 6:61/61). Благ один только Бог. Многие исламские учёные заявляют, будто бы Иисус отрицал Свою божественную природу, когда, упрекая богатого юношу из начальствующих, сказал: «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» ( Мк. 10:18 ). Анализ этого высказывания с учётом его контекста выявляет, что Иисус отнюдь не отрицал Своей божественности. Напротив, Он призывал юношу задуматься о значении легкомысленно упомянутого им титула. Иисус отнюдь не сказал: «Я не Бог, и зря ты Меня так называешь» или «Я не благ». Действительно, и Библия, и Коран учат, что Иисус был безгрешен (ср. Ин. 8:46 ; Евр. 4:15 ). В данном же случае Иисус побуждает юношу понять, какой истинный смысл несёт в себе его обращение к Иисусу «Учитель благий». По сути дела, Иисус как бы спрашивает: «Осознаёшь ли ты, что в действительности говоришь, когда называешь Меня «Учитель благий»? Благ один только Бог. Понимаешь ли ты, что назвал Меня Богом?» Тот факт, что богатый юноша отказался от предложенного ему Иисусом пути, свидетельствует, что на самом деле он не считал Иисуса своим Учителем. Но Иисус нигде не отрицает, что для этого юноши из начальствующих Он – Учитель и Бог. Ведь в других случаях Иисус прямо провозглашает Себя Господом и Учителем для всех людей ( Мф. 7:21–27; 28:18 ; Ин. 12:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Наиболее ясным и бесспорным пунктом в Коране является учение о едином Боге. Есть единый Бог милосердный и милостивый. Во имя этого Бога даны все суры Корана (только 9-я сура не предваряется этим надписанием). Во имя Бога милосердного и милостивого – бисмилляги ррагмани ррагим. Рагмин значит милосердый ко всем безразличия, рагим – милосердный к заслуживающим милосердия. «Бог, нет другого Бога кроме Его. За ним все лучшие имена“ (сура 20, 7). Истинный Бог есть Аллах, боги ложные и даже понятие божества обозначается словом илях. «Я – Бог, нет другого бога кроме меня,“ – говорится далее в той же суре (14). «Так почитай меня и в воспоминание обо мне твори молитву“. «Не полагай наряду с Богом других богов, ибо будешь низвержен в геенну, покрытый срамом и презрением. Изберет ли вас Бог случайно в сыновья и возьмет ли девушек в ангелы? Вы произносите этим страшное слово“ (17, 41–42). Ему (Богу) принадлежит всякое существо на небе и на земле. Те, которые подле него, не пренебрегают поклоняться Ему и не пропускают этого. Они прославляют хвалы Его днем и ночью; они ничего не выдумают на Его счет. Взяли ли они богами на земле, богов способных воскрешать мертвых? Если бы был другой бог кроме Его на небе и на земле, то они уже погибли бы. Слава владыки трона выше, что Ему приписывают. Ангелы поклоняются ли другим божествам кроме Бога?“ (сура 21, 19 – 24). Идея Бога, по мысли Магомета, неизбежно соединяется с идеей единства. Если бы рядом с Богом были другие боги, возникла бы борьба, по-видимому, должен бы был разрушиться мир, в конце концов высочайший Бог должен бы был восторжествовать, и все боги кроме одного должны погибнуть. Если это так, то мысль о том, что Бог не один, является богохульством. Но это утверждают язычники, воздвигающие идолов многим богам и христиане, учащие о Троичности. Против язычников Магомет направил приведенные выше 19–23 ст. 53 суры, которые по преданию ему лучше было бы направить против самого себя, так как перед этим он будто бы готов был вместе с мекканцами почитать их богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Скажи: «Взываю я лишь к своему Владыке, и в поклонении Ему других богов не измышляю». Скажи: «Не властен я ни злом (вас наказать), (и ни добром) на путь вас праведный наставить». Скажи: «Никто меня от Господа не защитит, и не найти убежища нигде мне, кроме как у Бога, коль я не передам (того, что Он вещает), Его посланий (вам не изъясню). А тем, кто будет непослушен Аллаху и посланнику Его, назначен Ад, где пребывать им вечно». (Сура 72:20–23) «Господь запада и востока! Нет Бога, кроме Него!» – настойчивое утверждение и центральная тема Корана. Существование Аллаха считается само собой разумеющимся и не требующим доказательств. Коран призывает к осознанию господства Аллаха и к поклонению его славе. Разумеется, в те времена атеизм был совершенно неизвестен. Неверующих упрекали не в том, что они вообще не верят в Бога (Аллаха), а в том, что они отворачиваются от него в сторону других богов или отождествляют его с кем-либо еще. Отсюда и проистекает утверждение, что нет другого Бога, кроме Аллаха. Интересно отметить, что Коран не отрицает существование иных богов – его утверждение относится только к возможным конкурентам, а также политеизму: Если б на небе и земле были другие божества, кроме Аллаха, на них бы не было порядка никогда!.. (Сура 21:22) Поскольку Аллах невидим, то доказательство его существования не является проблемой. Никто не может увидеть его или получить личные знания о его реальности: от людей требуется верить в то, что им открыто. Очень важно вступить с ним в правильные взаимоотношения. Для этого предписано подчиняться его законам и вести достойный истинного мусульманина образ жизни. Вера в Аллаха является в Коране основной темой. Участь же тех, кто отказывается принять его, слишком ужасна, чтобы можно было даже подумать о неверии. Исключительные по значимости и часто повторяющиеся слова, которые демонстрируют безрассудное пренебрежение Аллахом, – мин дуниллахи («кроме Аллаха» или «без Аллаха»). Мысль, вызывающая отвращение! Ведь она так легко может поселиться в умах и сердцах людей, не только преднамеренно отказывающихся от его власти, но даже случайно не оказавших ему должного внимания. Мысли или действия без достаточной осведомленности об Аллахе уводят человека с истинного пути. Отсюда берут начало многочисленные предписания Корана все время поминать или прославлять (зикр) имя Бога (сура 57:16).

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Вопреки сопротивлению ислама по отношению к основным христианским доктринам Коран признает свойства и достоинства Христа, ставящие Его на более высокий уровень, по сравнению с человеком. Эти характерные черты были явлены в Его жизни и поведении, в Его проповеди и Его личности. Когда мы сравниваем эти характерные черты с чертами пророков и апостолов, упомянутыми Кораном, то мы видим, что Коран не наделяет никого из них, даже самого Мухаммеда, такими исключительными чертами, которые были присущи только одному Христу. I. Его чудесное зачатие Мы читаем в Коране: «И Марйам, дочь Имрана, которая сберегла свои члены, и Мы вдунули в нее от Нашего духа. И она сочла истиной слова его Господа и Его писания и была из числа благочестивых». Сура 66,12. Аль-Фахр эль-Рази говорит: «Мы вдохнули туда от Нашего духа» – значит: в Иисуса, так как Иисус был в ее утробе». Имеется разногласие по вопросу – кто вдохнул? Некоторые говорят – вдохнул Аллах, так как Аллах говорит: «Мы вдохнули от Нашего духа», что выглядит так, что Сам Аллах вдохнул. Другие говорят, что вдохнул ангел Гавриил, потому что сказано по отношению к Гавриилу: «Я жалую тебе». Имеется также разногласие относительно того, как это было сделано. Ибн Аббас сказал: «Гавриил открыл пальцем ее нижнюю одежду и вдохнул в нее». Фраза: «Чье лоно было целомудренно (девственно)» — значит, что она была девственна и содержала себя в чистоте, и «Мы вдохнули туда от Нашего духа» – значит, что это вдыхание было сделано в отверстие ее одежды. Также сказано: «Мы (т.е. Аллах) сотворили все, что появилось в нем (т.е. в лоне Марии)». Му-Катил, толкуя значение слов «и она поверила словам ее Господа», сказал, что это значит – уверовала в Иисуса; а Аль-Хасан, когда читает Коран, то вместо «слова» ее Господа – произносит «слово» ее Господа; и Иисус назван именем «слово Аллаха» в нескольких местах Корана. II. Его чудесное рождение Коран упоминает следующий разговор между Девой Марией и ангелом Божьим, когда он явился возвестить о рождении Христа: «Он сказал: «Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого». Она сказала: «Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек, и не была я распутницей». Он сказал: «Так сказал твой Господь: «Это для Меня – легко. И сделаем Мы его знамением для людей и Нашим милосердием». Дело это решено». Сура 19,19-21.

http://azbyka.ru/lichnost-xrista-v-evang...

Л. А. Беляев В исламе В Коране Н. (Нух) занимает особое место. Он считается посланником Аллаха и пророком; более того, его имя, как правило, открывает т. н. пророческие ряды. Наряду с Ибрахимом (Авраамом), Мусой (Моисеем), Исой (Иисусом) и Мухаммадом Н. входит в число тех, с кем Аллах заключил завет (XXXIII 7). Не считая отдельных упоминаний, более или менее пространные рассказы о Н. имеются в 10 сурах (7, 10, 21, 23, 26, 29, 37, 54; самые длинные - в 11-й и 71-й сурах). Все эти суры относятся к мекканскому периоду, когда происходила активная интеграция библейских сюжетов в буд. текст Корана. Хотя Н. стал считаться в исламе 1-м среди пророков великих катастроф, о самом потопе в Коране в связи с Н. имеются лишь краткие упоминания, а основной акцент сделан на проповеди Н. и на его отвержении соотечественниками. При этом противостоящая Н. знать именуется словом   (XI 27), как и совет выступавших против Мухаммада старейшин кланов в Мекке, а ряд реплик Н. дословно совпадают с приводимыми в Коране словами Мухаммада (ср., напр.: X 72 и XXVII 91); только Н. и Мухаммад носят в Коране именование «ясный увещеватель» (    ; XI 25 и др.). Т. о., Н. более, чем к.-л. др. пророк, выступает прототипом Мухаммада. Коранические рассказы о Н. даже могут быть использованы для реконструкции истории ранней проповеди основателя ислама, особенно в отношении обвинений, выдвигавшихся против него мекканцами. В этой связи особенно примечательна 71-я сура, к-рая названа именем Н. и в отличие от др. сур, названных именами пророков, посвящена только ему (единственный аналогичный случай - 12-я сура, посвященная Юсуфу (Иосифу)). При этом, за исключением беглого упоминания о потопе (LXXI 25), ее текст не имеет параллелей с Библией, а представляет собой чередование обращений Н. к народу и Аллаху, носящих подчеркнуто прототипический характер в отношении Мухаммада. В остальных случаях коранический рассказ о Н., не считая общей канвы повествования, лишь в немногочисленных деталях схож с библейским, напр. в указании на спасение пар всех живых существ (ср. Быт 7. 9 и Коран XI 40) или представлении о том, что потоп образовали совместно небесные и земные воды (ср. Быт 7. 11 и Коран LIV 11-12). Вместе с тем имеется немало мотивов, общих с позднейшими иудейскими и христ. толкованиями, в частности мотив враждебного отношения к Н. его соплеменников и отрицательный образ жены, использованный в Коране (LXVI 10), возможно, чтобы по контрасту подчеркнуть праведность жен Мухаммада (как и в случае с женой Лута ( Лота )). Как показал А. Гейгер , к иудейской агадической лит-ре могут восходить такие черты коранического повествования о Н., как атрибуция Н. пророческой миссии, насмешки над ним во время строительства ковчега, гибель его неверующих родственников в горячей воде (в Коране этот мотив распространен на потоп в целом, воду для которого разогревала особая печь - XI 40; XXIII 27).

http://pravenc.ru/text/Ной.html

Единственно существенным предсказанием было предсказание победы римлян над войском персов при Иссе. В суре 30 сказано: «побеждены Румы в ближайшей земле, но они [даже] после [этой] победы над ними победят через несколько лет» (Коран, сура 30:1–3/2–4). Это предсказание не слишком впечатляет (см. Gudel, 54). Согласно Али, «несколько лет» означает от трёх до девяти лет, но реальная победа состоялась не раньше, чем через тринадцать-четырнадцать лет после пророчества. Поражение римлян от персов при взятии Иерусалима относится примерно к 614 или 615 г. Контрудары начались не ранее 622 г., и победа не была полной до 625 г. Это составляет, по меньшей мере, десять или одиннадцать лет, а не те «несколько», о которых говорит Мухаммед. В османовском издании Корана знаки огласовки отсутствуют, они были расставлены лишь много позже (Spencer, 21). Поэтому слово sayaghlibuna, «они победят», может быть при изменении двух гласных прочитано и как sayughlabuna, «их победят» (Tisdall, 137). И даже если игнорировать эту неоднозначность, пророчество не является ни долговременным, ни удивительным. Вполне можно было ожидать, что побитые римляне захотят взять реванш. Чтобы предсказать подобный поворот, не требовалось какой-то особенно глубокой восприимчивости к тенденциям развития событий. В лучшем случае это можно назвать проницательной догадкой. Но как бы то ни было, по всей видимости, не имеется достаточных доказательств того, что это сверхъестественное пророчество. Единственно заслуживающее упоминания из других пророчеств находят в суре 89, где фразу «и десятью ночами» (Коран, сура 89:1/2) кое-кто считает предсказанием о десяти годах гонений, испытанных первыми мусульманами (Ahmad, 374f.). Однако надуманность такого толкования очевидна благодаря тому факту, что даже Али, переводчик Корана, признавал: слова «десятью ночами» обычно понимают как ссылку на первые десять ночей ежегодного Zul- Hajj, священного периода паломничества. Это предсказание никак нельзя назвать ясным и определённым. Свидетельства того, чтобы у Мухаммеда был истинно сверхъестественный дар пророчества, отсутствуют. Его пророчества туманны и небесспорны. Гораздо легче привносить в них определённый смысл задним числом, после события, нежели улавливать этот смысл до того, как что-то произойдёт.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

описываются обычно в рамках одного догмата. В ислам. теологии различают малый и большой концы света. Малый конец света - это смерть человека; Большой конец света длится от 1-го до 2-го звучания сура ангела Исрафила. Судный день начинается со 2-го звучания сура и заканчивается, когда обитатели рая войдут в рай, а обитатели ада - в ад. Он включает воскрешение людей, передачу им книг с записями совершенных добрых и злых дел и взвешивание их на весах, призывание людей к ответу за совершенное ими в земной жизни, заступничество за людей перед Аллахом, мост над адом. По др. мнениям, Судный день начинается одновременно с Концом света и включает его. Человек, не верящий в Судный день, не может считаться верующим: «...а кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (IV 136). Единственными источниками занний о последующей вечной жизни являются Коран и хадисы. В Коране о Судном дне говорится практически в каждой суре, чтобы люди постоянно думали о предстоящей вечной жизни, т. к. земная жизнь является для человека местом испытания, а будущая вечная жизнь - местом воздаяния. Мусульманин должен быть уверен в том, что восторжествует Божественная справедливость. В земной жизни часто нет воздаяния как за злые, так и за добрые дела, и в мире возникает «кажущаяся несправедливость» ( Кылавуз. 2007. С. 171). В жизни вечной все дела станут явными и Аллах воздаст каждому по заслугам: грешники получат муки ада, а праведники - райское блаженство. В Коране об этом говорится так: «Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения! Аллах сотворил небеса и землю во истине и для того, чтобы каждая душа получила воздаяние за то, что она приобрела, и с ними не поступят несправедливо» (XLV 21-22). Малый конец света - смерть человека - длится до воскресения из мертвых и носит название «барзах» (жизнь после погребения). После похорон в могиле человека появляются ангелы Мункар и Накир и начинают задавать вопросы усопшему о его вере, т. е. происходит 1-е воскрешение - в могиле (XL 11). В ряде коранических стихов и хадисов говорится о том, что в барзахе есть и блаженства, и страдания: «Аллах защитил его от зла того, что они замыслили, а род Фараона окружили [или поразили] скверные мучения - Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!» (XL 45-46). В хадисах приводятся слова Мухаммада о том, что могила - «это или один из садов рая, или же одна из ям ада» ( Тирмизи. Киямат, 26; цит. по: Кылавуз. 2007. С. 175).

http://pravenc.ru/text/674977.html

«Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в Последний День, не запрещает того, что запретил Аллах и Его Посланник, и не подчиняется религии истины – из тех, которым ниспослано писание, покуда они не дадут откупа (джизью) своей рукой, будучи униженными» (Сура 9 «Покаяние» 29). Как утверждал авторитетный толкователь Ибн Кайим: «Когда была ниспослана сура «Ат-Тауба» («Покаяние»), в ней было подробно описано, как следует поступать с каждой из трех упомянутых разновидностей неверных. В ней прямо сказано, что следует идти войной на тех «людей Книги», пока они не согласятся заплатить джизью или принять Ислам. О неверных и лицемерах в этой суре сказано, что им также должен быть объявлен джихад, и обращаться с ними нужно жестоко. В той же суре объявлено, что всем союзам с многобожниками следует положить конец, и обязательства по этим договорам впредь мусульман не связывают. В этом отношении неверные были разделены на три категории: во-первых, военные противники, во-вторых, те, с кем заключены договоры и, в-третьих, зимми. После того как вторые приняли ислам, остались только два рода, противостоящих Пророку: враги и зимми. Итак, все человечество было поделено на три категории: мусульмане, миролюбивые народы, которым Пророк даровал спокойствие (зимми), и, наконец, недруги, пребывавшие в страхе перед ним» 21 . Для мусульман это последнее и окончательное законоположение, то есть джихад является обязательным для мусульманской общины. Как только джихад стал обязательным, он остается обязательным пока не наступит Судный День. Подтверждению этому служит следующие хадисы «Когда к нему пришел мужчина и сказал: «О посланник Аллаха, люди распустили коней, сложили оружие, и сказали: «Джихад закончился! И войны угасли!» Посланник Аллаха повернулся к нему лицом и сказал: «Они лгут! Как раз сейчас времена сражений, и в моей умме будет постоянствовать группа, воюющая за истину, и будут порицать их сердца некоторых людей, и пропитание муджахидов будет за счет этих людей, и так до Судного Дня, пока не придет обещание Аллаха….» 22 . «Джихад останется сладким и зеленым пока дождь продолжает капать с неба, все же придет на людей время, когда их ученые скажут: «Это – не время для джихада. Так кто бы ни явился свидетелем этого времени, пусть знает, что это – наилучшее время для джихада». Сподвижники спросили: « O Посланник Аллаха, неужели кто-то действительно скажет это?» Он ответил: «Да, тот, на ком проклятие Аллаха, Его Ангелов и всех людей» 23 .

http://azbyka.ru/religioznye-osnovy-isla...

ДС – А сейчас мы подошли к последней рукописи. Она довольно увлекательна. Увлекательна тем, что обнаружили ее совсем недавно и с приключениями, почти как у Индианы Джонса. А еще увлекательна тем, что мы в ней находим. Потому что многие исследователи считают эту рукопись самой древней, то есть несравнимо более важной. Рукопись Саны, найденная в Йемене. Вот фото. И, кстати, второе фото слева, я сделал сам. Мусхаф Саны: 705 год. Разные шрифты Выделенное оранжевым – расхождения с каноничным Каирским мусхафом 1924 года. Я встречался с доктором Гердом Пуином, одним из первых исследователей, который снял ее на пленку в 1981 году. Он, доктор Олиг и доктор фон Ботмар сняли всю рукопись на микропленку. Все трое ученые из университета Саарланд, в Западной Германии. Вместе они обнаружили, кстати, видите здесь диакритические знаки? АФ – Нет. ДС – Есть ли тут огласовка? АФ – Нет. ДС – Есть ли дамма, кясра или фатха? АФ – Нет. ДС – Их тут нет, верно. Мало того, текст даже на стихи не разбит. И это удивительно! Ведь если посмотреть на фото слева, на правой стороне левого фото есть желтая метка. Видити ее? АФ – Вот она. ДС – Перед меткой суры 19, а после желтой метки сура 22. АФ – Порядок сур не такой как в современном Коране… ДС – Где же суры 20 и 21. Сура 20 начинается на левой странице, присмотритесь к ним внимательно, и сравните шрифт на левой и правой странице. АФ – Видна разница в стиле. На одной из страниц буквы длиннее, и это только то, что я вижу издали. ДС – На этих двух страницах совершенно разные шрифты. Согласно доктору Герду Пуину, правая страница где желтая метка, написана в 705 году, левая же на 60 или на 70 лет позже. АФ – На двух соседних страницах такой разрыв во времени?! ДС – Хороших полвека. Все это он рассказал устно, этот материал еще нигде не был издан так, что нужно обращаться с ним осторожно. А если обратить внимание на оранжевые метки, то каждая из них – разночтение в рукописи. Интересно, что все это поднимает большие проблемы. Выводы ученых Карл Хайнц Олиг о мусхафе Саны

http://azbyka.ru/video/mnozhestvo-proble...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010