Существует еще целый ряд проблем, возникающих в полемике, открытой мусульманами по поводу библейских противоречий. Например, что мусульмане собираются делать с авторитетом Библии, которую признает их же собственный Коран? Авторитет Библии, признанный Кораном Коран, являющийся истиной в последней инстанции в среде мусульман, признает авторитет Библии, соглашаясь с ее подлинностью, по крайней мере до седьмого-девятого столетий. Прочтите следующие суры: Сура Корова 2:136 указывает на то, что не существует разницы между предшествующими писаниями, и теми, о которых говорит Коран: “… в то, что ниспослано нам, и что ниспослано… Исе… Мы не различаем между кем-либо из них…”. Сура Семейство Имрана 3:2-3 продолжает: “Аллах … ниспослал Он Тору и Евангелие”. Сура Женщины 4:136 идет еще дальше и предостерегает мусульман: “… Веруйте в… писание, которое Он низвел раньше …” В суре Трапеза 5:46-47 мы находим прямой призыв христианам верить в свое Писание: “И отправили Мы по следам их Ису, сына Марйам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором — руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных. И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах. А кто не судит по тому, что низвел Аллах, те – распутники”. И опять в Суре Трапеза 5:68 мы находим аналогичный призыв: “…О люди писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа”.  Чтобы подтвердить идею достоверности и авторитетности Ветхого и Нового Заветов, давайте откроем суру 10:94, где мусульманам советуют обратиться к Писанию в случае возникновения каких-то сомнений в их собственном писании: “Если же ты в сомнении о том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают писание до тебя. Пришла к тебе истина от твоего Господа; не будь же из колеблющихся!” Этот же совет повторяется в суре 21:7, с целью обратить особое внимание на то, что в ней сказано: “И до тебя Мы посылали только людей, которым внушали; спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете!”

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

Следующий стих также не оставляет сомнений в его происхождении. Здесь был использован талмудический материал, на этот раз из Мишны. Вот он: И потому Мы предписали детям Исраиля: тот, кто убьет живую душу не за душу, и не за нечесть на земле, тот как бы всех людей погубит. А тот, кто эту душу сохранит, он как бы всех людей убережет от смерти. (Сура 5:32) Похоже, этот стих не имеет никакой связи с историей, предшествовавшей ему. Совершенно непонятно, почему жизнь или смерть одного человека должна являться спасением или уничтожением всего человеческого рода. В Мишне есть интересный отрывок, определяющий источник данного отрывка и указывающий на связь между ними: Мы нашли это высказывание в описании убийства Каином своего брата: «…голос крови брата твоего вопиет ко Мне…» ( Быт.4:10 ). Слово «кровь» написано во множественном числе, имеется в виду его кровь и кровь его семени. Человек был создан единственно для того, чтобы показать, что тот, кто убьет одного человека, считается убившим целый народ, а тот, кто спасет жизнь одного человека, – спасшим целый народ. (Мишна Санхедрин, 4:5) Этот отрывок показывает, откуда в Коране появился принцип уничтожения или спасения целого народа через пролитую кровь одного из его представителей. Так как слово «кровь» в Книге Бытия 4:10 стоит во множественном числе, то изобретательный раввин выдвинул предположение, что все отпрыски Авеля были убиты вместе с ним, тем самым доказывая, что любое убийство или спасение жизни несет на себе печать мирового масштаба. Совершенно ясно, что Мухаммад понятия не имел об источнике этой теории, но, услышав ее пересказ, просто представил предположение раввина как повеление самого Аллаха. Авраам и уничтожение идолов История об Аврааме и идолах – это еще один рассказ Корана, берущий свое начало из иудейского предания, основанного на интерпретации каким-либо раввином библейского текста. Коран повествует, как однажды патриарх указал своему народу на то, что он ошибается, поклоняясь идолам. Но люди не послушали его. Авраам спросил, почему же они не едят свои подношения перед идолами и не могут вразумительно ответить ему на вопросы о них (сура 37:91–92). Затем Авраам разбил всех идолов, кроме самого большого. Когда же народ призвал его к ответу за это «богохульство», он заявил, что идолов разрушил самый большой из них. После этого патриарх предложил спросить у оставшегося «в живых» идола, кто разбил остальных. Возмущенные люди ответили Аврааму, что их идолы не могут говорить. И тогда он обвинил их в поклонении бессловесным образам, которые не могут ни причинить им вред, ни сделать добро. Люди пришли в бешенство и решили бросить Авраама в пылающий огонь (сура 21:62–68). Но Аллах сказал им:

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

И эта информация была взята не из канонических Евангелий: “Вот сказали ангелы: “О, Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных. И будет говорить он с людьми в колыбели и взрослым и будет из праведников” (сура 3:40,41). Аль-Рази, мусульманский ученый, подтверждает, что Иисус разговаривал в колыбели. Влияние апокрифических Евангелий оставило свой след в мусульманском богословии, развивая идею о детстве Иисуса, например, Сади пишет так: “Тогда соседи сказали своим детям: “Не играйте с этим волшебником”, – и забрали своих детей домой. Иисус пришел повидаться с ними, но люди сказали Ему: “Их нет в доме”, – а Он спросил: “Тогда кто там в доме?” Они ответили: “Свиньи”. Иисус сказал: “Тогда пусть они и будут свиньями” 94 . Таким образом, мы видим что влияние апокрифических Евангелий оставило свой след в Коране, и было воспринято Мухаммадом как чудо, которое совершил Иисус в детстве. Чудеса Исы-ал-Масиха В суре 3:43записано, что Иисус пришел со знамениями: исцелять слепых и прокаженных, воскрешать мертвых и еще, Он сотворил птиц из глины и вдунул в них и стали они живыми, – все это Он делает по повелению Аллаха (3:43). “Сила творить жизнь присуща только самому Творцу и об Иисусе говорится, что Он творил, как Бог” 95 . Сам Коран подтверждает об этом: “Аллах – творец всякой вещи, Он – единый, мощный!” ( сура 13:17 ). “А те, кого они призывают вместо Аллаха, не творят ничего, и сами они сотворены” (сура 16:20 ). Чудеса и знамения, которые показывал Сам Бог известным пророкам, записаны в Коране и относятся: к Ною (23:27-30), Моисею (7:103, 27:7-13), Соломону (21:77-81, 34:12,13 ), Ионе (37:142-146). Но эта творческая сила не принадлежит ни одному из них, так как в этих сурах употребляются следующие местоимения: “Мы”, “Наши знамения”, что относится только Аллаху. В сурах 3:45-49, 5:110-115 главный акцент делается на том, что Сам Иисус творит, например: “Я пришел к вам со знамением от Господа… Я сотворю вам из глины… Я исцелю слепого, прокаженного и оживлю мертвых с дозволения Аллаха”. Коран говорит, что Мухаммад не делал чудес: “Если бы ниспосланы были ему знамения от твоего Господа!” Скажи: “Знамения только у Аллаха, и я ведь только ясный увещеватель. Я – не новинка среди посланников, и не знаю я, что будет сделано со мною и с вами. Я лишь следую за тем, что мне внушено; я- только явный увещеватель” (суры 29:49; 46:8 ). От Вахаба ибн Минаббека известна история о чудесных исцелениях Иисуса: “Большое число больных, около пятидесяти тысяч, однажды окружили Его. Находившиеся вблизи могли коснуться Его, но другие не могли; тогда Иисус начал ходить между ними и исцелил всех молитвою” 96 . Таким образом, мы можем сказать, что Иисус был наделен силой творить, как и Сам Бог, и был больше, чем другие пророки. Коран о непорочном зачатии Исы

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

В Медине и Мекке были известные еврейские поселения Бану-Надир, Бану-Кейнока, а также Бану-Курайза – жители оазиса Йасриб (Медина). “Племя Курайза оказалось враждебным исламу, было частично перебито и изгнано из города” 20 . Об этом говорится в сурах 8:56, 33:26-27. Рядом с Мединой находилась чисто иудейская колония Хейбар, а несколько севернее – Тейма. Еврейские общины оказали большое влияние на коренных жителей Аравии, многие арабы слышали об иудейской религии. По свидетельству мусульманского историка Ягуби (Yagubi), иудеи были прозелитского направления, игнорировавшие Писание. К ним, в частности, относились племена Курайза и Надир из города Медина. “Они не были чистые иудеи, но иудаизированные арабские племена (кланы), которые назывались Djudham” 21 . Нам известно, что многие аравийские евреи имели Библию Акилы. Арамейский перевод назывался “Methurgemanium“. “Эти переводы пришли из Таргумов или арамейских парафразов” 22 . Многие библейские слова, из тех что мы находим в Коране, очевидно были из Арамейского источника. Вельгаузен пишет: “Арабские евреи вместе с их языком, с их знаниями Писания, их образом жизни, с их склонностью к злу, темными делами, магией и проклятием, а также с их боязнью смерти оставили необычное впечатление…” 23 Сам Мухаммад в Коране говорит о евреях, ссылаясь на то, что они отступили от истинной веры: “И если бы они соблюдали Тору и Евангелие и то, что ныне ниспослано им от Владыки их, истинно, вкусили бы от добрых вещей, и от тех, которое под ногами их. Есть среди них люди умеренные; но многие из них, воистину, творят зло” (сура 5:70). Таким образом, евреи в Аравии были отделены от своего Писания и основывалось на информации не канонической, но апокрифической и чаще всего магической. Их религия считалась неортодоксальной. А.А. Хагг (А.А. Hagg) говорит о духовном состоянии иудеев этой местности, что они поддались вырождению своей веры и религии 24 . Их образ жизни и вера оказали влияние на Мухаммада: “О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии без истины и не следуйте за страстями людей, которые заблудились раньше, и сбили многих, и сбились с ровной дороги… Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа” (сура 5:81,72). Также Мухаммад упрекает их в том, что они не уверовали предостережениям Дауда (Давида) и Исы (Иисуса), это записано в суре 5:82. Мессия

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕЙЛЯТ АЛЬ-КАДР [Араб., персид. Шаб-э-кадр - «Ночь предопределения/судьбы/могущества»], мусульм. праздник, отмечаемый в один из нечетных последних 10 дней рамадана . Считается, что Аллах открыл в эту ночь Мухаммаду 5 первых стихов Корана . Хадис (рассказ о жизни пророка) повествует об этом: «Вдруг я [Мухаммад] почувствовал во сне, что кто-то приблизился ко мне и сказал: читай! Я отвечал: нет! Тогда тот сдавил меня так, что я думал, что умираю, и повторил: читай! Я опять отказался и опять явившийся сдавил меня, и я услышал слова: «Читай во имя Господа твоего, который созидает - созидает человека из кровяного сгустка. Читай: Господь твой - Он милосердный - дает знать через писчую трость, дает знать человеку то, чего он не знал»» (Сура XCVI 1-5 («Сгусток»), пер.: В. С. Соловьев). Далее Мухаммад вспоминал: «Когда я это прочел, явление отступило от меня, и я проснулся. И я чувствовал, что эти слова написаны в сердце моем» (цит. по: Соловьев. 1902. С. 24-25). Согласно традиции, это произошло в 610 г. в месяц рамадан в пещере Хира на горе Джабаль-ан-Нур. Большинство суннитов отмечают Л. а.-к. 27 рамадана. Сура XLIV («Дым»), ст. 3, называет эту ночь «благословенной», т. к. во время нее началось ниспослание Корана. В этот день и особенно ночью мусульмане читают Коран и совершают особые молитвы. Эта ночь почитается так же, как ночь исполнения желаний. Благочестивым считается совершать итикаф (уединение) в мечети, где мужчины и женщины в течение нескольких дней в конце рамадана молятся и читают Коран, чтобы получить помощь и благословение, исходящие от «Ночи предопределения». О значении этой ночи говорится в суре XCVII 2-5 («Могущество»): «А известно ли тебе, что есть ночь могущества?/Лучше тысячи месяцев ночь могущества./Нисходят в ту ночь ангелы и Дух по воле Аллаха, исполняя каждое веление./Она - мир, пока не взойдет заря утренняя» (пер.: Б. Я. Шидфар). Шииты полагают, что Л. а.-к. приходится на один из 4 дней рамадана: 19, 21, 23 или 27-е. 19-го числа имам и халиф Али был смертельно ранен в соборной мечети Куфы и 21-го скончался. Исмаилиты верят, что «Ночь предопределения» приходится на 23-й день месяца рамадан в соответствии с традицией, восходящей к имаму Али и его жене Фатиме , дочери пророка. Лит.: Крымский А. Е. Лекции по Корану. М., 1902. Вып. 1; Соловьев В. С. Магомет: его жизнь и религ. учение. СПб., 19022; Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб., 1912; Gardet L. L " Islam: Religion et communauté. P., 1967; Luxenberg Chr. Weihnachten im Koran//Streit um den Koran: Die Luxenberg-Debatte: Standpunkte und Hintergründe. B., 20042. P. 35-41. М. Ю. Рощин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2463353.html

Маловероятно, чтобы переписчик выдумал эту историю, – скорее всего, он просто повторил предание, которое в то время было очень популярным в иудейском фольклоре. Вряд ли можно предположить, чтобы иудеи взяли описание этой истории из Торы и превратили его в фольклорную легенду. Коран, обвиняя иудеев, заявляет, что их предания являются божественными откровениями Аллаха (сура 2:79). Но их никак нельзя обвинить в переделке своей Священной Книги в фольклор! В данном случае, как уже было сказано, происхождение этой истории восходит к неверному переводу оригинального библейского текста. В очередной раз нельзя удержаться от заключения, что Коран на своих страницах воспроизводит легенды иудейского фольклора. Доказательством того, что Мухаммад многократно ошибался, пересказывая иудейские истории, может послужить имя, которым Коран называет отца Авраама. Его настоящее имя – Фарра, а в Коране его называют Азар. Вероятно, его перепутали с именем эл-Азар – так звали в Библии слугу Авраама. Авраам, сетуя на отсутствие собственного сына, говорит, что его наследником будет слуга Елиезер ( Быт.15:2 ). Все эти примеры свидетельствуют о том, что пророк ислама часто путался в информации, получаемой из вторых рук, и не мог избежать исторических и иных ошибок при создании Корана. Другие иудейские источники Корана В тексте Корана можно найти огромное количество других древнееврейских легенд. Приведенный ниже стих обнаруживает отчетливые параллели с древнееврейской историей: И если б сей Коран Мы низвели на гору, склонилась бы в смирении она, и раскололась в страхе перед Богом… (Сура 59:21) В книге Таргум к Книге Судей 5:5 («…горы таяли от лица Господа, даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева») древнееврейская легенда гласит, что гора Синай унизила себя, готовясь к получению Торы, в отличие от гор Фавор, Ермон и Кармил, которые были слишком надменны для этого. Предание повествует о том, что она была лишена своего места при получении Торы. В Коране повторяется история о Моисее, который находился на горе в течение нескольких дней, а люди, терпеливо ждущие его у подножия, выковали золотого тельца и начали поклоняться ему. Аллах сказал Моисею:

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Так называемые «сатанинские стихи» служат еще одним примером искажения первоначального текста. Согласно одному из вариантов, Мухаммед сначала получил откровение в Мекке, которое позволяло обращаться к определенным идолам, указывая: Видели ли вы ал-Лат, и ал-Уззу, и Манат — третью, иную? (Коран, сура 53:19-20) Это — лебеди превознесенные; Их заступничество ожидается; Их желания не пренебрегаются [Watt, 60]. Спустя какое-то время Мухаммед получил еще одно откровение, отменяющее три последние строчки (стиха) и подставляющее вместо них те, которые мы видим сейчас — см. Коран, сура 21-23/21-23 — ив которых опущены слова о ходатайстве перед этими богами. По данным Уотта, оба варианта были прочитаны публично. Мухаммед дал то объяснение, что сатана его обманул и без его ведома вставил ложные стихи! У. Ст. Клер-Тисдалл (Clair-Tisdall), долгое время работавший среди мусульман, указывает, что даже в современном Коране есть некоторые разночтения. Среди разночтений можно упомянуть такие: 1) в суре 28:48 иногда читают «Sahirani» вместо «sihrani»; 2) в суре 32:6 после «umma-hatuhum» в одном из вариантов добавлены слова «wa hua abun lahum»; 3) в суре 34:18 вместо «rabbana ba’id» кое-кто читает «rabuna ba’ada»; 4) в суре 38:22 кроме «tis’un» существует еще один вариант — «tis’atun»; 5) в суре 19:35 вместо «tantaruna» некоторые читают «yamtaruna» (Clair-Tisdall. 60). Хотя шииты составляют меньшинство мусульман, это вторая в мире по величине конфессия ислама, насчитывающая свыше 100 миллионов последователей. Они заявляют, что халиф Осман умышленно убрал из Корана многие стихи, в которых говорилось об Али. Заключение хорошо формулирует Л. Беван Джоунс в своей книге «Люди мечети» (The People of the Mosque): «Хотя может быть верно, что никакая другая книга не сохранилась на протяжении двенадцати столетий в такой чистоте текста, скорее всего, не менее верно и то, что никакая другая книга не подвергалась столь энергичному очищению» (Jones, 62). Даже если бы Коран был идеальной дословной копией данного Мухаммедом оригинала, богодухновенность оригинала это еще не доказывало бы. Все, что это означало бы, — что современный Коран является точной калькой сказанного Мухаммедом. Но это ничего бы не говорило и не доказывало нам относительно истинности сказанного им. Утверждения мусульман о том, что их религия истинна, потому что только у них есть идеально скопированная священная книга, представляют собой такую же логическую ошибку, как выбор в пользу идеально изготовленного фальшивого чека на 1000 долларов вместо слегка несовершенного, но настоящего. Критический вопрос, который мусульманские апологеты обходят с помощью порочного круга, состоит в том, является ли оригинал Словом Божиим, а не в том, располагают ли они идеальной его копией. Довод на основе пророчеств

http://azbyka.ru/koran-predpolagaemoe-bo...

Так называемые «сатанинские стихи» служат ещё одним примером искажения первоначального текста. Согласно одному из вариантов, Мухаммед сначала получил откровение в Мекке, которое позволяло обращаться к определённым идолам, указывая: Видели ли вы ал-Лат, и ал-Уззу, и Манат – третью, иную? (Коран, сура 53:19–20) Это – лебеди превознесённые; Их заступничество ожидается; Их желания не пренебрегаются [Watt, 60]. Спустя какое-то время Мухаммед получил ещё одно откровение, отменяющее три последние строчки (стиха) и подставляющее вместо них те, которые мы видим сейчас – см. Коран, сура 21–23/21–23 – и в которых опущены слова о ходатайстве перед этими богами. По данным Уотта, оба варианта были прочитаны публично. Мухаммед дал то объяснение, что сатана его обманул и без его ведома вставил ложные стихи! У. Ст. Клер-Тисдалл (Clair-Tisdall). долгое время работавший среди мусульман, указывает, что даже в современном Коране есть некоторые разночтения. Среди разночтений можно упомянуть такие: 1) в суре 28:48 иногда читают «Sahirani» вместо «sihrani»; 2) в суре 32:6 после «ummahatuhum» в одном из вариантов добавлены слова «wa hua abun lahum»; 3) в суре 34:18 вместо «rabbana ba’id» кое-кто читает «rabuna ba’ada»; 4) в суре 38:22 кроме «tis " un» существует ещё один вариант – «tis " atun»; 5) в суре 19:35 вместо «tantaruna» некоторые читают «yamtaruna» (Clair-Tisdall. 60). Хотя шииты составляют меньшинство мусульман, это вторая в мире по величине конфессия ислама, насчитывающая свыше 100 миллионов последователей. Они заявляют, что халиф Осман умышленно убрал из Корана многие стихи, в которых говорилось об Али. Заключение хорошо формулирует Л. Беван Джоунс в своей книге «Люди мечети» (The People of the Mosque): «Хотя может быть верно, что никакая другая книга не сохранилась на протяжении двенадцати столетий в такой чистоте текста, скорее всего, не менее верно и то, что никакая другая книга не подвергалась столь энергичному очищению» (Jones, 62). Даже если бы Коран был идеальной дословной копией данного Мухаммедом оригинала, богодухновенность оригинала это ещё не доказывало бы. Всё, что это означало бы, – что современный Коран является точной калькой сказанного Мухаммедом. Но это ничего бы не говорило и не доказывало нам относительно истинности сказанного им. Утверждения мусульман о том, что их религия истинна, потому что только у них есть идеально скопированная священная книга, представляют собой такую же логическую ошибку, как выбор в пользу идеально изготовленного фальшивого чека на 1000 долларов вместо слегка несовершенного, но настоящего. Критический вопрос, который мусульманские апологеты обходят с помощью порочного круга, состоит в том, является ли оригинал Словом Божиим, а не в том, располагают ли они идеальной его копией.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В Коране сказано, что у Аллаха есть прекрасные имена, так обращайтесь же к нему, называя его этими именами (7-я сура, 180-й аят). В сборниках достоверных хадисов аль-Бухари и Муслима есть такой хадис, в котором Мухаммед говорит: «Поистине, у Аллаха есть девяносто девять имён − сотня без одного, и тот, кто будет перечислять их, войдёт в рай». И у мусульман есть список из этих 99 имён, они очень их почитают, заучивают наизусть, повторяют каждый день, не все мусульмане, понятное дело, но особенно набожные. Однако, в любом случае, словосочетание «имена Аллаха» должно быть известно любому мало-мальски грамотному мусульманину. И вот, обратившись к этому списку, мы увидим, во-первых, имя Аль-Малик, что в переводе означает «Царь». Однако, Иисус Христос в Евангелии относит к себе это имя (Евангелие от  Матфея 21:5, 27:11 и так далее). Во-вторых, мы встречаем имя Аль-Халим, которое в переводе означает «Кроткий». Иисус неоднократно в Евангелии называет себя кротким ( Мф.11:29, 21:5 ). Вернувшись к списку имен Аллаха, мы уже, в-третьих, находим там имя Аль-Латиф, что в переводе означает «Добрый», и это же имя прилагает к себе Иисус в Евангелии, когда говорит: «Я есмь пастырь добрый». Двигаясь далее по списку, мы увидим имя Аль-Хакк, что в переводе означает «Истина», и, опять же, христиане все прекрасно знают стих Ин.14:6 , где Иисус говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь». Возможно, кто-то из зрителей сейчас подумает, что, вот, будто бы проводимые мною параллели, они должны быть неактуальны или неадекватны в мусульманской традиции. Ну, вот для таких сомневающихся я напомню историю Аль-Халладжа (это мусульманский мистик, живший в конце IX — начале Х веков). Так вот, его казнили за богохульство, только из-за того, что он произнёс фразу «Анальхак», что означает «Я есть истина». И, таким образом, его обвинили в том, что он обожествляет себя и приговорили его к смертной казни. Ну, собственно говоря, именно так же, как поняли слова Иисуса и иудеи, которые приговорили Его к смертной казни. Так что имена Аллаха — это не просто слова, и мусульмане должны очень хорошо понимать вот этот мой аргумент. Если из того, что Аль-Халладж сказал «я есть истина» они сделали вывод, что он присвоил себе имя Аллаха и обожествляет себя, то они должны признать, что Иисус, когда говорил: «Я есмь», то есть ту же самую фразу задолго до Аль-Халладжа и в отличие от него с полным основанием, — что он также относил к Себе имя Бога согласно не нашей христианской традиции или нашим каким-то толкованиям и интерпретациям, а согласно именно их мусульманской традиции.

http://azbyka.ru/video/gde-iisus-govoril...

Однако в 631 г. Мухаммад запретил добавление 13-го месяца в К. Соответствующее установление зафиксировано в Коране (Сура 9. 36-37), хотя точное понимание этого айята затруднительно. Т. о., счет времени мусульманами стал практически единственным примером чисто лунного календаря, начало к-рого постоянно смещается, делая полный оборот примерно за 32 солнечных года, что соответствует 33 лунным годам. Т. к. реальная продолжительность лунного месяца составляет 29,53 дня, год по лунному календарю (354 дня) оказывался на 0,367 суток короче 12 синодических месяцев. Чтобы «снять» накопившуюся погрешность и «удержать» новолуние на 1-м числе месяца, к последнему месяцу, зу-ль-хиджа, периодически добавляется 30-й день. Для этого применялись разные системы поправок - «турецкая», вводящая 3 дополнительных дня за 8 лет, и «арабская», добавляющая 11 дней за 30 лет. В каждом 30-летии високосными (355 суток) считались 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26-й и 29-й годы. Начало суток в лунном календаре отсчитывается от захода Солнца предыдущего дня. Начало месяца определяется визуально первым появлением молодого лунного серпа на вечернем небе. В силу разных причин, в т. ч. погодных условий, возможны расхождения между математически рассчитанной продолжительностью месяца и эмпирическими наблюдениями, к-рые и признаются единственно верными. Исключением является месяц мусульм. поста Рамадан, к-рый, как установлено, не может продолжаться долее 30 ночей и считается завершенным, даже если молодого серпа на небе не видно. Поэтому различные таблицы и компьютерные программы по переводу дат лунной хиджры в григорианский и др. К. неизбежно приблизительны, т. к. опираются на математические расчеты и примерно в половине случаев ошибаются на один день в ту или иную сторону. Кроме того, не во всех мусульм. странах соблюдается строгая последовательность месяцев по 30 и 29 дней. Точный пересчет дат, т. о., возможен только в случае, если известен день недели соответствующей даты. Так, если мусульм. источники указывают день и месяц к.-л.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010