Источник: Московские епархиальные ведомости, 1-2, 2003. Оригинал статьи здесь Село Озерецкое с деревянною церковью во имя св. Николая чудотворца в начале XVII ст. находилось в дворцовом ведомстве. Николаевская церковь, обложенная данью, писалась в приходных книгах Патриаршего казенного приказа с 1628 г. под Селецкою десятиною: «церковь Николы чудотворца в государеве дворцовом селе Озерецком, дани 5 алтын полтрети деньги, по наказу гривна…». В 1646 г. в селе Озерецком числилось 63 двора крестьянских и бобыльских, при Николаевской церкви был поп Иван. В 1654 г. патриарху Никону выдана жалованная грамота на владение селом Озерецким, выменянное из приказа Большого Дворца в дом Пречистой Богородицы на домовую патриаршую вотчину Каширского уезда – село Сельму. Николаевская церковь в селе Озерецком в 1656 г. «по государеву указу и по челобитной, за пометою дьяка Лукьяна Голосова, была исключена из оклада, с той церкви дань не бралась и в окладных книгах не писалась. В 1678 г. в селе Озерецком находились: двор патриарха «становой», в котором жили посельской старец и приказчик, двор конюшенный с 8 человеками, двор скотный с 4 человеками, 3 двора плотничьих с 12 человеками, 4 двора кузнецовых с 21 человеком, двор неводчика с 5 человеками, 4 двора садовников с 19 человеками и 69 дворов крестьянских и бобыльских, в коих 208 человек. 8 ноября 1686 г. «св. патриарх Иоаким ходил в село Озерецкое, слушал божественной литургии в церкви Николая чудотворца и после литургии пожаловал той церкви попу Никите с причетниками на молебен полтину». 28 июля 1694 г. в том же селе св. патриарх Адриан слушал божественную литургию и после литургии пожаловал попу полтину, диакону 10 алтын, дьячку 5 алтын, пономарю и просвирне по гривне». В 1701 г. в патриаршем дворцовом селе Озерецком находилась церковь св. вмч. Димитрия Солунского, да в том же селе находились: двор святейшего патриарха со всяким дворовым строением, двор приказчика и 97 дворов крестьянских. В селе Озерецком, вместо деревянной церкви, разрешено было построить каменную церковь во имя св. Николая чудотворца. «1703 года мая в 26 день, по указу великого государя и по приказу боярина Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина с товарищи, Костромского уезда патриаршего села Вяцка крестьяне Василий Михайлов с товарищи подрядились в селе Озерецком на церковное строение выбить 500 тысяч кирпича городового и, выбив, осушить и ожечь, сделать две печи из того же кирпича, а кирпич делать мерою против дела полевых сараев, а за работу себе и работников рядить по 15 алтын от тысячи, да хлеба по 5 четьи на 100 тысяч, итого 25 четьи, а на сарайное строение и щиты, и над печами шатры, и к печам выкопать ямы, и станки, и лопаты, и рогожи, и шайки, и на обжог кирпича дров и к сараям песок и вода – все домовое».

http://sobory.ru/article/?object=00463

По церковному управлению здешние православные сперва подчинялись новгородскому митрополиту или его викарию. С учреждением духовных правлений, часть приходов, ближайшая в Петербургу, подчинена была староладожскому духовному правлению, а приходы, лежавшие далее к северо-западу – тихвинскому духовному правлению. Ныне приходы подлежат духовной консистории и разделены на четыре благочиния. Всех приходов, с находящимися в Новой Ладоге, считается 56; из них – два единоверческих. Новоладожский Николаевский собор Новоладожский Николаевский собор находится при впадении Волхова в Ладожское озеро, в 17-ти саж. от реки. За собором и окружающим его кладбищем находится устье канала Александра -го, потом – слобода Загородье. С др. ст. к собору прилегает Климентовская церковь . Собор, вместе с церковью Иоанна Богослова, обнесен рвом и земляным валом, на котором в 1849 г. поставлена каменная часовня; кладбище обнесено с трех сторон земляным валом, на котором, в 1849 г. устроена каменная стена, окружающая кладбище со стороны реки. Площадь кладбища и ограды в 86 сажень длины и в 42 сажени ширины. Обе соборные церкви были сооружены когда здесь был Медведский монастырь, упраздненный в 1704 г. На 180 стр. книги Ратшина «О монастырях и церквах» сказано: «Медведевский Староладожский мужской (монастырь) в Старой Ладоге. Обитель сия существовала прежде в Новой Ладоге, но – с которого, времени, сведений нет, а в 1704 г. переведена в Старую в здание бывшего там Ивановского монастыря, и впоследствии уничтожена; церковь же Николая Чудотворца обращена в соборную города Новой Ладоги. В этом храме есть иконы 14-го. 15-го и 16-го веков». Действительно, в соборном иконостасе есть две иконы, из коих одна сооружена, как видно по надписи, игуменом Медведского монастыря Леонидом, с братией в 7010 (1502) г., а другая игуменом Феодосием в 7011 (1503) году. Николаевский собор, с приделом Успения, каменный, квадратный, в 2 этажа. Внизу кладовые. Придел устроен, в 1711 г. Новоладожским купцом Петром Барсуковым. Алтари обеих церквей полукруглые. Высота храма, с куполом, 10 саж., ширина храма, с приделом – 8 саж. длина, с алтарем – 10 саж. Длина крыльца – 4 саж. ширина – 1 саж. Храм построен из плиты, верхние своды – из кирпича, нижние – из плиты и кирпича. Стены выложены «сплошною» кладкой из продолговатого кирпича. Стены снаружи гладкие; южная стена с выпущенными углами из плиты; такие же углы есть и по средине; кровля шатровая, на 4 ската, крыта железом и выкрашена медянкой. Фонарь на сводах сквозной. На фонаре карниз, в виде пятиугольников, с двумя внизу ножками. Луковицеобразная глава обложена белой жестью. Крест деревянный, осмиконечный, также обитый жестью. В Николаевском алтаре 2 окна, в приделе – 2; в предалтариях – по 2 окна. Окна, прежде узкие, расширены в 1812 г. при обновлении храма. В окнах железные решетки. Двери одни, с запада: внешняя дверь железная, внутренняя деревянная, со стеклами. Крыльцо, в 13 ступеней, ограждено кирпичными стенами и покрыто железной кровлей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

С февр. 1897 г. назначались отдельные редакторы для офиц. и неофиц. частей. Первым редактором офиц. части стал секретарь Киевской духовной консистории Н. В. Соловьёв. Редакторами «К. е. в.» с 1901 г. и до закрытия издания были профессор КДА прот. Ф. И. Титов , В. А. Соколов, И. И. Троицкий, Н. И. Лузгин (офиц. часть), А. П. Демяновский. С 1901 г. «К. е. в.» издавались по новой программе, согласно к-рой офиц. часть журнала разделялась на 6 отделов: 1) руководящие статьи по вопросам церковно-приходской жизни и практики или образцовые проповеди; 2) миссионерский отдел; 3) церковно-исторический, посвященный систематическому изучению истории Киевской епархии-митрополии; 4) текущая епархиальная хроника; 5) обозрение жизни др. епархий; 6) обозрение новейших богословских сочинений преимущественно церковно-практического направления. В неофиц. части «К. е. в.» публиковались материалы по истории Киевской епархии, а также по истории правосл. Церкви, статьи о киевских иерархах, об истории мон-рей, храмов, приходов, о церковных расколах и об унии, библиографические заметки. Основное внимание в «К. е. в.» уделялось церковной истории. Среди наиболее значимых статей - работы С. Т. Голубева «Вступление Петра Могилы на Киево-Печерскую архимандрию» (1880. 45. С. 1-5; 46. С. 3-7) - 1-я публикация отрывка его фундаментальной работы «Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники», «Объяснительные параграфы по истории Западно-русской Церкви» (1893. 3. С. 67-77; 4. С. 95-100; 5. С. 124-131; 12. С. 312-329; 24. С. 739-755), Ф. Лебединцева «Братства» (1862. 8. С. 258-274; 9. С. 310-325; 10. С. 353-359), Крыжановского «Киевская духовная консистория в XVIII ст.» (1862. 1. С. 8-29; 14. С. 471-486; 15. С. 511-524), Петрова «Материалы для истории унии и католичества в Киевской губернии» (1876. 1. С. 13-21; 2. С. 49-55). Особый интерес среди статей церковно-исторического характера представляют материалы, посвященные отдельным мон-рям и храмам, в первую очередь киевским. Так, в «К. е. в.» были напечатаны статьи прот. П. Лебединцева о ц. Спаса на Берестове (1862. 21. С. 668-681), Софийском соборе (1893. 11. С. 298-301), Максимовича о Межигорском мон-ре (1865. 6. С. 221-235; 7. С. 263-286) и о ц. св. Андрея (1866. 11. С. 350-358), свящ. И. Малышевского о ц. свт. Николая Чудотворца (Набережного) на Подоле (1866. 5. С. 167-179), Троицкого о скитах Феофании (1901. 17. С. 763-778) и «Пречистая» в урочище Церковщина (1901. 21. С. 942-953) и др.

http://pravenc.ru/text/1684539.html

Специально для местной церковной истории 18–18 вв. среди рукописей о. прот. И.В. Ливанского есть немало интересного. Так, здесь сохранился том указов, касающихся одной из церквей г. Орла – Смоленской Одигитриевской церкви – с 1777–1828 г. Среди указов циркулярного характера есть указы о перестройке церкви, опись ее имущества и вообще много материалов для истории церкви, причта и прихода. Наконец, в сборниках проповедей собрания о. Ливанского сохранились слова и поучения местных проповедников с 1783 г. До 50-х годов 19 ст. Проповедники эти следующие: 1) Гавриил Руфинов (1783 г.), 2) свящ. Василий Тимонов, 3) священник Говоров, 4) священник с. Острова Николай Острогорский, 5) священник Николай Федоров (говорил в 1814 г. В Богоявленской и Михаило-Архангельской церкви г. Орла). Будущий историк церковной проповеди в Орле и орловской епархии должен будет сказать большое спасибо нашему почтенному собирателю за его труды для потомства по сохранению среди других документов – образцов орловской проповеди с 18 в. до доступного нашему наблюдению времени! Как бы для полноты картины проповеднического облика нач. 19 в. в одном сборнике дается курс богословских лекций в орловской семинарии 1833 г. на латинском и русском языках. Собрание о. протоирея И. В. Ливанского – третье коллективное поступление в наш Музей 1 . В нем нет каких-либо исключительных редкостей, как и в первых двух собраниях, но для местного провинциального собрания оно представляет несомненный вклад. Мозаика прошлой орловской жизни еще не заполнена, и наше третье рукописное собрание даст для нее немало ценных крупиц разной величины и обликов. 1. Апостол. Рукопись 16 в., 4, 429 л., в кожаном переплете. Пред всеми книгами помещены вводные статьи-сказания; отмечены начала. Книги следующие: 1) Книга Деяний святых Апостол, 2)Соборное собрание Яковле, 3) Святого Апостола Петра Соборное послание. 4) Того же святого Апостола Петра послание второе, 5) Святого Апостола Иоанна Богослова Соборное послание первое, 7) Святого Иоанна Богослова послание Соборное третье, 8) Соборное послание Иудино; Послания св. Апостола Павла – 9) к Римлянам, 10) к Коринфянам 1-ое, 11) к Коринфянам 2-ое, 12) к Галатам, 13) к Ефесам, 14) к Филистимлянам, 15) к Каласеям, 16) к Селунянам, 17) к Селунянам второе, 20) к Титу, 21) к Филимону, 22) к Евреям. – В конце помещено указание начал апостольских, антифонов, прокимонов, аллиуариев; полностью помещены непорочны. (пс.118).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

В.- участник многочисленных богословских и миротворческих межрелиг. конференций. В 1967 г. присутствовал на заседаниях Отдела всемирной миссии и евангелизации ВСЦ в Женеве, затем на заседании Центрального комитета ВСЦ на о-ве Крит. В 1968 г. входил в делегацию РПЦ на IV Ассамблее ВСЦ. В 1970 г. являлся представителем МП на Международном старокатолическом конгрессе, проходившем в Бонне. В авг. 1972 г. участвовал в сессии Центрального комитета ВСЦ в Нидерландах. В 1976 г. входил в делегацию МП на собеседованиях между богословами РПЦ и Союза Евангелических церквей ГДР. 11-21 июня 1980 г. в составе делегации Христианской мирной конференции (ХМК; см. ст. Пражское христианское движение ) присутствовал на заседании Объединенной комиссии по международным проблемам в Нью-Йорке. Дважды возглавлял делегацию РПЦ на мирных конференциях христиан из СССР и Японии: 2-9 нояб. 1980 г. (2-я конференция) и 4 янв. 1984 г. (3-я конференция). 6-10 июня 1983 г. участвовал от РПЦ в 4-м православно-реформатском богословском собеседовании в Одессе. Входил в делегацию РПЦ на VI Ассамблее ВСЦ в Ванкувере (Канада, 24 июля - 10 авг. 1983). 27 дек. 1995 г. В. был назначен митрополитом С.-Петербургским и Ладожским, постоянным членом Свящ. Синода, священноархимандритом Александро-Невской лавры в честь Св. Троицы в С.-Петербурге. Во многом благодаря усилиям В. Церкви в 2000 г. была полностью передана Александро-Невская лавра, Казанский собор в С.-Петербурге, к-рый с дек. 1999 г. является кафедральным, возобновлены богослужения в Исаакиевском, Петропавловском, Самсониевском соборах, в соборе Воскресения Христова (Спас на крови) . В июле 2004 г. в тихвинский Большой в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь вернулась Тихвинская икона Божией Матери . В наст. время в С.-Петербургской епархии действует 11 мон-рей (8 муж. и 3 жен.), 296 приходов, 89 приписных храмов и 109 часовен. Количество благочиний увеличилось до 20. Расширился состав епархиального совета - с 6 членов (в 1996) до 12. При епархиальном управлении ведут активную работу отделы по просвещению, образованию, медицинскому обслуживанию, социальному служению, издательской деятельности, молодежной работе, по борьбе с наркоманией и др. В. является главным редактором епархиальных журналов «С.-Петербургские ЕВ», «Церковный вестник» (выпускается с 2000). С 2000 г. в епархии издается газ. «Православие и жизнь». Ежедневно выходит в эфир правосл. радиостанция «Град Петров».

http://pravenc.ru/text/159056.html

Рейтинг: 9.9 Голосов: 3265 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 21 декабря 2019, 15:30 Святитель Николай, моли Бога о тяжелоболящей Галине, сыне ее болящем Викторе, болящей Наталии и Лидии! Наталья 26 мая 2019, 05:13 Христос Воскресе! Спасибо большое, Александр! Спасибо большое порталу Православие.Ру за публикацию свидетельств о том, что Господь посреди нас! Есть и будет! Я сама врач и практически такая же история произошла на моих собственных глазах с родинкой на моей собственной щеке. Только масло было не от святителя Николая, а взятое после Соборования в нашем храме. Когда я видела, как после смазывания освященным маслом ссыхается на моих глазах и уменьшается в размерах большая и до этого быстро растущая родинка, я не могла в это поверить... Назначенное хирургическое удаление родинки не понадобилось! Воистину Воскресе Господь! Тамара 26 мая 2019, 01:31 Святителе Николае,моли Бога о мне грешной.. Ольга 23 мая 2019, 12:33 Святитель Отче Николае, моли Бога о нас! Спаси нас молитвами своими! Устрой о нас добрую вещь! р. Б. Любовь 22 мая 2019, 22:06 Хв! Св. Николай нам помогай в вере надежде любви, иэбавлении от страстей . Стяжаты образ кротости и воздержания.... Светлана Тен 22 мая 2019, 20:48 Слава Тебе, Господи что являешь нам святых Угодников и укрепляешь наше маловерие делами их! Святителю отче Николае, моли Бога о нас недостойных и грешных. Не оставь нас бессильных без помощи! Валентина 22 мая 2019, 14:24 Читала до слёз! Святитель Николай благодарю за всё! Аминь! Юлия 22 мая 2019, 11:10 Святитель отче Николай Чудотворец, моли Бога о нас грешных! Марина 22 мая 2019, 10:32 Святителю отче Николае, моли бога о нас, теплый угодниче и всегдашний заступниче наш перед Богом! Ольга 22 мая 2019, 08:29 Замечательная история! В моей жизни было много случаев чудесной помощи святителя. Но вот один особенно яркий. Я была совсем молоденькой, вечером на улице заняла денег своей подруге по пути домой с работы и видимо уронила кошелек, не заметив, мимо сумки, я так предполагаю. На утро естественно кошелька в сумке не оказалось, а в нем были остатки денег до зп. Я так расстроилась, а моя бабушка - человек верующий, говорит: " не плачь, я помолюсь ст.Николаю, найдется " . Я отмахнулась рукой и ушла на работу. Прошло несколько дней, и я стала убирать квартиру. Я всегда оставляю около кровати носки перед сном. И тут поднимаю эти носки, а там ЛЕЖИТ МОЙ КОШЕЛЕК!!! Это был шок!!! Для меня - это ЧУДО!

http://pravoslavie.ru/121288.html

8) Симеон Солунсний τ. 1, стр. 13–14: «Рукоположение сообщает людям силу и власть Создателя. Без Него не могло существовать ничто существующее; Сам Он приходил, чтобы возвести и нас к блаженной жизни, и сию то силу Свою, возносясь от нас, даровал нам чрез установленное Им священство. Чрез него-то теперь совершаются у нас все священнодействия и без священника не может быть святыни. С другой стороны, в начале поставив нас владыками всех тварей, Он теперь вновь делает нас распорядителями высших благ чрез священство, о чем и Давид говорить: поставиша я князи по всей земли ( Пс.44:17 ): ибо Он вручил нам ключи неба». 9) Его же, т. 3, стр. 159: «Священство, без сомнения, по чину выше монашества: потому что дела первого – дела Божии, и без священства никто не может ни соделаться христианином, ни иметь освящения, ни сподобиться общения с Богом». 10) Апостол Толковый, зач. 150, л. 545 об.: «Того ради аще тамо бысть жертва вседневная, тогда в новом далече лучшая есть и честнейшая, ибо Павел святый глаголет, яко древнего закону преложися священство и закон. И аще иерейство, то и жертва, ибо сие вкупе бывает, единому без другого быти невозможно. Имеет убо новый завет иное иерейство ново по чину мелхиседекову, еже на Господе нашем Иисусе Христе начася». 11) Иоанн Златоуст , т. 2, стр. 500. бес. 1 на пятидес.: «Если бы не было Духа, то в церкви не было бы слова премудрости и ведения: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума ( 1Кор.12:8 ). Если бы не было Святаго духа, τо не было бы в церкви пастырей и учителей, потому что и они поставляются Духом, как и Павел говорит: в нем же вас Дух Святый постави пастыри и епископы ( Деян.20:28 ). Видишь ли, что и это от Духа?» Ясно, что беспоповцы, не имея пастырей, не имеют Св. Духа. О необходимости и важности священства см. некоторые доказательства:в статьях «Покаяние» и «Недостойные священники». В. Священство вечно 1) Еф.4:11–13 и Толк. Феодорита 7, 436–437 (см. А, § 2–3, ст. 441). 2) Кириллова, л. 77: «Аарон во своем иерействе поставлен на время, и не возмогоша иереи его во веки пребывати, смерть Ааронова им прекратила, того ради Христос не по Ааронову временного, по по мелхиседекову вечного чина, прииде архиерей вечных благ, и я коже сам никогда не умирает, такоже и иерейство его по чину мелхиседекову не престает. Якоже пишет: ты оси иерей во веки по чину мелхиседекову. Престало тогда архиерейство аароново, яко временное, востало же Христово вечное. Иже из мертвых востав апостолов своих на се освяти хиротониею, еже есть руковозложением... А апостоли паки епископов освятиша... а епископи паки попов... се имаши иерейство Христово».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

http://mdmas.ru/hramostroitelst_131.html Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Говорове. Село Говорово в начале XVII ст. находилось Московского уезда, Сетунского стана, по писцовым книгам 1627 г.: «за боярином князем Алексеем Никитичем Трубецким, а в селе церковь Рождества Пресвятой Богородицы, да в приделе преподобного Федора Начертанного, древяна верх, стоит без пения; у церкви место попово, место дьячково, в селе двор вотчинников, в нем живут 3 человека деловых людей, да двор псарский». В 1646 г. в селе Говорове, кроме боярского двора, находились: скотный двор, 9 дворов задворных людей, у Рождественской церкви – во дворе поп Еремей Григорьев. После князя А. Н. Трубецкого село Говорово, по духовному завещанию, в 1664 г. досталось его внуку князю Ю. П. Трубецкому; в 1678 г. в селе находились: двор вотчинников, в котором жили деловые люди, и 11 дворов задворных людей. О Рождественской церкви в селе Говорове в приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1678 г. говорится: «по книгам крестового иеромонаха прибыла вновь церковь, которую окладывал он, иеромонах, по наезду, как ездил досматривать благочиния: церковь Рождества Богородицы в вотчине князя Юрия Петровича Трубецкого, в селе Говорове, дани 8 алтын 2 деньги, заезда гривна». Рождественская церковь писалась в приходных книгах казенного приказа под Загородскою десятиною с 1679-1711 гг. «в вотчине князя Юрия Петровича Трубецкого, дани 8 алтын 2 деньги, заезда гривна», а с 1712-1740 гг. «в вотчине князя Ивана Юрьевича Трубецкого, дани 21 алтын 4 деньги». При досмотре и описи церковной земли в селе Говорове в 1680 г. Иваном Соболевым, по указу патриарха Иоакима, священник церкви Рождества Пресвятой Богородицы Иван Андреев и дьячок Евсейко Сергеев сказали: «служат они у той церкви из руги, а попу дает помещик руги на год 10 руб. денег, да хлеба ржи и овса 20 четьи, а дьячку 2 руб. и на шесть недель ржаной муки четверть; владеет тою вотчиною стольник князь Иван Юрьевич Трубецкой, а теми местами дворовыми, что написано в писцовых книгах, они не владеют».

http://sobory.ru/article/?object=11975

Откр.2:8 .  И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Город Смирна принадлежит к числу древнейших городов Малой Азии. Смирнская церковь возникла после 70 года. Смирна и по сие время удерживает достоинство митрополии и во внешнем своем состоянии превосходит все древние христианские города этого края. К епископу этой церкви, может быть, к св. Поликарпу Господь обращается со Своим откровением. В Его словах заключается указание на Иисуса Христа как Вседержителя, который в Самом Себе указывает цель существования. Воскресение же Иисуса Христа уверяет христиан в возможности получения вечного блаженства после всеобщего воскресения и суда. Откр.2:9 .  знаю твои дела, и скорбь, и нищету [впрочем ты богат], и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Словами 9 ст. Господь возводит смирнян к мысли о Своем промыслительном всеведении. Он видит человеческие скорби и материальную нищету; но ценит и терпеливую христианскую надежду, и преданность Богу, которые здесь названы христианским богатством. Апокалипсис называет иудеев сборищем сатанинским, давая этим самым понять, что он имеет ввиду иудеев, ставших в решительную вражду по отношению к христианству. А синагогальное управление их делало иудеев особенно сильными и вредными в этом случае ( Иак 2:6–7 ). Откр.2:10 .  Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Смирнянам в недалеком будущем предстояло подвергнуться великим скорбям, особым несчастиям и гонениям. Но теперь смирняне слышат, что Господь Вседержитель смотрит на них Своим всевидящим оком. Утешение и ободрение здесь главным образом в том, что указывается главный виновник этих страданий, их цель и их продолжительность. Гонения на христиан и заключение многих из них в темницы произойдут по наущению диавола ( 1Пет 4:12 ). Но Бог, попустивший диаволу в ближайшее время воздвигнуть гонение против смирнских христиан, ограничит его деятельность непродолжительным временем. Для христиан не должна быть страшна и самая смерть, которая и будет уделом некоторых из них во время гонений. – Эта смерть будет лишь переходом в новую блаженную и вечную жизнь: венец есть символ награды и прославления ( 2Тим 4:8 ; 1Пет 5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К кон. 90-х гг. XX в. К. были подготовлены к изданию «Избранные труды» в 2 томах, куда вошли как публиковавшиеся ранее тексты, так и впервые издаваемые исследования. Том 1 посвящен изучению Жития прп. Сергия Радонежского и публикации его отдельных редакций. Исследователем было выявлено в архивных хранилищах России и др. стран более 400 рукописей, содержащих сведения о жизни и чудесах прп. Сергия, определены новые редакции Жития, высказаны гипотезы об отдельных фактах биографии святого, приведены и проанализированы данные о монастырской реформе на Руси в XIV в., уделено внимание проблеме происхождения иконы «Св. Троица» прп. Андрея Рублёва . Часть исследования посвящена троицкой лит. школе начиная с агиографа иером. Епифания Премудрого . Том содержит публикацию важнейших редакций Жития прп. Сергия. В томе 2 опубликованы «Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв.»; освещены начальные этапы становления агиографического жанра в Москве (Жития святых митрополитов Петра и Алексия), Твери (агиографические сочинения о св. князьях Михаиле Ярославиче , Михаиле Александровиче , прп. Софии Ярославне, св. еп. Арсении ), Ярославле (произведения, повествующие о св. кн. Феодоре Ростиславиче Смоленском и Ярославском (см. ст. Феодор Ростиславич , Давид и Константин )), Суздале (Жития преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских). Изучена рукописная традиция о чудесах от Владимирской иконы Божией Матери («Повесть о Темир-Аксаке»). Предложена новая датировка «Сказания о Мамаевом побоище» - 1521 г., заново исследована история создания «Повести о Николе Заразском». В отдельной главе с привлечением памятников агиографии рассматривается формирование идеологии складывающегося Российского гос-ва (представления о Москве как об общерус. столице, о царе и самодержавии). Почти каждая глава тома сопровождается изданием различных редакций лит. памятников, в т. ч. впервые вводимых в научный оборот. Издание «Избранных трудов» К. вызвало неоднозначную реакцию среди исследователей Др. Руси (см.: Кучкин В. А. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2002. 2(8). С. 113-123; 3(9). С. 121-129; 4(10). С. 98-113; 2003. 1(11). С. 112-118; 2(12). С. 127-133; 3(13). С. 112-130; 4(14). С. 100-122; Бобров А. Г., Прохоров Г. М., Семячко С. А. Имитация науки: О книге Б. М. Клосса «Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. Рукописная традиция. Жизнь и чудеса. Тексты» (М.: Языки рус. культуры, 1998)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 418-445), став тем не менее важной вехой в изучении рус. агиографии, возобновившемся в постсоветский период.

http://pravenc.ru/text/1841459.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010