Две первые паремии взяты из Второзакония (первая - гл. 4, ст. 1, 6-7 и 9-15; вторая - гл.5, ст. 1-7, 9-10, 23-26 и 29; гл. 6, ст. 1-5, 13 и 18), третья - из 3-й Книги Царств, гл. 8, ст. 22-23 и Две первые паремии говорят об откровении Богом закона Израилю на горе Хориве, на пути избранного народа в Землю Обетованную. Смысл этих паремий сводится к тому, что для вхождения в эту Обетованную Землю и для владения ею абсолютно необходимо соблюдение даваемого закона и поклонение единому истинному Богу, поклонение бескомпромиссное, без всякой возможности примеси культа других . В то же время дается уже известное нам напоминание о невозможности изображения Бога, пребывающего невидимым: и . Другими словами, весь закон и, в частности, запрет поклоняться другим и запрет образа являются непременным условием исполнения обетования, данного избранному народу, и вселения его в Землю Обетованную. Земля же эта имеет прообразовательное значение: она есть образ Церкви, образ Царствия Божия. Предобразованием Новозаветного Откровения является и третья паремия. Это молитва Соломона на освящении построенного им храма: . Здесь говорится о грядущем пришествии Бога на землю, о Его участии в течении временной человеческой истории и о присутствии Его, Которому , в земном, построенном человеком, храме. Значение этих паремий раскрывается в апостольском чтении праздника. Это Послание к колоссянам, гл. 1, ст. 12-17: . Этот текст, как мы видим, указывает на исполнение пророчеств: , - это Церковь, образом которой была Земля Обетованная. Таким образом, все течение событий Ветхого Завета, весь закон, охранявший чистоту избранного народа, вся священная его история раскрывается как предуготовительный процесс к явлению на земле Тела Христова, новозаветной Церкви. И в этом подготовительном процессе ветхозаветный запрет образа ведет к явлению Того, Кто был невидим, к , явленного Богочеловеком Иисусом Христом. (2-й тропарь 4-й песни канона). Евангелие, читаемое в день Нерукотворного Спаса, на утрене и на Литургии одно и то же. Это Евангелие от Луки, гл. 9, ст. 51-56 и гл. 10, ст. 22-24. . Но Иисус укорил их: .

http://pravicon.com/text-20

1Пет.4:5 .  Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. 1Пет.4:6 .  Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. Данное Апостолом выше ( 1Пет.3:18–22 ) изображение лица и дела Иисуса Христа здесь, в ст. 5, восполняется новою чертою – усвоением Христу последнего суда над живыми и мертвыми (ср. Мф 25:41 ; Ис 5:22, 25 ; 1Кор 15:24 ). При этом, желая показать всеобщность этого суда, распространение его на всех людей без изъятия, Апостол в ст. 6 снова, как и в 1Пет.3:19–20 , вспоминает о проповеди Иисуса Христа в аде, причем слышавшие проповедь Господа обитатели ада опять берутся лишь как пример воздействия Евангелия на людей, основная же мысль та, что всему человечеству от первого пришествия до второго будет благовествовано Евангелие. Ближайшая мысль ст. 6 такая: когда Господь посетил находящихся в аду, то одни, которые в мире сем жили по плоти, осуждены, а другие, которые жили духовно, или воскресли вместе с Господом, ибо многие тела усопших святых восстали ( Мф 27:52 ), или оживились доброю надеждою (блаж. Феофил.). 1Пет.4:7 .  Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. 1Пет.4:8 .  Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. 1Пет.4:9 .  Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Апостол говорит теперь ст. 7 о близости кончины мира, имеющей последовать непосредственно после второго пришествия Господа на суд ( 1Пет.4.5 ). Близость кончины мира Апостол Петр, конечно, понимает не иначе, чем Ап. Иаков ( Uak V:8 ) и другие первохристиане. Этою мыслию о близости кончины мира Апостол пользуется с целью предложить читателям ряд нравственных наставлений: а) о благоразумной трезвости духа и тела и духовной бдительности в молитвах (ст. 7. см. Лк 21:34, 36 ); б) о наивысшей добродетели – усердной любви друг к другу (ст. 8. Ср. Ин 13:35 ; Рим 13:10 ; 1Кор.13:1 и сл.), «потому что любовь покрывает множество грехов» (ср. Притч 10:12, 17:9 ; Иак 5:20 ), т. е. прикрывает или прощает грехи ближних или – вместе – привлекает на любящего особенную милость Божию, прощающую его собственные грехи. «Петр называет любовь могущею покрывать грехи; это потому, что милость к ближнему делает милостивым к нам Бога» (блаж. Феофил.); в) наконец, о страннолюбии, как заповеданной Самим Господом ( Мф 25:35 ) и часто напоминаемой Апостолами ( Рим 12:13 ; Евр 13:2 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.12:12 .  Иеровоам и весь народ пришли к Ровоаму на третий день, как приказал царь, сказав: придите ко мне на третий день. 3Цар.12:13 .  И отвечал царь народу сурово и пренебрег совет старцев, что они советовали ему; 3Цар.12:14 .  и говорил он по совету молодых людей и сказал: отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами. 3Цар.12:15 .  И не послушал царь народа, ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось слово Его, которое изрек Господь чрез Ахию Силомлянина Иеровоаму, сыну Наватову. Неразумный ответ Ровоама представителям (ст. 14), ср. ( Сир.47:28 ), вызвавший раздражение их и побудивший к решению отложиться от дома Давидова (ст. 16), есть, таким образом, не более как повод к обнаружению и разрешению давней неприязни 10 колен к колену Иудину и династии Давида. Однако нельзя оправдать и поведения Ровоама: он пренебрег благоразумным советом старцев, «которые предстояли пред Соломоном» (ст. 6, 8), т. е. истинных советников Соломона, членов его придворной коллегии (ср. 3Цар.4:2–6 ), и послушал высокомерного совета молодых советников своих, «которые выросли вместе с ним» (ст. 8: при восточных дворах царских наследные принцы воспитывались в круге придворных юношей-сверстников). Последние «называются отроками ( 3Цар.12:8 ), как и сам Ровоам называется юнейшим ( 2Пар.13:7 ), не столько по возрасту (ибо сей имел уже в сие время 41 год от рождения), сколько по незрелости рассудка и по неопытности» (Филарет, цит. соч. 232, прим.). Прямо непонятно крайнее ослепление Ровоама гордостью, при котором он так превозносится пред отцом своим (ст. 10, 14). В объяснение этого можно привести мысль свящ. писателя: «так суждено было Господом» (евр. сибба меим Иегова, LXX: μεταστροφ παρ το Κυρου, слав.: «превращение от Господа», ст. 15), как после Иегова через пророка Самея объявил Ровоаму и царству его, что отпадение Израиля произошло по воле Божией; но, конечно, воля Божия лишь не стесняла естественных, в данном случае дурных движений воли человеческой – Ровоама, Иеровоама и мятежников из 10 колен.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Эту мысль весьма знаменательно встретить в книгах ветхозаветных; она подготовляла душу к той радости загробной жизни, которая озарила светом надежды всю жизнь христианина после воскресения Господа Иисуса» (Властов). Но для остальных людей, среди которых жил тот праведник, светом и любовью которого они согревались, его преждевременная смерть являлась серьезной и, казалось бы, чувствительной утратой. Однако преступно равнодушное общество перестало это чувствовать и замечать. Следует заметить, что славянский перевод LXX в этом стихе значительно отступает от масоретского текста и имеет следующий вид: «буде с миром погребение его, взяся от среды». Сопоставляя данное выражение с параллельным местом из 53 гл. 8 ст., некоторые святоотеческие толковники усматривают здесь пророчественное предуказание исторического факта – погребения Господа Иисуса Христа Иосифом Аримафейским, Никодимом и женами Мироносицами (блаж. Иероним). Ис.57:3 . Но при­близьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя пре­любо­дея и блудницы! Ис.57:4 . Над кем вы глумитесь? про­тив кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы пре­ступле­ния, семя лжи, «Но приблизьтесь сюда, вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы... семя лжи». Вот в каких резких и энергичных выражениях пророка Исаия делает обращение к своим нечестивым современникам. Все эти образы и характерные выражения, будучи вполне понятными и сами по себе, на почве ветхозаветной теократии, где союз Израиля с Господом обычно уподоблялся интимному брачному союзу, приобретают особенную выразительность и силу, при сопоставлении их с новозаветными евангельскими параллелями ( Мф.12:39 ; Мф.27:25, 40 ; Лк.23:21 ; Ин.8:44 ). Особенно уместно вспомнить здесь известною характеристику иудеев, сделанную Самим Господом, в которой Он устанавливает их духовное родство с «с отцом лжи» ( Ин.8:41–44 ). Ис.57:5–11 . С 5–11 идет сплошной обвинительный акт, предъявляемый иудеям со стороны пророка, за различные виды их религиозно-нравственных блужений. Данный отдел имеет и высокий, чисто исторический интерес, так как он заключает в себе перечень наиболее типичных видов языческих верований и культов, проникших к Израилю от соседних, хананейских народов и господствовавших у него в эпоху, так называемого «религиозного синкретизма». 76 . Здесь мы находим указание и на оргиастические культы (5 ст.), и на религиозное почитание «бетилей», или особых, священных камней (6 ст.), и на практику языческих жертв «на высотах» (7 ст.), и на культ домашних божеств, своего рода, лар или пенатов (8 ст.), и даже на кровавые жертвоприношения детей (5 ст.). Полная историческая достоверность такой удручающей картины религиозно-нравственного состояния предпленных иудеев удостоверяется длинным рядом соответствующих параллелей из других исторических и пророческих книг ( 1Цар.19:13 ; 4Цар.17:10, 31 ; 4Цар.21:6 ; 2Пар.23:17 ; 2Пар.28:3 ; Иер.2:20 ; Иер.3:6 ; Иер.19:2–6 ; Иез.16:20 ; Иез.20:26 ; Иез.23:37 ; и пр. и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Новый Завет напоминает нам, что ветхозаветные пророки возвещали о благодати, которая будет дана Церкви Христовой ( 1Пет. 1,10 ). Апостол Павел развивает эту мысль, когда говорит о том, как язычники привьются к «хорошей маслине» т.е. приобщатся к Царству Божию, и природные ветви «хорошей маслины» (этнические евреи), отпадшие от нее, вновь «привьются к своей маслине» ( Рим. 11,24 ). Как и многие другие пророки, Софония начинает свою книгу возвещением о грядущем суде Божием, которого никто не сможет избегнуть (1,2.3), а заканчивает ее пророчеством о спасении, когда и языческим народам (3,9), и обновленному и духовно возродившемуся остатку Израиля (3,12.13) откроется спасительный путь к Господу (3,19.20). Следует также отметить, что использование Софонией определенных выражений указывает на его знакомство с речами других пророков, проповедовавших прежде него (ср. 1,7 и Авв. 2,20; 1,14 и Иоил. 1,15; 1,7 и Ис. 34,6 ). Содержание I. Вступление (1,1) II. Возвещение суда Божия (1,2–6) А. Всем народам (1,2.3) Б. Иудее (1,4–6) III. День Господень: обвинение и суд (1,7–18) IV. Призыв к покаянию (2,1–3) V. Пророчества об участи языческих народов (2,4–15) А. О филистимлянах (2,4–7) Б. О моавитянах и аммонитянах (2,8–11) В. Об эфиопах (2,12) Г. Об ассирийцах (2,13–15) VI. Пророчество, содержащее обвинение Иерусалиму и предрекающее ему наказание (3,1–5) VII. Пророчество об осуждении всех народов (3,6–8) VIII. Пророчество о грядущем после осуждения очищении и спасении всех народов, равно как и остатка Иудеи (3,9–20) Глава 1 1:1 Вступление. См. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания. Слово Господне. В начале пророческой речи возвещается об откровении, полученном пророком от Господа. 1:2–6 Пророк вначале говорит о том, что Господь все истребит с лица земли (ст. 2,3), а затем переходит к участи Иудеи и Иерусалима. Он обличает идолопоклонство (ст. 4), религиозный синкретизм (ст. 5) и равнодушие в вопросах веры (ст. 6). 1 истреблю с лица земли. Это выражение в еврейском языке является эмфатическим и означает полное, без остатка, истребление. Грядущий суд Божий, как некогда и всемирный потоп, обрушится на «людей и скот» и «птиц небесных» (ст. 3; Быт. 6,7; 7,23 ). Это пророчество исполнится в конце времен ( 2Пет. 3,3–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Протестантизм. Баптисты появились на территории совр. Б. о. в 10-х гг. ХХ в., количество их общин значительно увеличилось в 20-х гг. В 1991 г. Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) зарегистрировали в Б. о. 22 общины, к янв. 2002 г.- 20 общин, входящих в разные объединения. К Объединению ЕХБ Б. о., к-рое имеет в Белгороде религ. центр и управление, в янв. 2002 г. относилось 17 зарегистрированных общин (в Белгороде, селах Бессоновка и Стрелецкое Белгородского р-на, с. Новоборисовка Борисовского р-на, с. Клименки Вейделевского р-на, Губкине, Нов. Осколе, пос. Прохоровка, с. Призначном Прохоровского р-на, пос. Ракитное, селах Дмитриевка и Псковском Ракитянского р-на, пос. Ровеньки, Ст. Осколе (2), пос. Чернянка и Шебекине), к Совету церквей ЕХБ - 1 община (Ст. Оскол), к Белгородскому региональному объединению церкви ЕХБ - 1 (г. Валуйки), к Российской ассоциации независимых церквей ЕХБ - 1 община (пос. Строитель Яковлевского р-на). Общины ЕХБ в Грайвороне, с. Дорогощь Грайворонского р-на, с. Сергиевка Губкинского р-на, с. Мазикине Корочанского р-на, с. Борисполье Ракитянского р-на, с. Незнамове Старооскольского р-на, с. Протопоповка Шебекинского р-на, с. Калинине Яковлевского р-на после 1999 г. не прошли перерегистрацию. Христиане веры евангельской (пятидесятники) появились в Б. о. в 1996 г., в янв. 2002 г. имели 8 зарегистрированных общин (в Белгороде (4), Шебекине (2), Нов. Осколе, Ст. Осколе). Евангельские христиане действуют на территории Б. о. с 1992 г., в 1992-1994, 1997-1999 гг. зарегистрирована 1 их община, с 2000 г.- 2 в Ст. Осколе («Вифлеемская часовня» и «Свет Евангелия»). С 2001 г. в с. Илек-Кошары Ракитянского р-на зарегистрирована «Первая объединенная методистская церковь» (см. Методистская церковь ). Секты и новые религ. движения. Адвентисты седьмого дня зарегистрировали первую общину в Б. о. в 1992 г. (в 1999 - 4, в 2000 - 5), по состоянию на 1 янв. 2002 г. имели 6 зарегистрированных общин в городах Белгороде (2), Валуйки, Губкине, Ст. Осколе, с. Яблонове Корочанского р-на. С 1992 г. в Б. о. действуют Иеговы свидетели (в 1992-1998 - 1 община, в 1999 - 4), с 2000 г. имеют 5 зарегистрированных общин в Белгороде, Валуйках, Губкине, Ст. Осколе и Шебекине. В Белгороде зарегистрированы община Новоапостольской церкви (с 2000) и «Общество Сознание Кришны» (с 1993). Фактически прекратила существование община буддистов в Белгороде (зарегистрирована в 1993), не прошел перерегистрацию Троицкий приход Истинно православной церкви (зарегистрирован в 1994) в пос. Ивня.

http://pravenc.ru/text/77868.html

Призывая дом Иакова «ходить в свете Господнем», который некогда воссияет на горе дома Господня (5 ст.), пророк от славы «последних дней» обращается к противоположной им современной действительности (6 ст. и дал.). Израиль увлекся внешним величием царств языческих и вошел «в общение с сынами чужих», «многое переняли от востока», и «земля наполнилась идолами» (ст. 6, 8). Усилились воинственные стремления: «земля наполнилась конями и колесницами» (7 ст.), устроили много «высоких башней» и «укрепленных стен» (15 ст.), умножили войско и «храбрых вождей,... пятидесятников и вельмож» (3:2–3, ср. 2:7). Затем «земля наполнилась серебром и золотом» (2:7), а вместе с тем развилось, с одной стороны, притеснение бедных на суде (3:14–15), с другой, чрезмерная роскошь богатых и сильных, соединенная с кровопролитием (4:4), превозношением и надменностью (3:16 и дал.). Так «преклонился человек, и унизился муж», и Господь «не простит их» (2:9). Господь «отринул народ Свой» (2:6): вот, грядет «день Господа Саваофа на все гордое и превознесенное», и «все высокое людское унизится» и «падет», и «один Господь будет высок в тот день» (9:11–17 стихи), «и идолы совсем исчезнут» (18). Люди бросят кротам и летучим мышам золотых и серебряных своих идолов, и войдут в расселины скал и ущелья гор «от страха Господня, когда Он восстанет сокрушить землю» (10:19–21 стихи). Напрасна надежда на человека, ничего не значащего (22). – Господь отнимет у Иерусалима всякое «подкрепление» и всю военную силу (3:1–3, ср. 2:15), поставит «отроков в начальники» над народом, и каждый будет угнетать ближнего своего (4–5). Сам Иерусалим «рушится», останутся на месте его одни «развалины», так что никто не пожелает даже начальствовать над ними (6–8). Отнимется всякая роскошь у надменных женщин иерусалимских, господствующих над народом, и столица «опустеет» (3:12, 16–4:1); так как жители Иерусалима даже не стыдятся, совершая зло, и о грехе своем «рассказывают открыто, как Содомляне». Вожди сами вводят народ в заблуждение: старейшины и князья грабят бедных и притесняют народ (1:9, 12–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Соч.: Вклад РПЦ в победу над фашизмом//ЖМП. 1975. 5. С. 39-43; Учение св. Киприана, еп. Карфагенского, о пастырстве//Там же. 1977. 2. С. 69-73; Таинства и их значение в деле спасения//StdO. 1979. 12. С. 54-64; Благодать Божия, вспомоществующая человеку на пути ко спасению//Там же. 1980. 3. С. 53-63; Значение надежды в деле спасения человека//Там же. 8. С. 42-48; Правосл. понимание о поминовении усопших//Там же. 1981. 4. С. 58-64; 5. С. 60-64; Значение чтения Слова Божия для спасения человека//Там же. 9. С. 54-64; Церковь, ее историческое развитие и назначение: (Ангельский собор и человеческий род)//Церковный вестн. Варшава, 1989. 4/6. С. 54-59; Значение благодатного мира в деле преобразования общества//Там же. 10/12. С. 67-71; Воплощение Христово и его значение в деле спасения человека//Там же. С. 76-84; Избр. ст. М., 1993; Прп. Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993, 20083; Глинская пуст.: История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв. М., 1994, 2007; Обрядовая сторона праздника Крещения Господня в Древней Руси//ЖМП. 1994. 1. С. 73-77; Свт. Тихон Задонский и его учение о спасении: Магист. дис., ст. разных лет. М., 1995; Не поднимет народ на народ меча: Избр. ст. М., 1996; Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. М., 1996, 2003; Глинский патерик. М., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. изречения старца Амвросия Оптинского, извлеченные из разных источников. М., Церковь Христова - место спасения человека: Статьи разных лет. М., 1997; Без тайны Рождества Христова - нет смысла жизни на земле. М., 1999; Крещение Господне - воссоздание человеческого естества. М., 1999, 2006; «От пастыря зависит благополучие общества». М., 1999; Великий пост. М., 2000; Об епитимиях: Избр. ст. и проповеди. М., 2000; Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. М., 2000; Лекции по пастырскому богословию. М., 2001, 2007; Пасха: Светлое Христово Воскресение: Избр. статьи, лекции. М., 2001, 20042; Слово перед исповедью: Избр. ст., проповеди, лекции. М., 2001; Лекции по литургике. М., 2002, 2007; Избр. письма и проповеди. М., 2003; Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. К., 2003; Рождество Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: Избр. ст. и лекции. М., 2004; Алфавит духовно-нравственный. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/469510.html

11–15 . Теперь Ангел, доселе почитаемый Товитом и Товией за человека Азарию, открывает им истинное существо и достоинство свое. При этом – согласно общему ходу развития библейской ангелологии – сначала (ст. 12–14) сообщает им о своих действиях в отношении к Товиту и Сарре (ср. III:16–17) – о своей земной миссии (ст. 14), а затем открывает им и небесное достоинство свое, положение в небесной иерархии. Упомянув о сокровенной, невидимой стороне описанной в книге Товита истории – о том, что как молитва Товита и Сарры (III:2–6, 11–15) в свое время была возносима Ангелом пред Святого (ср. Omkp. VIII:3–4 ), так и благотворительность Товита в деле погребения умерших соплеменников (I:17–19; II:1–5) была совершаема при невидимом содействии Ангела (ст. 12–13), затем о деятельности своей в качестве небесного посланника для уврачевания недугов Товита и Сарры (ст. 14). Ангел, наконец, объявляет Товиту и Товии истинную природу свою: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитву святых и восходят пред славу Святаго» (ст. 15). Вместо стоящих в принятом греческом тексте книги слов: " oi προσαναφρουσιν τς προσευχς των αγων – возносят молитвы святых, – слов, по-видимому, перенесенных в ст. 15-й из стиха 12-го, в Синайском кодексе имеются слова: οι παρεσικασι, «которые предстоят (славою Святого)»; равным образом и в Вульгате: qui adstamus ante Dominum. Выражение «предстоять» пред кем-либо взято из практики или обычаев при древних восточных царских дворах и в Библии часто употребляется как о земных отношениях – предстоянии слуг царя пред его престолом ( 1Цap. XXII:7 ; 3Цap. X:8, XII:6, 8 ), так и для выражения представления о небесном служении ангелов Богу (напр., см 3Цap. XXII:19 ; Uc. VI:2 ; Дah. VII:10 ). Конечно, это «предстояние» ангелов Богу должно быть понимаемо в совершенно общем значении служения их Богу, каковое служение не может ограничиваться небесною лишь сферою бытия ангелов, но обнимает и посланничество их Богом на землю для целей спасения людей. Поэтому ложно деление у раввинов ангелов на собственно «предстоящих» (assistentes) и «служащих» (ministrantes) Богу, из которых будто бы только последние могли быть посылаемы Богом в мир, а первые исключительно предстояли славой Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кроме города в приход входили и 23 ближайшие деревни. В восьми из них, а именно, в деревнях Добросли, Ользи, Жирково, Глебовщина, Заозерье, Новые Обрыни, Игожево и Кожевниково имелось три часовни. Также приписанные к Богоявленскому собору. Во владении собора находилось 134 десятины 666 кв. сажен церковной земли. Штат собора состоял из 7 священнослужителей: протоиерея, 2-х священников, диакона и 3-х псаломщиков. Они получали жалование из казны (в 1914 г. - 1450 руб.). Настоятель собора имел собственный дом, остальные, если не было родственников, снимали квартиры. По данным за 1914 год, настоятелем Богоявленского собора значился протоиерей Валериан Васильевич Рождественский. Священниками были: Владимир Евгеневич Беляев и Сергей Иванович Шарков, дьяконом - Александр Всеволодович Милонравов, псаломщиками - Михаил Рождественский (сын настоятеля) и Иван Николаевич Соловьев (сын бывшего священника собора). Именно они, с тщанием и усердием, поддерживали духовную жизнь наших земляков, укрепляли их веру, учили соблюдению православных традиций. Большинство людей в то время было глубоко верующими. Прихожане праздновали все праздники: и Господские, и Богородичные, и каких-либо святых. В эти дни проводились торжественные соборные богослужения и крестные ходы. А на площади организовывались ярмарки. Местными праздниками считались: Богоявление Господне или Крещение (6/1 по ст.ст., 19/1 по н. ст.) и Казанская Икона Божией Матери (8.07 и 22.10 по ст.ст., 21.07 и 4.11 по н. ст.). В честь их были названы престолы собора. В соборе имелась " особо чтимая икона Казанской Божией Матери " . Стояла она за правым клиросом собора и была " старинного письма, на кипарисовой доске, серебристо позолоченной ризе. Неизвестно кем пожертвована или когда приобретена (из рапорта протоиерея М. Смелкова в 1918 г.). Так как в городе была Крестовоздвиженская церковь, прихожане праздновали и Воздвижение Креста Господня. Кроме праздничных крестных ходов, с разрешения Синода, организовались и особые крестные ходы. С середины XIX века, в последний день года, ежегодно, проводился крестный ход вокруг города, по случаю холеры. Таким образом старались защитить город от страшной болезни.

http://sobory.ru/article/?object=41137

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010