Отводная роспись села Иванского старосты Анцыферка Григорьева да села Кибола старосты Ганьки Карпова, что они отвели примерной Гнездиловской улишной земли в дополнку села Глебовского х крестьянской земле. Скаска приказного Семена Щукоцкого, за ево рукою, (Л. 51 об.) 199-го году, как он пожалован во дьяки. Память из Суздальские приказные избы 188-го году о выборе окладчиков. Память из домового Розрядного приказу, за приписью дьяка Семена Щукоцкого , Васильевского монастыря к архимандриту Феодосию 188-го году о розыску села Ратминского крестьянской земли. Дело домовой подмосковной вотчины села Шубина в спорных пустошах с стольником князь Юрьем княж Володимеровым сыном Долгоруково и от стряпчева отписка. Зделашная запись Ивана Емельянова сына Дядина з домовым стряпчим с Осипом Еремеевым 140-го году. Отпись в заемном овсе Семенова человека Яковлева сына Молвянинова Ивашка Самойлова в десяти четвертях 130-го году. Зделашная запись суздальца Елизарья (Л. 52) Петрова сына Голенкина в домовом крестьянине села Вески деревни Пустоши 109 Треньке Иванове 131-го году. Зделашная запись Павла Посникова сына Секиотова 131-го году. Список з записи Шахчюря Алгаева 136-го году. Память зделошная Петра Иванова сына Внукова в беглом крестьянине 135-го году. Запись стольника князя Юрья Андреевича Сицкого человека ево Артюшки Сухоглазова со крестьяны 143-го году. Память Ивана Афонасьева сына Тиронова в подговорном человеке 143-го году. Запись Данила Филимонова сына Ярышкина 143-го [году]. Память князя Юрья Андреевича [Сицкого] в розделке по кабале 143-го году. Запись жильца Ивана Феоктистова сына Порошина 143-го году. (Л. 52 об.) Отпись Осипа Михайлова сына Юшкова 143-го году. Отпись Нижнего Новагорода Печерского монастыря слуги Андрея Матфеева сына Кобелева 143-го году. Запись села Рожестъвенного з деревнями старосты Сеньки Тарасова да целовальника Федьки Шульги со крестьяны 143-го году. Запись Козьмодемьянского уезду Покровского и Никольского монастыря Юньгинские слободы старинного пашенного крестьянина Никитки Григорьева сына баранника с сыном Ивашком 143-го году.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

просяй приемлет и толкущему отверзется». – Ср.: Мф. 7:7 – 8 ; Лк.11:9 – 10 . И се, обретохся во святей соборней церкви... – Имеется в виду соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кремле. Л. 46 Смиренный Иона. Божиею милостию митрополит... – Иона (ум. 1461 г.) – епископ Рязанский, впоследствии митрополит Московский, начинатель автокефалии на Руси: при нем Русская Церковь встает на путь обретения независимости от Константинопольской патриархии. ...святителя стояща – Петра чюдотворца. – Петр (ум. 1326 г.) – митрополит всея Руси, преемник византийских патриархов, первый московский епископ, перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву и благословил московских князей на великое княжение. а В ркп. на поле напротив строки помета Иоан 27 . Б В ркп. на поле напротив строки помета Иоан 48 . В В ркп. на поле напротив строки помета Маф 10. Г В ркп. на пак напротив строки помета Лук 10 . Д В ркп. на поле напротив строки помета Иоан 20 . е-ж В ркп. на поле напротив строки помета Иоан 45 . З В ркп. на поле напротив строки помета Лук 51 . И В ркп. на поле напротив строки начета Иоан 26 . К В ркп. на поле напротив строки помета Корин 172. 1665 г. 15.Челобитная патриарха Никона и братии Воскресенского монастыря царю (после 1 сентября) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6, л. 434 – 438. Столбец из пяти сставов. Скоропись. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 1997, (1661), 588 (1662), 589 (1664). Документ датирован по датам, упомянутым в тексте и в помете о доставке. Текст изд.: Гиббенет 2, 850 – 854. (л. 434) а Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу. Богомолец твой, государев, смиренный Никон патриарх о вашем, государеве, душевном спасении и телесном здравии Господа Бога молю со всею братнею. И да приложит Господь Бог святому вашему царствию дни на дни и лета ваша до дне рода и рода. И паки сугубо Господа Бога молим и челом бьем со всею братиею за твою, государеву, милость, что велел пожаловал выдать свое, государево, жалованье камских варниц на нынешной, на 174 (1665)-й, год две тысячи рублев денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

94, строки 16–17). Это желание князя было удовлетворено. Однако литовский митрополит стал превышать свои права. Поэтому после смерти этого митрополита литовская митрополия была возвращена власти киевскому митрополиту, это сделано еще предшественником патриарха Филофея. Это же присоединение подтверждается и настоящей «сигиллоидной» (столб. 998, строка 9) грамотой. (6) Грамота патриарха Филофея к Великому Князю Димитрию Ивановичу, похвальная за добрые отношения к церкви, с известием о грамотах, посланных другим князьям и митрополиту (столб. 97–104). Краткая характеристика. Свт. Филофей – автор грамоты. Обзор работы. Грамота пишется в ответ на письмо князя, переданное с княжеским человеком Даниилом. Патриарх Филофей русский народ здесь называет «святым народом Христовым» (столб. 100, строки 19–20), пишет, «молюсь о вас и люблю вас всех предпочтительно пред другими» (столб. 100, строки 22–23). Святитель хвалит князя и благодарит, отвечает ему, что прошения, которые он указывал в своих письмах, удовлетворены. (7) Его же грамота к митрополиту Алексию, похвальная за добрые отношения к патриаршему престолу (столб. 103–110). Краткая характеристика. Свт. Филофей – автор грамоты. Обзор работы. Грамота пишется в ответ на письмо Алексия, переданное через его человека Аввакума. Свт. Филофей хвалит митрополита Алексия, пишет, «…имею я к твоему святительству: любовь особенную и доверенность отменную; сильно люблю тебя, считаю своим близким другом…» (столб. 106, строки 21–24). Митрополит Алексий доносил патриарху о князьях, «нарушивших свои клятвы и мирныя условия» (столб. 108, строки 11–10 с конца), по этому поводу к этим князьям отправлены грамоты от патриарха. Также указано, что отправлена грамота новгородскому епископу «по известному тебе (Алексию – А.А.) делу» (столб. 108, строки 5–4 с конца). (8) Его же грамота к русским князьям с увещаниями повиноваться митрополиту (столб. 109–114). Краткая характеристика. Свт. Филофей – автор грамоты. Обзор работы. Патриарх Филофей призывает князей оказывать «почтение, послушание и благопокорение» (столб. 110, строки 9–8 с конца) митрополиту Киевскому Алексею, как если бы они это делали самому патриарху Филофею. Святитель перечисляет добродетельные качества митрополита Алексея («мужа досточтимаго, благоговейнаго, добродетельнаго и украшеннаго всеми добрыми качествами» (столб. 112, строки 25–28)), а в конце письма указывает, какие блага получат князья за их послушание в этой земной жизни и в вечности: «усиление власти, долготу жизни, успех в делах, благоденствие, исполненное всех благ, жизнь безпечальную и безбедную и здравие телесное, а в будущем веке – царство небесное, наследие вечных благ и наслаждение» (столб. 114, строки 12–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Введение (С. 408–409/226–228 116 ) – здесь даются краткие биографические данные о свт. Филофее (Коккине), предлагается оценка его влияния на духовное наследие для Руси, его усилий по защите исихазма в паламитских спорах, описывается вклад в прославление свт. Григория Паламы , в частности составлением последования в его честь. В завершение Введения автор подчеркивает, что «богословие, содержащееся в этой хвалебной песне… становится основным для нашего понимания исихастского наследия на Руси» (С. 409, строки 12–14/228, строки 13–15). Свт. Григорий Палама как Nouissimus Sanctorum (С. 409–410/229–231) – Автор статьи описывает тот образ свт. Григория Паламы , который создает свт. Филофей (Коккин) в своем последовании. В нем свт. Григорий сравнивается с ап. Павлом, свт. Иоанном Златоустом , приравнивается в боговидении к Моисею. В качестве кульминации свт. Григорий образно возводится на гору Фавор, что представляет аллюзию на самого Христа, и тем самым предстает как живой образец обожения. «…святой Григорий представляет для Филофея пример живого богословия» (С. 410, строка 17/231, строки 7–8) и пример того, что «величайшая святость все еще может быть достигнута» (С. 410, строки 23–24/231, строки 15–16). Григорий как Regula Monachorum (С. 410–413/232–238) – в этом разделе статьи объясняется то, как свт. Филофей раскрывает аспект монашеского делания в свт. Григории. Свт. Филофей (Коккин) пишет, что свт. Григорий «усвоил каждую заповедь и каждую добродетель» (С. 410, строка 2 с конца/233, строки 1–2) перед тем, как достиг высот созерцательности. Далее указывается, какие именно труды свт. Григория описывает свт. Филофей. Также автор указывает метафоры, используемые свт. Филофеем по отношению к свт. Григорию: «другое солнце» (С. 411, строка 2 с конца/234, строка 4 с конца), «второй Свет» (С. 412, строка 5/235, строка 3), «зерцало Бога» (С. 412, строка 20/236, строка 1), «жилище сияния Святой Троицы» (С. 413, строка 1/236, строка 3 с конца). Наконец, автор статьи делает вывод к разделу: «…образцом сбалансированной монашеской жизни… был для Коккина, без сомнения, свт. Григорий Палама » (С. 413, строки 13–15/238, строки 1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Совещание синедриона погубить Господа Вечеря в Вифании в доме Симона Предательство Иудино ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ 142. Приготовление Пасхи 143. Тайная Вечеря 143.1. Спор учеников о старшинстве 143.2. Умовение ног 143.3. Изобличение предателя уход Иуды (Ин до 35 стиха) Кто больший? 143.4. Установление Таинства Евхаристии Спор учеников о старшинстве 143.5. Предсказание об отречении Петра и другие предостережения Прощальная беседа: начало ее 144. Прощальная беседа с учениками и Первосвященническая молитва (до 31 стиха) Конец вечери 145. Повторное предсказание об отречении Петра и рассеянии учеников (см. после п.143.5) 146. Моление о чаше ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА 147. Поцелуй Иуды; взятие Господа под стражу; рассеяние учеников 148. Допрос Господа у Анны 149. Господь перед синедрионом в доме Каиафы 150. Отречение Петра Глумление стражи над Господом 151. Утреннее совещание синедриона; приговор Господу Конец Иуды Погибель Иуды предателя 152. Господь перед Пилатом; попытка Пилата отпустить Господа 153. Господь перед Иродом 154. Новая попытка Пилата отпустить Господа; иудеи испрашивают Варавву; умовение рук 155. Осуждение Господа на смерть, бичевание и унижение 156. Последняя попытка Пилата отпустить Господа; «се, Человек! се, Царь ваш!»; предание Господа на распятие 157. Конец Иуды (см. после п.163) (см. после п.151) Страдания Господа: осудительный приговор 158. Крестный путь 159. Распятие 160. У Креста Господня 161. Смерть Господа 162 События после смерти Господа 163. Прободение ребер Спасителя; снятие со Креста, погребение Погибель Иуды Жены у гроба в субботу вечером 164. Первосвященники и фарисеи у Пилата, поставление стражи у гроба ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА VICYCA ХРИСТА 165. Первые события Воскресения 166. Подкуп стражи 167. Явление Воскресшего Христа двум ученикам на пути в Эммаус 168. Явление Воскресшего Господа ученикам без Фомы (Лк только до 45 стиха) 169. Явление Господа ученикам в присутствии Фомы 170 Явление Господа при море Тивериадском. Восстановление Петра в апостольском достоинстве

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

1353–1354. Два Соборника, в десть, на бумаге. 1355. Книга Правила Святых Отец, в десть, на бумаге. 1356. Книга Пролог, в десть, с Сентября по Март. 1357. Книга Нового Симеона, в полдесть. 1358. Книга Григория Богослова , толковая, в десть. 1359. Книга Соборник постный, в десть. 1360. Книга Соборник праздничный, в полдесть. 1361. Книга Златоуст, в полдесть. 1362–1381. Двадцать книг старых харатейных всяких, ветхи. Вологодского уезда Каменского монастыря. Выписано из отписных книг 136 года. 1382. Книга в десть, а в ней писаны четыре Евангелисты толковые, мелкое письмо. 1383–1384. Две книги в десть, Евангелия толковые повседневные, оба писаны в две строки. 1385–1386. Две книги Евангелие толковые Воскресные, одно из них писано в две строки. 1387. Книга Апостол толковый, в десть, одета бархатом. 1388. Книга Деяние Апостольское толковое, в десть. 1389. Книга в десть, Апостольское правило. 1390–1392. Три книги в десть, Никонские послания, все писаны в две строки. 1393. Книга в полдесть, Никонские главы. 1394. Книга в полдесть, Иоанна Златоустог о. 1395. Книга Псалтырь толковая, и с песньми, вся сполна. 1396. Да в двух книгах Псалтырь толковая, с песньми вся сполна. 1397. Да в трех книгах Псалтырь толковая, четырнадцать кафизм с начала. А все шесть книг Псалтыри в полдесть. 1398. Книга Устав, письменный, в полдесть. 1399. Книга Устав, письменный, в десть. 1400–1405. Шесть Миней месячных четьих. 1406–1407. Две книги Григория Богослова , в десть, толковые, одна писана в две строки. 1408. Книга Григория Богослова , в полдесть, шестнадцать слов, толковая. 1409–1410. Две книги в десть, Торжественника, оба писаны в две строки. 1411–1415. Пять книг Соборников, в десть. 1416. Книга в десть, Василия Великого , писана в две строки. 1417. Книга Лапсаик, писана в две строки. 1418–1419. Две книги в полдесть, Патерики азбучные. 1420–1421. Две книги в полдесть, Патерики Печерские. 1422. Книга в полдесть, Синаксарь. 1423–1426. Четыре книги в десть, Прологи. 1427–1428. Две книги в десть, Златоструй, одна писана на харатье.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

59–64). Краткая характеристика. Свт. Филофей – автор грамоты. Обзор работы. Свт. Филофей пишет, что за два года до этого момента, еще при жизни митрополита Феогноста, приходил в Константинополь Феодорит, «домогался сделаться митрополитом русским» (столб. 62, строки 13–14). После отказа ему Феодорит сбежал в Тырново «и совершил там безобразнейшее и беззаконнейшее дело» (столб. 62, строки 24–25) (не сказано, какое), после чего тот был отлучен. Святитель пишет епископу Моисею также не принимать его в общение. (4) Определение патриаршего собора о перенесении кафедры русской митрополии из Киева во Владимир (столб. 63–70). Краткая характеристика. Свт. Филофей – стоял во главе патриаршего собора. Обзор работы. Перенос кафедры объясняется тем, что Киев «сильно пострадал от смут и беспорядков» (столб. 64, строки 8–9) и «страшного напора соседних Аламанов» (столб. 64, строки 9–10), паства уменьшилась и стала недостаточной для содержания митрополичьей кафедры. Указывается, что при этом в Киеве долгое время не было епископа, так как митрополит «держал его за собою» (столб. 66, строка 20). Однако низложенный и отлученный Феодорит был незаконно рукоположен в Киеве, находится в нем и распоряжается. Поэтому патриарший собор постановляет, чтобы митрополит русский проживал постоянно во Владимире, но Киев, если останется цел, был бы первым «седалищем архиерейским» (столб. 68, последние 2 строки), а на втором месте была бы кафедра во Владимире. Даже если Киев придет в прежнее благосостояние, Владимир «не перестанет оставаться собственным седалищем русских митрополитов» (столб. 70, строки 17–19), хотя и на втором месте после Киева. (5) Грамота (неопубликованная) патриарха Филофея о присоединении литовской митрополии к киевской (столб. 91–98). Краткая характеристика. Свт. Филофей – автор грамоты. Обзор работы. Говорится о том, что литовская епископия изначально входила в состав киевской митрополии, но князь литовский не пожелал «видеть свою власть и страну в духовном подчинении» (столб. 94, строки 14–16) митрополиту Алексию и «хотел, чтобы она была самостоятельна и возведена в митрополию» (столб.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

С. 227, строки 3–1 с конца – Автор предполагает здесь, что «именование Богоматери Царицей у Феофана» восходит по одной из версий к Гомилии на Успение свт. Филофея (Коккина), по другой – к Беседе на Введение свт. Григория Паламы . С. 228, строки 1–4 – Отмечается также, что свт. Филофей применяет к Богородице имя «Спасительница», что, подчеркивает Д. И. Макаров, «не следует трактовать в смысле католического учения о Божией Матери как Соискупительнице». Глава 13. Учение о символе в Богородичном слове Феофана в его связи с христологией. 13.1. Символический аспект Таинства Крещения, по учению Феофана. С. 238, прим. 7 – Упоминается о том, что темы телесного и духовного обновления человека благодатью Крещения, которые имеются у свт. Афанасия Великого и прп. Симеона Нового Богослова , развивает и свт. Филофей (Коккин). 13.2. Понятие «символ» в христологии Феофана. С. 245, строки 5–13 – В этом абзаце свт. Филофей упоминается как адресат в письме Димитрия Кидониса, в котором святитель обвиняется в христологической ереси. Глава 15. Основные черты экзегетического метода Феофана Никейского в «Похвальном слове». 15.1. Отождествление двух цитат из св. Максима Исповедника . С. 267, строки 5–6 – Кратко упоминается, что Феофан Никейский в своих «Пяти словах о Свете Фаворском» помимо прочего прославляет своего учителя свт. Филофея. С. 269, строки 1–3 – Краткое упоминание, что в Гомилии на Успение свт. Филофея (Коккина) отображается связь событий Успения и Преображения. 15.2. Образцы экзегезы Св. Писания в «Слове» Феофана. С. 275, строки 10–13 – Опять же краткое упоминание о Гомилии на Успение свт. Филофея: святитель в ней опирался на апокрифическую традицию Пс.Мелитона и др., которая говорит «о благоухании тела Богоматери во гробе Гефсимании». С. 277, прим. 2 – Краткое упоминание об употреблении идиоматической фразы «сени и образы». Так, например, свт. Филофей (Коккин) меняет порядок этих слов и использует их при предуказании на Богородицу в Ветхом Завете. С. 281, строки 9–11 – Говорится о том, что свт. Филофей (Коккин) толкует Песн. 3.7 в мариологическом ключе, для него «естественно отождествлять Невесту из Песни Песней с Богородицей».

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

17:1–10 113. Беседа Господа с учениками о соблазнах, о прощении обид, о силе веры и о смирении 17:11–19 114. Исцеление десяти прокаженных 17:20–37 115. Ответ фарисеям о пришествии Царствия Божия 18:1–8 116. Притча о неправедном судье 18:9–14 117. Притча о мытаре и фарисее 18:15–17 121. Благословение детей 18:18–30 122. Ответ Господа богатому юноше и вопрос Петра о награде 18:31–34 124. Четвертое предсказание о Страстях и Воскресении 18:35–43 126. Исцеление двух иерихонских слепцов 19:1–10 127. Обращение Закхея 19:11–28 128. Притча о десяти минах 19:29–44 131. Вход Господень в Иерусалим; плач об Иерусалиме; ночь в Вифании 19:45–48 132. Проклятие смоковницы; изгнание торгующих из храма; восклицания детей; исцеление многих больных 20:1–19 134. Поучения Господа в храме; три обличительные притчи 20:1–8 134.1. Вопрос о власти Господа 20:9–19 134.3. Притча о злых виноградарях 20:20–44 135. Три искусительных вопроса Господу 20:20–26 135.1. Вопрос фарисеев и иродиан о подати кесарю 20:27–40а 135.2. Вопрос саддукеев о воскресении мертвых 20:40б-44 135.4. Вопрос Господа о том, чей сын Христос 20:45–47 136. Обличительная речь против книжников и фарисеев; плач об Иерусалиме 21:1–4 137. Лепта вдовы 21:5–28 139. Пророчество Господа о разрушении Иерусалима, о будущем Церкви и о Его втором пришествии 21:29–36 140.1. Увещания к бодрствованию. Пример со смоковницей 21:37–38 132. Проклятие смоковницы; изгнание торгующих из храма; восклицания детей; исцеление многих больных 22:1–6 141. Заговор Иудеев против Господа. Предательство Иуды 22:7–13 142. Приготовление Пасхи 22:14–38 143. Тайная Вечеря 22:15–18 143.1. Спор учеников о старшинстве 22:19–20 143.4. Установление Таинства Евхаристии 22:21–23 143.3. Изобличение предателя; уход Иуды 22:24–30 143.1. Спор учеников о старшинстве 22:31–38 143.5. Предсказание об отречении Петра и другие предостережения 22:39–46 146. Моление о чаше 22:47–53 147. Поцелуй Иуды; взятие Господа под стражу; рассеяние учеников 22:54а 149. Господь перед синедрионом в доме Каиафы

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

На С. 212 в статье «К социальной характеристике поздневизантийского общества» указывается, что Николай Кавасила «приветствовал в 1364 г. избрание свт. Филофея (Коккина) патриархом на второй срок» (С. 212, строки 16–17). На С. 242 в статье «Городские владения провинциальных монастырей» упоминается случай, что в 1367 г. сигиллоидной грамотой патриарх Филофей (Коккин) передал монастырю Великая Лавра на Афоне 2 константинопольских монастыря: монастырь у Широких ворот св. Димитрия и монастырь, который находился у пристани напротив Галаты. Это было сделано, чтобы лавриоты «устраивали и улучшали местное хозяйство» (С. 242, строки 18–19), т.к. Галата была богатым торговым районом Константинополя, «где была сконцентрирована торговля итальянских купцов» (С. 242, строки 21–22). Следующее издание ( 2009 г. ) также представляет собой сборник научных статей и включает в себя работы Г. М. Прохорова, посвященные византийской литературе XIV в. Сборник называется – «”Так возсияют праведники…” Византийская литература XIV в. в Древней Руси» . 132 Статьи оформлены в виде глав, рассмотрим каждую статью по отдельности. С. 5–14. Вступительная глава «Роль новых переводов византийских религиозных текстов в образовании культуры Московского государства». Краткая характеристика. В данной главе свт. Филофей (Коккин) рассматривается в контексте значимости написанных им гимно- и эвхографических произведений. Обзор работы. В этой главе свт. Филофей называется «наиболее плодовитым сочинителем» (С. 13, строки 7–8) XIV в., «именно его гимны и молитвы пользовались наибольшим вниманием тогдашних переводчиков на славянский и монахов-переносчиков этих переводов на Русь» (С. 13, строки 10–12). Здесь кратко и неполно перечисляются его произведения, предлагается размышление по поводу значимости этих произведений для современников и последующих поколений. В конце вступительной главы автор предлагает интересный вывод: «благодаря переводам с греческого, поступившим в XIV в. с Балкан на Русь, обновились едва ли не все сферы ее духовной культуры, придав ей, культуре рождающегося в Великой Руси Московского государства, новый стиль, который точнее всего называть стилем Православного Возрождения» (С. 14, строки 28–32).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010