Разделы портала «Азбука веры» Плащаница – 1) полотно, которым было обернуто при погребении тело Иисуса Христа . См.  Туринская Плащаница. 2) Четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым изображением снятого со Креста тела Христа Спасителя. В конце вечерни Великой Пятницы (см. Страстная седмица ) плащаница выносится на середину храма для поклонения верующих и остается там до пасхальной полунощницы , на которой снова уносится в алтарь . 3) Плащаница с изображением усопшей Божией Матери . По разным традициям, она или полагается посреди храма на праздничной утрени Успения Богородицы , или же вынос плащаницы совершается на третий день этого праздника, при служении чина Погребения Божией Матери. Плащаница-воздух на литургии (до XV в.) Святая Плащаница, с которой связаны трогательные и глубочайшие обряды Великой Пятницы и Великой Субботы, исторически связана с воздухом (большим покровцом), который употребляется на литургии. В древнем Константинополе была практика служения литургии с использованием нескольких чаш и для покрытия требовались воздухи больших размеров. Как правило, воздухом покрывали Святые Дары после Великого входа и в это время читали тропарь «Благообразный Иосиф…»; при символическом толковании литургии великий вход интерпретируется как шествие Христа на страдания, а воздух – как погребальная пелена, плащаница, которой было обвито Его Пречистое тело. В связи с этим и на воздухах того времени было принято изображать положение тела Христа во гроб. В XIII–XIV вв. воздух стали употреблять в конце утрени Великой Субботы, когда совершали вход с Евангелием; им оборачивали Евангелие, а также после положения Евангелия на престол была практика накрывать Евангелие воздухом. Использование Плащаницы в монастырях и соборах на утрене Великой Субботы (XVI–XVII вв.) Постепенно практика служения на нескольких чашах исчезает и размер воздуха на литургии сокращается; в это время происходит разделение между обычным литургийным воздухом и аналогичным предметом большего размера, используемым в Великую Субботу.

http://azbyka.ru/plaschanitsa

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2019 21 мин., 16.04.2019 1-я страница обложки. Иллюстрация на обложке - ночное, усыпанное звездами небо, в которое с земли направлена антенна радиотелескопа («Ночной телескоп», Владимир Тупоршин). Надпись: ОДИНОЧЕСТВА НЕТ есть просто проблемы со связью. Внизу страницы написано: Разбираемся, откуда эти проблемы берутся и как их преодолеть. См. материалы рубрики «Вопрос номера. Одиночество»  (С.16-23). Пролог :   Николай  Туроверов . «Еще весь лес такой сквозной...» . Стихотворение. 1965//Фома. - – апрель 2019. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3.   Даты месяца : Даты месяца: апрель //Фома. - – апрель 2019. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 7 апреля. Благовещение. [Краткая информация о празднике дополнена текстом стихотворения Валерия Брюсова « Ты была единая от нас.. .»]. Фото Олега Варова/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. - С.4; 22 апреля. Начало Страстной седмицы . Ил.: Василий Верещагин. «Ночь на Голгофе». - С.4; 1 апреля. 210 лет назад родился Николай Гоголь . [Цитата из письма Н. В. Гоголя В. Г. Белинскому в ответ на критическую статью о книге «Выбранные места из переписки с друзьями»]. Ил.: Профиль Н. В. Гоголя. Силуэт. - С.4; 28 апреля. Пасха Христова . [ Митрополит Сурожский Антоний. Из проповеди на Пасху 1976 года ]. Ил.: Картина художника Павла Рыженко «Пасха». - С. 5. Колонка главного  редактора: Владимир  Легойда . О пользе прыжков в высоту. [Вера — это добродетель воли. Волевые усилия, которые необходимо затратить для того, чтобы стать христианином, жить Евангелием, выполнять кажущиеся невыполнимыми заповеди, автор сравнивает с прыжками в высоту. Высокая планка заставляет максимально напрягаться. Чем выше стоит планка, тем сильнее ты стремишься ее перепрыгнуть. Сама вера делает это твоей потребностью. «Если мы не можем сказать себе, что живем Евангелием, то не можем и отказаться от необходимости понуждать себя к жизни по нему. Каким бы безнадежным взятие этой высоты нам самим ни казалось»]. Фото свящ. Игоря Палкина. Ил.: Непревзойденный рекордсмен по прыжкам в высоту с шестом Сергей Бубка, на Играх доброй воли в Москве, 8 июля 1986 года. Фото Валерия Зуфарова и Яшара Халилова/Фотохроника ТАСС//Фома. - – апрель 2019. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-192-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Евангелия Великого поста 24 мин., 13.03.2021 Содержание Евангелия Великого поста — особенные. Каждое великопостное воскресенье читается отрывок, который призывает верующих задуматься о том или ином аспекте духовной жизни, чтобы с чистым сердцем встретить праздник Воскресения Христова. Великопостный цикл начинается с четырех подготовительных недель («неделя» по-церковнославянски означает воскресенье — Прим. ред.) , за которыми следуют шесть недель, относящихся непосредственно к постному периоду. Особняком стоит Страстная Седмица — последняя неделя перед Пасхой. Евангелие предподготовительной недели Великого поста Неделя о Закхее . Евангелие от Луки, глава 19, стихи 1-10 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Евангельское чтение о сборщике податей Закхее призывает иначе посмотреть на тех, кого все презирают, и ставит вопрос о том, имеем ли мы право судить других. Закхей так хотел увидеть Христа, что не побоялся выставить себя на посмешище, и даже залез на дерево, потому что устал от удушающей атмосферы, которая царила в его жизни. Но когда Христос решил войти в его дом, толпа осудила обоих — и чиновника, и Спасителя. Имели ли эти люди право считали себя праведниками? Размышляет священник Стефан Домусчи.

http://foma.ru/evangelija-velikogo-posta...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь Великого поста. Инфографика 5 мин., 17.03.2024 Календарь Великого поста 2024 года: когда начинается и заканчивается Великий пост, какие подготовительные недели ему предшествуют, чему посвящены воскресные дни поста и каждый день Страстной недели — все это в инфографике «Фомы». Календарь Великого поста 2024 (недели Великого В православном календаре словом «неделя» обозначается воскресный день, а «седмица» — неделя в современном понимании. Подготовительные недели Великого поста (воскресные дни) Смотреть Неделя о мытаре и фарисее — 25 февраля На литургии читается притча о мытаре и фарисее Следующая седмица (26 февраля — 2 марта) — сплошная: отменяется пост в среду и пятницу. Неделя о блудном сыне — 3 марта На литургии читается притча о блудном сыне Следующая седмица (4–9 марта) — пост в среду и пятницу 9 марта — Вселенская (мясопустная) родительская суббота — день особого поминовения усопших. Неделя мясопустная, о Страшном суде — 10 марта Мясопустная, т.к. это последний день перед Великим постом, когда Устав позволяет есть мясную пищу. На литургии читается Евангелие о втором пришествие Христа Следующая седмица (11—16 марта) — Масленица (другое название — Сырная седмица): сплошная, но уже без мяса (можно яйца, рыбу и молочные продукты). Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье — 17 марта Сыропустная, т.к. это последний день перед Великим постом, когда Устав позволяет есть молочную пищу. Заговение на Великий пост. На литургии читается Евангелие о прощении и посте, вечером совершается Чин прощения. Свернуть Седмицы и недели (воскресные дни) Великого поста 1-ая седмица 18—23 марта 18—21 марта. Чтение Великого канона свт. Андрея Критского. 23 марта: Первая суббота Великого поста — день памяти вмч. Феодора Тирона. Накануне вечером совершается служба великомученику и раздача колива. В 2024 году на эту же дату переносится празднование памяти Сорока Севастийских мучеников.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta.h...

Скачать epub pdf Евангелие Воскресения «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15, 14 ) В тот день, когда фанатичный фарисей Савл, ревностный ученик Гамалиила, спешил в Дамаск, чтобы «тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание» ( Деян. 22, 5 ), вскоре после того как он участвовал в побиении камнями диакона Стефана ( Деян. 7:59–60, 8:1 ), решилось будущее юного, только зарождающегося христианства: великий гонитель стал великим защитником и его ревностным проповедником. Страстный преследователь Иисуса, благодаря чему он стяжал особое уважение в своей среде, превратился в пламенного Его последователя (ср.: Деян. 22:3–5, 26:4–5 ). Это необычное само по себе перерождение становится еще более необычным потому, что оно произошло мгновенно. В один день, в один миг, когда Савл со своими приспешниками строил самые решительные планы уничтожения «хулителей» веры, он вдруг переродился и стал другим человеком, настолько отличным от прежнего, что большего антипода представить невозможно. Савл, который в тот великий для его личной судьбы и для судьбы христианства день вошел в Дамаск, отличается от Савла, который в тот же день вышел из Иерусалима, больше, чем Саул – помазанник Божий от Саула – мрачного завистника, чем Давид-герой от Давида – кровавого интригана, больше, чем блудный сын – от сына покаянного. Происшедшее с Савлом по пути в Дамаск нам очень трудно представить. Но если любому событию предшествует соответствующая причина, то в этом случае она должна быть исключительной. Прежде всего этот молодой израильтянин не был обычным, посредственным человеком: он выделялся из толпы тех своих соотечественников, которые ценили свои убеждения не более чем в тридцать сребреников. Как один из избранников, одаренных Богом пятью талантами, он ни одного не хотел закопать в землю. Савл, как и все героические личности, изначально был предуготован для службы Богу. Для него этот мир не арена человеческого произвола и безумия, а мастерская Божия, где действует свой план, где каждому предназначено свое служение, и если кто не исполняет его, то поступает противно воле Божией. Божиих врагов Савл воспринимает как своих личных. Пока он шел в Дамаск, в его душе жила непоколебимая уверенность, что фарисейская религиозная система веры установлена Божественным планом, а новая проповедь об Иисусе воскресшем, Которого эта система осудила на распятие, основана на лжи и личном расчете. Как вдруг опрокинулась система его понятий и как они поменялись местами? Если бы Савлу предложили царский престол в Палестине при условии, что он отречется от фарисейства, если бы ему была обещана вся роскошь, которую только может представить восточная фантазия, если бы ему под ноги было брошено все, что бросал к ногам Христа лукавый искуситель в пустыне, кто может усомниться в том, что Савл не ответил бы решительно: «отойди от Меня, сатана» ( Мф. 4, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Слово в день рождения Его Императорского Высочества благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича, 1768 года, Сентября 20 дня Возложат на вы руки своя и ижденут, предающе на сонмища и темницы, ведомы к царем и владыкам, имене моего ради. Лк.21:12 . Ныне чтенное Евангелие, по причине церковию празднуемого в сей день, пострадавшего за истину, святого Евстафия, дает нам знать, что не всякая ревность по Бозе есть приятна Богу. Ибо к действию, самому чрез себя похвальному, если примешается страсть: тогда она все портит и своею строптивостию развращает путь Божественный. Сие нынешнее ж Евангелие доказывает тем, что некогда страстная по большой части ревность причиною была, что Евангелия последователь со всею своею кротостию был связуем, изгоняем, предаваем на суд, ведом к Царем и Владыкам, защитникам то есть истины, чтоб от них за истину страдать. Таковая поступка и к сожалению, и к негодованию справедливо возбудить нас может: почему и не достойна б она была рассуждения нашего. Но когда же напротив видим мы ныне Монархов благочестивых, и православных, истину любящих и от истины любимых, Евангелию последующих, и действием его, то есть, кротостию и человеколюбием украшаемых: то с сей стороны осиявает нас свет радости, и расширяет наши уста к прославлению отца светов и Бога любящего тварь свою. И для того не бесполезно, думаю, взойти нам в дальнейшее рассуждение о ревности, каковую закон истинный от нас требует. Сие рассуждение прилично и торжественному дню сему, которой одолжает нас гореть ревностию к Богу, милостиво Россию благословляющему. Взираю убо к Тебе, Господи Боже! Ты недостаточное слово мое раствори солию благодати Твоей к общей пользе нашей. Ревность есть горячее духа нашего стремление к защищению славы Божия , относительно до закона. Мы в сем разуме берем сие слово: ибо многие могут быть его означения. Взяв ревность в таковом разуме, не видно, чтоб в Ней что-нибудь было не похвальное. Ибо гореть духом, чтоб слава Божия во всех концах вселенной была проповедуема; чтоб все люди святым к Богу и почтению его руководством были просвещены; в рассуждении сего гореть духом, то есть, изыскивать к тому справедливые и человеколюбивые способы, есть дело всякой похвалы достойное. Ибо сим доказывается любовь к Богу, к ближнему, любовь к истине, которую мы не скрываем под спудом, но поставляем на свещнике, да светит всем, и да руководствует всех. И для того Святый Павел учит: добро, еже ревновати всегда ; однако притом прибавляет, в добром . 123

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Сошествие во ад. Воскресение Христово. Роспись ц. Христа в Веррии. 1315 г. Церковь небольшая по размеру (8×3,95 м) и простая по архитектуре: однонефная одноапсидная базилика с входами с 3 сторон и перестроенной позднее галереей по периметру. Росписи располагаются в 3 регистра. В конхе апсиды представлена Богоматерь Платитера в рост с Младенцем Христом на руках и поклоняющимися архангелами. В щипце вост. стены, над конхой,- погрудное изображение Христа Еммануила в медальоне, к-рый держат архангелы, по сторонам - пророки Давид и Соломон с развернутыми свитками. Ниже, на щеке алтарной арки, помещен Нерукотворный образ Спасителя, в пазухах арки - арх. Гавриил и Божия Матерь («Благовещение»). Далее в верхнем ярусе по периметру идет праздничный цикл. На юж. стене представлены «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне», «Преображение Господне», «Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим», на сев. стене - сцены Страстного цикла: «Предательство Иуды», «Христос перед первосвященниками и Пилатом», «Шествие на Голгофу», «Восшествие на Крест», «Оплакивание». Цикл завершается сценой «Вознесение» в вост. части сев. стены. Кроме того, в нижнем ярусе в плоских нишах перед алтарной преградой на сев. стене изображено «Распятие», а на южной, согласно распространенной в Македонии традиции,- событие, к-рому посвящен храм,- «Сошествие во ад». Всю верхнюю часть зап. стены занимает «Успение Пресв. Богородицы» с преподобными Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским по сторонам. В щипце зап. стены над «Успением Пресв. Богородицы» по сторонам окна представлены праведные Иоаким и Анна. В узком среднем ярусе росписи помещены в медальоны с образами пророков, евангелистов и святых. В нижнем ярусе в алтаре изображена «Служба святых отцов», в наосе - мученики, преподобные, целители и др. святые. Несколько разновременных изображений, не относящихся к слою 1315 г., сохранились на внешних стенах храма. В целом иконографическая программа представляет собой один из типовых вариантов приспособления к базиликальному пространству традиц. системы росписи крестово-купольного храма с нек-рыми оригинальными решениями (композиции в щипцах вост. и зап. стен; размещение евангелистов в медальонах в среднем ярусе).

http://pravenc.ru/text/1320003.html

Страстная седмица Древность и важность ее По Царском входе Своем в Иерусалим Иисус Христос до самой смерти Своей ежедневно бывал во храме Иерусалимском, творя чудеса и преподавая спасительное учение. Во храм Иерусалимский для слушания Господа ежедневно стекался народ с самого утра ( Лк.21:37–38 ). В это время Спаситель между прочим произнес слова: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианствот и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих, хотящих быти, и стати пред Сыном человеческим ( Лк.21:34–36 ). Таким образом дни пред Пасхою Сам Господь освятил Своим ежедневным пребыванием и Своею всенародною проповедью Евангелия во храме Божием и заповедью благоговейно бодрствовать преимущественно во дни Страстной седмицы, в которые эта заповедь произнесена, и наконец, прославил Своими спасительными страданиями и смертью ( Лк.19:47 ). Апостолы, благоговея к великим событиям смерти и воскресения Господа, по вознесении Его на небеса, начали праздновать Великую неделю страданий, смерти и воскресения и всем верующим заповедали хранить ее 347 . Согласно с примером и учением Иисуса Христа, Православная Церковь со времен Апостольских дни Страстной седмицы посвящает особенному благоговению и называет седмицею Страстною и Великою. «Великою она называется, говорит св. Златоуст не потому, что дни ее дольше или их больше числом; но потому, что во дни ее совершены Господом нашим великие дела. В эту Великую неделю разрушено долговременное царство диавола, истреблена смерть, низложен сильный, расхищены его орудия, побежден грех, снято проклятие, отверст рай, небо сделалось доступно человекам. Люди соединились с Ангелами, разрушено средостение, преграда удалена, и Бог мира примирил небесное и земное. Поэтому она называется Великою неделею " 348 . Подобно Господу, ежедневно пред Своими страданиями пребывавшему во храме Иерусалимском для молитвы и проповеди Евангелия, и по заповеди и примеру Апостолов, древние христиане проводили Страстную и Великую неделю с особенным благочестием, каждый день собираясь в храм Божий для молитвы и слушания пастырских поучений 349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Февраля 13 (26) Священномученик Василий (Горбачев) Составитель священник Игорь Бычков Священномученик Василий родился в 1885 году в селе Нарышкино Сердобского района Саратовской губернии (ныне Пензенская область) в семье крестьянина Григория Горбачева. Из детства батюшки известен такой случай: господам понравился маленький Василий и его сестра, потому что оба они были белокуры и кудрявы. Они захотели взять их себе на воспитание, но родители отказались, несмотря на то, что в семье было пятеро детей. Василий окончил церковноприходскую школу, полюбил пение в церковном хоре и охотно прислуживал в храме. Он обладал музыкальными способностями: имел хороший слух и голос. Когда скончалась мать, отец захотел женить сына против его воли, так как в семье не хватало женских рук. Василий покинул родной дом и ушел в Иверский Страстной монастырь города Саратова, а оттуда попал в Москву – в Свято-Данилов монастырь, где был сначала певчим, а потом послушником. В 1908 году в саратовской обители иеромонах Таврион подарил ему небольшое Евангелие и надписал: «Читать каждый день по главе или по десять стихов». Это Евангелие отец Василий всю жизнь носил с собой. В 1913 году епископ Верненский Иннокентий (Пустынский) взял Василия к себе в город Верный (ныне Алма-Ата) в качестве эконома архиерейского дома. Здесь он в совершенстве овладел церковным пением и стал руководителем большого церковного хора. Во время Первой мировой войны Василий Горбачев служил в армии, был псаломщиком в полковой церкви, а также выполнял хозяйственные поручения. Однажды, в 1917 году, он ехал по церковным делам в поезде, который был остановлен какими-то военными, по-видимому местными бандитами, и его, как служителя Церкви, повели на расстрел, но вдруг налетел отряд регулярной армии, и он остался жив. Отец Василий вспоминал: «Я помолился Богу, и ничего со мной не случилось». Видимо, не настал еще час Василию пострадать за Христа. Бог сохранил его для служения в священном сане. В 1918 году Василий женился на Вере Афанасьевне Трофимовой и был рукоположен во диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

18. Страстная седмица. Великая Среда. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери. Литургия Преждеосвященных Даров. Служба совершается по образцу богослужения в Великий Понедельник. Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От нощи утренюет...»). Тропарь, глас тот же: «Се Жених...». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 14-я, 15-я и 16-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды). Евангелие – Ин., зач. 41-е, от полу: «Во время оно, свидетельствоваше народ, сый со Иисусом...» (конец в зач. 43-м «...якоже рече Мне Отец, тако глаголю»). Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами...». Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. По каждой песни катавасия – ирмос трипеснца. По 3-й песни – малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...». Кондак Триоди, глас 4-й: «Паче блудницы...», и икос, глас тот же: «Яже первее блудница жена...». На 9-й песни – каждение. («Честнейшую» не поем.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий Триоди: «Чертог Твой...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Грешная тече к миру...», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Погруженная грехом...». Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й – 4 (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Господи, яже во многия грехи впадшая жена...». Примечание. Первые два стиха к стихирам на стиховне – обычные дневные (из Часослова), а последний стих – «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим,/повем вся чудеса Твоя». Окончание утрени – по великопостному чину. Часы и изобразительны совершаются по великопостному чину. На 1-м часе кафизмы нет. Отпуст краткий: «Грядый Господь на вольную Страсть...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-01/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010