Протоиерей Владимир Воробьев: В Страстные дни Господь Сам берет наше сердце в Свои руки 30 марта 2010 г. 16:00 В дни Страстной седмицы ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , настоятель храма свт. Николая в Кузнецкой слободе протоиерей Владимир Воробьев рассказал корреспонденту портала «Православие и мир» о смысле происходящего в эти дни в храме, о богослужении Страстной седмицы, о подвиге исповедников и Пасхе в советское время. Страстная седмица — это драгоценное время Службы Страстной седмицы это самые лучшие службы из всего церковного года. Думаю, что люди вообще не создали ничего лучше, чем Страстные службы. Это самое прекрасное, самое глубокое, самое талантливое, самое Боговдохновенное из всего, созданного человеческим гением. Если эти службы совершаются благоговейно, если человек старается в них участвовать осмысленно, то они перенесут его в ту реальность, которая явилась на земле две тысячи лет назад, помогут вместе со святыми, вместе с Божией Матерью и апостолами пройти путь страданий Христа и встретить Светлое Христово Воскресение. Если человек постарается вникнуть в них, то сможет преодолеть пространство и время и стать участником евангельских событий. Если искренне, с верой и любовью участвовать в этих церковных службах, то обязательно по-новому почувствуешь все Евангелие, по-новому осознаешь себя христианином. Кроме того эти службы, как всякое произведение искусства, действуют не только рациональным образом, на сознание человека — они действуют непосредственно, образно говоря, на сердце человека. Участвуя в них, человек что-то осознает, но еще больше он чувствует, его вере открывается та духовная реальность, которая существует вне времени и пространства. Жертва Христова, Его страдание и смерть, Его победа над силами зла, над смертью, торжество Его воскресения это все принадлежит духовному миру, находящемуся вне времени и пространства. И через церковные службы мы можем приобщиться к этой реальности. Очень многое является тайной, которую мы не можем понять рационально. Это естественно, потому что духовный, Божественный мир выше нас, он не открывается нашему разуму вполне, не подвластен ему, а сердцу он открывается. Если это происходит, то становится великим достижением в нашей жизни. Мы поймем потом, не сразу, что ничего более высокого в нашей жизни не было. И не может быть ничего выше, чем жизнь со Христом, чем возможность найти Христа и быть с Ним. Поэтому Страстная седмица это драгоценное время.

http://patriarchia.ru/db/text/1126166.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Проповедь Проповедь на Страстную Субботу Апрель 22nd 2011 Проповедь Проповедь на Страстную Субботу Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня Великая Суббота. Евангельская история, история спасения рода человеческого подходит к своей кульминации. Завершилась земная жизнь Господа Иисуса Христа. Закончились Его крестные страдания. Он умер, не выдержав этих страданий, и был погребен в пещере по восточному обычаю. И сегодняшнее евангелие повествует нам уже о воскресении Спасителя. Точнее даже не о воскресении, а о том, что было после Его воскресения. Потому что сам момент воскресения нигде в Евангелии не описан. Мы не знаем, как это произошло, как душа вернулась в тело, как Христос ожил, как Он восстал из мертвых, как покинул эту пещеру, в которой был погребен. Для нас это остается тайной, в Евангелии это не зафиксировано. Но знаем мы лишь о том, что Мария Магдалина и, как говорит евангелист, «другая Мария», придя утром после субботы, то есть по-нашему в воскресение, нашли гробницу пустой. Но они увидели ангела, который и возвестил им радостную весть о том, что Христос воскрес. Они с великой радостью поспешили сообщить апостолам о том, что поведал им ангел. Но дальше мы узнаем, что радость о воскресшем Христе была далеко не у всех. Я вам хочу напомнить вот какой эпизод. Когда тело Спасителя было погребено, то первосвященники и фарисеи пришли к Пилату со следующей просьбой, я зачитаю вам сейчас этот текст: «На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату, и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мертвых»; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать». Но вот наступило воскресенье, и стражники находят гробницу пустой. И что же происходит далее? Обратимся опять к евангельскому тексту: И они, «собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали. И, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1881  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 174  голоса:  4.4 из  5) Страстная (Великая) седмица отличается особо торжественным и скорбным чином церковного богослужения, — ведь в это время вспоминается великая Голгофская Жертва Спасителя за весь род человеческий. Представленные здесь песнопения относятся к трём вершинным дням Страстной седмицы. В Великий Четверг отмечается установление Самим Господом Таинства Евхаристии (Причащения) на Тайной Вечери, Его последней трапезе с апостолами. В Страстную Пятницу, во время чтения Двенадцати Евангелий и выносе Плащаницы, мы переживаем вместе со Христом Страсти (страдания) Господни. В Великую Субботу вспоминается погребение Христа, но в этой великой скорби предощущается торжество Христова Воскресения и победы над смертью. Исполнители: Лауреат международного конкурса — Праздничный хор Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Регент — Георгий Сафонов. Архимандрит Лука (Пинаев). Архидиакон Герман (Дубов). Владислав Косарев. –:– 05:38 Стоп через Великая ектения Диакон: Миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имя), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О граде сем, (или о веси сей, или о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

http://azbyka.ru/audio/strastnaya-sedmic...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 80. О будущем благе. В 5ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению) …Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному! ( Евр.9:14 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Совсем не много нам остается времени до Страстной седмицы, до времени воспоминания страданий Господних. Эта седмица будет для нас особой, удлинятся Богослужения, увеличится наше молитвенное правило. Земные дела, каждодневные проблемы и заботы будут нами оставлены, отойдут на второй план. Церковь Христова в эти великие дни дает почувствовать всем христианам, всем верным последователям Господа, как много за нас с вами, грешных, сомневающихся, маловерных, вынес Спаситель по неизреченной любви Своей к роду человеческому. И строки Святого Евангелия, и Апостольское чтение, прозвучавшее сегодня (см. Евр.9:11–14 ), подготавливают к тому, что мы будет переживать на Страстной седмице вместе с Господом нашим. Вот и сейчас мы с вами слышали, как святой апостол Павел писал первым христианам о том, что Сын Божий есть не просто Ходатай наш пред Отцом Небесным, но Глава Церкви, вечный Первосвященник. Каждую неделю Великого поста мы говорим об этой истине. Господь наш Иисус Христос есть Первосвященник будущих благ , истинный Сын Божий, Который пришел к людям с небес. Пришел, чтобы искупить род человеческий от власти диавола и смерти. Именно для этого Он принял на себя немощную человеческую природу, будучи истинным Богом, но став и истинным Человеком, во всем подобным нам, кроме греха . И преобразив в Себе человека, показал путь к совершенству, не только души, но и тела. В течение трех с половиной лет Спаситель проповедовал на земле учение любви. Он Сам явился для человечества и Жизнью, и Словом, и Верою, и Надеждой, и Любовью. И прежде чем принес Себя в Искупительную Жертву, Христос приуготовлял создание Царства Небесного на земле, то есть Церкви Христовой, которая, взяв свое начало в Крови Его, просияла уже после Его крестной смерти и воскресения. Святая Церковь пользуется всеми неизреченными благами, которые дает ей Господь. Об этом и говорит апостол Павел в своем послании.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 7 проповедей в Лазареву субботу и Вербное воскресение 7 мин., 09.04.2023 Что говорили об этих важных для евангельской истории днях известные проповедники? Мы собрали для вас яркие отрывки из проповедей Иоанна Кронштадского, Луки Войно-Ясенецкого, Антония Сурожского и других известных людей Церкви. 1 Митрополит Сурожский Антоний Слово в Лазареву Субботу «Мы стоим на грани страстных дней, и на этой грани, в образе Лазаря и его воскресения, встает перед нами большая, радующая нас надежда: Господь крепче смерти, Господь победил ее – не только в том прямом смысле, в котором эта победа явлена телесным воскрешением Лазаря, но еще и в другом, который, может быть, еще непосредственнее относится к нам изо дня в день… Пришел Господь и повелел Лазарю встать из мертвых: вот образ для нас. В каждом из нас он лежит – умерший, побежденный, окруженный нашим сетованием, часто безнадежным. А сегодняшнее Евангелие, на самой грани страстных дней, нам говорит: Не бойтесь! Я – воскрешение и жизнь! Тот друг Господень, который в вас жил, который в вас есть, который кажется безнадежно мертвым, от одного слова Моего может воскреснуть – и поистине воскреснет! И вот войдем в страстные дни с этой надеждой, с уверенностью, что мы идем к Пасхе, к переходу от временного к вечному, от смерти к жизни, от нашей пораженности к победе Господней. Войдем в страстные дни с трепетом о том, как нас возлюбил Господь и какой ценой Он нам дает жизнь, войдем уже теперь с надеждой, со светом и с радостью грядущего воскресения» 2 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Слово в праздник Входа Господня в Иерусалим «Христос — источник радости. Он источник подлинного веселья, переходящего в жизнь вечную, и без Христа такого источника не существует. Вот почему говорит апостол Павел: «всегда радуйтесь»; потому что если вы живете со Христом, если мир Христов становится вашим миром, то в вашу жизнь приходит радость как величайшая ценность, как показатель богатой, сильной и независимой от внешних обстоятельств внутренней духовной жизни человека.

http://foma.ru/7-propovedey-v-lazarevu-s...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2021 33 мин., 17.04.2021 1-я страница обложки: У стога сена сидит и смотрит в вечернее небо маленький мальчик с серым кроликом в руках (фото Елены Шумиловой). Рядом надпись: ВОЗЬМИ СЕБЯ В  ЕГО РУКИ. Внизу страницы обозначена одна из тем номера: КОГО И ПОЧЕМУ ХРИСТОС ПРИЗВАЛ БЫТЬ КАК ДЕТИ? Пролог : Осип Мандельштам. « На бледно-голубой эмали ...». Стихотворение. 1909// Фома. апрель 2021. — С.2. —  (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: апрель //Фома. апрель 2021. — С.4-5. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 26 апреля. Начинается Страстная седмица . [Страстная седмица — предшествующая Пасхе неделя, во время которой вспоминается Тайная Вечеря, предание на суд, страдания, распятие и погребение Иисуса Христа]. — С.4; 4 апреля. Крестопоклонная неделя. [От людей, не знающих учения Церкви, порой слышишь недоумение: как можно поклоняться орудию казни, как можно поклоняться кресту? Дело в том, что орудием казни крест был для римлян. Для христиан же Крест Христов — орудие нашего спасения. И любое поклонение христиан Кресту — это всегда поклонение Тому, Кто дал распять Себя на нем из любви к людям]. Ил. — С.4; 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы. [Самая известная молитва Деве Марии «Богородице, дево, радуйся» отсылает нас к событиям Евангелия, где явившийся Ангел возвещает совсем еще юной девушке, что она стала избранницей, которая примет в себя Бога и даст Создателю мира свою плоть для вочеловечения. Но для Боговоплощения нужна была не только воля Бога, но и согласие Девы Марии, ее свободная воля. И она дает это согласие: се   Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38). Это событие Церковь и празднует в день Благовещения]. Ил. — С.4; 14 апреля. 70 лет назад родился Петр Мамонов. [Цитата из интервью журналу «Фома» музыканта, киноактера, исполнителя одной из главных ролей в известном кинофильме «Остров» (реж. П. Лунгин) — Петра Мамонова]. Фото Павла Смертина. — С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-216-...

Скачать epub pdf 40. Страстная седмица. Великий Четверток. Благоразумный разбойник (из службы утрени Великого Пятка) «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи» 49 . Среди великопостных песнопений, благочестивые слушатели, нас всегда трогает пение светильна о разбойнике, названным святая Церковью благоразумным за то, что «во едином часе Господь сподобил его рая», за его веру во Христа, как Спасителя-Искупителя. Когда, при каких обстоятельствах произошло это чрезвычайное событие на Голгофе? Ответ мы найдём у евангелиста Луки ( Лк. 23:25–43 ). Здесь мы читаем следующее. После суда над Иисусом Христом Пилат предал Его в волю судей Его ( Лк. 23:25 ), во главе которых стояли члены еврейского Синедриона (верховного судилища). И они повели Его ( Лк. 23:26 ). Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, то (римские воины) распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону ( Лк. 23:32–33 ), сняв предварительно с них одежду и напоив по обычаю того времени, напитком из вина и смирны (благовония). Напиток этот на некоторое время помрачал рассудок и приглушал мучительную боль от распятия на кресте 50 . Христос не принял это питие, желая сознательно и в полной мере пострадать и умереть за грехи людей. Разбойники же приняли его и вслед за тем от помрачения рассудка начали хулить, поносить Его ( Мф. 27:44 ; Мк. 15:32 ), подражая врагам Его, толпившимся на Голгофе. Но вот до разбойников доносится тихая молитва с Креста Господня. Они слышат голос, обращённый к Отцу Небесному: Отче, прости им, ибо не знают, что делают ( Лк. 23:34 ). Такими «незнающими» на Голгофе были и воины, пригвоздившие Его и к кресту, и члены Синедриона с толпой, осудившие Христа, и разбойники, хулящие Спасителя. Господь обо всех врагах своих молился, следуя своей божественной заповеди – любите врагов ваших... и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5:44 ). Среди врагов Христа особой лютостью и нераскаянностью отличался неразумный разбойник.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Слово в Великий Четверг на Страстной Седмице Причащение Св. Тайн есть источник исцеления наших недугов телесных и душевных Ныне св. Церковь вспоминает установление на Тайной вечери таинства Евхаристии. Здесь впервые ученики Христа сделались причастниками Его Тела и Крови, восприняли такое таинство, без которого нет спасения, без которого не может быть у нас святой и блаженной жизни. «Аще не снесте плоти Сына Человеческого, –сказал Господь, – не пиите Крове Его, живота не имате в себе» ( Ин. 6:53 ). Это божественное учение о всей необходимости и спасительности для нас евхаристического таинства содержится и в словах Христа: «Аз есмь лоза, вы же рождие: и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю и в огнь влагают, и сгорает» ( Ин. 15,5.6 ). Так тесно соединиться со Христом, как соединяется ветвь со своим стволом мы можем только в Евхаристическом таинстве. Ясно, что, как отломленная от дерева ветвь засыхает и погибает, так и мы погибнем и не только для сей, но и для будущей вечной жизни, если не пребудем в единении со Христом через Таинство Божественной Евхаристии. Несмотря на такое учение Христа о сем таинстве, можно встретить среди православных много людей, которые не причащаются в течение многих лет. Куда же пойдут души таких православных людей после их смерти? Конечно, только в место вечных адских мучений. Впрочем, останутся вне небесного чертога с его вечным райским блаженством и те из нас, которые принимают евхаристическое таинство не так, как должно его принимать. Суть дела здесь заключается не в причащении Святых Христовых Тайн, а в том, как мы должны причащаться. На этот вопрос св. Церковь отвечает нам евангельским повествованием о Тайной вечери словами тропаря в Великий четверток и словами своих богослужений на этот день. Она побуждает нас не причащаться Тела и Крови Христа, как причастился Иуда – предатель. Он причастился в суд и осуждение, будучи одержим страстью сребролюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Содержание 1. Середина ночи 2. Христос как Жених 3. Восьмой день Воскресения 4. Что важнее: день или тысячелетие? О вечном и временном 5. О восьмом веке Небесного Царствия 6. Общие итоги     «Се Жених грядет в полунощи…» (Из богослужения Страстной Седмицы) «Воскресни Боже, судяй земли,…» (Из богослужения Великой Субботы) В Евангелии ( Мф. 25:6 ) есть стих, который лёг в основу литургической поэзии Страстной седмицы 1 . Сам перевод стиха звучит следующим образом: «В середине ночи крик раздался: вот жених, выходите для встречи его». (ср. синодальный перевод: «Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему» – μσης δ νυκτς κραυγ γγονεν, δο νυμφος, ξρχεσθε ες πντησιν ατο). Многие святые отцы повторяли этот стих дословно – и первую, и вторую часть. По сути дела, они цитировали евангельский текст, в ряде случаев снабжая его своими комментариями-пояснениями. Прп. Никон Черногорец (2-я пол. XI в.) в своём «Типиконе» приводит эти слова как указание на великопостное песнопение 2 . Тропарь: «Вот Жених грядет в полунощи, и блажен раб, которого обрящет бдящим…» является самым устойчивым церковным толклванием-обобщением данного стиха 3 . Конечно, помимо данного тропаря были и другие толкования. Так, в греческом корпусе прп. Ефрема Сирина находим следующие утверждения: «Вот Жених грядет, вот Судья является!» 4 Очевидно, что для автора данной формулы, которая повторяется неоднократно, оказалось недостаточным называть Христа Спасителя Женихом. Он не только Жених. Жених – это одно из ряда имён. Христос – это прежде всего Судия, что соответствует точному смыслу цитируемого места. Однако одно из самых детальных толкований появляется у автора XVIII в. – прп. Никодима Святогорца , в его исповедании веры. Прп. Никодим обращает особое внимание на понятие «середина ночи» («полночь», ср. «полунощница») – то есть на время, когда приходит Жених. Указание на это время содержится как в самом евангельском стихе, так и в тропаре «Се жених грядет». Прп. Никодим соединяет всё в единое смысловое целое, поскольку «середина ночи», о которой он пишет, которую он оправдывает, это воскресная полунощница 5 . С точки зрения прп. Никодима воскресная полунощница имеет огромный внутренний духовный смысл. Воскресенье – это не седьмой день; это восьмой день, День будущего века. А воскресная полунощница – это начало восьмого дня. Пришествие Жениха в день восьмой означает иное духовное измерение, введение всего человечества в совершенно иную систему координат – вселенную вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Страстная седмица с Лазаревою субботой и неделей Ваий, или поучения на каждый день Страстной седмицы с субботы Лазаревой до Великой Источник 1. Суббота Лазарева. О воскресении Лазаря Гласом великим воззва (Иисус): Лазаре, гряди вон. И изыде умерый ( Ин.11:43–44 )   Воскресение Лазаря, благочестивому воспоминанию которого посвящен настоящий день, со всею подробностью описанное Евангелистом Иоанном, есть величайшее чудо всемогущества Спасителя. Христос, Сын Божий, Искупитель и Спаситель мира, заключая, так сказать, этим чудом знаменательнейшие чудеса своей земной жизни, во всей полноте показал, что Он, как Владыка живота и смерти, и до живоносного Своего воскресения имел во власти своей ключи ада и смерти ( Откр.1:18 ). Почему всемощным гласом Своим и воззвал из области смерти уже четыре дня тлевшего во гробе Лазаря. Отселе и Святая Церковь сие чудное происшествие, составляющее залог и предобручение общего всемирного воскресения, почтила особенным празднеством, каковым и есть настоящая суббота, день Лазарева воскресения. Вместе с тем день сей есть и предпразднственный день торжественного вшествия Христова во Иерусалим, и по самому ознаменовавшему оный происшествию служит предуготовлением славного вшествия Христова во Иерусалим. Воскрешение Христом Лазаря возвеличило славу Его пред народом, из которого многие были очевидными свидетелями сего чуда; и сия слава, преисполнив народ благоговением к Иисусу, уготовила Ему торжественное вшествие во Иерусалим. В ознаменование предпразнственного торжества входа Спасителя во Иерусалим, предложим краткое повествование о воскресении Лазаря, предуготовившем торжественное вшествие Христово во Иерусалим. Друг Христов Лазарь, родом еврей, по образу учения и жизни Фарисей, был из числа тех немногих израильтян, которые, непрестанно служа Богу день и ночь ( Деян.26:7 ), в тишине духа, но в пламенном желании сердца ожидали утехи Израилевы ( Лк.2:25 ). Вифания, место рождения и жительства Лазаря, была в предместии Иерусалима в расстоянии пятнадесяти стадий (около трех верст), от чего Христос часто приходя во Иерусалим, не проходил и Вифании, где Он имел истинных друзей. Подробности жизни Лазаря священными повествователями умолчаны. Но нельзя умолчать, нельзя не подивиться, как Лазарь удостоился толь великой чести, что соделался другом Самого Сына Божия, Искупителя и Спасителя мира. Не трудно по видимому было в духе веры и любви сделаться другом Друга всех человеков, другом Того, Который сам искал ищущих Его и предварял приближением приближающихся к Нему. Но здесь разумеется не дружество благости, приемлющее мытарей и грешников ( Мф.11:19 ). Лазарь был в собственном смысле другом Христовым – так, что в Евангелии исключительно Лазарю усвояется название друга Христова. Лазарь друг наш успе ( Ин.11:11 ), так называет Лазаря Сам Спаситель, – называет своим и общим всех учеников своих другом: Лазарь друг наш успе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010