Сортировать по Исключить новости Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри Мы пережили Орск, Кизляр, Кемерово, и впереди – страдания и смерть Христа 4 апреля, 2018 Мы пережили Орск, Кизляр, Кемерово, и впереди – страдания и смерть Христа Это был тяжелый, невозможный пост, в который мы пережили страшные трагедии, но впереди нам еще сострадать Христу – размышляет священник Максим Бражников, настоятель храма Казанской Божьей Матери города Орска. Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри Священник Максим Бражников «Душеполезную совершивше Четыредесятницу и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» – такие слова мы слышим на вечерне перед Лазаревой субботой. Днем, когда Господь пришел в Вифанию и воскресил Своего друга Лазаря, умершего за четыре дня до этого. Какой же была эта Четыредесятница 2018 года? В неделю о Страшном суде разбился самолет Ан-148 , летевший из Москвы в Орск. В Прощеное воскресенье в Кизляре бандит расстрелял прихожан, шедших из храма после богослужения. Девятый день после авиакатастрофы выпал на первый день поста. И как только прошли сорок дней после падения самолета, перед началом седмицы Ваий, в Кемерове горит «Зимняя вишня». Череда бессмысленно жестоких катастроф, заставившая наши сердца по-настоящему оцепенеть и почернеть от горя. Ведь не бывает чужих детей, невозможно не сочувствовать родителям, которые их потеряли, невозможно теперь сказать, что эти катастрофы далеко и не с нами – эта боль коснулась нас напрямую, а кого-то и лично… В Четыредесятницу богослужения будней имеют мало заупокойных песнопений, но мы (я говорю здесь «мы», имея в виду тех, чье сердце прошло оружие скорби, и кто по-настоящему переживает это горе) помним, как жаждали мы их услышать, чтобы вложить в них и свои слезы. Первые несколько суббот были нарочито заупокойными – как радостно было дождаться их и причаститься на Божественной Литургии, зная, что этим поминовением мы можем действительно помочь душам ушедших от нас близких людей. В это время для нас стали по-настоящему родными те люди, о которых мы раньше ничего не знали – родные погибших в Орске, в Кемерово, а дагестанские мученицы Вера, Людмила, Ирина, Вера, Надежда как бы и вовсе действительно стали среди нас примером святости и упокоения в Господе. Мы подошли вплотную к Страстной седмице. И, словно выжженные изнутри, стоим у гроба евангельского Лазаря.

http://pravmir.ru/myi-podoshli-k-strastn...

Сортировать по Исключить новости Бога не надо жалеть Архиепископ Обуховский Иона – о том, какие чувства на Страстной уводят нас от главного 24 апреля, 2019 Архиепископ Обуховский Иона – о том, какие чувства на Страстной уводят нас от главного Если в Священном Писании и повествуется о чем-то страшном – то не для того, чтобы мы падали в обморок. Нужно ли жалеть Бога, всегда ли наша жалость помогает ближним и как провести дни Страстной седмицы со Христом, идущим на Голгофу. Мысли, которые уводят от главного — Когда мы читаем в Евангелии диалог Спасителя с Петром, наверное, многие из нас в глубине души согласны со словами апостола, который просит Господа быть милостивым к Себе, чтобы предстоящие испытания Его миновали. «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 21-23). Почему Господь отвечает любящему Его ученику так жестоко? — Кстати, у меня подобных мыслей при прочтении этого отрывка никогда не возникало. Христос идет в Иерусалим, так Отец Небесный повелел, какие тут могут быть эмоции? Да, мы понимаем, что страдания Спасителя действительно были сверхчеловеческие — сначала нравственные, от предательства и поругания. Причем предательства не только явного, открытого — как у Иуды, но и малодушного, трусливого — как у учеников. И затем физические, ведь Христос был истинным Богом и истинным человеком и, как человек, не зря ужасался боли. Но мое поколение выросло на примерах и рассказах о героях Великой Отечественной войны, в частности о партизанах, которых изощренно пытали фашисты. Пытки эти были зачастую страшными и жестокими, но мы видели, как человек, понимая, что ради высшей цели должен всё перетерпеть, страдает и терпит. Или ради любви к Родине, или ради ближних — чтобы не выдать товарищей-партизан — сколько было таких случаев. Высшая цель одухотворяет, дает силу и мужество. Так и со страстями Господними: раз так было нужно — значит, нужно. — Получается, вообще нельзя жалеть Бога?

http://pravmir.ru/boga-ne-nado-zhalet/

Сортировать по Исключить новости Если бы мы не помнили, что через три дня Пасха… Страстная… 7 апреля, 2015 Страстная… Это самая трудная и самая удивительная седмица в году… День за днем, за шагом шаг приближается христианин вместе с Господом своим к великому и страшному часу окончания земного подвига Спасителя. Каждый из этих дней связан с определенными евангельскими событиями, имеет свой духовный смысл и по большому счету неповторим — потому что мы сами каждый год разные и по-разному переживаем и ощущаем эти дни… …Еще вот только-только мы праздновали торжественный и величественный Вход Господень в Иерусалим, освящали трогательные, мохнатые веточки вербы, и уже наступает вечер — и мы входим в пространство Страстной, наступает Великий Понедельник. И мы, придя после утреннего торжества в погрузившийся снова в полумрак храм, слышим: «Се, мы восходим во Иерусалим…» Слышим о том, что на вольную страсть и смерть грядет от славы входа Своего во Святый Град Господь, и получаем такое страшное и такое вожделенное для верного христианского сердца приглашение: последовать за Ним и сораспяться Ему. И тут же мысленному взору нашему предстает — и в чтении евангельском, и в стихирах службы Понедельника — образ смоковницы, проклятой за бесплодие свое (см.: Мф. 21, 18–22; Мк. 11, 12–14). И волей-неволей вспоминаем: начинается пост, и мы полны сил и решимости. Решимости изменить свою такую неправильную, такую совсем не христианскую жизнь. А сейчас пост уже закончился, осталась лишь подводящая под ним и под постническим деланием нашим черту Страстная седмица. И если от смоковницы потребовал плода Господь во время, которое не было порой собирания смокв, то для нас­то сейчас именно эта пора и есть — пора принести Создателю плод покаяния и исправления. Принесен ли он? И если да, то достойный ли это плод?.. И так хочется ответить этому невидимому вопрошающему — собственной совести, так хочется перед ней оправдаться… Жизнь столь сложна, вся состоит из искушений; они следуют одно за другим, а порой наваливаются и все разом. Как им противостоять, разве в человеческих это силах? И новый образ перед нами — праведный Иосиф, искушаемый женой Потифара (см.: Быт. 39, 1–20). Непоколебимый в своей добродетели, мудрости и чистоте. И Сохранивший его от искушения сохраняет и от последствий коварной клеветы из уст разочарованной, дышащей уже ненавистью, а не любовью женщины.

http://pravmir.ru/esli-byi-myi-ne-pomnil...

Сортировать по Исключить новости Тайны Страстной седмицы. Страсти Иисуса Христа Христа снова переодевают в Его одежды и ведут на казнь. Он несет свой крест — предмет очень тяжелый. Тащить свой крест — это пытка перед казнью, и она считалась обязательной, но по-видимому Он действительно не может этого делать, Он падает. 3 мая, 2013 Христа снова переодевают в Его одежды и ведут на казнь. Он несет свой крест — предмет очень тяжелый. Тащить свой крест — это пытка перед казнью, и она считалась обязательной, но по-видимому Он действительно не может этого делать, Он падает. Каждый год на  Страстной  мы слышим отрывки из Евангелия о последних днях земной жизни Христа. Текст давно знаком и оттого кажется понятным. Но часто только кажется. Зачем Господь проклинает смоковницу? Чем прогневали Его торговцы в храме? Кто был «любимый ученик» Иисуса? Библеист Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА ведет нас по главам Нового Завета, открывая новые смыслы старого текста и объясняя некоторые места, о трудности которых мы даже не подозревали. Анна, Каиафа, Пилат Христа ведут к Каифе, к Анне и потом к Пилату. Почему такая последовательность? Для начала его должен осудить еврейский суд, так как некая видимость самостоятельности у Израиля все-таки была. У Луки  упоминается тетрарх Ирод Антипа, который правил Галилеей. К нему и отправляет Пилат Христа, чтобы спихнуть с себя ответственность на Ирода, а тот в свою очередь спихивает ее обратно на Пилата. Как сказано в Евангелии и с этим полностью согласуются данные еврейской письменности (Талмуда и Мидрашей) — смертной казни евреи предавать никого не могли.  «Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» (Ин.18:31) — эта фраза была брошена Пилатом просто как отговорка, мол, идите отсюда. Он прекрасно понимал, что они не могут никого предавать смертной казни. Однако здесь ситуация совершенно особая, так как Христос прямо сказал, что Он Мессия, и это слышали несколько человек. Несколько раз во время ареста и позже у первосвященника Христос произносит фразу «это Я».

http://pravmir.ru/tajny-strastnoj-sedmic...

Закон, объявляющий оскорбительными «выражения» из Евангелия, готовят в Греции Афины, 1 декабря 2013 г. О новом законопроекте греческого правительства, запрещающем чтение «оскорбительных» евангельских повествований, вводящем ответственность за патриотизм и узаконивающем однополые браки, высказался один из видных иерархов Элладской Православной Церкви митрополит Фтиотидский Николай.      По всей видимости, совершенно без колебаний правительство Греции продолжает подготовку «антирасистского» законопроекта, который в скором времени может стать государственным законом, пишет " Святая Гора " со ссылкой на Romfea. Речь идет о договоре о «свободном сожительстве», действие которого распространится и на однополые союзы, об изъятии из последований Страстной Седмицы «обидных» для евреев антисемитских выражений и о недопустимости проявления греками «излишнего» патриотизма, чтобы не оскорбить чувства негреков. Один из видных иерархов Элладской Православной Церкви, митрополит Фтиотидский Николай, комментируя законопроект, не скрывает своего возмущения широко идущими планами его разработчиков. Неужели мы живем во времена Содома и Гоморры? Так, в отношении договора о «свободном сожительстве», владыка отметил: «Введение противных духу Евангелия законопроектов, подобных договору о свободном сожительстве, является как противоестественным, так безнравственным и антихристианским актом. Пусть каждый из нас делает выводы, неужели мы живем во времена Содома и Гоморры? Необходимо оградить наш народ от беззакония, чтобы сохранить у него понятия справедливости, свободы, независимости и любви. Нельзя нивелировать все на свете». Что же это за люди, которые хотят подвергуть ревизии Евангелие? На вопрос о возможной цензуре текстов богослужений Страстной Седмицы, Высокопреосвященный митрополит Николай сказал: «В Страстную Седмицу наши священники в храмах будут читать Евангелие, в котором есть такие слова: «Горе вам, книжники и фарисеи лицемеры, отцеживающие комара и проглатывающие верблюда», а также об Иуде и др.

http://pravoslavie.ru/66309.html

В.Н. Ильин Предисловие Предлагаемый этюд является кратким извлечением из обширного труда, посвященного разработке той же темы. Автор старался, поскольку это было в его силах, соблюсти должное равновесие между требованиями богословской научности, и стремлением излагать предмет понятно и общедоступно. В качестве пособия для уяснения встречающихся литургических терминов приложен в конце книги «Краткий словарь». В «Примечаниях» указаны важнейшие исторические источники и даны критико-библиографические справки. Дополняющий текст иконографический материал исполнен по образцам Новгородской школы XV в. известным художником Д.С. Стеллецким, за что автор приносит ему свою искреннюю благодарность. Париж, 1926 г. Март–Апрель Введение Службы Страстной недели и Пасхи соединены с разрешением самых великих и важных вопросов: о сущности страдания и смерти, об избавлении от них, об искуплении (спасение), о воскресении и вечной жизни. Литургическое разрешение этих проблем дает прямой ответ на вопрос: в чем сущность Христианства. В представлении положительно верующих христиан, равно как и в церковно-литургической практике Православной Церкви Христианство символизируется Крестом, Евангелием и Евхаристической Чашей. Эти священные предметы-символы являют в видимой конкретной форме сущность христианства как полной и всесовершенной религии искупления, спасения и обожения. Всякая попытка выделить какое-нибудь одно из названных орудий спасения в ущерб другим приводит к существенному искажению всего смысла христианства. Тем более всякая попытка устранить образ Воскресшего Христа приводит к потемнению или обессиливанию Его дела. Оно оказывается лишним – ибо много было и будет проповедников «возвышенной» морали – и среди них сам антихрист; «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ). «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» ( 1Кор.15:19 ). Ибо воскресение Христа есть воскресение и вечная жизнь всех верующих в Него и живущих в Его Церкви людей. Как Христос «смертью смерть попрал» – так попирают смерть «смертью во Христе» и все с Ним умирающие, т.е. исполняющие Его Слово, как Он исполнил слово Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каждый год с приближением Страстной седмицы я опять заболеваю Иудой, неразгаданной его тайной, и снова всматриваюсь в его образ, ища его постигнуть в нем самом и в его взаимоотношениях: Иуда и прочие апостолы, Иуда и Иоанн, Иуда... и Христос. И один за другим снимаются и отпадают покровы, которыми окутана его тайна, и прежде всего литургический: как будто преднамеренно песнословие юродствует об Иуде (ибо как иначе понять грубое упрощение его образа в богослужебных текстах Страстной седмицы, так искажающее весь ее возвышенный и дивный чин?). Но вслед за этим приподнимается и покров евангельский: в своих повествованиях и евангелисты дают внешние очертания рокового события применительно к тому, как они могли видеться и постигаться галилейскими рыбаками в часы страшного испытания, когда сами они находились накануне великого соблазна, оставления Христа «страха ради иудейска». Их собственное восприятие, в особенности же изображение остается также ограниченным и стилизованным, и действительное событие во всей потрясающей грандиозности своей скорее едва проступает через отдельные черты их повествования, во всей его точности, но и упрощенности. Таковы синоптические Евангелия. 1 Четвертое же Евангелие, напротив, возводит к изначальным основаниям уразумение судьбы Иуды, однако его образ остается отвлеченным, и богословие здесь не связывается со священной историей во всей трепетной ее конкретности. Поэтому и в Иоанновом изображении приходится искать и выделять лишь отдельные черты, запечатленные тайной судьбы Иуды, однако с недоговоренностью в самом последнем вопрошании и безответностью его. Работа такого сопоставления и выделения отдельных черт евангельского изображения, попытка дешифрирования его шифра мною однажды уже произведена, и к ней я не могу и сейчас ничего прибавить. Напротив, внутреннее, интуитивное постижение тайны Иуды влечет меня все дальше, ставя пред лицом новых узрений и вопрошаний. И, прежде всего, надо снять с апостола клеймо предателя, совершившего предательство в низком, преступном смысле, Христопродавца, омраченного сребролюбием. Такое разумение просто недостойно события и ему несоответственно: сребренники суть лишь приражение, грязная тряпка, которая закрывает рану кровоточащего сердца, к тому же она сброшена и самим Иудой. По точному значению слова παρδοσις и глагола παραδδοναι оно означает не предательство, как измену, но скорее выдачу, как действие, совершенное с определенной целью или идеологией. 2 Вообще, здесь должна быть устранена моральная квалификация «предательства» как падения (и притом самого мелкого), и оно должно быть воспринято в трагическом свете единственности этой судьбы: «лучше бы этому человеку не родиться», так страшна и невыносимо тяжела она была. От нее и о ней «возмутился духом» сам Христос ( Ин. 13, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Страсти Христовы, крестные муки (Passion of Christ) Под страстями (английское слово passion происходит от латинского patio – «страдать» или «претерпевать») Христовыми подразумеваются события, охватывающие период, получивший название страстной недели – от въезда Иисуса в Иерусалим в воскресенье до второго дня погребения в субботу. Во второе воскресенье произошло воскресение. Главный герой этих событий – Сам Христос: это от начала до конца история Его страданий и смерти. С самого начала следует отметить несколько характерных черт рассказа о страстях. Во-первых, с чисто человеческой точки зрения это рассказ о совершенной крайней несправедливости и пережитом ужасе. То, что пришлось претерпеть Иисусу, кажется невыносимым для любого смертного и тем более для невинного человека и для Божества. Реакция очевидцев, бивших себя в грудь, возвращаясь с казни ( Лк.23:48 ), – естественная реакция людей, видевших события с точки зрения евангелистов. Во-вторых, рассказ почти лишен богословских оценок показанных в нем событий. Можно сказать, что это «объективный рассказ» о том, что люди видели и говорили, представленный относительно беспристрастно и без богословских комментариев, хотя и с определенной точки зрения. Почти все четко сформулированные комментарии по поводу значения этих событий связаны с их развернутым истолкованием в новозаветных посланиях. Но они в значительной мере дополняются фоном ветхозаветных мессианских пророчеств и особенностями ветхозаветной жертвенной системы. Имеющие глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, могут различить их оттенки и отголоски в самих евангельских рассказах о крестных муках. В-третьих, любого, кто читает четыре евангельских рассказа один за другим, поражает их единообразие в основных линиях повествования, в том числе в очередности событий. Здесь, более чем в любой другой сфере жизни и служения Иисуса, все четыре евангелия рассказывают одну и ту же историю. Наконец, согласно этим рассказам, можно придать «очертания» хронологии страстной недели. Она начинается с торжественного въезда Иисуса в Иерусалим, за которым последовали четыре дня, наполненные противоборством и наставничеством (в Лк.21:37–38 говорится, что днем Иисус учил в храме, а ночь проводил на Елеонской горе). В эти же дни враги Иисуса строят козни против Него и Он становится жертвой интриг и заговора. В четверг вечером Иисус отмечает пасху вместе с учениками в горнице и устанавливает вечерю Господню. Последовавшая за этим ночь и следующий день представляют собой фантасмагорическую картину страданий, предательства, ареста, суда и вынесения приговора, кульминацией которой стало распятие. Все заканчивается смертью и погребением. На этом основании строятся сильные и выразительные мотивы и образы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Сортировать по Исключить новости Лучше элементарное постоянное правило, чем одноразовые великие подвиги Протоиерей Алексий Потокин – о личных приобретениях от поста и переосмыслении его с годами. В самое первое время, когда я только пришел к вере, для меня любой, самый короткий пост был истязанием. Скажем, элементарный пост перед причастием, не пить с утра, я выдерживал с громадным трудом и только ждал, когда я напьюсь. И слава Богу – это дар, что я знаю, до какой немощи я могу дожить, «дослужиться», что я буду так зависим от всего, что без воды и слова друга не услышу. И громче всех будет звучать песня желудка… Так что это очень полезно запомнить, во что мы можем превратиться. Первый Великий пост тоже казался очень тяжелым. Мне было предложено в начале и в конце немного попоститься, ну и на Страстной. С годами пришла уже легкость в посте, мне было нетрудно не есть, не смотреть телевизор, не участвовать в развлечениях, даже приятно. И вера расширялась, мне стало интересно Евангелие, мне стала интересна служба. Я стал понимать немного, что между нами, между людьми вообще происходит. Тогда такая горячая ревность пришла. Мне хотелось во время поста от всего отказаться, больше читать и глубже молиться, чтобы никто не лез и не мешал. У меня было несколько постов, проведенных в такой горячности. А потом всё прошло, стало общим порядком. Стало неохотно, привычно, скучно. Смотрю, год идет, второй, третий, пятый… Я священник. Пост, вроде все хорошо, без внешних безобразий, на последней седмице, на Страстной, слушаю службы, а нельзя сказать, что совсем мёртв к ним, всё-таки пока достигают, но пост совершенно привычный и чужой, совершенная мелкая обуза. Это общие правила в развитии веры, как я понял, для всех нас не только в отношении поста, но и в отношении друг друга. Познакомиться приятно. Когда чуть-чуть поглубже познакомились, открылись, уже, может, и радостно будет какое-то время. А потом мы встречаемся со всем человеком или со всей верой, и тут становится туго. Тут как раз надо человека импульсивного, привыкшего к каким-то всплескам, переучить и привести его к вечности. Мне трудно было понять, что лучше маленькое добро, но навсегда. Лучше элементарное правило, но от которого ты не отказываешься никогда, чем великие твои подвиги. Это раз.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksiy-pot...

Сортировать по Исключить новости Протоиерей Всеволод Чаплин: Нет иного пути спасения, как путь сопричастности к крестной жертве 22 апреля, 2014. Протоиерей Всеволод Чаплин Будем в эти дни чаще говорить о Евангелии — не о крашеных яйцах, не о куличах, не о пасхах из творога. Программа «Комментарий недели» телеканала «Союз» от 19 апреля 2014 года с протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества о Пасхе. Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья! Христос воскресе! Вновь пришла на нашу землю Пасха. Люди, которые часто ходят в храм, а тем более священники и монашествующие, наверное, привыкают от года к году к этому празднику. Это естественно, потому что мы его ждем, потому что мы знаем, что именно он последуют за днями Святой Четырехдесятницы и Страстной седмицы. Но Пасха для христианина все-таки должна быть всегда чем-то необъяснимо новым. Ожидаемым, но всегда необычайным переживанием. Тем более чем-то новым, чем-то открывающим новую жизнь Пасха должна быть для тех наших соотечественников, которые сегодня приходят в наши храмы первый раз — иногда потому, что надо сопроводить кого-то из родственников, иногда просто потому, что хочется посмотреть на красивую церемонию или освятить пасхальные яства. Очень важно сегодня для тех, кто хорошо знает или по крайней мере стремится узнать смысл христианской жизни, отраженный в смысле Пасхального праздника, сказать людям, почти случайно приходящим в храмы, о том, почему этот праздник так значим для православных христиан. Мы часто слышим в эти дни рассказы о том, как нужно организовывать пасхальное общение, походы в гости. Мы слышим рассказы о том, как испечь кулич или приготовить пасху, как покрасить яйца, какие народные традиции связаны с нынешним праздником. Иногда даже приходится слышать во время Страстной Седмицы о том, что какие-то работы по дому надо делать, а какие-то нет, что на Благовещение полезно что-то украсть. Иногда, может быть, и неплохо, что в СМИ, в культурном пространстве, в пространстве образовательных учреждений говорится о народных традициях. И, конечно, лучше говорить о тех традициях, которые действительно связаны с христианской культурой, а не о странных обычаях вроде обычая украсть что-то на Благовещение. Но все-таки нужно добиться, чтобы в дни праздника, который стал столь почитаемым именно потому, что он связан со Христом, и мы, и культура, и СМИ, и разного рода народные праздники говорили больше именно о Христе, о деле спасения, которое Он совершил. Пасха почитается во многих народах в течение более чем двадцати веков не потому, что людям приятно поесть за общим столом, не потому, что готовятся какие-то особые блюда, не потому, что возникают те или иные локальные традиции, а потому, что Христос – это наша Пасха. Потому, что Его страдания, и Его смерть, и Его воскресение проложили нам путь в Небо, путь в вечную жизнь.

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010