И.П. Ювачев XXXI. Иордан и Мертвое море Поездка на Иордан. – Иерихонское шоссе. – Гостиница Милосердного Самарянина. – Иорданская пустыня. – Сорокадневная гора. – Иерихон. – Иорданская долина – Монастырь Иоанна Предтечи. – Река Иордан. – Священное купанье. – Мертвое море.– Возвращение в Иерусалим. Иисус Христос, прибыв из Галилеи в Иерусалим, все ночи Своей последней страстной седьмицы проводил в окрестностях города. Так и теперь многие из наших паломников обыкновенно расходятся по окрестностям Святого города до среды страстной седьмицы. Я тоже примкнул к небольшой компании, чтобы поехать на Иордан. Хорошо зная по рассказам паломников, что заиорданские бедуины до сих пор грабят, а иногда и убивают путешественников, мы попросили в конторе русских построек рекомендовать нам хорошего и надежного извозчика. Кавас, черногорец Марко, провожая наш экипаж, несколько раз повторял арабу-извозчику, чтобы он сначала ехал к Сорокадневной горе, ночевал в Иерихоне, а на утро отправился бы к Мертвому морю, а потом уже к Иордану. Это обычный маршрут почти всех паломников, и к нему извозчики давно привыкли. Довольно гладко укатанная шоссейная дорога в Иерихон сначала шла в обход Елеонской горы. К общему удовольствию оказался среди нас хороший знаток библейской истории, и в его образных рассказах оживлялся каждый уголок этой дикой пустыни. А пустыня была в полном смысле этого слова: голые скалы, местами усеянные камнями, и только. Ни деревьев, ни травы не заметно. Все, кажется, выжжено палящим солнцем. Недавно устроенное, ради приезда германского императора, иерихонское шоссе было отлично выглажено и представляло бы собою прекрасную дорогу, если бы не беловатая пыль, поднимавшаяся столбами от каждого пешехода. За Вифанией не встречается никаких селений. Только на полпути к Иерихону стоит гостиница, с которой связывают известный евангельский рассказ о милосердном самарянине. Восточная гостиница, или хан, – это большой огороженный двор со множеством стойл для скота. В одноэтажной пристройке для путешественников предлагали нам купить древнее туземное оружие и угощали кофе», но мы, купив только жестяную фляжку для вина на память о милосердном самарянине, поспешили отправиться дальше на восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иуда Искариот – апостол-предатель 166 часть первая (историческая) В дни Страстной Седмицы в златотканности ее песненного покрова тревожит глаз одна нить, в небесные ее гармонии врезается мучительный диссонанс, то – образ апостола-предателя. Им мы как бы заболеваем в Страстные дни. И церковь не щадит нашей впечатлительности, она так много места и внимания отводит Иуде, что он является одним из самых центральных образов в Страстной мистерии, как будто заслоняя собой других апостолов в своем противостоянии Христу. Иуда, «раб и льстец», в изображении церковной поэзии есть просто сребролюбец, за деньги продавший своего Учителя. 167 Такой стилизацией Иуды, каковы бы ни были ее церковно-педагогические мотивы, диссонанс лишь еще более обостряется. Иуда своим присутствием около Христа вносит в историю Страстей Христовых непонятность, бессвязность. И ум, и сердце одинаково изнемогают от этого противоречия. Есть разного значения противоречия и непонятности. Религия исполнена священной тайны, ибо она есть откровение Премирного Бога. Священные антиномии в богопознании дают крылья мысли и исполняют сердце радостным трепетом, они сладостны в их премирности, и в них нет разлагающего душу противоречия. Последнее существует лишь в пределах нашей, человеческой, жизни, в границах нашей, человеческой, мысли, в недрах нашего, человеческого, сердца. И такое именно разлагающее и отравляющее противоречие содержит в себе история Иуды, и только привычка в союзе с равнодушием притупляет в нас его едкую остроту. Однако есть ли достойный исход для христианина – спасаться привычкой, располагающей видеть в Иуде лишь мрачную фигуру предателя, черную тень рядом со светлым образом Учителя? Но разве же не ясно, что эта черная тень ложится как тяжелое недоумение на все течение евангельских событий? Среди апостольского лика грязный сребролюбец, на Тайной Вечери – предатель, за малые деньги продающий Учителя, но при этом призванный к апостольству, почтенный избранием превыше всякого избрания! Если мы видим в каком-либо историческом деятеле непроницательность, неумение избрать себе сотрудников, такое отсутствие духовного чутья, что он может допустить в ближайшее свое окружение в качестве интимного сотрудника грязного сребролюбца и предателя, то как будем судить мы об Этом? Как мы судим о духовных вождях, которые не умеют отличить святошу, лицемера, прельщенного от святого и духоносного угодника Божьего? Не является ли такая их слепота свидетельством их духовной ограниченности? А между тем это же бессознательно переносится на Христа всеми теми, кто видит в апостоле-предателе только «раба и льстеца».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Митрополит Антоний Сурожский о Прощеном Воскресенье Мы вступаем в Великий Пост. Он, как дорога, нас ведет к Страстной седмице, которой Спаситель совершает дело нашего восстановления и раскрывает перед нами вечные врата. Войдем в этот путь вместе и дойдем вместе. И тогда будет радость: радость у Господа, радость у Матери Божией, у Ангелов-хранителей наших, у святых, которые так же, как мы, прошли этим путем. 12 марта, 2005 Мы вступаем в Великий Пост. Он, как дорога, нас ведет к Страстной седмице, которой Спаситель совершает дело нашего восстановления и раскрывает перед нами вечные врата. Войдем в этот путь вместе и дойдем вместе. И тогда будет радость: радость у Господа, радость у Матери Божией, у Ангелов-хранителей наших, у святых, которые так же, как мы, прошли этим путем. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Несколько недель тому назад мы читали в Евангелии притчу Христа Спасителя о том, как друзья некоего царя были приглашены на брачный пир его сына. Все от пира отказались в последнюю минуту; одни — потому что купили клочок земли и хотели на нем утвердиться, его освоить, сделать его своим — и через это стали собственностью земли, как еще в Ветхом Завете было сказано: земля еси и в землю отыдеши. Еще прежде смерти сроднились эти люди с тем прахом, из которого вызвала их всемилостивая держава Господня. Прощеное воскресенье в 2018 году – 18 февраля: смысл Прощеного воскресенья и как просить прощения Прощеное воскресенье Другие отказались от пира брачного, потому что нашлось у них дело на земле, и им показалось, что разделить радость друга всегда можно успеть, а сделать свое дело на земле можно только теперь: быть творческим, быть полезным. И они отказались от дружбы ради дела, отказались от любви ради того, чтобы совершать какие-то дела, которые хотя и казались делами любви, но были делами себялюбия, делами, которыми они себя утвердили, а не любовь. А третий отказался потому, что оженился, и его душа была полна радостью, и не было в этой душе места для того, чтобы разделить чужую радость.

http://pravmir.ru/mitropolit-surzhskij-o...

Митрополит Иларион: Каждое из богослужений Страстной седмицы говорит о важнейших событиях в истории нашего спасения 17 апреля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Все ближайшие дни вплоть до ночи Святой Пасхи являются особыми в литургическом календаре Православной Церкви. Вечером 16 апреля 2014 года, в Великую среду, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. За богослужением песнопения были исполнены Московским синодальным хором под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и  Сына и Святого Духа! В Великую среду на вечерней Литургии Преждеосвященных Даров мы слышим евангельское повествование о женщине, которая накануне крестных страданий Спасителя подошла к Нему, возлежащему на вечере, разбила сосуд драгоценного благоуханного мира, возлила на Его ноги и отирала их своими волосами, омывала своими слезами. Ученики, увидев это, вознегодовали: «К чему такая трата? Ведь можно было продать это миро, а вырученные за него деньги раздать нищим» (см. Мф. 26. 6-9). Апостол и евангелист Иоанн Богослов упоминает, что учеником, высказавшим недовольство, был Иуда Искариот, который в апостольской общине считал деньги и отвечал за благосостояние и благотворительность. Увидев, как проливается драгоценное миро, он сказал, что гораздо правильнее и экономнее было бы его продать, а деньги раздать нищим (см. Ин. 12. 3-6). С того времени в сердце Иуды окончательно сформировалось намерение предать Спасителя, что он и сделал за тридцать сребреников (см. Мф. 26. 16). Перед нами два примера: пример женщины и пример мужчины. Читая Ветхий Завет, мы не раз и не два встречаем рассказы о том, как женщина становилась проводником греха. Это и повествование о Еве, которая послушалась искусителя и затем соблазнила Адама (см. Быт. 3. 1-7). Это и повествование из Книги Иова, что мы сегодня слышали, в котором говорится, как Господь поразил Иова всеми несчастьями, бедами и скорбями для того, чтобы испытать его веру. Жена же пришла к нему и дала ценный совет: «Похули Бога и умри». Но Иов не послушался совета своей жены − не похулил Бога, и во всем, что сделал и сказал, как говорит автор Книги Иова, он не согрешил перед Господом (см. Иов. 2. 9-10)

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kaz...

Мы призываемся к интенсивной духовной жизни, в центре которой — совершение реальных добрых дел. Не таких, которые сегодня любят совершать люди, громогласно о них говоря, а тех дел, которые Господь призвал нас совершать втайне (см. Мф. 6:3). Именно такой елей и способен поддерживать огонь в светильниках нашей духовной жизни. 15 апреля 2014 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Петр, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья, матушки игумении! Братья и сестры! Хотел бы всех вас приветствовать и поздравить с Великим вторником — днем, когда мы вспоминаем особо сильные, вдохновенные слова Спасителя, которые Он произнес накануне Своих страданий. Он, конечно, знал и говорил апостолам, что Ему надлежит умереть. Как ведет себя человек накануне смерти, если он точно знает, что умрет? Наверное, все второстепенное уходит в сторону; мысли и слова — только о самом главном. Хотя все, что говорил Спаситель, было главным для жизни людей, но слова, которые Он произнес накануне Своих страданий, — самые главные из главных. Он говорил о том, что жизненно необходимо знать каждому человеку. И вторник Страстной седмицы посвящается воспоминанию о тех евангельских повествованиях, о тех словах, о тех притчах Спасителя, которые связаны с концом человеческой жизни и с концом человеческой истории. Святой Василий Великий, размышляя на тему конца света, говорил, что конец света, по всей вероятности, не будет скоро. Но это не имеет никакого значения для верующего человека, потому что его собственный конец может наступить в любой момент его жизни. И потому слова Спасителя, связанные с концом человеческой истории, мы должны воспринимать не только в эсхатологической, может быть, отдаленной перспективе. Эти слова мы должны примерить к самим себе, потому что конец мира для каждого из нас — не за горами. Что означают пять, десять, пятнадцать, двадцать, тридцать, сорок или пятьдесят лет? Люди, которые уже прожили это время, могут свидетельствовать, что оно пронеслось мгновенно. Жизнь человека скоротечна, и потому в каждый момент своей жизни мы как бы стоим на пороге вечности, на пороге второго пришествия для нас лично, потому что мы предстанем пред Богом после нашей смерти. Вот почему и Евангельские повествования сегодняшнего дня (Мф. 22:15-23:39, Мф. 24:36-26:2), связанные с кончиной мира, одновременно ориентируют мысль человека на его собственную кончину и говорят о действительно самом важном — о том, что явится «пропуском» для человека в жизнь вечную, в Царство Небесное.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-tsen...

Н.И. Державин Посты Посты установлены Церковью для поддержания в человеке духовных сил, столь необходимых в деле спасения души. Они предшествуют наиболее значительным праздникам не только потому, чтобы лучше подготовить нас к их встрече. Можно сказать, что пост – это духовный путь, цель которого – совершенствование души. Во время постов христиане отказываются от различных видов пищи, от многих развлечений. Но пост – это не просто некоторое количество формальных запретов и тем более пост не имеет ничего общего с диетой и разгрузкой организма. Прежде всего пост – это проявление любви к Богу, жертва Ему, а также средство покорения тела душе. Это время покаяния, усиленной молитвы; это особое состояние духа, ума и души. Пост призван «смягчить» сердце, чтобы оно смогло воспринять духовные реальности. По своей продолжительности посты бывают многодневные и однодневные. Великий пост Самый главный и строгий пост – Великий (Святая Четыредесятница). Великий пост настолько отличается от всех других постов, что Церковь постепенно подготавливает людей ко вступлению в него. Церковь знает, насколько сложно перейти от одного духовного состояния к другому. Поэтому Великому посту предшествуют четыре подготовительные недели 78 . Воскресные дни этих недель посвящены воспоминанию евангельских притчей и событий, давших название этим неделям («неделя» здесь – в значении «воскресенье»): Неделя о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне; Неделя мясопустная (после которой наступает Масленица, или Сырная седмица, когда мясо уже запрещено, но молочное еще можно вкушать); Неделя сыропустная, или Адамово изгнание, или Неделя о Страшном Суде, или Прощеное воскресенье (в этот день все в храме просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост , время особого покаяния, помирившись со всеми). Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и длится сорок дней, после чего наступает Страстная седмица, а затем Пасха. Самые строгие недели Великого поста – первая, четвертая и Страстная. Время Святой Четыредесятницы совершенно особое. Службы Великого поста продолжительны, они отличаются покаянно-сосредоточенным молитвенным настроением. Мы как будто попадаем в такое место, куда не достигают повседневные заботы, тревоги, суета, все то, что обычно наполняет человеческую жизнь. Здесь все это теряет значение. Но, вступая в «светлую печаль» поста, мы уже видим конец пути. Этот конец и цель – радость Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

На 14 г. лишившись отца и оставшись под надзором матери, женщины строгой и упорной, хотя и любившей сына страстно, Феодосий рано узнал горечи жизни. Он горел любовью к Господу; а мать его была не такова, думала более о земле, чем о небе. Наследник значительного имущества, носил он одежду более чем простую и ходил с слугами на работу. Мать побоями приказывала ему жить, как живут равные ему. Благоговейный юноша думал с собою, как и каким путём спастись ему? Раз случилось ему видеть странников: услышав от них о святых местах Палестинских, он неотступно просил взять его с собой и тайно от матери ушёл за ними. Мать догнала его, – здоровая женщина с гневом и яростью била его и, бросив в запертой комнате, два дня оставляла его без пищи; потом накормив, ещё на несколько дней оставляла ноги его связанными, чтобы не ушёл. Любя сына страстно, она от гнева и жестокости переходила к ласкам, упрашивая сына не оставлять её. Феодосий по-прежнему ходил в церковь . Заметив, что литургия совершается редко, по недостатку просфор, он стал печь просфоры. Матери его не нравилось и это занятие сына. Сперва она ласково просила его – оставить печение просфор: «ты наносишь, говорила она, бесчестие роду своему; не могу слышать, как смеются над тобой за это занятие». Смышлёный, добрый сын почтительно объяснил матери высокое назначение просфор. Мать успокоилась на время. Но на другом году видя, что сын почернел от печи и огня, опять стала запрещать ему печение просфор, иногда с угрозами, а иногда с жестокими побоями. Добрый юноша не знал, что делать. Чтобы избавить мать и себя от тревог, он тайно ушёл из Курска в соседний город и там у священника продолжал святые занятия. Мать нашла его и здесь, привела домой и решительно запретила печь просфоры. Благочестивой жизнью и кротостью нрава обратил он на себя внимание начальника города, и тот захотел, чтобы Феодосий служил в его церкви, вероятно домовой; не раз дарил ему начальник хорошую одежду, но каждый раз Феодосий отдавал её нищим, а сам оставался в рубище. За то добрый начальник ещё более полюбил Феодосия. Ревнуя об умерщвлении плоти, Феодосий возложил на себя железные вериги и терпеливо носил их, хотя скоро изранили они тело его. Случилось, что начальник города давал пир знаменитостям города. Феодосию нужно было явиться в чистой одежде, для служения гостям. При перемене белья мать увидела кровь на рубашке. Это открыло ей, что сын носил вериги. С яростью сорвала она их с сына и жестоко избила его. Но напрасно мать старалась погасить в сыне любовь к подвижнической жизни. Раз слушал он слова Евангелия: иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф.10:37 ). Эти слова на этот раз сильно потрясли Феодосия: он увидел, что любовь матери к нему не служит ни ей, ни ему на пользу, и решился непременно удалиться из дома, чтобы вполне посвятить себя Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Петь с чувством предстояния перед Богом» Беседа с Алексеем Пузаковым, руководителем Московского синодального хора С 9 по 23 января 2011 года в Светлановском зале Московского международного дома музыки пройдет I Московский Рождественский фестиваль духовной музыки. На фестивале выступят шесть хоровых коллективов, творчество которых, являясь свидетельством вечных христианских ценностей, снискало всемирную славу, в том числе и мужской хор Московского Сретенского монастыря, который представит свою программу 19 января 2011 года. Какие задачи призван решить Рождественский фестиваль, как складывалась его программа, каковы исторические судьбы, перспективы духовной музыки и церковных хоров – об этом беседа с одним из организаторов фестиваля, заслуженным артистом России, руководителем Московского Синодального хора Алексеем Пузаковым. – Алексей, расскажите, немного о себе. Какой храм для вас был первым? – Первый храм, в который я пришел сознательно, был храм Всех скорбящих Радость, что на Большой Ордынке. Это был 1982 год. Меня привел туда отец – на службу двенадцати Страстных Евангелий, вечером, в Великий четверг. Мне было 16 лет, до этого в церковь я заходил случайно и совсем ненадолго. Например, когда мы иногда с родителями ездили в какие-то путешествия: на экскурсии в Суздаль, в Троице-Сергиеву лавру. Но это был своего рода туризм, имевший целью общее культурное развитие. Крещен я тогда не был, мои родители тоже еще не приблизились к живому участию в жизни Русской Православной Церкви. Но вот как раз к 1982 году мой отец начал читать Евангелие и духовную литературу. И стал потихоньку приобщать и меня к их красоте, а главное – к совершенно новой для меня жизни. Та служба двенадцати Страстных Евангелий явилась своеобразным, очень ярким введением в эту новую жизнь, в незнакомый, таинственный мир – мир духовного пения, необыкновенной полноты и красоты христианской веры. Надо сказать, что тогда в храме Всех скорбящих Радость пел знаменитый хор под управлением Николая Васильевича Матвеева, о котором я позже еще скажу.

http://pravoslavie.ru/44010.html

«Петь с чувством предстояния перед Богом». Беседа с руководителем Московского Синодального хора Алексеем Пузаковым 12 января 2011 г. 14:00 С 9 по 23 января 2011 года в Светлановском зале Московского международного дома музыки проходит I Московский Рождественский фестиваль духовной музыки . О Рождественском фестивале, исторических судьбах и перспективах духовной музыки корреспондент сайта Православие.ru беседует с одним из организаторов форума, заслуженным артистом России, руководителем Московского Синодального хора Алексеем Пузаковым. — Алексей, расскажите, немного о себе. Какой храм для Вас был первым? — Первый храм, в который я пришел сознательно, был храм иконы Всех скорбящих Радость , что на Большой Ордынке. Это был 1982 год. Меня привел туда отец — на службу двенадцати Страстных Евангелий, вечером, в Великий четверг. Мне было 16 лет, до этого в церковь я заходил случайно и совсем ненадолго. Например, когда мы иногда с родителями ездили в какие-то путешествия: на экскурсии в Суздаль, в Троице-Сергиеву лавру . Но это был своего рода туризм, имевший целью общее культурное развитие. Крещен я тогда не был, мои родители тоже еще не приблизились к живому участию в жизни Русской Православной Церкви. Но вот как раз к 1982 году мой отец начал читать Евангелие и духовную литературу. И стал потихоньку приобщать и меня к их красоте, а главное — к совершенно новой для меня жизни. Та служба двенадцати Страстных Евангелий явилась своеобразным, очень ярким введением в эту новую жизнь, в незнакомый, таинственный мир — мир духовного пения, необыкновенной полноты и красоты христианской веры. Надо сказать, что тогда в храме «Всех скорбящих Радость» пел знаменитый хор под управлением Николая Васильевича Матвеева, о котором я позже еще скажу. Удивительный строй богослужения, приглушенный свет и мерное, внятное чтение Евангелия о Страстях Господних… Это произвело на меня такое огромное впечатление, что на следующий день я уже сам, без отца, пошел в храм Воскресения Словущего на улице Неждановой (ей сейчас возращено историческое название — Брюсов переулок).

http://patriarchia.ru/db/text/1384275.ht...

Произведения святителя Софрония, патриарха Иерусалимского, в Триоди постной Свт. Софроний Иерусалимский. Греция. XVI в. Значительное количество древнейших песнопений Триоди постной находится в последовании святых страстей. Их вместе с тропарями часов Великого пятка приписывают святому Софронию, патриарху Иерусалимскому (634–644). Но в полном составе усвоить ему эти песнопения не представляется возможным, ибо источники содержат разные сведения по поводу авторской атрибуции в службах Страстной седмицы. Сами чины нощи и часов Страстной пятницы существовали задолго до святого Софрония, равно как и после него претерпели значительные редакции и корректуры. Обе эти службы появились в Иерусалиме в конце IV века. В древности между тем и другим чином существовала неразрывная связь. В основе последования святых страстей лежит особого рода бдение, состоявшее из процессий по различным местам около Иерусалима, которые в эту ночь посетил Христос. Евангелия его касаются лишь тех событий, которые происходили в ночь с четвертка на пяток, что соответствует первым пяти Евангелиям святых страстей, читаемым в настоящее время. Зачал же о страданиях, смерти и погребении Христа, как это бывает теперь, тогда не полагалось. Для них существовала особая служба, начинавшаяся с 6 (12) часов дня Великого пятка, соответствующая современным часам. На ней читались псалмы, места из Пророков, Апостола и Евангелия, повествующие о страстях. Эта служба затягивалась до 9 (3) часов по полуночи, до вечерни, на которой полагалось Евангелие о снятии с Креста и погребении Господа. Таким образом, древнее иерусалимское богослужение Великого пятка точно соответствовало ходу событий этого дня в жизни Спасителя. Подобный порядок сохранялся приблизительно до IX–X веков. Позднее чин страстей подвергся серьезной трансформации, и в начале XIII столетия бдение получило вид, максимально приближенный к настоящему. Так, количество Евангелий увеличено до 11 (понятно, что нет последнего), причем прибавлены Евангелия о таких событиях из жизни Христа, которые происходили в пяток. Несколько изменены и места процессий: бдение начиналось на Сионе, после первого Евангелия отправлялись на Елеон, после третьего – в Гефсиманию, после четвертого – на место отречения святого Петра, после пятого – на Лифостротон к юстинианову храму Святой Софии, после шестого – к середине святого вертограда (ныне в храме Воскресения), после седьмого – к Голгофе, перед которой бдение и заканчивалось.

http://pravoslavie.ru/34727.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010