Та же мысль подтверждается и теми местами книги, где между смертью и мздовоздаянием, которое автор связывает с воскресением, также лежит известный промежуток времени. А что полное мздовоздаяние следует не тотчас после смерти человека, это ясно открывается из того, что на характер окончательного решения участи каждого человека могут еще иметь влияние жертвы и молитвы живых людей (XII, 42–45). Относительно состояния душ умерших людей в загробной жизни, 2 Макк. учит, что оно будет сознательным; Ония и Иеремия, молившиеся о народе и святом городе Иерусалиме (XV, 12–14), ясно говорят о таком, именно, учении книги. Общее представление книги о загробной вечной жизни таково, что земная жизнь, по сравнении с тою, является и краткою, и ничтожною (VI, 25). Если мы сравним учение 2-ой Макк. книги о всеобщем воскресении, с учением о том же других ветхозаветных книг, как, например, книги Иова (XIX, 25–26), где это учение является только как бы в зародыше, или у Езекииля (XXXVII г.), где говорится о том только, что Бог, по своему произволению, может воскресить и мертвеца, или у Даниила пророка (ХП, 2), где говорится о воскресевии многих. но не всех, – то для нас ясно будет, что учение 2-ой Мак. книги о всеобщем воскресении, согласное с учением богооткровенной религии, по полноте и подробности превосходит учение всех других ветхозаветных книг о том же предмете. Об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к миру духовному 2-я Маккавейская книга ясно учит о существовании мира ангельского. Когда Маккавей и бывшие с ним узнали, что Лисий осаждает твердыни Вефсуры, то с плачем и слезами, вместе с народом, умоляли Господа, чтобы Он послал доброго ангела к спасению Израиля (XI, 6). Приведенное место указывает ясно и на служение добрых ангелов. Ангелы, по смыслу приведенного нами места 2-ой Мак. книги, являются орудием промыслительной деятельности Бога об иудейском народе. В других местах 2-ой Макк. книги эти служители промыслительной деятельности Божией являются или в виде всадника в белой одежде (XI, 8), или в виде величественных мужей на конях с золотыми уздами (X, 29), или в виде страшного всадника, покрытого прекрасным покровом, на коне (III, 25), или в виде юношей, прекрасных видом, благолепно одетых (III.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Возобновление союза с Римом и Спартой. 134–104 – Иоанн Гиркан Междоусобные войны в Сирии и Египте приводят к потере контроля над Палестиной. VII. Эпоха Маккавеев 175 – Воцарение Антиоха IV Епифана. 167–164 – великое гонение. Жертвоприношение Зевсу Олимпийскому в Храме (дек. 167). Сопротивление Маттафии и его сыновей. 166–160 – Иуда Макк. 164 – очищение и обновление храма (1 Макк. 4, 36) 162 – Иуда вступает в союз с Римом (1 Макк. 8) 160–143 – Ионафан. 152 – Ионафан становится родоначальником династии первосвященников – князей Асмонеев. 144 – возобновление союзов с Римом и Спартой. 143 – убийство Ионафана. Ему наследует брат Симон (143–134). 141 – Иерусалимская крепость сдается Симону. Конец оккупации Иудеи Селевкидами. Возобновление союзов с Римом и Спартой. 134 – Симон и его сыновья Иуда и Маттафия вероломно убиты Птоломеем, зятем Симона, во второй сын Симона Иоанн Гиркан спасается от убийц. 134–104 – Иоанн Гиркан, первосвященник. 104–103 – Аристовул I, став первосвященником, называет себя царем. 103–76 – Александр Ианний. 76–67 – его жена Александра. Первосвященник старший сын – Гиркан II. 67–63 – Аристовул II свергает своего старшего брата Гиркана II и становится первосвященником и царем. VIII. Палестина под властью Рима 64 – Сирия становится римской провинцией. 63 – Помпей овладевает Иерусалимом и объявляет первосвященником Гиркана. Светская власть отдается Юлием Цезарем идумеяну Антипатру. 40 – Ирод – сын идумеянина Антипатра, становится царем Иудеи. Правил страной 37 лет. При нем родился Христос (7 или. 6 г.) Синхронная таблица Северное царство – Израиль 931–722 гг. 931–910 Иеровоам 910–909 Нават 909–886 Вааса 886–885 Ила 885 (7 дней) Замврий 885–874 Амврий 874–853 Ахав прор. ИЛИЯ (3 Цар. 17–19; 4Цар. 1 ) 853–852 Охозия 852–841 Иорам прор. ЕЛИСЕЙ (4 Цар. 2–13). 841–814 Ииуй 814–793 Иоахаз 798–783 Иоас Южное царство – Иудея 931–587 гг. 931–913 Ровоам 913–911 Авия 911–870 Аса 870–848 Иосафат 848–841 Иорам 841 Охазия 841–835 Гофолия 835–796 Иоас 796–781 Амасия пр. ИОНА 793–753

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Исходя из этой мистики, мы призваны сотрудничать с делом Божиим. Поступая так, мы сможем расширить Церковь, вывести за пределы чисто человеческой общины, замкнутой на себя. Песнь Даниила включает в странствующий народ Божий все создания. Экология, предлагаемая учительством Папы, основана на этой библейской духовности. Отнюдь не бросаясь в бездну идеологического катастрофизма, она побуждает нас верить, что своим ответственным действием мы можем способствовать восстановлению и сохранению общего дома. В единстве со всем творением мы продолжаем путь, с заботой и уважением к Земле, движимые надеждой на лучшее будущее. Хвала Господу помогает не замыкаться в пессимизме перед лицом кризиса, а верить в то новое, что прорастет из нашего сотрудничества с силой Божией. ПРИМЕЧАНИЯ: Франциск, Laudate Deum (LD), 1. В связи с этим напомним, что Папа Франциск в диалоге с раввином Авраамом Скоркой провел четкое различие между лидером неправительственной организации и лидером общины или Церкви. Ключевое слово для понимания разницы между ними и между этими уровнями — «святость», открытость для «трансцендентного» измерения: ср. J. M. Bergoglio — A. Skorka, On Heaven and Earth. Pope Francis on Faith, Family, and the Church in the 21st Century, London, Bloomsbury, 2013, 38 сл. Ср. LD 1. Ср. LD 61–73. Ср. LD 62. Там же, процитирована энциклика Папы Франциска Fratelli tutti (FT), 68. Ср. LS 83. Ср. LS 100; LD 65. Ср. P. Teilhard de Chardin, La mia fede, Brescia, Queriniana, 1993, 173. Ср. LD 14. Ср. P. Teilhard de Chardin, Il fenomeno umano, Brescia, Queriniana, 1995, 75. Ср. там же, 161 сл. Поэтому появление человека во вселенной представляет собой «революцию» в эволюции и в судьбе вселенной: ср. его же, Il posto dell’uomo nella natura. Il gruppo zoologico umano, Milano, Il Saggiatore, 1970, 46 сл. Ср. его же, Il fenomeno umano, цит., 275. Ср. там же, 249; его же, Il posto dell’uomo nella natura…, цит., 21–23. Ср. LS 68; 118; 119; 208. Ср. LS 222. Ср. LD 13. Ср. LD 21–25. Ср. LD 6. Ср. FT 34; 54. Ср. H. de Lubac, Il pensiero religioso del padre Teilhard de Chardin, Milano, Jaca Book, 1983, 274 сл. Ср. A. Spadaro, «“Abitare la casa terrena abbracciando il cielo”. Il viaggio apostolico di Francesco in Mongolia», в Civ. Catt. 2023 III 517-530. Андреас Гонсальвес Линд SJ 29 марта Источник: La Civiltà Cattolica Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Перевод книги Высшие Дары, сочинения Касталания – благ. Б. к нему». «Из предисловия Галий-аль-Кариева изъяснения не фикиг-акбярь». Выписки из этих книг приведены в тексте Сличения двух учений о именах Б. с изменением порядка и с некоторыми опусками; здесь передаются они в том виде, в каком были мне доставлены. Приложение 21 Первосвященники иудейского храма, после Вавилонского плена до времен Маккавеев, в преемственном их порядке были: Иисус I. Неем. 12:10 . Агг. 1:1 . Зах. 3:10 . Иоаким III. Неем. 12:10 . Елиасив. Иодай II. Ездр. 10:6 . Неем. 12:11 . Ионаеан. Неем. 12:11 . Иисус II (по Флав., Иоанн. Нач. ц. библ. ист. стр. 319) Адуй. Неем. 12:11 . (при Александре В.) Ония I Симон (Симеон) I, Праведный. Елеазар II (брат Симона). Манассия. (дядя Симона?) Ония II. Симон II. (при Птоломее Филопаторе). Ония III (при Антиохе Великом). (Симон оспаривает у него начальство, при Селевке Филопаторе). Иисус III или Иасон, брат Онии III (при Антиохе Епифане), 2 Макк. 4:7 и след. Ония IV или Менелай (по Флав. брат Онии, по 2 Макк. кН. 4:23 и след., брат Симона, спорившего с Ониею III-м). Лисимах (брат Менелая, 2 Макк. 7:29 и след. Менелай во 2-й раз. Антиох Епифан вошел в Иерусалим). Ония V. (Начертание церковно-библейск. истор. стран. 319–331.– Библейско-биографический Словарь, составл. Яцкевичем и Благовещенским. Спб. 1849. Т. II Стран. 119). Приложение 22 Сираадж-уд-дин, приводя слова Закона на еврейском языке, не знал еврейского языка, не умел даже читать по-еврейски, и ему читал их еврей, а он только писал арабскими буквами с его диктовки, если бы он привел их в каком-либо арабском переводе, то его незнание еврейского языка осталось бы утаенным; но выдавая себя своим единоверцам за знатока подлинного языка св. Писания. он обличает себя в недобросовестности. Если бы Сирадж-уд-дин знал еврейский язык, то знал бы, в какой отношении стоит арабское письмо к еврейскому, или, точнее сказать, арабские буквы к еврейским: при этом знании он в своей переписке еврейского текста арабскими буквами не допустил бы безграмотной перемены одних букв на другие, какую у него видим, он пишет ха вместо ка, тогда как у евреев местоимение 2-го лица есть одно с арабским местоимением, что знающему оба языка должно быть известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Первосвященник Менелай и кучка грекофилов подчинились эдикту. Большинство же жителей Иерусалима предпочли, бросив свои дома, покинуть город. Правительственные эмиссары стали ездить по стране, убеждая, грозя и чиня расправы. Свитки Библии, которые попадали им в руки, они рвали на куски и предавали огню. Но и этого Антиоху показалось недостаточно. В декабре, в 15 день месяца кислева 167 года во дворе Храма был сооружен алтарь Зевсу Олимпийскому. На восточный манер его велено было называть Владыкой неба — Ваал шамем. Но народ переиначил этот титул в «шикуц мешамем», то есть отвратительная гнусность, или мерзость запустения (1 Макк 1,54; см. ниже §28). А через десять дней вышел новый приказ: собраться к Храму для участия в языческом богослужении. В жертву были принесены свиньи, чтобы лишний раз показать, что с иудейскими обычаями покончено. Поскольку глухое сопротивление указу продолжалось, Антиох обрушил на страну репрессии. Убивал тех, кто отказывался ставить у своего дома языческий жертвенник, и тех, кто не желал являться в оскверненный Дом Божий. Женщин, чьи дети были тайком обрезаны, отправляли на виселицы вместе с младенцами (1 Макк 1,60–61). Из Палестины гонение перекинулось и в страны диаспоры, подвластные Антиоху. Кто мог, бежал в Египет, остальные укрывались в деревнях, горах и пустынях. Как впоследствии при гонении на христиан, наиболее беспощадны власти были к духовным вождям народа. В книжниках, мудрецах и раввинах видели корень зла. В то же время некоторых из них пытались склонить к отречению, чтобы посеять соблазн среди простых людей. 2 Маккавейская книга повествует, как язычники, захватив престарелого законоучителя Елеазара, убеждали его хотя бы для вида нарушить Закон. На что Елеазар ответил, что единственное его желание — умереть за веру. «Ибо недостойно нашего возраста лицемерить, — сказал он, — дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость» (2 Макк 6,24–25). Он был казнен, как и семь его учеников, погибших на глазах матери, которая, присутствуя при пытках, укрепляла в них стойкость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Такой взгляд на каноническое достоинство книги православная церковь, несомненно, обосновывает как на внутреннем содержании 2 Макк. книги, так и на том, что церковь иудейская, передавшая церкви христианской канон священных ветхозаветных книг, никогда не включала этой книги в число этих последних. Вследствие этого-то, последнего обстоятельства, и в христианской церкви первых веков относились к обозреваемой нами книге весьма осторожно, что легко можно проследить по представленной нами группировке мнений отцов и учителей церкви Запада и Востока. Высказывая свой взгляд на каноническое достоинство 2-й Макк. книги, православная церковь , на вполне достаточных основаниях, отвергла крайние взгляды католиков и протестантов. Католики утверждают, что они, включив на Тридентском соборе 2-ю Маккав. книгу в число боговдохновенных книг, остались только верными традициям древне-христианской церкви. Однако такое заверение их не оправдывается действительностью. Первее всего, католики ссылаются на главу 35 ст. посл. св. ап. Павла к Евреям; но, в указанном месте, ап. Павел мог иметь в виду лишь самый факт доблестной смерти Елеазара, а не самую книгу, повествующую об этом событии, Штир, в своем полемическом сочинении, настаивает 412 , что ап. Павел, в этом месте, сознательно указывал на эту книгу, однако Гримм 413 не видит оснований с ним согласиться и предполагает со стороны ап. Павла машинальное воспоминание факта доблестной смерти Елеазара и простое сопоставление апостолом примеров. При этом Гримм ссылается на Кеерля, объясняющего это так, что ап. Павел взял этот факт из устных преданий. «Отыскивать в других местах Нового Завета, – говорит Гримм, – более или менее сознательные намеки и ссылки на эту книгу едва ли кто решится, разве только такой ученый, как Штир, у которого имеется специальный интерес искать и находить в Новом Завете намеки на апокрифы» . По этому поводу Цоклер 414 говорит: «Штир, несомненно, заходит слишком далеко в своей горячности отыскать возможно большее число новозаветных ссылок на 2-ю Макк.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Таким образом, кроме постановлений, изреченных Климентом епископом в осми книгах, кои шестой Вселенский собор отверг, так как нашел в них нечто прибавленное иномыслящими, подложное и чуждое благочестия, все остальные книги, перечисленные в 85-м правиле св. Апостол, a, следовательно, и заключающуюся в них 2-ю Макк. книгу, шестой собор признал книгою необходимою для «назидания». Утверждение Правил Апостольских, вообще, и авторитет 2-ой Макк. книги по 85-му правилу, в частности, мы находим в постановлениях седьмого Вселенского собора. Первое правило сего собора, между прочим, говорит: «Божественные правила с услаждением приемлем. и всецелое и непоколеблемое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа, и от шести святых Вселенских соборов, и поместно собравшихся, для издания таковых заповедей, и от святых отец наших. Ибо все они, от единого и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем; а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем; кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем». Далее, выразителями взгляда православной церкви, в дальнейших периодах ее жизни, на достоинство 2-ой Макк. книги могут служить толкования трех знаменитых греческих канонистов: Зонары, Аристина и Вальсамона, написанные ими в XII веке. Как известно, толкования эти одобрены высшею церковною властью. Так, издатели греческой Кормчей книги (Пидалион) составили свое толкование, держась в точности и прежде всего толкований Зонары, Вальсамона и Аристина. Издание греческой Кормчей и помещенных в ней толкований, и печатание ее совершено по определению и повелению святейшего вселенского Патриарха и Святого Синода. Такое же одобрение высшей церковной власти Греческой церкви толкованиям названных толкователей вновь выражено при издании церковных правил с толкованиями сих толкователей в Афинах в 1852–1854 г.г., совершенном также «с разрешения Святой и Великой Христовой церкви (Константинопольской) и Священного Синода церкви Еллинской».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Обращаемся теперь к слову 16 Григория Богослова . на память святых мучеников Маккавеев 435 . Григорий Богослов начинает свое слово похвалами мученикам Маккавеям, «Коим, как чистым умам, Слово-Христос было ведомо до явления Его в мир и кои, за свои страдания, почтены ежегодными собраниями и торжествами». Далее описываются в порядке VI и VII глав 2-ой Макк. книги мучения Елеазара и семи братьев Маккавеев и речи матери и мужество ее в перенесении всех мучений ее детей. Григорий Богослов напоминает и указывает слушателям мудрые ответы юношей мучителю, – ответы, очевидно хорошо знакомые слушателям. Все эти ответы Григорий Богослов объединяет вместе в одной большой речи, которую он ведет от лица всех братьев. Но речь эта развивает те же самые теократические идеи, которыя открываются и в речах старца Елеазара, братьев мучеников и их матери, изложенных в VI и VII главах 2-ой Макк. книги, с добавлением некоторыми мыслями из содержания всей 2-ой Макк. книги. То же обращение здесь к Антиоху, та же вера в Единого Бога, то же крепкое стояние за закон Моисеев; та же здесь привязанность к отечественной земле, славному храму, отеческим праздникам, но все это для них не вожделеннее Бога и страданий за доброе дело; та же вера в будущую жизнь, в горний Иерусалим; то же сознание своей связи с пророками и патриархами и вера в ангелов; то же напоминание о своем потомстве от тех евреев, для которых Бог сотворил столько чудес; то же взаимное ободрение братьев перед смертию; в том же порядке, наконец, у Григория Богослова , как и во 2-ой Мак. книге, поставлена и речь матери Маккавеев. Слово свое Григорий Богослов заканчивает приглашением и священников, и матерей, и детей подражать Маккавеям. «Желаю, чтобы пользовались древними сказаниями, но пользовались также и новыми, и, подобно пчелам, отовсюду собирали полезнейшее в состав единого сладкого сота, дабы и через Ветхий и через Новый Завет прославлялся в нас Бог, славимый в Сыне и в Духе, знающий Своих и знаемый Своими, исповедуемый и исповедающий, прославляемый и прославляющий в самом Христе, Которому слава во веки. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

45), Молитва перед или во время молебствия в Масефе (1 Макк 3. 50-53), Молитва Иуды перед битвой с Лисием (1 Макк 4. 30-33), Псалом о запустении Святилища (1 Макк 4. 38), Контаминация стихов из псалма 79(78) (1 Макк 7. 17), Рефрен Плача по Иуде (1 Макк 9. 21), Двустишие гномического характера, возможно цитата (1 Макк 9. 41), «Величальная Симону», декрет народа на медной доске (1 Макк 14. 4-15) (см. анализ поэтических частей 1-2 Макк в: Neuhaus. 1974; анализ структуры и стиля молитв этих книг на фоне лит-ры Второго храма и в сопоставлении с раннехрист. молитвами: Enermalm-Ogawa. 1987). Поэтические части принадлежат Маттафии, Иуде или народу в целом и появляются в моменты эмоционального напряжения. При переходе к истории Ионафана поэтические вставки исчезают, а когда он становится первосвященником, в изложение включаются документы и в тексте освещаются внешнеполитические события, что может говорить о переходе от фольклорных и легендарных источников к архивам династии Хасмонеев. (1 Макк 10. 1 - 13. 30). Автор 2 Макк в основном следовал труду Ясона Киренского, допуская при сокращении мелкие погрешности (напр.: 2 Макк 13. 21 и сл.). Источниками Ясона, как и 1 Макк, были предания об Иуде, хроники Селевкидов, храмовые архивы (подробнее об источниках и о лит. истории 2 Макк см.: Habicht. Royal Documents. 1976; i dem. 2. Makkabäerbuch. 1976. P. 169-177). Два письма Пролога не относятся к источникам Ясона или автора 2 Макк, книгу приложили к ним те, кто отправляли в Египет 1-е письмо и считали письмо от имени Иуды важным историческим документом, несмотря на разительное несходство, напр., описаний смерти Антиоха Епифана от рук жрецов Нанайи в письме Иуды (2 Макк 1. 13-16) и смерти Антиоха от болезни, посланной Богом в наказание за преследование иудеев, в 2 Макк (гл. 9, ср. также описание его смерти в 1 Макк 6. 1-13; о версиях смерти царя см.: Книги Маккавеев. 2014. С. 229-230. Примеч. к 2 Макк 2. 16). Возможно, 4 стиха об убийстве Антиоха (2 Макк 1. 11-17) языческими жрецами Нанайи за святотатство по отношению к их святыне - позднейшая вставка: без нее текст логично переходит от ст.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

[греч. Αλξανδρος Βλας], царь Сирии (150-145 до Р. Х.). В 1 Макк 10-11 он назван Александром, сыном Антиоха IV Епифана, у Иосифа Флавия фигурирует как А. В. В 158 г. до Р. Х. объявил себя сыном и наследником Антиоха IV, заручившись поддержкой врагов Димитрия I Сотера, занимавшего сир. престол,- Аттала II, царя Пергама, Ариарата V, царя Каппадокии, Птолемея VI Филометора, царя Египта. Летом 153 г. до Р. Х. А. В. получил также признание и поддержку рим. сената. В 152 г. до Р. Х. занял г. Птолемаиду (см. Акко ). В борьбе за власть над Сирией Димитрий I и А. В. пытались заручиться поддержкой иудеев, склонив на свою сторону Ионафана Маккавея: Димитрий (1 Макк 10. 6, 9-11) предоставил ему право собрать армию, дал возможность вернуть иудейских заложников (1 Макк 9. 53) и восстановить стены Иерусалима, разрушенные Антиохом V Евпатором (1 Макк 6. 62); А. В. предложил Ионафану сан первосвященника и право называться «другом царя» (1 Макк 10. 18-20). Ионафан принял предложение А. В. и стал первосвященником. Решающая битва между Димитрием и А. В. произошла в 150 г. до Р. Х. Согласно раннему списку Синайского кодекса и Александрийскому кодексу, войско Димитрия обратило в бегство войско А. В., а по исправленному списку Синайского кодекса, Венецианскому и др. кодексам, А. В. преследовал бегущую армию Димитрия. Этой версии следует синодальный перевод Свящ. Писания (1 Макк 10. 49). Иосиф Флавий писал, что левое крыло войска Димитрия одержало верх, в то время как правое, на к-ром находился и сам полководец, обратилось в бегство (Иуд. древн. XIII 2. 4). Димитрий погиб в этом сражении (1 Макк 10. 50), что определило окончательную победу А. В., к-рый вскоре провозгласил себя царем. Ионафану он пожаловал титул стратега и областного правителя Иудеи (1 Макк 10. 65). Дальнейшее правление А. В. характеризовалось ослаблением центральной власти в царстве Селевкидов. Царь пребывал вне столицы в Птолемаиде, многим городам было дано право чеканить серебряные монеты. В 147 г. до Р. Х. Ионафан предотвратил попытку Аполлония, правителя Келесирии, выступить против А. В., за что тот пожаловал ему звание «царского родственника», подарил в наследственное владение г. Аккарон и его область (1 Макк 10. 89). В 145 г. до Р. Х. А. В. потерпел поражение в битве с объединенным войском Димитрия II Никатора и Птолемея VI у р. Ойнопарас. С остатком войска он бежал в аравийский г. Абай, где был убит (1 Макк 11. 1-17).

http://pravenc.ru/text/64330.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010