55 Характерное для Иоанна прилагательное, традиционно переводимое как «единородный». Буквально оно означает «единственный в своем роде». 56 Многие справедливо указывают, что притязание Иисуса на уникальное богосыновство либо истинно, либо ложно. Если, оно истинно, (l)W Иисусу следует поклониться как Богу. Если оно ложно, то он либо эйал, что оно ложно, либо не знал этого. В первом случае (2) он был лжецом; во втором случае (3) он был сумасшедшим. Других вариантов не может быть. 57 У Матфея Иисусово учение о браке изложено несколько иначе, чем у Марка и Луки: он вставляет слова «за исключением супружеской измены» ( Мф.19:9 ; ср. 5:32). Таким образом, согласно Матфею, Иисус был согласен с Шаммаем. Появление этой оговорки отражает попытку ранней церкви приспособить высокий идеал нерасторжимости брака (которому учил Иисус) к потребностям тех, чьи сердца, как и сердца современников Моисея, еще были жестокосердны! Такая адаптация Иисусова учения была произведена данной апостолам властью «связывать» и «разрешать» (тд. адаптировать законы и вводить исключения; Мф.16:19:18:18 ). На то, что Матфеева форма высказывания Иисуса о разводе является модификацией его учения, указывают, в частности, два обстоятельства. (1) Если она оригинальна, то версии Марка и Луки представляют Собой прогресс ранней церкви по отношению к высоким меркам, поставленным Иисусом, – а это маловероятно. (2) Оговорка «за исключением супружеской измены» плохо вписывается в контекст Мф.(Если Иисус был солядарен с шаммантам и, почему ученики поразились строгости его учения и воскликнули: «Если такова обязанность человека... то лучше ие жениться» Мф.19:10 .? В контексте жеМф.5:32 Иисус заменяет стандарт, при-нятый среди современных ему иудеев, на совершенный идеал, предписываемый Богом Мф.5:17–48 .; однако если оговорку сохранять, то получается, что учение Иисуса не выше, чем у Шаммая.) 58 Ежедневная молитва всех мужчин-иудеев в первые века нашей эры включала такие слова: Благословен ты, Господи Боже, Царь мира, который не сотворил меня язычником! Благословен ты, Господи Боже, Царь мира, который не сотворил меня рабом! Благословен ты, Господи Боже, Царь мира, который не сотворил меня женщиной! Эти благословения поныне входят в ортодоксальную иудейскую литургию. В широко используемом молитвеннике Daily Prayer, ed. Rabbi М. Stern (New YorkPublishing Co., 1928) после последнего из вышеупо мянутых благословений приводится благословение, которое далжны читать женщины: «Благословен ты, Господи Боже, Царь мира, который сотворил меня по воле Твоей!».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

609 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 5, 3 (PG 57, 58). Рус. пер. С. 55–56. 610 Здесь использованы отдельные выражения из Молитвы Манассии (в греческом переводе Библии она помещается в конце 2-й Книги Паралипоменон): «Господи Вседержитель, Боже отцов наших... неизмерима и не может быть исследована милость обетования Твоего...» 614 Х. Матеос предполагал, что первоначально эти молитвы были частью Литургии верных (Mateos J. Evolution historique. P. 34), однако это предположение не имеет надежного подтверждения и в настоящее время отвергается большинством литургистов. 615 О развитии службы трех антифонов см. в: Mateos J. La célébration de la parole dans la liturgie byzantine. P. 27–45, 62–71; Успенский Н. Д. Т. II. С. 105–127. 626 Grumel V. L’auteur et la date de composition du tropaire Μονογενς. P. 417. Этим периодом датировали введение гимна в обиход большинство литургистов 2-й половины ХХ века. Ср. Успенский Н. Д. Т. II. С. 71 (534 г.); Dix G. The Shape of the Liturgy. P. 450 (535–536 гг.). 630 О молитве Иисусу в раннехристианской Церкви см.: Bauckham R. Jesus and the God of Israel. P. 127–151. 636 Предполагается, что перемещение этого гимна в конец второго антифона связано с традицией перемежать стихи псалмов с христианскими гимнами-тропарями. «Единородный Сыне» занял место заключительного тропаря 2-го антифона. См.: Taft R. The Great Entrance. P. 86–88. 645 Словосочетание «Царство Божие» у синоптиков встречается регулярно, в том числе 14 раз у Марка и 32 у Луки; у Матфея «Царство Божие» упоминается всего 5 раз, однако 32 раза употребляется идентичное по значению словосочетание «Царствие Небесное» (отсутствующее у других Евангелистов). Общее количество упоминаний Царства Божия или Царства Небесного в синоптических Евангелиях – 83. См.: Caragounis C. C. Царство Божье. В ст.: Царство Небесное//Иисус и Евангелия. Словарь. Т. 1. С. 731. 646 В Евангелии от Иоанна словосочетание «жизнь вечная» встречается 17 раз, а термин «жизнь» в значении «жизнь вечная» 19 раз: это намного чаще, чем во всех трех синоптических Евангелиях вместе взятых (где слово «жизнь» встречается в общей сложности 16 раз, из них лишь в 14 случаях обозначая жизнь вечную).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Advers. Scrutator. Serra., LXVI, р. 128. 56 Advers. Scrutator, Opp. Syr., t. III, p. 207. Вероятно, преподобный Ефрем разумеет здесь взятие Амиды и других крепостей, построенных Римлянами, в 359 году. Страшное положение города во время осады и самую осаду подробно описывает очевидец Аммиан Марцелин, т. XIX, 1–9. 57 Advers. Scrutator. Serm., LXXX, р. 149. 58 Opp. Syr., t. III, p. 620. 59 Theodoret, H. E, t. IV, p. 16–17, Socrat, t. IV, p. 18, Sozomen, t. VI, p. 18. Ватиканские Акты (§ 36) относят это происшествие ко временам Юлиана Отступника, но, без сомнения, ошибочно; напротив, Парижский Кодекс называет Валента (§ 37). Хроника Едесская говорит о собраниях Церкви за городом под 373 годом. Asseman Biblioth. Orient., t. 1, р. 398. 60 Advers. Haeres. Serm., t. 22. Здесь перечисляются следующие еретики: Валентиниане, Вардесаниты, Кухиты (вероятно, последователи Валентина), Маркиониты, Ариане, Аэтиане, Павлиниане (от Павла Самосатского), Савеллиане, Фотиниане, Ворвориты, Катары, Аудиане и Мессалиане. Ср. Париж, жизнеописание, § 30, где перечислены ереси Вардесана, Ария, Манета, Маркиона и др. 61 Advers. Haeres. Serm., t. 24, р. 493. 62 S. Epiph. centra Haeres., LXX. Theodoret. Haeret. Fabul., t. IV, p. 10. Hist. Eccl., t. IV, p. 10. 63 Advers. Scrut., XXXI. Opp. Syr., t. III, p. 55. 64 Первое название — сирийское (Мацлин), второе — греческое; оба значат одно: молитвенники. Некоторые думают, что преподобный Ефрем писал и против Новата, полагая найти подтверждение этому в словах святителя Григория Нисского. Encomiimi S. Ephr., Opp. Graec., t. 1, p. V. Новат и ero последователи отвергали действительность покаяния после Крещения. В писаниях преподобного Ефрема, так часто призывающего к покаянию, заключалось самое лучшее опровержение этого лжеучения, но не дошло до нас сочинения, прямо направленного против Новата. 65 Theodoret, H. E., t. IV, р. II. Timothei Presbyteri de reception, haereticorum. ар. Coteller. Monumenta Eccl. Graec., t. III, p. 400. 66 Святой Епифаний свидетельствует, что лжеучение мессалианское появилось сначала в Месопотамии (Haeres., LXXX, § III). По извлечениям из деяний соборных у Фотия видно, что патриарх Антиохийский Флавиан (381 — 404 годы) вызвал подозреваемых в мессалианстве Аделфия, Евстафия и других из Озроены (Bibl. Cod. LII); а Феодорит прямо пишет, что Аделфий был вызван из Едессы (Н. Е., t. IV). Преподобный Нил также называет Аделфия Едесским (Орр. Syr., Nili, t. 1). 67

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

In Luc. hom. XXIX; PG 13, 1876: ”…qui tunc homo fuit, nunc autem homo esse cessavit» […Кто тогда был человеком, теперь же быть человеком перестал]. 49 Прежде всего см. Contr. Cels. VIII, 17 et 18: «Значит, все те, кто, следуя Божественному Слову, утверждают в своих душах воздержание, справедливость, мужество, мудрость, благочестие и другие добродетели, воздвигают тем самым в себе статуи, в которых нам, как мы знаем, и подобает почитать первообраз всех статуй — «образ Бога невидимого,” Единородного Сына Божия… И всякий, кто подражает Ему в меру своих способностей, тем самым воздвигает статую, соответствующую образу Творца, ибо в созерцании Бога чистым сердцем он становится подобным Ему. Итак видим мы, что все христиане подвизаются возводить жертвенники и статуи, как было описано нами, причем воздвигаемое ими не безжизненно и не бесчувственно» и так далее; ср. VI, 66:«Все те, кто взирают на порочные творения живописцев, скульпторов и художников, пребывают во тьме и укреплены в ней, ибо не желают обратить взор горе и вознестись в своем уме от всех видимых и чувственных вещей ко Творцу всяческих, Который есть Свет.» См. Elliger W. Op. cit., S. 11 ff.; Koch, Hugo. Op. cit., S. 19 ff. 50 Преподобный Иоанн Дамаскин. De imagin. III. 51 Деяния иконоборческого «соборика» 753 г. зачитывались на Втором Никейском соборе в 787 г.: Mansi XIII, 276 [русский пер.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 4, с. 544]. 52 Brehier, Louis. La Querelle des Images//Histoire de l’Eglise depuis les origines jusqu’a nos jours/Ed. A. Fliche, V. Martin. Vol. V. Paris, 1947. 53 Определение Второго Никейского собора см. в Mansi XIII, 373 ss. [русский пер.: Деяния… с. 589 и далее]. 54 Ralle and Potle.  Συνταγμα των θειων και ιερων κανονων. Vol. II. Athens, pp. 492–495 [русский пер.: Деяния… сс. 293–294]. 55 Порфирий. Vita Plotini, I. 56 Плотин. Enneades, V, 8, 8. 57 Ibid., II, 9,11. 58 Acta Joannis, capp. 26–29. Bonnet. Acta Apostolorum Apocrypha. II.1. Leipzig, 1898 (переиздано в 1959); английский пер.: The Apocryphal New Testament/Ed. M. R. James. Oxford, 1924. Этот документ относится не позднее, чем к середине II века. «Деяния» зачитывались на иконоборческом «соборике» 753 г.: Mansi XIII, 168 ss. Об использовании этого апокрифа иконоборцами упоминает и патриарх Фотий: Bibliotheca, cod. 114 59

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Второй вариант менее вероятен ввиду неуклюжести параллелизма; у восточных Отцов мы находим первое понимание, а второе — только у немногих западных. Слова как сказано в Писании представляют сложность: неясно, относятся ли они к предыдущему или к последующему и какой отрывок ВЗ имеется в виду. Ближе всего Зах 14:8 И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима; в раввинистической традиции Иерусалим рассматривался как “пуп земли”, что, может быть, косвенно связано с выбором слова koil…a ‘чрево’, которое в данном случае метафорически обозначает личность. Ср. 4:10–14; 6:35 и Откр 22:17 (Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром), а также Ис 12:3; 43:20; 44:3; 55:1; 58:11; Пс 113:8. Возможно, здесь аллюзия на ритуал, совершавшийся на празднике Кущей: в один из семи дней большой золотой сосуд наполнялся водой из Силоамского пруда и использовался для возлияний во храме (трактат Сукка 4:9); этот обычай возник, вероятно, из молитвы о дожде. Обещание неиссякаемого источника вод соответствует отразившимся в раввинистической литературе ожиданиям, что второй Избавитель (Мессия) будет типологически подобен первому (Моисею) и, как и он, чудесным образом откроет источник воды, см. Иоил 3:18. Сие сказал Он о Духе — вода, в особенности проточная, нередко была символом Святого Духа; о Духе как подателе Божественной жизни см. 1 Кор 12:13. Ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен — несмотря на то, что Святой Дух говорил через пророков и сошёл на Иисуса в начале Его служения (1:32), Он не был послан верующим в особом христианском смысле до прославления. Этим объясняется и то, что синоптические Евангелия мало говорят о Святом Духе; Иоанн говорит о Нём больше, так как постоянно соотносит Евангельские события с более поздним опытом Церкви. Было бы неверным утверждать, что вода, о которой здесь идёт речь, — это вода крещения, однако см. у Павла: все мы одним Духом крестились в одно тело и все напоены одним Духом (1 Кор 12:13). Он точно пророк — в этом контексте пророк не значит Мессия, в отличие от Деян 3:22–23, где дано мессианское истолкование Втор 18:15,18.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Епископы провожали туда идущего служить архиепископа. 43 Таблички — греки писали на внутренней стороне складывающихся навощенных табличек. 44 ...нисшел на землю не ради праведных... — парафраз. Марк 2, 16—17. 45 ...он разговаривал с самаритянской блудницей... — беседа Христа с самаритянской блудницей (Иоанн 4, 5 и сл.) касалась религиозных вопросов; в результате этой беседы грешница узнала в Христе Мессию и прославила его. 46 Ведь я — море прегрешений...— пример частого для агиографии обыгрывания этимологии личных имен: Пелагия (Pelagia), т. е. морская, называет себя морем (pelagos) прегрешений. 47 ...очисть меня в купели очищения...— окрести меня. 48 Если извлечешь драгоценное из ничтожного...— Иер. 15, 19. 49 Встань, дитя, для свершения заклинаний.— Акт заклинания демонов, одна из составных частей чина крещения: находящиеся вне церкви, по мнению ее прозелитов, находятся во власти дьявола и должны быть очищены. 50 Маргарито — ономастическая игра: margarito — по-гречески жемчужина. 51 Сарацины — арабы. 52 Гелиополь — сирийский город славился культом Афродиты. 53 Река слез твоих...— ср. Матф. 7, 26—27. 54 ...предал собственного господина.— Разумеется измена Христу его ученика Иуды, который предал своего учителя. 55 ...снимает крестильную одежду, которую носила...— принявшие крещение в течение недели носили белую крестильную одежду. 56 Стихарь — род длинной, до щиколоток, рубахи с вырезом по горлу и длинными широкими рукавами. Фелонь — широкая и длинная верхняя одежда без рукавов, носившаяся для защиты от дождя и холода. 57 ...подобно Марии...— имеется в виду Мария Магдалина, блудница, которая под влиянием проповеди Христа обратилась и стала его последовательницей. По воскресении, рассказывают Евангелия, Христос явился ей прежде, чем остальным. 58 Елеонская, или Масличная, гора находилась вблизи Иерусалима (позднее, когда город вырос, она вошла в его территорию). С нею связаны многие эпизоды жизни Христа: с Масличной горы он спустился в Иерусалим, на ней оплакивал судьбу этого города, с этой горой связываются преображение Христа, последняя ночь перед тем, как его предали, и вознесение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

и 45:17 и дал.; 51:9, 10 и 43:16... 18; 51:12 и 40:6 и др.). – Далее, по Кюнену, в перечисленных им послепленных главах все места, в которых говорится о возвращении пленников на Сион, на каком-то основании следует относить не к первоначальному возвращению пленников на Сион, а к дальнейшему постепенному возвращению из Вавилона, к увеличению населения Иудеи переселяющимися из Вавилона. Но почему, напр. в 55:12–13 нужно видеть указание не на первоначальное возвращение из Вавилона, – также в 58:14, или в 61:1, или особенно в 66:8, – а в 49-й и 52-й на первоначальное?.. Как относить 64 главу (особенно конец ее) не к бедствиям плена, а к какому-нибудь частному бедствию, случившемуся с народом уже по возвращении из плена, – не высказываются ли в ней, напротив, живые непосредственные чувства народа, томящегося в плену (см. 64:10–11 и ср. 63:18)? – Вообще все гадания о допленных и послепленных, вавилонских и палестинских частях в отделе 40–66 гл. очень туманны и держатся скорее на искусственных приспособлениях смысла этих частей к собственным мнениям авторов, а не на исследовании текста по его непосредственному смыслу: усматриваются различия там, где их нет. Поэтому останавливать внимание на различии 40–66 гл. между собою необходимо было бы разве в том случае, если бы сравнение всего отдела 40–66 гл. с 1-ю частью книги не привело само по себе к окончательному решению вопроса. Различия между 1-ю и 2-ю частью книги указывают следующие. Понятие Раба Господня, составляющее главный предмет 2-й части, в 1-й совсем не встречается. – Об этом будет речь после. – Говорят далее, что в первой части не встречается столь резких, как во второй части, нападений на почитание идолов, столь сильных в особого рода выражениях доказательств истины единства Божия; единство Божие вообще не утверждалось с настойчивостью древними пророками и в древних частях Пятокнижия, – с особенною силою начинает настаивать на единстве Божием Deuteronomium позднейших времен. Действительно, таких выражений, как напр.: «прежде Меня не было Бога и после Меня не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Ср.: 1 Тим. 2, 4.— Ред. 46 См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 326–328.— Ред 47 Левый придел Введенского собора монастыря, освященный в 1989 году в честь преподобного Амвросия Оптинского. — Ред. 48 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 237–240.— Ред. 49 Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 497–514.— Ред. 50 Пс. 131, 14.— Ред. 51 Вениамин (Федченков), митрополит. Божьи люди: Мои духовные встречи. М., 1997. С. 113.— Ред. 52 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 212–216.— Ред. 53 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 230–232.— Ред. 54 См.: Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 426–432; см также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. М., 1909. С. 16–17.— Ред. 55 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 224–230; см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. М., 1910. С. 77–82.— Ред. 56 Страшный Суд и адские мучения обычно изображаюся на западной стене храма. — Ред. 57 См.: 4 Цар. 2, 11–15.— Ред. 58 Вениамин (Федченков), митрополит. Божьи люди: Мои духовные встречи. М., 1997. С. 118–120.— Ред. 59 Там же. С. 114–115.— Ред. 60 Там же. С. 118.— Ред. 61 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 242–244.— Ред. 62 См.: Архив УФСБ по Курской обл. Д.П-11015; Архив УФСБ по Тверской обл. Д.24937-С. Цит. по: http://www.pstbi.ru. — Ред. 63 Информация нуждается в уточнении, т. к. в расстрельных списках Тверской епархии в его личном деле об Оптиной пустыни не упоминается. См.: http://www.memo.ru/memory/tver/tv-20.htm. — Ред. 64 См.: Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века/Сост. прот. Н. Стремский. Кн. 1. Саракташ, 1998. С. 197–226; Кн. 3. Оренбург, 2000. С. 229–262.— Ред. 65

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Той же приять оное и похвалив разум священных мужей яко и кроме самоличного (л. 113) присудствования пастырей своих священных архиереев боголюбезного уставления 54 в соборной святей церкви во утверждение верным священнии мужие уложивша постановиша богоугодне и подписи тое священнострадальный священною 55 своею рукою: Павел епископ юзник Коломенский 56 смиренный архиерей подписуюсь. (л. 113 об.) Такожде и прочии, о них же рехом выше, архиереи оное соборное уставление 57 , принесенное им, подписаша своеручно и Соловецкой обители в книгохранительницу оное в сохранеше блюсти послаша и всему тех собору запоручиша. И тако сии священные мужие по совету и по блогословенно всесвященного епископа Павла (л. 114) Коломенского, в та времена во оной области Новгородской во изгнании суща 58 сего бывша, и прочих вышепомяновенных архиереов блогословешем же и завещатель приходящих убо от Великоросийская церкве новокрещенных повторяху истинным крещением; сами ж 59 иже в Господню смерть единою (л. 114 об.) святою соборною апостольскою церковно единым от православных 60 точно даемым. Тако же и новорукоположенных 61 иереов никако не приимати, но и заповедающие всем по них 62 настояти хотящим не приимати таковых. О чем свидетельствуют вси страдальцы Новгородская области и Соловецкии все соборнии (л. 115) отцы и Олонецкия страны вси пустынние отцы, за что и кровь свою всеусерднейше, дахе и доныне о Господе проливают. 63 Аминь. Деяся сие в лето 7164 месяца генваря в 7 день. Отсюда заимствованы фактическая сведения в “Сказание о страдании Павла епископа Коломенского за святоцерковное блогочестие, и о блогочестивых священницех, бывших при нем и потом продолжившихся до лет митр. Амвросия”, помещенное в “Краткой истории древлеправославной Российской церкви блогочестивого священства” (Яссы, 1878 г стр. 4–17. –Показания помещаемого вслед за сим сказания о бытствующих иереях ср. с “Историей о бытвующем священстве” Ивана Алексеева (Братское Слово 1889 г., стр. 429–443). III Мак. Бор. Шепаревым доставлена мне принадлежащая ему рукопись XIX в., в 4-ку, на 40 листать (без переплета) содержащая: “Собрание от богоносных и божественных апостольских правил, и святых вселенских и поместных соборов, и особно от святых отец преданных во святую церковь узакониев, с показанием достоверным глав и листов, откуду взято из разных книг, о древле содержащемся благочестии от святых отец в церкви, от лет святого благоверного великого князя Владимира, бывшего в лет 6496, просветившего Русскую землю святым крещением».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Это была некая онтологическая немощь души, утрачивавшей в смертном разлучении способность быть “энтелехией” своего собственного тела,– немощь падшего и раненого естества, которую не исцеляло ни обетование, ни упование избавления... И в этом смысле все сходили во ад, в преисподнюю тьму, как в царство некоего “небытия” или онтологического тления,– тем самым в царство диавола, князя века сего, князя смерти и духа небытия; и были под его властью, были невольно, по силе онтологической немощи, но не собственного нечестия, и потому не приобщались его нечестию и злобе 53 . В этот ад нисходит Спаситель. И во тьме “бледной смерти” воссиявает незаходимый свет Жизни... Это разрушает ад, разрушает смертность – “аще и во гроб снизшел еси, Благоутробне, но адову разрушил еси силу” 54 . В этом смысле ад упраздняется Спасовым сошествием – “и мертвый ни един во гробе.” Ибо “прият землю и срете небо.” “Егда снизшел еси к смерти, Животе бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества” 55 . Сошествие Христа во ад есть явление Жизни среди безнадежности смерти, есть победа над смертью. И совсем не означает “взятия” Христом на Себя “адских мук Богооставленности.” Господь нисходит во ад как Победитель, как Начальник Жизни. Нисходит в силе и в славе, не в уничижении – хотя и через уничижение, через смерть. Но и смерть Он принял волею и властью – “и тело умерло не по немощи естества вселившегося Слова, но для уничтожения в нем смерти силой Спасителя,” – говорит святитель Афанасий 56 . Господь сходит в ад благовествовать содержимым и связанным в нем душам (ср.: 1Пет. 3:19 ), чтобы силою своего явления и слова освободить их 57 . Иначе сказать, сошествие во ад есть воскресение “всеродного Адама.” Потому и “стенает ад низу” и “огорчается.” Своим сошествием Христос сокрушает и стирает “вереи вечные” и этим воскрешает весь падший род человеческий 58 . Упраздняет самую смерть – “смерти держава разрушися и диавола прелесть упразднися” 59 . В этом – торжество воскресения. “Вереи железные стерл еси, и извел еси нас от тьмы и сени смертныя, и узы наши растерзал еси И смертное жилище разори своею смертью днесь, и озари вся божественными блистанми воскресения.” Так самая смерть прелагается в воскресение... “Аз есмь первый и последний, и Живый, И был мертв, и се жив во веки веков, аминь. И имею ключи от ада и смерти” ( Откр. 1:17–18 ). Воскресение Христово – обновление мира

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010