39. " Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение... от язык предобручивый [Себе] Церковь деву чистую... " . ( " Требник " . Последование обручения). 40. См. Правило Святых Апостол 51-е; ср. правила 1, 4, 9. 10 и 14 Гангрского собора; ом. Kapsanis G. I poimantiki diakonia kata tous ierous kanonas. Peiraeus, 1976. P. 275-284. 41. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Ефесянам, 20, 8-9, PG62, 146-148. 42. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 38, 6, PG 57, 428. 43. Там же. 48, 3. PG 58, 490; ср. св. Григорий Нисский. О девстве, 12, PG46. 376А. 44. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 48. 3, PG 58, 490. 45. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, 18, 4, PG 53, 154; и 17, 7, PG 53. 143-4. 46. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341С-1349А. 47. Там же, 1276А. 48. См. описание и глубокий анализ этого закона в кн: Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 21, PG 90, 312С-313А; там же: 61, 633В: Ambigua, PG 91, 1276АВС, 1316А-1417С, 1345D-1348A. 49. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341 С; ср. К Фалассию 61, PG 90, 632В. 50. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632D; 61, PG 90, 644В; 21, PG 90, 313ВС. 51. Прп. Максим Исповедник. Ambigua. PG 91. 1305CD. 52. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 48, PG 90. 436А; ср. Ambigua, PG 91. 1309АВ. 53. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632А. 54. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1345D-1348C. 55. Преподобный Максим добавляет: " Тем, что предпочел явное и усладительное для чувств благословениям доселе умным и невидимым " (Ambigua, PG91, 13450). 56. Кавычки мои. - Автор. 57. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91. 1345D-1348C. 58. См. PG 90, 253С-256В, 3128-313D, 628A-645C;PG91, 11950-1195В, 1273D-1276D, 1304D-1305A, 1308D-1309A, 1313CD, 1316A-1321D, 1340B-1341C, 1345C-1340A. 59. Связь с апостольским учением очевидна: " А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его " (Кол. 3, 8-9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/428/...

39. " Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение... от язык предобручивый [Себе] Церковь деву чистую... " . ( " Требник " . Последование обручения). 40. См. Правило Святых Апостол 51-е; ср. правила 1, 4, 9. 10 и 14 Гангрского собора; ом. Kapsanis G. I poimantiki diakonia kata tous ierous kanonas. Peiraeus, 1976. P. 275-284. 41. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Ефесянам, 20, 8-9, PG62, 146-148. 42. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 38, 6, PG 57, 428. 43. Там же. 48, 3. PG 58, 490; ср. св. Григорий Нисский. О девстве, 12, PG46. 376А. 44. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 48. 3, PG 58, 490. 45. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, 18, 4, PG 53, 154; и 17, 7, PG 53. 143-4. 46. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341С-1349А. 47. Там же, 1276А. 48. См. описание и глубокий анализ этого закона в кн: Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 21, PG 90, 312С-313А; там же: 61, 633В: Ambigua, PG 91, 1276АВС, 1316А-1417С, 1345D-1348A. 49. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341 С; ср. К Фалассию 61, PG 90, 632В. 50. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632D; 61, PG 90, 644В; 21, PG 90, 313ВС. 51. Прп. Максим Исповедник. Ambigua. PG 91. 1305CD. 52. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 48, PG 90. 436А; ср. Ambigua, PG 91. 1309АВ. 53. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632А. 54. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1345D-1348C. 55. Преподобный Максим добавляет: " Тем, что предпочел явное и усладительное для чувств благословениям доселе умным и невидимым " (Ambigua, PG91, 13450). 56. Кавычки мои. – Автор. 57. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91. 1345D-1348C. 58. См. PG 90, 253С-256В, 3128-313D, 628A-645C;PG91, 11950-1195В, 1273D-1276D, 1304D-1305A, 1308D-1309A, 1313CD, 1316A-1321D, 1340B-1341C, 1345C-1340A. 59. Связь с апостольским учением очевидна: " А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его " (Кол. 3, 8-9).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1075

но вечною милостью помилую тебя;... как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя... Горы сдвинутся, и холмы поколеблются, а... завет мира Моего не поколеблется» (ст. 6–10). «Вот Я положу камни твои на рубины и сделаю основание твое из сапфиров,.. и все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих. Ты утвердишься правдою, далека будешь от угнетения, ибо тебе бояться нечего... Я сотворил кузнеца,.. и Я творю губителя для истребления... Вот, будут вооружаться против тебя, но безуспешно, и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь». «Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь» (11–17). – «Жаждущие! идите все к водам (ср. 12:3),.. идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко... (ср. 25:6), т. е. идите, чтобы принять дары духовные (ср. Притч.9:1–6 ) и утолить духовную жажду (ср. Ин.7:37 ) 264 . – «Послушайте Меня внимательно (ср. опять Притч.8:1, 6; 1:20 и дал.) и вкушайте благо («вкушайте благо» ср. с 1:19; 3:10; 58:14), и душа ваша да насладится туком, приклоните ухо ваше, и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости Давидовы» (55 гл., 1–3). «Вот, Я дал Его (Раба Господня) свидетелем для народов, вождем и наставником народам» (4). «Вот... народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе (к Израилю) ради Господа, ибо Он прославил тебя» (5 ст.). «Ищите Господа, когда можно найти Его... да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои: и да обратится ко Господу, и Он помилует его» (6–7). «Мои мысли – не ваши мысли,., как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших» (8–9). «Как дождь и снег нисходят с неба и туда не возвращаются, но делают ее способною рождать и произращать,.. так и слово Мое не возвращается ко Мне тщетным, но... совершает то, для чего Я послал его» (10–11; ср. 9:8). «Итак, вы выйдете (из плена) с весельем и будете провожаемы с миром, горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Если читать эти тексты изолированно, в них можно видеть судьбу пророка «Девтероисаии»; однако при прочтении их в контексте глав 40–55 их перспектива изменяется. Ввиду того, что раб из песен так же как раб Израиль/Иаков избран (41:1 41:8; 44:2) и образован от чрева матери (49:5 44:2, 24), можно толковать раба как Израиль, тем более что такая идентификация имеет место в 49:3. В общем контексте глав 40–55 первый текст (42:1–4, 5–9) может указывать также на Кира. В четвертом фрагменте раб может быть истолкован, исходя из контекста, в качестве группы людей внутри Израиля, которые идут по пути из плена к Сиону. Кроме того, предлагалось видеть в образе страдающего раба третируемый и неожиданно возрождающийся Сион/Иерусалим. 1.8 Главы 56–66 (Провозвестие о внутреннем обновлении общины Сиона и ее связи с народами) Введенное в 56:1 программное сочетание понятий «суд-правда» и «спасение-правда» обсуждаются также в 56:1–63:6. Тексты глав 63:7–66:24 упорядочиваются двойной метафорой Бога – «Отец-Мать». Типичное для текста глав 1–35 словосочетание «правда и правосудие» (ср. 1:21, 27; 5:7, 16; 9:6; 16:5; 26:9; 28:17; 32:1,16; 33:5), встречается в разделе, включающем главы 40–55, только в 54:17, притом в измененном смысле. В тексте глав 40–55 на его место становится пара «правда-спасение» (45:8; 46:13; 51:5, 6, 8). В 56:1 обе пары встречаются вместе. Также во фрагменте 59:14–17 тема «правда-спасение» помещена вместе с темой «правда-суд». Этот фрагмент, как и 56:1, носит характер распоряжения. «Суд и правда», названные в 56:1 задачей и предметом обсуждения, разъясняются прежде всего в 58:2 и 59:9, 14. Проблема «правды-спасения» становится темой фрагмента 60:1–63:6. Когерентность глав 60–62 подтверждается обращением к женщине и речью о ней в главах 60 и 62. Дочерям Сиона/Иерусалима подчеркнуто противопоставляется в 63:1 мужской образ. Речь этого персонажа (63:1b–6) находит, благодаря повторяющимся понятиям «одеяния» (ст. 1–3), «мщение» (ст. 4), «ярость», «дивиться» (ст. 5) и «мышца» (ст. 5), соответствие в 59:16–18, только речь на этот раз от первого лица. «Правда» и «спасение» реализуются здесь и там в «мщении» и излиянии гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

96 (1963); 104 (1964); 113 (1965)), его «Благодарения» (Там же. 113), его «Богословские и нравственные слова» (Т.1,2//Там же. 122 (1966); 129 (1967)), его «Гимны» (Т.1,2//Там же. 156 (1969); 174 (1971)). А что касается неизданных еще сочинений — «Гимны» (Т.3) и «Письма», то мы смогли ознакомиться с ними благодаря любезности издателей. — Авт. «Гимны» (Т.3) были изданы в Sources Chretiennes 196 (1973); первая публикация данной статьи — в 1971 г. — Ред. 3 См. наш доклад на 5–й Конференции по изучению патристики в Оксфорде в 1967 году: «Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у святителя Василия» (опубликован на русском языке в «Вестнике Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата». 61 (1968). С. 48–55. — Пер.). 4 Гимн 15 (58), 69, здесь и далее цит. по: Symeon le Nouveau Theologien. Hymnes. T.1–3//Ed. J. Koder. Paris, 1969. — Авт.; в скобках приведена нумерация русского перевода гимнов по изданию: Божественные Гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Сергиев Посад, 1917. — Пер. 5 Проблема познаваемости Бога… С.48. 6 Гимн 21 (59), 122–124. 7 Гимн 16 (7), 1–2. 8 Гимн 20 (39), 236–237. 9 Гимн 22 (40), 205–207. 10 Гимн 30, 263–267. 11 Гимн 24 (8), 25–28. 12 Гимн 28 (21), 150–153. 13 Гимн42(14), 113–117. 14 Гимн 51 (23), 71–73. 15 Ср.: «Они, не зная даже того, какова природа попираемой ими земли, хвалятся, что проникли в самую сущность Бога всяческих». — Святитель Василий Великий. Против Евномия I, 13//PG 29, 541 С, цит. по: Творения святителя Василия Великого/Пер. Московской Духовной Академии. Т. I. 1911. С. 473. 16 Богословские Слова. 2, 33–47, 53–55, здесь и далее цит. по: Symeon le Nouveau Theologien. Traites theologiques et ethiques/Ed. J. Darrouzes. T. 1.//Sources Chretiennes. 122 (1966); T. 2//Sources Chretiennes. 129 (1967). 17 Там же. 2, 55–62. 18 Похожие выражения встречаем у святителя Василия в: Против Евномия. I, 14//PG 29, 544ВС. 19 Гимн 55 (3), 132–136. 20 Гимн 13 (6), 37–40. 21 Гимн 13 (6), 12–16. 22 Гимн52(47), 13. 23 См.: A Patristic Greek Lexicon.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

23). — Ред. 44 См. Ис. 40, 28. Цитируемый прп. Иосифом текст несколько отличается от всех доступных нам списков славянской Библии. — Ред. 45 Ср.: Иов. 9, 6. Цитируемый прп. Иосифом текст отличается от других списков и изданий славянской Библии, в которых читаем: “Столпы же ее колеблются”. — Ред. 46 См. Иов. 26, 6–8, 12, 11, 13. Цитата близка к редакции Острожской Библии. Различия с редакцией славянской Елизаветинской Библии 1751яг. — в ст. я12; отличие от русского Синодального перевода достаточно велико. — Ред. 47 Ср.: Иов. 17, 13–14. Цитата-пересказ следует за славянским переводом Библии, отличающимся от Синодального русского перевода. — Ред. 48 Ср.: Сир. 23, 25–28. Цитата-пересказ следует за славянским переводом Библии, отличающимся от Синодального русского перевода. — Ред. 49 Ср.: Иов. 11, 8, 9. Цитата имеет текстуальные различия с доступными нам славянскими редакциями Библии, но близка к ним по смыслу; различие с Синодальным русским переводом значительнее. — Ред. 50 См. Дан. 7, 13, 14. Небольшое текстуальное отличие цитаты от доступных нам списков славянской Библии. — Ред. 51 См. Евр. 10, 25. Цитата близка к редакции Острожской Библии. — Ред. 52 См. 1 Кор. 7, 28–29; по славянской Библии. — Ред. 53 См. Ис. 31, 9. Этот отрывок в Синодальном русском переводе резко расходится со славянскими редакциями Библии. Список Библии, которым пользуется прп. Иосиф, здесь близок к редакции Острожской Библии. — Ред. 54 Здесь прп. Иосиф близко к тексту пересказывает 21-е правило Гангрского собора. — Ред. 55 См. Ис. 31, 9. О расхождении отрывка с Синодальным переводом см. примечание на с. 300. — Ред. 56 См. Ис. 26, 18. Славянская Библия здесь также резко расходится с Синодальным русским переводом. — Ред. 57 Ошибка в тексте “Просветителя”: Диоскор был патриархом Александрии. — Ред. 58 Ср.: Быт. 12, 3. В славянской Библии: “проклинающих тебя прокляну”. —Ред. 59 Житие ап. Петра., память 29 июня. Далее при ссылке на житие указываем только число месяца. — Ред. 60 Имеется в виду Иоанн VII (Грамматик), патриарх Константинопольский (836–842 гг.), иконоборец, прозванный Ианнием по имени одного из противников прор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

ваемся, как принимающие в себя чрез евлогию Самого Сына 6, 55 ср. 6, 57. 58–59, –6, 35. б, – посредством таинственной евлогии мы вступаем в общение с Живым и Животворным Словом, чрез приобщение Святой Его Плоти и Крови становясь сопричастниками и сотельниками Христу ( Еф.3:6 ). 17, 3. В одном теле, то есть Своем собственном, Христос, благословляя верующих в Него посредством таинственного причастия, делает их сотелесными как Себе Самому так и друг другу… как сила Святой Плоти делает сотельными тех, в ком она будет, таким же образом и единый во всех нераздельно живущий Дух Божий приводит всех к единству духовному… чрез причастие мы соединяемся со Святым Духом… и так, одно все мы в Отце и Сыне и Святом Духе – по тожеству свойств, по однообразию в религии и общению со Святой Плотью Христа и по общению с единым и Святым Духом 17, 20–21. 109. 111. 112. ср. 17, 22–23, – верующие соединяются с Богом и становятся причастниками Благословения Христова чрез Духа, 17, 24. 119. Чуждыми святой и блаженной жизни остаются те, кои чрез таинственное благословение не приняли Иисуса. И это потому, что Он есть не только жизнь по природе, как Животворное Слово и Сын Живого Отца, но животворно также и святое тело Его, как соединенное неизреченно с всеживотворным Словом… Животворя как Бог всемощным велением, Он животворит также и чрез прикосновение Своей Святой Плоти ( Лк.8:54 ср. 7, 12. 14). И если чрез одно только прикосновение святой плоти оживотворяется подвергшееся тлению, то не в тем ли большем изобилии приобретем мы животворную евлогию, когда станем и вкушать её? Ведь она преобразит без сомнения в своё качество, то есть в бессмертие, тех, кои делаются причастниками её 6, 53. 50–51. Подобно свету воссияв в сердце человека, евлогия может побуждать его к предпочтению добра 13, 30, – она внедряет в нас святость и является виновницею как святости так и жизни 17, 13. – изгоняет болезни и смерть 6, 56. Только чистые должны приобщаться Христу 17, 24. б. 165. Постоянную благодать Евлогии вкушают верующие. 6, 41. Сообщаемая злому человеку евлогия не может служить диаволу предлогом для вхождения в человека, – таинственная евлогия особенно сильно противодействует человеко-убийственному яду диавола 13, 26–27. Евлогию принял и Иуда Предатель (ibid.), но мы не видим для него никакой пользы от нее 13, 30. Не должно уклоняться от нее 6, 35. б. 495. Прооб-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эпитафия прославленному императору Иоанну Дуке Чем удивительно и исключительно деяние Ноя? Разве не спасением ковчега во время вселенского потопа? А у него разве ковчег не больше и не удивительнее: вся земля ромеев была спасена из всемирного и уносящего все водоворота. И разве у него чистые, законные порождения не превосходят по числу нечистые; разве он не превратил одновременно множество нечистых в чистых; разве он не спас их от потопа телесного, а тем более от духовного? Разве вы не видите великое множество скифов? Он их сам освободил от ожидаемого бича врагов и снял позор с души крещением в купели. И они теперь овцы Христа, прежде бывшие волками, приведенные ради спасения на злачные места под власть первого и главного пастыря Христа, и собаки лаяли во время движения их животных по уделу владыки 1211 . (Перевод и комм. П. И. Жаворонкова. С. 55–58, 62, 66, 72, 74, 77–81, 104–110, 114–116, 118, 122, 124–125, 130, 135, 148) 455 Имеется в виду Георгия, т. е. Амастрида, важный город в Пафлагонии на черноморском побережье. 465 Главный город Причерноморской области Пафлагония (см. комм. к «Житию Георгия Амастридского»). 466 Текст памятника имеет свою историю; Никита Давид (Пафлагон) считается одним из возможных его редакторов: Виноградов 2004. С. 238 и сл.; Виноградов 2005. С. 47–51. 503 Речь идет о печенегах (тюрк. Beenek). У Константина зафиксирована и другая форма этнонима – «пачинаки» (Moravcsik ВТ II. S. 247–248), получившая потом широкое распространение в византийской традиции и ставшая регулярной для обозначения печенежских племен. 508 О значении античной словесности как образца для византийской риторики см.: Hunger 1969/1970 Р. 17–38, Beck 1982 S. 147 ff. 510 Термин «этнос» применялся к этническим группам населения противопоставлявшимся ромеям. Для византийцев – это иноверцы и язычники (ср.: Const. Porph. De eerem P. 58.13–16) или иноземцы, например, франки (ср.: Ibid. Р. 749.12–13), болгары (ср.: Leon. Diac. Hist. Р. 79.6–7) См.: Treitinger 1956 S. 78–79; Lechner 1954 S. 51. О политической теории, которой руководствовались византийцы в отношениях с чужеземцами, см.: Ostrogorsky 1936 S. 49–53.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечания: 180. Прав. 17 карф. собора 401 г.; в Кормчей пр. 84 г.  Правило 84(95). Заблагоразсуждено такожде, просити от славнейших царей, да истребляются всяким образом остатки идолопоклонства, не токмо в изваяниях, но и в каких либо местах, или рощах, или древах (Карф. 58). В этом правиле возобновляется постановление 58 карфагенского правила относительно того, что необходимо ходатайствовать перед государственной властью об уничтожении существовавших еще в то время в Африке остатков идолов. Примечания: 181. Прав. 18 карф. собора 401 г.; в Кормчей пр. 85.  Правило 85(96). Всеми епископами речено: аще заблагоразсуждено будет писати некие грамоты на соборе: то достойночтимый епископ, председящий на сем престоле, да благоволит от имени всех, о чем разсуждено, писати и подписывати грамоты. Еще же епископам местоблюстителям, которых должно послати в Африканские области, по делу о донатистах, да будут даны грамоты, определяющие силу данного им поручения, от силы которого и да не отступают (Карф.55). Блаженный Августин в одном из своих сочинений говорит об одинаковом значении церквей римской и карфагенской и называет обе эти церкви eminentissimae ecclesiae Кроме того, из 55 правила этого собора мы видим, что Аврелий, епископ карфагенский, говорит относительно себя, что на нем лежит забота о всех церквах Африки, на основании чего этот епископ и признавался всеми как primas totius Africae. В силу такого положения, карфагенский епископ пользовался многими привилегиями, одна из которых упоминается и данным правилом, а именно, что он (карфагенский епископ) составляет от имени всех и подписывает (παγορεειν χα πογρφειν) каждую грамату, отправляемую от собора. Примечания: 182. Прав. 19 карф. собора 401 г.; в Кормчей прав. 86 183. Ср. Номоканон в XIV титулах, I,5 (Аф. Синт., Правило 86(97). Поелику общее есть сие дело, на которое ныне обратил внимание брать и сослужитель наш, да ведает каждый из нас определенный ему от Бога чин, да поставленные после других отдают преимущество поставленным прежде, и да не дерзают творити что либо, не вняв воле их: сего ради предлагаю, что приходит мне на мысль: тех, которые пренебрегают поставленных прежде их, и являют некую дерзость, подобает всем собором укрощати по приличию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

2895 De Trinit. 5.17–22; 30–33. Пример последнего отношения, который приводит Боэций: человек может быть то левым, то правым в зависимости от того, с какой стороны к нему подойти (Ibid. 5.22–29). Если приложить этот ход мысли к Троице (чего Боэций не делает explicite), тогда Отец, Сын и Дух будут различаться в той мере, в какой мы мысленно будем подходить к единой Божественной субстанции, т. е. будут, по выражению Г. Г. Майорова, ее различными «ракурсами» (Майоров. 1990. С. 381). Однако, в таком случае различия между Лицами Троицы будут лишь различиями внутри нашего ума, а не реальными различиями. Поэтому мы считаем более точно выражающей мысль Боэция предложенную нами ниже интерпретацию отношений в Троице в смысле «самоотносительности», т. е. тройственного отношения Бога к Самому Себе. 2896 De Trinit. 5.33–40. Из этого разведения Боэцием alteritas rerum («различие вещей») и alteritas personarum («различие лиц») ясно видно, что для него, в отличие от ранней латинской традиции, идущей от Тертуллиана , термины res и persona в Боге не тождественны. Согласно Г. Чедвику, точное значение термина persona, который Боэций, вслед за Августином, использует в своем тринитарном учении с осторожностью, определить чрезвычайно трудно (Chadwick. 1981. P. 219; ср. Nedoncelle. 1955. 224–233). О классическом определении этого термина в трактате «Против Евтихия и Нестория» см. ниже. 2897 De Trinit. 6.1–7; ср. Utrum Pater 58–65: Quod si personae divisae sunt, substantia vero indivisa sit, necesse est quod vocabulum ex personis originem capit id ad substantiam non pertinere; at Trinitatem personarum diversitas fecit, Trinitas igitur non pertinet ad substantiam. Quo fit ut neque Pater neque Filius neque Spiritus sanctus neque Trinitas de Deo substantialiter praedicetur, sed ut dictum est ad aliquid. 2898 De Trinit. 6.7–10; ср. Utrum Pater 55–57: Trinitas quidem in personarum pluralitate consistit, unitas vero in substantiae simplicitate. 2899 De Trinit. 6.14–22; ср. In Categ. Arist. II, PL 64, 219BC. По мнению Дж. Маренбона, Боэций имеет в виду, что «некоторые отношения, такие как подобие и равенство, являются самоотносительными» (reflexive, Marenbon. 2003. P. 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010