Таким образом, Иисус Христос утверждает вполне подлинность и достоверность книги, а также и богодухновенно пророчественный характер ее. Господь Иисус Христос разъясняет исполнение и другого пророчества Даниила: узрят Сына человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою (Мф.24­­ Дан.7:13—14). Из ветхозаветных пророков Даниил преимущественно и исключительно в мессианском смысле употреблял наименование «Сын человеческий» (Дан.7:13), и Иисус Христос это наименование часто усвоял Себе (Мк.14:62; Мф.8:20; 9:6; 10:23), чем также утвердил пророчественный характер книги Даниила и его служения.    Кроме священно-библейских свидетельств, подлинность книги пророка Даниила подтверждается ясными указаниями Иосифа Флавия. Изложив речь Даниила к Навуходоносору о сне его и о четырех царствах (согласно 2 гл. кн. прор. Даниила), Флавий замечает: «если же кто, стремясь к истине, желает узнать и о неизвестном (т. е. о камне, сокрушившем тело), то пусть потрудится прочесть книгу Даниила, а найдет он ее между священными писаниями» (Древн. X, 10). И в другом месте Флавий говорит: «окончив жизнь, Даниил стяжал вечную память, ибо книги, которые он написав оставил, читаются у нас еще и ныне. И мы удостоверяемся в них, что он беседовал с Богом. Оставил же сие записанным, что и сделало для нас ясным точность и непреложность пророчества» (Древн. X, 7). Осквернение Антиохом Епифаном жертвенника иерусалимского храма Флавий считает точным исполнением пророчества Даниила (11:31), «произнесенного за 408 лет» (Древн. X, 12; VII, 5). Иосиф Флавий сообщает также, что когда Александр Македонский осадил Иерусалим, то ему показали пророчество о нем в книге Даниила и он, вняв сему, милостиво обошелся с Иерусалимом и даже принес жертву в храме (Древн. XI, 8, 5). Отцы Церкви признавали подлинною всю книгу пророка Даниила и опровергали еретиков, сомневавшихся в сем.    Перечисленным внешним свидетельствам о Данииле и его книге соответствуют внутренние свидетельства о происхождении книги от Даниила. Так, здесь очень часто, особенно в 7—12 главах, излагается содержание видений и откровений Даниилу собственными словами пророка: видел я в ночном видении… затем видел я: вот еще зверь… видел я в ночных видениях (Дан.7:2, 6—9:13)… пожелал я точного объяснения (7:19). Меня, Даниила, сильно смущали размышления (7:28). Явилось мне, Даниилу, видение… и видел я… и я, Даниил, изнемог… (Дан.8:1—27). Также точно излагаются 9—12 главы. Часто замечается также, что Даниил получал от Ангела повеление «записать» свои видения и даже запечатать их (Дан.8:26; 12:4). Эти повеления он исполнял и «записывал» свои видения (7:1). В первой исторической части (1—6 глл.) ведется повествование, правда, не от лица Даниила, но первая часть, как выше доказано, неразрывно соединена со второю и, естественно утверждать, принадлежит также Даниилу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

В 1891 году: «Святая Русь» или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси обще и местно чтимых до века. Справочная книга по русской агиографии. (Памятники, изд. Общ. Любит. Древн. Письм., т. 97); «Описание рукописей монастырей Волоколамского, Ново-Иерусалимского, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского», составленное в 1820-х годах П. М. Строевым (там же, т. 98); «Рукописи сербского письма XIII–XVIII веков, находящиеся в библиотеках Московской губернии» («Чтения в Общ. Истории», кн. II); «О родине и происхождении глаголицы и о ее отношении к кириллице» (Сборник отд. русского яз. Академии Наук, т. 53). – Отдельно: СПб. 1891 г.; «Заметка о слове «искоуриловице» («Русский Филолог. Вестник», 1891 г., кн. I); «Эпиграмма на Сенковского», сороковых годов («Русский Архив», кн. VII); «Житие св. Феодора, архиепископа Ростовского», по синодальному списку 1723 года («Душеполезное Чтение», кн. V–VII). Отдельный оттиск, М., 1891 г. После же смерти архимандрита Леонида были напечатаны следующие его труды: «Слово о житии преп. Афанасия Высоцкого», Кариона Истомина («Душеполезное Чтение», 1892 г., книги 1, 6, 8, 9); «Памятные записи пятнадцатого века» («Русский Архив», 1894 г., кн. 6); во 2-й кн. «Христианского Чтения» за 1900 г. напечатано «Письмо архим. Леонида к московскому митрополиту Филарету», от 20 августа 1866 года. И. Корсунский , «Наместник Сергиевой лавры, архимандрит Леонид» («Душеполезное Чтение», 1892 г., 1 и 7). – Д. Корсаков, «Архимандрит Леонид (Кавелин) » («Журнал М. Н. Пр», 1891 г., декабрь, 126–146 стр.). – М. И. Семевский, «Путевые очерки, заметки и наброски. Поездка по России в 1888 году», гл. III. «Троицкая лавра» («Русская Старина», 1889 г., кн. 5, стр. 498–502). – Д. Д. Языков, «Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц», вып. XI, стр. 91–116. – «Исторический Вестник», 1891 г., кн. 12, стр. 861–862. – «Новое Время», 1891 г., 5624. – «Московские Ведомости» 1891 г., 293, 295, 296, 301, 306. – «Русский Вестник» 1891 г., кн. 12, стр. 358. – «Церковные Ведомости» 1891 г., 44. – «Всемирная Иллюстрация» 1891 г., 46. – «Душеполезное Чтение» 1891 г., 12. – «Московский Листок» 1892 г., 81. – «Чтения в Имп. Общ. Ист. и Древн. Рос.»,1892 г., кн. II. – «Московская Иллюстрированная газета», 1891 г., 296–298. – «Библиографические Записки» 1892 г., 1, 2, 9, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

протоиерей Николай Попов Времена владычества римлян (5446 год от сотворения мира, 63 год до Рождества Христова) 536 Начало римского владычества над Иудеей. Гиркан II и Аристовул II. Помпей Правнуки Симона Архиерея и вождя иудеев, братья Гиркан II и Аристовул II, стали спорить друг с другом о власти над Иудеею. После нескольких сражений оба они обратились с жалобою друг на друга к римскому полководцу Помпею, который находился тогда в Сирии. Помпей принял сторону Гиркана, овладел Иерусалимом, вошел в храм Иерусалимский, даже в Святое Святых, которое нашел пустым, и подчинил иудеев римлянам; Гиркана утвердил первосвященником и вождем иудеев и сделал данником римлян, а Аристовула с детьми увел в оковах в Рим для своего триумфа (Иосиф Флав. Древн. Иуд. кн. 14, гл. 1–4). Правление Гиркана II. Возвышение Антипатра и его сыновей При Гиркане II друг его, богатый идумеянин Антипатр, захватил всю власть в Иудее в свои руки. Когда Юлий Цезарь воевал в Египте, Антипатр подал ему помощь и тем приобрел его благоволение. Цезарь сделал его правителем Иудеи. Антипатр разделил свою власть со своими сыновьями. Старшему, Фасаилу, поручил управление Иерусалимом с окрестностями; младшему, Ироду, – Галилею (Иос. Флав. Древ. Иуд. кн. 14, гл. 5–11). Ирод, царь Иудейский (5472 год от сотворения мира, 37 год до Рождества Христова) 537 Сын Антипатра, Ирод, по смерти отца своего и брата, Фасаила, отправился в Рим и богатыми подарками достиг того, что римский сенат объявил его царем Иудеи. Возвратившись в Иудею и женившись на внучке Гиркана и Аристовула, Мариамне, Ирод овладел Иерусалимом и воцарился в Иудее 538 . Ирод царствовал тридцать четыре года и совершил в свое царствование множество страшных злодеяний. По своей чрезвычайной подозрительности и властолюбию он казнил множество иудеев и многих своих родственников. Убил даже свою жену Мариамну, которую весьма любил, тещу и трех сыновей своих. Чтобы оставить по себе памятник, он возобновил храм Иерусалимский в великолепнейшем виде. Перед смертью своей Ирод собрал в Иерихон знатнейших из иудеев и дал сестре своей и зятю повеление убить их в минуту своей смерти, чтобы она не была без плача. К счастью, это не было исполнено (Иос. Флав. Древн. Иуд. кн. 14, гл. 13–14, кн. 15, 16 и 17, гл. 1–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

на с. 104–105] местоположение между Троицким собором и Духовскою церковию не может быть определено с точностию. Палицын в «Описании осады монастыря Поляками» говорит, что осажденные держали стражу для наблюдения за Поляками на церкви Святаго Духа (гл. 41 нач.); если он разумеет именно колокольню, то слова его надлежит понимать так, что колокольня вплотную примыкала к Духовской церкви, составляя с нею одно целое. В списке надгробий лавры, составленном в половине XVII века, говорится об одной могиле: «против западных дверей церкви Сошествия св. Духа у колокольницы». По этому указанию места колокольня как будто не вплотную к западной стороне церкви. То обстоятельство, что на Духовской церкви были свои колокола, как видно из приводимой в тексте выдержки из описи монастыря 1641 года, заставляет считать более вероятным предположение, что колокольня была не вплотную к церкви (хотя, с другой стороны, колокола на церкви могли составлять как бы дополнение к колоколам, находившимся на прилегавшей вплотную к ней колокольне). 280 На восточной стороне монастыря в 1628 году были поставлены две палаты (каменные) по обе стороны Святых ворот, а в следующем, 1629 году две палаты по правую сторону Святых ворот (Краткий летописец монастыря). Это не кельи для жилья, а здания с каким-либо служебным назначением (как показывает название, ибо кельи называются именно кельями, а не палатами). Когда в 1640 году были ставлены кельи, палаты, вероятно, были разобраны или вошли в состав келей. Во всяком случае, не имеем о них никаких дальнейших сведений. 282 Речи Павла Алеппского о деревянной келии преп. Сергия см. в «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. (1898, кн. IV, с. 35). 283 Отзывы Павла Алеппского о погребах с напитками и о самых напитках см. в «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. (1898, кн. IV, с. 2527, 37). 287 Павел Алеппский считает всего 3 пруда (Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. 1898. Кн. IV. С. 35). 288 Симон Азарьин в житии преподобного Дионисия говорит: «Егда же во гроб положено было тело его, тогда вси со услаждением на него взирали: ибо лице его было благолепно, очи и уста веселы, яко (аки) смеющиеся; сего ради многие от иконописец (монастырских) любве ради благолепие лица его списали, дабы таковый блаженный муж у всех в памяти вечно пребывал».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

172 Тир, величайший и богатейший торговый город древнего мира, первоначально был построен на твердой земле, в весьма красивой и плодоносной приморской равнине. Каменная скала, на которой он стоял, составляла, при этом, для него естественную и, притом, неподдающуюся искусственному разрушению крепость (seh. Winer, Realwormerbuch, s. v. Tyrus). В священной истории он стал известен со времен Давида и, особенно, Соломона (см. 2Цар. 5:11 ; 3Цар. 5:15–32; 9:11, 14 ; 2Пар. 2 и др.; сравн. Иосиф Флав. Древн. ч. втор. кн. VIII, гл. 5, стр. 26–27), но начало его существования принадлежит еще более раннему времени (см. у Винер. в цитов. мест.). С усилением ассириян в Азии, тиране, из желания обезопасить себя со стороны их притязаний, местопребывание царей и важнейшую часть города переместили на, лежавший в 3 – 4 стадиях от берега и 30 от города, на север, остров (cf. Plin. hist. nat. V, 17; Arrian. expedit. Alexandr. II, 18). Этот островной Тир, по Плинию, имел только 22 стадии в окружности (cf. Curt. de rebus gestis Alexandr. Magn. IV, 2), но над морем возвышался на 150 Футов (cf. Arrian. II, 21) и представлял собою такую сильную крепость, что Салманассар осаждал его 5 лет, Небукаднецар – 13 и Александр Великий – 7 месяцев (сравн. Иосиф Флав. Древн. кн. IX, гл, 14, на русск. во втор. ч. стр. 122 – 123; кн. X, гл. 11, стр. 163; Diodor. Sicul. bibl. hist. ΧVΙΙ, 46; Curt. de rebus gest. Alexandr. Magn. IV, 4). Сидон, по книге Бытия (10:15, 19), оказывается основанным и получившим свое имя от Сидона, первенца Ханаанова, внука Хамова. Гомер представляет жителей его богатыми, ведущими торговлю произведениями искусств, и мореплавателями, сведущими в астрономии и искусными в строении кораблей (vid. Iliad. 6, 289; 23, 745; Odyss. 4, 84; Strab. 16, 2. § 22–24). В 350 г. он был завоеван персами, и после того, никогда уже не возвращал своей самостоятельности (cf. Arrian. in 1. II; Curt. IV). 173 Характеристично и знаменательно в этом случае сравнение у пророка серебра с песком, и золота с уличной грязью, – оно указывает на малоценность этих металлов у богатых финикиян, вообще, и, в частности, и особенности, у тиран (cf. Kohler, s. 22; Rosenmull. p. 242 – 243; Cornel. a Lapid. p. 712; толков. блаж. Феодорит. стр. 119).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

у того же автора: «Пессимизм в яз. Риме» (ibid., стр. 615 сл.). 3915 Проф. Б.М. Мелоранский, Из лекций по ист. и вероучению древн. христ. Церкви, 1910, стр. 100. Пессимистический характер гностицизма признает и проф. Болотов, полагая, что именно этим гностическое учение особенно резко отличается от «здорового оптимизма христианства» (См. Лекц. по ист. древн. Церкви, т. II, 1910. стр. 182). 3916 Такое же подразделение еврейской эсхатологии на «мессианизм» и «апокалиптику» проводит Буссе в своем сочинении: Die Religion des Judentums im neutestamentlichen Zeitalter (III, 4). Показателем исторической данности мессианизма может служить явно мессианическое место пророчества Осии (VIII в.), именно 3, 5, не говоря уже об известном пророчестве XI гл. Исаии, где между прочим особенно ярко подчеркивается грубо-материалистическая надежда иудеев «ограбить всех детей Востока» при содействии их националистического Мессии... Что касается апокалиптики, то ее исходным пунктом приходится считать книгу пр. Даниила, не восходящую по своей давности дальше II в. до Р. X. Здесь же впервые и мессианическая идея приобретает универсальный характер (7, 13–15). 3917 Все еврейские апокалипсисы относятся к разряду апокрифов и появились в промежуток времени между 159 г. до Р. X. и 100 по Р. X (См. хорошее издание их немецких переводов: Е. Kautzsch. Die Арокгурнеп und Pseudepigraphen des Alten Testaments). О воскресении мертвых упоминается в следующих из них: Дан.: 12 2; Кн. Еноха: XII 11–13, LI, XCI 10, XCII 3; I кн. Варуха: XXX, XLII 7, L 2–3; IV кн. Ездры: VII 31–32, XIV 35; Завещ. Иуды:: XXV; Завещ. Вениамина: X: Жизнь Адама: 28 39; Псалм. Соломона: III 12; IV кн. Сивилл: 181. Указываю по Кауцшу, за исключением мест смысл которых относится лишь косвенно к идеи воскресения. 3918 См. Р. Volz, Jüdieche Eschatologie von Daniel bis Akiba, 1913, S. 7 u. 129–130. Фольц полагаете, что учение о воскресении, впервые твердо воспринятое фарисеями в узко-пиетических и национальных формах, было плодом еврейского религиозного творчества, и лишь универсализация этого учения в смысле распространения его на все человечество могла быть навеяна извне, путем восприятия чуждых иудейству космологических спекуляций. Буссе (Die Rei. d. Judentums, III, 4) тоже это молчаливо предполагает.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Памятн. древн. христ. Церкв. т. 1, ч. 2, стр. 201. Спб. 1829 г.). В постановлениях апостольских св. апостол Фома повелевает епископам посвящать иподиаконов с возложением рук и молитвою (Постан. апостол. кн. 8, гл. 21: твор. муж. апостол. врем. т. 1, стр. 413. Амстердам, 1724 г.); но св. Василий великий говорит, что иподиаконы посвящались без возложения рук (св. Васил. велик. прав. 51: книг. правил, стр. 309. Спб. 1843 г.). Без возложения рук посвящались они и на Западе (IV карфаген. собор. прав. 5), где к священным чинам не причисляли их до тринадцатого века (Серединск. богослужен. западн. церкви, ст. 3, стр. 19. Спб. 1849 г.). 2) Об аколуфах знаем, что в греческой Церкви их не было в течение четырех почти веков, и ни один из писателей греческих не причисляет их к степеням иерархии (Ветрин. Памятн. древн. христ. Церкви т. 1, ч 2, стр. 205. Спб. 1829 г.); а из посвящения их по древнему чиноположению римскому видно, что оно совершалось без возложения рук (IV карфаген. собор. прав. 6). 3) Делом заклинателей было изгонять бесов: что во времена апостольские и в близкие к ним совершалось, по дару Духа Святого, каждым христианином (св. Иустин. мученик. Аполог. 2: христ. чтен. 1840 г. ч. 3, стр. 13–14. Тертуллиан. Аполог. гл. 23: твор. ч. 1, стр. 56. Спб. 1847 г. Св. Киприан. Письм. к Донату: твор. стр. 3. Венеция, 1728 г. Ориген . Прот. Цельса кн. 1 и 7: творен. т. 1, стр. 324–325. 596. Париж, 1733 г.); о заклинателях же, как чине церковном, упоминается уже в третьем (Корнил. Письм. к Фабию: Евсев. Церк. истор. кн. 6, гл. 43, стр. 389. Спб. 1848 г.), а потом в четвертом веке (собор. антиохийск. прав. 10: книг. правил, стр. 144. Спб. 1848 г.). С возложением ли рук или без него посвящались заклинатели, не известно; но заклинать бесов никто не мог ни в церквах, ни в домах без поставления в сию должность от хорепископа или епископа (собор. антиохийск. прав. 10 и собор. лаодик. прав. 26; книг. правил. стр. 155. Спб. 1843 г.). 4) О чтецах, как церковном чине, в первый раз упоминает Тертуллиан , потом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Иудеи проводили посты в молитвах, чтении закона и пророков и хранили до 3-го часа 77 . 30 По примеру звонцов, которыми украшалась священная одежда первосвященника, вероятно, нашивали древле подобные звонцы на одеждах восточных царей и других важных особ. Traite par Bergeron de vieux coutumes des Arabes. 33 Древ. Флав. кн. 3, гл. 9. Некоторые под именем урима и туммима разумеют инструмент, который состоял из двух пластинок чистейшего кристалла. Подобный инструмент, говорят, употребляли древние пророки, держа его в руке. Это означало их власть передавать божеские откровения и предсказания. Библиотека для чтения, 1859 года, сентябрь, секта мармонов. 34 Посему мнение Маймонида, что урима и туммима не было во втором храме, невероятно. А равно невероятно и сказание Иосифа Флавия (древн. кн. III, гл. VIII), что камни урима и туммима перестали сиять за 200 лет до того времени, когда он начал писать историю древностей иудейских. 40 Hieronym. lib. IV, ер. XCVIII. Spencer, de legibus hebraeorum ritualibus. lib. Ill, dissertatio II, de ratione et origine sacrificiorum, sectio II. 45 Св. Исидор Пелусиот в письме 621 говорит: «грешить мирянину и священнику не одно и тоже; это явствует из того, что за согрешившего иерея закон повелевает приносить такую же жертву, как и за весь народ». В русском переводе творений св. отцов. 48 По мнению других – 2000 локтей или около 2500 футов, Lightfooti Marco praemissa decas Chronographiea, cap. IV. 51 Обыкновение покупать на субботу рыбу производят от некоего Ионы, который, вкушая в субботу рыбу, нашел в ней драгоценный камень. 65 Говорят, что в день очищения первосвященник несколько раз входил во Святое Святых. Праздники и обряды нынешних евреев, 1861 года. 73 Древн. Флавия, книга XII, гл. 11. У раввинов есть особенное объяснение происхождения света в день обновления храма. См. праздники и обряды нынешних евреев, соч. Алексеева, 1861 года. Читать далее Источник: Установления ветхозаветной Церкви и христианския, для которых первыя служили образами/[Соч.] прот. Г.С. Дебольского. - Изд. 2-е. - Санкт-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1893. - 178, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

(Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 107, Толк. на кн. Исх., вопр. 10). 503 Тв. Св. Кирилла Иерус., Слова Огласит., Москва, 1855 г., стр. 67–68, IV Оглас. Сл., – тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., т. I, стр. 60, Самаряне, гл. 3. 512 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 423, Толк. на кн. Исх., гл. 8, тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 117–118, Толк. на кн. Исх., вопр. 20. 516 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 421, Толк. на кн. Исх., гл. 7; тоже см. Тв. Бл. Феодор., т. I, стр. 117, Толк. на кн. Исх., вопр. 19. 528 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 428–429, Толк. на кн. Исх., гл. 12; тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 119, 120–123, Толк. на кн. Исх., вопр. 24; – Тв Св. Епиф. Кипр., I, 51, Епикур., гл. 5; – т. IV, стр. 261, о раск. Авд., гл. 12. 529 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 487 – Толк. на кн. Числ., гл. 9; – тоже см. Тв. Св. Григ. Бог., т. I, стр. 6–7 Сл. I, на Св. Пасху; – т. IV, стр. 162, 177, Сл. 45, на Св. Пасху; – Тв. Св. Иоан. Злат., Сл. и Бес. на р. сл., ч. II, стр. 88–89. 90, Бес. I о пред. Иуде. 532 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 429, Толк. на кн. Исх., гл. 12; – тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 118–119, Толк. на кн. Исх., вопр. 22. 534 Св. Ирин. Лионск., Прот. ерес., кн. IV, гл. XXX, 1–4 см. Памятн. др. хр. письм., стр. 513–517; тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 119. Толк. на кн. Исх., вопр. 23. 535 Св. Ирин. Еп. Лионск., Пр. ерес., кн. IV, т. XXX, 4; – см. Памятн. древн. хр. письмен., стр. 517. 536 Ibidem, стр. 513–514; 514–517; – тоже см. Тв. Св. Григ. Нисск., т. I, стр. 295–296, О жизни Моисея законодателя. 537 Долголетнее пребывание здесь Евреев не осталось бесплодным и по отношению к Египтянам. «Они (Евреи), обращаясь среди Египтян, подобно закваске, сделали многих ревнителями своего благочестия», что также было не чуждо целям Промысла Божия, поселившего Израиля в Египте. (Тв. Св. Иоан. Злат., Сл. Бес. на разн. сл. ч. I, стр. 71, Похв. Сл. Св. Евстаф.). 539 Тв. Бл. Феод., m.VII, стр. 235, Толк. на I Коринф., гл. X, – подробнее об этом смотр. III гл. наш. Сочинения: «Переход Евреев через Чермное море», где собраны и приведены в систему все святоотеческие рассуждения касательно данного предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Глава 12 Неудовольствие Аарона и Мариами против Моисея. – Подтверждение богоизбранничества пророка. – Проказа Мариами. – Исцеление. Чис.12:1 .  И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, – ибо он взял за себя Ефиоплянку, – Под «эфиоплянкой», женой Моисея, одни разумеют Сепфору, дочь мадианитянина Иофора, так как-де земля мадианитян находилась в смежности с землей эфиопского племени омиритов или савеев ( 3Цар.10:1 ; Лк.11:31 ) и могла также называться эфиопской (блаж. Феодор., Толк. на кн. Чисел, вопр. 22). Другие, основываясь на данных Иосифа Флавия (Иуд.Древн. 2:10, 2), разумеют дочь эфиопского царя, на которой будто бы женился Моисей еще будучи при фараоновом дворе, после одного блестящего похода против Эфиопии. Третьи разумеют кушитку, жительницу южной Аравии, взятую Моисеем после предполагаемой смерти Сепфоры во избежание родственных связей в Израиле. Чис.12:2 .  и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь. Очевидно, что «эфиоплянка» послужила лишь поводом для Аарона и Мариами выразить Моисею чувства их оскорбленного честолюбия: последнее не могло мириться с исключительным положением в народе их брата. Требовалось особое подтверждение богоизбранности Моисея. Чис.12:3 .  Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле. Существует мнение, что данный стих приписан И. Навином при окончательном пересмотре им рукописи кн. Числ, – подобно тому, как сделана им приписка в конце кн. Второзакония ( Втор.34 ). Чис.12:10 .  И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе. «Так как прокаженный, – замечает блаж. Феодорит, – по закону признаваем был нечистым, а Аарон был корнем и основанием священства, то, чтобы укоризна не пала на весь род, Бог не подверг его такому же наказанию, но устрашил и вразумил наказанием сестры» (Толк. на кн. Чис., вопр. 23). Из следующего стиха видно, что Аарон действительно понял свой проступок. Чис.12:15 .  И пробыла Мариам в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам. «Семь дней» – согласно установленному законом карантину для оскверненных прикосновением к трупу и только что очистившихся от проказы ( Лев.13:1, 14:8–10 ; Чис.19:16 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Чисел. 673-766 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010