6-е и 7-е). Суд производился по всей вероятности особо поставленными на основании Bmop. XVI 18 судьями, (сравни пр. 6-е in loco), которые имели по-видимому собрание (эйда) для обсуждения важнейших дел, и это то в стихе 12-м называется « обществом». Так по кн. Иис. Нав. ХХ, 4 беглец заявлял у ворот города (обыкновенное место суда) старейшинам дело свое; старейшины давали ему убежище и впоследствии его представляли на суд его города, где, он жил (о чем ниже прим. 5-е). Комментаторы замечают, что если бы здесь указано было, что суд производился всей общиной, то употреблено бы было слово кагаль; слово же Эйда означает определенное сборище нескольких людей. Фл. Иосиф (кн. IV гл. VIII, древн. ист. Иуд.) указывает, что суд в каждом городе поручался избранным жителями семи мужам известной мудрости и честности, к которым присоединяли двух Левитов; и что это собрание и составляло первую инстанцию суда, который имел право в случае трудности дела представить его на рассмотрение Первосвященника и вождя Израильского (пророка) и старейшин в тот главный город, который избран будет Господом и построен будет Израилем. Слова эти Фл. Иосиф влагает в уста самого Моисея в последней речи его. (Второзак. XVII 8–12) 363 (Ст. 13–15). Города на восток от Иордана, отделенные для убежища еще при Моисее ( Bmop. IV 43) были Бецер, Рамоф и Голан; при Иис Нав. во исполнение приказания данного во Bmop. XIX 2, 3 выделяются в Палестине для убежища города Кадес, Сихем и Кириаф Арба, или Хеврон. Беиер в пустыне был отдан по Вт. IV, 43 (ср. Инс. Hab. XX, 8, XXI, 34, 36 ) Левитам сынам Мерари. Полагают, что это Восор 1 Маккав. V 26, 36. Он находился в уделе Рувимовом, на равнине (Иис Нав. ХХ, 8 ) вероятно на восток от гор Аваримских. Рамоф в Галааде (lococit) отделенный из числа городов племени Гада. Весьма укрепленный город и вероятно важный стратегический пункт, ключ владения округом того же имени (Ср. 3 Ц. IV, 13). Следуя Евсевию Кесарийскому (ссылка Грова в б. сл. Смитта) по-видимому можно отождествить место (Рамофа Галаадского) с урочищем называемым арабами Джель ад (измененное произношением слово Галаад), и которое означено на картах Зеетцена (Reisen 1806, IV) и Ван де Вельде (1858) в четырех милях севернее нынешнего ес Салта (Гров).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

86 Имя Варака сближают с финико-карфагенским Барка. М. б. в нем выразилось влияние Сидона. О Кедесе в Галилее или Кедесе на горе Нефеалимовой (Иис. Hab. XXI, 27, 32 и XX, 7) мы знаем, что это был город убежища, а по Числам XXXV, 6 это был город Левитский, так что может быть Варак был из колена Левиина. 87 Так разумеют слова: «от Махира шли начальники» ( Cyд. V, 14 ). Махир, та часть колена Манассиина, которая при Иисусе Навине (XVII, 1 6) получила землю в Палестине, между уделами Ефрема и Асира (id. 8–10). Это был удел дочерей Салнаада, сына Махира. Ср. 36 главу Числ с нашими прим. в Свящ. Летописи. 88 Ср. в Священной Летописи наше примечание на Второз. XXXIII,18–19. Завулон граничил с Финикией, а Финикияне были очень искусны в постройках вообще, и в особенности мостов. Полагали (Герод. V, 57), что слово Гефира, мост, происходит от имени строителей Гефирян, которые были Финикияне. 89 На севере в Лаисе была только малая колония Данитов, удел Дана лежал близ Иоппии, нынешней Яффы. См. Иис. Нав, XIX, 40–46. 91 Во Второз. XXXIII, 19 о Завулоне и Иссахаре сказано: «Созывают они народ на гору». Предполагают, – не без основания, что это именно гора Фавор, упомянутая в Cyд. IV, 6 . Стенли (Stanley Iewish Church. V I Lect XIV, p. 278) указывает, что и в наше время на склоне горы Фавора (Тадора) есть маленькое селение, носящее имя Деворы. 94 От Фавора до Фанааха около 13 миль, говорит Стенли (lew. Church; Sinai and Palestina). Англ. миля­1 ½ версте; от Фавора до Фанааха около 20 верст, но лагерь стоял на Кисоне, на несколько верст ближе. 95 Мегиддо при водах Мегиддонских стояла в долине, ниже Фанааха, находившегося на высотах. Эта знаменитая в истории Палестины крепость, где решалась не раз судьба страны, была при Римлянах занята римским легионом и потому доселе называется Леджун (Библ. словарь). 96 Флавий Иосиф Древн. Иуд. кн. VIII, гл. VI. Он указывает, что тетивы луков ослабли и руки меченосцев не могли действовать от холода. Девора (см. ниже V, 20) восклицает: «звезды сражались с неба». Это имеет двоякое значение; во-первых означает ангелов, а во-вторых указывает на древнее верование востока, что бури происходят от влияния звезд.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1241 См.: Беседа 6 на 1 посл. к Тимофею. T. XI. Кн. 2. С. 658–659. Изд. СПб дух. Академии. 1905. Ср.: св. Ириней Лионский . Пять кн. против ересей. Кн. 3. Гл. 25. Соч. СПб., 1908. С. 316; св. Иустин Философ . Разговор с Трифоном иудеем. Гл. 18. Памятники древн. христианской письменности. T. III. М. 1862. С. 172. Правила св. соборов с толкованиями. Вып. V. М. 1903. С. 591. Православное Исповедание кафолич. и Апост. Церк. Восточной. Ч. I. Ответ на вопрос 92. 1245 Это указание апостола, по словам преосвящ. Феофана, служило и служит для Церкви правилом и руководством, как поступать с благовествующими иначе, или лучше с зловещающими и с теми, которые сами охотно им последуют. Смысл анафемы в том, что подвергшийся ей извергается из Церкви и, становясь вне Церкви, не только лишается ее благодати, но и подвергается всем последствиям безблагодатия, которое вне Церкви. (Толкование послания св. ап. Павла к Галатам. М. 1880. С. 64). 1247 14 канонич. ответ св. Тимофея Александрийского. Правила св. отцов с толкованиями. М., 1884. С. 530–532. См. др. цитаты. С. 343, прим. 2. 1251 Собр. писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. II. Сергиев Посад, 1909. Письмо 338. С. 106. Самая молитва старца Леонида напечатана в 1 приложении к его жизнеописанию/Душеполезное чтение. 1901. Т. 1. С. 332. 1252 Указ св. Синода от 24 августа 1797 года. 1-е Полное Собрание законов. " 18110. Это распоряжение Синода с теми или иными дополнениями повторялось затем в его определениях 20 февраля 1890 года, 3 августа 1817 года, 10 июня 1818 года, в определении 10–15 марта 1847 года с дополнениями, предложенными митр. Филаретом и, наконец, в определении 28 января 1904. 1254 Прав. св. Апостол. с толкованиями. M., 1901. С. 10–11; 84–85. Прав. св. поместн. соб. с толков. M., 1880. С. 213,243–246. 1256 «Дорожа своим достоинством, – пишет, например, один из лучших католических канонистов, – церковь , предоставляя окончательную участь почивших суду Божию, не может, однако, изменить своему основоположению, состоящему в том, чтобы не предлагать своих услуг даже и в случае смерти тех, которые отвергали общение с нею (церковью) при своей жизни» (Walter. Lehrbuch d. Kirchenrechts. Bonn. 1871. S. 722).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

18 См. дело архива Троицкой Сергиевой Лавры за 1830 г., 67. Бумага во всем этом деле (состоящем из 69-ти листов) проколота: известная предосторожность того времени от холеры. 22 Т. е. вероятнее всего в большом Требнике, гл. 83, на которую ссылается и упомянутая копия «молитвенных прошений», присланная в Учрежденный Собор с резолюциею митр. Филарета от 20 сентября. 25 Другими соображениями были те, что после такого занятия и посетители не согласятся останавливаться в гостинице и содержатель буфета в ней не согласен снимать ее. При этом Собор указывал, что на Переяславской улице есть и кроме Лаврской гостиницы много свободных и больших для сего домов. 26 Дело архива Лавры за 1830 г., 67, л. 8. Сн. Чтен. в Общ. истор. и древн. 1876, II, 118 отд. «Смесь». 31 См. напр. дело о просившихся в Москву в сентябре монахах Сергие и Трифиллие в деле архива Лавры за 1830 г. 67, л. 20 и дал. – дело о недозволении Лаврским и Вифанским даже в декабре сообщаться с Москвою (дело архива Лавры 1830 г. 67, л. 45 и дал.) и др. 32 См. Душепол. чтен. 1885 г. ч. III, стр. 381 383. Есть о сем и отдельная книга свящ. Орлова. Москва, 1844. 33 Моск. Вед. 1830 г., стр. 3843 – 3844. См. Чтен в Общ. ист. и древн. 1876, кн. II, стр. 128 – 130 отд. «Смесь». 36 См. тех же дел 77. Ср. письмо м. Филарета к о. наместнику в Приб. к Твор. св. Отц. 1886, XXXVIII, 402. 37 Карантин здесь был снят в конце октября и тогда уже уехали из лаврской гостиницы карантинные начальники. См. о сем в делах архива Лавры за 1830 г. 67, л. 44, сн. л. 43 и резолюцию митроп. Филарета. Срав.письмо м. Филарета к наместнику в Приб. к Твор. св. Отц. 1886, XXXVIII, стр. 401. 38 См. Московские ведомости 1830 г., стр. 3686. По частным же сведениям, тех и других было гораздо больше. 39 Приб. к Твор. Св. Отц. 1886, XXXVIII, 401. Под искушаемыми между прочим разумеются, вероятно, упомянутые выше иеромонах Сергий и монах Трифиллий, беспокоившиеся о своих сродниках в Москве. См. дел архива Лавры 1830 г. 67, л. 20, 23 и дальн. Срав. далее в письме м.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

452 Мы держимся мнения что спира соответствует (как указ. Полибий) манипуле, а не когорте, как думали латинские переводчики Вульгаты и BiЫ. Sacra. Когорта была 1/10 ч. легиона, по указанию Авла Гелла (Noct. Атт. XVI, 4), который приводит Цинция „de le militari“. Когорта делилась на три манипулы, манипула на две центурии. Он говорит: In Legione cunt centuriae sexaginta, manipuli triginta, cohorts decem (А. G. Noctium Atticarum; 1. XVI с. 4 in fine). 454 Обо всех первосвященниках, начиная со старейшего Ханана см. Фл. Иос. Древн. Ист. Иуд. кн. VIII, гл. 3–7; кн. XX, гл. 8 in fine. См. еще списки первосвященников в 1 томе Dict. de la Bible Dom Calmet (1730) “Table chronologique” и в Smith’s Dict of the Bible. 455 Smith’s Bibl. Dict. Annas, and Westcott in loco in Speak. Bible; Derenbourg. Essei sur Phistoire etc, de la Palestine (ссылка Уесткотта). 462 Ср. Деян. XXIII, 2, и слова Павла первосвященнику Анание (второму) приказавшему бить его (См. Фл. loc. об Анании Древн. Иуд. кн. XX, 5–8. Bello Iud. II, 12–86. 465 Так Dom Calmet, dict. de la Bible 1730 ad voc Temple, Sanhedrin. Так и в Smith’s Bible Dict. Ср. eme Speaker’s Bible on Matthew XXVI, 3, seq. 466 Представители этого мнения Гаусрат, Шюрер и др. К ним примыкает и Фаррар, отрицающий по-видимому освященное веками предание о священных местностях и о скорбном пути: ср. стр. 421, 438 и прим. 470 Второе путешествие под ред. Хитрово (1878) стр. 26–27. К таковому же заключению пришел и (недавно умерший) известный архитектор-археолог и антикварий Джемс Фергюссон. James Fergusson. Temples of the Jews pp. 176 and 242. 471 Путь этот начертан на карте, взятой из Palestine Exploration Fund edition, приложенной к изданию второго путешествия. См. на карте исходный пункт 77–79 и конец пути 86). Странно только, что на этой карте не обозначены Голгофа и Гроб Господень. Мы рекомендуем прекрасный, хотя в небольшом масштабе план Иерусалима на карте Фанер Вельде (1866), на котором однако можно проследить все события. 472 Т. е. происходящий из рода Понтиев, из коих знаменит был Понтиус Повезинус Самнитский, отличившийся в Самнитскую войну в 82 г. до Р. X.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1753 Фойгт, Возрождение, II, 219–224, 248, 275, 276. О разных обществах питухов (Hullmann, т. IV, 180–184) 1754 Мотлей, III, 70, 78. «Большая часть германских и нидерландских дворян предавалась пьянству и разврату» (381). О грубости тогдашних пиров и пьянстве см. Hullmann, IV, гл. 6. О пьянстве литовского и венгерского послов в Москве (Соловьев, V, 297) 1755 Фойгт, II, 221, 224. Грубость нравов в англ. обществе XVI в., выражающаяся в убийствах и суровых наказаниях, всецело отразилась в пьесах Шекспира (Вестн. истории 1900, 8, с. 194); о драке кор. Елисаветы с гр. Эссексом в тайном совете (206). И по позднейшим данным Россия не самая пьющая страна. Все народы, кроме Швеции и Швейцарии, пьют гораздо больше (см. Alcoholic Beverages 1906) 1756 «Сия мерзость умножися не токмо в мирских, но и в прочих, о них же помолчу, чтын же да разумеет» (Прав. Соб. 1863, I, 337–348); свидетельства к. XV-XVI вв. (Рус. Ист. библ. VI, 847, 856, Карамзин, II пр. 132; VIII, пр. 88); м. Макарий (Прав. Соб. 1863, т. I, сс. 203, 216; Прав. Соб 1839, I,471–72; 1862 3, Ак. ист., I, 289, Буссов, 140; Маржерет, 313; Шаум (Чт. в Общ. ист. и древн. 1847, 3), Соловьев, VI, 207; VIII, 194; XI, 353, 463 (в монаст. среде) 1761 См. у Георгия Амартола (греч. и славян. тексты), Опис. рук. Общ. любит. древн. письм., II, 271–272; по Муральту, 541 1763 В 1493 г. в Ревеле был сожжен один русский, обвиненный в этом преступлении (Карамзин, VI, стр. 163) 1767 Буссов, 140. Маржерет, 313. Шаум (Чтен. в Общ. ист. в 1847, 3, с. 3); Крижанич (Рус. госуд., разд. 57, стр. 231–232 – латин. текст более подробный). Олеарий выражается: «В России этот гнусный грех считают шуткой... Необходимо употребить какие-нибудь средства, чтобы поднять стыдливость против содомии» (кн. III, гл. 4) 1769 Д.Дубакин, Влияние христианства на семейный быт рус. общества, Спб, 1880, стр. 101, 118–127; Буслаев, Ист. оч., I, 586; «Книга о злонравных женах зело потребна, а женам досадна» (Н.Е.Забелин, Рус. Вестн. 1857, IX, 23–26. Женщина по понятиям старин. книжников, Опыты, I, 129–178); Великия Минеи-Четьи, изд. Арх. ком., мес. сент., 569, 603, 998; ср. еще Нравств. сост. рус. общ. в XVI в. по соч. М.Грека и соврем. ему памятн., И.Преображенского , М, 1881

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

333 Проф. М.Ф. Ястребов. «Новая точка зрения в систем нравственного богословия». «Труды Киев. дух. Академии», 1897. Ноябрь. С. 396–399. 342 См. его Толкование на 2 гл. 15 ст. послания ап. Павла к Римлянам. Ср. Катрейн. «Die katholische Weltanschauung», s. 527. 348 В поэзии Шекспира прекрасный пример раскаяния, вызванного совестью, представляет мать Гамлета. Последний, желая возбудить в ней чувство раскаяния, картинно изображает ей попранные ею обязанности по отношению к покойному королю и выясняет ей преступность ее второго брака. Королева несколько раз прерывает Гамлета подобными выражениями раскаяния: «Умолкни Гамлет! В глубь души моей Ты обратил мой взор; я вижу пятна; Их черный цвет впитался так глубоко, Что их не смыть...» У Пушкина в бреду младший брат разбойника терзается жалостью к зарезанному старику, и эта жалость сливается воедино с угрызениями его совести и раскаянием. «Всех чаще образ старика, давно зарезанного нами, ему на мысли приходил. Больной, зажав глаза руками, за старца так меня молил: “Брат! сжалься, сжалься над его слезами, не режь его на старость лет... Мне дряхлый крик его ужасен, пусти его: он не опасен, в нем крови капли теплой нет. Не смейся, брат, над сединами, не мучь его”». 349 Беседа о статуях XII. Т. II. Кн. 1. С. 144. Кроме цитированных сочинений о руководственном значении совести см. еще: св. Д. Фаворского «Значение совести в религиозно-нравственной жизни человека». Вера и разум, 1900. 16 и 17; Cathrein’a, «Die katholische Weltanschauung», s. 549–556 и др. 351 Ириней. Против ересей 4, 16, 3. «Памятники древн. христ. письменности». Перев. Преображенского. Т. II. 355 Другой сын изображает нравственное состояние евреев, роптавших на Бога за уравнение их в правах с язычниками. Что под блудным младшим сыном нужно разуметь язычников, а под старшим иудеев – такого мнения держались Тертуллиан («De pudicitia», с. 7–9) и бл. Августин (Quaest. ev. lib. 2, с. 33). 356 «Октавий». С. 97. Памятники древн. христ. письменности в русском переводе. Прилож. к «Правосл. обозрению». М., 1866. Ср.: Плиний Младший. Epist. 14, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

825 Т.е. через головы продели петли себе на шею, давая тем знать, что они считают свою жизнь зависящею от милости повелителя. 826 Это были торговые площади, доход с которых шел в пользу владевшего ими. На этих площадях товар иноземного царя не платил никаких пошлин в пользу царя земли. Что касается до городов, взятых у отца Ахава, Амврия, отцом Венадада (Ададом?), то мы о них ничего не знаем. Вероятно однако (как увидим в гл. XXIII), что в числе их был Рамоф Галаадский. 827 Хотя Фл. Иосиф (Древн. кн. VIII, гл. 8) утверждает, что это был пророк Михей, упомянутый ниже в гл. XXII, 8 и след. 3-й. кн. Царств, но многие в этом сомневаются, так как Михей жил в Самарии. Сказано притом, что царь узнал, что он из пророков, чем не определяется личность говорящего. Нет также основания предполагать, что это пророк Самарийский, который предсказал Ахаву победу под Самарией и предупреждал его приготовиться на следующий год (3 Ц. XX, 13, 22). Всего вероятнее, что это один из местных Иорданских пророков. 828 Ныне эта местность называется Церин и к Дзерин (Zerin, см Robinson, Stanley etc). Вблизи селения Церин и теперь существуют превосходные ключи воды. Полагают, что это та местность, которая в Cyд. VII, 1 носит название источника Харода, и на которой расположен был стан Гедеона. Об этом же источнике «что в Изрееле», говорит 1 Ц. XXIX, 1. Новейшие путешественники замечают, что это местность представляет очень крепкую военную позицию. 831 По весу: мы здесь считаем нужным для всего этого периода (см. ниже сказание о Елисее и Неемане) указать, что чеканной монеты не было, а благородные металлы употреблялись для уплаты по весу, как было то во время Авраама (Ср. в 1 т. Св. Летоп. о покупке поля Ефрона Хеттеянина при пещере Махпела Быт. XXIII, 15 –16 с примеч.) Ранее Персов Евреи не знали монеты. Дон Кальмет очень метко замечает, что Иезекииль XLV, 12 принужден разъяснить относительную цену металлов по весу: и при нем еще не было монеты. 833 Которая служила и подписью; ср. Эсфирь III, 12; VIII, 8; Даниила VI, 17 указывает на то, что печать утверждала распоряжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Алексея Михайловича, Спб. 1840 г., гл. VII, стр. 92), перечисляя виды казней, практиковавшихся в его время, и останавливаясь в частности на членовредительных наказаниях, говорит, что наказания эти налагались между прочим и за церковную за малую вину. 277 А. И. 227. V, 2, 253, 278; Доп. А И. П, II 190, 223; 99; X, 5, 110. А. Э. 104, 249; IV, 154 и др. 278 Ср. Сухов, Обычно народные и княжеские наказания по древнерусскому уголовному праву (Юрид. Вестн. за 1874 г. кн. 1 стр. 106–107; кн. III, стр. 36). 280 Нифонт, одобрив несение епитимии мужем за жену, братом за брата, другом за друга (Калайдович, Пам. рос. слов. XII в., стр. 194), с неодобрением отзывается о другом мнении, записанном в какой-то книге: «А се прочтох ему, како опитемьи избавляет 10 литургий за 4 месяцы, а 20 за 8, а 30 за лето. Что, рече, что си написано: царь бы алиинии богатии сгрешающе, а даяли за ся службу, а сами ся не отречени мало. Неугодно». Но характеристично уже то одно обстоятельство, что могло составиться подобное мнение, и если Нифонт, как грек, осудил эту замену, то из этого еще вовсе не следует, чтобы воззрение это не проводилось, и, может быть, довольно сильно, в духовнической практике того времени. 281 Замечательно, как передается у Герберштейна один из ответов на вопрос Кирика: «ап marito, posm посте cum ихоге сопситвеге»? Respons. Licet, Diebus tamen Veneris, sabbati et Dominico, si depravati ingenii conceperit puerum uxor, parentes poeniteant; si autem nobiles et magni nominis fuerint parentes, dent certas griffnas sacerdoti, ut pro eis oret. (Записки о Московии в русск. перев. Анонимова. Спб. 1866 г., стр. 57). 282 А. Ю. 64, 69, 301, 302, 304 и др. Акты относ. до юрид. быта древн. России, II, 257; III, 5. Ср. Знаменский, Приходское духовенство на Руси (Прав. Обозр. 1866 г. Сент., стр. 9). 283 Вот напр. образчик подобного рода мирских приговоров. Крестьяне тавренской волости обговорились промеж собой, по благословению отца своего духовного, ильинского священника Ефрема Иванова сына и учинили заповедь на три года: «что нам в праздник, в воскресенье Христово дела не делати, никакого чернаго, ни угодья в воскресенье Христово не угодовати, ни пасного, ни силоваго, ни белки не лесовати, ни рыбы не ловити, ни ягоды, ни губ не носити, ни путика внове пасного ни силоваго в воскресенье не ставити, ни ужины нощь воскресение в лес не носити; и в пятницу ни молоти, ни камения не жечи, проводити с чистотою и любовию, ни женам в воскресенье Христово ни шити, ни брати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

географического общества, кн. 10, 1888, с. 4); Позднев, Дервиши в мусульманском мipe, Оренбург, 1886, с. 211; Depont et Coppolani, Les confréries relig. musulm. p. 94, 123. 3239 См., напр., Дингельштедт, Закавказ. сект. 14: «Все, кто мог, т.е. около кого было свободное место, запрыгали и закружились. Принужденные, по тесноте, сидеть или стоять на месте, захлопали в ладоши и стали раскачиваться на месте. Припертые к задней стене собрания, сидевшие на последних лавках прыгуны, не имевшие возможности ни прыгать, ни даже встать, заерзали на лавках… Около кого было свободное место – тот прыгал, делая прыжки вперед и назад или в сторону и опять на место, смотря потому, с какой стороны оказывалось свободное пространство " … 3243 Русская Старина, 1895, т. 84, октябрь, 55–56. Ср. описание кружений Татариновой и ее единомышленников в романе Вс. Соловьева, Старый дом, часть I, гл. 23, 25; часть II, гл. 16. 3245 См. Souriau, L’ estéhtique du mouvement, Р. 1889 (Bibliothéque de philosophie contemporaine), p. 61–62. 3246 Ил. Б-в, Данные 40-х гг. XVIII ст. для истории тайной беседы св. отец (Правосл. Обозрение, 1862, т. 8, авг., 453). 3247 Дело Воронежского окр. суда о кр. В. Мокшин, обвин. в распространении хлыстовской ереси (предварит. следствие), 175, л. 19 об. 3248 Свящ. Сергеев, Изъяснение раскола, имен. хлыст. (Чтения общ. истории и древн. рос. 1874, т. 3, с. 69). 3250 Архим. Досифей Немчинов, Открытие тайностей или обличение ереси скопцов (Чтения общ. истории и древ. росс. 1872, ч. I, с. 151). Быстрое верчение на одном месте с давних пор занимает выдающееся положение в радельном культе наших сектантов. По словам бывшего Тарусского хлыста Павла Амелина, необыкновенно быстрое «верчение около самого себя» и «есть собственно радение» (Дело Калуж. окр. суда о Тарусских хлыстах, т. 2, л. 100). Отсюда – народное название хлыстов «вертунам» (Синицын, О расколе в Ярослав, губ., Кельсиев, Сборник, т. 4, с. 132). 3251 Плутарха в жизнеописании Нумы (гл. 14) к числу его установлений, между прочим, относит τ προσκυνεν περιστρεφομνονς, т.е. круговое вращение совершающих поклонение богам. Это περιστροφ τν προσκυνοντων объяснялось, как подражание круговращению вселенной. Ср. епископ Феофан, Письма, СПБ. 1872, с. 126: «Планеты обращены к солнцу, и им правятся в движении. И весь духовный мip – ангелы и святые на небе, и люди, духовно живущие на земле, обращены к Господу Спасителю, и Им хороводятся. Он – центр, вокруг которого вращается, возглавитель всяческих, яже на небеси и на земли». Подобным же образом выражается и Климент Александрийский (Λγος προτρεπτικς πρς λληνας, XII, Migne, Patrologiae cursus completus, series graeca, t. VIII, p. 241 A). Τατα τν μν μυστηρων τ βακχεματα. ε βολει, κα σ μυο. κα χορεσεις μετ’ γγλων μφ τν γεννητον κα νλεφρον κα μνον ντως θεν, συνυμνοντος μν το θεο λγον.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010