В нашем городе сосредоточен высокий научный и интеллектуальный потенциал. Для того, чтобы он приносил плоды, требуется не только сознание, но и совесть. " Кто не имеет религии и не чувствует ее потребности, тот не должен воспитывать детей " , - полагал великий педагог К.Д.Ушинский. Без нравственного закона в сердце невозможно выйти из духовного тупика. Над очищением совести народной, над преображением собственной души нам предстоит много работать. Все, что будет сделано нами по любви к человеку, Родине, к Богу, будет иметь успех. Всечестные отцы, братья и сестры! Многим богатствам, как духовным, так и материальным Господь наделил Россию. Нет другой такой страны, которою бы величали Святою Русью и домом Пресвятой Богородицы. Чтобы обладать этим несметным богатством против России ведется широкомасштабная война. И главный удар нацелен на Православие, на расшатывание духовно-нравственных основ нашего народа. Наши предки завещали нам хранить веру православную, ибо только в ней утвердится народ. Завершается еще один год. Он был непростым для нашего народа. Мы подводим итог нашей деятельности и благодарим Бога за то, что Он дал нам силы совершить добрые дела. И все же, нет пока причин, чтобы быть нам спокойными. Мне вспоминаются пророческие слова святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, сказанные им в Новогоднем слове в далеком 1918 году. Они не потеряли своей силы и правды до сего дня. Святитель тогда сравнивал строительство Российской державы с печальным опытом строительства Вавилонской башни. " ...Вся эта разруха и недостатки от того, что без Бога строится ныне Русское государство. Разве слышали мы из уст наших правителей Святое Имя Господа в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет, они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а Имени Господню воздавали славу. Аще Господь не созиждет дом, всуе трудишися зиждущие (его), напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете (Пс.126, 1-2). Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, к деньгам, упились вином свободы - и так, чтобы всего этого досталось как можно больше, взять именно себе, чтобы другим не оставалось. Заботимся о том, что преходит, прилежати же о душе, вещи бессмертной, совсем забываем. От того и наши заботы о создании храмин и житниц (ср.Лк.12,13-20) постигает неудача. Церковь осуждает такое наше строительство и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано (ср. Ин.15,5)... " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

120 Ин. 10, 1. 121 Игра слов:  — аскет, подвижник; — тот, у кого нет крова. 122 Обычно «Великой Панагией»  называются храмы и обители, посвященные Успению Пресвятой Богородицы, « Малая Панагия» (или «Панагица», «Панагуда» (на севере Греции) — уменьшительно-ласкательная форма от слова «Панагия») — храмы и обители, посвя­щенные Ее Рождеству. 123 Ис. 40, 1. 124 Один человек слышал от Старца, что он видел там Свет. 125 Произнесено 21 февраля 1985 года. 126 Старец сказал так, вероятно, потому, что иногда выбрасывал на это место очистки от фруктов. 127 Отсылаем читателя к посланию Старца, вышедшему в «самиз­дате», а также к листовке, содержащей отрывки магнитофонной за­писи беседы со Старцем на данную тему (Издание Воскресенской кельи. Капсала, 1995). 128 Мф. 24, 24. 129 См.: Апок. 13, 18. 130 Лк. 20, 25. 131 См.: Иер. 15, 19. 132 В святогорских монастырях новоначальные послушники но­сят одну скуфью (без подрясника). 133 1 Кор. 11, 14. 134 У Старца игра слов: — отвлеченные, рассеянные, невни­мательные). 135 Вывод устья толстой кишки на отверстие на животе. 136 Пс. 89, 10. 137 В свободном переводе на русский язык. 138 Кирилл Скифополит.  Житие Евфимия Великого. 139 Достойно замечания то, что и похлопывание по спине, и эти слова были обычными для Старца, но свидетель этого не знал. 140 Смотри выше — стр. 359-360. 141 Ср.: 1 Кор. 2, 14. 142 Вообще о своих родных Старец не молился. Только узнавая о кончине кого-то из них, он один раз читал «Непорочны…»,  совер­шал об их упокоении одни четки и из заздравного помянника пере­писывал их имена в заупокойный. 143 Преподобный Феогност.  О деятельной и созерцательной жиз­ни. Добротолюбие. Т. III. 144 Творения преподобного Петра Дамаскина. 145 Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица в русском переводе. 146 Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоанна. 147 Святой Исаак Сирин.  Слово 20. 148 «Иное есть смирение кающихся, исполненное сетования, иное зазрение совести еще согрешающих и иное — блаженное и богатое смирение, которое особенным Божиим действием вселяется в со­вершенных». Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайс­кой горы, Лествица, в русском переводе.

http://pravmir.ru/249925/

На основании приведенных слов Священного Писания, а также рассуждений святителя Николая, можно с уверенностью сказать, что всякая попытка людей достичь хотя бы внешнего единения вразрез с волей Божией не увенчается успехом. Как пишет богодухновенный пророк: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126. 1, 2). И какой бы «новый мир» на земле ни строил человек, сад (евр. Рай – прот. В.В.), который насадил не Отец Небесный, поздно или рано искоренится (ср. Мф. 15, 13). Церковь же Христа Спасителя пребудет вовек. Христианин же как член Церкви должен воздвигнуть на земле духовную башню из добрых дел, основанием которой являлся бы Господь Иисус Христос. Как учит святой апостол Павел: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2, 19–22). А то, что поддерживает Бог Своим перстом, говорит святитель Николай в «Беседах», стоит прочнее, чем то, что подпирает своими спинами весь мир. Чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 29) [lxv] ! Службы на каждый день первыя седмицы Великаго поста. Вторник. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1994. С.82. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Война и Библия. Наука закона (номология). М. 2016. С.320. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Война и Библия. Наука закона (номология). М. 2016. С.322. [v] Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Единый Человеколюбец. Феодул. М. 2012. С. 137. [xi]  Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). О Боге и людях. Алфавитные главы. М. 2006. С. 55. [xiii]  Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Единый Человеколюбец. Феодул. М. 2012. С. 137. [xvi] Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Война и Библия. Наука закона (номология). М. 2016. С. 320.

http://bogoslov.ru/article/5514684

59 См., напр., рубрику перед заупокойными ектенией и молитвой в Служебнике РГБ. ф. 304 (ТСЛ.) 216, XV в.: аще ди же соубота мсопоуста, или соубота. з по пасц. глеть сна, въмсто вышеписаны [т. е. вместо сугубой ектении. – Диак. М. Ж.] (л. 16). 65 Исследователь пишет: «Если бы мы занимались исследованием византийской литургии св. Василия, эта проблема (типологизация на основе особенностей состава формуляра. – Диак. М. Ж.) не могла бы быть поставлена, поскольку формуляр этой литургии всегда основывается, за исключением некоторых деталей, на том, который нам известен по Евхологию Барберини. Совсем не так обстоит дело с литургией св. Иоанна Златоуста , формуляр которой, в наши дни используемый Церквами византийского обряда, вполне сложился лишь в 1-й половине XI в. На наш взгляд, именно анализ различий в формуляре согласно древнейшим рукописям – между VIII и XI вв. – и дает решение тем вопросам, которые ставит рукописная традиция литургии св. Иоанна Златоуста » (Jacob, 1970. P. 111). 67 Ср.: Jacob, 1970. P. 126: «Первая группа рукописей, которую мы проанализировали, характеризуется наличием трех молитв восточного происхождения». См. также: ibid. P. 116–121, 135. 69 Именно здесь в рукописях первой группы и расположены три молитвы ориентального происхождения. 70 По рукописи Vat. Barberini gr. 336, кон. VIII в., известна еще и дополнительная молитва, читаемая на горнем месте перед литургийными Апостолом и Евангелием (см.: Jacob, 1968 a . P. 104–106). 71 Замечу, что, помимо константинопольской и южноитальянских, другие местные традиции Жакоб специально не рассматривал; вполне вероятно, что работа с греческими рукописями других локализаций, даже сравнительно поздними, может дать новые важные результаты. 72 Датировки славянских рукописей приводятся однократно и далее в тексте статьи, как правило, не повторяются. 73 Для каждой рукописи приведена следующая информация: 1) дан ее номер по ПС и СК XI–XIII или иным сводным каталогам (ссылки на описания отдельных собраний приводятся только в тех случаях, когда в этих описаниях содержатся публикации каких-либо текстов из Служебников, или тогда, когда в сводных каталогах и инвентарях рукопись отсутствует); 2) отмечено, какие из двух формуляров полных литургий (ЛВВ и ЛИЗ) в ней содержатся (NB: информация о формуляре литургии Преждеосвященных Даров и других текстах опущена); 3) когда возможно, указаны публикации текстов формуляров ЛВВ и ЛИЗ по данной рукописи. Кроме того, прокомментированы все случаи, когда датировка рукописи уточнена в сравнении с приведенной в печатных каталогах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

—245— рит: ты – священник во век по чину Мельхиседекову – ϑεν α προφτης (Δαυδ) λεγευ σ ερες ες τν ινα ατ τν τξιν Μελχσεδ (Lips. p. 192, lin. 11–13, – p. 126, lin. 19–21, Tischendorf, p. 12 ср. Пс.109:4 и Евр.5:6 ), – „есть в Иудее государство (?) – оно называется Назаретом“ (1064), надо: город, πλις (Lips. p. 134, lin. 2), – „образец письма“ (1066), надо: содержание письма таково – περιεχον δ (τ γρμματα) οτως (Lips. p. 196 и 134), – „ты думаешь, что я имею рассуждение с этими, которые совершили против меня заговор“ (1081), надо: тебе угодно, чтобы я вступил в рассуждение с этими людьми, составившими заговор против меня – δοκες μετ τοτων χειν μ διλογον (Lips. 154). Этими примерами однако ж далеко ещё не заполняется скорбный лист неточностей и неверностей перевода, встречающихся в сочинении о. Леонида и требующих от него дальнейшего и не малого труда по изучению подлинного языка научных первоисточников его работы. В 4-х, и в рассуждениях автора есть также не мало частных недостатков разного рода, недосмотров и погрешностей. Таковы: а) на стр. 77 имя отца Ап. Петра Иона – Ιωνς (автор пишет Ιων) считается укороченным от имени ωννης==Iochanan и =Iehochanan=Бог милостив, а тремя страницами ниже (81) оно считается еврейским =Ionach=голубь, – б) успение Богоматери отнесено к 57-му году и апостольский собор к 50–51 году, а между тем первое изложено прежде второго (стр. 842–855), – в) на стр. 938 автор допускает возможность свидания Ап. Петра с Филоном Александрийским в Риме, не обращая внимания на хронологическую невозможность этого предположения, – вообще в сочинении отсутствует хронологическое исследование жизни Ап. Петра, – г) автор позволяет себе непозволительную в учёном труде цитацию Иосифа Флавия по Гаусрату (в описании Галилеи на стр. 32), Философумен – по латинскому переводу (754), Григория Великого по аббату Геттэ (896), также Оригена , Епифания (78, 901), Лактанция (996. 1034), Игнатия Антиохийского (993–994), пишет: „св. Илларион“ (83) и даже, dictu mirabile, свидетельство Ап. Павла о том, что „Ап. Пётр во время своих миссионерских путешествий имел при себе жену“ (надо: сестру жену?), автор цитирует не по 1Кор.9:1 , а

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

906  См. Дмитриевский. Богослужение за первые пять веков. С. 372 и его же. Богослужение в XVI b. С. 126–127. По чину литургии в рук. РНБ Соф. 858 (XVI в.) читаются девять молитв; чин причащения священнослужителей по этой рукописи приведён в: Дмитриевский. Отзыв: Орлов. С. 214–215. 914  Стихира на «Господи воззвах» вечерни под Пятидесятницу. Предыдущие «Иератиконы» добавляли: «Или, в праздник Господский и во отдание его, тропарь. От недели же Пасхи до отдания праздника, Христос воскресе... В субботу же душ [родительскую], Помяни, Владыко, и нас, яко помянух разбойника, в Царствии небеснем» (см., например, ИЕР 2000. С. 136). В тексте В упоминаются следующие случаи замены «Видехом свет истинный»: «Ианнуария 1, Образ непреложно... В Великий четверток, Вечери Твоея тайныя...». Для Великой субботы предписывается тот же тропарь, что и для «родительской субботы» (по-видимому, имеются в виду все такие субботы) в И (см., например, ИЕР 2000. С. 191). (Эти указания отличаются от соответствующих предписаний греческого Типикона: ср. Τυπικν М. Εκκλησας. Προθεωρα, 47. Σ. 40.) Наш Устав, как известно, предусматривает ту же замену «Видехом свет истинный» в пасхальный период. В Господские праздники, однако, это песнопение не заменяется, за исключением Вознесения, когда до отдания этого праздника включительно вместо «Видехом свет истинный» поётся тропарь «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш...» (см. Георгиевский. Чинопоследование литургии. С. 111). 916   Пс.56:6 . В предыдущих «Иератиконах» 2–2.Б.а-2.б была сформулирована так: «Священник же кадит трижды Святая, глаголя тихим гласом: Вознесися на небеса, Боже... (трижды)» (см., например, ИЕР 2000. С. 136, 191). В практике происходит то же, что и по русскому чину: священник кадит три раза, а стих 56 псалма произносит однажды. 917  Служебник предписывает священнику читать «тайно» Блгословенъ бгъ нашъ, уже повернувшись лицом к народу, а затем «возгласно» Всегда, нын и присн: (С 2004. С. 172). В практике первая часть фразы читается ещё до поворота к народу, как и в современном греческом чине (см. Георгиевский. Чинопоследование литургии. Там же; ИЕР 2004. С. 144, 181).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из этой весьма поучительной и не столь давней истории можно сделать несколько интересных выводов. Во-первых, оказывается наше нынешнее смущение не есть что-то оригинальное. И до нас такое было. Воистину, ничто не ново под луной! Во-вторых: апологеты нынешней встречи Патриарха с папой часто говорят, что она подняла статус РПЦ в христианском мире. Но именно этим, по-преимуществу, и оправдывал свои прокатолические и экуменические эксперименты митрополит Никодим. Причем, у него на это было куда больше оснований, чем у нынешних церковных деятелей. Ведь в те времена, в отличие от нынешних, Русская Православная Церковь существовала в рамках атеистического государства и постоянно ограничивалась атеистически настроенными властями этого государства. Вот митрополит Никодим искренне и мечтал сомнительным путем своей активной прокатолической и экуменической деятельности в противовес сим властям и их ограничениям упрочить, так сказать, международное положение РПЦ. Но, как видим, Богу сие тогда было неугодно. Не думаю, что это угодно Ему сейчас. В-третьих, у нас сейчас достаточно много таких ревнителей, которые считают, что из-за нынешней встречи «все пропало», точнее, «все пропало без них, без их чрезмерно активного сопротивления». Однако в этой связи следует помнить вот что. Это у католиков глава их церкви - папа римский. В Православной Церкви Главой является не тот или иной патриарх, а Господь наш Иисус Христос. Который соблюдает Свою Церковь непорочной (ср. Еф. 5: 27). И, когда надо, как сие наглядно показывает пример митрополита Никодима, «всякую... ветвь, не приносящую плода, Он отсекает» (Ин. 15: 2). Так что не надо молчать, ибо молчанием предается Бог. Но также не надо предпринимать чрезмерные непосильные усилия да потуги. Следует помнить, что «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126: 1). В заключение сей статьи хочу сказать следующее. Как видите, о.Сергий, на Ваш запрос без всякой «мути» и конспирологии, зато в совершенно рациональной форме я изложил основные причины нашего смущения от факта нынешней встречи Патриарха с папой. Думаю, что ни лично Вы, ни другие подобные Вам апологеты этой встречи всего лишь своими словами, «умякнутыми паче елея», не смогут разубедить нас, не смогут уменьшить наше смущение. Оно уменьшится или возрастет в зависимости от дальнейших действий церковного руководства. Хотя, как уже было сказано, всем, в конечном счете, руководит Глава Церкви - Господь наш Иисус Христос. Ему же слава за все, во веки веков! Аминь.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

— Попов К. Вера и ее отношение к христианскому знанию, по учению Климента Александрийского//Труды Киевской Духовной Академии. 1887. 12. — С. 611. 15 Эти выражения ( πρακτικς νος, θεωρητικς) соответствуют двум основным этапам духовного преуспеяния. 16 Выражения τς ρετς ο τρποι, ο λγοι τς γνσεως предполагают тот процесс духовного преуспеяния, который С. Л. Епифанович характеризует следующим образом: “Параллельно вытеснению страсти идет и развитие добродетели, причем это развитие совершается в таком же порядке, в каком ведется борьба со страстью. Сперва усвояется лишь внешняя сторона ее, способ ее осуществления (τρπος), внешний подвиг, потом же постигается и внутренний смысл ее (λγος) и значение. В последнем случае деятельность подвижника становится осмысленной, одухотворенной; она развивается уже под руководством созерцаний, или помыслов (λγοι, λογισμο) о добродетелях, которые озаряют человека в такой же степени, как λγοι γνσεως — идеи ведения о бытии мысленном — просвещают ум на созерцательной стадии”. — Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915. — Сс. 96–97. 17 Проводя различие между душевными делами и мыслями (τιν τν ργων νοημτων εσ ψυχικ) или естественными видами и движениями добродетели (ιδη φυσικ τς ρετς κινματα), с одной стороны, и добродетелями духовными или присущими Богу (πρ φσιν, κα Θεν χαρακτηρζοντα), с другой, преподобный Максим следует по стопам многих более ранних отцов Церкви и, в частности, по стопам святителя Григория Нисского. “Сила человеческой добродетели — говорит святитель Григорий — сама по себе недостаточна, чтобы души, не причастные благодати, возвести к (совершенному) виду (ср. Пс 126:1) Необходима таким образом благодать Святого Духа для того, чтобы человек мог достигнуть нравственного совершенства, — необходима благодатная свыше помощь в пособие естественным силам человека при созидании добродетели”. — Тихомиров Д. Святитель Григорий Нисский как моралист. Могилев на Днепре, 1886. — С. 282. 18 Целесообразно привести всю фразу святого апостола Павла: “Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов”.

http://pravmir.ru/voprosootvetyi-k-falas...

2861. Ср.: 1Кор. 3. 2. 2862. См.: Притч. 14. 3. Мысль, приведенная свт. Амвросием, отличается от чтения как еврейского текста, так и Септуагинты: уста же мудрых охраняют их. 2863. Ср.: Притч. 15. 5. Соответствие мысли свт. Амвросия цитате опять–таки весьма приблизительно. 2864. Ср.: Ис. 1. 6. 2865. Суббота как день сугубого приготовления к дню Господню. 2866. См.: Courcelle P. Connais–toi moi–mkme, de Socrate а Saint Bernard. P., 1974– 1975. 2867. См.: 1Фес. 4. 4. 2868. См.: Исх. 22. 22; Зах. 7. 10; Лев. 19. 11. 2869. Ср.: epist. 1. — Примеч. ред. 2870. Ср.: Притч. 13. 8. 2871. Ср. у Сенеки, epist. 102. 24. 2872. Ср.: Притч. 6. 27. 2873. Satis superque — ср. у Катулла (carm. 7. 2). 2874. Ср. у Сенеки, epist. 102. 21–22. 2875. Ср.: Притч. 6. 26. 2876. Ср.: Притч. 3. 29. 2877. Ср.: Притч. 6. 2. 2878. Ср.: 1Тим. 5. 24. 2879. См.: Филон (los. 23 (140)). 2880. Ср.: Мф. 18. 5. 2881. Ср.: Зах. 5. 7. 2882. Ср.: 2Кор. 8. 2. 2883. Ср.: Пс. 141. 3. 2884. Ср.: Быт. 37. 28. К истории патриарха Иосифа свт. Амвросий обращается в своем трактате «Об Иосифе». 2885. Ср.: Пс. 104. 18. 2886. Ср.: Быт. 39. 1. 2887. Ср. у Вергилия, Аеп. 5. 202: namque furens animi dum proram ad saxa suburget. 2888. Ср. у Филона (los. 9. 40–48). 2889. Ср.: Быт. 39. 11 и след. 2890. Ср. у Филона (los. 9. 41). 2891. Ср. у Филона, los. 22. 126: «Сон этот, по правде говоря, и есть человеческая жизнь. Ибо как в сонном видении мы, глядя, не видим, и слушая, не слышим, и наслаждаясь или будучи увлечены, мы не наслаждаемся и не увлекаемся, и говоря, не говорим». 2892. Ср.: Быт 41. 39 и след., а также у Филона, los. 22 123: «Кто бы мог подумать, что однажды он из раба сделается господином, из узника — самым почитаемым человеком». 2893. Ср.: 1Цар. 16. 11 и след. 2894. Ср.: 1Цар. 18. 20 и след. 2895. Ср.: 2Цар. 15. 14. 2896. Имеется в виду Соломон. Ср.: 2Цар. 12. 24. 2897. См.: Флп. 2. 6. 2898. См.: Ис. 53. 4; Мф. 8. 17. 2899. Ср.: Флп. 2.6. 2900. Ср. у Филона, los. 22. 144: «У тебя избыток — делись. Ибо красота богатства не в кошельках, но в заботе о нуждающихся».

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

е. дарованную Тобою власть, которою Саул и его сообщники облечены, как правители царства (меч – символ власти Римл. 13:4 ), отними от них, как врагов руки Твоей, так как они, злоупотребляя своею властью, чтобы преследовать Твоего же избранника, сделались противниками Твоей божественной воли (ср. ст. 7 и Пс.5 :11б). Впрочем, в некоторых гр. Псалт. (у бл. Феодора, Евф. Зиг., в Моск. изд. греч. Библ. 1821 г.) и древне-славянских (в Цетинской 1495 г. и Сербской 1561 г. у Амфилохия встречается и чтение: оружием твоим, – ρομφα; а в сп. слав. Псалтири Моск. Синод. Библ. 1296 г. читается согласно с русским: оружием твоим... рукою Твоею» (Амфилохий). Слав. 14-го ст. Гди, малыхъ земл: раздл въ живот ихъ, и сокровенныхъ твоихъ исполнис чрево ихъ (=Алекс., Альд. и Компл.), требует исправления: после слова земл не должно быть никакого знака препинания, как в учебной Псалтири и в Часослове, а после слов: въ живот ихъ, вм. занятой, надобно поставить двоеточие (=греч. колон); следующий же в греч. чт. союз κα нужно переводить не соедин., а причинным ибо (ср. пер. еп. Порфирия и Пс.59:13 и 107:13 по слав.-гр. и русск.). Происхождение такого перевода в греч. т. объясняется тем, что 70-ть слово (от людей) может быть читали (ср. Пс.108:8 ; Еккл. 5:1 ). Вместо слова =удел их (русск.: удел которых) 70-т читали или =раздели их (ср. Быт. 19:7 ). Под малыми от земли переводчики, по всей вероятности, разумели малое число избранных Божиих на земле (ср. Мф.20:16 ) или вообще праведников (халд·), которые в своей жизни большею частью принуждены страдать от преобладающего множества нечестивых (св. Афанасий, также Кирилл Алекс. и Косьма Индок. у Кордерия), и весь этот ст. понимали, как молитву псалмопевца о том, чтобы Господь не откладывал своего воздаяния нечестивым гонителям его до будущей жизни, но уже в здешней жизни отдалил бы их от малого числа угнетаемых ими добрых людей (ср. Пс.68:29 и Евф. Зиг.). Насытишас сынвъ=обильно благословлены детьми ( Пс.127:3–4 и 126:3) до полного удовлетворения желанию многочадия; но, в связи с предшествующими и последующими словами, представляется более правильным чтение: насытимся сыны, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010