3. В специальном богословском значении - «обрести спасение в Боге» - глагол σζω употребляется в разговоре между Иисусом Христом, богатым юношей и учениками (Мф 19. 25). В этом смысле он является синонимом др. евангельских выражений, таких как «наследовать жизнь вечную», «войти в Царство Божие»/«Небесное» (Мк 10. 17, 23-26; ср.: Мф 19. 16, 23-25; Лк 18. 18, 24-26; ср. также: «...неужели мало спасающихся (σζμενοι)» - Лк 13. 23 и «...чтобы они не уверовали и не спаслись» - Лк 8. 12). Подобным образом в истории с Закхеем говорится, что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19. 10). Глаголом σζω выражается цель мессианского служения Господа: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3. 17), «...Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин 12. 47), «...говорю это для того, чтобы вы спаслись» (Ин 5. 34). Понимание этого глагола в духовном значении предполагается также в словах Иисуса Христа: «...кто хочет душу свою сберечь (σσαι), тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф 16. 25; пар. Лк 9. 24), «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет (σσει) ее» (Мк 8. 35). tab Существительные, образованные от глагола σζω, также могут служить для выражения идеи спасения. Σωτρ - «Спаситель» появляется в хвалебной Песни Пресв. Богородицы (Лк 1. 47). Спасителем называет Иисуса Христа ангел Господень, явившийся пастухам при Его рождении (Лк 2. 11). Уверовавшие самаряне, прославляя Иисуса Христа, исповедуют Его Спасителем мира (Ин 4. 42). Σωτηρα - «спасение» употреблено в словосочетании «рог спасения» (здесь в значении «спасающая мощь Божия»; «рог» в евр. языке символизирует силу (3 Цар 22. 11), не только физическую, но и гордость, жизненную энергию, мощь Божию (Зах 1. 18-21)) в молитве Захарии (Лк 1. 69; ср.: 2 Цар 22. 3), к-рый далее говорит о ныне свершившемся возвещенном пророками спасении (σωτηραν) от врагов (Лк 1. 71; в синодальном переводе: «...что спасет нас от врагов наших»). Иоанн Креститель выступает на проповедь, чтобы «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» (Лк 1. 77). По словам Самого Христа, Его посещение мытаря Закхея принесло «спасение дому сему» (Лк 19. 9). Др. греч. слово, обозначающее «спасение»,- σωτριον встречается в молитве Симеона Богоприимца (Лк 2. 30) и в Лк 3. 6, где цитируется пророчество из Ис 40. 5: «И узрит всякая плоть спасение Божие».

http://pravenc.ru/text/344423.html

3 . 11:40. (По поводу фарисейского омовения чаш) Господь сказал: «Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее»(Ср. 1Тим.4:4 . (речь тоже о пище): «всякое творение Божие хорошо»). 41. «Подавайте лучше милостыню из того, что есть у вас; тогда все будет у вас чисто (πντα καθαρ μν στιν). 1Τим.4:4. «И ничто не предосудительно, если принимается с благодарением». Тит.1:15 (против иудейских басен): «Для чистых все чисто (πντα καθαρ τος καθαρος)». Ср. Μф.23:26 (возражение исходит из другого начала). 4 . 11:49. (XL) «Пошлю к ним (иудеям) пророков и апостолов, и из них одних убъют, а других изгонят». 1Фес.2:15 . «(Иудеи) убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали». Мф.23:34 (не столь сходно с 1Фес.2:15 ). 5 . 13:6–9. Притча о смоковнице, уже третий год бесплодной, но, по просьбе виноградаря, оставленной еще на год. – Эта притча находится только в евангелии Луки. В свою очередь евангелия от Матфея и Марка упоминают о проклятии Господом бесплодной смоковницы, которая вследствие этого засохла до корня ( Мк.11:12–14, 20–21 ; Мф.21:18–20 ). Толкователи считают последнюю символом иудейского народа. Если и первая имеет то же значение (см. Лк.13:1–5 ), то евангелист Лука избрал первый символ, кажется, не без влияния ап. Павла, который не называет евреев деревом, засохшим до корня (11:16–18), и твердо верит в будущее спасение всего Израиля (ст. 26:1–2, 11–15, 23–25). 6 . 13, 26. «Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою». Р. 14, 17. «Царствие Божие не пища и не питие». 1Кор.8:8 . «Пища не приближает нас к Богу». 7 . 17:7–10. Притча, вполне согласная с образом мыслей и выражений ап. Павла ( 1Кор.9:16–17, 23–27 ; Флп.3:9–14 . Ср. особенно Лк.17:9 с 1Кор.9:16–17 ). 8 . Лк.19:9 . Ср. Гал.3:7–9 («сын Авраама»). 9 . Лк.22:59 . «Каждый день Я бывал с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь ваше время и власть тьмы (κα ξουσα το σκτους)». Кол.1:12–13 . «... Благодаря Бога и Отца,... избавившего нас от власти тьмы (κ της ξουσας το σκτους), и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего...»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Ибо видимое не очищается огнем, но в землю возвращается. Лазарь и богач прямо показывают, что душа есть тело с телесными членами (ср. Лк.16, 24 ). § 15. «Как мы носим образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15, 49 ), духовного, делаясь совершенными. (Апостол) снова говорит об образе, потому что есть тела духовные. И снова: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу» ( 1Кор.13, 12 ). Ибо тотчас же мы начинаем узнавать... чье лицо, образ, форма и тело. Форма созерцается формой и лицо – лицом и познаваемое познается в отношении форм и сущностей. § 16. И голубь, которого одни называют Святым Духом, василидиане – слугой, валентиниане – духом Помышления Отца, видим был как тело (ср. Мк.1, 10 ; Лк.3, 22 ; Ин.1, 32–33 ) 48 , нисшедшее на плоть Логоса 49 . § 17. По учению валентиниан, Иисус и Церковь и София есть возможное смешение всех тел. Человеческое смешение из двух смешивающихся в брак семян совершает бытие одного ребенка, и тело, возвратившееся в землю, смешивается с землей и вода с вином, но лучшие и более превосходные тела имеют легкое смешение: дух, например, смешивается с духом. Мне же кажется, что в данном случае бывает не смешение, а подлеположение. Конечно, не в том смысле, что божественная сила, поселившись в душе, освящает ее по мере нравственного преуспеяния. «Бог есть дух и, где хочет, дышит» ( Ин.4:24, 3:8 ). Ибо сила распространяется не сообразно сущности, но соответственно силе и крепости: прилагается же дух к духу, как и дух к душе. § 18. Спаситель, сойдя на землю, видим был не только ангелам – поэтому они и благовествовали о Нем (ср. Лк.2, 10 ) – но и Аврааму и остальным праведникам, сущим в упокоении среди правых (ср. Мф.25, 33–34 ). Ибо сказано: «(Авраам) рад был увидеть день мой» ( Ин.8, 56 ), т. е. пришествие во плоти. Поэтому Господь, восстав, благовествовал праведникам, сущим в упокоении, и избавил и ввел (ср. 1Петр.3, 19 ) 50 , и все под сенью его будут жить. Ибо явление Спасителя здесь – тень Его славы у Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

И так, по учению Ап. Петра, «обетование» о прощении грехов и получении Св. Духа через крещение принадлежит «всем, кого ни призовёт Господь Бог наш». Кого же зовёт к Себе Господь? Он призывает к Себе трудящихся и обременённых, из какого бы народа они ни были. Он говорит им: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ср. Ин.10:16 ; Гал.3:28 ). Но не одним верующим труженикам Господь обещает в своём царстве «покой» и спасение ( Мк.16:16 ; Мф.25:34–40 ). Он зовёт к Себе и детей их. В Ев. от Марка мы читаем: «приносили ко Христу детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мк.10:13–14 ; Мф.19:13–14 ; Лк.18:15–16 ). Из приведённых слов Евангелиста видим, что пока ученики Христовы были не просветлены благодатью Божией, они считали «младенцев» ( Лк.18:15 ) недостойными и неспособными «приходить» ко Христу. «Что дети могут чувствовать и понимать?» – как бы так думали про себя Апостолы – и «возбраняли приносящим». Увидев то, Господь «вознегодовал» на них: – такова была Его жалость к детям. Он сказал: «пустите детей приходить ко Мне»... Дети – тоже ведь живые души. И они нуждаются в благодати Божией, как молодые деревья в воде. Кроме того, по своему сравнительному незлобию и кротости, дети служат образцом для взрослых ( Мф.18:1–4 ). Кто же может удалять их от Милосердого Господа? Господь «приходящих к нему не изгоняет вон» ( Ин.6:37 ). «Толкущим» Он отворяет двери Своего Царства, – особенно тем из «малых сих верующих», которые душой уподобляются детям (Сн. Мф.7:7,18:6 ). Какой же путь указывает Господь для входа в Его благодатное Царство? Путь один для всех: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). «Кто не родится», т. е. всякий человек без исключения – большой и малый, богатый и бедный, знатный в народе своём, как Никодим, и грешный мытарь, – все обязаны духовно переродиться для вступления в благодатное Царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Основную мысль трактата «Камень веры» выражает такими словами: «человеку ум совершен имущу, боголюбиву же и праведну, благая дела суть потребна ко спасению, и тех вера едина спасения вечного не соделовает» (929). Это положение трактата доказывается: (Гл. I). Во-первых, свидетельствами св. Писания, которые говорят: а) о необходимости терпения, трудов и добрых дел для спасения ( Евр.10:36 ; Флп.2:12 ; 2Кор.7:10 ; Мф.19:17, 25:34–36 ; Иак. 1:22, 25 ); б) о недостаточности для этой цели одной только веры, без любви, целомудрия и других добродетелей ( Иак.2:14, 19–26 ; 1Кор.13:2 ; 1Тим.2:15 ; Мф.5:20 ) и в) изображают жизнь вечную, как награду и воздаяние Божие за дела человека ( Мф.20:8, 5:12, 16:27, 25:21 ; Пс.61:13 ; 1Кор.3:8 ; Гал.6:7–10 ; 2Сол.1:5 ; Рим.2:5–7 ; Апок.22:12, 7:14 ; 2Тим.4:7 ) (931 а –933 б ). (Гл. II). Во-вторых, учением св. отцов церкви. Так, они спасение человека приписывают благодати Божией и добрым делам самого человека. Последние совершенно необходимы: одна вера, без доброй жизни, не приносит никакой пользы человеку. Напротив, христианин, преданный грехам, подлежит большему наказанию и осуждению. Вера только в связи с делами имеет спасающее значение, так что, как одно доброе дело, без веры человека в Бога, не приносит ему похвалы, так и одна вера, без добрых дел – мертва (934 а –937 а ). (Глава III). В-третьих, соображениями разума, основанными на св. Писании. 1) Если одно лицо обещает другому награду под условием его труда и заслуги, то совершенно необходимо выполнить это условие для получения награды: в противном случае теряется на нее всякое право. Господь Иисус Христос обещает нам царствие небесное под условием добрых дел и соблюдения Его святых заповедей ( Мф.5:20, 19:17, 6:14, 19:29, 18:3 ; Ин.13:17, 15:14 ; Лк.13:3, 10:28 ); согласно со Христом учат и св. Апостолы ( Рим.8:13 ; 2Тим.2:12 ; 1Тим.4:8 ; Иак.2:8, 1:12 ; Апок.3:21 ; ср. Иез.18:21–22). Поэтому необходимо творить добрые дела для приобретения царствия Божия (937 б –940 б ). 2) То, что служит причиною спасения, необходимо соблюдать всякому желающему спастись; вера и добрые дела суть причины спасения ( Мф.25:34–36 ; Апок.7:14–15 ) и потому необходимы для всякого христианина (940 а –941 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Его царство, т. е. церковь , вечно ( Дан. 7:13–14 ; Мф. 16:18; 28:20 ), и потому только о Нем, как царе этого царства, может быть сказано, что Он воцарится вовеки (ср. 2Цар. 7:11–16 ; Лк. 1:33 ). Этот Истинный царь Израилев именуется здесь, как и в других пророчествах (см. Ис. 40:11 ), также пастырем для выражения Его необычайной кротости: «он будет столь кроток, что будет называться не только царем, но и пастырем (бл. Иероним). Иисус Христос Сам благоволил именовать Себя пастырем ( Ин. 10:11 ), также именовали Его и апостолы ( Евр. 13:20 ). – Яко в заповедех Моих ходити будут, и суды Моя сохранят и сотворят я (24 ст.), и вселятся на земли своей, юже дах рабу Моему Иакову, на ней же жиша тамо отцы их (25 ст.) – здесь буквально повторяется мысль, высказанная выше (36:25, 27). Как там, так и здесь под землею патриарха Иакова, в которой жили праотцы еврейского народа, следует в переносном смысле разуметь новую духовную обетованную землю, церковь Христову. На это вполне ясно указывают слова: вселятся на ней тии, и сынове их и сынове сынов их даже до века: и Давид раб Мой князь их будет в век (25 ст.), ибо Израиль по возвращении из плена поселился в земле своих праотцов сравнительно не надолго; вскоре по пришествии в мир Мессии своего, Которого он не признал, был лишен этой земли и по настоящее время находится в рассеянии по всему лицу земли. Между тем как царство Мессии, получившее свое начало в древней стране Обетования, имеет оставаться, вечно и царь Его, Мессия Христос воцарился на веки ( Лк. 1:33 ). 4) что Господь заключит с Израилем новый вечный завет мира, упрочит его положение и умножит его (26 ст.), поставит среди Его святилище свое, будет его Богом, а он будет Его народом (27 ст.), так что все даже язычники узнают тогда, что Он – Господь, когда увидят среди Израиля святилище Его (28 ст.). Обетование о новом завете Бога с Израилем служит повторением сказанного выше (см. 34:25, ср. также Иер. 32:40–41 ; Ос. 2:18 ) и имеет одинаковое с последним значение. Укореню я и умножу (26 ст.) – речь об умножении членов благодатного Христова царства (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Тогда прихо дите – и рассудим»... ( Ис.1:11–18 ). «Грешников Бог не слушает, – говорил исцеленный Господом слепорожденный, – а если кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» ( Ин.9:31 ). 6) Необходимо, чтобы мы не имели никакого гнева в сердце на ближних, со всеми примирились, оставив все неприязненные расположения к ним. «Егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого.... Аще... не отпущаете человеком согрешений их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших» ( Мк.11:26 ; Мф.6:15, 18:35 ). «Аще ...принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). 7) Необходимо, чтобы молились во имя Иисуса Христа, не на себя и свои дела надеясь, но все упование свое возлагая на Его бесконечные заслуги, на Его ходатайство и заступление; ибо Он один дает нам право приближаться к Богу, сотворив Собою очищение грехов наших и ходатайствуя за нас перед Ним. «Ибо един Бог и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех». ( 1Тим.2:5–6 ; Евр.7:25 . Ср. Ин.16:33–34, 14:13–14 ). 8) В отношении к предмету молитвы необходимо, чтобы молитва наша была чиста, свята и богоугодна, и вообще сообразна с волей Божией и духом молитвы Господней, и следовательно, необходимо, чтобы прежде и более всего просили благ духовных и вечных ( «ищите... прежде Царствия Божия и правды Его, и все прочее приложится вам») ( Мф.6:33 ), и чтобы не о себе только молились, но и о ближних ( Иак.5:16 ; Еф.6:18–19 ). 9) Необходимо, чтобы, обращаясь к Богу с молитвой, не оставляли и других наших обязанностей, но соединяли с молитвой жизнь деятельную, трудолюбивую, и прося у Бога различных земных благ, всегда должны предавать себя в волю Божию. Сам Господь молился таким образом ( Мф.26:39–42 ). 10) Наконец необходимо, чтобы молились со всем усердием и постоянно – не для того, чтобы смягчать Бога и, так сказать, вынудить у Него дар Его, но – чтобы через то укрепить самих себя в благой надежде и соделать себя способными к принятию Его благодеяний 29 ( Лк.18:1, 21:26 ; 1Фес.5:18 ; Еф.6:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

...В день тот каждый по делам своим получит совершенное и вечное воздаяние. Одни услышат сей приговор: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира ( Мф.25:34 ). Другие, напротив, услышат: идите от Мене, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ), где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мф.9:44 ). Испов., I, отв. на вопр.60. Право и власть вменения принадлежит собственно Богу, как нашему Творцу, Законоположнику, Нелицемерному Судье и Мздовоздателю. Верую... И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия... И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. VII член Символа веры . См. также здесь же Испов., I, отв. на вопр. 59 и 60. Но по данной от Бога власти имеют право вменения по отношению к другим людям а) пастыри церкви. Сия (т.е., священство) должность заключает в себе две принадлежности. Во-первых, силу и власть разрешать грехи человеков; ибо о сем сказано: что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ). Во-вторых, власть и силу учить.... Испов., I, отв. на вопр.109. ...Епископ, как преемник Апостольский, возложением рук и призванием Св. Духа получив преемственно данную ему от Бога власть решить и вязать, есть живой образ Бога на земле и, по священнодействующей силе Духа Святого, обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение.... Он проповедует Святое Евангелие и православных утверждает в вере, а непокорных, как язычников и мытарей, отлучает от Церкви, еретиков же предает извержению и анафеме и свою душу полагает за овцы... Послание, гл.10 22 ). ...На суде епископа своего или сомирянина. Если ты осудишь брата, то сделаешься судиею, тогда как никто не выбрал тебя в судьи, ибо судить предоставлено одним священникам, потому что им сказано: производите праведный суд ( Зах.7:9 ) и опять: будьте искусными торжниками (ср. Лк.19:13 , Фес.5:20), а вам этого не предоставлено, напротив, не имеющим достоинства судейского ни учительского, сказано: не судите , да не судимы будете ( Мф.7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

—387— ном, без всяких ограничений, отожествлении евангельских понятии Церкви и Царства Христова или Божия, или небесного сказывается влияние западной католическо-протестантской методы догматической. Церковь , по определению автора, есть «общество» (с. 10) и притом, «κκληοα обозначает всю единую видимую земную Церковь » (с. 15) и, продолжая под чертой словами проф. Болотова, «никакой невидимой Церкви быть не может» и «в невидимом можно участвовать только в духовном, а в κκλησ не иначе как телом» (с. 15, прим. 2). Но этому противостоят и многими противопоставляются следующие места евангельские: Лк.17:20–21 : «Спрошенный фарисеями: когда придет царство Божие, ответил им я сказал: непридет (приходит) царство Божие с предостережением (заметным указанием, русск. приметным образом) и не скажут: вот здесь или там, ибо вот Царство Божие внутри вас есть (ср. Мф.23:26 , лучше, чем: «среди вас», хотя в данном случае это безразлично). Прошение в молитве Господней: «да прийдет царствие Твое» Мф.5:3. 10–6, 10 ; Лк.11:2 , – ср. также: Мф.4:17–12,28 , – 16, 28,25, 34, 26, 29, – Мк.11:10 , – Лк.19:11–22, 18 ,–23, 42, – Ин.18:36 , – ср. Деян.1:6 и др. Надо заметить, что вопреки Западу на Востоке была общая тенденция не смешивать евангельские понятия Церкви и Царства Божия. Так у Ефрема Сирина : «Христос умер за Церковь, дабы Церковь, которую возлюбил, оживотворить Своей смертью и, превознесенную, ввести ее в Свое царство». (Мой перевод толкования на послания Св. ап. Павла, – Творения, ч. с. 196). 2) На вопрос о времени основания Церкви у автора нет определенного ответа. На с. 240 он говорит: «при жизни Иисуса Христа Церковь могла быть разделена именно так: Иисус Христос , апостолы и верующие». Основание Церкви он видит в акте воплощения Сына Божия, если говорит на с. 4: « Церковь основанием своим и имеет воплощенного Сына Божия, Богочеловека Христа». Но на с. 7: «на камне Петрова исповедания Христос создал Церковь», – с. 3: «о создании из людей единства, Церкви и молился Господь Иисус Христос Своему Небесному Отцу» в первосвященнической молитве, перед Своим страданием ( Ин.17:11, 20–23 ), – с. 11: «получив Духа Свя-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Славянский термин «завет», освященный употреблением православной российской Церкви, ведет свое происхождение от лат. testamentum. Этим словом везде передается греческое διαθχη в древнейшем латинском переводе Itala и в Вульгате. Из свидетельства Тертуллиана (adv. Marc. IV, 1) видно, что уже в конце 2-го века в Западной Церкви название Vetus, Novum Testamentum были во всеобщем употреблении (duos deos dividens [Marcion] alterum alterius Instrumenti vel quod magis usui est dicere Testamenti) 690 . Другим распространенным в древней Западной Церкви, но менее употребительным, чем Testamentum, было название Instrumentum (Vetus, Novum Instrumentum), которое встречается у Тертуллиана (см. выше), Руфина (exp. symb. apost) 691 , Августина (de civ. Dei XX, 4) 692 и других западных отцов; или реже: Vetus Scriptura (Tertull. adv. Ргах. с. 15) 693 , Vetus или Prisca Lex (Hieron. Prol. gal.) 694 . У писателей новозаветных собрание священных книг В. Завета обозначается наименованиями: γραφ ( 2Пет.1:20 ), α γραφα ( Мф.22:29 ; Деян.18:24 ), или с эпитетом γραφα γιαι ( Рим.1:2 ), также ερ γρμματα ( 2Тим.3:15 ). Особенного внимания заслуживает названия у Луки ( Лк.24:44 ): « νμος, ο προφται κα ο ψαλμο», где целое В. Завета обо- —32— значается при помощи перечисления входящих в него частей, и у Иоанна: «о νμος» ( Ин. 10:34 ; Ин.12:34 ; Ин.15:25 ; ср. 1Кор.14:21 ; Ин.10:34 цит. из Пс. 82 (81):6), перенесенное с Пятикнижия Моисеева на весь В. Завет. Совершенно согласны с Н. Заветом в обозначении ветхозаветных книг Филон, Иосиф Флавий и Иудейская синагога (напр., евр. , халд. вполне соответствует новозаветному γραφ). Библия В. Завета у современных евреев обычно называется «закон, пророки и писания» – почти совершенно согласно с упомянутым выше наименованием ее в Ев. Луки. Для скорости и удобства в употреблении, евреи, со свойственной им сообразительностью, вместо длинного названия придумали условное обозначение для всех книг В. Завета: , иначе (тора – Kaulen. S. 154.), взяв от каждого из трех слов по начальной согласной и присоединив к ним произвольно выбранные гласные. Кроме того, по Неем. 8:8 , евреи называют В. Завет ‏‏‎ чтение, или книга для чтения (Keil, Bleek – ср. «Коран» – от того же корня ). Нередко также в рукописных и печатных изданиях евр. Библии можно встретить заглавия: ‏, sanctuarium Iovae, святилище Иеговы, , domus sanctitatis, дом святыни и под.; или: =двадцать четыре, т. е. книги, – книга 24-х, по счету свящ. книг, принятому раввинами 695 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010