Никитари. Церковь Пресвятой Богородицы Форвиотиссы. Церковь Богородицы Асину /// Епархия неизвестна Церковь. Не действует.   Год постройки:Между 1105 и 1106. Адрес: Кипр, Никосия, Никитари Координаты: 35.046269, 32.973355 Проезд:в 5-ти км на юг от Никитари Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Богородицы Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари под охраной ЮНЕСКО с 1985 года. Эта церковь — единственная сохранившаяся часть Форвийского монастыря, основанного в 1099 году Никифором Исхирием. Сведения о монастыре содержатся в надписях на храмовых фресках. Монастырь Богородицы Асину действовал еще в XV - XVI веках. В период турецкого владычества обитель беднела, уменьшалось число монахов, но подворье в Никитари продолжало существовать. В конце XVI -начале XVII веков монастырь пришел в упадок, монахи постепенно оставили его, сооружения превратились в развалины, а затем и вовсе исчезли, Церковь Асину осталась единственным напоминанием о Форвиотийском монастыре. Уникальность храма — в сочетании сводчатого и кровельного перекрытия, что можно увидеть и в церкви Святого Николая около деревни Какопетрия. К тому же, храм привлекает богатством и разнообразием росписей, собрав на своих стенах, помимо канонических евангельских сюжетов, обширнейший свод образов христианских святых из самых разных уголков земли. Церковь Богородицы Асину относится к типу бесстолпных храмов, в интерьерах которых лопатки часто заменяются арочными нишами. Так и здесь, северная и южная стены имеют по три слепые арки, причем средняя шире и выше боковых. Три входа в храм расположены при¬мерно посредине северной, южной и западной стен. Бесстолпные храмы обычно имели немного окон, в церкви Асину есть по одному стрельчатому над западной дверью и в алтарной апсиде, а над северной и южной дверью полукруглые люнеты. Фрески храма можно считать не только энциклопедией образов, но и энциклопедией стилей и влияний в кипрской религиозной живописи. Ранние росписи датированы 1105/6 годами, они изображают святых Константина и Елену, современные им образы можно найти на западной и восточных стенах, на участках южной и северной стен. Остальные фрески этого периода или покрыты поздними слоями или прописаны заново.

http://sobory.ru/article/?object=23636

Рославль. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Расположена среди низкой деревянной застройки в северной части города. Возведена в 1816-25 гг., в кон. 19 - нач. 20 в. расширена трапезная. Кирпичные стены побелены по кладке. Бесстолпный храм в запоздалых формах провинциального классицизма. В нач. 1990-х гг. обрушилась основная часть здания.Несколько вытянутый по оси север - юг двусветный четверик завершен лучковой кровлей и главкой. Полукруглая апсида дополнена прямоугольными выступами по краям. Поперечную ориентацию сильно вытянутой в ширину трапезной подчеркивает двускатная кровля по щипцам. Над западной, более узкой, частью трапезной возвышается четверик звона (завершение колокольни утрачено). Скупой наружный декор четверика включает в себя портики из четырех пилястр. Нижние окна его северной и южной стен прямоугольные, а верхние - арочные. Внутри основное помещение перекрыто восьмилотковым сводом со ступенчатыми тромпами в углах, алтарь - конхой, трапезная - тремя крестовыми сводами, разделенными арками, боковые части нижнего яруса под колокольней - коробовыми сводами с распалубками, а средняя - двумя пересекающимися полуциркульными.  Над низкими деревянными постройками в северной части Рославля в 80-х годах возвышалась полуразрушенная каменная Воскресенская церковь, приход которой до революции составляли жители ближайшей части города и нескольких окрестных деревень. Церковь располагалась на левом берегу реки Становки, которая отделяла приход от центра города. Этот район назывался Заречьем. Первоначально храм был деревянным, с двумя приделами: один, главный, — освящен во имя Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а второй — во имя Смоленской иконы Божьей Матери. О том, в каком году и при каком епископе был возведен этот храм, сведений не сохранилось. В 1813 г. по неосторожности причта и старосты он сгорел. По благословению епископа Смоленского Иосифа, в 1816 г. состоялась закладка нового, каменного храма. Строительство затянулось, и освящен он в 1837 г. Новый храм был, как и прежний, двухпрестольный. Иконостас для главного алтаря был сделан новый, а к придельному взят из церкви села Хорошово. Основным попечителем стройки Воскресенской церкви был священник Дмитрий Кузьмич Руковский. Он лично странствовал с книгой для сбора подаяний на строительство, под его руководством храм был закончен и подготовлен к освящению.

http://sobory.ru/article/?object=07545

Ростов-на-Дону. Церковь Всех Святых (новая). Константино-Всехсвятская церковь Карта и ближайшие объекты Всехсвятская церковь в городе Ростове-на-Дону была известна как кладбищенская. Ее история началась в 1785 году, когда в Димитриевской крепости первоначальную Покровскую церковь заменили новым, более вместительным храмом. Материал разбираемого ветхого Покровского храма использовали для постройки церкви на старом ростовском кладбище «в районе нынешнего перекрестка улицы Красноармейской и Соборного переулка». Кладбищенскую церковь освятили во имя Всех Святых. Ее закладка совершилась 15 декабря 1785 года в Соборном переулке. Через полтора года церковь была полностью отстроена и 19 мая 1787 года освящена. По мере развития города уже в первой половине XIX века в районе между Доломановским и Халтуринским (бывшим Никольским) переулками, Красноармейской (бывшей Скобелевской) и Филимоновской (бывшей Ермоловской) улицами было устроено новое городское кладбище. 8 сентября 1864 года на городском кладбище была заложена новая трехпрестольная Всехсвятская церковь. Строилась она на средства городского головы Андрея Матвеевича Байкова. Во время строительства нового кладбищенского храма в старо­кладбищенской церкви 3 октября 1865 года вспыхнул пожар, но значительную часть церковной утвари, удалось спасти. Эту спасенную церковную утварь на время перенесли в деревянную Никольскую церковь, находившуюся в Соборном переулке между Никольской (теперь Социалистической) и Казанской (теперь Серафимовича) улицами (на месте, где сейчас расположен Ростовский почтамт). После окончания строительства новой каменной церкви на городском кладбище всю церковную утварь с Соборного переулка крестным ходом перенесли в новый храм во имя Всех Святых, который был освящен 27 октября 1868 года. Изначально это была средняя по размерам церковь, увенчанная декоративным пятиглавием. В 1897 году к ней была пристроена двухъярусная колокольня. Согласно «Ведомости о церкви» Донской Духовной консистории, в ней значатся: — главный престол — во имя Всех Святых, — правый придел — во имя Великомученика Пантелеимона Целителя; — левый придел - во имя Святых равноапостольных царя Констан­тина и матери его царицы Елены.

http://sobory.ru/article/?object=31592

Церковь Богоявления. 1821 г., 1893 г. От церкви Богоявления, имеющей симметричную относительно продольной оси композицию, сохранились основной объем типа восьмерик на четверике, чуть более узкая апсида со скругленными углами и четырехъярусная колокольня. Широкая трапезная с двумя приделами полностью разрушена. Крупный восьмерик храма завершен высокой купольной кровлей, над которой возвышается световой четырехгранный барабан со срезанными углами и луковичная главка с ажурным кованым крестом. Три нижних яруса колокольни — слегка убывающие по высоте четверики, а верхний ярус восьмигранный. Колокольню завершает граненая кровля с глухим восьмигранным барабаном и шаровидной главкой с крестом. Фасады четверика храма в три оси проемов были выделены четырехколонными портиками тосканского ордера, от которых остались одна колонна с юга и две с севера. В центре портиков — входные проемы с двустворчатой кованой решеткой. Проемы прямоугольные, но заключены в рамочные наличники с арочным завершением. Арочную форму имеют окна первого света, обрамленные профилированными наличниками с трехчастными клинчатыми замками. Подоконники квадратных окон второго света, также обрамленных профилированными наличниками, опираются на два блок-кронштейна. Грани восьмерика прорезаны прямоугольными окнами с профилированными наличниками и завершены антаблементом с гладким фризом и многообломным венчающим карнизом. Грани, расположенные по странам света, несколько выступают относительно диагональных сторон восьмерика. Апсида с востока выделена ризалитом с двумя тосканскими пилястрами по сторонам окна. Этот проем, как и боковые окна апсиды, — прямоугольный, с профилированным наличником и ступенчатым фартуком. Первый, третий и четвертый ярусы колокольни прорезаны арочными проемами, второй — окнами с лучковыми перемычками. Вход в колокольню расположен с юга. Он забран четырехстворчатой металлической дверью, за которой находится четырехстворчатая филенчатая дверь. Проемы в каждом ярусе фланкированы пилястрами (в нижнем ярусе рустованными), а в первом и третьем ярусах средняя часть фасадов завершена пологим треугольным фронтоном.

http://sobory.ru/article/?object=28287

Бакты (Захаровка). Церковь Николая Чудотворца военно-местная. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1896. Год утраты:Не установлен. Адрес: Казахстан, Восточно-Казахстанская обл., Урджарский р-н, с.Бахты Координаты: 46.660187, 82.72336 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Бахты - укрепление Семиреченской области, близ Китайской границы, в 548 верстах (почтовый тракт) от г. Семипалатинска, откуда можно проехать по р. Иртышу (806 вер.) до ст. " Омска " Сибир. жел. дор. Жителей (вместе с с. Захарьевском) около 2 тысяч населения (киргизы, русские). Одноклассная министерская школа. Церковь одна - военно-местная. Бахтинская военно-местная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Престольный праздник 6 декабря. Расположена церковь среди селения " Захарьевского " , примыкающего к укр. Бахты. Здание церкви из еловых брусьев, под железной крышей (общею длиною 34½ арш., шириною средняя часть 14 арш.) на цоколе из китайского кирпича и фундаменте из бутового камня. Вмещает до 600 человек молящихся. Освящена церковь 20 августа 1896 г. До 23 марта 1900 г. церковь и причт ее находились в ведении Туркестанского Епархиального Начальства. Первоначально она именовалась церковью Бахтинской местной команды, а с 1912 г. военно-местною. К церкви приписана церковь во имя 3-х святителей, находящаяся в с. Захарьевском. По штату при церкви положен: один священник. Цитович Г.А. " Храмы армии и флота " . Пятигорск, 1913 К церкви Николая Чудотворца приписана церковь, находящаяся в с. Захарьевском, во имя 3-х святителей (освящение нового Трисвятительского храма в селении Захарьевском состоялось 30 сентября 1908 г.). Храм построен на средства и трудами лепсинского купца Григория Ефимовича Бовина. Не забывает он и тех, кто, по долгу своей службы, является главным молитвенником в св. храме — доказательством чего служит недавно сооруженная им часовня на месте, где, проезжая по служебным обязанностям из селения Ивановского в укрепление Бахты, замерз во время бурана свящ. о. Димитрий Сперанский. Новый храм первоначально предполагалось построить из кирпича и был уже заготовлен на это материал, но по пожеланию храмостроителя и с разрешения архипастыря впоследствии выстроен из дерева. Заготовленный же ранее материал был, по инициативе свящ. о. Савватия Сумарокова, приобретен на постройку особого дома при церкви, где с 1 октября с. г. открыта народная библиотека-читальня.

http://sobory.ru/article/?object=40970

Вахитовский район. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери (Покрова Пресвятой Богородицы). Карта и ближайшие объекты Покровский храм старообрядцев Белокриницкой иерархии строился в несколько этапов. Известно, что в 1877 г. участок принадлежал старообрядцу Е.А. Хворову, на нем располагался небольшой деревянный дом. К 1884 г. участок переходит во владение купца А.И. Володина. Так как старообрядцам запрещалось строить церкви и молельные дома, А.И. Володин начал с постройки " складочного места " , которое стало главным объемом будущего храма. Пятиглавая, четырехстолпная, трехнефная церковь с колокольней над входом. Представляет собой прямоугольное в плане сооружение, средняя квадратная часть которого в 2 этажа и является основным объемом церкви, выступающим за пределы всего объема на северном и южном фасадах. На восточном фасаде размещена апсида с надстройкой на 2-м этаже и примыкающими по сторонам квадратными в плане приделами, покрытыми скатной кровлей.  Одноэтажные приделы и апсида представляют прямоугольный объем, освещенный на восточном фасаде 5-ю высокими арочными окнами (среднее окно заложено) и по одному окну на боковых фасадах. Второй ярус апсиды освещен 2-мя прямоугольными окнами с востока, и по одному окну с севера и юга. Вальмовая крыша увенчана главкой на глухом барабане. Над правым углом апсиды выложена дымовая труба. На западном фасаде на вытянутом прямоугольном объеме, включающем внутреннюю паперть и боковые приделы, в центре высится двухъярусная, квадратная в плане колокольня, увенчанная большой главкой на освещенном барабане. Наружная паперть - крыша с цилиндрическим сводом на мощных цилиндрических столбах с арками по сторонам. Третий ярус колокольни освещен широкими полукруглыми проемами, расчлененными 2-мя вертикальными перемычками на 3 части. Северный и южный фасады основного объема освещены на 1-м этаже 4-мя высокими арочными окнами, а на 2-м антресольном этаже - 4-мя прямоугольными окнами. Боковые входы на этих фасадах выделены крыльцами, аналогичными главному на западном фасаде.

http://sobory.ru/article/?object=06600

Владимир. Богородице-Рождественский мужской монастырь. Трапезный храм в честь Рождества Христова. Христорождественская церковь на втором этаже Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Христова с трапезной - пример представительного храма эпохи эклектики с декором в стиле барокко, навеянным убранством соседних архиерейских палат. В первом этаже сохраняются части построек 17 в., в том числе старой надвратной церкви. К вытянутому двухэтажному зданию, выходящему северным фасадом на красную линию улицы, с востока и запада примыкают стены монастыря. Композиция складывается из трех прямоугольных в плане объемов, расположенных друг за другом под небольшими углами: повышенный центральный покрыт скатной кровлей, два боковых, более низких и примерно одинаковой длины, - вальмовыми кровлями. Уличный фасад повышенной части завершен тремя фронтонами: треугольными по сторонам и лопастно-килевидными - в центре. За фронтонами в центре сохранилось квадратное в плане основание барабана. С востока к зданию примыкают пониженные ворота. Уличный и дворовый фасады аналогичны по структуре и декору. В средней повышенной части в семь осей выделены фланги в две оси (под треугольными фронтонами) и центр - в три оси (здесь, в свою очередь, выделена средняя ось под фигурным фронтоном). Боковые части здания расчленены на два (восточная) и три (западная) прясла. Все эти членения в первом этаже зафиксированы короткими лопатками с квадратными ширинками, во втором - филенчатыми лопатками. Этажи разделены карнизом с поребриком, продолжающим карниз стен монастыря. Повышенная часть завершена развитым антаблементом, включающим карниз с дентикулами. В поле среднего неполного фронтона помещено круглое окно в профилированной рамке. Все окна первого этажа - небольшие, с лучковыми перемычками и рамочными наличниками; окна второго этажа боковых частей - арочные, частью ложные, со скромными рамками. Эффектны барочные наличники высоких арочных окон второго этажа повышенной части - с очень высокими сандриками (лучковыми на многочастных горизонтальных основаниях, с ушами-волютами). По верху боковых объемов проходит карниз с сухариками. Интересны порталы арок ворот и входа (в центре западного объема): перспективные обрамления проемов, пилоны с фасками по сторонам и опирающиеся на них сильно вынесенные килевидные архивольты-козырьки с круглыми нишами в тимпанах.

http://sobory.ru/article/?object=02749

Гагарин. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Обширное здание с гранитным цоколем, возведенное в русском стиле. Крупный двусветный четверик изначально был увенчан пятью главами. К нему крестообразно примыкают значительно пониженные приделы, пятигранный алтарь и высокая трапезная. Главный алтарь фланкируют более низкие трехгранные апсиды приделов. Перед боковыми и западным входами - крыльца с лестницами. Грубоватый фасадный декор подражает формам 17 в.: на углах объемов - лопатки с ширинками и кокошниками вверху, наличники с полуколонками и килевидным завершением, столбы-кубышки, поддерживающие двойные арки крылец с гирьками, и пр. В храме высокая средняя часть перекрыта сомкнутым сводом; над приделами, апсидами и трапезной своды коробовые, с лотками над гранями апсид и крупными распалубками над окнами трапезной. В обособленной западной части трапезной - плоский потолок. Сохранились фрагменты масляной росписи. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г. 27 октября 2014 года епископ Смоленский и Вяземский Исидор и губернатор Смоленской области Алексей Островский подписали соглашение о передачи Благовещенского собора города Гагарина Смоленской Епархии. Благовещенский собор в городе Гагарине (до 1968 года-Гжатске) является одним из крупнейших храмов Смоленской области. Его вместимость достигала 4000 человек. Обширный кирпичный храм в псевдорусском стиле строился в 1897-1900-х годах на средства А.И. Комаровой на месте каменного пятиглавого собора 1736 года. Четырехстолпная постройка с возвышенной центральной частью, увенчана пятью главками. Боковые приделы Василия Великого и Анны Праведной. Закрыт в 1930 году. В войну был сильно поврежден, а рядом стоящая колокольня 1882 года постройки и вовсе была разрушена до основания. После войны храм был отреставрирован и до 1960 года в помещении находился клуб. К 1970-м годам стоял заброшенным. И только в 1980-х годах его отреставрировали, перепланировали и отдали под историко-краеведческий музей и музей истории полета Гагарина в космос. В 2013 году южный придел храма был возвращен верующим. В 2015 году собору исполнилось 115 лет. К концу 2015 года историко-краеведческий музей переехал в старинное здание - бывший дом купца Церевитинова.

http://sobory.ru/article/?object=00466

еп. Мефодий Кампанский 8 (21) ноября. Собор св. Архистратига Михаила 1 Сегодня Собор архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Мир духовный состоит не только из душ человеческих. Он включает в себя бесчисленное множество святых бесплотных сил – ангелов и архангелов. Мир ангельский был создан до творения мира видимого. „В начала Бог сотворил небо и землю”, говорится в Библии , а потом идет рассказ о сотворении видимого мира. Так вот: „В начале Бог сотворил небо”, это и есть указание на сотворение ангельского мира. Поначалу все ангелы были добрыми, а потом часть ангелов восстала против Бога и образовала мир злых ангелов. Земному человеку трудно говорить о небесном и трудно и понимать его. Но в Слове Божьем, в Священном писании и свидетельстве святых людей (чистые сердцем Бога узрят) нам кое-что раскрывается об ангелах. Известно, что они бесплотные, могущественные духи, служители Божии, что не все они равны, что есть 9 чинов ангельских, три иерархии – высшая, средняя, низшая. К высшей иерархии относятся: шестокрылые СЕРАФИМЫ, многолицые ХЕРУВИМЫ и Богоносные ПРЕСТОЛЫ; к средней – ГОСПОДСТВА, СИЛЫ и ВЛАСТИ; к низшей – НАЧАЛА, АРХАНГЕЛЫ и АНГЕЛЫ. Вождем небесных сил является архистратиг Михаил. Сегодня и есть праздник – прославление архистратига Михаила и всех бесплотных небесных сил. Каждый из нас имеет своего ангела хранителя, который оберегает нас от всякого зла и которого мы от себя отгоняем согласием на зло и, наоборот, привлекаем к себе усердием к добру. В житии одного Христа ради юродивого есть, казалось бы непонятный, в действительности же поучительный, рассказ: этот святой ходил по городу и бросал камнями или гнилыми яблоками в стены храма и обнимал и целовал стены домов нечистой жизни. Оказалось, что он, как чистый сердцем, видел у стен храмов злых духов, которые не смели войти с человеком в церковь , а у стен домов нечистой жизни видел святых ангелов хранителей, которые плакали и молились о погибающих в грехе душах человеческих. „Святые архангелы и ангелы, молите Бога о нас”. 2

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

Зиньков. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1621. Деревянная колокольня 1726 г.. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Хмельницкая область, Виньковецкий район, Зиньков Координаты: 49.087737, 27.068928 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Купольные тридильные храмы тоже имеют аналогии с деревянными одноверхими или триверхими церквями. Типичным одноверхим храмом является Троицкая церковь в Зинькове (1621 г.). В ней к среднему прямоугольному помещению, перекрытому сомкнутым пирамидальным сводом, аналогично деревянным верхам, прилегает с востока граненая апсида, а с запада – тоже граненый бабинец, но более простой формы. Внешне силуэт церкви отмечается коренастыми пропорциями, некоторой приземистостью, но в интерьере этих черт нет. Интерьер здесь близок по характеру к народному жилью. «История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1967 г., перевод с украинского. В Зинькове есть католическая церковь во имя Святой Троицы, каменная, построенная в 1450 г. Петром Одровонжем и обновленная после турецкого разорения в 1708 году Адамом-Николаем Сенявским (Slownik geograficzny (Географический словарь) т. XIV, стр. 620). Свято-Троицкая каменная одноэтажная церковь принадлежит к числу древнейших церквей Подолии. Она построена в 1621 году; раньше неё была другая каменная церковь во имя Воскресения Христова, сооруженная, по преданию, Петром Одровонжем около 1460 года, развалины которой существовали ещё в 1762 году по свидетельству произведенной тогда визиты – на их месте в настоящее время находится лишь каменный крест. В 1796-1804 г.г. Троицкая церковь числилась соборною. Она замечательна в том отношении, что имеет особенности, свойственные деревянным храмам. План её состоит из трех частей: средняя часть представляет квадрат, сторона которого равна 3 саж.; она выше и шире двух остальных; алтарь помещается в полукруге (абсиде), ширина которого равна 7 арш., а глубина 6 арш.; снаружи абсида имеет пять граней; с западной стороны к средней части храма примыкает полуовал, образующий притвор (бабинец); ширина его равна ширине алтаря. Таким образом очевидно, что каменная постройка копирует деревянную. Храм увенчан одним куполом; каменного купола в настоящее время нет, а устроен деревянный в виде восьмигранной усеченной пирамиды с окнами. Над алтарем уцелел каменный коробовый свод, восточная сторона которого закруглена.

http://sobory.ru/article/?object=37410

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010