2 октября 2013 г. Условия открытого профессионального конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма» 1.  Общие сведения о конкурсе 1.1.  Организаторы конкурса: Общероссийская общественная организация «Союз архитекторов России» (далее – САР), Некоммерческое партнерство «Союз благотворительных организаций России» (далее – СБОР). 1.2. Цели и задачи конкурса. Архитектурный конкурс ставит целью привлечь профессиональные творческие силы к поиску архитектурного образа современного православного храма, созданию архитектурных решений, обладающих интересной композиционно-художественной выразительностью с соблюдением необходимых религиозных требований. Конкурс призван позитивно воздействовать на современное состояние культурной и архитектурной действительности России. 1.3. Вводная информация. За последние годы на территории России построено и восстановлено большое число православных храмов и комплексов — это большая заслуга. Практика современного этапа строительства православных храмов в России показывает, что храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение. Архитекторы чаще всего занимаются стилизацией образцов прошлого без попыток осмысления современного облика православного храма в русле традиции русского храмоздательства без учёта современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий. 1.4. Предмет конкурса. 1.4.1. Предметом конкурса является концепция современного архитектурного решения образа православного храма. 1.4.2.  Храм вместимостью 500-600 человек может быть выполнен в трех вариантах градостроительного размещения: в центре открытого городского пространства с размещением вспомогательных помещений в цокольной части здания; в городском квартале с тыльной частью участка, где может размещаться отдельно стоящее здание с вспомогательными помещениями;  на открытом загородном пространстве без каких бы то ни было ограничений. 1.4.3. В храме должны быть предусмотрены кроме основных структурных частей (алтарь-средняя часть-притвор), подсобно-вспомогательные помещения, обеспечивающие потребности богослужений и комфортные условия для прихожан, в т.ч. доступ для маломобильных групп населения.

http://e-vestnik.ru/culture/usloviya_kon...

Второй очерк, вхдящий в состав Τ Πα’τρια, надписывается « Περ τς σχηματογραφιας Κωνσταντινουπο’λεως» («О внешнем очертании или общем виде Константинополя») и говорит о плане или лучше о топографии Константинополя. Статья невелика по объему и представляет, вероятно, конспективный обзор неизвестного сочинения, находившаяся в распоряжении автора. Между прочим, здесь рассказывается о великом землетрясении в царствование императора Феодосия Младшего и во время константинопольского патриарха Прокла, когда было чудо восхищения отрока на воздух и откровения чрез него песни Трисвятого. Более важное значение имеет следующая часть сочинения под заглавием « Περ αγαλμα’των, στηλν κα θεαμα’των τς Κωνσταντινουπο’λεως». Здесь указываются статуи, колонны и другие достопримечательности (храмы, иконы, цистерны) Константинополя, рассказываются обстоятельства их происхождения и история существования, дается описание важнейших и разнообразнейших археологических памятников Византии, которые вызывали всеобщее изумление своей техникой и искусством и сделали Константинополь в представлении западноевропейских народов средневековья каким-то волшебным городом, озаренным сиянием золота… Четвертая часть – « Περ κτισμα’των τς Κωνσταντινουπο’λεως» содержит также ценные сведения о зданиях Константинополя – богадельнях, больницах, дворцах, наиболее примечательных частных домах, особенно же о весьма многочисленных монастырях, храмах и часовнях Константинополя, причем автор сообщает, когда и кем было построено то или иное здание, какие перемены оно испытало в своем устройстве, какие достопримечательности в нем были и т. п. Последняя часть рассматриваемого труда озаглавливается « Περ τς οκοδομς το ναο τς Αγι’ας Σοφι’ας» и рассказывает о постройке Юстинианом знаменитого византийского храма, «какого, – по словам писателя, – не было от Адама, да и не будет». Большого значения этот труд не имеет, так как автор, по-видимому, пользовался в качестве источника каким-то некомпетентным народным повествованием о сооружении храма Св. Софии, внес в свою работу немало легендарных сведений и приукрасил сомнительными рассказами о чудесах, которые будто бы сопровождали постройку знаменитого храма. Но заслуживают внимания немногие сообщения технического содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОЛИТВЫ АПОКРИФИЧЕСКИЕ 1) Молитвы и чинопоследования, не использующиеся в церковном богослужении (хотя иногда записывавшиеся в требниках), носящие магический характер и отражающие т. н. народные верования (суеверия) ( Алмазов А. И. Врачевальные молитвы: (К мат-лам и исслед. по истории рукоп. рус. Требника)//ЛетИФО. 1900 [Т.] 8. Визант.-слав. отд. [Вып.] 5. (отд. изд.: Од., 1900. М., 2012); он же. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры: К истории визант. отреченной письменности. Од., 1901; Виноградов А. Ю., Желтов М. С. «Апокрифическая» надпись с Мангупа и обряды «изобличения вора»: магия и право между Античностью и Средневековьем//Словне - Slovne: Intern. J. of Slavic Studies. М., 2015. 1. С. 52-93 [Библиогр.]); 2) принятое в научной лит-ре общее наименование псевдоэпиграфических молитв, сохранившихся в памятниках II в. до Р. Х - IV в. по Р. Х. Термин возник в процессе систематического изучения ветхозаветных апокрифов. М. А. принято отличать от апокрифических псалмов (напр., Psalmi apocryphi syriaci - CAVT, N 204) и рассматривать отдельно от молитв, встречающихся в кумранских рукописях. Однако в целом вычленение М. А. весьма условно и часто зависит от исследовательских и религиозно-конфессиональных установок того или иного ученого. При этом необходимо принимать во внимание дискуссии о каноне библейском и статусе апокрифов в иудаизме Второго храма и раннем христианстве (см., напр.: Charlesworth J. H. The Fluid Borders of the Canon and «Apocrypha»//Sacra Scriptura: How «Non-Canonical» Texts Functioned in Early Judaism and Early Christianity. L. etc., 2014. P. XIII-XXV). Вопрос о происхождении и источниках этой группы текстов тесно связан с вопросом об иудейском наследии и адаптации храмового и синагогального богослужения в христ. традиции (см. в ст. Иудейское богослужение ). Основной признак отнесения текстов к группе М. А.- независимое бытование в рукописной традиции. Однако к М. А. не относят «Исповедание (молитву) Ездры» (Confessio (Oratio) Esrae - CAVT, N 181), к-рое сохранилось на лат. языке как часть 4-й Книги Ездры (гл. 8. 20-36), молитвы, включенные в состав греч. версии Книги Есфири, а также дополнительные псалмы Давида, являющиеся частью др. произведений. В число М. А. не входят библейские песни , за исключением «Молитвы Манассии» (Oratio Manasse - CAVT, N178; не позже кон. III в.), независимое бытование к-рой от библейского текста несомненно. Вопрос о соотношении христ. версий этой молитвы (на греческом, латинском и сирийском языках) с иудейскими (в кумран. фрагментах и отрывке из Каирской генизы) по-прежнему остается дискуссионным, а точное происхождение и использование в период Второго храма - неясным ( Horst. 2008. P. 149; подробнее о датировке, рукописной традиции и содержании молитвы см. в статье Манассия ).

http://pravenc.ru/text/2564070.html

«Благодарность»... Нужно ли о ней, о необходимости ее, о естественности, о желании ее говорить? Казалось бы, после такого ожидания и приготовления, после такой милости, какой сподобились причастившиеся, и вообще после такого длинного подготовительного Богослужения в несколько часов, да, именно часов, каковыми являются в сущности все предварительные службы, то есть и вечерня, и утреня, и часы, и затем вся так называемая литургия оглашенных, и даже значительная часть самой литургии верных; после всего этого – может ли не быть и часть последующая? Ответ, по-видимому, предполагается положительный: да, она должна быть! И разумеется. Но вопрос в том, насколько значительна должна быть эта часть? Подготовительная занимала несколько часов. В древнее время богослужение совершалось ночью и беспрерывно шло, заканчиваясь Евхаристией. Сколько же времени должен занять теперь конец, заключительная часть? Пожалуй, можно подумать, что конец будет не малый, во всяком случае не будет почти незаметным. И почти все другие службы теперь имеют и свой подъем, и свою вершину, а потом – постепенное уступление. В вечерне конец начинается уже со «Сподоби, Господи», а там далее: «Исполним вечернюю молитву», стихиры на стиховне, тропарь, сугубая ектения и отпуст. Это все ниспадание. Вершина – вход, прокимен и (если есть) паримии, то есть чтение Священного Писания Ветхого Завета. На утрени центр с «Хвалите» – до Славословия, а затем опять заключение, постепенно убывающее: ектении, отпуст и 1-й час. И опытный знаток богослужения знает, что после великого Славословия психологически оборвать утреню невозможно: слишком много радости было в средней, центральной части, закончившейся поднимающими хвалитными стихирами и Славословием... Даже и 1-й час различно на практике читается: где сокращенная всенощная, там 1-й час «дьячки» начинают с молитвы «Святый Боже», а то даже и с «Господи, помилуй» – 40 раз, и далее. А где служба совершается полнее, там читается весь 1-й час, но с выпуском двух первых псалмов, а прямо после «Приидите, поклонимся» – «Милость и суд». Но где богослужение, как в монастырях, например, исполняется по уставу, почти целиком, там явно ощущается необходимость читать и два опускаемых псалма: есть потребность постепенно, не спеша, успокоиться от подъема, чтобы выйти из храма домой умиренным и ровным, но с полученным богатым содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Стакан кефира. Военные записки одного дьячка Часть четвёртая 13.03.2024 129 Время на чтение 11 минут Источник: Регнум Иван Шилов ИА Регнум Вступление, не имеющее к описываемой истории почти никакого отношения В нашем, Н-ском церковном благочинии имеется тюрьма. Церковная темница — историческая и культурная достопримечательность уездного масштаба. По идее, содержаться в ней должны были бы еретики и раскольники уездного масштаба. Но ни первых, ни вторых у нас уже лет триста не наблюдалось, а провинившихся иереев, дьяконов и прочий клир теперь судят в другом месте и по другим правилам. Поэтому испокон веку, то есть сколько я себя помню, в нашей темнице содержится один единственный узник. Иисус Христос. Вы заходите в притвор Богородицерождественской церкви, делаете десять или двенадцать шагов вперед и у двери в среднюю часть храма краем левого глаза замечаете нишу в стене. Каменный мешок глубиной полтора метра, шириной метр, высотой метра два. Стены и свод из красного кирпича, железная решетка от пола до потолка, внутри горит тусклый свет, и на маленьком табурете сидит Господь, Иисус Христос, подперев ладошкой измученную голову в терновом венке. В этот момент даже безразличные к евангельской истории туристы и захожане вздрагивают и останавливаются в нерешительности. Пока не сообразят, в чем фокус. Маленькая сгорбленная фигурка — всего лишь деревянная скульптура. Иконографический сюжет, распространенный в народной культуре еще двести лет назад, а сейчас почти забытый, но у нас — живой. Когда никого нет и меня никто не видит, я прислоняюсь к кирпичной стене спиной и думаю. Я на службу пришел, праздник должен быть, а здесь Бог, в тюрьме сидит, упечен за решетку, какой может быть праздник?! И сколько не задавайся вопросом, ответа не слышно. Кроме одного, вялого и неубедительного, мол, иди и Христа в темнице с собой на службу неси. Так должно быть: ты, Господь, тюрьма и праздник. Всё вместе называется — жисть. 1. За три дня до командировки приехал я в храм забирать народную лепту — на гуманитарку.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/13/stakan...

Е. Марков Часть I. Путешествие по святой земле I. Допотопный город Пристань Св. Земли. – Соломон и пророк Иона. – Шхеры. – Приют православных паломников. – Память средних веков. – Базары Яффы. – Арабская толпа. – Наполеон в Яффе. – Ругня арабских матрон. На рассвете 30 апреля показался вдали берег Яффы... Главная цель нашего странствования теперь достигнута, окончено долгое скитание по морям, и ничто больше не заслоняет от нас так давно манивших нас поэтических горизонтов Святой Земли. Мы радовались как дети, любуясь с высокой рубки на белый амфитеатр Яффы, с волшебною быстротой выраставший в наших глазах от незримо быстрого плавного приближения к нему парохода. Вопреки всем предсказаниям и всем опасениям, море стало тихо, как уснувшее озеро. Неподвижная голубизна этого моря и такая же глубокая голубизна неба выделяли белые башни Яффских плоско-крыших домов и обрывы береговых утесов с поразительною яркостью... Яффа недаром называлась «прекрасною» еще в ветхозаветной древности. Это достойная пристань Святой Земли, заслуженный страж исторических ворот, через который прошли тысячелетия. На земном шаре нет другого города, которого легенды народов почтили бы такою старинною родословною. Евреи издревле считали Яффу городом Иафета, сына Ноева, и полагали, что Ноев ковчег отплыл из его пристани в разверзшиеся хляби земли... Даже Плиний, патриарх естествознания, признает допотопный титул за Яффою, этою его Ioppe Phoenicum, antiquior terrarum inondatione 1 . От того в старые века искали ве Яффе гробницы Ноя. Фантазия древних Греков, конечно, тоже не миновала этого древнейшего из всех городов мира. К скалам Финикийской Яфо или Иоппе, как рассказывает Плиний, была прикована по злобе Нереид осужденная морскому чудовищу Андромеда, спасенная потом Персеем; и следы ее цепей показывались на утесе Яффы еще в первые времена христианства. Во всяком случае во дни Соломона Яффа была единственною пристанью Филистимского побережья, через которую народ Божий мог сообщаться по морю с чужими странами. Когда премудрый строитель послал просить на постройку Храма Иерусалимского кедров Ливанских у Тирского царя Хирама, друга отца его Давида, то Хирам отвечал:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Кавказ: где находится древнейший храм России? Фоторепортаж Юлии Маковейчук 26.01.2015 514 Время на чтение 7 минут Горы Северного Кавказа таят в себе не только бесподобные красоты природы. Здесь в раннем Средневековье существовали мощные государства, народы которых первыми приняли христианство на территории современной России, задолго до крещения Киевской Руси. Сохранившиеся храмы и часовни, как стражи, возвышаются на горных пиках так, что их видно за многие километры. «Там, у подножья высокого Кавказа, пасутся стада многих племен этого великого народа, который я бы назвал паствой Христовой, цветом скифов и первым плодом Кавказа... иные народы выделяются множеством своих сил, а другие - храбростью и воинским умением, но этот победил их всех и служит только Христу. Ибо они были пленены Его всесвятыми словами и ныне славятся среди нас соблюдением обрядов и своим христианством, и рады называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан», - так описывал аланов один автор еще в XII веке. Алания приняла христианство от Византии в 916 г. Однако в 932 г. аланский царь неудачно воевал против Хазарии и под ее давлением на время выдворил из страны христианских священников, присланных из Византии. Но уже с середины X века Алания вновь сильно сблизилась с Византией, Абхазией, Грузией и другими православными государствами. Тяжелый удар Алании был нанесен монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238-1239 гг. равнины Предкавказья. Уцелевшая часть аланов ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С XIV века среди аланов стал распространяться ислам. Прямыми потомками аланов являются современные осетины, а также, как утверждают некоторые ученые, тюркоязычные карачаевцы и балкарцы. Земли и поселения обезлюдели, а новые завоеватели принесли с собой другую религию. Во многом в силу этого обстоятельства древние храмы не использовались и постепенно разрушались под воздействием времени. Три Зеленчукских храма

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Одиночество в Церкви. Что делать? 15.09.2015 757 Время на чтение 5 минут Одинокие и до поры, до времени активные люди - очень полезные члены общины, можно сказать, ее тягловая сила. Парадокс в том, что присутствие и потребности их внутри общины как-то не замечаются. Одинокие мужчины и женщины зрелого возраста вообще не рассматриваются как отдельная категория лиц, нуждающихся в особом внимании. Правильно ли, что в следующий раз объектом внимания прихода такой человек станет, только когда превратится в лежачего больного? Об этой проблеме размышляет Ольга КИРЬЯНОВА. Однажды, лет восемь назад, мне довелось побывать на свадьбе в одном известном московском приходе. Сплоченность большой общины этого храма подкреплялась еще и тем, что большая часть прихожан имела непосредственное отношение к среднему учебному заведению социального профиля, действующему при больнице, частью которой и являлся храм. То есть после венчания за столом в просторной трапезной собрались преимущественно педагоги и выпускники училища, а также люди, несшие различные приходские послушания по милосердному служению ближним. Таков вектор развития общины, который был задан настоятелем, являвшимся также духовником для подавляющего большинства присутствующих. Собственно, и трогательная история знакомства и зарождения любви молодой пары была неразрывно связана с этой же сферой милосердного служения. Она много лет работала воспитательницей в детском приюте, щедро делясь с обездоленными малышами теплом своего нежного и доброго сердца, а он был новым сотрудником той же организации. Пришел, увидел и был покорен. Атмосфера за свадебным столом царила оживленная и радостная, как и подобает на таком торжестве. После многочисленных напутствий духовных лиц, здравиц и многолетий, перемежаемых возгласами: «Горько!», слово попросила подруга невесты. «Я очень рада за Н., - сказала она, - И рада, что потерпел фиаско наш совместный план, составленный давным-давно на случай, если у нас обеих замуж выйти не получится. На этот случай мы с ней решили к старости съехаться и жить вместе в квартире одной из нас, чтобы сдавать вторую и жить на эти деньги».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Православие наднационально…» О служении в Тувинской епархии 25.08.2021 1129 Время на чтение 16 минут Совсем недавно жители Тувы отпраздновали юбилей обретения национальной государственности – столетие со дня создания Тувинской Народной Республики, образованной 15 августа 1921 года. Незадолго до юбилейной даты мы поговорили с иереем Алексием Паркачевым, который на протяжении трех лет служил в Тувинской епархии. – Отец Алексей, сколько лет вы жили в Туве? – Я в Туве жил три года: с 2017-го по 2020-й. Служил в Воскресенском кафедральном соборе г. Кызыла. – Насколько там большая православная община? – Сама по себе Республика Тува маленькая – примерно триста двадцать тысяч населения. Это, можно сказать, небольшой областной городок или как два района нашего города Перми. Вся Республика по площади – это, по-моему, 170-180 тысяч квадратных километров. Расстояние с севера на юг – 400 километров, с запада на восток – 600. Средняя плотность населения – 2 человека на квадратный километр, соответственно, население маленькое. Что касается православных людей, то их, конечно, намного меньше. Вообще, русское население, согласно переписи населения 2010 года, – это 50 тысяч человек. Из них немалая часть – старообрядцы. Крещеного населения, тех, кто сами крещены и в детстве окрестили своих детей, достаточно много. Если брать атеистов, неверующих людей, то это, может быть, три сотни. Здесь надо также учитывать тот факт, что в храм ходят не только русские, но также и тувинцы. Среди тувинцев тоже есть верующие, их не так много, но они есть. Это и хакасы, и люди других национальностей. Из священников, которые в Туве служат, один по национальности чуваш, другой – бурят. Т.е. там живут и приходят в храмы люди разных национальностей. В принципе, можно говорить о том, что православные общины в самом городе Кызыле немаленькие. – Значит, можно сказать о том, что у храма был свой приход? Это не какие-то случайные люди, захожане, которые ходят в храм, чтобы свечку поставить, а действительно приходская жизнь.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/25/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИЙ [копт. klaudios ], мч. Антиохийский (пам. копт. 11 паоне (эфиоп. сане; 5 июня)). Агиографическое «досье» К. включает тексты на копт., араб. и эфиоп. языках. Мученичество К. и 3 энкомия в его честь сохранились полностью в единственном кодексе (М 587, б-ка Пирпонта Моргана, ок. IX в.) на саидском диалекте копт. языка. В 1970 г. Ж. Годрон опубликовал эти тексты с учетом изданных ранее, а также неизданных фрагментов из 6 др. кодексов и перевел их на франц. язык (впосл. он издал еще неск. новонайденных фрагментов - Godron. 1976). Два энкомия принадлежат Константину , еп. Асьютскому (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), 3-й приписывается Севиру , патриарху Антиохийскому (нач. VI в.; вероятно, псевдоэпиграф). Известны также средневек. переводы Мученичества и энкомиев на араб. язык и с арабского на эфиопский. Краткое сказание о К. содержится в копто-арабском Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версии, где вместе с К. прославляются еще 2167 мучеников (это упоминание не находит подтверждения в других источниках). Литургические тексты в честь К. представлены рядом песнопений в копт. Антифонарии (Дифнаре) и эфиоп. величаний- саламов . Мученичество К. имеет обширную вводную часть, в к-рой излагается один из вариантов (возможно, наиболее ранний) копт. легенды о рим. имп. Диоклетиане (284-305). Согласно копт. традиции, Диоклетиан был пастухом из Египта; он стал императором благодаря случаю и первоначально исповедовал христианство. В Мученичестве К. рассказывается, как произошло его отречение от веры. Во время войны с персами император взял в плен персид. царевича Никомеда и отдал его на попечение Антиохийскому епископу (в позднейших текстах приводится легендарное имя епископа - Гаий). Тот был подкуплен персами и тайно вернул им пленника, объявив императору о смерти царевича. Когда Никомед был повторно схвачен, предательство епископа обнаружилось. Диоклетиан его казнил, перешел в язычество, издал эдикт против христиан и начал гонения. К. был военачальником и ритором, с к-рым император часто советовался. За отказ принести жертву богам Диоклетиан отправил его в Египет к правителю Антинои (столицы Фиваиды) Ариану, к-рый повсюду искал христиан и казнил их. Ожидая, что К. одумается, правитель возил его с собой в качестве заключенного. Следя за их путешествием, читатель узнаёт о мн. мучениках (солдаты, школьный учитель и его ученики со своими матерями, дочь чиновника и др.). Наконец в сел. Похе близ Асьюта (предположительно отождествлялось с совр. Ком-Буха-эль-Абид - Drescher. 1942. P. 80; однако данная идентификация сомнительна - Meinardus. 1972. P. 321) К. по приказу Ариана был распят и пронзен копьем; его останки похоронили у стен языческого храма (согласно синаксарной версии, К. пострадал в Антиное). Автором Мученичества назван Анастасий, слуга К., к-рый сопровождал его в Египте.

http://pravenc.ru/text/1841199.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010