14 Июня. Среда. По Афону. Утром Преосвященный вместе с о. архим. Гавриилом и старшими из братии служил Божественную литургию в Ильинском скиту. За богослужением кроме его спутников присутствовали все иноки скита, на долю которых редко выпадает счастье видеть торжественное богослужение, совершаемое русским Владыкой. Многие присутствовали за таким богослужением впервые, и оно производило на них сильное впечатление. Литургия совершалась в соборном храме во имя св. пророка Илия. Во время литургии Преосвященным, по просьбе о. архимандрита и с согласия епитропов Пантократора, совершена была хиротония во иеромонаха и иеродиакона. Собор не особенно большой, однокупольный; основание его крестообразное, алтарь и клиросы – полукруглые. Купол, алтарь и средняя часть церкви покрыты листовым оловом, притвор же – каменными плитками, выделываемыми из местного камня. Прямо против церковных дверей, к западу от храма, ворота, а над ними красивая, трехъярусная колоколенка. Главной святыней собора является часть животворящего древа, из которого сделан крест. Эту святыню купил начальник скита хаджи 15 Афанасий за 10 тысяч турецких левов (лев или чирек по курсу равняется 40 копейкам) у разорившегося греческого монастыря Варетяда, находившегося в епархии Артисской, куда она была подарена императором Никифором Фокой в 964-ом году. Есть части мощей в соборе: святого ап. Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи, Иакова, брата Господня, и много других, и две чудотворные иконы: Божией Матери Млекопитательницы, прославившейся чудотворениями в России, и особенно чтимая Тихвинская Слезоточивая, названная так потому, что в 1876 году, перед нашествием на св. гору Турок, проливала слезы. По окончании богослужения, Преосвященный со своими спутниками, под руководством настоятеля о. Гавриила, осмотрел весь скит, год от году все расширяющийся. В настоящее время в нем идут работы. Скит имеет форму продолговатого четырехугольника (25 с. – в длину и 19 – в ширину). В средине – собор. С правой стороны собора – две церкви: во имя Благовещения. Пресвятой Богородицы и во имя святителя Митрофана Воронежского . К этим церквам пристроен двухэтажный дом, где помещаются кельи. Этот дом тянется во всю длину скита, параллельно противоположному такому же корпусу, в котором помещаются: трапеза, кухня, кладовые, комнаты для гостей, и т. и. Вне скита, в саженях десяти от колокольни, построен 2-хэтажный корпус с двумя церквами: во имя архистратига Михаила и св. Николая; кроме того, в нем помещается больница и некоторые из братий. Рядом с этим есть еще три двухэтажных каменных корпуса, где помещаются кладовые, столярная мастерская, маслобойня, и т. д., и живут рабочие.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Рославль. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Собор Спаса Преображения - массивный пятиглавый бесстолпный храм в стиле позднего классицизма. Он построен из кирпича и оштукатурен. Основной двусветный куб с аттиком завершен пологой кровлей с небольшой луковичной главой на круглой шее. С востока к нему примыкает закругленная апсида а по углам жертвенник, дьяконник и приделы - низкие четверики с массивными аттиковыми ярусами и широкими круглыми барабанами под шлемовидным покрытием. К широкой прямоугольной в плане трапезной с фигурными фронтонами примыкает трехъярусная шатровая колокольня. В скупом декоре фасадов выделяются круглые люкарны в аттике храма, круглые окна и ниши в барабанах боковых четвериков и фронтоны барочного типа с тройными прямоугольными окнами на трапезной. Металлические козырьки на ажурных кронштейнах над боковыми входами принадлежат 2-й пол. 19 в. Внутри основное помещение с тромпами по углам завершено восьмилотковым сводом с круглыми окнами по странам света. Апсиду перекрывает полуциркульный свод с конхой, боковые приделы, жертвенник, дьяконник и верхний ярус колокольни - сомкнутые своды, остальные помещения - потолки (в трапезной они опираются на два тонких столба). Над восточной частью трапезной устроены хоры, открытые внутрь четверика. Храм расписан масляными красками в кон. 19 - нач. 20 в. Карнизы, пилястры и витые колонки четырехъярусного иконостаса 2-й пол. 19 в. выполнены довольно сухо. Скупой резной декор украшает только створки царских врат. Несколько повышенная средняя часть завершена иконой " Царь царем " в многолопастном арочном обрамлении, полуциркульной иконой " Распятие " и скульптурным " Распятием " . Над третьим ярусом находятся иконы с лучковым верхом, украшенные резными подзорами. Придельный четырехъярусный сборный иконостас упрощенных форм относится к нач. 20 в. (иконы - 20 в.). Его боковые части поставлены под углом друг к другу, центральная заглублена. Паникадила и другая утварь относятся к кон. 19 и к 20 вв. 

http://sobory.ru/article/?object=07520

свящ. Вадим Маркин Лекция 6 Времена разделения Царств Времена разделения Царств продолжаются от событий религиозно-политического раскола (931 г. до Р.Х.) до окончательного падения Иудеи под Вавилонским царством (597 г. до Р.Х.), то есть продолжается 334 года. Седьмой период нашей истории относится ко временам разделения Царств. Времена разделения Царств описывают Третья и Четвертая книга Царств, 1 книга Парапаменон, книга пророка Ионы, книга Товита, Иудифи, а так же другие книги пророков. Период седьмой – От разделения царства до разрушения храма Вавилонянами Разделение царства 3Цар. 12, 16–20 : Причины разделения: государственная ошибка Ровоама как последствие избыточной роскоши последних лет правления Соломона. Краткая характеристика и сравнение Израильского и Иудейского царств После смерти Соломона в 931 году происходит разделение царства на Северное и Южное – Израиль и Иудею. Общая численность населения – 5 млн. человек. Израильское царство: в него вошли 10 колен Израелевых и возглавил его “раб Соломонов” Иеровоам. История Израильского царства в основном связана с коленом Ефремовым (по площади самым большим), поэтому иногда пророки называли северное царство “Ефремом”. Здесь же были и столица – Самария 197 (основана Амврием 198 ); до этого столицей был сначала город Сихем, а потом Фирца 199 ). Земли, занимаемые Израильским царством, – северная и средняя часть Ханаана были самыми плодородными в Палестине 200 . По площади и населению Северное царство в 3 раза превосходило Южное. Израильское царство просуществовало 209 лет. Характерные черты этого периода: постоянные внутренние междоусобицы, частая смена царей, из которых все 19 были богоотступниками, низкая нравственность, идолопоклонство. Царство пало в 722 году при царе Осии. Жители были уведены в Ассирийский плен. Имена царей Израильских и время вступления их на престол представляются в следующем порядке: Имя царя 1 . Иеровоам I 2 . Надав 3 . Вааса 5 . Замврий 6 . Амврий 7 . Ахав 8 . Охозия 9 . Иоарам 10 . Ииуй 11 . Иоахаз

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

2 октября 2013 г. Условия открытого профессионального конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма» 1.  Общие сведения о конкурсе 1.1.  Организаторы конкурса: Общероссийская общественная организация «Союз архитекторов России» (далее – САР), Некоммерческое партнерство «Союз благотворительных организаций России» (далее – СБОР). 1.2. Цели и задачи конкурса. Архитектурный конкурс ставит целью привлечь профессиональные творческие силы к поиску архитектурного образа современного православного храма, созданию архитектурных решений, обладающих интересной композиционно-художественной выразительностью с соблюдением необходимых религиозных требований. Конкурс призван позитивно воздействовать на современное состояние культурной и архитектурной действительности России. 1.3. Вводная информация. За последние годы на территории России построено и восстановлено большое число православных храмов и комплексов — это большая заслуга. Практика современного этапа строительства православных храмов в России показывает, что храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение. Архитекторы чаще всего занимаются стилизацией образцов прошлого без попыток осмысления современного облика православного храма в русле традиции русского храмоздательства без учёта современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий. 1.4. Предмет конкурса. 1.4.1. Предметом конкурса является концепция современного архитектурного решения образа православного храма. 1.4.2.  Храм вместимостью 500-600 человек может быть выполнен в трех вариантах градостроительного размещения: в центре открытого городского пространства с размещением вспомогательных помещений в цокольной части здания; в городском квартале с тыльной частью участка, где может размещаться отдельно стоящее здание с вспомогательными помещениями;  на открытом загородном пространстве без каких бы то ни было ограничений. 1.4.3. В храме должны быть предусмотрены кроме основных структурных частей (алтарь-средняя часть-притвор), подсобно-вспомогательные помещения, обеспечивающие потребности богослужений и комфортные условия для прихожан, в т.ч. доступ для маломобильных групп населения.

http://e-vestnik.ru/culture/usloviya_kon...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Православие наднационально…» О служении в Тувинской епархии 25.08.2021 1130 Время на чтение 16 минут Совсем недавно жители Тувы отпраздновали юбилей обретения национальной государственности – столетие со дня создания Тувинской Народной Республики, образованной 15 августа 1921 года. Незадолго до юбилейной даты мы поговорили с иереем Алексием Паркачевым, который на протяжении трех лет служил в Тувинской епархии. – Отец Алексей, сколько лет вы жили в Туве? – Я в Туве жил три года: с 2017-го по 2020-й. Служил в Воскресенском кафедральном соборе г. Кызыла. – Насколько там большая православная община? – Сама по себе Республика Тува маленькая – примерно триста двадцать тысяч населения. Это, можно сказать, небольшой областной городок или как два района нашего города Перми. Вся Республика по площади – это, по-моему, 170-180 тысяч квадратных километров. Расстояние с севера на юг – 400 километров, с запада на восток – 600. Средняя плотность населения – 2 человека на квадратный километр, соответственно, население маленькое. Что касается православных людей, то их, конечно, намного меньше. Вообще, русское население, согласно переписи населения 2010 года, – это 50 тысяч человек. Из них немалая часть – старообрядцы. Крещеного населения, тех, кто сами крещены и в детстве окрестили своих детей, достаточно много. Если брать атеистов, неверующих людей, то это, может быть, три сотни. Здесь надо также учитывать тот факт, что в храм ходят не только русские, но также и тувинцы. Среди тувинцев тоже есть верующие, их не так много, но они есть. Это и хакасы, и люди других национальностей. Из священников, которые в Туве служат, один по национальности чуваш, другой – бурят. Т.е. там живут и приходят в храмы люди разных национальностей. В принципе, можно говорить о том, что православные общины в самом городе Кызыле немаленькие. – Значит, можно сказать о том, что у храма был свой приход? Это не какие-то случайные люди, захожане, которые ходят в храм, чтобы свечку поставить, а действительно приходская жизнь.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/25/...

Расположена на краю села у оврага, над проходящей внизу дорогой. Построена в 1825 г. на средства помещика Я. Чернолусского; кирпичная и оштукатуренная; в 1930 г. разобрана ее отдельно стоявшая колокольня. Небольшой однокупольный усадебный храм в стиле ампир с хорошо найденными пропорциями и выразительной крестообразной композицией выглядит подчеркнуто монументально и строго. Основной массивный кубический объем с короткими прямоугольными в плане и слегка пониженными рукавами креста увенчан цилиндрическим барабаном с арочными проемами, полусферическим куполом и маленькой главкой. Боковые рукава-ризалиты и более развитый в длину западный украшены крупными четырехколонными тосканскими портиками с фронтонами. Их колонны поставлены сравнительно далеко от стен и раздвинуты в центре, перед входным проемом. Алтарный ризалит заканчивается полукруглой апсидой с четырьмя трехчетвертными колоннами, стоящими по ее периметру, и маленькой главкой. Из других элементов особенно интересны своеобразные тяги вверху стен. Оконные проемы с выступающими подоконниками лишены обрамлений, и только над входами в центре портиков размещены сандрики. В завершении объемов - упрощенный антаблемент. В интерьере центральная часть храма с барабаном на парусах перекрыта куполом, алтарь - коробовым сводом с конхой, так же как и боковые выступы. Стены внутри оштукатурены и окрашены масляной краской. От росписей, выполненных клеевыми красками в 1-й трети 19 в., сохранился только один фрагмент с изображением балюстрады в куполе. Трехъярусный иконостас 1-й трети 19 в. с типично барочной, повышенной и сложно изломанной центральной частью принадлежит к распространенному на Украине в 18 -нач. 19 в. типу памятников. Средняя ось акцентирована рамами необычной формы: круглой в восьмиугольнике с канне-лированными колонками по сторонам, а также в виде трилистников (иконы утрачены). Неодинаковые по размерам арочные завершения создают определенный ритм композиции иконостаса. В цокольной части справа на доске написан герб Я. Чернолусского. Фон иконостаса серо-голубой, резьба была позолочена.

http://sobory.ru/article/?object=01649

Белоярский. Церковь Серафима Саровского. Церковь. Действует.   Престолы: Серафима Саровского Год постройки:Между 2002 и 2003. Архитектор:А.В. Осененко Адрес: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г.Белоярский, ул.Барсукова, д.5 Координаты: 63.720108, 66.657286 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Преподобного Серафима Саровского в деревянном исполнении сгорела 8 марта 2002 года. В кратчайшие сроки на пожертвования горожан, помощь администрации и епархии была выстроена новая церковь, которая распахнула свои двери для всех верующих города в сентябре 2003 года. Источник: сайт Белоярского района ХМАО В июне 1993 г. начались работы по строительству храма. Согласно проекту, создавался храм в деревянном исполнении, трехкупольный, украшенный деревянной резьбой, в плане имел форму креста. Небольшой по размерам, простой, но в тоже время светлый и нарядный деревянный храм стал первым в Сибири, носящим имя великого угодника Божия Серафима Саровского. Строительство велось на пожертвования предпринимателей и жителей города и завершилось в октябре 1996 г. 30 октября 1996 г. Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий совершил великое освящение храма, что явилось первым важнейшим событием в жизни прихода. В 2001 г. на территории храма было построено здание воскресной школы, на первом этаже которого расположены библиотека и классные комнаты, на втором крестильный храм, в здании имеется трапезная, колокольня.  8 марта 2002 г. деревянный храм сгорел, и в мае 2002 г. по благословению Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия началось строительство нового храма в каменном исполнении. Участок, отведенный под строительство храма преподобного Серафима Саровского, был расположен на месте сгоревшего храма. С восточной стороны к участку храма примыкает территория городского рынка, с северной стороны находится здание воскресной школы и жилая застройка. Здание храма имеет четырехстолпную схему с трехчастной структурой плана: алтарь, средняя часть, притвор в итоге образует крестообразную форму плана. Храм трехкупольный, в объеме южного притвора – цилиндрическая ниша, в которой установлена скульптура преподобного Серафима Саровского, что придает храму еще большую торжественность и монументальность. Выступающая часть притвора с надстроенной башней-колокольней имеет прежде всего композиционную роль (колокольня имеется в стоящем рядом здании храмового комплекса). На первом этаже расположен входной тамбур, переходящий в притвор. В притворе - вестибюль, свечной киоск и лестница на второй ярус. Внутренними столпами средняя часть храма разделена на нефы, и увенчана световым кольцом барабана с высокими оконными проемами.

http://sobory.ru/article/?object=06157

Вячеслав Пономарев См. также: Часть 2. Таинства Православной Церкви Часть 3. Обряды Православной Церкви Часть 4. Православные посты и праздники Содержание Аннотация От издательства Храм, его возникновение и символика История возникновения православных храмов Устройство храма, его принадлежности и богослужебная утварь Внешний вид православного храма Внутреннее устройство храма Алтарь Престол Жертвенник Горнее место Иконостас Средняя часть храма Иконописные изображения в алтаре и храме Притвор и паперть Колокольни, колокола, звонницы, колокольные звоны Часовни Богослужебная утварь Принадлежности архиерейской службы Облачения духовенства Повседневные облачения Богослужебные облачения Монашеские облачения Символика богослужебных цветов     Аннотация В «Справочнике православного человека» собраны наиболее полные сведения справочного характера на важнейшие для каждого христианина темы: устройство храма, Священное Писание и Священное Предание, Богослужение и Таинства Православной Церкви, годовой круг православных праздников и постов и т. д. Первая часть Справочника – «Православный храм» – рассказывает о внешнем и внутреннем устройстве храма и обо всем, что является принадлежностью храмового здания. Книга содержит большое количество иллюстраций и подробный предметный указатель. Цензор архимандрит Лука (Пинаев) От издательства Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий. Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви. К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала, в данный момент даже выше, чем в позапрошлом веке. Поэтому нашим Издательством предпринимается попытка продолжить традицию, начатую «Новой скрижалью».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Иваново. Успенский мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Успения в Свято-Успенском монастыре, 2-я четв. 19 в. ул. Смирнова, 72. Расположена в юго-восточной части исторического ядра города, на территории бывшего кладбища, замыкает перспективу одной из старых улиц. Возведена в 1843 г. на средства ивановского фабриканта А.Н. Шодчина; в 1870-80-х гг. пристроена новая часть трапезной, соединившая ее с колокольней. Кирпичное и оштукатуренное здание к настоящему времени утратило главы и боковые портики, а от колокольни остался лишь нижний ярус. Характерный для провинциальной архитектуры храм в стиле позднего классицизма, хорошо сохранившийся фасадный декор и играющий важную роль в планировке прилегающего района. В объемной композиции доминирует высокий двухъярусный основной четверик с четырехскатной кровлей, имеющий двусветный нижний ярус и глухой, с ложными проемами, верхний. В центре восточного фасада выступает полукруглая апсида пониженного трехчастного алтаря. Обширная, равная по высоте алтарю трапезная удлинена более узкой пристройкой; нижний четверик колокольни имеет скругленные углы. В убранстве фасадов основную роль играли входные портики с двумя парами колонн, украшавшие нижний ярус основного объема (внешние углы этого объема срезаны). Декоративная система включает также триглифный фриз в упрощенном антаблементе, пологие фронтоны и ступенчатые аттики. Средние части стен боковых фасадов храма выделены нишами с пилястрами по сторонам арочных входных проемов; последние отмечены клинчатыми перемычками с замковым камнем. Над пилястрами - антаблемент и архивольт, обрамляющий полуциркульное окно второго света. Верхний ярус храма имеет выпущенные раскрепованные углы, упрощенный антаблемент и ложные арочные окна, соединенные тягой на уровне пят. Остальные окна здания прямоугольные. Алтарная часть и нижний ярус колокольни украшены пилястрами. Основной объем храма перекрыт сомкнутым сводом, алтарь — коробовыми сводами; его средняя часть с конхой, соединенная проемами с маленькими боковыми помещениями, во всю ширину открыта в четверик. Три продольных коробовых свода трапезной опираются на два столба, сдвинутых к восточной стене. Восточная часть пристройки имеет посредине крестовый свод (опирается на столбы крещатой формы) и два коробовых по сторонам.

http://sobory.ru/article/?object=16762

Лермонтов. Успенский Второафонский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). Успенская церковь Бештаугорского монастыря /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты К осени 1904 года все необходимые постройки монастыря были закончены. 2 мая 1904 года место под устройство будущего Успенского храма освятил настоятель пятигорского Спасского собора протоиерей Михаил Закхеев. На это событие у подножия Бештау собралось около 400 тысяч человек. Работы велись быстро. Средняя часть храма и стены алтаря были каменные, притвор турлучный, верхнюю часть храма соорудили из дерева. Над притвором разместилась канцелярия монастыря, под притвором устроили трапезную. К настоятельским келиям и к храму примыкала длинная терраса, обращенная на запад. Подняться на нее можно было по наружным деревянным лестницам. Колоколенка была устроена с юго-западной стороны террасы. Иконостас для храма пожертвовала сестра иеромонаха Иоанна Надежда Ивановна Мишурова-Неронова. Несмотря на внешне скромный вид, Успенский храм монастыря мог вместить одновременно до 500 человек. Он отличался благолепием, благоустройством и достатком церковной утвари и облачений. В день освящения в монастыре собрались высокопоставленные духовные лица, представители местного духовенства и светских властей. Из окрестных станиц, сел, хуторов, Пятигорска сюда съехалось более пяти тысяч человек. Накануне праздника монахи встречали именитых гостей. Из пятигорского Спасского собора сюда прибыл крестный ход. И тогда же иеросхимонах Герасим был избран настоятелем Второ-Афонского Успенского монастыря. Торжества начались 28 ноября 1904 года в 9 часов утра. Все священнослужители собрались в храме. По архиерейскому чиноположению они встретили у входа Преосвященного Гедеона, епископа Владикавказского и Моздокского, а также всех высокопоставленных гостей. Вокруг новосозданного храма начался крестный ход, который представлял величественное зрелище. Впереди несли хоругви, за ними – иконы и кресты. Следом шествовали 16 священников в светлых облачениях, по два в ряд. Шествие заключал архипастырь, который нес на голове ковчежец со святыми мощами. Их предполагалось вложить в престол новосозданного храма. Также несли миро для помазания престола и антиминса. За архипастырем шли чиновники – парадной форме, по два в ряд. Крестный ход обошел вокруг нового храма, останавливаясь перед западным входом, где произносилась ектенья, народ осенялся святыми мощами и читалось Евангелие. Освятили престол, совершили его водружение, омовение и облачение. В верхнюю часть креста под престолом вложили святые мощи, а под крест - имена благотворителей. Их же записали в синодик для вечного поминовения. Затем Преосвященный Гедеон торжественно отслужил в храме первую литургию, по окончании которой поблагодарил строителей, ктиторов, благотворителей и посетителей.

http://sobory.ru/article/?object=43003

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010