«Князь и вождь тамо вкупе, богатый и бесславный, великий купно и малый исправится равно: горе комуждо прочее неуготовленному» 501 . «Тамо вкупе князь и вождь, нищий и богатый, душе, ни отец возможет, ни мати помогающи, ни избавляй брат осуждения» 502 . Таким образом, мы видим, что ни власть, ни богатство, ни родные не смогут нам помочь на Страшном Суде Христовом, но только наши дела способны оправдать нас и сподобить десной участи 503 . Так какие же это дела? Те, которые указаны в евангельском чтении: дела любви и милосердия. «Царство Небесное праведники наследуют за дела любви и милосердия к ближним, – пишет архиепископ Аверкий (Таушев) . О вере здесь не упоминается, ибо она уже предполагается самими делами любви, которые суть плоды веры (см.: Ин.13:35 ; 1Кор.13:1 ). Равно и молитва и все прочие подвиги веры не упоминаются, потому что без них невозможна истинная любовь к ближнему и искренние, нелицемерные дела милосердия. Говорится только о делах милосердия потому, что они доказывают истинную веру и благочестие христианина» 504 . Итак, когда мы приблизились вплотную к Великому посту, ибо после Недели мясопустной уже не вкушается мясо, Церковь в своих молитвословиях указывает нам на то, какие плоды должен принести истинный пост – это дела любви и милосердия. Для того чтобы стяжать любовь и сделать сердце отзывчивым и деятельно сострадательным, мы и совершаем все наши духовные труды. Общий идейный смысл богослужения Сырной седмицы Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры ( Мф.6:16 ). Последняя подготовительная к Святой Четыредесятнице седмица называется сырной (в просторечии – Масленицей), так как церковный Устав разрешает во все дни этой седмицы (в том числе в среду и пятницу, то есть эта седмица сплошная) употреблять сырную пищу (сыр, масло и яйца и др., то есть любую скоромную пищу, кроме мяса). По этой же причине венчающая эту седмицу неделя называется сыропустной, так как в этот день перед началом Великого поста завершается вкушение сырной пищи. «О сырной же (седмице) некоторые говорят, что её установил император Ираклий, – а раньше она была мясоястной, – ибо он, шесть лет воюя с Хозроем и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и постом, – что и исполнил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых Евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди. На литургии – прокимен гласа; Апостол — к Тимофею, зач. 296-е; Евангелие от Луки, зач. 89-е. Таким образом, богослужение в Неделю о мытаре и фарисее имеет следующие особенности: 1) Пение на утрени после полиелея и Евангелия особых покаянных песнопений. 2) Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди. 3) Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее. 4) От Недели о мытаре и фарисее до Недели ваий по существующей практике к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям полагается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» и только в Недели Православия и Крестопоклонную – припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в Типиконе и Триоди на этот счет нет. 5) От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно воскресные кондаки не читаются, а заменяются (на часах, на повечериях, на полунощнице и на литургии после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство, попразднство или память великого или храмового святого, за исключением 4-й, 5-й и 6-й Недель, когда поются специальные кондаки. Например: в Недели 4-ю и 5-ю Святой Четыредесятницы вместо кондака Триоди берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику, преп. Марии Египетской); на литургии этот кондак следует петь на «Слава», а на «И ныне» поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого). Кроме того, отменяется пост в среду и пятницу после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее («сплошная», или «всеядная» седмица) — в знак обличения этим горделивого поста фарисея. Седмица и Неделя о блудном сыне В эту Неделю Евангельской притчей о блудном сыне (Лк., зач. 79-е), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу; в этом случае благодать Божия исходит к ним во сретение, лобзает их, украшает и помогает им в достижении спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

«Познаим, братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блудного сына преблагий Отец предустрет лобзает, и паки Своея славы познание (отличия) дарует; и таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитанного, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе) заклавшему человеколюбному Отцу и славному Заколению – Спасу душ наших». Церковь учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним («да достойно сожительствуем»). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений. Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов, и потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного. Особенности богослужения 1) На утрени в Неделю о блудном сыне (и затем в Недели мясопустную и сырнопустную), после пения полиелейных псалмов (134-го и 135-го) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется еще псалом 136-й: «На реках Вавилонских...» («с Аллилуиею красною»). Этот псалом побуждает грешников, находящихся в плену греха и диавола, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись. Затем поются воскресные тропари: «Ангельский собор...». 2) На утрени после 50-го псалма поются покаянные песнопения: «Покаяния отверзи ми двери...». 3) На литургии читаются Апостол – к Коринфянам, зач. 135-е, и Евангелие от Луки, зач. 79-е. Причастен: «Хвалите Господа с небес...». Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (с тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу). Седмица и Неделя мясопустные Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустными по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще «мясопуст» (то есть отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф., зач.106-е).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

Реакцией Церкви на пост «арачаворк» и стало в конечном счете совершенно противоположное предписание – проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века с. 24] . Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии (потому это предписание вошло в Иерусалимский Устав), то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных. Впоследствии вместе с полемикой против армян и монофизитов традиция отменять пост в седмицу после Недели о мытаре и фарисее распространяется на всем Востоке и становится общецерковной с. 52] . Таким образом, историческим основанием превращения рассматриваемой седмицы в сплошную была полемика с монофизитами. Однако нельзя не признать, что отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее и в отрыве от исторического контекста имеет свой смысл. В настоящее время, когда полемический аспект потерял свою актуальность и практически забыт, на передний план выходит другое значение данной седмицы как сплошной – постепенная подготовка к Великому посту. В самом деле, три подготовительные седмицы представляют собой три ступени, по мере вступления на которые дыхание Великого поста ощущается все отчетливей. Сначала мы проводим седмицу перед Неделей о блудном сыне без постных дней вообще (можно сказать, что здесь снимаются все ограничения), затем следующая седмица – мясопустная – уже имеет два постных дня, наконец, последняя седмица – еще более строгая, так как уже безусловно запрещается вкушение мясной пищи. § 2.1.2. Суббота пред Неделей о блудном сыне В принципе, эта суббота была бы ничем не примечательна, если бы не одно указание в Типиконе в конце параграфа, посвященного Неделе о мытаре и фарисее: «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Евангелие, по субботам, прежде ряд субботы, потом святаго, до Недели Всех святых». Получается, что в данную субботу совершается обычное богослужение с субботними особенностями, но порядок чтений на литургии меняется и становится таким же, как в будние дни: сначала рядовое зачало, потом – святого. Точно так же меняется порядок песнопений, связанных с литургийными чтениями: прокименов, аллилуиариев и причастных. Необычность такого предписания заключается в том, что в случае вседневной службы во всех изменяемых частях Минея будет предварять Октоих (канон, светильны, «Блаженны»); однако пение прокименов, аллилуиариев и причастных, чтение Апостола и Евангелия будут происходить в противоположном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

С этого дня и весь пост до 5ой недели включительно на каждой воскресной утрене после Евангелия поется известное покаянное песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…». Оно состоит из нескольких тропарей: «Покаяния отверзи ми двери», «На спасения стези», «Множество содеяных мною лютых». Седмица после недели мытаря и фарисея сплошная, то есть в среду и пятницу отменяется пост в посрамление гордившегося своими постами фарисея. Неделя о блудном сыне Название ее связано с читаемой на литургии Евангельской притчей о блудном сыне. В этот день в богослужебных текстах воспевается беспредельное милосердие Божие к кающемуся грешнику. Главная мысль недели о блудном сыне – никакой грех не может победить человеколюбия Божия, а потому, сокрушаясь о своих грехах, никогда не следует приходить в отчаяние (2, с. 150). На этой неделе появляется еще одно покаянное песнопение – 136 псалом «На реках Вавилонских». Его поют после полиелейных псалмов 134 и 135 («Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви»). 136 псалом поется всего три воскресенья, это и следующие два. Псалом ярко выражает нашу скорбь об утраченном небесном отечестве, призывает нас осознать свое греховное состояние и покаяться, подобном подобно тому, как некогда каялись иудеи, сознавшие в Вавилонском плену свое бедственное положение. Седмица после недели блудного сына называется мясопустной, потому что после ее окончания положен «отпуст» мяса, то есть прекращение его употребления. Суббота мясопустная – одна из двух Вселенских родительских суббот. В этот день Церковь особенно молится о тех, кто, по выражению синаксаря: «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша», то есть погибли в каких-то особых обстоятельствах и не удостоились надлежащего христианского погребения. Синаксарий 30 объясняет, что не все, погибшие в пропастях, в огне, море, от холода и голода, страдают по повелению Бога. Одним смерть бывает по благоволению Божию, другим – по попущению, а кому-то – ради вразумления и грозного предупреждения остальных. И все это – «суть Божии судьбы», то есть действие неисповедимого Промысла Божьего.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Священные сосуды — Предметы богослужения, используемые при совершении таинства евхаристии. К священным сосудам относятся: потир, дискос, звездица, лжица, копие, воздух, дарохранительница, дароносица. Священство (ср.) 1)- Одно из семи христианских таинств: возведение в сан священнослужителя посредством рукоположения. 2)- Служение священника. 3)- Совокупность священнослужителей. Седмица (ж.) — На церковном языке: неделя. Семисвечник (м.) — Светильник с семью лампадами, находящийся в алтаре за престолом. Символ веры — Краткое догматическое изложение основ христианского вероучения, известное в форме молитвы. Синод — см.Священный Синод. Складень (м.) — Небольшой складной переносной иконостас, состоящий из двух, трех и более иконок. Скоромное (м.) — Животная пища в отличие от постной. Славословие (ср.) — Песнопение, содержащее хвалу Богу, прославление Бога. Служба (ж.) — см.Богослужение. Служебник (м.) — Богослужебная книга, предназначенная для священника и диакона. Служение (ср.) — Богослужебная и пастырская деятельностьсвященника. Собор (м.) 1)- Большой храм, имеющий несколько приделов (обычно наиболее значительный храм города), где совершает богослужение епископ или митрополит. 2)- Собрание представителей духовенства для решения церковных вопросов (избрания патриарха, канонизации новых святых, выработки богослужебных положений и т.п. (см.Архиерейский собор, см.Вселенский собор, см.Поместный собор). 3)- Православный праздник, посвященный Богородице, Иоанну Предтече, архангелу Гавриилу. Соборование (ср.) — см.Елеосвящение. Солея (ж.) — Возвышенная часть пола перед иконостасом. Сороковины (мн.) (Разг.) — Поминовение умершего в церковных и домашних молитвах в сороковой день со дня кончины. (ср.) Девятины. Сорокоуст (м.) — Поминовение умершего в церкви на литургии в течение сорока дней со дня кончины. Поминовение совершается священником по просьбе (по записке близких. В современной церкви сорокоустом называют также сорокадневную церковную молитву о здравии. Сплошная седмица — Неделя (обычно праздничная), в течение которой нет поста в среду и пятницу.

http://pravmir.ru/kratkij-cerkovno-slavy...

Сграффито – техника, в которой были выполнены изображения, прочерченные по белому ангобу. Такими гравированными изображениями украшали столовую керамику XII в., покрытую цветной глазурью. Себеос – епископ, армянский историк VII в., описавший правление императора Ираклия (610–641 гг.). См.: историк Византии. Севаст – дословно с греч. «священный, высокий, почтенный». Греч. слово севастос представляет кальку лат. слова август (эпитет римских императоров). Этот высокий византийский титул, как и протосеваст, получил распространение со второй половины XI до XIII в., но до правления Алексея I Комнина (1081–1118 гг.) им пользовались только василевсы. Севаста – высокий женский титул XI-XIII вв. Севастия – 1) главный город Второй Армении; 2) клисура на юге Малой Азии, созданная перед 908 г.; фема – с 911 г. Севастократисса – знатная дама, как правило, царского рода, носившая титул севастократора; супруга севастократора. Севастократор (от греч. севастос – «священный», «достойный поклонения» и кратор – «правитель», «власть») – один из высших титулов, введенный в конце XI в. василевсом Алексеем I Комнином (1081–1118 гг.) и до правления Мануила Комнина (1143–1180 гг.) следовавший сразу после царского. Его обладатель носил венец – стефанию. См: кесарь, корона. Севастополь – приморский город на юго-западе Крыма. Основан в 1783 г. на месте татарской деревушки Ахтиар как российский военно-морской порт и крепость. Здесь же, между Карантинной и Песочной бухтами, находятся руины Херсонеса. Севастофор – глашатай и личный посланник василевса, носивший его знамя. Эта чиновная должность появилась между 963 и 975 гг. и замещалась евнухами. В XI в. превратилась в почетный сан. Север Антиохийский (465–538 гг.) – видный византийский богослов. См.: теология. Седмица – церковнославянское название недели. Седмицы сплошные (по юлианскому календарю): Святки (с 25 декабря по 4 января); Мытаря и фарисея (с 31 января по 5 февраля); Сырная (Масленица – «Мясоед», у ромеев – Криофаг) (с 14 по 20 февраля); Пасхальная (Светлая) (первая неделя после Пасхи); Троицкая (первая седмица – неделя после великого праздника Пятидесятницы). Ее первый день назывался Духов День.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неделя о Страшном Суде (мясопустная). Чтобы грешники, понадеясь лукаво и неразумно на милосердие Божие (ср. смысл предыдущей недели), не впали в беспечность и нерадение, св. Церковь напоминает им теперь о Страшном Суде, ожидающем в конце времен все человечество, и о правосудии Божием. Бог милосерд, это правда, но и правосуден. На утрене продолжается пение «На реках вавилонских...». Неделя эта называется «мясопустом», потому что после нее дни пустыми от мяса бывают, то есть вкушение мяса прекращается. Среда и пяток сырные. Служба постная, приближающаяся к великопостной. На вечерне, великом повечерии (на нем отпуст малый), полунощнице, утрене, часах и так далее  –  великие поклоны. Литургии в эти дни нет. По подобию сплошной недели, в противовес некоторым еретикам, св. Церковь разрешила в эти два постных дня вкушать сыр и яйца, откуда и вся седмица получила наименование сырной.  Суббота сырная. Память всех преподобных отцов и матерей, в подвиге поста просиявших. Утреня с великим славословием. Обратить внимание на канон и особенно на 7-ю его песнь. Неделя сыропустная (Прощеное воскресение). Строгость службы и поста до сих пор все время постепенно усиливалась. В предшествующую седмицу служба совершалась чуть ли не окончательно великопостная и мясо уже отсутствовало. Теперь приготовление Церковью своих чад к воздержанию достигает предела. Ее стихиры и другие песнопения на этот день  –  сплошной гимн воздержанию и посту. Внимание молящихся все время поддерживается на значении и ценности последних и на пагубных следствиях противоположных страстей. Всего этого Церковь достигает как нельзя лучше тем, что берет поразительнейший и плачевнейший пример, грехопадение Адама, и живописует этот поступок (акт) величайшего невоздержания самыми яркими красками. (Ср. особенно славник стихир на Господи, воззвах: «Седе Адам прямо рая».) В неделю сыропустную  –  заговение на сыр и яйца. В этот день, после малого повечерия (с великими поклонами и молитвою «Владыко Многомилостиве...»), бывает древний обряд взаимного прощения. (Ср. начало нынешнего литургийного Евангелия: Мф.6:14–21 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Прихожанка. Значит, освящение происходит только при условии нашего стремления к Богу? Пресвитер. Запомните, автоматически ничего духовного в Церкви не может совершиться. Благодать, подаваемая от Бога через те же святые предметы, имеет силу лишь для тех, кто ее достоин. И как солнечный свет не может проникнуть под толстый слой грязи, так и благодать не действует там, где много нечестия или мнимого благочестия. Тринадесятый праздник (Неделя Мясопустная) Прихожанка. Поздравляю вас с наступающей Масленицей! Пресвитер. А это что еще за тринадесятый праздник? Прихожанка. Ну как же, заговенье перед Великим постом… или опять что-то не так? Пресвитер. Не знаю, может, и так. Прихожанка. Но ведь эта неделя вся сплошная, очень напоминает Рождественские святки или Пасхальную седмицу. Пресвитер. А неделю мытаря и фарисея не напоминает? Она тоже сплошная, только повод у нее, кажется, другой. Не так ли? Прихожанка. Батюшка, можно мне опять записаться в ученики и узнать, что такое Масленица? Пресвитер. Если желаете, то давайте пройдем к библиотеке. Прихожанка. Конечно, желаю. Пресвитер. А пока мы идем, я начну вам отвечать на ваш вопрос. Название «масленица» простонародное и обозначает, если говорить языком церковным, «сырную седмицу». Святая Церковь , запрещая на этой седмице вкушать мясо, разрешает вкушать сыр и яйца. Эта седмица – непосредственная подготовка к Великому посту, как бы постепенный переход к нему, и именуется в богослужебных песнопениях «преддверием Божественного покаяния» и «светлым предпразднством воздержания». Прихожанка. Ну вот же, видите, Масленица называется «светлым предпразднством»! Пресвитер (улыбаясь). Предпразднством «воздержания», а не праздника! Прихожанка. А мне так хочется верить, что это, праздник… Пресвитер. Вот то-то и оно. До сих пор верят в это, несмотря на то, что Святая Церковь и через песнопения служб сырной седмицы, и через проповедников говорит об обратном. Еще преподобный Феодор Студит , живший в VIII веке, констатировал, что «наступающие дни масленицы обыкновенно считаются у людей какими-то праздничными, по причине бывающих тут пиров и гуляний, не разумея, что дни сии чрез воздержание от мясоястия возвещают об общем воздержании, а не о пресыщении и пьянстве» и что все это «принадлежность еллинского празднества» 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

318 За исключением так называемых сплошных седмиц (недель) и святок, когда посты в среду и пятницу отменяются по причине, например, празднования трёх величайших праздников христианства – Пасхи, Рождества и Троицы. На следующей за этими днями неделе (а после Рождества – 12 дней, до Крещения, с 7-го до 18-го января) пост отменяется, по причине радости праздника. 319 В толковой Библии под редакцией А. П. Лопухина это место толкуется так: « " пост уже прошел...» – разумеется, без сомнения, важнейший пост дня очищения – 10 дня месяца тифи (во II половине октября)». Если же Лука в Деян.27:9 имел в виду пост христианский, как некоторые полагают, то в таком случае это ещё одно подтверждение того, что у христиан с первых времён были общие посты (другие подтверждения приведены в абз. 29–35). 321 Так заведено в Православной Церкви до сего дня: в субботу не постятся, кроме Великой Субботы перед Пасхой, именно тогда, когда Христос лежал во гробе. В длительные же посты – Великий и три других – в субботу и воскресенье пост послабляется. 322 Или «Учение Двенадцати» – ценнейший памятник апостольской Церкви, который нередко признают и уважают и протестанты. Данная книга была написана в I веке со слов Апостолов. Уже св. Климент Римский (Ι в.) хорошо знал и высоко ценил эту книгу. 323 Пост пасхальный – Страстная седмица (неделя) перед Пасхой. В Православии всё так в точности и происходит доныне: 40 дней Великого Поста предваряет Страстную седмицу, то есть предпасхальный пост. 325 Выражение, взятое из вечерних молитв, которое обозначает сон без телесной пользы и надобности, сон ради неги и удовольствия. 326 Согласно слову ап. Павла: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе...» ( 1Кор.7:5 ). Потому в посты Церковь не благословляет венчаться и начинать супружескую жизнь. Кроме того, хотя есть, пить и радоваться Церковь в принципе не запрещает, но свадебное веселие по духу и настроению не соответствует воздержанному, молитвенному и внутренне-аналитическому настроению поста.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010