ниже. О чтении утр. воскр. Еванг.). – Из положенных в нед. Мыт. и Фар. 8 стихир «на хвалитех» 5-я и 6-я берутся из вечерних стихир Триоди, поемых «на Господи воззвах». – С недели Мытаря и Фарисея до недели Всех Святых, пред великим славословием, вм. утренней Евангельской стихиры, поется стихира Триоди; а утренняя Евангельская стихира поется (по отпусте утрени пред 1-м часом) на «Слава, и ныне на утренних литиях (см. Уст. ) там, где бывают эти «литии», т.е., исхождения в притворе (и совершение в нем 1-го часа). – См. Последование святого, прилучившегося в неделю Мытаря и Фарисея и Блудного, поем в пяток на повечерия (сн. выше, 33 стр.), если только не случится намять великого (т.е., имеющего бдение) святого (см. Уст. 30 янв.). Седмица всеядная, или «сплошная», называется так по тому, что во всю эту седмицу, даже в среду и пяток, дозволяется вкушение скоромной пищи. Православная Церковь разрешает вкушение скоромной пищи во все следующие за неделей Мытаря и Фарисея дни седмицы для того, чтобы не иметь общения с Армянами, постившимися в продолжение всей этой седмицы. Кроме того, разрешая пост при начале приготовления нас к Великому посту, св. Церковь этим обличает гордого Фарисея, который напрасно хвалился двукратным своим постом в седмицу, и, согласно с сим обличением, поступает вопреки его лицемерному и гордому посту. Седмицы Постной Триоди начинаются с понедельника и оканчиваются воскресеньем, исключая Страстной, оканчивающейся субботой. – Для дней всеядной седмицы песнопений в Пост. Триоди не имеется, и службы отправляются по Октоиху и Мес. Минее. См. По субботам, начиная от субботы перед неделей Блудного до недели Всех Святых, положено читать Евангелия на литургии в таком порядке: сперва рядовое субботы, потом – святого. См. ниже: если в Мясопустную субботу случится праздник Сретения или храм. Недля О Блудном сын. В эту неделю Евангельской притчей, от которой получила свое название и сама неделя, св. Церковь , для возбуждения к покаянию тех, которые, находясь в узах греховной привычки, не могут и не хотят освободиться от нее, изображает бедственное состояние человека, удалившегося от Бога; а для утешения и ободрения тех, которые, подавляясь сознанием тяжести грехов своих, впадают в безнадежность и отчаяние, – представляет образ покаяния развращенного сына и неисчерпаемое милосердие Отца Небесного, Который приемлет всякого кающегося грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

17. Не будет ли нарушением канонов менять уже установленную Церковью длительность постов? В канонах речь идет лишь о единственном многодневном посте – о Четыредесятнице , так что формально нет никаких канонических препятствий для того, чтобы изменять длительность других многодневных постов или добавлять посты новые. 18. А предложение не поститься по средам и пятницам в период Пятидесятницы не является ли нарушением канонов? В каждом правиле бывают исключения. Скажем, в то время, как правила говорят о постах по средам и пятницам, Типикон формально нарушает их, устанавливая в некоторые периоды сплошные седмицы! Так, согласно 49-й его главе, а вовсе не канонам, Неделя мытаря и фарисея является сплошной, хотя причина такого установления была временной и местной мерой (в противовес арцивуриеву посту, с целью отвратить от ереси «треклятых армян»). И, хотя сплошной эта седмица назначалась не вообще для всех, а лишь для тех, кто прежде держался ереси арцивуриевой, однако в нашей Церкви, не зная даже о цели данного канонического нарушения до сих пор с радостью нарушается канон о среде и пятнице и никого это ничуть не беспокоит. А вот чтобы сделать сплошными дни Цветной Триоди, - хотя этого прямо требует смысл этих дней, - или сократить длительность Рождественского поста, требуется прямо-таки Вселенский Собор! А ведь ни один Вселенский Собор даже не устанавливал этот пост, чтобы была необходимость отменять эти установления. 19. Пусть не Вселенский, а Поместный Собор установил правила того или иного поста, на каком основании мы их можем самостоятельно изменять? На том основании, что телесное воздержание само по себе не является добродетелью , исполнение которой требуется заповедью. Следовательно, и отсутствие его не являетя грехом, в котором есть необходимость каяться. Телесный пост в нравственном отношении является делом нейтральным. Это всего лишь инструмент, получающий свое значение не от обладания им, а от его применения. И сущность его не в соблюдении его, а в совершении определённой работы с помощью его.

http://azbyka.ru/chaso-slov/o-tradicziya...

Пост или нарушение поста – один из характерных приемов практической полемики в защиту веры. С богословской точки зрения вера защищается правильным вероучением и формулированием догматов. Однако, теории без практики недостаточно. Для того, чтобы кого-то чему-то научить, его нужно отучить от тех обычаев, которые дополнительным образом удерживают его в круге собственных представлений. Примером установления поста вопреки языческим постам может послужить Успенский пост, введенный по указу патриарха Николая Мистика в начале X в. Примером упразднения поста или, если сказать точнее, действия внешне противоположного практике поста являются Седмицы сплошная и сырная. А сам пост и абсолютен, и относителен – в особом хорошем смысле этого слова, ведь ради любви к братии по речениям древних апофтегм его можно нарушить. В апофтегмах читаем: «Пришли некогда два брата к некоему старцу, а обыкновение старца было не есть каждый день, и, когда он увидел двух братьев, обрадовался и сказал: пост имеет награду, и ядущий по любви снова исполняет две заповеди, ибо он оставил свою волю, и исполнил заповедь, и упокоил братьев» . По аналогии с преодолеваемой опасностью в виде особых постов, которые соблюдали уклонившиеся от истинной веры, сплошная седмица была более значима, чем масляная, по-гречески сырная. В большинстве исторических описаний и древних типиконах акцент делается на возникновении практики сплошной седмицы – в противовес древнему трехдневному Ниневийскому посту, который совершался в третью неделю перед Великим постом в память событий во времена пророка Ионы (Иона 3, 5-9) (он заканчивался в пятницу третьей недели до Пасхи символично в день памяти пророка Ионы – но не как праздник пророка, а как воспоминание о примере покаяния) , или пятидневному армянскому Арцивуру. В «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула содержится одно из поздних описаний-пересказов традционных для византийцев представлений о происхождении Арцивурова поста . Здесь приведены четыре версии. Арцивуров пост установлен:

http://bogoslov.ru/article/4446196

Во время этого песнопения совершается перенесение освященных Святых Даров, и все молящиеся должны преклониться ниц до земли. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ ПЕРЕД ВЕЛИКИМ ПОСТОМ Неделя о мытаре и фарисее (Сплошная седмица, в среду и пятницу поста нет.) На литургии читается Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 1014: притча о мытаре и фарисее. Тропарь воскресный гласа Кондак, глас 4-й Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя. Другой кондак, глас 3-й Воздыхания принесем мытарская Господеви, и к Нему приступим грешнии яко Владыце: хощет бо спасения всех человеков, оставление подает всем кающимся. Нас бо ради воплотися, Бог сый, Отцу Собезначальный. Неделя о блудном сыне Евангелие от Луки, гл. 15, ст. 11 - 32: притча о блудном сыне. Тропарь воскресный гласа Кондак, глас 3-й Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою, Отче Щедрый, приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих. Неделя о Страшном Суде, мясопустная (Заговенье на мясную пищу.) Евангелие от Матфея, гл. 25, ст. 3146. Тропарь воскресный гласа Кондак, глас 1-й Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая: река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго, и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье (Заговенье на скоромную пищу.) Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 1421. Тропарь воскресный гласа Кондак, глас 6-й Премудрости наставниче, смысла подателю, немудрых наказателю, и нищих защитителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко! Ты даждь ми слово, Отчее Слово, се бо устне мои не возбраню, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй мя падшаго. ВЕЛИКИЙ ПОСТ Великим постом в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров. Полная литургия совершается в субботу и воскресенье. Неделя 1-я Великого поста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1728...

- Конечно. - Не секрет, что многие в пасхальные дни устраивают себе " праздник живота " , были даже случаи смерти от переедания. Верно заметил один священник: " Мы любой подвиг, любую борьбу воспринимаем как что-то временное, после чего можно расслабиться и утешиться, и Пасху ожидаем как утешения, утешения именно плоти, не души " . Как научиться воздерживаться за праздничным столом, ведь плоть просто криком кричит: " Пост закончился! " ? И вообще, как с пользой для души и тела нужно выходить из строгих постов? Дайте, пожалуйста, практические рекомендации. - Если христианин воспринимает пост, как нечто такое, что ему соблюдать совершенно не хочется, но он вынужден это делать, то, разумеется, тогда человек будет горячо желать, чтобы пост быстрее закончился, и началась Пасха. Ну, а если человек, хотя бы минимальный, подвиг несет, понимая необходимость и полезность воздержания для самого себя, то для него Пасха будет уже не праздником " живота " , а днем духовной радости. Необходимо ожидать Пасху как христианский праздник, а не как торжество вседозволенности. Вообще, выходить из строгих постов нужно с разумением, трезво оценивая состояние своего здоровья и предвидя последствия возможного переедания. Тем более, что вся Светлая седмица является сплошной и никто не заставляет нас все то скоромное, что мы освятили, съесть в первый же день Пасхи. Отказываться от мяса на Пасху (как советуют некоторые диетологи) я не вижу смысла: все-таки на легкой пище и на соках мы " сидели " весь пост. Объедаться, конечно, не стоит, но небольшое количество мяса на Пасху не повредит. - Считается, что на Светлой седмице можно причащаться каждый день без предварительного поста. Нужно ли причащаться ежедневно в эти Светлые дни? Надо ли воздерживаться от супружеских отношений в течение Светлой седмицы, ведь в это время не совершается браковенчание? - Понимаете, нельзя к Причастию подходить потребительски: можно или нельзя воспользоваться, грубо говоря, " халявой " - тем, что в эти дни поста нет. Причастие - это соединение со Христом, величайшее Таинство, которое Господь дал Своей Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/21/...

До 1917 года в Русской Церкви существовала практика сугубых постов, временно устанавливаемых церковными властями. Случалось это во время нашествия иноплеменников, при стихийных бедствиях, в дни губительных эпидемий. Сплошные седмицы В православном календаре есть так называемые сплошные седмицы, когда пост в среду и пятницу отменяется. Обычно сплошные седмицы бывают либо перед одним из многодневных постов, либо после него. Слово «седмица» в данном случае не означает буквально «неделя», поскольку Святки (Святые дни) после праздника Рождества Христова длятся 11 дней. Сплошные седмицы в порядке богослужебного года следующие. 1 . Святки, продолжающиеся от дня Рождества Христова, 7 января, до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику – 17 января (включительно). 2 . Седмица Мытаря и фарисея – за четырнадцать дней до начала Великого поста. 3 . Сырная седмица (масленица) – неделя перед Великим постом 5 . 4 . Светлая (Пасхальная) седмица – неделя после Воскресения Христова. 5 . Троицкая седмица – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом). Степени поста Различия в строгости воздержания в те или иные дни позволяет говорить о существовании пяти степеней поста. 1 . Разрешение на употребление в пищу рыбы 6 . 2 . Разрешение на вареную с растительным маслом пищу. 3 . Разрешение на вареную пищу без масла. 4 . Сухоядение 7 – разрешение на вкушение только невареной растительной пищи без растительного масла. 5 . Полное воздержание от пищи. Кроме того, в масляную (или сырную) седмицу существует как бы предуготовительная к посту степень воздержания, когда разрешается употреблять в пищу все продукты, исключая мясо. При наличии строгих и определенных предписаний Устава, такие правила поста могут быть ослаблены для некоторых категорий христиан. 1 . Для больных. 2 . Для младенцев. 3 . Для беременных и кормящих грудью матерей. 4 . Для людей, занятых тяжелым физическим трудом. 5 . Для заключенных. 6 . Для путешествующих. 7 . Для престарелых. Церковь в этих случаях не требует строгого исполнения всех указаний Устава, поскольку цель поста – не умертвить тело физически, но уничтожить либо ослабить укоренившиеся в человеке страсти и греховные привычки. Святитель Московский Филарет говорит, что в случае болезни «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а чтобы тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Однодневные посты следующие: – среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц; – 14 сентября – Воздвижение Креста Господня; – 5 января – навечерие Богоявления, или Крещенский сочельник; – 29 августа – Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Наконец, перечислим сплошные седмицы , то есть периоды, когда отменяется пост в среду и пятницу: – Святки – с 25 декабря по 4 января включительно; – седмица после Недели о мытаре и фарисее ; – сырная седмицаседмица перед Великим постом; – Светлая седмицаседмица после Пасхи; – Троицкая седмицаседмица после праздника Пятидесятницы. Глава 4. Виды церковных молитвословий Прежде чем рассматривать богослужебные книги и говорить о находящихся в них молитвословиях и песнопениях, о порядке и способе их исполнения, следует обязательно рассмотреть сами виды церковных песнопений, выяснить этимологию их наименований и изложить краткую историю. К сожалению, далеко не во всех духовных учебных заведениях этому уделяется должное внимание, так что многие священнослужители и регенты, оперируя понятиями «тропарь», «кондак», «стихира», «ирмос», «светилен» и так далее, совершенно не имеют представления об их истории и даже не могут объяснить, почему именно так, а не иначе называется то или иное песнопение. Нет нужды говорить о важности и даже необходимости знать смысл и этимологию терминов, которые употребляются в богослужебных книгах и во всех пособиях, посвященных Уставу, в том числе и в данной книге. Потому мы в первую очередь рассмотрим виды и краткую историю всех церковных песнопений. Содержание данной главы основано на книгах двух выдающихся отечественных литургистов: архимандрита Киприана (Керна) «Литургика. Гимнография и эортология» и М. Скабаллановича «Толковый Типикон»; к указанным источникам и следует обращаться за более подробной информацией. §1. Библейский песенный материал Христианство родилось в иудейской среде, и влияние этой среды сказывалось еще очень долгое время после Вознесения Спасителя и Сошествия Духа на апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Седмица после Недели о мытаре и фарисее – уникальный период в церковном году. Всем известно, что эта седмицасплошная, но среди сплошных седмиц и периодов года она имеет особый статус. Все другие седмицы тесно связаны с многодневными постами и обрамляют их, охватывая период или перед постом (сырная и Троицкая седмицы), или период праздничного ликования сразу после окончания поста (святки и Светлая седмица). И лишь седмица после Недели о мытаре и фарисее стоит одиноко в этом ряду: от ближайшего поста (Великого) ее отделяют две седмицы. Наверняка многие христиане задавались недоуменным вопросом: с чем же конкретно связано отсутствие поста в среду и пяток данной седмицы? Более того, можно предполагать, что многие с удивлением воспринимают информацию об истинных исторических причинах возникновения такой практики. Дело вот в чем: в Армянской Церкви издревле существовал (и существует до сих пор) пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом (как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее). Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане (которые также соблюдали этот пост) говорили, что пост был введен во 2-й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «арачаворк» (в современном произношении – «Араджаворац»), что значит «первый», то есть первый пост в календарном году. Армяне не приняли IV Вселенский Собор, вследствие чего конфликт между греками (православными) и армянами с течением веков все более обострялся. В связи с этими догматическими разногласиями и сам пост «арачаворк» стал восприниматься греками как еретическая особенность (хотя он не был связан с догматическими воззрениями армян, а был просто местной обрядовой традицией). Греческие церковные писатели резко осуждали эту практику поста и в XI веке даже возникла ироническая легенда, согласно которой пост «арцивур» (так греки произносили слово «арачаворк») был установлен в честь любимой собаки ересиарха Саркиса. Этот учитель армян якобы имел собаку, которую посылал в те местности, куда шел сам; эта собака своим появлением возвещала о скором приходе Саркиса, потому ее и прозвали «Арцивур», то есть «Провозвестник». Однажды собаку растерзали волки, и Саркис был так расстроен, что учредил пост по этому случаю. Понятно, что такая повесть ничего общего не имеет с истиной; «эта басня осталась хлесткой выходкой, которая задевала за живое тех, против которых была направлена, а нападателям давала легкое средство выместить свое раздражение и осмеять противника» с. 51] .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Среда 1-й седмицы: шестой час Псалом 9 Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе. Псалом 10 Праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде Лице Его. На Господа уповах, как речете душе моей? вечерня Псалом 11 Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век. Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный. Псалом 12 Призри и услыши мя, Господи, Боже мой. Доколе Господи забудеши мя конца? Доколе отвращавши Лице Твое от мене. Четверг 1-й седмицы: шестой час Псалом 13 Псалом 14 Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Ходяй без порока, и делаяй правду. вечерня Псалом 15 Благословлю Господа, вразумившего мя. Сохрани мя, Господи. яко на Тя уповах. Псалом 16 Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока. Услыши, Господи, правду мою. Пятница 1-й седмицы: шестой час Псалом 17 Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое. Бог мой. помощник мой. Псалом 18 Господи, помощниче мой, и избавителю мой. Небеса поведают славу Божию. вечерня Псалом 19 Услышит Тя Господь в день печали. Защитит Тя Имя Бога Иаковля. Псалом 20 Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем Силы Твоя. Господи, Силою Твоею возвеселится царь. Далее по другим седмицам Великого Поста: Таблица 7 Вторая седмица Псалмы с 21-го по 40-й Третья седмица Псалмы с 41-го по 60-й Четвертая седмица Псалмы с 61-го по 80-й Пятая седмица Псалмы с 83-го по 103-й Шестая седмица Псалмы со 104-го по 124-го Первые три дня Страстной седмицы Псалмы со 125-го по 137-й Обращаясь мысленно к псалмам посредством воспевания этих “знаков” – прокимнов, мы как бы непрерывно дополнительно прочитываем Псалтирь во все будничные дни Великого Поста. Псалмы в зтом случае становятся сплошной невидимой тканью, на которой наносится чудный рисунок из христианских гимнов (тропарей, канонов, стихир). При зтом псаломская ткань богослужения состоит, как уже видно, из трех типов воспевания псалмов: а) знаковых чтений псалмов в виде прокимнов и запевных стихов между стихирами, б) чтения кафизм в) и претворенных в ирмосы библейских песен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Думается, всем хорошо известно, что сырная седмицасплошная, то есть в среду и пятницу мы так же вкушаем скоромную пищу, как и в остальные дни седмицы. Однако мало кто знает (в нашей практике это не отражается), что пост в среду и пятницу все же сохраняется, разве что приобретает иной характер: вместо ограничения в качестве пищи Устав предписывает ограничить количество приемов пищи. Да, в среду и пятницу разрешается употреблять сыр, яйца и молоко, но лишь один раз в сутки – вечером на ужин 21 . Весь же день требуется проводить в полном воздержании от пищи. Согласимся, что это даже более строгий пост, чем в обычные среды и пятки в течение года, когда на протяжении всего дня можно принимать пищу, пусть даже и постную! Таким образом, заметна двойственность, присущая сырной седмице. С одной стороны, это – сплошной период без постных дней в привычном для нас смысле. С другой стороны, запрет есть мясо распространяется на все дни седмицы, то есть заметное пищевое ограничение уже присутствует, да и среда и пятница являются частично постными днями, ибо вкушение пищи в эти два дня разрешается только вечером. Так что сырная седмица требует от человека определенной степени пощения (пусть даже и в мягком варианте), потому она с полным правом может быть названа преддверием Великого поста. § 2.3.1. История и идейное содержание сырной седмицы Исторические свидетельства, имеющиеся в нашем распоряжении, позволяют отнести возникновение особой подготовительной седмицы приблизительно к VI веку (точное время установления сырной седмицы неизвестно). Во всяком случае, только в IV веке на Востоке появляется и утверждается семинедельный Великий пост, так что должно было пройти еще некоторое время, чтобы седмица, предваряющая Святую Четыредесятницу, приобрела особый статус. Те не менее, в VI веке подготовительная седмица уже существовала, что подтверждается как минимум двумя свидетельствами. В хронике Иоанна Малалы описан случай, датированный 19-м годом правления императора Юстиниана (546 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010