В ответ на малые дополнительные посты Ориентальных Церквей православным византийцам пришлось сформулировать предельно ясное противовесное решение11. Одним из практических средств стала сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее (автор XVI в. Дамаскин Студит именовал ее также «исповедальной»12), другим — Масленица, мясопуст или Сырная седмица. Из истории Сырной седмицы или Масленицы Первое упоминание о мясопустной седмице относится к 546 году: «…В этом году произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю»13. Народ не принял распоряжения императора Юстиниана и не захотел нарушать установленного Цер­ковью канона14. Существует также версия, согласно которой Сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии15 — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году16 — как особое дополнительное покаянное время17. В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII в.) говорится о традиции мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей в устном предании — в это время не вкушали мяса и ничего не вкушали до 9-го часа18. Но превращение «предпостной» седмицы в пост, по слову преподобного Иоанна, чрезмерно и не нужно: «Но для законополагающих о восьми седмицах я предположил, что благо не благо, если не добре деется. Хорошо девство, но если ты вступишь в брак, не согрешил. Хорошо не есть во всякий день. Но не ядущий да не судит ядущего. В таковом подобает не законодательствовать, не применять насилие, не принудительно вести вверенную паству, но более убеждением, и кротостью, и словом, осоленным солью, — это и таковым предлагаем»19. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю Масляную неделю вкушали только хлеб и воду20. Действительно, в 4-м правиле святителя Никифора сказано, «что подобает поститься монахам в среду Сырной седмицы и в пятницу и после отпуста Литургии Преждеосвященных Даров есть сыр, где бы они ни находились. Это правило опровергает учение Иакова и ересь тетрадитов»21.

http://e-vestnik.ru/church/igumen_dionis...

Читайте также — О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы Что можно есть на Троицкой седмице Троицкую седмицу называют «сплошной». Это значит, что на этой неделе допускается не поститься в среду и пятницу. Конечно, это не означает, что православный человек в эти дни должен поддаваться неконтролируемому чревоугодию. Но строгих указаний насчет поста в эти дни нет. В церковном году пять сплошных седмиц. Все их отличает то, что Церковь позволяет не поститься в среду и пятницу. Читайте также — Троица – исполнение всех ожиданий Вот что об этом говорят апостольские постановления: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». Причащаться на Троицкую седмицу можно, несмотря на то, что в среду и пятницу нет поста. При этом Церковь предписывает ограничивать пост невкушением пищи после полуночи. Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста. Что нельзя делать на Троицкую седмицу Троицкую седмицу люди часто путают с неким весенним вариантом Масленицы. Считается, что у праздника языческие корни, его называют «Зеленые святки» и ждут, что сразу после Троицкой седмицы начнется жаркое лето, а весна уступит свои права. Такой подход не имеет ничего общего с истинным церковным смыслом Троицкой недели. Многие украшают свой дом ветками березы в знак прообраза грядущей жизни в Царствие Небесном. Это вполне допускается, если украшающие не вкладывают в это действие магический смысл и не поддаются суевериям. Ведь такой обычай имеет только символическое значение. Можно услышать и о том, как Троицкую седмицу называют «русальной неделей». Как к этому относиться православному человеку? Обряды, связанные с похоронами языческих богов, имеющие эротические элементы, обряды, призывающие плодородие на землю в эти дни, разумеется, не являются частью церковной жизни и христианских традиций. К сожалению, пока не удалось окончательно искоренить языческие традиции и многие часто путают их с православными. Вождение хороводов перед костром в эти дни не входит в число традиций Русской Православной Церкви и относится к языческим обрядам.

http://pravmir.ru/troickaja-sedmica/

     Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.      В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский пост 28 ноября – 6 января 2014      Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.      Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.      Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).      Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.      В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы       Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.      Сплошных седмиц пять:      Святки – с 7 января по 18 января,      Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста с 10 февраля 2014 по 16 февраля,      Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 24 февраля 2014 по 2 марта,      Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи с 21 апреля по 27 апреля 2014,      Троицкая – неделя после Троицы с 9 июня по 15 июня 2014. Пост в среду и пятницу      Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2391...

В Троицкую седмицу лучше всего помолиться перед иконой Святой Троицы . Воздать Господу благодарение за Его дары. Молитвенно подготовиться к посту и помнить о том, что суть поста или его отсутствия (как во время сплошной седмицы) не в употреблении праздной или непраздной пищи, а в единении с Господом, в той самой духовной жизни, о важном значении слова «духовный» в его церковном понимании. Бог дал нам все средства для спасения, но только от нас зависит, сможем ли мы достойно принять этот дар. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 марта, 2022 18 января, 2022 4 июня, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 27 февраля, 2023 9 марта, 2022 18 января, 2022 4 июня, 2023 26 мая, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/troickaja-sedmica/

В этом отношении пост – воспитатель души. Именно поэтому пост не может налагаться на всех механически, без учета того, кто собирается поститься: мужчина ли, женщина, ребенок, старый человек или молодой и проч. Известный подвижник, преп. Иоанн Кассиан говорит, что каждый должен на себя налагать такую степень поста, которая необходима «для укрощения плотской брани». Для мирян «плотскую брань» можно отождествить с диктатурой плоти, потакая которой, мы порой вообще уже становимся рабами ее требований. Какие существуют посты сегодня? Сегодня в Православной Церкви приняты 4 многодневных поста и малые посты. Многодневные : – Великий: 40 дней + Страстная седмица – оканчивается Пасхой; – Петров: длится от 8 до 42 дней – оканчивается днем памяти св. апп. Петра и Павла (12 июля); – Успенский: длится две недели – оканчивается днем Успения Пресвятой Богородицы (28 августа); – Рождественский: 40 дней – оканчивается Рождеством Христовым. Малые : – в течение года – среда и пятница (за исключением некоторых особых недель, т.н. сплошных седмиц); – Крещенский сочельник (18 января); – Усекновение главы св. Иоанна Крестителя (11 сентября); – Воздвижение Креста Господня (27 сентября). Были ли посты в дохристианское время? Посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности. В то время чаще всего постились, воздерживаясь не от пищи какого-то рода (как сегодня), а вообще ничего не вкушали и не пили; воздерживались также от супружеских отношений. Такой пост длился один день, от рассвета и до захода солнца, или же в течение суток – 24-х часов. В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня. Такой пост Есфирь предпринимает перед судьбоносным решением: «пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну» ( Есф. 4, 16 ). Когда по дороге в Дамаск апостол Павел пережил потрясающую встречу со Христом, он также предпринял такой пост: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил».

http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavny...

Начиная с Недели о Мытаре и фарисее и во все следующие подготовительные Недели Великого Поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. На утрене, начиная с Недели о Мытаре и фарисее и заканчивая 5 Неделей Великого Поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50 псалма поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой и глубиной. На «Слава»: «Покаяния отверзи ми двери» (вместо: «Молитвами апостолов»). «И ныне»: «На спасения стези» (вместо «Молитвами Богородицы»). Затем – «Помилуй мя, Боже» и «Множество содеянных мною лютых». В основу первой песни «Покаяния отверзи ми двери» положена притча о мытаре и фарисее, из которой заимствованы все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второй песни «На спасения стези» положена притча о блудном сыне, а в основу третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном Суде. Эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелиями, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту: О мытаре и фарисее, О блудном сыне и О Страшном суде. Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых, евангельская стихира поется перед 1 часом (на «Слава и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди вместо евангельской стихиры. На Литургии – Евангелие о мытаре и фарисее. Таким образом, в Неделю о Мытаре и фарисее можно отметить четыре основных особенности богослужения: 1.  Пение на утрене после полиелея и Евангелия особых покаянных тропарей. 2. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе, и канона) Постной Триоди. 3. Чтение на Литургии евангельской притчи о мытаре и фарисее. 4. Разрешение поста в среду и пятницу после Недели о Мытаре и фарисее – седмица «сплошная», или «всеядная», во обличение этим горделивого поста фарисея. 5. От Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых включительно, воскресные кондаки не читаются, а заменяются на часах, на повечерии, на полунощнице и на Литургии (после входа) «кондаками Триоди, а иногда кондаками Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 5 и 6 Недель).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Наши далекие и не очень далекие предки, в отличие от нас, недавно воцерковленных, с детства укорененные в церковной традиции, из пушки по воробьям не стреляли, к Масленице относились спокойно. Если уж вошли в генетическую память русского народа, которому всегда жилось не слишком сытно и привольно, отголоски древних празднеств, связанных с приходом весны, так стоит ли ломать национальный характер? Вспомним, что и в семействе Лариных «на Масленице жирной водились русские блины». А с каким ностальгическим чувством вспоминает Иван Сергеевич Шмелев масленичные гулянья в старой Москве! А картина «Масленица» Кустодиева, «Взятие снежного городка» Сурикова?! А пьеса «Февраль. Масленица» из альбома «Времена года» Чайковского? Что же, взять и все это отменить, как большевики отменили рождественскую елку? Между тем церковный Устав и церковный календарь организуют жизнь православного человека самым правильным образом, так что в ней есть место и духовному размышлению, и глубокой молитве, и безгрешному веселью. Ведь и святые отцы говорили, что, неосторожно сгибая дугу, можно ее сломать. Потому Рождественский пост сменяется святками, а самый долгий и самый строгий Великий пост предваряется Сыропустной седмицей, по-русски Масленицей. Любой пост, и тем более Великий,— это труд, труд телесный и духовный. А к любой работе лучше всего приступать, хорошо отдохнув. Поэтому перед Великим постом мы и стремимся — нет, не «надышаться» перед облачением в вериги! — вкусить от некоторых безобидных радостей, чтобы постом они не напоминали о себе слишком уж настойчиво. В православной традиции есть даже специальное понятие — заговенье. Заговеться — значит в последний раз, с удовольствием вкусить, почувствовать, что да, пожалуй, что уже и хватит… Следует заметить, что традиция заговенья — самая настоящая церковная. Перед Великим постом Церковь благословляет заговляться в течение целой седмицы, когда, с одной стороны, напоминанием близкого поста появляются земные поклоны с молитвой «Господи и Владыко живота моего…», полная Литургия совершается не ежедневно, а с другой — самое время для гостей, троек с бубенцами, разнообразных блинов с еще более разнообразными начинками. Сыропустная седмица по уставу — сплошная, пост в среду и пятницу отменяется. Здесь, как, впрочем, и во всем, необходимо соблюдать меру, не упускать из виду конечную цель, чтобы не заканчивалась Масленица так «живописно», как об этом поет Федор Шаляпин в опере Александра Серова «Вражья сила»…

http://pravmir.ru/exali-na-trojke-s-bube...

Наши далекие и не очень далекие предки, в отличие от нас, недавно воцерковленных, с детства укорененные в церковной традиции, из пушки по воробьям не стреляли, к Масленице относились спокойно. Если уж вошли в генетическую память русского народа, которому всегда жилось не слишком сытно и привольно, отголоски древних празднеств, связанных с приходом весны, так стоит ли ломать национальный характер? Вспомним, что и в семействе Лариных «на Масленице жирной водились русские блины». А с каким ностальгическим чувством вспоминает Иван Сергеевич Шмелев масленичные гулянья в старой Москве ! А картина «Масленица» Кустодиева, «Взятие снежного городка» Сурикова?! А пьеса «Февраль. Масленица» из альбома «Времена года» Чайковского? Что же, взять и все это отменить, как большевики отменили рождественскую елку? Между тем церковный Устав и церковный календарь организуют жизнь православного человека самым правильным образом, так что в ней есть место и духовному размышлению, и глубокой молитве, и безгрешному веселью. Ведь и святые отцы говорили, что, неосторожно сгибая дугу, можно ее сломать. Потому Рождественский пост сменяется святками, а самый долгий и самый строгий Великий пост предваряется Сыропустной седмицей, по-русски Масленицей. Любой пост, и тем более Великий,- это труд, труд телесный и духовный. А к любой работе лучше всего приступать, хорошо отдохнув. Поэтому перед Великим постом мы и стремимся - нет, не «надышаться» перед облачением в вериги! - вкусить от некоторых безобидных радостей, чтобы постом они не напоминали о себе слишком уж настойчиво. В православной традиции есть даже специальное понятие - заговенье. Заговеться - значит в последний раз, с удовольствием вкусить, почувствовать, что да, пожалуй, что уже и хватит... Следует заметить, что традиция заговенья - самая настоящая церковная. Перед Великим постом Церковь благословляет заговляться в течение целой седмицы, когда, с одной стороны, напоминанием близкого поста появляются земные поклоны с молитвой «Господи и Владыко живота моего...», полная Литургия совершается не ежедневно, а с другой - самое время для гостей, троек с бубенцами, разнообразных блинов с еще более разнообразными начинками. Сыропустная седмица по уставу - сплошная, пост в среду и пятницу отменяется. Здесь, как, впрочем, и во всем, необходимо соблюдать меру, не упускать из виду конечную цель, чтобы не заканчивалась Масленица так «живописно», как об этом поет Федор Шаляпин в опере Александра Серова «Вражья сила»...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Необоснованно обращали внимание только на пост телесный. Поэтому акцентируется важность поста духовного, посещение богослужений, особенно накануне Причастия. В этом документе также прописаны возможные послабления для больных, военнослужащих, беременных. Для них икономия была и до этого, но разные священники поступали в соответствии со своими практиками или традициями, местными преданиями. Теперь же все закреплено в документе. Отмечается, что евхаристический пост должен длиться не менее 6 часов - это минимальное время, на которое могут ориентироваться люди, причащающиеся в дни Пасхи и Рождества Христова. Практика некоторых приходов, где запрещалось причащаться на Пасху, Рождество, была вызвана тем, что священник не мог исповедовать всех в связи с огромным количеством людей, ведь на праздники приходят даже те, которые в другие дни и не бывают в храме, и выстраиваются в общую очередь для совершения Таинства Причастия совершенно не подготовленными. Также акцентируется внимание на том, что в подготовке к Причастию, кроме отказа от скоромной пищи, важны молитвенное правило, которое заключается в чтении трех канонов и канона к Святому Причастию, и посещение вечернего богослужения накануне Причастия. Правила подготовки к Причастию могут быть изменены по благословению духовника, который знает человека и обстоятельства его жизни. В документе указано, что мирянам в радостные праздники Святой Пасхи, Рождества надо стараться участвовать в Евхаристии. Учитывая, что Светлая седмица сплошная и нет поста, люди, которые живут жизнью Церкви, накануне придерживались Великого поста, молились, ограничивали себя длительное время, могут именно в этот период причащаться, ограничивая себя только постом после полуночи и до Причастия. Также было отмечено, что родителям, регулярно приводящим детей к Святой Чаше, необходимо стремиться причащаться вместе с ними. Таким образом, приводится в порядок практика подготовки к Святому Причастию - молитвенное правило, пост. Все прописано, и духовник может ссылаться на документ, принятый на Архиерейском соборе, а не на практику тех или иных священнослужителей, обычаев прихода или местности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

По церковно-славянски «седмицей» называется неделя – дни с понедельника по воскресенье. Сплошные седмицы означают отсутствие поста в среду и пятницу. Они установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие: СВЯТКИ – с 7 до 18 января, то есть с Рождества Христова до Крещения. МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ – за две недели до Великого поста. СЫРНАЯ (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешаются яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). ПАСХАЛЬНАЯ (Светлая) – неделя после Пасхи. ТРОИЦКАЯ – неделя после Троицы (перед Петровым постом). Великий пост «Что такое Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил; дар – поистине драгоценный для всех ищущих спасение, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям», – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский . Великий пост – самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой). Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней. Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему. Первая подготовительная неделя – «Неделя мытаря и фарисея» – называется «сплошной седмицей», потому что на ней нет поста на трапезе. В воскресенье во время Литургии читается Евангелие «О мытаре и фарисее» ( Лк.18:10-14 ). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: «Покаяния отверзи мне двери…»

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010