Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский пост в 2024 году С 28 ноября 2024 года по 6 января 2025 года. Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем. Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом. В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы в 2024 году Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять: Святки – с 7 по 18 января, Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса) Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи Троицкая – неделя после Троицы. Пост в среду и пятницу Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

http://pravmir.ru/kalendar-postov-i-trap...

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни рыба, грибы, крупы с растительным маслом. Успенский пост 14 августа 27 августа Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Понедельник, среда, пятница сухоядение. Вторник, четверг горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский (Филиппов) пост 28 ноября 6 января В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем. Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье пища с маслом. В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы Седмица неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять: Святки с 7 января по 18 января, Мытаря и фарисея за 2 недели до Великого Поста с 6 февраля по 12 февраля, Сырная (масленица) неделя перед Великим Постом (без мяса) с 20 февраля по 26 февраля,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2136...

И этот день отдохновения, кстати, не только духовного, но и физического, был установлен Самим Богом. И заповедь была, что в этот день не должны трудиться не только люди, но и животные тоже не должны трудиться в этот день, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни скот твой, сказано в Писании. Поэтому человек имеет право на заслуженный отдых, ничего предосудительного в этом нет. Другой вопрос, не превратится ли это в какую - то праздность, в леность, в то, что расхолаживает человека. А активный отдых всегда принесет именно Божье благословение. Кстати я, когда езжу куда-нибудь далеко, в тот же Египет, куда- то ещё - я беру с собой книг очень малое количество, но беру самые трудные, которые в обычных ситуациях читать тяжело, и ты их отодвигаешь и берешь что попроще. Поэтому я рекомендую, если в вашей библиотеке  есть  такие серьезные книги -  именно их и берите.  Во время отдыха можно прочитать такую литературу, которую в обычных ситуациях прочитать очень сложно. - Добрый вечер, батюшка Олег! Раба Божья Нина. Вот была сплошная седмица, и будет это масленая  - сплошная седмица. Как готовиться перед причастием, если я буду причащаться на этой неделе, нужно ли соблюдать пост в пище? О.Стеняев: - Лучше воздержаться от причастия, чтобы не выделяться из общего состояния, особенно когда будет масленица. Масленица - это время, когда мы ходим в гости к друзьям, они приходят к нам. Представьте себе, они к вам придут на блины во время масленицы, а вы скажете, что у вас пост. Причастие, конечно, совершается каждый день, за исключением некоторых постных дней, потому что люди могут быть при смерти, у кого-то острая необходимость причаститься. А самое благоприятное время для причастия  - это первая седмица поста и великая Страстная седмица. Такие периоды, которые более будут соответствовать. В.Носов: - Батюшка, я бы хотел вернуться к предыдущему вопросу. Наверное, здесь очевидные вещи для меня, я думаю, можно  добавить, что очень полезно будет сопрягать такие поездки еще и с паломничеством, с посещением святых мест.

http://radonezh.ru/text/kak-otlichit-neo...

Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себе, братие, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: слава Тебе, Едине Человеколюбче! Среда сырная вечер, на стиховне самогласен Любезно, людие, пост облобызаим: приспе бо духовных подвигов начало; оставим телесное сладострастие, возрастим душевная дарования, спостраждем яко раби Христовы, да и спрославимся яко чада Божия, и Дух Святый в нас вселься, просветит души наша. Стихира на стиховне вторника вечера Воздержания? А блины? А все яства, которых мы так спешим наесться? А все радости, гощения, развлечения, к которым мы по меньшей мере стремимся в эти дни? В воскресенье прозвучало Евангелие, усиленное, как множеством резонаторов, стихирами и словами канона; минувшее воскресенье напомнило о Страшном Суде и о том, как будет он прост. Не за пост и молитвы, а за дела милости, бывшие или не сделанные, будут судимы человеки — и мы с вами. И этот Суд может быть для каждого — завтра. Сегодня. Печем и едим блины и якобы помним о Суде? Над нами смеются и обличают в язычестве. Да блины-то наши, кроме того что являют последнее перед постом звено хорошо продуманной цепи (сплошная — «пестрая» — снова сплошная, но уже без мяс седмица), нужны, как раз в свете — прожекторе! — этого напоминания о Дне Судном, чтобы душу уставить на место. Хорошо есть их, эти блины. И помнить о Суде. О конце… и о милости. Помнить, ценить… понять, что без настоящего, неотвратимо приближающегося воздержания не достичь ни милости, ни мира, ни света. Есть блины и… думать о покаянии, желать его. Се, предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы; приид/ите/убо, потщимся вн/ити т/ою ( войти ею ), прежде даже не заключ/ит сию Христос, яко недостойным нам. Понедельник сырный, 1-я песнь 2-го трипеснца Мирным постоянием, чистою любовию священнейшее время святаго поста воспри/имем вернии, просяще оставления, ихже кийждо согреши: яко да тамошнюю улуч/им радость. Понедельник сырный, 9-я песнь 1 — го трипеснца Всего-то и избавились от мяса, какое тут воздержание? Но это — преддверие поста, и в приотворенную дверь уже льется его неповторимый свет:

http://pravmir.ru/pisma-triodi-predvesen...

Что же касается практики причащения Святых Христовых Таин в Троицкую сплошную седмицу, то они регулируются документом «Об участии верных в Евхаристии», принятом на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года. Там написано следующее: «Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица – неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: “От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся” (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, – следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития». Примерно то же можно сказать и о других сплошных седмицах, включая Троицкую. Будем же радоваться и веселиться, и праздновать день рождения Матери Церкви, и возвеличивать-славословить нашего Утешителя. Будем же с Божьей помощью копить силы на Петров пост, который в этом году начинается с 12 июня и продолжается ровно месяц до 12 июля. Этот пост нестрогий. Можно вкушать рыбу, кроме сред и пятниц. Но главное, конечно, исповедоваться, причащаться Тела и Крови Христовых, посещать богослужения, усилить молитвенное правило, творить добрые дела. Ведь пост – это шажочек, с помощью которого мы приближаемся к Богу.

http://pravoslavie.ru/104100.html

По сложившейся традиции сразу после Литургии совершается великая вечерня с великим прокимном «Кто Бог велий, яко Бог наш…» и чтением коленнопреклонных молитв. С этого дня верующие вновь могут в церковной и домашней молитве вставать на колени. Три коленнопреклонных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших читаются не вместе, а в разные периоды богослужения, предваряемые особым возгласом диакона «Паки и паки, преклонше колена , Господу помолимся». Духовенство и все молящиеся в храме встают на колени. По окончании молитвы диакон возглашает «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», после чего все верующие встают. На следующий день после праздника Пятидесятницы совершается память Дня Святого Духа. Вся седмица сплошная, то есть среда и пятница не являются на этой неделе постными днями. Иконография праздника Изображения праздника Пятидесятницы существовали еще в ранней Церкви в виде настенных росписей. Но самое раннее изображение этого события, которое сохранилось до нашего времени, — миниатюра VI века в Евангелии Раввулы. На миниатюре иконографическая схема праздника до конца еще не сформирована. Например, апостолы стоят и находятся не в горнице. Но в будущей иконографии закрепилась одна из особенностей изображения Пятидесятницы, присутствующая на миниатюре, — языки пламени, сходящие на 12 апостолов. Сошествие Св. Духа на апостолов. Миниатюра из Евангелия Раввулы. VI в. Начиная с IX века композиция становится более устойчивой, и апостолы уже всегда изображаются сидящими с активной жестикуляцией. Миниатюра Хлудовской Псалтири, IX в. Для византийской и древнерусской иконографии характерным элементом становится изображение старца с короной на голове — царя-космоса, который может изображаться или в полный рост, сидящим со скрещенными ногами, либо на небольшом седалище, или по пояс. Благовещенский собор Московского Кремля. XV в. Интерпретаций этой фигуры немало: одни исследователи соотносят старца с пророком Иоилем, на пророчество которого ссылается автор Книги Деяний (см.: Иоиль 2:28), другие — с царем Давидом, пророчествовавшим о Вознесении, которое имеет отношение к событию Сошествия Святого Духа. Третьи предполагают, что этот образ заменил собой «народы», которые изображались в более ранней иконографии и обозначали людей, к которым была обращена проповедь апостолов. Рукопись Слов свт. Григория Богослова, IX в.

http://blog.predanie.ru/article/pyatides...

5. Важно правильно рассчитать расстояние между решеткой (шампурами) и углями. С одной стороны, расстояние не должно быть слишком большим — так не получится румяная корочка. С другой, слишком маленьким — мясо может обуглиться и даже сгореть. 6. Если жарите на решетке, то обязательно смажьте ее маслом, чтобы мясо и рыба не прилипали. Делайте это прямо перед закладкой мяса, иначе масло сгорит. Существуют специальные кисточки для гриля, очень похожие на те, которыми красят стены. Главное, чтобы кисточка была из натурального, а не искусственного материала. 7. Сейчас продается много решеток, где сжимают продукты. Они хороши для цыплят-табака, но не для стейков и бургеров. Мясо должно лежать вольготно. Лучше инвестировать в гриль с решеткой или сделать гриль самостоятельно: найдите какую-нибудь решетку (хоть чугунную, которые продаются для печей) и, разместив над местом для углей, подоприте кирпичами. И купите кулинарные щипцы — ими очень удобно переворачивать мясо! 8. После того, как снимете мясо с огня, дайте ему пять минут на отдых. За это время мышцы расслабятся, соки распределяться, и мясо будет сочным и нежным. 9. Маринуйте мясо! В России никогда не знаешь каким окажется купленный кусок — тающим во рту или неподатливой подошвой. А маринад размягчает ткани, и чем агрессивнее маринад, тем сильнее «разъедается» кусок. Поэтому я советую использовать кислые маринады на основе уксуса, лимонного сока, вина, кефира или сыворотки. Есть маринады на основе растительного масла, они больше подойдут для нежной корейки ягненка и стейков из рыбы. Кулинарный сайт Анны Людковской Читайте также: Сплошная седмица: что это? Сплошные седмицы в 2012 году Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/9-pravil-dlya-idealnog...

В понедельник после Пятидесятницы совершается праздник в честь «Всесвятаго, и Животворящаго, и Всесильнаго Духа, ...Единаго от Троицы Бога, Единочестна и Единосущна и Единославна Отцу и Сыну» 639 . Прославление Святого Духа после празднования Святой Троице совершается «чести ради ко Всесвятому Духу» 640 . Песнопения в этот день почти те же, что и в Пятидесятницу, только на малом повечерии поется канон Святому Духу. Всенощного бдения на день Святого Духа не полагается. Полиелея нет. Великое славословие. «Честнейшую Херувим» не поется (поется ирмос 9 песни). На Литургии изобразительны и «Блаженны»; входное (как и в день Пятидесятницы); вместо «Елицы» – «Святый Боже». Отпуст дня Пятидесятницы. Попразднство Пятидесятницы длится 6 дней. Предпразднства – нет, но в службе праздника Вознесения Господня есть много песнопений, которыми Церковь подготавливает верующих к принятию Святого Духа, что в некотором смысле заменяет собой предпразднство Святой Троицы. Отдание бывает в субботу после Дня Святой Троицы. На Литургии со вторника до отдания по входе: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа». В седмицу по Пятидесятнице, как и в Светлую седмицу, не бывает поста в среду и пятницу: седмица сплошная – мясоед. Освобождение от поста на этой седмице полагается не ввиду наступающего Петрова поста, но в честь Святого Духа, пришествие Которого мы только что праздновали в течение двух дней (в воскресенье и в понедельник) и в честь семи даров Святого Духа. Вся эта седмица посвящена прославлению Святого Духа, как Пасхальная седмица посвящена прославлению воскресения Сына Божия. Равным образом разрешение поста установлено и в честь всей Святой Троицы. Церковный писатель и канонист начала XIII века Иоанн, епископ Китрский, в 26 правиле пишет: «Разрешаем пост на седмице по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святый равночестен Отцу и Сыну, и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания». НЕДЕЛЯ ПЕРВАЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ – ВСЕХ СВЯТЫХ

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В разные Посты устав о трапезе различается, поэтому скажем о каждом Посте особо. Великий Пост Великий Пост начинается на Сырной седмице (Маслянице). Устав предполагает с Сырного (мясопустного) понедельника воздержание от мяса, прочая же пища вся дозволяется. Причем эта седмицасплошная. Это означает, что молочные продукты и яйца можно употреблять также в среду и пятницу. В отношении количества трапез во все дни, кроме среды и пятка положено две трапезы. В среду и пяток положена одна трапеза вечером «в 9й час» (глава 35), т.е. около 15.00. В Неделю сыропустную (Прощеное Воскресение) совершается заговенье. Положено две трапезы и «по вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (лист 407, стр. 823) Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский. Первый чин предполагает следующий порядок трапезы: В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту (глава 32), приводится первый чин (Палестинского монастыря св.Саввы Освященного), но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни (т.е. после 9го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14.00 до 15.00). В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп 9 (т.е. горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом». Второй чин Афонский предполагает следующее: В субботу Первой седмицы количество трапез в Типиконе специально не оговорено. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона.

http://azbyka.ru/post-po-tipikonu

На утрени в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134-го и 135-го) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136-й: «На реках Вавилонских...» «с Аллилуиею красною» 77 . Этот псалом возбуждает грешников, находящихся в плену греха и диавола, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись. Затем поются воскресные тропари – «Ангельский собор...». Пение на утрени после 50-го псалма покаянных тропарей: «Покаяния отверзи ми двери...». Чтение на литургии: Апостол – Кор., зач. 135, Евангелие – от Лк., зач. 79. Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу). Причастен: «Хвалите Господа с небес...». Седмица и Неделя мясопустные Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще «мясопуст» (т.е. отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как на литургии читается соответствующее Евангелие ( Мф. 25, 31–46 ). В субботу мясопустную, перед воспоминанием Страшного суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение «всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере». По неисповеданому Своему Промыслу Бог предопределил разную кончину людям. «Подобает же ведати, – говорится в синаксарии, – яко не вси в пропасти впадающий, и в огнь, и в море, и глаголемые пагубы, и студени (холод) и глад; по повелению Божию сие страждут: сия бо (ибо таковы) суть Божии судьбы, ихже ова (когда одним смерти) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же (смерть) ведения ради и прощения (грозного предупреждения) и уцеломудрения иных бывают».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010