Путь Церкви – это всегда «золотая» середина. Все в Ней гармонично, все в ней выверено до мельчайших подробностей. Все в Ней ведет с Божьей помощью человека ко спасению. Так и со сплошными седмицами (от слова «семь», семь дней недели). Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион. Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны – в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны – дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны – не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты. Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять: 1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней). 2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого поста. 3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). 4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи. 5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – в этом году припадает на интервал с 5 по 11 июня. Если говорить конкретно о сплошной седмице после Дня Святой Троицы, то она связана еще и с тем, что Пятидесятница по своему значению сравнивается с Пасхой. Мы торжествуем и радуемся, что нам, православным христианам, открылось Третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух, Который щедро излился на апостолов, утвердив Церковь, и продолжает изливаться и на нас, грешных. Предписание о сплошной седмице после Дня Святой Троицы мы находим в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

http://pravoslavie.ru/104100.html

Первая неделя после Пасхи в Православной Церкви называется светлой седмицей. Эта неделя сплошная: отменяется пост, читается краткое молитвенное правило — пасхальные часы, верующие стараются чаще бывать в храмах и причащаться Святых Христовых Таин. Первая неделя после Пасхи в Православной Церкви называется светлой седмицей. Эта неделя сплошная: отменяется пост, читается краткое молитвенное правило — пасхальные часы, верующие стараются чаще бывать в храмах и причащаться Святых Христовых Таин. О днях Светлой седмицы так писал владыка Александр Милеант: Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Несмотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе величайший из православных праздников. Но для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем! Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время богослужения Православной Церкви возвращает нас в ночь Святой Пасхи. «Христос Воскресе!» – приветствует мы друг друга и лобызаем троекратно. Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя (церк. слав. «седмица») после Пасхи, которая называется Светлой. На Светлой Седмице «все и всяческая» – Христос, Христос воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами. Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать объядения, в которое так легко впасть после долгого поста.

http://pravmir.ru/kak-provesti-svetluyu-...

13. Понедельник. Прп. Мартиниана. Седмица сплошная . Прп. Симеона Мироточивого, Сербского. Свт. Серафима (Соболева), архиеп. Богучарского . Прмц. Веры Морозовой . Примечание. «Подобает ведати, яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси» (Типикон, гл. 49, 6-е «зри»). Служба прп. Мартиниана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 5-й – 3, и преподобного, глас 2-й – 3. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Радуйся, честная и многочудная палестинская похвало...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, Марие Богородице...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Испещрен одеждею чистоты...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Архангельски воспоим...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость...». Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и преподобного на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного). По 3-й песни – седален преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Обрадованная, ходатайствуй...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-26/

15. Понедельник сырный. Ап. от 70-ти Онисима. Седмица сырная (масленица) – сплошная . Прп. Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди. Служба ап. от 70-ти Онисима не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди. Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»). На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 3-й – 3, и апостола, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Жезлом Твоего предстательства...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Красоте девства Твоего...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Красоте девства Твоего...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 3-й. По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 1-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й. Каноны: 1-я, 8-я и 9-я песни: канон апостола со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) и трипеснцы Триоди на 8. 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и апостола на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона апостола, а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца Триоди). По 3-й песни – седален апостола, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак апостола, глас 4-й.

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-28/

27. Понедельник сырный. Прп. Прокопия Декаполита, исповедника. Седмица сырная (масленица) – сплошная . Прп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах. Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди. Служба прп. Прокопия Декаполита не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди. Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»). На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й – 3, и преподобного, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко молитву неусыпающую...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 7-й. По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 1-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й. Каноны: 1-я, 8-я и 9-я песни: канон преподобного со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) и трипеснцы Триоди на 8. 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и преподобного на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона преподобного, а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца Триоди). По 3-й песни – седален преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-11/

4 марта — память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы) 3 березня 2006 р. 18:04 Великий пост предваряют подготовительные Недели и седмицы. Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне, мясопустная (мясо-отпустная) и сыропустная (сыро-отпустная, сырная) (с седмицами). В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей». Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее. Сырной седмицей или масленицей называется седмица, следующая за Неделей мясопустной. В ее продолжение не вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия. За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202721...

7. Понедельник сырный. Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения, еп. Лампсакийского. Седмица сырная (масленица) – сплошная . Прп. Луки Елладского. Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди. Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри») . Служба прп. Парфения, еп. Лампсакийского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Сретения Господня и службой Триоди (по 10-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Подобает ведати, аще случится попразднство Сретения Господня в понедельник, или во вторник, или в четверток сырныя недели») . Примечание. Служба прп. Луки Елладского может быть перенесена на повечерие . На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 6-й – 3 (см. 7 февраля, в службе прп. Парфения, еп. Лампсакийского, на стиховне вечерни), и святителя, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «На руках старческих...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отверзется дверь...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во объятиих...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: 1-я, 8-я и 9-я песни: праздника со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды) , святителя на 2 («3 стиха на два») и трипеснцы Триоди на 8. 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: праздника со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), святителя на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона святителя, а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца).

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-20/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Кто имеет уши слышать, да слышит!» 31.10.2020 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 21-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице Мы слышали сегодня притчу о сеятеле, хорошо всем нам известную. Господь изъясняет смысл этой притчи: сеятель — это Он Сам. Семя — слово Божие. В зависимости от того, на какую почву падает это семя, бывает различный урожай. Разные поля, куда падает семя, — разные души человеческие. Одно — при дороге; другое — каменистая почва, где быстро всходит семя, но, не имея глубокого корня, быстро и увядает. И третье — когда терние заглушает взошедшее семя. Это можно сравнить с разными периодами истории человечества. Во времена гонений люди, которые будто бы уверовали, отпадают из страха мучений — семя слова Божия, только что взошедшее, быстро погибает. Сегодняшний период, когда как будто нет явных гонений, — печаль об устроенности материальной жизни, различные греховные сладости заглушают семя. Одна почва как бы подготовила другую. Но хуже всего — когда эти два вида плохой почвы соединяются, образуя сплошную асфальтированную или бетонную дорогу, где уже никакому семени не прорасти. И там, где слово воспринимается первоначально радостно, но слишком поверхностно, происходит то же. При этом неглубокая почва человеческой души может не только потерять восприимчивость к семени слова Божия, но и быть препятствием для других людей слышать это слово. Когда ценности мира сего становятся определяющими, остаются только сорняки. Как будто не доброе семя сеял Господь, а терние. Где грубые побеги, там тонкие расти не могут, там пшеница заглушается. Все это относится не только к людям, находящимся вне Церкви. Это касается каждого из нас, и каждому из нас надо бороться за то, чтобы была у него истинная добрая земля. Христос говорит притчами, чтобы мы постигали глубины жизни. Все на свете — соль, закваска, семя горчичное, из которого вырастает дерево, солнце, птицы, цветы, трава, пшеница, плевелы, камень, песок — должно научать тайнам жизни и смерти. Не только через какие-то грозные события — землетрясения, войны, революции и эпидемии — должны мы вразумляться, а через все самое малое, что окружает нас в жизни. Однако все чаще мы видим только мертвую дорогу. Единственное, что на ней растет, — это сорняки. Даже рыбы, птицы и цветы, которые могли бы напоминать нам о восхождении к Царству Божию, постепенно исчезают.

http://moral.ru/slushat/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О законе, совести и благодати 01.06.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: О самаряныне , Седмица 5-я по Пасхе В неделю о самаряныне Христос воскресе! Как таинственен этот колодец в пустыне, у которого самарянка беседует со Спасителем! Мы знаем, что у ветхозаветных патриархов были колодцы. Авраам имел колодец, также и Исаак, и также Иаков. Вот Христос, Бог Авраама, Исаака и Иакова, отдыхает у колодца, утомленный дорогой, и беседует о тайнах вечной жизни с женщиной, которая пришла, чтобы зачерпнуть воду. Как часто в течение всей истории богоизбранного народа решающие встречи происходят близ тех редких мест, где вода. Речь идет не только о том, что питает тело, но и душу. Святые отцы свидетельствуют, что Иудея и Самария — Иерусалим и гора Гаризим, о которых Христос говорит с самарянкой — означают богооткровенный Моисеев закон и естественный закон совести человека. Моисеев закон и закон совести — в колодцах пустыни, без которых не выжить ни человеку, ни скоту, ничему живому. И вся земля иссыхает как камень там, где сплошное беззаконие. Человечество не дошло бы до Евангелия без этих колодцев, и не дойдут до Церкви умирающие от жажды без естественного закона. Потому враг рода человеческого старается засыпать даже эти колодцы. Кто упорно не желает этого видеть, тот заодно с врагом. Драгоценна буква заповеди закона и естественное откровение стыда и совести, который пьет народ, живущий по плоти, чтобы извлечь какой-то смысл из того, что происходит. Невозможно вывести ни одного человека из пламенеющего ада бессмысленного существования без этой воды. Но Церковь пьет из Источника воды живой, которая течет широко и переливается через край, насыщая дух. Мы узнаем об этом в пасхальную ночь, когда даром Божиим открывается нам знание, что закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа. Это значит, говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), что истина — Иисус Христос — не какое-то учение, более или менее подробно раскрытое и проясненное благодатью, данной нам, но сама благодать. Сама благодать, которая существенно дана людям и насаждена в них. Мы становимся причастниками Божественного естества. Истина имеет Святой Дух, Который свойствен ей. Это Дух истины, который исходит от Отца, Святой Дух Божий. Это Дух Сына, Который на Нем почивает, Который не удаляется от Него, пребывающего с Отцом («Аскетические опыты»). Перед этой тайной мы стоим, когда Господь говорит самарянке: «Кто будет пить эту воду, будет снова иметь жажду. Но тот, кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет иметь жажды вовек».

http://moral.ru/о-законе-совести-и-благо...

Патриарх Кирилл поздравил с Пасхой глав государств православной традиции Послания были направлены президенту Болгарии Росену Плевнелиеву, президенту Македонии Георге Иванову, президенту Румынии Траяну Бэсеску, президенту Сербии Томиславу Николичу, президенту Черногории Филипу Вуяновичу. Светлая седмица: обращение к юношам На эту неделю Церковь разучилась читать. Мы, как дети, в эти дни можем только петь. И всю неделю у нас будет поющая служба. А после окончания литургии будет крестный ход вокруг храма – даже в чём-то ещё более торжественный, чем в ночь на Пасху, потому что понесут особым образом освященный хлебушек – артос. Протоиерей Алексий Потокин: Каждая Пасха открывает мне что-то новое Помню свою растерянность, непонимание, сплошные ошибки. Диакон на Пасхальной службе с большими свечами выходит, а я ни одну ектенью не знал наизусть, приходилось то и дело перекладывать свечу из одной руки в другую и заглядывать в требник, и каждый раз при этом я через плечо проливал воск из свечи прямо на лицо настоятелю. Он стоически все выносил. Пасхальные открытки Первой мировой (ФОТО) Розовощекие детишки в солдатских шинелях и бравые Георгиевские кавалеры. Бодрые раненые в госпиталях и сестры милосердия, одаривающие крашенками пострадавших за Веру, Царя и Отечество воинов. Все это — пасхальные открытки времен Первой мировой войны. Торжество жизни в лагере смерти Среди заключенных находились православные священники, диаконы имонахи соСвятой Горы Афон. Но небыло ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина. Из положения выходили так: взяли холстинные полотенца влагерной больнице, соединили их повсей длине иполучили епитрахиль. Пришили кней красные кресты-те самые, что были наформе медперсонала больницы... Пасхальное интервью Патриарха: О подвигах современников, разрушении табу и радости (+ ВИДЕО) Мы все время проливаем крокодиловы слезы по поводу коррупции, по поводу криминала. Так ведь не с этого же начинать надо! Никакими правоохранительными средствами не победить грех, а коррупция и криминал — это результат греха человека.

http://pravmir.ru/tag/pasxa/page/35/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010