Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРТАНЕС КЕРТОГ [Кертол; арм. ] (кон. VI - нач. VII в.), арм. летописец, богослов, полемист, видный деятель Армянской Церкви. В 604-607 гг., после смерти католикоса Мовсеса II Еливардеци (574-604), В. К. был Местоблюстителем престола католикоса в Двине. Главное его соч. «Относительно иконоборцев» направлено против распространившейся в этот период в Армении ереси иконоборчества. Н. Акинян полагает, что и «Послание Давиду, епископу Мец-Колманка» в составе «Истории Армении» Мовсеса Каганкатваци, осуждающее иконоборцев, также принадлежит В. К., а не Ованнесу Майраванеци . В. К. написал краткую историю строительства храма, посвященного мц. Рипсиме, содержащую сведения об изображениях на фресках сщмч. Григория Просветителя , св. дев Рипсимии , Гаиании и др. мучеников. В. К. был знатоком греч. языка и эрудитом в области греч. богословской лит-ры. Стиль его сочинений отличался возвышенностью и изысканностью, за что В. К. и получил прозвание Керт (стихотворец, грамматик, литератор). Отстаивая офиц. позицию Армянской Церкви, не признавшей Халкидонского Собора, В. К. участвовал в богословских диспутах с духовенством Грузии, Албании Кавказской (Алуанка) и Сюника, в событиях армяно-груз. схизмы в нач. VII в. В «Истории Армении» еп. Ухтанеса и в «Книге посланий» сохранилась переписка В. К. с Католикосом Грузии Кирионом I и еп. Моисеем Цуртавским. Лит.: Дурьян Е. Критические исследования. Иерусалим, 1935. С. 299-308 (на арм. яз.); Акинян Н. Св. Маштоц вардапет. Вена, 1949. С. 274-283 (на арм. яз.); Петросян Е. Христология Армянской Церкви. Эчмиадзин, 1995. С. 30, 33-34, 40 (на арм. яз.); Garsoïan N. L " Église Arménienne et le grand schisme d " Orient. Louvain, 1999. P. 306-307, 320-321, 345-347, 379-380, 501-505, 521-523, 531-532. В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель

http://pravenc.ru/text/155452.html

Гимнографическое наследие В. не исследовано. Его перу принадлежат службы прп. Евфросину Псковскому, кн. Всеволоду-Гавриилу (кон. 40-х гг.), прп. Савве Крыпецкому, еп. Нифонту, мч. Георгию Новому. В основу последней службы положено творение митр. Григория Цамблака на память Иоанна Нового . Служба мч. Георгию, по мнению И. И. Калиганова, написана в кон. 40-х гг., вошла в богослужебную Минею (М., 1626). В. П. Адрианова-Перетц атрибутирует В. Похвальное слово прп. Алексию человеку Божию , известное по рукописи нач. XVII в. ( Орлов А. С. Б-ка Моск. Синодальной типографии. М., 1896. Вып. 1 (Сборники). С. 46. 7 (199)). Оно было написано после 1559 г., основными источниками послужили житие прп. Алексия в составе древней редакции Златоструя , а также жития прп. Евфросина Псковского и др. труды псковского агиографа. А. И. Плигузов высказал предположение о принадлежности В. одной из редакций жития прп. Иосифа Волоцкого . П. М. Строев и архиеп. Филарет (Гумилевский) приписывают В. житие прп. Арсения Коневского , созданное коневским игум. Варлаамом, однако оснований для отождествления псковского писателя с коневским игуменом нет. Лит. образцом для В. служили труды выдающихся писателей, использовавших стиль «плетения словес», в первую очередь сочинения Пахомия Логофета, из к-рых псковский автор делал многочисленные, не всегда оправданные историческим содержанием заимствования в свои сочинения. В. зачастую механически переносил тексты, в частности характеристики святых, из одного жития в другое, что обедняло фактическое содержание его произведений и даже приводило к искажению исторической реальности. Нек-рые жития, написанные В., не изданы. Соч.: Ириней (Клементьевский), архим. Повесть о начале псковского Печерского мон-ря. М., 1831. С. 45-66; Повесть о Евфросине Псковском//Памятники старинной рус. лит-ры, изд. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 4. С. 67-116; Повесть о Нифонте, еп. Новгородском//Там же. С. 1-9; Будилович А. С. О рус. Юрьеве старого времени в связи с Житием сщмч. Исидора и с ним сопострадавших 72 юрьевских мучеников//Сб. учено-лит. об-ва при Юриев. ун-те. Юрьев, 1901. Т. 4. С. 76-89; Лапустин А. Тексты сказаний о псковских чудотворных иконах Божьей Матери//Псковская старина: Тр. Псковск. церк. ист.-археол. комитета. Псков, 1910. Т 1. С. 78-108; Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. СПб., 1913. С. 126-146 [Прил. С. 33-48]; Перетц В. Н. Отчет об экскурсии семинария рус. филологии в Киев 30 мая - 10 июня 1915 г. К., 1916. С. 158-176; Даниил (Доровских), архим. Предисловие к Житию прп. Саввы Крыпецкого//Макарьевские чтения. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 200-205; Калиганов И. И. Георгий Новый у вост. славян. М., 2000; Охотникова В. И. Рукописная традиция Жития Саввы Крыпецкого//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 293-347.

http://pravenc.ru/text/150691.html

Соблазнительным, на первый взгляд, представляется то обстоятельство, что мы, придавая значение указанию сирийского кодекса относительно обстановки произнесения речи, в то же время не соглашаемся с составителем этого кодекса в том, что автором речи πρς Ελληνας был Амвросий. – Допуская ошибку в имени автора апологии по сирийскому кодексу, мы думаем в то же время, что в оригинале, которым пользовался сирийский переводчик апологии, стояло не имя Амвросия, но имя Аполлония . Такое предположение только на первый взгляд может показаться слишком смелым. Дело в том, что сирийские переводчики часто переиначивают до неузнаваемости греческие собственные имена. Так Rüssel в соч. „Gregorius Thaumaturgus» указывает, что сирийский переводчик творения Григория Чудотворца : „К Феопемпу о безстрастии и страстях Божиих” 345 вместо Кодр пишет Теос, вместо Сократ – Исократ, вместо Ликиск – Левкипп 346 . По замечанию Dräseke, изменение Ликиска в Левкиппа вполне аналогично изменению Аполлония в Амвросия 347 . Bäthen присоединяет к этому, что изменение Аполлония в Амвросия не представляет никакой графической трудности. Этот филолог, сличая греческий и сирийский тексты πρς Ελληνας указывает и в этой апологии некоторые искажения; так напр., здесь переиначены слова: Ατρως γη и Πελοπιδν μση 348 . Следует обратить внимание также и на то обстоятельство, что автор апологии в надписании сирийского кодекса назван сенатором. Был ли Аполлоний сенатором, – решить трудно. По крайней мере, Евсевий не называет его сенатором. Так называют его только бл. Иероним и Руфин. Поэтому можно предположить, вместе с Dräseke, что ко времени сирийского перевода πρς Ελληνας „Каталог” блаж. Иеронима был известен на востоке в греческом переводе, и надписание апологии составлено не без знакомства с 42-й гл. „Каталога», где историк повествует следующее: „Аполлоний, римский сенатор, при императоре Коммоде изменнически обвиненный рабом 349 в том, что он был христианин, испросив разрешение представить основания своей веры, составил значительную книгу 350 , которую прочел в сенате, и несмотря на то, по определению сената, был обезглавлен, так как у сенаторов имел силу древний закон, по которому христиане, однажды привлеченные к их суду, не должны быть отпускаемы без отречения от своей веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

и) Догмат о воскресении мертвых св. Ефрем защищал против последователей Вардесана 446 , и часто повторял его, как в песнях об умерших 447 , так и в других сочинениях 448 . Любимым предметом размышлений для св. Ефрема было размышление о рае 449 и последнем Суде 450 . «Кроме двух состояний, говорит он, нет среднего, разумею же одно горнее, другое дольнее. Если же это верно, как и действительно верно, то что может быть безрассуднее слов: для меня довольно избежать геенны, а войти в царство небесное не забочусь? – Избежать геенны не значит войти в царство. Писание не говорит нам о трех странах. Но что же говорит? Егда приидет Сын человеческий во славе своей, поставит овцы одесную, козлища же ошуюю 451 ». Так поучал прп. Ефрем о догматах веры! 417 Op. gr. T. 2, 258–276. Твор. св. Ефр. 3, 54–83. Кроме 7 слов сирских есть еще на греч. слово о жемчужине, совершенно того же содержания (Т. 11. graec. р. 347–63). Последнее известно было Ефрему Антиохийского (Photii Bibl. cod. 229). Леонтию (ар. Galland. 12, 672. 699). 420 Op. gr. T. 3, p. 160–205. Другое сочинение о покаянии известно только в латинском переводе Ор. gr. Т. 3, р. 589–99. О том, что Ефрем писал против Новатиан, говорит св. Григорий. См. прим. 39. 422 Op. Syr. 3, 575–98. Ser. 5–12. Также слово о обиталищах блаженства. Ор, graec. 3, 25–26. Слово «о местах блаженства ib. р. 26–28, Рай есть страна покоя святых, говорит св. Ефрем, ibid р. 189. См. прим. 45. 443 Против испыт. р. 10. Op. Syr. 3, 23. О Евхаристии тоже в 12 пес. о усопших, в 7 пес. против ересей; в 10 и 19 пес. против испытателей; еще Op. Syr. 2, 61, 252. 3, 246. Op. gr. 3, 2. 444 Adv. haeres. 2. Op. Syr. 2, 440. Об исповеди см. выше прим. 90. О том же Op. gr. Т. 3. р. 2, 367. Читать далее Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.]/[Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-ro Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859./Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Арх.: НБУВ ИР. ДА/п. 90, 91, 207, 309; РГАДА. Ф. 168. Оп. 1. Ед. хр. 237; РГБ ОР. Ф. 152. 130; РНБ ОР. Ф. 73. Ед. хр. 320; Ф. 573. 215. Соч.: Собр. соч. СПб., 1835, 18612. 2 ч.; Зап. ...о том, что в России до кон. XVI в. не было никакой унии с Рим. Церковью. М., 1847; «Воскресение мертвых»//Летописи рус. лит-ры и древности. М., 1861. Т. 3. Кн. 6. С. 39-58; Интерлюдии//ДНР. 1878. 11. С. 245-256; Слова и речи. Могилев, 1892; Слово, сказанное в Киево-Печерской лавре при пострижении//ТКДА. 1893. Т. 2. 6. С. 291-306; [Филос. заключения; Фрагменты из слов на разн. случаи]//Из истории филос. и обществ.-полит. мысли Белоруссии. Минск, 1962. С. 347-365; Нравственная философия, или Этика//Памятники этической мысли на Украине XVII - пер. пол. XVIII ст. K., 1987; Фiлocoфcьki твори. К., 1990. 2 т. Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 2. С. 366-369; Павлович М. Г. Георгий Конисский, архиеп. Могилевский//ХЧ. 1873. 1. С. 1-46; Коялович М. О. Деятельность Георгия Конисского после 1-го раздела Польши//Там же. С. 309-339; он же. История воссоединения западнорус. униатов старых времен. СПб., 1873. Минск, 1997; Георгиевский А. И. Проповеди Георгия Конисского, архиеп. Могилевского//ТКДА. 1893. 1. С. 133-143; Колосов Н. А. Георгий Конисский, архиеп. Белорусский. М., 1895; Сребницкий И. А. К биогр. Г. Конисского//Сб. ист.-филол. об-ва при ин-те кн. Безбородко в Нежине. К., 1896. Т. 1; Вишневский Д. К. Киевская Академия в пер. пол. XVIII ст. К., 1903; Пушкин А. С. Собр. соч. Георгия Конисского, архиеп. Белорусского, изд. прот. И. Григоровичем. СПб., 1835// Он же. ПСС: В 10 т. Л., 1978. Т. 7. С. 223-235; Кашуба М. В. Георгий Конисский. М., 1979; она же. Гeopriй Кониський - cbimorляд та bixu життя. К., 1999; Гpыrapobiч I. , свящ. Беларуская iepapxiя. Минск, 1992; Мельников А. А. Путь непечален: Ист. свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992; Служба свт. Георгию. Житие. Акафист. Могилев, 1995; Дышиневич В. Н. Георгий Конисский - защитник 1997. 5. С. 26-36; Носов Б. В. Рус. политика в диссидентском вопросе в Польше 1762-1766 гг.//Польша и Европа в XVIII в.: Междунар. и внутр. факторы разделов Речи Посполитой. М., 1999. С. 20-101; Буглаков М. , свящ. Преосв. Георгий Конисский, архиеп. Могилевский. Минск, 2000.

http://pravenc.ru/text/162176.html

Макарий Великий (301--391) – св., египетский пустынник-подвижник, христианский проповедник. Соч.: Духовные беседы св. Макария Великого . М., 1904. Вып. 4. См. о нем: Троицкий И. Обозрение источников по истории египетского монашества. Сергиев Посад, 1907. Иоанн Златоуст (ок. 347--407) – св., отец Церкви. Его сочинения (Творения. Т. 1–12. СПб., 1898--1906) переиздаются с 1993 г. Василий Великий (329--379) – св., архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель Церкви. Автор «Шестоднева». Соч.: Творения св. Василия Великого в семи томах. М., 1845--1848 (переиздается в Москве с 1991 г.; к 1993 г. вышло четыре части). См. о нем: Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1906. Т. 1; Орлов М. И. Литургия св. Василия Великого . СПб., 1909. Григорий Богослов (Назианзин; 329--389) – один из трех вселенских учителей Восточной Церкви. Соч.: Творения: В 6-ти т. М., 1843--1846. Августин Аврелий (354--430) – блаженный, отец Церкви. Влияние Августина на христианскую мысль было определяющим вплоть до Фомы Аквинского. Соч.: Исповедь. М., 1991; О Граде Божием. М., 1994 (Минск; М., 2000). См. о нем: Трубецкой E. H. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Ч. 1: Миросозерцание бл. Августина. М., 1892; Попов И. В. Личность и учение бл. Августина. Т. 1. Ч. 1–2. Сергиев Посад, 1916; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. С. 181–340; Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина . М., 1984; Нестерова О. Историко-философские предпосылки учения Августина о времени и вечности//Историко-философский ежегодник. М., 1986. С. 35–47. Ориген (ок. 185--253/254) – один из основателей христианского богословия, первым сформулировал основные положения христианского вероучения на языке древнегреческой философии. Одно из положений его доктрины – учение о «душе Христа», которая, «по Оригену , была одной из человеческих душ, сотворенных Богом и стремящихся единиться с Божественным Логосом» (Полный Православный Энциклопедический Словарь: В 2-х т. СПб., Б. г. Т. 2. Стб. 1707. В тексте – явная опечатка: вместо «Логосом» стоит «Голосом». Ориген не канонизирован и не признан в качестве «отца Церкви»; в христианской традиции трактуется как «церковный писатель». Субординациализм и учение Оригена об апокатастасисе были отвергнуты Церковью . Соч.: О началах. Казань, 1912 (Рига, 1936; М., 1993); Против Цельса. Казань, 1912. См. о нем: Болотов В. В. Учение Оригена о Св. Троице. СПб., 1879.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

347. Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние: Письма. M., 1997. С. 298, 319,347. 348. Выступление архиепископа Иркутского и Читинского Хризостома//Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988 года. Материалы. M., 1990. С. 396–397. 349. Покаянием жива Церковь. О книге писем игумена Никона (Воробьева)//Игумен Никон (Воробьев). Указ. соч. С. 11. 350. Имеются в виду уже знакомые нам святоотеческие мысли о пропасти между жизнью христиан и нашей верой. 351. Святитель Григорий Богослов. Слово 3//Указ. соч. Т. 1. С. 50. 352. Павлович И. В лучах рассвета//Альфа и омега. M., 2000. 353. См. Епископ Михаил (Семенов). Избранные статьи из журнала " Церковь " за 1908–1915 гг. СПб., 1998. С. 169 354. Преподобный Ефрем Сирин. О покаянии//Творения. В 6 ч. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. Ч. 4. С. 142. 355. " Виновница всех бед и зол нашего народа — это Московская Патриархия… Сущность " сергианства " в том, что сатанократия вошла в МП посредством сделки митрополита Сергия с диаволом. Сатанократии в Церкви не может быть — поэтому Патриархия — лжецерковь и антицерковь " (Иванов П. И. Отечество зовет//Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий: Ежемесячный церковный печатный орган РПЦЗ. New-York, 1993. С. 12–14). 356. Несколько уточнений: 357. Система образования Краснодарского края 2007. Материалы к совещанию научно-педагогической общественности края. Краснодар, 2007. С. 25. 358. Правда, ехали в основом русские из бывших советских республик. В1994 году переселенцев было 846 ООО, а в 2004 году — только 40 ООО (то есть поток сократился в 20 раз). Сейчас этот ресурс уже почти исчерпан, так что мигранты третьего тысячелетия — это уже не репатрианты, а люди из иных культурных миров. 359. И еще: только в странах Западной Европы в области секс-услуг работает до миллиона девушек из стран СНГ. Учитывая, что «купцами» отбираются наиболее красивые и здоровые девушки, а одним из последствий «работы» для них станет их неспособность к деторождению, можно сказать, что происходит настоящий геноцид — искусственный отбор на уничтожение.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Гермоген, епископ см. Гермоген (Долганев), епископ, свмч. Геронтий (Шевлягин), обн. митрополит 276, 419, 732–733, 744 Гете Иоганн Вольфганг, немецкий писатель 160, 445 Гиду ляпов П. В., проф., авт. соч. 72 Гиляровский Николай, обн. протоиерей 248 Гимений 404 Гиппиус Зинаида Николаевна, русская писательница, идеолог декадентства 99 Гитлер Адольф 545, 546, 566 Глеб, блг. кн. 545 Гоголь Н. В., русский писатель 299, 347, 387 Голицын Александр Николаевич (1773–1844), обер-прокурор Св. Синода 140, 141, 999 Головин В. Н., обн. священник г. Тулы 239 Голубев В., проф.-прот. 415 Голубцов Сергий , протодиакон 609 Гончаровский Аполлоний , епископ Богодуховской см. Антоний (Гончаревский), обн. архиепископ 499 Гораций Квинт Флак, римский поэт 173, 446 Гордиенко Григорий Никитович, протоиерей 497 Горев М. см. Галкин Михаил Владимирович (Горев М.) Горшков А. П., стенографист 35 Горький А. 541 Граббе Павел Михайлович, граф, член Собора 1917–1918 гг. 192 Гремячевский Михаил Иванович, обн. протоиерей, уполномоченный ВЦУ 209, 230, 236, 237, 285, 304, 984–985 Григорий (Климчук), обн. архиепископ 421, 531, 734 Григорий (Орлов), обн. архиепископ 734–735 Григорий (Соколов), обн. архиепископ 735–736 Григорий (Чуков), митрополит 250, 251, 253, 598, 1017 Григорий (Яцковский), архиепископ григ. 74, 249, 466, 723, 993, 1015 Григорий IV, патриарх Антиохийский 90, 93 Григорий VII, патриарх Константинопольский 90–93, 357, 362, 406, 409, 410, 430, 451, 537, 816, 921, 963 Григорий Богослов , свт. 453 Григорий Нисский 453 Григорий, архиепископ Свердловский см. Григорий (Яцковский), архиепископ грг. Григорий, епископ 299 Григорий, епископ Томский см. Григорий (Яцковский). архиепископ Григорий, епископ см. Григорий (Яцковский), архиепископ Григорьев С. П., мирянин Астраханской епархии, присоединившийся к обновленцам 303 Грудко Антоний, студент Высшей Украинской Богословской школы 498 Губонин Михаил Ефимович, церковный историк 10, 11, 16, 419, 609 Гурий (Степанов) , архиепископ 249 Гурий, епископ, настоятель Покровского монастыря см. Гурий (Степанов) , архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В.В. Бибихин. Узнай себя. СПб, 1998, с. 386. Св. Григорий Нисский. Что значит слово христианин. М., 2000, с. 246. «А начальник умным не может быть» – пел А. Галич, выражая общенародную позицию. Рим. 13, 1. 2 Тим., 3, 1 – 5. Протоиерей Владислав Свешников. Современный человек и конец света. Очерки христианской этики. Паломник, 2000, с. 109 – 136. Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 65. И.И. Соколов. Состояние монашества в Византийской Церкви. СПб, 2003, с. 347 – 362. Цит. по: Г. Федотов, собр. соч., «Мартис», 2004, т. Х, с.338. История православного русского монашества. М., 1855, с. 48 – 50. Г.П. Федотов. Русская религиозность. Собр. соч., т. XI , с. 181. И.К. Смолич. Русское монашество. М., 1997, с. 21 – 43; 194 – 215. См. П.Ф. Каптерев. История русской педагогии. И.К. Смолич, указ. изд., с. 310. См: иерей Георгий Павлович. Новообретенные рукописи Н.А. Мотовилова. В сб. Церковное предание и святоотеческое наследие. М., 2004, с. 107. Митр. Трифон (Туркестанов). Древнехристианские и оптинские старцы. Мартис, 1997, с. 166. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, Приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 15 декабря 2004 года. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005, с. 44 – 45. С.С. Хоружий. Очерки синергийной антропологии. М., 2005, с. 159. Ответы монашествующих на некоторые недоумения духовного и практического характера, возникающие у людей, сталкивающихся в своей жизни с проблемой принятия ИНН. Газета «Первый и последний», (16), декабрь 2003. Библиотека «Сербского Креста». Святитель Афанасий. Собр. соч., т. 3, с. 367. Меркантильный вопрос на чей неприличен, однако любопытно бы узнать, откуда дровишки, которых немерено; крамольные книги издают огромными тиражами и рассылают в сотни адресов, не стесняясь существенными почтовыми расходами. «Значит, нужные книжки ты в детстве читал» – пел Высоцкий. Если среда насквозь чужда божественности, то она не способна принять в себя, воплотить в себе творческую форму, и, следовательно, уничтожается культура, – писал о. П. Флоренский (Сб. ТроицеСергиева Лавра и Россия. М., 2001, с. 495).

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

июня 1930 г.] Ехал бы [митрополит Петр] и брал на себя всю тяжесть управления» ( Александрова-Чукова Л. К., Звонарёв С., прот. Указ. соч. С. 327). Мазырин А. В. Вопрос о взаимоотношениях священномученика митрополита Петра (Полянского) с «правой» церковной оппозицией и митрополитом Сергием (Страгородским)//Богословский сборник. Вып. 10. М., 2002. С. 392. Журавский А. В. Указ. соч. С. 346–347. Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 880. Мазырин А., свящ. Подвиг новомучеников и исповедников Российских как основа единства Церкви и народного единства//IV Валаамские образовательные чтения, посвященные году российской истории. Единство Церкви и народное единство: уроки прошлого и проблемы настоящего. Материалы конференции. Валаам, 2013. С. 23–30; Мазырин А., свящ. Уральский узник Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и его московский заместитель митрополит Сергий (Страгородский): две судьбы и два взгляда на отношения Церкви и власти в период гонений//Церковь. Богословие. История: Материалы III Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 6–7 февраля 2015 г.). Екатеринбург, 2015. С. 342–361. Мазырин А. В. Вопрос о взаимоотношениях…С. 426. Там же. С. 427. См., например: Мазырин А., свящ. Высшие иерархи… С. 342–361 и др. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 2. Тверь, 2007. С. 361. Судя по записям в дневнике о. Н. К. Чукова, митрополит надеялся на то, что все поймут, что это не его редакция и не его согласие на подпись. ( Александрова-Чукова Л. К., Звонарев С., прот.Указ. соч. С. 327). Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 682–689. Там же. С. 679. «Авво мой родной!»… С. 121, 126. Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 696–699. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о предоставлении епархиальным архиереям права решать на местах все церковные дела в случае прекращения связи с центром от 5(18) мая 1920 г. и Постановление Святейшего Патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего церковного совета о мероприятиях на случай прекращения своих церковно-административных функций от 7 (20) ноября 1920 г. (Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 725).

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010