22 Иоанн, преп. Лествица. С. 70. Слово 5, 1. 23 Древний патерик, изложенный по главам. М., 1899. С. 392. Гл. 20, 6. 24 Григорий Богослов, свят. Слово 20, о поставлении епископов и о догмате Святой Троицы//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 305. 25 Диадох Фотикийский, блаж. Подвижническое слово. 67//Добротолюбие. Т. 3. С. 45. 26 Исаак Сирин, преп. Слово 85//Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С. 408. (Далее: Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические.) 27 Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1882. Кол.1210—1211. 28 Григорий Богослов, свят. Слово 27, против евномиан и о богословии первое или предварительное//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 386. 29 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991. С. 9—10. (Далее: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви.) 30 См.: Каллист Диоклийский, еп. Богословское образование в Писании и у св. отцов. С. 151. Митр. Каллист отмечает, что данная классификация богословов принадлежит не лично ему, а свят. Григорию Паламе, однако не дает никаких ссылок на труды Фессалоникийского святителя. 31 Диадох Фотикийский, блаж. Подвижническое слово. 8//Добротолюбие. Т. 3. С. 11. 32 Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан. Париж, 1952. С. 82. 33 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 10. 34 Платон. Государство. 412е, 413с, 414b, 464а, 464d, 493а, 493b, 503а, 506b, 538с//Платон. Собр. соч. Т. 3. С. 181—183, 240—241, 272—273, 284, 288,323. 35 Сенека. Нравственные письма к Луцилию пер. и прим. С. А. Ошерова. М. 1977. С. 231. Письмо 95. 36 Например, см.: Liddell and Scott. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 441. 37 См.: Hermiae Sozomeni Salamini Ecclesiasticae Historiae. Lib. 5. 16//PG. T. 67. Col. 1261A. Рус. пер. см.: Созомен. Церковная история. СПб., 1851. С. 347—351. Кн. V. Гл. 16.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

   Платон. Государство. 412е, 413с, 414b, 464а, 464d, 493а, 493b, 503а, 506b, 538с//Платон. Собр. соч. Т. 3. С. 181—183, 240—241, 272—273, 284, 288,323.    Сенека. Нравственные письма к Луцилию пер. и прим. С. А. Ошерова. М. 1977. С. 231. Письмо 95.    Например, см.: Liddell and Scott. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 441.    См.: Hermiae Sozomeni Salamini Ecclesiasticae Historiae. Lib. 5. 16//PG. T. 67. Col. 1261A. Рус. пер. см.: Созомен. Церковная история. СПб., 1851. С. 347—351. Кн. V. Гл. 16.    Блаж. Феодорит Киррский, истолковывая Кол.2:14, пишет, что пришедший в мир Христос «дал... нам евангельские догматы, за хранение их обетовав нам Спасение» (Феодорит Киррский, блаж. Толкование на Послание к Колоссянам. 2//Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. М.: Паломник, 2003. С. 461).    Например, см.: Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. Т. 1. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1910. С. 9—10.    Например, согласно свят. Кириллу Иерусалимскому, «образ богопочтения заключается в сих двух принадлежностях, в точном познании догматов благочестия, и в добрых делах» (Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные. IV, 2//Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. С. 43). Подробнее см.: Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. Т. 1. С. 10—12.    Ignatii episcopi Antiocheni Epistola ad magnesios. XIII//PG. T. 5. Col. 672C. В рус. пер.: «в учении Господа и апостолов». См.: Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам. XIII//Писания мужей апостольских. Рига, 1992. С. 284 322.    Например, см.: Григорий Нисский, свят. Опровержение Евномия. Кн. XII, 2//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. II. Краснодар, 2006. С. 341; Cyrilli Alexandrini In Amos prophetam commentarius. II, 7; VI, 2//PG. T. 71. Col. 441D, 517A. Рус. пер. см.: Кирилл Александрийский, свят. Толкование на книгу пророка Амоса. II, 7; VI, 2//Богословский вестник. Сергиев Посад, 1892. 11. С. 426; 1893. 3. С. 490.    Сотериологический (от греч. σωτηρα — спасение) — термин, значение которого — «имеющий отношение к делу спасения». Под сотериологическим понимается такой метод теологического рассуждения, при котором истинность того или иного тезиса оценивается с точки зрения тех следствий, какие это положение может иметь для учения о спасении человека.    Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 10.    Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан. С. 80.    Иустин (Попович), архим. Догматика Православной Церкви//Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). В 2 т. Т. 2. М.: Паломник, 2006. С. 20.    О свободе богословствования в этой области см.: Григорий Богослов, свят. Слово 27, против евномиан и о богословии первое или предварительное//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 391.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Вернуться 78 Прудон Пьер Жозеф (1809–1865) – французский философ, социалист, теоретик анархизма, социолог и экономист. Вернуться 79 Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407) – архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трех Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Вернуться 81 Хомяков А.С. (1804–1860) – русский поэт, публицист, один из основоположников славянофильства. Вернуться 84 Фустанелла – традиционная мужская одежда у албанцев и греков: белая рубаха с длинными рукавами, белая короткая и широкая юбка. Вернуться 89 Стасидия – в греческих церквах вокруг стен устроены особые места, чтобы облокачиваться. (Прим, авт.) Вернуться 96 Преподобный Иоанн Лествичник (VI–VII bb.) – игумен Синайского монастыря, автор классического произведения византийской аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения». Вернуться 97 Прево-Парадоль Люсьен Анатоль (1829–1870) – французский журналист, член Французской академии. Вернуться 98 Эвдемонизм – (от греч. – счастье, блаженство) – античный принцип жизнепонимания, позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни. Вернуться 99 Кельсиев Василий Иванович (1835–1872) – российский революционер, журналист и переводчик. Эмигрант, сподвижник А. И. Герцена, сотрудник Вольной русской типографии в Лондоне, этнограф, историк раскола, писатель. Основатель русской социалистической колонии в Тульче (Турция). В 1867 г. отошел от политической деятельности, вернулся в Россию, получил прощение и права гражданства. Вернуться 101 Адамант – алмаз, бриллиант; в переносном значении употреблялось о человеке, твердом в своих убеждениях. Вернуться 102 Камилавка – головной убор монахов и священников в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей. Вернуться 103 См.: «Письма с Афона о современных подвижниках афонских». Соч. Пантелеймона, монаха. Киев, 1871. Вернуться 104 Жорж Санд – псевдоним французской писательницы Авроры Дюпен (в замужестве Дюдеван, 1804–1876). С именем Жорж Санд в середине 19 века были тесно связаны представления о женской эмансипации. Вернуться 105 Имеется в виду роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (1863) (утопический «четвертый сон» Веры Павловны). Вернуться 106 Меттерних Клеменс Лотар Венцель (1773–1859) – князь, австрийский государственный деятель, дипломат. Вернуться 108 Разве может приличный человек иметь такой дурной вкус – по-мещански ревновать свою законную жену? Вернуться 110 Имеется в виду роман «Histoire de Sibylle» (1862). Перевод на русский язык: «История Сивиллы. Роман» (СПб, 1862). Вернуться 111 Вероятно, имеется в виду Франциск II (Франческо II) (1836–1894), последний король Обеих Сицилий в 1859–1861, представитель династии Бурбонов. Вернуться 115 Аксаков И.С. (1823–1886) – публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения, младший сын писателя С.Т. Аксакова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

347 Св. Григорий Турский, открывающий жизнеописанием Романа и Лупицина свои «Жития отцов», в повествовании о кончине Лупицина замечает, что тот приумножил данный ему Господом талант (см.: Мф. 25:16—17), оставив после себя многие общины монахов. Vita Patrum, μ 171. 348 Л. П. Карсавин, говоря о том, что раннее западное монашество было «определено в своем происхождении и природе двумя моментами: идеалами восточного христианства… и крайним напряжением индивидуальной религиозности в морально-мистической сфере», замечает: «и для понимания энергии движения, может быть, не лишним будет указание на сравнительную слабость италийского монашества вплоть до VI в. и на силу рано погибшего галльского и, особенно, британского». Карсавин Л. П. Культура Средних веков. Киев, 1995, с. 40. Распространение монашества в других западных областях М. Скабалланович (Указ. соч., с. 4950) описывает так: «В Германии насадителями монашества явились: Северин в Норике и Фридолин (V в.), ирландец, который пришел паломником в Пуатье к гробу св. Илария и, найдя его монастырь и церковь в развалинах, восстановил его, а потом основал ряд монастырей в честь Илария в Германии (на Рейне, Мозеле, в Страсбурге). В Кёльне в VI в. был женский монастырь. В Ирландии, прозванной «островом святых», Патрикий, подвизавшийся ранее в Мармутье, ученик Мартина Турского, основал такое множество монастырей, что, по его словам, не исчислить в них монахов, и царские дочери стали монахинями; но в V в. здесь все же имеет перевес белое духовенство. В Британии в V в. в Гластонбэри был монастырь неусыпающих; но самым значительным здесь был монастырь в Бангоре, где братия питалась ручным своим трудом, делясь на отделы по 30 монахов; в 613 г. монастырь был разрушен норманским королем, причем убито было 1200 монахов за молитвы о победе британцев». 349 Достаточно подробный очерк аскетических воззрений блаж. Августина и его взглядов на монашество представлен в кн.: Герье В. Блаженный Августин. М., 1910, с. 75—176. На нее мы во многом ориентируемся, при ссылках и цитатах указывая только номера страниц.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2645...

Но Венедикт благословил сосуд, наполненный ядом, – и сосуд разбился. После того преподобный опять удалился в прежнюю пустыню, а спустя несколько времени перешел в южную Италию, в Кампанию. Там на горе Кассино была роща, посвященная Аполлону, в которой язычники совершали свои жертвоприношения. Венедикт начал проповедывать им учение евангельское, и, обратив многих ко Христу, сжег рощу Аполлонову и заложил монастырь, который под именем монастыря Монте-Кассино сделался одним из замечательнейших в целой Италии. Кроме того, он основал еще до 11 монастырей и для иноков написал устав, который впоследствии был принят большинством западных монастырей. Устав этот требовал от иноков, чтоб они, кроме благочестивых упражнений, молитв и чтения св. писания, занимались науками, ремеслами, художеством и воспитанием детей, а немощные из братии – перепиской полезных сочинений. – Прославленный многими чудотворениями, св. Венедикт скончался (547 г.) на 68 году жизни. Память его 14 марта. – Кроме Венедикта к истории развития западнго монашества видное место занимают св. Иоанн Кассиан (435 г.), один из первых наставников иноческой жизни в странах Галлии, и св. Григорий двоеслов , папа римский (604 г.). 1 К монофизитам обыкновенно относят и армян, но при ближайшем знакомстве с учением их оказывается, что они чужды этой ереси. См. мою ст. в «Дух. Бес» 1858 г. и 48. 2 Эти соборы следующие: анкирский (314–315 г.), неокесарийский (315 г.), гангрский ( 340 г.), антиохийский (341 г.), лаодикийский (364 г.), сардикийский ( 347 г.), карфагенский (318 г.), константинопольский 1-й (394 г.) и константинопольский 2– й ( 861 г.). 3 Подробн. о погребении умерших см. в Руководстве для сельских паст. 1860 г. и 1862 г. 9; и Дух.Бес. 1859 г. 43 4 Пам. христ. ц. стр. 43–45. Justin.quaest. 107. ad orthodoxos. Arnob. Lib. VII ad gentes. Злат. Бес. напсал. 141 6 Вот эти дополнения: 1)песнь единородный Сыне, введенная при Юстиниане в 536 г.; 2)тропари из 3 и 6 песни канона, читаемые перед малым входом; 3)трисвятая песнь, введенная при св. Прокле, 4)херувимская песнь, 5)символ веры – с 510 г.; 6)песнь: достойно есть, 7)песнь: да исполнятся уста наша с 620 г. Читать далее Источник: Очерк истории христианской церкви, составленный приспособительно к гимназической программе : Век I-IX/[Соч.] законоучителя 3 С.-Петерб. гимназии, протоиерея Константина Добронравина. - Санкт-Петербург : тип. духовного журн. " Странник " , 1866. - IV, 168 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Это называлось redditio symboli. Только после этого приступающему к крещению сообщались слова молитвы Господней, которая также содержалась в строжайшей тайне. Самую полную картину наставления просвещаемых предлагают катехизические поучения св. Кирилла Иерусалимского , произнесенные в 347 или в 348 г. В VI в. по P. X. длительность К. постепенно сокращается, Пасха и Пятидесятница перестают быть исключительным временем крещения. С одной стороны, с течением времени становилось все меньше взрослых прозелитов, а с другой – входил в силу обычай крещения детей. KATEXIЗUC (греч. κατηχησις – поучение, наставление) – первоначально изустное наставление в христианской вере обращающихся к Церкви. Памятниками катехизации древней Церкви служат катехизические поучения Кирилла, епископа Иерусалимского (IV в.), и «огласительное слово» (Λογος κατηχητικς) св. Григория Нисского . Уже в древней Церкви существовали сочинения по методике катехизации; таковы, напр., некоторые главы в «Словах о священстве» Иоанна Златоуста и соч. блаж. Августина «De cathechisandis rudibus» («О том, как наставлять в вере людей простых»). В древней Церкви слово «К.» означало процесс посвящения, ознакомления (см. Катехуменат). Позднее появилась потребность и в письменных наставлениях, нормативных изложениях основ вероучения. Составление К. считалось делом ответственным. Католическая церковь с 1566 г. обладает т. н. Catechismus Romanus (catechismus ex decreto Concilii Tridentini ad parochos Pii V jussu ed.). Очень долго находились в обращении К. Канизия и Беллармино. Особый успех имел катехизис Дегарба, изд. в 1847 г. Он был переведен на 13 языков и получил перевес над другими произведениями этого рода (3-изд., переработанное Линденом, 1904). В 1905 г. папа выпустил Compendio della dottrina Christiana. В различных протестантских конфессиях также традиционны К., например, Малый и Большой К. Лютера, Гейдельбергский К. Появившись как пособия для наставления в основах вероучения, К. приобрели на Западе характер вероучительной нормы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Гимнографическое наследие В. не исследовано. Его перу принадлежат службы прп. Евфросину Псковскому, кн. Всеволоду-Гавриилу (кон. 40-х гг.), прп. Савве Крыпецкому, еп. Нифонту, мч. Георгию Новому. В основу последней службы положено творение митр. Григория Цамблака на память Иоанна Нового . Служба мч. Георгию, по мнению И. И. Калиганова, написана в кон. 40-х гг., вошла в богослужебную Минею (М., 1626). В. П. Адрианова-Перетц атрибутирует В. Похвальное слово прп. Алексию человеку Божию , известное по рукописи нач. XVII в. ( Орлов А. С. Б-ка Моск. Синодальной типографии. М., 1896. Вып. 1 (Сборники). С. 46. 7 (199)). Оно было написано после 1559 г., основными источниками послужили житие прп. Алексия в составе древней редакции Златоструя , а также жития прп. Евфросина Псковского и др. труды псковского агиографа. А. И. Плигузов высказал предположение о принадлежности В. одной из редакций жития прп. Иосифа Волоцкого . П. М. Строев и архиеп. Филарет (Гумилевский) приписывают В. житие прп. Арсения Коневского , созданное коневским игум. Варлаамом, однако оснований для отождествления псковского писателя с коневским игуменом нет. Лит. образцом для В. служили труды выдающихся писателей, использовавших стиль «плетения словес», в первую очередь сочинения Пахомия Логофета, из к-рых псковский автор делал многочисленные, не всегда оправданные историческим содержанием заимствования в свои сочинения. В. зачастую механически переносил тексты, в частности характеристики святых, из одного жития в другое, что обедняло фактическое содержание его произведений и даже приводило к искажению исторической реальности. Нек-рые жития, написанные В., не изданы. Соч.: Ириней (Клементьевский), архим. Повесть о начале псковского Печерского мон-ря. М., 1831. С. 45-66; Повесть о Евфросине Псковском//Памятники старинной рус. лит-ры, изд. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 4. С. 67-116; Повесть о Нифонте, еп. Новгородском//Там же. С. 1-9; Будилович А. С. О рус. Юрьеве старого времени в связи с Житием сщмч. Исидора и с ним сопострадавших 72 юрьевских мучеников//Сб. учено-лит. об-ва при Юриев. ун-те. Юрьев, 1901. Т. 4. С. 76-89; Лапустин А. Тексты сказаний о псковских чудотворных иконах Божьей Матери//Псковская старина: Тр. Псковск. церк. ист.-археол. комитета. Псков, 1910. Т 1. С. 78-108; Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. СПб., 1913. С. 126-146 [Прил. С. 33-48]; Перетц В. Н. Отчет об экскурсии семинария рус. филологии в Киев 30 мая - 10 июня 1915 г. К., 1916. С. 158-176; Даниил (Доровских), архим. Предисловие к Житию прп. Саввы Крыпецкого//Макарьевские чтения. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 200-205; Калиганов И. И. Георгий Новый у вост. славян. М., 2000; Охотникова В. И. Рукописная традиция Жития Саввы Крыпецкого//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 293-347.

http://pravenc.ru/text/150691.html

Соблазнительным, на первый взгляд, представляется то обстоятельство, что мы, придавая значение указанию сирийского кодекса относительно обстановки произнесения речи, в то же время не соглашаемся с составителем этого кодекса в том, что автором речи πρς Ελληνας был Амвросий. – Допуская ошибку в имени автора апологии по сирийскому кодексу, мы думаем в то же время, что в оригинале, которым пользовался сирийский переводчик апологии, стояло не имя Амвросия, но имя Аполлония . Такое предположение только на первый взгляд может показаться слишком смелым. Дело в том, что сирийские переводчики часто переиначивают до неузнаваемости греческие собственные имена. Так Rüssel в соч. „Gregorius Thaumaturgus» указывает, что сирийский переводчик творения Григория Чудотворца : „К Феопемпу о безстрастии и страстях Божиих” 345 вместо Кодр пишет Теос, вместо Сократ – Исократ, вместо Ликиск – Левкипп 346 . По замечанию Dräseke, изменение Ликиска в Левкиппа вполне аналогично изменению Аполлония в Амвросия 347 . Bäthen присоединяет к этому, что изменение Аполлония в Амвросия не представляет никакой графической трудности. Этот филолог, сличая греческий и сирийский тексты πρς Ελληνας указывает и в этой апологии некоторые искажения; так напр., здесь переиначены слова: Ατρως γη и Πελοπιδν μση 348 . Следует обратить внимание также и на то обстоятельство, что автор апологии в надписании сирийского кодекса назван сенатором. Был ли Аполлоний сенатором, – решить трудно. По крайней мере, Евсевий не называет его сенатором. Так называют его только бл. Иероним и Руфин. Поэтому можно предположить, вместе с Dräseke, что ко времени сирийского перевода πρς Ελληνας „Каталог” блаж. Иеронима был известен на востоке в греческом переводе, и надписание апологии составлено не без знакомства с 42-й гл. „Каталога», где историк повествует следующее: „Аполлоний, римский сенатор, при императоре Коммоде изменнически обвиненный рабом 349 в том, что он был христианин, испросив разрешение представить основания своей веры, составил значительную книгу 350 , которую прочел в сенате, и несмотря на то, по определению сената, был обезглавлен, так как у сенаторов имел силу древний закон, по которому христиане, однажды привлеченные к их суду, не должны быть отпускаемы без отречения от своей веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРТАНЕС КЕРТОГ [Кертол; арм. ] (кон. VI - нач. VII в.), арм. летописец, богослов, полемист, видный деятель Армянской Церкви. В 604-607 гг., после смерти католикоса Мовсеса II Еливардеци (574-604), В. К. был Местоблюстителем престола католикоса в Двине. Главное его соч. «Относительно иконоборцев» направлено против распространившейся в этот период в Армении ереси иконоборчества. Н. Акинян полагает, что и «Послание Давиду, епископу Мец-Колманка» в составе «Истории Армении» Мовсеса Каганкатваци, осуждающее иконоборцев, также принадлежит В. К., а не Ованнесу Майраванеци . В. К. написал краткую историю строительства храма, посвященного мц. Рипсиме, содержащую сведения об изображениях на фресках сщмч. Григория Просветителя , св. дев Рипсимии , Гаиании и др. мучеников. В. К. был знатоком греч. языка и эрудитом в области греч. богословской лит-ры. Стиль его сочинений отличался возвышенностью и изысканностью, за что В. К. и получил прозвание Керт (стихотворец, грамматик, литератор). Отстаивая офиц. позицию Армянской Церкви, не признавшей Халкидонского Собора, В. К. участвовал в богословских диспутах с духовенством Грузии, Албании Кавказской (Алуанка) и Сюника, в событиях армяно-груз. схизмы в нач. VII в. В «Истории Армении» еп. Ухтанеса и в «Книге посланий» сохранилась переписка В. К. с Католикосом Грузии Кирионом I и еп. Моисеем Цуртавским. Лит.: Дурьян Е. Критические исследования. Иерусалим, 1935. С. 299-308 (на арм. яз.); Акинян Н. Св. Маштоц вардапет. Вена, 1949. С. 274-283 (на арм. яз.); Петросян Е. Христология Армянской Церкви. Эчмиадзин, 1995. С. 30, 33-34, 40 (на арм. яз.); Garsoïan N. L " Église Arménienne et le grand schisme d " Orient. Louvain, 1999. P. 306-307, 320-321, 345-347, 379-380, 501-505, 521-523, 531-532. В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель

http://pravenc.ru/text/155452.html

Соч.: Учение о Софии, Премудрости Божией. Варшава, 1930; Как Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь. Ладомирова, 1932 (то же//Святитель русского зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. М., 1998. С. 127-180); Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозно-философской мысли//Церковная жизнь. Белград, 1936. 6. С. 91-97; 7. С. 100-104; 8/9. С. 141-144; 10/11. С. 165-168; 1937. 1. С. 9-15; Происхождение закона о престолонаследии в России. Шанхай, 1936 (то же//Святитель русского зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. 1998. С. 181-315); Жизнь после смерти//Москва. 1991. С. 172-177; Слово о двух пирах//ЖМП. 1996. 7. С. 51; Церковь - Тело Христово//Там же. С. 48-50 (то же//Владыка Иоанн - святитель русского зарубежья/Сост.: прот. П. Перекрестов. М., 2008. С. 352-360); Святая Русь - русская земля. М., 1997; Беседы о Страшном Суде. М., 1998; 950-летие Крещения Руси//Святитель русского зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. 1998. С. 316-329; Слово в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших//ЖМП. 2007. 6. С. 63-66 (то же//Владыка Иоанн - святитель русского зарубежья. 2008. С. 427-433); «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Ин 1. 1)//Владыка Иоанн - святитель русского зарубежья. 2008. С. 348-350; О почитании святых, просиявших на Западе//Там же. С. 416-424; Святые//Там же. С. 400-415; Слово к Сан-Францисской пастве//Там же. С. 525-530; Троица единосущная и нераздельная//Там же. С. 347-348; Указ о веществах для Божественной литургии//Там же. С. 552; Указ о значении утрени Великой Субботы//Там же. С. 553-554. Л. В. Литвинова Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)

http://pravenc.ru/text/468963.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010