Владел он и ткацкими мануфактурами, и кирпичными заводами, стал даже членом Учётного комитета Государственного банка, а кроме того - входил в руководство акционерного общества по постройке церквей и соборов столицы. Вернувшись через 40 лет на родину, решил сделать всем землякам подарок - такой, чтобы действительно людям был в радость. Купец предложил сельчанам на выбор - или проложить железную дорогу от Кукобоя до Пошехонья (60 километров по бездорожью, лесам и болотам), или выстроить в их селе храм. Жители единодушно выбрали собор. Так началась эта стройка, которую вершили действительно " всем миром " . Воронин выделил один миллион рублей - сумму, для тех мест небывалую. Но и сами сельчане не стояли в стороне. В Кукобое в те времена жили отменные строители, плотники, резчики. За работу взялись все вместе. Мастерство сельских умельцев было так велико, что даже главным инженером был назначен местный строитель. Строили храм в глубинке по проекту известнейшего русского архитектора Василия Антоновича Косякова, автора таких грандиозных проектов, как Морской собор в Кронштадте, собор Петра и Павла в Петергофе и собор Святого Владимира в Астрахани. Для нужд стройки в Кукобое быстро запустили небольшой кирпичный завод, однако облицовочный материал доставляли особый, из Финляндии. Белый с розовым отливом кирпич, полый внутри, служил заодно и прекрасным теплоизолятором, а удивительной красоты бирюзовая черепица была покрыта глазурью. Привозили материалы водным путём, по реке Ухтоме. Старожилы потом долго рассказывали, что каждый заморский кирпичик был завёрнут в упаковочную бумагу и пронумерован. Храм Спаса Нерукотворного в селе Кукобой до сих пор считается одной из главных жемчужин Ярославской области. Сто лет назад в русской глубинке удалось создать настоящее архитектурное чудо. Построили храм всего за неполные 4 года. На открытие святыни в мае 1912 года собралось такое количество гостей, которое Кукобой, наверное, никогда ещё не видел. Освящал церковь будущий Патриарх Московский и Всея Руси Тихон (Белавин).

http://sobory.ru/article/?object=04311

В этом же году в южной стене острога была заложена каменная церковь. Церковь была о двух этажах. В верхнем был освящён престол во имя Спаса Нерукотворного образа. В нижнем этаже был учреждён престол во имя Николая Чудотворца, здесь также, как и во всех древних храмах хранили денежную казну и те предметы, что составляли основу жизни острога: зерно, мягкую рухлядь. Уникальность церкви Спаса в её росписях на наружных стенах с многофигурными композициями. На северном фасаде видны три композиции: на левой фреске Обряд крещения. Центральная фреска представляет обряд Крещения Христа в Иордане. На правой фреске группа лиц, присутствующих на церемонии приобщения к лику Святых. Есть предположение, что в качестве избранника, на голову которого возлагают венец, фигурирует 1-ый Епископ Иркутский, Святитель Иннокентий (Кульчицкий). Мучения церкви начались с укреплением Советской власти, но её не трогали пока жив был Казанский кафедральный собор. В 1931 г. решается и её судьба. Постановлением Президиума Восточно-Сибирского крайисполкома от 22.02.31 г. (Протокол параграф 25) её закрывают и передают Стройобъединению. От Крайисполкома даже поступало предложение снести церковь. Государственный музей сообщил Горсовету, что назначенная ими к сносу церковь состоит на учёте сектора науки Наркомпроса. Волей-неволей церковь пришлось оставить. В ней устроили общежитие для рабочих, прибывающих из районов. В 1933 г. его закрыли, а в здании церкви устроили фабрику. С неё сорвали кресты, прорубили окна, были посечены фрески. В 1934 г. Музей направляет в Москву (в ГЦРМ) документы, в которых сообщается, что Иргорстройтест в ближайшее время начнёт работы по сносу каменного здания Спасской церкви. Снос церкви обосновывается необходимостью строительства Дома Советов, для которого хватит пространства и без той незначительной площади, которое занимает церковь. Церковь не была снесена, но стояла долгое время в том изуродованном виде, к которому она была приведена... Автор: Эльвира Каменщикова, Источник: ПРИБАЙКАЛЬЕ, http://pribaikal.ru

http://sobory.ru/article/?object=14401

Иваново. Собор Спаса Всемилостивого. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Спаса Всемилостивого Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1903. Год утраты:1937 Архитектор: Ф.О. Шехтель Адрес: Иваново, ул. Ермака, д. 41. Координаты: 57.019731, 40.954724 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Жители села Иваново, а затем и Иваново-Вознесенска весьма почитали праздники, связанные со Спасителем. Одним из главных учебных заведений Иваново-Вознесенска было реальное училище, построенное в 1884-1886 годах на Александровской улице (сейчас это здание Ивановского художественного музея; пр.Ленина, 33). В 1890 году в училище на втором этаже обустроили домовую церковь в честь Нерукотворного Образа. Так попечители училища, иваново-вознесенские предприниматели выразили благодарность Богу за спасение императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы, произошедшей в 1888 году на станции Борки. В ограде училища была построена двухэтажная колокольня. В том же месяце, когда празднуется Спас Нерукотворный, только чуть раньше, 14 августа (1 августа по старому стилю) отмечается и праздник Происхождения древ Креста Господня. Этому празднику Всемилостивого Спаса был посвящен один из красивейших храмов Иваново-Вознесенска. Храм располагался в бывшем поселке Хуторово на Всесвятской улице (сейчас — улица Ермака). В наши дни на его месте стоит здание Ивановского энергетического колледжа. Храм был построен на средства фабриканта Александра Ивановича Гарелина и его супруги — Марии Александровны (в девичестве Крестовниковой, из рода известных московских предпринимателей). Проект храма они заказали выдающемуся архитектору Фёдору Осиповичу Шехтелю, одному из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. Спасский храм был освящен в 1903 году. В нем были установлены двухъярусные иконостасы из белого мрамора. Расписали Спасский храм ученики московского Строгановского училища по образцу Владимирского собора в Киеве. В 1911 году при храме открылось Свято-Ольгинское общество трезвости. Оно было весьма активным и многочисленным. Например, в мае 1913 года в крестном ходе общества участвовало не менее десяти тысяч человек. К Спасскому храму была приписана часовня в деревне Афанасово. Она сохранилась до наших дней. Сам же Спасский храм был закрыт в 1935 году, а в 1937-м – полностью уничтожен.

http://sobory.ru/article/?object=35526

Последний раз Большой собор отремонтировали в 1911 г. Ремонт приурочили к торжествам по случаю 300-летия правящей династии. В справке, приложенной к строительной смете, указывается, что «Собор не был ремонтирован более 15 лет. стены и потолок сильно закопчены. золоченые украшения потемнели, а местами подправлены бронзовым порошком или поталью (искусственное золото. – И. З.). Все эти поправки настолько отличаются по цвету, что бросаются в глаза и вместе с закопченными стенами и потолком нарушают эстетическое чувство молящихся. предлагается Собор реставрировать. Копоть от восковых свечей и амосовского отопления». Ремонтная комиссия признала, что Собор Зимнего дворца находится «в весьма плохом состоянии и давно уже нуждается в капитальном ремонте». Кроме работ по восстановлению позолоты предполагалось провести столярные и малярные работы, исправить паркет, балюстрады и лепнину. К 1913 г. все эти работы были выполнены. По материалам книги: И.В. Зимин «Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762-1917», Крупнейшим дворцовым сооружением Петербурга стал четвёртый, ныне существующий Зимний дворец, затмивший все прежние своими размерами и великолепием. Его строительство началось в 1754 году по проекту Б.-Ф. Растрелли и завершилось в 1762 году. Дворец принадлежал к наиболее ярким памятникам петербургского барокко. К числу известнейших интерьеров Зимнего дворца относилась Большая церковь (Придворный собор), расположенная в юго-восточном крыле здания. Первоначально её освятили в честь Воскресения Христова (1762) и вторично - во имя Спаса Нерукотворного Образа (1763). В соответствии с замыслом Растрелли, интерьер церкви был решён в стиле русского барокко, отличался изяществом декора. Подпружные арки, несущие купол, опирались на четыре пилона со сдвоенными каннелированными колоннами коринфского ордера. Вдоль стен их дополняли пилястры того же ордера, чередовавшиеся с большими полуциркульными окнами, освещавшими церковный зал с двух сторон. Огромный вызолоченной стеной поднимался до потолка трёхъярусный иконостас, среди святынь которого были иконы и живописные панно с изображениями библейских сцен. Их исполнили И. И. Бельский с братьями и И. Я. Вишняков. Стройный портик, обрамлявший царские врата, поддерживал фронтон с резными фигурами ангелов и Распятием на самом верху. Большой плафон " Воскресение Христово " в трапезной написал приехавший из Италии живописец Ф. Фонтебассо.

http://sobory.ru/article/?object=13366

Сохранилась одна из челобитных того времени, отправленных царю Михаилу Фёдоровичу: " Я холоп твой сижу твоими государевыми делами в паперти у Бориса и Глеба и тут... в дошь капель, в городовой пожар на паперти кровля сгорела... идет к осени приюту нет " . По сути-то свидетельство это трагическое. Ещё Патриарх Никон, невзлюбивший всё " шатровое " , порывался разобрать тот собор, да не успел, - разобрали-таки его лишь в 1803 году (остались тогдашние обмеры и чертежи, позволяющие ныне оценить невиданную красоту и уникальность той постройки), а спустя семнадцать лет неподалёку от него возвели новый Борисоглебский собор - совершенно в ином стиле - классицистическом. 1160 рублей 83 копейки было потрачено на разборку здания старого собора. Новый был заложен в 1808 году. Перед нами и сегодня высится огромный куб, с севера, юга и запада снабжённый классическими портиками и увенчанный пятью характерными сферическими куполами. Привлекает внимание красивый аттик собора, на фоне которого очень выразительны фронтоны четырёхколонных портиков тосканского ордера. Иногда утверждается, что автором этого храма был Карл Росси, однако доказанным это считать нельзя. Здание собора сохранилось, но пребывает в состоянии, близком к аварийному. Как и высящаяся поблизости колокольня 1827 года постройки со сложной ярусной композицией (собственно, лишь эти две полуруины и обозначают место крепости Ивана Грозного). Тоже классицизм, но более изысканный, более поздний. Второй и третий ярус связывает невысокая дорическая колоннада; ярус звона почти перегружен декоративными элементами. В первом этаже колокольни была устроена тёплая церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Достоверно известно, что автором проекта колокольни является Матвей Алексеевич Чернятин, выполнивший проект в 1817 году. В 1878 году к колокольне пристроили не вполне органичную пристройку. В годы Великой Отечественной войны комплекс Борисоглебского собора пострадал от снарядов: был разрушен один из пилонов на ярусах звона колокольни, нанесён ущерб некоторым деталям декора. Одно время в соборе работала лесопилка, позднее ликвидированная. А нижний ярус колокольни использовали в качестве хозяйственного склада. Всё это теперь брошено на произвол судьбы.

http://sobory.ru/article/?object=21782

Старица. Ансамбль собора Бориса и Глеба и церкви Спаса Нерукотворного Образа. Архитектурный ансамбль. Не действует.   Год постройки:1827. Адрес: Тверская область, Старицкий район, г. Старица Координаты: 56.50922, 34.927776 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Перейдя по одному из красивейших мостов через Волгу, отправимся по дорожке мимо старинных старицких кузниц в гору направо - там лежит Старое городище, с которого, к слову, открывается захватывающий вид на Успенский монастырь и на всю Старицу. Ныне городище пустынно, а некогда тут бушевала жизнь. Значительно укрепил городок ещё тверской князь Михаил Александрович в 1390 году, здесь он устроил княжескую резиденцию и построил первый каменный храм - разумеется, освятив его во имя своего небесного защитника - Архангела Михаила. Позже, во время Ливонской войны, обветшавшую крепость отстроили практически заново на новом месте, называемом Новым городищем, сдвинув её чуть западнее: крепостная стена высотой до трёх метров, выстроенная Иваном Грозным, тянулась на 1300 метров. Над стенами высились 13 башен. Грозный же царь повелел здесь воздвигнуть Борисоглебский собор. Собор представлял собой комплекс из пяти шатровых башен на высоком подклете (с самой крупной - центральной, высотой 30 метров), обнесённых папертью в виде арочной галереи. Старицкий пятишатровый собор, богато украшенный белокаменной резьбой и цветными изразцами с крупным декоративным панно " Распятие " , с изразцовой лепниной под карнизом храма, - несомненно, был великолепен и величествен. В таком виде храм просуществовал 100 лет. Во время вражеских осад в подвалах храма хранились ядра и зелья. Ни один из старицких памятников " досмутного " времени не сохранился. Практически все они погибли при разорении города поляками в 1609 году, превратившими Старицу буквально в пепелище. Борисоглебский собор устоял, но - в каком виде! В 1780 году Екатерина Великая пожертвовала на ремонт храма 7 000 рублей, но этой суммы было явно недостаточно даже для частичного восстановления собора. Три его главы к этому времени были полностью разрушены и заменены деревянными, протекала кровля, действующим оставался только придел Благовещения, хоть как-то приспособленный для служб. Ещё раньше, в первой половине XVIII века, собор, за неимением других более или менее целых построек, использовали в качестве острога и приказной избы.

http://sobory.ru/article/?object=21782

В 1780 году село Трёхсвятское получило городской статус: согласно указу императрицы Екатерины II, оно стало уездным городом Вятской губернии - Елабугой. К тому времени новоиспечённый город состоял из четырёх сотен домов, в которых жили около тысячи человек. Старые церкви становились тесны для растущего числа прихожан. Сказалось и их географическое расположение. Елабуга, согласно регулярному проекту XVIII века, по большей части делились на прямоугольные кварталы со взаимно перпендикулярными улицами, в свою очередь окружёнными по периметру двух- и трёхэтажными зданиями. В центре города при этой планировке как раз и оказалась территория, где стоял Спасский собор. Обе церкви, Спаса Нерукотворного Образа и Казанской иконы Божией Матери, были разобраны, и на их месте с 1808 года началось строительство кирпичного храма за счёт государственных средств. Уже в 1811 году освятили его Казанско-Богородицкий и Михаило-Архангельский приделы, а в 1816 году - главный престол. Священник Николай Иванович Шишкин, однофамилец семьи известного живописца, в своей " Истории города Елабуги с древнейших времён " свидетельствует, что Спасский собор о трёх приделах был " освящён в 1821 году преосвященным Амвросием Епископом Вятским и Слободским при протоирее собора Павле Юрьеве, благолепное служение которого долго вспоминалось гражданам Елабуги " . Храм получился представительным: большое четырёхстолпное двусветное здание, возведённое в традициях классицизма, венчалось пятью красочными куполами на восьмигранных барабанах. Старый храм в 1820 году полностью разобрали, а в 1877-м году на его месте возвели небольшую часовню Святого Благоверного Князя Александра Невского. Она построена на благотворительные средства и к сегодняшнему дню неплохо сохранилась. В августе 1850 года огромное бедствие постигло город: сильнейший пожар уничтожил более полутысячи деревянных зданий, в том числе и жилых домов. Это стало дополнительным стимулом к интенсивному каменному строительству. С 1855 по 1864 год серьёзной реконструкции подвергся и Спасский собор. В ходе её значительно расширили в западном направлении помещение трапезной, приделы которой были освящены в честь Михаила Архангела и чудотворной иконы " Всех скорбящих Радость " , а самое главное - возвели новую колокольню в целых пять ярусов. Если прежняя звонница была встроена в трапезеую, то новая колокольня соединилась с ней теперь уже весьма протяжённой галереей. Тогда же у собора появилась и красочная ограда, существующая и поныне. В результате этой кардинальной перестройки, проведённой на частные пожертвования прихожан храма и городских меценатов, Спасский собор Елабуги обрёл свой нынешний облик. Теперь это был целый храмовый комплекс, здесь органично объединялись три основных компонента: просторная и тёплая церковь, длинная одноэтажная трапезная и высокая колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=07900

Шенкурск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1735 и 1762. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская обл., Шенкурский р-н, г. Шенкурск Координаты: 62.101203, 42.898071 Проезд:по ул. Ленина до конца на юг, место собора на береговом обрыве Ваги напротив здания полиции Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Шенкурске Кирпичный городской собор, выстроенный в 1735-1762 гг. Трёхсветный (верхние окна - круглые) четверик, завершённый малым восьмериком под грушевидным куполом, с трапезной с южным Сергиевским приделом. Приземистая двухъярусная колокольня 1843 г. Второй придел в трапезной Алексия, человека Божия. Закрыт не позже 1930-х гг., окончательно разрушен не позже 1960-х гг. Поставлен Памятный крест на месте Благовещенского собора в Шенкурске Архангельской области. Современное местоположение: г. Шенкурск, Архангельская обл. Историческое местоположение: Шенкурский уезд, Архангельская губерния. В 1582 г., по грамоте Новгородского и Великолуцкого митрополита Александра, была построена соборная деревянная церковь во имя Архистратига Михаила с тремя приделами: во имя Нерукотворного Образа Спаса, во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя Алексия, Человека Божия. Первые два придела находились по сторонам главного храма, третий - в западной части храма на полатях. Храм сгорел в 1675 г. от удара молнии. Вместо него на другом месте, по благословению митрополита Корнилия, в 1675-1681 г.г. был построен новый храм. Престолы: Михаило-Архангельский, освящен 7.11.1681; Нерукотворного Образа Спаса, освящен 2.5.1681; Казанский, освящен 22.10.1687; Алексия, Человека Божия. Согласно писцовым книгам Бобарыкина от 1620 г., существовал храм во имя преп. Сергия Радонежского, который в 1633 г. был заменен новым храмом во имя того же святого. В писцовых книгах Кирилла Яковлева от 1675 г. упоминается деревянная Благовещенская церковь, с приделом во имя Сергия Радонежского. В 1697 г. архиепископом Афанасием была дана благословляющая грамота на постройку новой Благовещенской церкви с приделом во имя преп. Сергия. В 1698 г. строительство было завершено. В 1704 г. храм сгорел от удара молнии. Построенный в 1715-1723 г.г. храм также сгорел в 1731 г. В 1735 г. начато строительство каменного храма по благословляющей грамоте, данной Преосв. Германом. Престолы: главный - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, освящен 15.6.1762; в трапезе с южной стороны - во имя преп. Сергия Радонежского, освящен 17.12.1741; с северной стороны - во имя Алексия, Человека Божия, который был перенесен предположительно в 1778 г. из Михаило-Архангельского храма, во время ремонта последнего. Усердием шенкурского купца Прокопия Лагунова в 1843 г. к храму была пристроена каменная колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=21349

Адрес: Московская область, город Серпухов, улица Пролетарская, дом 86 Телефон: +7(496)776-17-70 , +7(916)880-93-53 , +7(496)776-17-70 Как добраться: с Курского вокзала до станции " Серпухов " , далее автобусом 15 до остановки " Улица Пролетарская " Подробнее... Храм Спаса Нерукотворного Образа (Серпухов) [ править править код ] В 1893 году серпуховской купец Василий Фёдорович Астапов от имени общины Богоявленской церкви выступил с предложением к Серпуховской городской Думе построить на свои средства на Занарском кладбище храм с главным престолом во имя Спаса Нерукотворного Образа и с приделами Знамения Божией Матери и Трех Святителей. Проект храма выполнил известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858-1924 гг.). После успешного окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества Клейн поступил в Петербургскую академию художеств (1877-1882). В течение двух лет обучался в Италии и Франции. Первые шаги сделал как помощник архитектора А. Попова и В. Шервуда на строительстве Исторического музея. Тогда же им были возведены Средние торговые ряды на Красной площади. Большая часть творений зодчего стали явлением в архитектурной жизни Москвы. Адрес: Московская область, город Серпухов, улица Чернышевского, дом 50а Телефон: +7(4967)72-47-60 , +7(916)185-28-10 Как добраться: с Курского вокзала до станции «Серпухов», далее автобусами до остановки «Школа Подробнее... Собор Распятия Господня (Серпухов) [ править править код ] Архитектурный комплекс бывшего Распятского-Новорождественского монастыря состоит из храма, колокольни над западными Святыми вратами, ограды и восточных врат. Центральное сооружение — храм Распятия Господня, одно из самых интересных зданий Серпухова XVIII столетия. В плане это прямоугольное шестистолпное базиликальное здание, алтарное полукружие на восточной стене его едва намечено, стены храма прорезаны 23 большими окнами. Северный и южный фасады церкви завершаются треугольными фронтонами; венчает постройку приземистый глухой восьмигранный барабан с граненым куполом и шпилем. Фасады Распятского храма практически лишены наружного декора, единственным украшением можно считать кованый козырек XIX века над южным входом и остатки оконной металлической решетки на одном из окон северной стены.

http://azbyka.ru/palomnik/Серпухов

Новый храм стал трехпрестольным: главный престол освящен в честь Образа Спаса Нерукотворного, в приделах: в честь святителя Николая Чудотворца (освящен 29 февраля 1804 г.) и в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен 30 сентября 1836 г.). В состав прихода входили г. Каинск и деревни: Мошнина, Абрамова, Старо-Гребенщикова, Старо-Кандакова, Малинина и Сарапулова. Духовенством Спасского собора велся учет количеству прихожан; в 1890 г. их число составило 4321 человек, в 1909 г. – 3572 человека, в 1911 г. — 2733 человек, а в 1914 г. — 3362 человек. Службы в Спасском соборе вели: протоиерей, один священник, диакон и два псаломщика. К Спасскому собору были приписаны: кладбищенская Духовская церковь и Никольская церковь при женской прогимназии оба храма находились в г. Каинске. Из учебных заведений в приходе размещались: церковно-приходская школа в г. Каинске, церковные школы грамоты в деревнях Абрамовой и Малининой. Также на территории прихода находилось три училища Министерства народного просвещения. Первое приходское училище было открыто в середине 70-х гг. XIX в. В 1875 г. в нем работало два учителя и обучались 74 мальчика. На его содержание из городского бюджета ежегодно отчисляли 330 руб. В 1885 г. городская управа построила для приходского училища новый дом. В это время в нем работало два учителя и законоучитель. Училище действовало до 1917 г. В 1919 г. на территории собора был похоронен красный командир Добровицкий, а в 1928 г. его останки были перенесены в сквер на центральной площади города (ныне сквер у кинотеатра «Комета»). Конец 1920-х гг. ознаменовался передачей Спасского собора в ведение обновленцев; в нем стал часто служить обновленческий архиепископ Максим Свитич. В 1938 г. из Новосибирска поступило постановление о закрытии Спасского собора, а спустя год, в 1939 г. храм был продан Куйбышевской тюрьме за 18000 руб. и разобран силами заключенных. При сносе здания погибло двое из них. По воспоминаниям старожилов, из кирпича Спасского собора было сооружено здание Куйбышевского педучилища. Перед тем как разобрать храм, иконы, утварь и облачения вынесли из храма. Дальнейшая их судьба неизвестна. Возможно, небольшая часть пополнила фонды Новосибирского краеведческого музея.

http://sobory.ru/article/?object=43103

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010