В конце июня 1996 года рядом со стройплощадкой собора был сооружен деревянный Малый собор Христа Спасителя. Этот храм был освящен митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом, в честь Нерукотворного образа Господня. Первое праздничное богослужение состоялось 27 сентября 1996 года. Этот храм простоял рядом со строящимся собором до 2009 г., после чего был разобран и собран вновь в калининградском микрорайоне «Сельма». Верхний храм Кафедрального собора вместимостью в 3 тыс. человек посвящён празднику Рождества Христова. Нижний храм в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя (Убрус) находится в цокольном этаже стилобата и рассчитан на 400 человек. Инфраструктура храма включает в себя детские классы церковно-приходской школы, конференц-зал, трапезную. Верхний Храм Рождества Христова освящён 10 сентября 2006 года патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Нижний храм во имя Нерукотворного Спаса освящен 27 сентября 2007 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. В храме был установлен переданный в 1996 году Свято-Князь-Владимирским братством из Германии «Мемельский» иконостас, созданный во время Семилетней войны для русского гарнизона в Мемеле (ныне — Клайпеда). Современное состояние [ править править код ] Описание [ править править код ] Архитектурный строй ансамбля Кафедрального собора Христа Спасителя разработан в стиле владимиро-суздальского храмового зодчества, который удачно сочетается с достижениями в области современной архитектуры и дизайна. Здание собора представляет собой восьмиугольник с выступающими арочными порталами входов. Пятикупольный в своей основе собор увенчан шестым куполом с восточной стороны над алтарной апсидой в символ библейского шестоднева. Шлемовидные купола созданы в древне-византийском храмовом стиле. Общая высота собора 69 метров. Площадь остекления более 1000 кв. метров, площадь гранитно-мраморной облицовки и полов около 11 тыс. кв. метров. На звоннице храма находятся 13 колоколов, самый большой из которых весом 14 тонн. Деятельность прихода [ править править код ] Православная гимназия

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

К XIII еще веку и не к новгородской, но к суздальской иконописи должен быть отнесен древнейший образ Иоанна Златоуста в собрании И.С. Остроухова. Образ этот находился в полном чине Деисуса какого-либо суздальского храма, но невысок и даже узок (на одиночной доске?), как приходилось по размерам стройных зданий XII–XIII вв. Общий рисунок образа чисто греческий, но с некоторыми неправильностями рисунка или, вернее сказать, преувеличениями списка с характерного оригинала. Общий характер стиля – византийский XIII в., с обилием всюду, где можно, жемчужных обнизей (ср. особенно каппадокийские фрески пещерных церквей XII–XIV вв.) в пошибе простых фресковых писем, с фоном бледной охры вместо золота. Отсюда и неправильности портретных черт Иоанна Златоуста (исторически переданных и в общем здесь удержанных), особенно в загнутом носе и в рисунке бородки (не клинышком, как обычно), опушающей подбородок. Текст развернутой хартии: «приимите, ядите» и проч., быть может, указывает, что образ находился в Деисусе алтарном. Предание гласит, что святитель Алексий, митрополит Московский, принес из Византии самолично икону Нерукотворного Образа, находившуюся над Царскими вратами в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, но видевшие этот драгоценный памятник древности не найдут в нем даже и греческой доски, не только греческого письма: это чисто русский образ, моленный, и является списком с югославянского Нерукотворного Образа именно конца XIV в. Многие особенности типа Спасителя зависят от того, что Нерукотворный Образ в древности не находился в родстве с образом Спаса Вседержителя и долго держался греко-восточных оригиналов. Спас Златые власы. Икона. 1-я четв. XIII в.58,5х42 см. Успенский собор. ГМЗМК В отличие от этого типа образ Спаса (головной) Вседержителя, на Рогожском кладбище, в главной (холодной) церкви, у клироса, и колоссальных размеров, примыкает к обычному греческому типу и является великолепным памятником суздальского письма. Темно-красноватое охренье и плавкое письмо близки к образу Бориса и Глеба (особенно по описи глаз, фактуре шейных мускулов, хотя низ иконы пострадал и был переписан), а общий характер письма и типа – несомненно, лучший византийский тип XIV в., переданный в совершенстве суздальским мастером.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

А сейчас? Тоже страшно представить. Скольких нынешних православных священников посмертное отлучение Пушкина ввело бы в соблазн проповедовать, что читать творения русского гения грешно! Конечно, утверждать, что посмертным спасением великого поэта мы обязаны Филарету, преувеличение. Здесь, прежде всего, во многом сыграло свою роль доброе отношение государя императора. Вот если бы Николай Павлович уперся в букву гражданского и религиозного закона, тогда дело плохо. Но и мнение Филарета внесло свою важную лепту. И слава богу, что он в то время оказался в Петербурге! Когда пишут о кончине и погребении Пушкина, постоянно укоряют, а то и проклинают власти за то, что не устроили пышных похорон. Но устроить такие значило отменить строгое отношение к дуэлянтам. И дуэли посыпались бы как горох! Митрополит Серафим запретил отпевать Александра Сергеевича в Исаакиевском соборе, и отпевание происходило в церкви, которую всегда обозначают как «Конюшенная», дабы подчеркнуть, что гения русской словесности отпевали чуть ли не на конюшне среди лошадей. На самом деле это храм Спаса Нерукотворного Образа, расположенный неподалеку от Мойки на Конюшенной площади внутри довольно величественного здания Конюшенного двора. Пишут, что это очень тесный храм. На самом деле храм довольно просторный, в чем нетрудно сейчас убедиться, поскольку он восстановлен. При советской власти в нем размещался целый институт гидропроекта. Когда говорят, что «царь запретил отпевание в Исаакиевском соборе», невольно возникает мысль о шедевре Монферрана. Но в 1837 году нынешний главный собор Петербурга еще только строился, заканчивалось возведение купола. И это был четвертый Исаакиевский храм города. Исаакий Далматский – святой, память которого совершается 30 мая (12 июня), а это день рождения Александра Невского и Петра Первого. Вот почему главным храмом Северной столицы должен был стать именно собор во имя Исаакия. Ведь Петр построил свой град в тех местах, где Александр разгромил на Неве шведов. Первая церковь во имя святого Исаакия Далматского, деревянная, маленькая, появилась возле Адмиралтейства на месте, где сейчас высится Медный всадник, еще при Петре. Вторая, каменная, была возведена на ее месте, в 1735 году она сгорела, и ее разобрали. Третий Исаакиевский собор строился там же при Екатерине II, закончен был при Павле I, а освящен при Александре I. По проекту архитектора Ринальдини это должно было быть высокое строение из мрамора, на мраморном основании, но император Павел пустил мрамор на строительство Михайловского замка, и на мраморном основании был возведен нелепый кирпичный собор, который довольно быстро стал ветшать и разрушаться. Судя по всему, в 1837 году именно в этом разрушающемся соборе хотели отпевать Пушкина. Но император повелел перенести отпевание в храм Спаса Нерукотворного Образа, являвшийся придворным храмом. Тем самым государь подчеркивал, что Россия прощается не только с великим поэтом, но и с государственным деятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Известно также, что при митрополите Иосифе были выстроены каменные одноэтажные архиерейские палаты. Вот как описывает их голландский путешественник Корнелий де Бруин, побывавший в Астрахани в 1703 году: «Митрополичьи палаты составляют главное здание в городе, чрезвычайно обширное, длинное и каменное». В это самое время астраханский митрополит Сампсон (1697 – 1714 гг.) задумал расширить архиерейские палаты, надстроив над ними второй этаж. В восточной части этого второго этажа им был вновь сооружён домовый храм в честь Нерукотворного образа Спасителя, освящённый 14 августа 1709 года. Этот построенный митрополитом Сампсоном храм получил название «Крестовый», под которым и был более всего известен. В Крестовой церкви молились и служили астраханские архиереи в дни, которые на церковном языке назывались будничными. В праздники же архиереи, отслушав раннюю литургию здесь, выходили в Успенский Кафедральный собор. Для этого специально между архиерейскими палатами и Успенским собором была поставлена двухъярусная галерея. Нижний её каменный ярус выводил в нижний храм Успенского собора, а верхний деревянный ярус вёл прямо из Крестовой церкви в верхний собор. Галерея была украшена изящной башенкой, увенчанной крутящимся флюгером в виде трубящего ангела. Известно, что до середины XIX столетия из Крестовой церкви 15 августа, накануне дня чествования Нерукотворного образа Спасителя, отправлялся крестный ход к Пречистенской колокольне. Здесь, под сводами её, находилась часовня с чтимым астраханцами Нерукотворным образом Спасителя. Перед вечернею духовенство в полном облачении, в преднесении святых икон и хоругвей, в сопровождении множества народа, отправлялось из церкви к часовне. В это время на соборной колокольне начинался звон во все колокола и продолжался до тех пор, пока крестный ход не входил в городские ворота под колокольней. Звон тогда прекращался, и священники служили молебен, по окончании которого два священника брали Нерукотворный образ Спасителя и несли его с крестным ходом обратно – в Крестовую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=34552

Собор пострадал при штурме Зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 г. храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 г. Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма. Ныне обе церкви заняты выставками Эрмитажа. Образованная еще в 1991 г. община тщетно пытается вернуть собор верующим – администрация его не отдает, ссылаясь на музейные правила. http://www.encspb.ru/object/2805467476 Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце 9 декабря 2014 года, спустя многие годы, открыта для посетителей. Это событие было приурочено к 250-летию Государственного Эрмитажа. Возрожденный храм стал частью экспозиции " Русская культура второй половины XVIII века " . Реставраторы в точности воспроизвели интерьер и отдельные элементы храмового убранства. Восстановлен иконостас. Часть икон сохранилась, а на месте недостающих - серое полотно: реставраторы надеются, что образа будут найдены, и не заменяют их копиями. В храме выставлены некоторые святыни, связанные с царской семьей - например, принадлежавшие императору Александру II иконы святого Александра Невского, преподобного чудотворца Тита и мученика Поликарпа, а также хранившийся в храме с 1763 года напрестольный крест " Кунерсдорфский " (изготовленный после победы русского оружия под Кунерсдорфом, в ключевом сражении Семилетней войны). Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что церковь до революции являлась домовым храмом семьи Романовых. Если с комплексом в Екатеринбурге связаны трагические страницы истории царской семьи, то с церковью Зимнего дворца связаны радостные, светлые события в жизни русских царей и их домочадцев: здесь они венчались, крестили детей, отмечали торжественные даты. По мнению Пиотровского, храм должен нести " прежде всего мемориальную функцию " . Богослужения в нем будут совершаться лишь несколько раз в году. В открытии принял участие глава объединения семьи Романовых князь Дмитрий Романович.

http://sobory.ru/article/?object=13366

При церкви имелась богадельня. Никифоровский храм в 1872 году был упразднен, и все церковное имущество и святыни были перенесены в Спасо-Архангельскую церковь. Особенно почиталась икона Всемилостивого Спаса, шириной в 3 аршина, высотой в 4 аршина с четвертью. Современники отмечали, что он почитался как чудотворный, был обильно обвешен подвесками и очень напоминал образ Спаса из Воскресенского собора. Святыня эта из Вологодского Прилуцкого монастыря, как говорит предание, приобретена в XVII веке купцом Ждановым, а затем передана в Спасо-Архангельский храм. Это был самый многочисленный и богатый храм после Воскресенского собора. В 1930-е годы храм был закрыт, в нем находилась типография. Судьба его святынь неизвестна, по-видимому, большинство из них для нас утрачены. В храме совершаются богослужения в престольные праздники. Во время крестного хода по Романовской стороне с чудотворной иконой Спасителя из Воскресенского собора у Архангельского храма происходит длительная остановка для отдыха и трапезы паломников. Описание храма приведено по книге «Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. – М.: издательство «ОТЧИЙ ДОМ», 2008 Источник: сайт Воскресенского собора (Романово-Борисоглебское благочиние) Церковь Спасо-Архангельская единоверческая, каменная, двухэтажная, приходская. Престолов в ней два: в верхней холодной - во имя Божией Матери Владимирской, в нижней теплой - во имя Спаса. Церковь построена в 1746 г. тщанием прихожан. С 1746 г. по 1855 г. при сей церкви состоял причт православный, ранее церковь именовалась Михаило-Архангельскою и прочих бесплотных сил. В 1855 г. Михаило-Архангельский престол был упразднен и устроен во имя Всемилостивого Спаса, и храм стал именоваться Спасо-Архангельским. Особо чтимая икона Всемилостивого Спаса. Икона размером вышиной 4 аршина, шириной 2 аршина 15 верш.; написана она, как гласит предание, учеником Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотв. Церковный дом для жительства причта двухэтажный, на каменном фундаменте, деревянный. Церковной земли при доме 10 саж. по лицу и 57,5 в длину. Пристроенное к церковной паперти трехэтажное каменное здание, вверху коего церковная кладовая, средний этаж занимает наемный псаломщик, а внизу церковный сторож. Церковного капитала в билетах 5493 руб. Прихожан в городе и деревнях 443 душ муж. пола и 548 жен.

http://sobory.ru/article/?object=03241

Собор во имя Спаса Нерукотворного образа освятил 12 июля 1763 г. архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий). Свое наименование собор получил во имя образа Спасителя, написанного в 1693 Ф.Ф. Ухтомским. Этот образ, по легенде принадлежавший Петру I, находился в моленной при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами. Внешний облик Большого собора Зимнего дворца неоднократно менялся. Поскольку помещение было огромным, то из-за промерзания купол внутри храма заменили уже в 1764–1765 гг. плоским потолком, который украсили иллюзорной живописью А. Перезинотти и И. Бельский с «командою». При Екатерине II Большой собор стал постоянным участником парадной жизни Зимнего дворца. Фактически все главные события в жизни императорской резиденции логически завершались в его стенах. Там крестили внуков и внучек Екатерины II, там они женились и выходили замуж. В Большом соборе проходили все положенные церковные церемонии. При Павле I, в соответствии с характером царя, в религиозную жизнь императорского двора было привнесено отчетливое военное начало. По воспоминаниям, «по воскресным и праздничным дням, после вахтпарадов, все военные вообще должны были находиться при выходах в церковь их величеств, в башмаках, застегивая мундиры на три крючка противу средних пуговиц». 11 марта 1807 г. Александр I «Высочайше указать соизволил: Зимнего дворца большую церковь именовать отныне Его Императорского Величества Придворным собором». Традицию «военизированных» церковных служб продолжил Николай I. При нем опоздание на церковную службу считалось тяжким «придворным грехом», чреватым личным выговором императора. Николай Павлович лично следил за тем, насколько исправна выправка его сыновей и внуков во время служб. Однако все эти наследственные религиозные черты смягчались искренней православностью императора. После пожара 1837 г. Большой собор, как и очень многое во дворце, восстанавливал В.П. Стасов. Как уже говорилось, Николай I желал восстановить дворец в прежнем виде. Поскольку в огне пожара погибла большая часть убранства собора вместе с иконостасом, то потребовалось воссоздавать заново все интерьеры. Отметим, что сохраненная Стасовым барочная отделка собора является одним из лучших образцов церковной интерьерной барочной стилистики.

http://sobory.ru/article/?object=13366

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ ЗАИКОНОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Заиконоспасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа, вид от площади Революции. 20 сентября 2013 Заиконоспасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа. 20 сентября 2013 В 1737 г. храм был сильно поврежден пожаром, но восстановлен при Елизавете Петровне искусным мастером И.Ф. Мичуриным. Императрица Елизавета Петровна, приехав в Москву на коронацию, лично повелела восстановить собор и летом 1742 года присутствовала на его освящении. Тогда верхний престол освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». А на следующий год Святые ворота, выходящие на Никольскую, были увенчаны колокольней. В 1812 г. весь комплекс монастыря сильно пострадал во время нашествия и бесчинств французской армии. Храм обновлялся в 1851 году, тогда на куполе собора появилась изящная луковичная главка-ротонда. Наверху был расположен придельный храм в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих радость. Эта церковь одновременна главной. Стены ее богато расписаны внутри изображениями событий Ветхого и Нового заветов, позади левого клироса церковная кафедра в виде " столпа " , иконы богато украшены. Вход в нижний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса идет со стороны монастырского двора. Первое впечатление при входе в храм - его необыкновенная мрачность, почти полное отсутствие дневного света из-за того, что этот низкий храм с трех сторон окружен высокими двухэтажными и трехэтажными монастырскими строениями. Храм поддерживается четырьмя каменными столпами. В соборе хранился список с чудотворной Владимирской иконы Богоматери в золотой ризе, подаренный графом Н.П. Шереметевым, чей московский родовой дом находился на Никольской улице. В праздник Владимирской иконы 21 мая сюда совершался крестный ход из Успенского собора в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

http://drevo-info.ru/articles/515.html

В настоящее время на месте собора разбит сквер имени В.В. Куйбышева и установлен памятник (перенесен в сквер 6 ноября 1943 г. от дома по ул. Ленина, 2), в честь которого г. Каинск получил свое новое название. В 2004 г. инициативной группой из Новосибирска при поддержке администрации г. Куйбышева, при участии настоятеля Иоанно-Предтеченской церкви священника Вадима Перминова и директора Куйбышевского краеведческого музея Н.И. Павловой было обнаружено место захоронения протоиерея Николая Вавилова. На этом месте установлен памятный знак. http://kainsk-eparhia.ru/spasskij-sobor/ В 1804 г. освящен главный престол во имя Спаса Нерукотворного Образа. В 1828 г. закончено строительство второго придела во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1836 г. освящен третий придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм построен на средства и пожертвования прихожан. 15 марта 1938 г. храм закрыт и к 1939 г. был разрушен. Главой Каинской епархии и Администрацией г. Куйбышева принято решение о восстановлении храма на прежнем месте. Источник: Личное посещение Куйбышева и знакомство с историей города Существовавшая ранее соборная церковь в г. Каинске (Куйбышев) каменная, трехпрестольная: главный престол – во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя, придельные – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя и чудотворца Николая, построена в 1829 г. Земли при ней усадебной 1525 кв. саж. Состав прихода: г. Каинск, деревни: Мошнина, Абрамова, Старо-Гребенщикова, Старо-Кондаковка, Малинина, Сарапулова. Прихожан обоего пола 3362 души. Причта по штату: протоиерей, один священник, диакон и два псаломщика. Содержание причта при готовых причтовых домах: %% с причтового капитала 695 руб. 40 коп., жалование в домовой гимназической церкви по 10 руб. в месяц и доходы от треб. Приписные церкви: 1) кладбищенская в г. Каинске во имя Сошествия Св. Духа на Апостолов, построена в 1847 г., зданием деревянная; 2) домовая церковь при каинской женской прогимназии во имя св. и чуд. Николая, построена в 1898 г., помещается в здании прогимназии, каменная. В г. Каинске церковно-приходская одноклассная школа. Церковные школы грамоты: в деревнях Абрамовой и Малининой. В приходе есть три школы гражданского ведомства, одно городское училище и два приходских. Церковно-приходское попечительство существует с 1896 г.

http://sobory.ru/article/?object=43103

Церковно-приходская школа устроена одна для всех приходов и содержится на средства всех городских церквей, на содержание ее от сей церкви выдается 35 руб. в год. Кроме того, в приходе сей церкви имеются две министерских школы. Население прихода: 671 душа муж. пола и 689 душ жен. пола, население православное. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г. Высокая двухэтажная одноглавая каменная церковь с трапезной и колокольней построена в стиле сибирского барокко. Здание строилось с 1753 г., нижний теплый Спасский храм освящен в 1760 г., верхний холодный Ильинский - в 1776 г. Церковь действовала до 1936 г., затем использовалась под склад, спортшколу, музей и архив. Возвращена верующим в 1990 г., позднее отреставрирована. В настоящее время имеет статус кафедрального собора. В рамках реставрации в 2014-2016 г.г. были выполнены работы по реставрации конструкций крыши с заменой кровельного покрытия, инъектирование наружных стен фасадов, реставрация фасадов - кирпичной кладки, лепного декора, оконных и дверных блоков, укрепление грунтов, устройство организованного водостока. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Кафедральный собор Спаса Нерукотворного Образа г. Тара - памятник церковного зодчества 2-ой половины XVIII в. (1753-1776 г.г.), старейшее в Омской области каменное здание и единственный храм в стиле сибирского барокко с оригинальными элементами в декоре. Памятник архитектуры федерального значения. В ходе нескольких реставраций, последняя из которых завершилась в 2019 году, здание церкви было полностью переделано и в настоящее время не имеет практически ничего общего с оригиналом: возведена новая, никогда не существовавшая пристройка - двухмаршевая наружная лестница с кирпичными стенами; появились непропорциональные балконы на южном и северном фасадах (фотодокументы свидетельствуют о существовании балкона только на северном фасаде, при этом не исключено, что ещё один балкон был и с южной стороны, но вид восстановленных балконов полностью не соответствует известному оригиналу); переделаны практически все декоративные элементы фасада, установлены непропорциональные купола и уничтожен исторический культурный слой вокруг храма.

http://sobory.ru/article/?object=07876

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010