Балаганск (акватория Братского водохранилища). Церковь Спаса Нерукотворного Образа. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1787 и 1807. Год утраты:приблизительно 1935 Адрес: Иркутская обл., территория Братского вдхр. Координаты: 53.735351, 103.283155 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты История Балаганска начинается с 1654 года, когда на земле бурятского племени булагатов («соболёвщиков») был основан острог и построена первая церковь. В 1710 году за теснотой и обветшанием построенной казаками церкви был выстроен новый деревянный храм во имя Рождества Христова. В 1728 году на месте деревянной церкви была совершена закладка каменного храма во имя Спаса Нерукотворного. Новая церковь была построена в 1787-1796 годах, в 1803 году открыта приходская школа, в 1872 году по указу Синода церковь из приходской переименована в соборную. К этому времени в Балаганске уже действовало несколько храмов. Спустя два столетия после основания острога Балаганск становится окружным городом. В XX веке Балаганск потерял статус города. После строительства Братской ГЭС он был затоплен, новый посёлок построен на расстоянии 45 км ниже первоначального места по течению Ангары. http://elitsy.ru/profile/46753/598763/ В 1925 году было принято постановление Иркутского губисполкома об учете и охране памятников старины, искусства и природы. В список из 52 подлежащих охране памятников был включен и Балаганский Спасский собор. Однако внесение в список памятников не спасло Спасский собор от гибели, в 1932 году он был разрушен до основания. Надо думать, что тогда же вместе с собором были разрушены и церковные ворота. Вскоре после гибели Балаганского собора и последнего остатка острога закончилось существование на первоначальном месте самого Балаганска. Во второй половине 1950-х годов в связи со строительством Братской ГЭС и заполнением водохранилища Балаганск был перенесен на 45 километров вниз по Ангаре. Ныне на былое место расположения Балаганского острога, скрытое водами рукотворного моря, указывает лишь село Малышевка, находившееся на противоположном от старого Балаганска берегу Ангары. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=39185

З. м. впервые свидетельствуют документы XVII в.: обитель не владела населенными землями, главной статьей ее дохода было ружное жалованье. На 60-е гг. XVII в. в делах Тайного приказа сохранились сведения о царских поминальных вкладах (выдавались осетрами, тешей других рыб) по царице Марии Ильиничне, урожд. Милославской (РИБ. Т. 21. Стб. 1512, 1513, 1713; Т. 23. Стб. 995, 1015-1017). Вместе с тем с 1634 по 1676 г. З. м. платил по окладу дань в 3 алтына. По указу от 30 июля 1676 г. патриарха Московского и всея Руси Иоакима прекращалось не только взыскание с мон-ря церковных денег и казенных пошлин за прошлые годы, но и взимание церковной дани вообще, предписывалось мон-рю «из окладу выложить» и далее в приходную книгу не писать. Во 2-й пол. XVII в. строитель Симеон Полоцкий принимает ряд мер для улучшения положения насельников, с этой целью он завел «синодик обители Всемилостивого Спаса, сущия за Иконным рядом» и в особой пространной речи приглашал православных делать вклады по умершим: «Являйте убо милость умершим вашим жертвы святыя о спасении душ их приношением и иными всяческими благотвореньми: а они вашим пособием помилования умолят у Господа Бога милость и жизнь вечную душам вашим!» Собор в честь Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2008 г. Собор в честь Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2008 г. С той же целью Симеон составил обширное стихотворение «Моление увещательное и увещание молитвенное», в к-ром, подробно описав святыню З. м.- икону Нерукотворного Спаса, призывал паству к пожертвованиям. В одном из стихотворений Симеон просил царя обратить внимание «на убогую Спасову обитель». В бумагах Симеона встречались сведения, что подчиненная ему обитель имела в это время полное обеспечение благодаря особенному вниманию к ней царя Феодора Алексеевича. Так, в указе царя в связи с созданием академии на ее содержание к З. м. предполагалось приписать следующие обители вместе с вотчинами: Иоанна Богослова мон-рь Рязанского у., московский Андреевский мон-рь , Данилов московский мон-рь , к-рый предназначался для пребывания «новоприходящим ученым людям», Стромынский во имя Св. Троицы мон-рь Московского у., дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мон-рь , Мефодиев Пешношский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь и Медведеву в честь Рождества Богородицы пуст. Дмитровского у. «со всеми крестьянскими и бобыльскими дворами и со всеми угодьями», «да в Чугуеве на Опакове колодези пасечное пустое место со всеми угодьи и землею». Также определялись дворцовая Вышегородская вол. в Верейском у. со всеми угодьями и мельницами и 8 пустошей в Боровском у. Указ не был подписан в связи с кончиной царя Феодора Алексеевича.

http://pravenc.ru/text/182479.html

" В этом месте, связанном с историей моей семьи, я испытываю замечательные чувства " , - сказал гость. Настоятель собора протоиерей Владимир Сорокин передал храму поминальный " Синодик собора Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце " с 5747 именами, состоящий из разделов - " О здравии " и " Об упокоении " . В первый включены имена Святейшего Патриарха Кирилла, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, настоятеля храма, руководителей государства и города, директора и сотрудников Государственного Эрмитажа. Во второй - имена всех почивших руководителей и ключевых сотрудников музея, настоятелей и клириков собора, руководителей государства, начиная с Рюрика, петербургских градоначальников и глав основных министерств и ведомств дореволюционной России. Над созданием синодика помимо отца Владимира трудились заведующая отделом рукописей и документального фонда Эрмитажа Елизавета Яковлева, помощник директора Эрмитажа Мария Халтунен, заведующая канцелярией Князь-Владимирского собора Екатерина Карловская. Придворный собор Зимнего дворца, домовой храм императорской семьи был построен в 1753-1762 годах по проекту Франческо-Бартоломео Растрелли. Храм был освящен 25 июля 1763 года. Икона Спаса кисти Феодота Ухтомского, написанная в 1693 году, находилась в моленной при алтаре. С 1799 года в соборе хранились десница святого Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери и золотой ковчег с частью ризы Господней. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил протоиерей Аристарх Израилев. Последним настоятелем собора (и духовником царской семьи) в 1914-1918 годах был протоиерей Александр Васильев. Храм был закрыт в 1918 году, а в 1922-м передан Эрмитажу. Церковный интерьер был разобран, частично уничтожен в конце 1930-х, помещение храма использовалось как музейная зала. Реставрационные работы велись с 2008 года. " Вода живая " , 09.12.14 Главная домовая церковь Зимнего дворца официально именовалась Собором Спаса Нерукотворного образа.

http://sobory.ru/article/?object=13366

В 1974 году монастырь был отнесен к памятникам истории и архитектуры союзного значения, в нем предполагалось устроить музей народов севера. Возрождение 28 ноября  1990 года Енисейский монастырь был возвращен Красноярской и Енисейской епархии . 7 апреля 1991 года, на Пасху, иером. Мефодий (Есин)  совершил первую литургию в приделе Спасского храма.  11 мая 2002 года архиеп. Красноярский Антоний (Черемисов) освятил северный (ранее Иоанно-Предтеченский) придел Спасского храма в честь Преображения Господня.   В 2005 году монастырю был передан храм во имя Новомучеников Российских (освящен 17 июля 2004) на берегу Монастырского озера. С 15 апреля 2008 года монастырь освящен в честь Преображения Господня . До 2009 года богослужения совершались в Преображенском приделе (пристроенном к Спасскому собору с северо-западной стороны). По окончании восстановления главного монастырского храма, освящены три отреставрированных престола обители - во имя Всемилостивого Спаса, в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и во имя Пророка Илии. В монастыре хранится чтимый Нерукотворный образ Спасителя, ранее находившийся на деревянной башне Енисейского острога. Архитектура Енисейский монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. Нач. XX в. Вероятно, при первом игумене монастыря Варлааме (1649?) была построена деревянная церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя. Согласно карте С. Ремезова 1701 года, храм был шатровым, с колокольней . В 1735 году был заложен, а в 1743 (или 1745 ) году построен каменный собор в честь Нерукотворного образа Спасителя с трапезной; северный придел св. Иоанна Крестителя освящен в 1753 году, главный престол храма в честь Нерукотворного образа Спасителя - в 1756 году . Южный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы был освящен, вероятно, около 1753 года, поскольку антиминс для него испрошен одновременно с антиминсом для северного придела в 1750 году . Между 1765 и 1772 годами была сооружена колокольня, к которой ок. 1787-1788 года пристроены каменные «палатки», сделавшие план западной части собора прямоугольным. Наконец, в 1805-1808 годах на средства купца И. Волкова был сооружен дополнительный южный придел во имя прор. Илии. Первоначальные кровли храма были деревянными, в 1775 - 1776 годах покрыты железом. Во время городского пожара 1869 года они сгорели, но вскоре были восстановлены.

http://drevo-info.ru/articles/13681464.h...

Санкт-Петербург. Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце. Большая церковь Зимнего дворца Собор. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:1753. Архитектор: Б.Ф. Растрелли Ссылки:   Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, дом 2 Координаты: 59.940697, 30.315496 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Санкт-Петербург, 9 декабря 2014г. Государственный Эрмитаж во вторник открыл после ремонта Большую церковь Зимнего дворца, сообщает " Интерфакс-Религия " . Там будет размещаться постоянная экспозиция русского церковного искусства. Работы по реставрации предметов декоративного и прикладного искусства велись с декабря 2013 года по октябрь 2014-го. Общая площадь отреставрированных помещений составляет 525 кв. метров. В ходе ремонта выполнены работы по реставрации гладкой штукатурной поверхности стен, профилированных и лепных элементов, гладкой и профилированной золоченой поверхности оконных и дверных откосов. Отреставрированы также каменные подоконные доски и золоченые скульптурные композиции из папье-маше. Специалисты воссоздали предметы декоративно-прикладного искусства и отреставрировали иконостас с сохранением отдельных элементов. Перед открытием церкви в Большом тронном (Георгиевском) зале Зимнего дворца прошла торжественная церемония по случаю Дня святого Георгия. В зал внесли исторические знамена полков русской армии, играл праздничный оркестр. Большая церковь Зимнего дворца построена в 1753-1762 годах одновременно с возведением самого дворца по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. В первоначальном виде церковь сохранялась до пожара 1837 года. В 1839 году ее восстановил архитектор Василий Стасов в приближении к первоначальному виду. Долгие годы церковь являлась домашним храмом императорской семьи. С 1917 года этот храм использовался как музейное помещение.

http://sobory.ru/article/?object=13366

В писцовой книге 1644-1648 гг. не имеется сведений о монастырской колокольне . Не исключено, что колокола были установлены на соборном храме. Эта традиция, вероятно, сохранилась при возведении каменной Успенской ц. В описи К. Я. м. 1665 г. упомянута при Успенском соборе покрытая тесом «колокольница каменная, а на колокольнице 6 колоколов да часы боевые старые без перечасья, ветхи». Более точно местоположение колокольни указано в описи 1763 г.: «При соборной церкви придельная колокольня, каменная, на которой глава обита черепицею зеленою, на ней крест железной прорезной. На оной колокольне 6 колоколов... боевые железные часы» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 238. Л. 1 об.- 2). До ремонтных работ в 1863 г. была покрыта тесом. В окт. 1909 г. Комиссия по сохранению древних памятников Имп. Археологического об-ва не дала разрешения повесить колокол (311 пудов) на колокольню, т. к. при выполнении работ мог быть нарушен вид памятника. Поэтому колокол находился рядом с колокольней на специально смонтированном для него подвесном устройстве. В период строительства каменного Успенского собора была разобрана деревянная шатровая церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы, о существовании которой известно только по писцовой книге 1644-1648 гг. и фрагментам описей монастыря 1619 и 1635 гг., упомянутых в одном из документов XVIII в. (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. 723-А. Л. 55 об.). Т. о., храм, как и собор, очевидно, существовал в XVI в. или ранее. В соборной трапезной со 2-й пол. XVII в. упоминается храмовая икона из упраздненной церкви «образ великомученицы Параскевы в житии, ветх» (Владимирские ГВ. 1884. 7. С. 3). Церковь в честь Нерукотворного образа Спаса. Фотография. 2011 г. Церковь в честь Нерукотворного образа Спаса. Фотография. 2011 г. Впервые сведения о трапезной церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя (Спасской) приведены в описи К. Я. м. 1635 г. В писцовой книге 1644-1648 гг. указывается «церковь Нерукотворного Образа деревяна, клецки», т. е., очевидно, храм был теплым. К 1665 г. храм обветшал, при нем была колокольня с 6 колоколами, 2 разбитых колокола находились у ризницы. Одноименная каменная церковь была построена во время игуменства св. Митрофана, ок. 1665-1671 гг. По описи церкви 1763 г., «теплая, глава обита черепицею зеленой, на ней крест железный» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 238. Л. 1 об.). Кроме неоднократных ремонтных работ в 1778 г. к храму была пристроена паперть с лестницей и «балдахином». В 1862 г. храм был покрыт железом, однако к 1863 г. существенно пострадал от сырости и нуждался в капитальном ремонте, продолжавшемся до нач. 70-х гг. XIX в. (ГА Владимирской обл. Ф. 569. Оп. 1. 85. Л. 6; Оп. 2. 60. Л. 2 об.; ОПИ ГИМ. Ф. 195. Оп. 1. 565. Л. 37 об.- 39 об.). В нач. XX в. богослужения совершались только в Успенском соборе и Спасской ц.

http://pravenc.ru/text/2458847.html

Пустынь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Медведевой Пустыни. Спасская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Спаса Нерукотворного Образа в Медведевой Пустыни, церковь Двадцатый век не обошёл своими крутыми переменами и упрятанную в лесах Медведеву пустынь. В 1937 году её закрыли. Всё имущество церквей вывезли, а сами здания новые власти бросили на произвол судьбы. Так они и простояли, пока в конце 20-го столетия их не передали РПЦ. Обезглавленный собор с колокольней да кучка головешек от сгоревшей в начале 90-х годов прошлого столетия Спасской церкви. Церковь на территории бывшей Медведевой Богородице-Рождественской пустыни. Перевезена из с.Дулова. Рубленый одноглавый четверик, обшитый тёсом, с граненой апсидой и небольшим западным прирубом. Сгорела в 1991 г. Тёплая деревянная Спасская церковь, перевезенная из соседнего села Дулова, поставлена рядом с холодной в 1809 г. по инициативе начальницы бывшей здесь женской богадельни. Ремонтировалась в 1838 и 1877 г.г. Небольшое рубленое, обшитое тесом здание на кирпичном цоколе в своем скромном художественном облике совмещает традиционные черты теплой клетской церкви с формами каменной архитектуры классицизма. Невысокий одноглавый четверик храма с граненой апсидой и небольшим западным прирубом вместо трапезной завершен граненым куполом на низком глухом восьмерике. Декоративный верх отделен от внутреннего пространства балочным перекрытием, которое поддерживают два ряда опорных столбов-колонн. В алтаре и западном притворе перекрытия имитируют форму сводов. Боковые двери отсутствуют. В помещении церкви, на стенах, покрытых штукатуркой, имеются следы живописных композиций, потолки окрашены маслом. Резной золоченый иконостас без икон - второй половины XIX в. По материалам книги: " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2. Примечание: Церковь сгорела в процессе подготовки книги к изданию. Комментарии и обсуждение Сгорела в начале 1990-х гг. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=23616

Путь в месте аварии проходил по насыпи высотой более 10 метров, и часть вагонов, сойдя с рельсов, буквально слетели вниз. Именно такая участь постигла и вагон, в котором располагалась императорская столовая, где в момент крушения находилась вся царская семья: Александр III, его жена Мария Федоровна с детьми и свитой. Этот вагон был сброшен на левую сторону – после аварии он полулежал на насыпи без колес, со сплюснутыми и разрушенными стенами. Все, кто находился в императорской столовой, чудом уцелели, отделавшись легкими ушибами, ссадинами и царапинами. Зато вагон, в котором находились придворно-служащие и буфетная прислуга, был полностью уничтожен, а все его пассажиры погибли. Всего при крушении императорского поезда пострадало 68 человек, среди которых 21 погибший. При этом никто из членов царской семьи не получил серьезных повреждений. В столовом вагоне находилась икона Нерукотворного Спаса, которая уцелела во время аварии – даже стекло в раме осталось целым. Члены императорской семьи были убеждены, что именно этот Образ спас их от верной гибели. Позже Священный Синод признал данную икону чудотворной, и ее стали почитать на богослужениях 17 октября, в день чудесного спасения царской семьи. В то время в Павлограде жил известный меценат, 73-летний купец Яков Федорович Голубицкий. Он был одним из самых влиятельных людей в городе, в течение всей жизни активно занимался общественной деятельностью и благотворительностью. Его избирали гластным (по-нашему – депутатом) городской думы, и дважды – городским головой (с 1877 по 1881, а также с 1889 по 1992 гг). Голубицкий был убежденным монархистом, и чудесное спасение царской семьи во время крушения поезда потрясло его до глубины души. К тому же, будучи в преклонных годах, Яков Федорович задумывался над тем, чтобы увенчать свои труды каким-нибудь особенно важным богоугодным делом. После описанной выше аварии Голубицкий принял решение построить в Павлограде собор в честь Образа Нерукотворного Спаса, который сохранил жизнь императору и его родным. В то время в Павлограде была только одна церковь – Свято-Вознесенский собор на центральной площади (который большевики взорвали в 1936 г.). Этот храм постоянно был переполнен, а в праздники не вмещал всех прихожан. Поэтому Яков Федорович принял решение построить второй собор примерно в 400 метрах от Вознесенского. Для этого он выкупил участок в центре города, на котором было озеро. Чтобы осушить его, пришлось завезти очень много земли.

http://sobory.ru/article/?object=20130

Отдельно хотелось бы рассказать о храме и великих людях, причастных к нему. Пушкин А.С. и история Конюшенной церкви неотделимы. Это " Пушкинский храм " . Поселившись на Мойке Пушкин оказался между двумя храмами: Спаса на Конюшенной и церковью в Зимнем дворце, тоже Спаса Нерукотворного образа. Перед смертью исповедовал Пушкина священник Конюшенной церкви отец Петр Песоцкий. Выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: " Я хотел бы умереть, как умирает этот человек! " Первоначально предполагалось отпевать Пушкина в Исаакиевском соборе. Считается, что Николай I хотел унизить поэта, поэтому его стали отпевать в Конюшенной церкви. Но Исакиевский собор только строился и там не было места. Статус же Конюшенной церкви был придворный. На отпевание в ней всегда нужно было получать особое разрешение. Николай I дал это разрешение, чем оказал большое уважение поэту. Отпевание состоялось 1 февраля 1837 г., на котором присутствовали все власти, вся знать Петербурга. И отсюда поэт отправился в свой последний путь в Святые Горы. 2 марта 1857 г. в этой же церкви отслужили первую в России панихиду по скончавшемуся в Берлине М.И.Глинке. В 60-е годы 18 в. здесь венчался известный церковный композитор М.С.Березовский. В 1736 году, по желанию служащих при Главных Придворных конюшнях иметь свой храм и своего пастыря, повелением императрицы Анны Иоанновны устроена деревянная церковь в главном здании придворных конюшен, на Конюшенной площади, в палате, что над воротами, и освящена во имя " Нерукотворенного Спасителева Образа " в 1737 г., в присутствии самой императрицы. Через 10 лет по основании деревянной церкви, повелением императрицы Елизаветы Петровны, в 1746 г. заложена была каменная церковь на противоположной стороне площади и освящена в 1747 г. тоже в присутствии Императорского Величества и их Императорских Высочеств, для коих устроены были в церкви два богато убранных места. В 1822 году придворная Спаса Нерукотворенного Образа церковь была вновь переделана вместе с смежным с нею полуциркульным зданием Придворной конюшни по плану архитектора Стасова и освящена в 1823 г. .Построение этого храма, как и прежних, произведено на счет казны и обошлось, не считая наружных стен, вошедших в общую смету всего полуциркульного здания, одною внутреннею отделкою и украшением, 75 тыс. руб.

http://sobory.ru/article/?object=01675

Возведение некоторых кремлевских храмов также связано с именем Софьи Палеолог. Первым из них был собор во имя святого Николая Гостунского, построенный около колокольни Ивана Великого. Прежде там был ордынский двор, где жили ханские наместники, и такое соседство удручало кремлевскую деспину. По преданию, Софье во сне явился сам святой Николай Чудотворец и повелел построить на том месте православный храм. Софья проявила себя как тонкий дипломат: она направила к жене хана посольство с богатыми дарами и, рассказав о явленном ей чудесном видении, просила уступить ей землю в обмен на другую – за пределами Кремля. Согласие было получено, и в 1477 году появился деревянный Никольский собор, позднее замененный каменным и простоявший до 1817 года. (Напомним, что дьяконом этого храма был первопечатник Иван Федоров). Впрочем, историк Иван Забелин считал, что по приказу Софьи Палеолог в Кремле выстроили другую церковь, освященную во имя святых Космы и Дамиана, которая не дожила до наших дней. Предания называют Софью Палеолог основательницей Спасского собора, который, правда, при возведении Теремного дворца в XVII веке был построен заново и стал тогда же называться Верхоспасским – из-за своего расположения. Другое предание гласит, что Софьей Палеолог был привезен в Москву храмовый образ Нерукотворного Спаса этого собора. В XIX веке художник Сорокин писал с него образ Господа для храма Христа Спасителя. Этот образ чудом сохранился до наших дней и теперь находится в нижнем (стилобатном) Преображенском храме как его главная святыня. Известно, что Софья Палеолог действительно привезла образ Спаса Нерукотворного, которым благословил ее отец. В кремлевском соборе Спаса на Бору хранился оклад с этого образа, а на аналое лежала икона Всемилостивого Спаса, тоже привезенная Софьей. С храмом Спаса на Бору, который тогда был соборным храмом кремлевской Спасской обители, и деспиной связана еще одна история, благодаря которой в Москве появился Новоспасский монастырь. После свадьбы великий князь все еще жил в деревянных хоромах, то и дело горевших в частых московских пожарах. Однажды самой Софье пришлось спасаться от огня, и она наконец попросила мужа построить каменный дворец. Государь решил сделать жене приятное и исполнил ее просьбу. Так собор Спаса на Бору вместе с обителью оказался стеснен новыми дворцовыми постройками. И в 1490 году Иван III перенес обитель на берег Москвы-реки в пяти верстах от Кремля. С тех пор монастырь стал именоваться Новоспасским, а собор Спаса на Бору остался обычной приходской церковью. Из-за постройки дворца долго не восстанавливалась кремлевская церковь Рождества Богородицы на Сенях, тоже пострадавшая от пожара. Лишь когда дворец был готов окончательно (а это случилось только при Василии III), у него появился второй этаж, и в 1514 году архитектор Алевиз Фрязин поднял Рождественский храм на новый уровень, отчего он и сейчас виден с Моховой улицы.

http://pravoslavie.ru/791.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010