Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл молился за утреней Великой среды в Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре 19 апреля 2011 г. 20:38 Вечером 19 апреля 2011 года, в канун Великой среды, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Предстоятель Русской Церкви принял участие в вечернем богослужении в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» монастырского собора Спаса Нерукотворного Образа. На утрене Великой среды Святейший Патриарх Кирилл читал Евангелие. За богослужением молились наместник монастыря игумен Петр (Афанасьев) и братия обители, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков , благочинный приходов Покровского округа столицы протоиерей Геннадий Нефедов . В соответствии с решением Архиерейского Собора 2011 года и определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 2011 года ( журнал 29 ) настоятелям, наместникам и настоятельницам монастырей вручается игуменский посох. По окончании утрени Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитвы и вручил игуменский жезл наместнику Заиконоспасского монастыря отцу Петру (Афанасьеву), а также удостоил его права ношения креста с украшениями. Права ношения наперсного креста был удостоен насельник монастыря иеромонах Иоасаф (Петровых). После богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью . Заиконоспасский монастырь в Москве основан в 1600 г. при первом Патриархе Московском — святителе Иове. Наименование «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившимся вдоль Никольский улицы. Вплоть до 1700 г., времени кончины последнего Патриарха Московского в досинодальный период — Адриана, обитель посещали и совершали в ней богослужения Первосвятители Российские. В 1660 г., при царе Алексее Михайловиче, был заложен каменный собор во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа, ставший главным храмом монастыря. Спасский собор обители принимал в своих стенах многих российских императоров.

http://patriarchia.ru/db/text/1456117.ht...

Кукобой. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Нерукотворного Образа. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1836 и 1912. Адрес: Ярославская область, Первомайский район, село Кукобой, улица Октябрьская, дд. 2 и2А. Координаты: 58.697865, 39.910848 Проезд:От Ярославля: 1) по шоссе на Вологду до Пречистого, далее налево через Козу и Семеновское; 2) по Тутаевскому шоссе через Рыбинск, Пошехонье, Семеновское. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Кукобой, как видно из работы С. К. Любимова, с 16 века было то княжеским владением, то монастырской вотчиной. В 1764 году после секуляризации монастырских земель крестьяне здесь получают свободу от крепостной зависимости и с тех пор входят в категорию «экономических крестьян». (Сергей Любимов «История Кукобоя до 1917 года»; статья в газете Призыв 18 июня 2014 года) Спасский Собор был построен на средства петербургского статского советника, купца, владельца ткацкой мануфактуры в Санкт-Петербурге Ивана Агаповича Воронина. Вышел Воронин из крестьян деревни Рябинки (3 км от Кукобоя) и, являясь уроженцем Кукобойского прихода, принимал активное действие в жизни своей родной стороны. Собор в Кукобое был третьим храмом, который построил Иван Агапович. Сохранилось устное предание о том, что Воронин предложил своим односельчанам на выбор – строительство собора в Кукобое или железной дороги до Пошехонья (70 км по непроходимым лесам и болотам). Миряне выбрали храм, хотя в Кукобое действовала каменная церковь с колокольнею в честь Успения Божией Матери. В ней было еще два придела: свт. Николаю Чудотворцу и прп. Кириллу Белозерскому. Церковь была построена в 1836 году тщанием прихожан вместо пришедшей в негодность деревянной церкви святителя и чудотворца Николая с приделом преподобного Кирилла Белозерского (1765 года постройки). Никаких подтверждающих источников о выборе односельчан между храмом и железной дороги не сохранилось. Как бы то ни было, в 1907 году Воронин обращается к Ярославскому Епархиальному Начальству с прошением о разрешении на постройку нового храма в селе Кукобой, Пошехонского уезда, Ярославской губернии. Причина, указанная в документе: существующая церковь Успения Божией Матери по своей ветхости и маловместимости не удовлетворяет нуждам прихожан. (Приход состоял из 1043 душ мужеского пола и 1177 женского; Успенская церковь могла вместить в себя: 400 душ в зимнем храме и столько же в летнем, холодном). Все расходы, как на строительство, так и на дальнейшее содержание будущего храма, Иван Агапович брал на себя. (Сведения из журнала Ярославской духовной консистории от 30 мая 1907 года. ГКУ ЯО, фонд 230, опись 2, дело 5728, листы 141-143).

http://sobory.ru/article/?object=61903

Собор вновь отделан в 1836 г. Пострадал собор и в 1917 г. Ныне двухсветный четверик Спасского храма, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками, обозрим только изнутри. На южной стене сохранилась пара окон внизу и одно - вверху. Убранство интерьеров и росписи стен относятся ко второй половине XVIII века. Под слоем живописи XVIII столетия частично сохранилась стенопись 1680-х гг. Деревянный резной иконостас XVIII в. в 4 яруса выполнен в формах барокко. Средняя его часть на высоту двух ярусов закрыта окладом из чеканного серебра, установленным в 1778 г. В местном ряду уцелели иконы XVII в. работы мастеров Федора Зубова, Леонтия Степанова и Сергея Костромитина (Рожнова). В трапезной сохранились две круглые печи из муравленых изразцов конца XVII в. Северный придел с 1682 г. именуемый Иоанно-Предтеченским, связан с Верхоспасским собором проемом в северной стене и имеет общую с ним трапезную. В трехярусном, сдержанном по рисунку форм иконостасе (возможно, середины XIX в.) размещены иконы XVII столетия. Сохранившаяся настенная живопись, вероятно, второй половины XVIII в. с позднейшими вычинками. К 1990 г. Верхоспасский собор вместе со всеми Теремными церквами относится к числу " правительственных здавний " . Доступа простым посетителям в эти храмы нет. Источник: Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001. Верхоспасский собор в Московском Кремле — обиходное название комплекса домовых церквей русских царей при Теремном дворце. Исстари при жилых покоях московских князей, а потом и царей существовали теремные церкви. К середине XVII века домовые церкви представляли собой несколько разнообъемных зданий, расположенных на подклетах великокняжеского дворца к северу от церкви Ризположения: Домовые церкви цариц и царевен: церковь Екатерины (1627, строил англичанин Джон Талер) и надстроенная над ней в 1654 г. церковь Евдокии, которая была впоследствии переосвящена в честь Воскресения Словущего, то есть обновления храма Гроба Господня; Домовая церковь царей и царевичей во имя Спаса Нерукотворного с приделом Иоанна Белгородского (1635-36), впоследствии переосвящённым во имя Иоанна Предтечи и надстроенным над ним храмом во имя Крестовоздвижения, который чаще называется Распятским. В 1680-е годы венчающие обе храмовые группы церкви Воскресения и Воздвижения были подведены под одну крышу.

http://sobory.ru/article/?object=03410

Был назначен благочинным 2-й бригады Кавалерийского запаса 27 мая 1903 года и 57-й резервной пехотной бригады 21 января 1904 года. Иерей Василий был вдов, детей не имел. Проживал в наёмной квартире. «В походах и делах противу неприятеля не находился». В том же 1904 году 57-я резервная пехотная бригада (новое наименование 60-й) переводится к новому месту дислокации, а церковь становится приходской. Иерей Василий Константинович Борисоглебский постановлением Духовного правления при Протопресвитере военного и морского духовенства от 30 октября 1904 года оставлен на службе при сей же церкви. О главной святыне саратовского Свято-Троицкого кафедрального собора Протоиерей Михаил Беликов, преподаватель СПДС Главной святыней Троицкого собора на протяжении вот уже двух веков был и остаётся древний образ Спаса Нерукотворного, находящийся в настоящее время в нижней Успенской церкви и хранящийся в киоте у правого клироса. Никаких документальных сведений о написании этого образа, о его появлении и обстоятельствах пребывания в Саратове мы, к сожалению, не имеем. Существует сказание о том, «кем написана, откуда, когда и кем принесена в Саратов эта икона» 433 , записанное В.П. Соколовым в его книге «Саратовский Троицкий (старый) собор». Вот оно: «Эта икона представляет собою один из многочисленных снимков образа нерукотвореннаго Спаса, написанного на стене Троицкого собора в Сергиевой Лавре знаменитым чернецом-иконописцем Андреем Рублёвым († около 1450 г.), расписавшим лаврский собор... снимок этот сделан был по заказу стрельцов, которые привезли его с собою в левобережный Саратов, куда они посланы были „ради службы государевы“. Здесь, на месте нового местожительства своего они построили деревянный на каменном фундаменте храм во имя нерукотвореннаго Спаса и привезённый с собой из Москвы образ поставили в этом храме за престолом, у горнего места; затем, когда левобережный Саратов был перенесён на правый берег, стрельцы взяли образ с собою в „новый город“, где они также построили деревянный храм во имя св. Троицы, в котором и поместили свою святыню; когда же этот храм сгорел и решено было заменить его каменным в то же наименование, стрельцы перенесли сохранённую ими от пожара святыню в деревянную, современную построению города часовню, находившуюся за городом, за московскими воротами, там, где теперь Киновийская церковь ; наконец, после построения в 1695 г. каменного собора, образ нерукотвореннаго Спаса перенесён был из часовни в собор, где находится и по настоящее время» 434 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вятка (Киров). Собор Спаса Нерукотворного Образа. Спасский собор Карта и ближайшие объекты Спасский собор, 2-я половина XVIII в. Каменный Спасский собор был выстроен на древнем торгу вместо деревянной Троицкой церкви ещё в 1693 году. После большого пожара 1752 года, сильно повредившего храм, по Указу синода от 1761 года решено было возвести двухэтажный храм. Строительные работы, затянувшиеся до конца века, были начаты с середины 1760-х годов. Собор был одним из первых сооружений нового классицистического стиля, пришедшего на смену пышным формам Вятского барокко в последней четверти XVIII столетия. Строительство храма по проекту неизвестного архитектора, хорошо знакомого со столичным зодчеством своего времени, с 1786 года перешло под надзор Ф.М. Рослякова. По его чертежам был установлен иконостас главного храма и приделов, последний из которых освятили только в 1818 году. Расположенное на гребне спуска, ведущего к реке Вятке, здание играло заметную роль в планировке старой части города. Горделиво возвышаясь среди невысокой застройки, оно властно стягивало к себе перспективы окружающего ландшафта. Импозантный двухэтажный собор имеет в плане форму креста. Площадь средокрестия, значительно превышающего примыкающие к нему боковые помещения, венчал широкий восьмигранник и световой барабанчик с изящной главкой на высоком лотковом куполе. Тенденция к центричности, ясно намеченная в объёмно-пространственном решении здания, нарушена удлинением западного рукава в результате пристройки трапезной и колокольни над папертью, что ставит постройку в ряд традиционных трёхчастных храмов, решённых «кораблём». В архитектурном оформлении фасадов, выполненных в духе раннего классицизма, ещё много черт уходящего барокко: восьмигранные объёмы завершений, заглубление окон, активное членение плоскости стен пилястрами и филёнками. Торцы рукавов креста, завершённые треугольными фронтонами, оформлены в виде пилястровых портиков строгого тосканского ордера. Междуэтажный карниз членит здание по горизонтали в соответствии с внутренней организацией пространства. Высокие арочные окна, акцентированные по первому этажу замковыми камнями, ритмично прорезают стены фасадов. Но в декоративном оформлении уже нет пластичных и живописных деталей, присущих стилистике барокко, простые профили карнизов и оконных обрамлений, филёнки над окнами первого этажа и прямоугольные ниши под окнами второго, строгий ритм пилястр, слегка раскреповывающих карнизы, - всё строго и лаконично.

http://sobory.ru/article/?object=08731

Московская область (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Московская область СЕРГИЕВ ПОСАД. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: преп. Сергий, Никон, Михей, Дионисий и Антоний Радонежские, Максим Грек, свт. Серапион Новгородский, Иоасаф и Иннокентий Московские, Макарий Алтайский , Исаия Ростовский (глава), муч. Архидиакон Стефан (десница); «Сергиевская-Смоленская» и «Черниговская» иконы Божией Матери, икона свт. Николая. Гефсиманский (Черниговский) скит: преп. Варнава Гефсиманский . ХОТЬКОВО. Покровский Хотьков женский монастырь: преп. Кирилл и Мария Радонежские (родители преп. Сергия). МУЗЕЙ-УСАДЬБА «МУРАНОВО» (Сергиево-Посадский район, близ Радонежа). Храм Спаса Нерукотворного образа: «Корсунская» икона Божией Матери. ДМИТРОВ. Борисоглебский монастырь: «Феодоровская» икона Божией Матери. П. ДЕДЕНЕВО, Дмитровского района. Спасо-Влахернский женский монастырь: преп. исп. Параскева Дмитровская (ХХ в.), «Влахернская» икона Божией Матери, икона Спасителя в терновом венце («Беленький Спас»). ЗВЕНИГОРОД. Саввино-Сторожевский монастырь: преп. Савва Сторожевский (XIV в.). СЕРПУХОВ. Никольский собор: икона Божией Матери «Помощница в родах». Богородицкий Высоцкий монастырь: преп. Афанасий Высоцкий, Младший (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Введенский Владычный женский монастырь: преп. Варлаам Серпуховской (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», иконы св. царевича Димитрия Угличского и муч. Иоанна Воина. Серпуховский историко-краеведческий музей: икона «Введение Богородицы во храм». С. РАЙ-СЕМЕНОВСКОЕ, Серпуховского района. Храм Спаса Нерукотворного образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших». П. НОВЫЙ БЫТ, Чеховского района. Давидово-Вознесенская пустынь: преп. Давид Серпуховской (XVI в.). Д. САТИНО-РУССКОЕ, Подольского района. Вознесенский храм на кладбище: муч. Евгений Родионов (ХХ в.) (могила около храма), «Ахтырская» икона Божией Матери. ИСТРА. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: мц. Татиана (часть мощей). П. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО, Истринского района. Александро-Невский храм: оригинал «Торопецкой-Корсунской» иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Лежнево. Никольский женский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Покровский собор На территории Никольского женского монастыря Карта и ближайшие объекты Церковь Покрова - оригинальный по композиции храм в формах русского стиля. Ближайшей аналогией конструкции и декорации памятника является церковь Введения 1900-09 гг. в Иванове, построенная владимирским губернским архит. П.Г. Бегеном. Возможно, ему принадлежит авторство и лежневского храма. Основу композиции составляет массивный прямоугольный объем на подклете - цоколе с ризалитами на боковых фасадах. Он увенчан пятью восьмигранными глухими барабанами, при этом центральный барабан поставлен на повышенный квадратный постамент. С востока к основному объему примыкают три мощные высокие апсиды (центральная полукруглая, боковые граненые). Боковые ризалиты в одну ось и центральные прясла западного и восточного фасадов завершаются килевидными закомарами, за которыми идет бочечная кровля рукавов креста. Высокие стены цоколя декорированы широким горизонтальным рустом на апсидах и устоях ризалитов и перспективными филенками на четверике. Выше фасады четверика расчленены лопатками на прясла: три на западном фасаде и четыре на боковых (здесь второе прясло с востока - более широкое - занимает ризалит). Лопатки рустованные, в основных пряслах - с ширинками, в поле которых выложены кресты; более крупные кресты украшают люнеты закомар. Высокие арочные окна обрамлены узкими лопатками и имеют профилированные архивольты с крупными замковыми камнями. Венчающий карниз с поясами ширинок и ступенчатых кронштейнов переходит на архивольты закомар. В основных пряслах помещены композиции из узкого и высокого арочного окна и таких же ниш по бокам; окна и ниши имеют рустованные рамочные наличники. Барабаны декорированы рустованными огибающими лопатками и арочными нишами в гранях; по верху барабанов проходят карнизы с кронштейнами и ширинками. В интерьере храма две пары мощных взаимно пересекающихся арок большого пролета, опирающихся на внутренние выступы стен боковых ризалитов и нар-текса и межалтарные стенки, поддерживают систему парусных сводов, которыми перекрыты ячейки. Алтарные апсиды с коробовыми сводами и конхами, а также три части нартекса с парусными сводами открыты в основное пространство храма широкими арками. В нартексе располагаются хоры. Крестообразный в плане просторный подклет имеет вход с запада.

http://sobory.ru/article/?object=14317

За свою историю монастырь не раз горел, а в 1238 году его основательно разрушили монголо-татарские орды. Свой нынешний вид монастырь приобрел при императрице Екатерине II, которая самолично заложила первый камень в основание одного из храмов на территории монастыря – собора Бориса и Глеба. «По одной из версий, это была идея новгородского губернатора Якова Сиверса, –  говорит настоятель Новоторжского Борисоглебского монастыря игумен Арсений. – Императрица путешествовала по России, и во время проезда через Торжок Екатерина II приняла участие, как сейчас бы сказали, в торжественном мероприятии». По словам отца Арсения, сейчас в обители Борисоглебского монастыря живут 4 священнослужителя и один инок, а также от 3 до 5 послушников и трудников. Монастырь входит в программу «Культура России», в рамках которой его восстанавливают. Уже полностью отреставрировали старинный братский корпус, который сейчас используется как паломническая гостиница, трапезную, настоятельский корпус, Входоиерусалимский храм. А как Борисоглебский монастырь выглядел во времена своего расцвета, видно на фотографиях великого русского путешественника и рационализатора цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Борисоглебский мужской монастырь,  С. Прокудин-Горский В монастыре находится и самое высокое здание Торжка – Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа . Подняться наверх можно по временным деревянным лестницам, ведь сама церковь сейчас на реставрации, которая должна завершиться к концу 2019 года. Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа С высоты 45 метров открывается чудесный вид на Торжок. Справедливости ради отмечу, что зимой вся прелесть города скрыта в серо-белых тонах и раскрывается лишь летом. Что ж, это повод еще раз приехать в Торжок. Вид на Благовещенский (Михайловский) собор Старо-Вознесенская (Тихвинская) церковь Наша экспедиция по православным местам Торжка продолжается в Старо-Вознесенской (Тихвинской) церкви. Эту церковь построили без единого гвоздя и внутренних перекрытий в 1653 году, затем перестроили в 1771 году. Вот так церковь выглядела 100 лет назад.

http://pravmir.ru/otkuda-v-malenkom-goro...

В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил протоиерей А. А. Израилев. Собор был домовым храмом Императорской семьи. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарём. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 (25) октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии императора и кавалеров Георгиевского ордена совершалось 26 ноября, в Юрьев день. С 1798 настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777–1794), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918, последним — Николай Григорьевич Кедринский. Собор пострадал при штурме Зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма. Современное состояние [ править править код ] 9 декабря 2014 года Церковь Спаса Нерукотворного Образа, спустя многие годы, открылась для посетителей. Открытие было приурочено к торжествам в честь 250-летия Государственного Эрмитажа. 25 декабря 2014 года в открывшейся после реставрации церкви была отслужена первая за 96 лет Божественная Литургия. Перед началом службы настоятель протоиерей Владимир Сорокин освятил храм иерейским чином. Святыни [ править править код ] В соборе хранился ряд святынь и ценных художественных произведений. В молённой при алтаре был помещён образ, написанный в 1693 году Феодотом Ухтомским, украшенный золотой ризой с бриллиантами. Позднее сюда были перенесены святыни, поднесённые Павлу I Мальтийским орденом 12 (25) октября 1799 года в Приоратском дворце в Гатчине: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетине (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней. В честь обретения этих реликвий Правительствующий Синод установил новый церковный праздник «Перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя» , отмечаемый 12 (25) октября начиная с 1800 С 1852 года ко дню праздника реликвии переносили на месяц из Зимнего дворца в Павловский собор в Гатчине. Архитектура [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Спаса_...

Однако в повседневной жизни и в официальных документах он значился просто как Большая церковь (собор) Зимнего дворца. Расположение Большой церкви в юго-восточной части Зимнего дворца не случайно. Во-первых, поблизости должны были располагаться покои императрицы Елизаветы Петровны, окнами на луг. Во-вторых, примерно на этом же месте находилась придворная церковь в третьем Зимнем дворце. Ну и, конечно, в соответствии с каноническими традициями собор сориентирован строго по оси «запад – восток». Особо отметим и то, что если помещения и залы Зимнего дворца многократно перекраивались по воле их хозяев, то Большой и Малый соборы Зимнего дворца оставались некой константой, вокруг которой шла парадная и повседневная жизнь главной императорской резиденции. Церемонию закладки храма провели 14 октября 1753 г., т. е. тогда, когда еще не были окончательно оформлены планировочные контуры самого Зимнего дворца. Однако отделка интерьеров собора началась только спустя шесть лет. Интерьер собора Спаса Нерукотворного образа оформляли преимущественно итальянцы. Купола собора расписали К. Цуки и Ф. Мартини, алтарную часть Д. Венерони, лепкой занимался Дж.-Б. Джани. Но иконы в трёхъярусном иконостасе исполнили И.И. Бельский с братьями и И.Я. Вишняков. Интерьер Большой церкви, созданный по проекту Ф.Б. Растрелли, стал одним из самых пышных в Зимнем дворце. Поскольку Петр III пожелал въехать в Зимний дворец на Пасху 1762 г., возведение Большой церкви всячески форсировали, но достроить ее так и не удалось. Поэтому 6 апреля 1762 г. архиепископ Новгородский Дмитрий, освятив недостроенную резиденцию, освятил вместо собора временную Воскресенскую церковь. Император Петр III в Зимнем дворце в 1762 г. фактически не жил, поскольку через несколько недель он выехал из Петербурга в пригородные резиденции. Но тем не менее в дворцовом фольклоре остались легенды о совершено непристойном поведении молодого императора во время церковных служб. Он открыто насмехался над священниками, бродил по храму во время службы и намеревался остричь бороды дворцовому духовенству.

http://sobory.ru/article/?object=13366

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010