Кафедральный собор во имя Спаса Нерукотворного Образа в Елабуге - подлинная " жемчужина " Прикамья, его символ и гордость. История этого памятника архитектуры республиканского значения неразрывно связана с историей города. Само название Трёхсвятского села, впоследствии ставшего городом Елабугой, многие историки выводят от драгоценной иконы Трёх Святителей, подаренной сельчанам самим Иоанном Грозным. Здесь когда-то оснащал свои отряды Ермак Тимофеевич перед походом в бескрайние сибирские просторы. Он провёл их мимо Трёхсвятского села и был принят хлебом-солью в мужском монастыре возле исторического памятника булгарской культуры X-XIV веков " Чёртово городище " . Здесь же, но уже на обратной дороге из Сибири, возвращаясь из ссылки, побывал и автор знаменитого " Путешествия из Петербурга в Москву " А.Н. Радищев. Грозный Емельян Пугачёв летом 1774 года пополнял возле Елабуги свои войска местными крестьянами, поверившими в его якобы царское происхождение, а то и просто бунтарями, разбойниками и авантюристами. Период пребывания в Елабужском крае Пугачёва подробно описан купцом и краеведом Иваном Васильевичем Шишкиным в " Истории города Елабуги " . В Елабуге испокон веку считают, что Спасский собор возведён по воле Божией на месте, указанном иконой Чудотворного Образа Спаса Нерукотворного. История нынешнего Спасского собора, построенного в 1816 году, началась ещё в XVI веке. Тогда в самом центре села Трёхсвятского стояла деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, построенная незадолго до 1648 года, когда рядом с ней возвели каменную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1714 году Спасский храм разобрали, а на этом месте возвели новый, каменный, оставив прежнее освящение. Большая по размерам Казанская церковь стала его тёплым приделом. Главной елабужской святыней уже тогда была чудесным образом обретенная икона Спаса Нерукотворного, датируемая серединой XVII века. Горожане считали её своей покровительницей и целительницей. Примечательно, что на этой иконе Спаситель был изображён необычно: его лицо выражало " скорее суровость, чем кротость и милосердие " .

http://sobory.ru/article/?object=07900

Еляково, урочище. Храмовый комплекс. Церкви Спаса Нерукотворного Образа и Николая Чудотворца. Спасская и Никольская церкви погоста Еляково /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1776 и 1869. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Даниловское сельское поселение, урочище Еляково Координаты: 58.206948, 40.277481 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:На месте комплекса теперь карьер Изменить описание Утраченные храмы комплекса: Церковь Николая Чудотворца (1776) Церковь Спаса Нерукотворного Образа (1869) Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церквей две: 1) Спаса Нерукотворенного Образа, каменная, построена в 1869 г. и 2) Николая чудотворца, деревянная, построена в 1776 г. Обе построены иждивением прихожан. Особо чтимая икона святит. Николая чудотворца древнего письма. Чтутся также иконы Спаса Нерукотворенного Образа и Казанской Божией Матери. Часовен две: каменная - устроена при св. вратах в самом селе Елякове в 1869 г. и деревянная в приходской деревне - Займе, устроена в 1889 г. Расстояние по прямой до Ярославля 64 в., до Данилова 6,5 в. Ближайшие церкви: Благовещенская с. Реброва в 1 в. и Воскресенский собор в Данилове в 6,5 в. Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, Типография Губернской Земской Управы, 1908.  На планах межевания 1792 года погост Еляков уже обозначен. В статье Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей 28-29 2003г о священномученике иерее Александре Абиссове напечатано, что его «пращур Никита (р. 1740 ? г.) был строителем деревянного храма Спаса Нерукотворного Образа в приходе с.Еляково, Даниловской округи и его первоиереем (?) с 1771г.» Его сын «Архип Никитин, 1763-1809 гг., служил священником Спасской церкви с.Еляково Даниловского уезда в 1789-1809 гг». В 1869 г. в селе Елякове была построена еще каменная церковь в честь чудотворца Николая (Никольская) и одновременно каменная часовня при святых вратах. Построены они были тщанием прихожан. Однако, в Списке приходов Даниловского уезда 1877 года в с.Елякове значится только Спасская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=61870

Но наступают другие времена, и храм " превращается " в памятник архитектуры, который, однако, государство берет под охрану. В 1973 году собор уничтожают: растаскивают тракторами, камни сбрасывают в реку. А еще через 20 лет по указу Б. Ельцина " охраняемый памятник архитектуры " , уже давно не существующий, снимают с охраны государства. В 2000 году на месте храма Нерукотворного Образа был установлен памятный крест, освящение которого совершил 2 июня настоятель кафедрального Свято-Ильинского собора Архангельска протоиерей Владимир Кузив, посетивший Красноборск во время крестного хода по Северной Двине. С того времени утраченная традиция возобновилась. По материалам сайта: www.arhpress.ru. http://arhispovedniki.ru/gallery/ Первое письменное упоминание о Красноборске относится к началу XVII века. «В 1620 году на Юрьеве-Наволоке отдан был на пустом гарном месте дикий лес крестьянину Игнатию Яковлевичу Ожегову (Рудачку), с обязательством платить в казну оброка 16 алтын и 3 деньги». Построив свои дома и освоив землю, Ожегов стал получать доходы и в 1627 году на свои средства построил деревянную церковь во имя Спаса Нерукотворного. Постепенно здесь начинают селиться жители из окружающих селений и приезжие. Увеличивающееся селение стало именоваться слободкой, затем посадом. В 1775 году в посаде насчитывалось 102 дома с численностью населения 500 человек, с гостиным рядом в 105 лавок, с широко развитой торговлей. В 1780 году в результате административных преобразований по указу Екатерины II посаду Красный Бор присвоен статус – уездный город Красноборск. В 1781 году утвержден герб города. С сайта Красноборского районного музея: http://krasnoborskmuseum.ru/history.html Церковь Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что в заштатном городе Красноборске, находится на левом гористом берегу реки Северной Двины, при устье речки зовомой Нечмежа. Она остоит от уездного города Сольвычегодска в 70 верстах. Первоначальное существование свое восприяли по явлению нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7135-е (1627) при державе Благоверного и Благочестивого Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России. Предание говорит, что образ тот явился в пустом лесистом месте на березе. На том месте тогда и была построена деревянная церковь во имя Нерукотворенного Образа. Построена же церковь та неизвестно кем именно, а только летописец говорит так: «есть село нарицаемое Красной бор, в том же селе возграждена церковь деревянна во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7135 Создатель же церкви оной бысть некий муж Боголюбец того же села насельник».

http://sobory.ru/article/?object=38324

Куйбышев (Каинск). Кафедральный собор Спаса Нерукотворного Образа. Спасский кафедральный собор Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:Между 2019 и 2022. Ссылки:   Адрес: Россия, Новосибирская область, Куйбышев, улица Папшева Координаты: 55.447939, 78.30489 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 14 августа 2022 года в праздник Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня в городе Куйбышев состоялось Великое освящение Спасского собора. Каинск-Куйбышев — один из самых посещаемых туристами городов области, с 1990 года он имеет статус исторического поселения России. Сегодня Куйбышев переживает второе рождение — подробности его изначальной истории неожиданным образом открылись во время спасательных археологических работ, когда приняли решение восстановить Спасский собор. Раскопки проводили учёные Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН осенью и весной 2019–2020 годов. История открывалась буквально на глазах. В советское время здесь был сквер, стоял памятник Валериану Куйбышеву, который накануне раскопок перенесли. И вот под постаментом революционеру и фонтаном, который здесь когда-то работал, открылся фундамент собора, а под ним — древние православные погребения. Деревянные церкви на этом месте стояли с XVIII века, сменяя одна другую, вокруг по традиции располагался погост. Так, углубляясь в слои истории, археологи подняли останки почти 500 человек. Останки каинцев после раскопок доставили в Новосибирск для антропологических исследований, а теперь они уже возвращены в Куйбышев. В подвальном помещении Спасского собора для них приготовлены специальные ниши — костницы, захоронение состоится с соблюдением православного обряда. Каинский форпост был построен на реке Омь при впадении в неё речки Каинки в 1722 году для защиты от набегов кочевников. Через 28 лет гарнизон был расформирован, казаки занялись крестьянством, Каинская слобода переехала на новое место, на восемь километров южнее. Перевезли и первую церковь — во имя Спаса Нерукотворного Образа — на место нынешнего собора. А в 1782 году Екатерина II пожаловала Каинску статус города.

http://sobory.ru/article/?object=59759

В свои храмовые праздники многие ярославские приходские церкви принимали икону Спаса Нерукотворного (вместе с чудотворной иконой Толгской Богоматери, когда та находилась в кафедральном Успенском соборе). Порядок был такой: накануне праздника горожане направлялись из своего храма с крестным ходом в собор, брали Толгскую святыню, а на обратном пути присоединяли к торжественному шествию образ Спаса. Кроме того, икону Нерукотворного Спаса ставили в определенные дни и в торговых рядах, и в домах горожан. Ежегодно в храмовый праздник, 24 мая, из Спасо-Пробоинской церкви совершался крестный ход с наиболее чтимыми чудотворными иконами города - Нерукотворного Спаса, Толгской и Смоленской Богоматери. Этот крестный ход был официально установлен по просьбе горожан в 1867 г., текст ходатайства приведен в книге священника Иоанна Соловьева: «24 мая 1612 года обретен был образ Нерукотворенного Спаса, и в то число совершен был крестный ход кругом Земляного города с чудотворными иконами Нерукотворенного Спаса и Богоматери Толгской. Граждане города Ярославля, в воспоминание этого дня, желали бы и ныне каждогодно совершать крестный ход из Спасо-Пробоинского храма, если не кругом всего Земляного города, то, по крайней мере, кругом того места, которое занимал Ярославль в 1612 году. А так как известно, что город Ярославль граничил тогда с восточной стороны р. Волгою, с южной - Которостию, с северной и западной - земляным валом, который проходил от нынешнего Семеновского съезда к Власьевской башне и от сей последней к Угличской до р. Которосли, - то ярославское градское общество, дабы сохранить навсегда в жителях Ярославля память бывшего в помянутый день чудодейственного хода и последующих затем чудесны знамений от образа Спасителева, и постановило: просить Епархиальное начальство, чтобы оно разрешило каждогодно 24 мая совершать крестный ход из Спасо-Пробоинской церкви вокруг того места, где был земляной вал, а именно: по набережной к Стрелецкому бульвару, оттуда по Стрелецкой улице к Спасскому монастырю, а от монастыря берегом р. Которости к Спасонагородской церкви, отсюда же по Пробойной линии на Ильинскую площадь и в местную церковь». Среди подписавшихся под «сим приговором» имелись имена потомственных почетных граждан Ярославля, купцов первой и второй гильдий, оставивших значительный след в истории города - Вахрамеевых, Оловянишниковых, Пастуховых, Соболевых, Дунаевых и др.

http://sobory.ru/article/?object=05737

Ярославль. Кирилло-Афанасьевский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасо-Пробоинская церковь Карта и ближайшие объекты Первоначально монастырь был деревянным. В 1664 году в обители по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича возвели первую каменную церковь. Собор во имя патриархов Кирилла и Афанасия — бесстолпный одноглавый храм с глухим барабаном, перекрытый коробовым сводом. Позднее в монастыре появились и другие каменные постройки. Церковь Спаса Неруковтоворного (Спасо-Пробоинская) (1696—1705), затем в XVIII веке построили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память об обретении на этом месте чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Башни тогда завершались шпилями с фигурами ангелов с трубами. В XIX веке появились каменные двухэтажные настоятельские покои с трапезной палатой, две братские кельи. Кирилло-Афанасьевский монастырь никогда не был ни крупным, ни богатым. В XVIII-XIX веках в нем проживало всего семь монахов и один белец. Афанасьевская обитель была причислена к заштатным указом императрицы Екатерины II 1764 года. В 1857 году Кирилло-Афанасьевский монастырь был возведен в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов. Строения Кирилло-Афанасьевского монастыря сильно пострадали во время восстания 1918 года. В 1925 году монастырь закрыли, в его строениях разместились производственные мастерские, жили люди. В 2007 году Кирилло-Афанасьевского монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. С 2009 года это действующий мужской монастырь. Основание Спасо-Пробоинской церкви произошло 25 мая 1612 г. на месте обретения чудотворной иконы Нерукотворного Спаса. Начало XVII в. - тяжелейшее для страны время Смуты, польско-литовской интервенции, самозванства: «бедственно было тогда состояние земли Русской… Поляки уже засели в Москве как победители и истребляли последнее имущество разоренных жителей; ежедневные убийства обагряли стогны и поля; трупы непогребенные видимы были на распутиях; жены и девы похищаемы были из недр семейств и с наглою дерзостию лишаемы были чести и жизни; законы опровержены, правосудие уничтожено; Вера попрана, святыня поругана. Все дышало унынием, на все простерся мрак горести и отчаяния».

http://sobory.ru/article/?object=05737

Киренск. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Протоиереем Михаилом Пономарёвым было начато строительство каменного здания Киренского Спасского собора в 1805 году. " Спасский собор в Киренске каменный, трехпрестольный, достаточно вместительный, весьма благоустроенный трудами о. протоиерея Кокоулина. При соборе довольно хорошая, сравнительно с сельскими храмами, библиотека. Но напрасно в приделах собора сделан лепной потолок и раскрашен в кирпичный цвет, что совершенно не гармонирует с отделкою главного храма и является бьющим в глаза пятном; иконостасы приделов тоже выкрашены не в тон иконостаса главного храма: тот голубой, а эти красные. Существенного значения, конечно, все это не имеет, но портит общее приятное впечатление от собора " пишет Н.А. Пономарев из поездки преосвященного епископа Евгения в Киренский уезд в июне-июле месяцах 1913 г. Источник: Киренская Спасская (Спаса Нерукотворного Образа) церковь была построена внутри Киренского острога в 1656 г. В 1805 г. началось строительство нового храма, более соответствующего статусу собора уездного города. Собор был выстроен с двумя приделами (старый трехпридельный храм в 1811 г. уже сгорел), освященными: в 1812 г. – во имя Спаса Нерукотворного Образа, в 1815 г. - во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1892 г. на средства [Киренского] купца Н. Маркова был пристроен недостающий (третий) придел, который был освящен 8 ноября 1892 г. во имя Св. Николая Чудотворца. К приходу Киренский Спасской церкви были приписаны четыре церкви: Знаменская в с. Поворотном (постр. в 1878-1880 гг.), Михаило-Архангельская в с. Нижне-Карелинском (постр. в 1873г), во имя Свв. Бессребреников Косьмы и Демиана в с. Никольском (постр. в 1863 г.) и во имя Сорока Мученников в с. Бурском (постр. в конце XIX – начале XX вв.). Казанская Спасская церковь была закрыта по Постановлению Президиума Восточно-Сибирского краевого исполкома от 10 марта 1935 г. http://forum.vgd.ru/post/2517/81465/p2573309.htm Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38607

Первым владельцем деревни Уборы, как свидетельствуют сохранившиеся архивные документы, становится думный дьяк Елизар (Елизарий) Данилович Вылузгин, выдвинувшийся в годы царствования Ивана Грозного. По всей видимости, за свои труды на ниве государевой службы он и получил от царя деревню Уборы. После смерти Елизара Вылузгина в начале XVII века деревня Уборы переходит во владение его вдовы Стефаниды, которая в 1610 году выдаёт дочь Марию Вылузгину за стольника Ивана Петровича Шереметева, потомка в девятом колене Андрея Кобылы, первого исторически достоверного предка династии Романовых. В качестве приданого стольник получает за невестой звенигородские вотчины и деревню Уборы с пустошами, остававшиеся во владении рода Шереметевых в течение трёх столетий вплоть до 1917 года. Пётр Васильевич Шереметев Меньшой (1650-1697), внук И. П. Шереметева, подражая примеру известных московских вельмож того времени, решает превратить Уборы в родовую вотчину и возводит здесь деревянный храм в честь Спаса Нерукотворного Образа. По законам того времени, строительство храма превращало деревню в село, которое начинает отныне именоваться в документах " селом Спасским Убора тож " . Царь Алексей Михайлович Романов, при дворе которого П. В. Шереметев занимал важные государственные должности и был комнатным стольником, дарит храму в подарок две печатные богослужебные книги - " Триодь постную " и " Триодь цветную " . По указу царя они были изъяты из его личной канцелярии Приказа тайных дел и вплоть до закрытия храма в 1930-е использовались на службах. Занимая к 1693 году высокий пост руководителя Поместного приказа, П. В. Шереметев решает через некоторое время не просто заменить деревянный храм Спаса Нерукотворного каменным, но и построить такую домовую церковь, которая могла бы затмить расположенные по соседству храмы в пышных усадьбах, других знатных московских бояр. Поэтому возводить каменный Спасский храм в Уборах П. В. Шереметев приглашает известного архитектора Я. Бухвостова. В конце 1693 года начинаются подготовительные работы. 10 января 1694 года " Янко Бухвостов с товарищами Мишкой Тимофеевым и Митрошкой Семеновым " подряжается до 1 сентября того же года построить каменную Спаса Нерукотворного Образа церковь в селе Уборы. Вместе с храмом Бухвостов должен был возвести и новые боярские хоромы. Ситуация осложнилась тем, что параллельно с Уборами Я. Бухвостов строил ещё два объекта, находившиеся друг от друга на расстоянии более 200 километров: Успенский собор в Рязани и здание Ново-Иерусалимского монастыря. Разумеется, при такой удалённости объектов и загруженности работой он никак не мог сдать в срок храм в Уборах, что послужило появлению судного дела, подлинник которого сохранился в Российском государственном архиве древних актов. Благодаря этому сегодня можно в деталях проследить все перипетии сооружения каменной Спасской церкви и противостояния боярина и зодчего.

http://sobory.ru/article/?object=00613

Следует упомянуть и о том, что после гибели Зимнего дворца, уже 20 декабря 1837 г., в Шепелевском доме развернули походную церковь, в которой император приказал установить «образ Христа Спасителя, который находился в Алтаре Большой придворной церкви в Зимнем Дворце» и который спасли во время пожара. Именно там состоялась панихида по всем погибшим на пожаре. Этот чудотворный образ Спаса Нерукотворного, буквально выхваченный из огня рушившейся церкви, был необычайно важен для Романовых. Исследователи считают, что этот образ написан Симоном Ушаковым для царя Алексея Михайловича. Позже образ перешел к Петру I от его матушки Натальи Кирилловны. Перед этим чудотворным образом Петр I «испрашивал благословение Божие на новую столицу», с этим образом Петр I никогда не расставался, и на смертном одре он стоял в изголовье императора. Чудотворный образ Спаса Нерукотворного перенесли в Зимний дворец из Москвы после коронации Екатерины II, что послужило основанием для нового освящения храма в честь Спаса Нерукотворного Образа. В ноябре 1838 г. Комиссия по восстановлению дворца определилась с «Предположением об освещении Большой и Малой церквей Зимнего Дворца». Так, в алтаре, на те же места установили допожарные настенные бра. Поскольку часть торшеров и светильников утратили, то их воссоздавали по образцу сохранившихся старых. Единственное изменение допускалось в сторону увеличения количества свечей. Император желал сделать Большой собор более светлым. Во время пожара иконы спасали в первую очередь и сняли даже те, которые были укреплены в верхнем ряду трехъярусного иконостаса. Видимо, Николай I находился в храме во время спасения икон, поскольку после пожара он счел нужным наградить деньгами тех, кто с опасностью для жизни спас эти иконы. Удалось спасти и большую часть канделябров и люстр, украшавших собор. После восстановления собора все это, тщательно вычистив, вернули на привычные места. Например, удалось спасти во время пожара серебряное паникадило, его отреставрировал мастер Дж. Банистер. А то, что утратили, воссоздали по сохранившимся образцам.

http://sobory.ru/article/?object=13366

Павлоград. Кафедральный собор Спаса Нерукотворного Образа. Церковь Голубицкого /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В 1892 году в уездном центре закладывается еще один духовный центр - храм в честь Нерукотворного Образа, впоследствии ставший кафедральным собором. Сама инициатива возведения очередного величественного храма в главном городе Павлоградского благочиния принадлежала почетному гражданину Павлограда Якову Федоровичу Голубицкому. Он же был и основным благотворителем, вложившим огромные средства в строительство. Храм построили и торжественно открыли в 1898 году. Первая мировая война и последующий за ней октябрьский переворот, гражданская война превратили жизнь каждого в сущее горе. Павлоград, как и другие города Украины, пожинал «плоды» революции, воин, коллективизации, раскулачивания, голодомора и сталинских репрессий. Красный террор не обошел стороной и Святую Церковь. За два вторых десятилетия XX века было уничтожено все, что возводилось кропотливыми трудами наших благочестивых предков - почти все храмы Павлограда были закрыты или разрушены. В городе остался только один действующий храм Спасо-Нерукотворного Образа, который после разрушения в 1936 году Вознесенского собора стал главным соборным храмом Павлоградского благочиния и единственным центром духовной жизни жителей пяти близлежащих районов: Павлоградского, Юрьевского, Межевского, Петропавловского и Синельниковского. Во время Великой Отечественной войны при бомбардировке города в 1943 году здание собора очень пострадало. Также в это время трагически погиб и настоятель храма протоиерей Симон. Не пощадила величественный храм и «хрущевская оттепель». В 1960 году собор был окончательно закрыт и переоборудован в спортзал с достройкой здания спортивной школы с западной стороны. Строительству «мешали» захоронения основателя храма Якова Голубицкого и его супруги. Вопрос решили однобоко. Надгробия просто разрушили, а останки небрежно перезахоронили на городском кладбище. В независимой Украине началось возрождение утраченных святынь. Храм Спасо-Нерукотворного Образа был первым возвращен Церкви в 1991 году. Его настоятелем был назначен протоиерей Валентин Цешковский, нынешний секретарь Днепропетровского епархиального управления. Началась его реставрация, которая была закончена в 1995 году.

http://sobory.ru/article/?object=20130

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010